ПРАВО
УДК 332. 340.114.5
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ НА СТУПЕНИ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2010 г. А.В. Петров, М.К. Горбатова, А.В. Домнина
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 13.09.2010
Анализируются современные проблемы формирования профессионального правосознания студен-тов-юристов в России.
Ключевые слова: правосознание, высшее юридическое образование, правовая культура.
В развитии и функционировании правовой системы любой страны особую роль играет страта профессиональных юристов, состояние и возможности их профессионального правосознания. Юрист-профессионал - ключевая фигура любой правовой деятельности и создаваемых в результате ее правовых институтов [1, с. 5].
В научной и общественной политической литературе активно обсуждается проблемы развития российского общества на современном этапе, его правовой системы, присущие ей противоречия и недостатки. Решение данных проблем исследователи справедливо видят в совершенствовании действующего законодательства и организационных структур, осуществляющих правоприменительную деятельность. Однако при этом нередко игнорируется личностный фактор и забывается о том, что эффективность функционирования любой сферы общественной жизни напрямую зависит от конкретных людей, которые ее профессионально осуществляют. Применительно к сфере юридической деятельности это означает: каковы юристы-профессионалы, такова и правовая система общества. Если это в целом люди с низким уровнем правовой культуры, то здесь не поможет и лучшее законодательство, заимствованное из самой продвинутой страны.
Отсюда понятно, что деятельность по формированию необходимого уровня профессионального сознания страты юристов, подготовке профессионалов для эффективной работы в специфической правовой сфере общественной жизни имеет принципиальное значение для развития правовой системы общества и совершен-
ствования каждого из ее структурных компонентов. От этого напрямую зависит эффективность процессов развития России как демократического, правового, социального государства, реформирование ее экономики и социальной структуры, укрепление позиций в мировом сообществе.
Профессиональное правосознание не возникает на пустом месте. Как элемент правовой культуры общества, профессиональное юридическое сознание формируется в процессе исторического развития общества, взаимодействия материальных и духовных компонентов правовой культуры, функционирования юридической науки и юридического образования. Особую роль в формировании профессионального юридического сознания играет существующая в стране система профессионального образования, особенно на ступени высшей школы. Не случайно в рамках модернизации системы государственного управления российским обществом в качестве одного из приоритетных направлений было выделена необходимость развития и совершенствования юридического образования.
26 мая 2009 года президентом Российской Федерации был подписан Указ № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». Его целью является прекращение выпуска неквалифицированных и низкопрофессиональных кадров для судебной системы, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, повышение правовой культуры всего населения в стране, противодействие коррупции.
Говоря об особенностях формирования профессионального юридического сознания на ступени высшего профессионального образования и возникающих здесь на современном этапе проблемах, следует обратить внимание, во-первых, на пограничный характер рассматриваемого уровня правосознания. Пограничный характер состоит в том, что студенты-юристы -это в основном группа носителей обыденного правосознания. Эта группа в ходе образовательного процесса постепенно переходит в группу носителей профессионального сознания, а часть студентов, наиболее склонная к исследовательской деятельности, - в группу представителей научного правосознания [2, с. 92-94].
Второй момент, на которой следует обратить внимание, это массовый характер исследуемого вида правосознания. Будущие профессиональные юристы, а ныне студенты изучают правовые дисциплины на юридических факультетах в университетах, институтах, академиях и других высших учебных заведениях, дающих юридическое образование. По имеющимся данным, на уровне высшего профессионального образования в России сегодня обучается свыше 700 тысяч студентов-юристов, а программы высшего профессионального юридического образования реализуют более 1200 вузов. Для сравнения отметим, что в СССР подготовкой профессиональных юристов занимались около 50 вузов.
Наконец, третий момент заключается в том, что сложная, в силу особенности ступени правосознания, и масштабно разросшаяся система высшего профессионального юридического образования функционирует во многом не эффективно. Она не обеспечивает в полной мере решения стоящих перед ней задач и не формирует, если говорить о системе в целом, а не о ее отдельных элементах, необходимого для развития современной России уровня профессионального юридического сознания. По сути, высшее профессиональное юридическое образование страны переживает затяжной, длящийся уже почти два десятилетия, кризис. Главной его проблемой было и пока остается снижение качества высшего профессионального юридического образования, которое неизбежно отражается на качестве и эффективности профессиональной юридической деятельности. Попытаемся выделить некоторые негативные тенденции в системе современного российского высшего профессионального юридического образования, которые, как представляется, в наибольшей степени определяют итоговое снижение его качества.
1. Подготовка профессиональных юристов непрофильными (т.е. непрофессиональными в этом деле) вузами, которая была активно начата с середины 90-х годов и, несмотря на некоторые сделанные попытки по ее снижению, столь же активно продолжается по сегодняшний день. В сравнении отметим, что в советское время сама мысль о возможности такой подготовки была бы расценена как абсурдная. Это и понятно, поскольку в отличие от многих специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования, юридическое образование - это пропуск на государственные должности, обремененные властью и ответственностью. Поэтому подготовка юристов для таких должностей по природе не может быть организована на любительском уровне.
2. Возникновение и массовое распространение подготовки юристов в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования на внебюджетной основе. Подготовка юристов на внебюджетной основе по сути не имеет в количественном отношении никаких ограничений и поэтому во многих государственных вузах уже превысила количество бюджетных студентов. Она имеет, как бы словесно ни прикрывалась, четко выраженную цель зарабатывания денег, а отнюдь не подготовку ответственных государственных мужей. В результате общая начальная планка, необходимая ранее для получения высшего профессионального юридического образования, неуклонно снижается. Эта тенденция непосредственно или опосредованно отражается на содержании и формах преподавания, на минимальных требованиях к положительным знаниям, других параметрах образовательного процесса.
3. Увеличение в пропорциональном отношении контингента студентов-юристов, обучающихся по заочной форме, особенно за счет сокращенных программ обучения. Есть специальности (направления подготовки), где заочные формы обучения способны обеспечить получение качественного образования только при условии, что студенты связаны с соответствующей практической деятельностью. К таковым, как полагаем, относится и юриспруденция, которая не может быть качественно освоена вне связи с практической юридической деятельности и, тем более, в сокращенные сроки даже при наличии другого профессионального образования. Собственно такая политика и проводилась в советское время в системе высшего профессионального юридического образования.
Можно, разумеется, отметить и другие негативные тенденции. В частности, неясные перспективы введения в системе юридического образования уровневой подготовки из-за неопределенности различий в спектре должностей, требующих высшего профессионального юридического образования, которые могут занимать выпускники со степенью бакалавра и выпускники со степенью магистра [3, с. 24-29]. Нельзя не отметить отсутствие четких подходов к проблеме формирования личности студента-юриста в системе высшего профессионального образования. Старые ценностные ориентиры оказались отброшенными, а новые в большей части либо несформированными, либо нереализуемыми из-за малой эффективности соответствующих организационных механизмов.
Отмеченные, как и иные негативные процессы в системе высшего профессионального юридического образования приводят не только к снижению уровня профессионального правосознания и соответствующей способности юристов профессионально решать задачи, возникающие в практической юридической деятельности. Они влияют на уровень моральных установок в профессиональной юридической среде, с чем, несомненно, связан рост ее коррупционности, на отношение к страте профессиональных юристов со стороны общества [4, с. 31-34]. Они, если не будут предприняты энергичные меры по преодолению негативных тенденций, способны привести в целом к деградации российской правовой культуры.
Нельзя сказать, что юридическое сообщество обходит вниманием недостатки в функционировании высшего профессионального юридического образования. Есть и достаточно серьезные предложения по их исправлению. Отметим, что состояние системы высшего профессионального юридического образования вызывает тревогу не только у вузовских работников, у работников системы управления высшим профессиональным образованием, но и у юри-стов-практиков, отметив в данном плане активную деятельность Ассоциации юристов России.
Ассоциация юристов предлагает произвести сокращение непрофильных государственных юридических вузов, осуществляющих выпуск юридических кадров в Российской Федерации с посредственными базовыми знаниями, для чего предлагается утвердить перечень профильных государственных и негосударственных вузов по подготовке кадров в области юриспруденции и осуществить поэтапное сокращение объемов бюджетного финансирования на подготовку юридических кадров в непрофильных вузах;
разработать предложения по внесению соответствующих изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» в части, касающейся отсрочек от призыва на военную службу для обучающихся на юридических отделениях и факультетах непрофильных государственных и негосударственных вузов [5].
Хотя некоторые представители юридического сообщества считают, что к таким мерам следует относиться с большой осторожностью [6, с. 38], полагаем, со своей стороны, что недостатки этих и подобных им предложений заключаются как раз в другом. Они, во-первых, не нацелены на системное, комплексное преодоление негативных тенденций; а таковое может быть осуществлено, если выделены и корректируются ключевые проблемы. К таковым совершенно не относится составление перечня профильных юридических вузов, поскольку для любого профессионала очевидно, что профильными здесь были и должны быть специализированные юридические институты и академии, а также юридические факультеты классических университетов. Во-вторых, выдвигаемые предложения, как правило, носят половинчатый характер. Они выражают позицию компромисса с чиновниками системы образования, допустившими крупные просчеты при определении политики в отношении высшего профессионального юридического образования. Такие меры не способны привести к радикальному изменению ситуации, а могут лишь замедлить темпы ее ухудшения.
Принципиальный подход в определении путей преодоления негативных тенденций в системе высшего профессионального юридического образования, которое обеспечивает подготовку кадров для основных структур государственного аппарата и важнейших элементов гражданского общества, должен состоять в полном восстановлении и развитии контроля государства за содержанием, формами и, главное, результатами юридического образования. Конкретные ключевые решения, реализация которых административными методами способна перевести систему высшего профессионального юридического образования на путь последовательного позитивного развития, должны, полагаем, состоять в следующем.
1. Полное прекращение подготовки юристов с высшим профессиональным образованием в непрофильных вузах, причем не только на основе бюджетного финансирования, но и на договорной (внебюджетной) основе. Только специализированные юридические институты, академии и юридические факультеты классических
университетов должны иметь возможность осуществлять прием по специальностям и направлениям подготовки, дающим право при получении высшего профессионального юридического образования занимать должности судьи, нотариуса, адвоката, арбитражного управляющего, прокурора или другие государственные должности, требующие высшего юридического образования [7, с. 71].
За непрофильными вузами при разработке специальных стандартов может быть сохранено право на подготовку узкоспециализированных юристов для работы в конкретных областях народного хозяйства. Например, юрисконсультами в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и т.п.
2. Необходимо полностью отказаться от подготовки юристов широкого профиля, т.е. ориентированных на работу в государственных структурах и правоохранительной системе, на основе договоров с юридическими или физическими лицами. Такая подготовка должна вестись исключительно за счет средств государственного бюджетного финансирования, но финансирования в должном объеме, обеспечивающем подготовку профессиональных юристов высокого уровня. Получаемая от внебюджетных источников финансирования прибыль, которая имела определенное оправдание в период острого недофинансирования вузов, сейчас явно перекрывается потерями от негативных сторон подготовки юристов на внебюджетной основе.
Такой же подход должен быть не только для государственных, но и для частных вузов. Они, при наличии соответствующего профиля, должны приобретать право на подготовку юристов с высшим профессиональным образованием, если получают заказ от государства и соответствующее бюджетное финансирование.
3. Должна быть пересмотрена политика в отношении получения высшего профессионального юридического образования по заочной форме обучения. Необходимо, как представляется, вернуться к положению, когда к приему на юридические специальности по заочной форме обучения допускались исключительно лица, уже работающие в юрисдикционных и правоохранительных органах или органах государственного и муниципального управления. Это даст возможность подтянуть уровень образования, получаемого по заочной форме, к уровню дневной формы обучения - базовой, основной для сложного и объёмного юридического образования.
При подготовке юристов не должны, полагаем, использоваться сокращенные формы обуче-
ния. Это не тот вид образования, который можно проходить галопом. Слишком велик риск получения поверхностного образования с последующим негативным социальным результатом при осуществлении практической юридической деятельности.
Здесь выделены решения, которые, как говорилось, позволяют устранить ключевые проблемы системы высшего профессионального юридического образования. Суть их заключается в том, чтобы в системе высшего профессионального юридического образования перейти от некачественного и противоречащего своей природе массового юридического образования к тому, чем оно должно быть, - элитному, государственному, высококачественному образованию.
Наряду с этим требуются продуманные решения и по другим направлениям. Необходимо определить квалификационные требования и перечень юридических должностей, которые могут быть заняты выпускниками юридических вузов со степенью бакалавра и магистра. Для работы в отдельных областях, например в должности юрисконсульта, сотрудника правоохранительных органов и некоторых других, достаточно знаний и навыков, полученных на ступени подготовки бакалавра. В то же время для занятия должностей, требующих более глубоких знаний и навыков по юридической специальности, предполагающих обладание властными полномочиями и соответствующий уровень ответственности перед государством и обществом, целесообразно установить требование о наличии магистерской подготовки у претендента [3, с. 24-29].
Укажем еще на некоторые направления совершенствования высшего юридического образования. Следовало бы ограничить подготовку юристов в филиалах вузов с уровнем бакалавриата, тогда как подготовку юристов на уровне магистратуры полагалось вести только на основных базовых подразделениях вуза. Такое распределение уровней позволит более эффективно контролировать качество образования юристов высшей категории. Необходимо расширять разработку и реализацию совместно с будущими работодателями специализированных программ бакалавриата и магистратуры, ориентированных на особенности деятельности соответствующих организаций [8, с. 34], более целенаправленно и эффективно стимулировать и поощрять творческое начало во всех аспектах организации юридического образования [9, с. 6-7] и другое.
Особое направление, принципиально определяющее уровень повышения качества высшего профессионального образования, это разви-
тие интеграции юридического образования и науки. Юридическая наука - важнейшая составляющая правовой культуры, так как именно здесь разрабатывается идеология права как социального института, его цели, функции, принципы, дух и смысл, формируются новые отрасли, институты и нормы права, новые юридические конструкции, понятия, инструменты, прогнозируется эволюция юридических технологий и правовой жизни.
Наука и образование органически связаны между собой и объективно не могут существовать друг без друга. Наука обогащает образование новыми знаниями, разрабатывает новые, прогрессивные методы обучения, а образование служит источником, питающим науку молодыми кадрами. Вот почему решение многих проблем развития научной и образовательной деятельности зависит от их эффективного взаимодействия. В то же время следует констатировать, что, в силу рассмотренных выше специфических проблем развития высшего профессионального юридического образования, его взаимодействие с юридической наукой также оказалось деформированным.
Интеграция науки и образования осуществляется в рамках взаимодействия научной и образовательной составляющей деятельности вуза, а также как процесс сотрудничества (взаимодействия) организаций академической науки и высшего образования в целях повышения эффективности научной и образовательной деятельности, подготовки высококвалифицированных специалистов, рационального использования финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов. Укрепление интеграционных связей непосредственно зависит от интенсивности преодоления негативных тенденций в юридическом образовании, повышения роли Российской академии наук в развитии вузовской науки и соответствующего ее влияния на качество юридического образования, стимулирования вузовских исследований в области юриспруденции путем расширения средств и механизмов государственной поддержки этого направления деятельности вузов.
Последовательная интеграция высшего юридического образования с наукой решает комплекс задач. Она позволяет системно обновить научную составляющую преподавания в вузах, активно вовлекать студентов в научно-исследовательскую работу, предоставляет дополнительные материальные и информационные ресурсы образованию, способствует подготовке качественных кадров для расширения преподавательского состава.
В современных условиях как один из вариантов для получения возможности заниматься научными исследованиями и получать дополнительный источник доходов преподаватель должен сориентироваться на активное участие в различных конкурсах грантов российских, зарубежных и международных органов власти и организаций. Грант - средства, выделяемые каким-либо органом власти или организацией по результатам конкурса индивиду (ученому, преподавателю) или организации (вузу, исследовательской организации и др.) на осуществление какой-то конкретной цели.
Получение грантов позволяет решить две группы задач. Во-первых, связанных с интересами организации или органов власти, предоставляющих грант: разработка законопроектов, проведение каких-либо социологических исследований, обобщение материалов и т.д. Во-вторых, связанных с интересами преподавателя, научного работника: осуществление исследования по интересующей тематике и апробирование его результатов; повышение своей квалификации (например, за счет стажировки (обучения) в зарубежных вузах); выпуск (опубликование) научных трудов; разработка и внедрение учебных курсов по материалам проведенного исследования и т.д.
Учитывая важность и значимость грантовой работы на современном этапе, важным представляется: интенсификация со стороны Министерства образования и науки РФ предложений по конкурсам научных грантов на проведение фундаментальных научных исследований в области юриспруденции, налаживание работы в рамках конкретного вуза по мониторингу актуальных российских и зарубежных конкурсов грантов и оформлению заявок на подобные конкурсы, определение правового статуса образовательных и научных грантов как источников целевого внебюджетного финансирования [10, с. 81-106].
Отметим еще одно направление, принципиально определяющее качество высшего юридического образования и уровень развития профессионального правосознания студентов. Это - расширение взаимодействия юридического образования и юридической практики. Необходимо максимально использовать возможности практики как формы обучения, усилить интеграцию юридического образования и практики. Здесь представляется важным решение комплекса задач, в который входят:
- увеличение сроков и направлений практической подготовки студентов-юристов на всех уровнях профессионального юридического образования;
- установление в законодательстве обязательности для государственных юрисдикционных органов предоставления мест практики студентам-юристам профильных вузов в пределах контингента, обучающегося за счет средств государственного бюджета;
- совершенствование системы ознакомительных и учебных практик (исключение формализма в прохождении практики, возможность скользящих графиков, заключение долгосрочных договоров с ведомствами, испытывающими трудности с кадрами);
- внедрение инновационных форм практики (создание студенческих консультационных бюро, юридических клиник, выработка регламентов их деятельности, включение в учебные планы вузов).
В ряде юридических вузов страны, в том числе в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского, успешно функционируют юридические клиники, как неотъемлемая составляющая образовательного процесса. Значение юридических клиник в формировании профессионального правосознания юристов велико. Студенты, участвующие в работе юридической клиники, применяют на практике теоретические знания, полученные за годы обучения в вузе, а также имеют возможность ведения приема и «живого» консультирования клиентов; участие в юридической клинике стимулирует студентов-юристов к занятию научной деятельностью.
Наконец, выделим направление интенсификации воспитательной работы в высшей школе как одной из важных составляющих формирования профессионального правосознания студентов-юристов. Основными компонентами воспитательной работы в вузе являются гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, эстетическое воспитание, воспитание здорового образа жизни, противодействие деструктивному поведению студентов. В рамках этого направления особо отметим потребность в формировании системы антикоррупционного воспитания студентов-юристов как необходимого элемента их профессионального правосознания.
Активная борьба с коррупционными проявлениями стала для современной России важной составляющей совершенствования всего механизма государственного управления. В послании президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию Российской Федерации отмечается: «коррупция является одним из главных барьеров на пути развития России, борьба с ней должна вестись по
всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым проявлениям этого социального зла. Личный успех, поощрение инициативы, повышение качества общественной дискуссии, нетерпимость к коррупции должны стать частью нашей общенациональной культуры, именно частью общенациональной культуры» [11].
Здесь необходимо обратить внимание на то, что для профессионального юридического сознания нетерпимость к коррупционным проявлениям должна закладываться на уровне его формирования, т.е. как раз в рамках высшей школы. Необходимо создавать у студентов-юристов антикоррупционную мотивацию, антикоррупционную этику, антикоррупционный стереотип поведения. В рамках учебного процесса можно показать студентам роль, которую играют в борьбе с коррупцией парламентский и общественный контроль, средства массовой информации. Целесообразно, как показывает опыт нашего университета, внедрение в учебный процесс специальных курсов, посвященных антикоррупционной тематике: «Антикоррупционное право», «Противодействие коррупции» и др.
Подводя итог, отметим, что задача формирования необходимого для эффективного функционирования правовой системы страны уровня профессионального правосознания носит комплексный характер. В системе высшего профессионального юридического образования ее решение зависит прежде всего от возможно быстрого и радикального преодоления ключевых причин, определяющих развитие в нем негативных тенденций. Важно также развитие в системе высшего профессионального юридического образования направлений, определяющих возможности повышения продуктивности подготовки студентов-юристов, а также формирования личностных качеств, обеспечивающих реализацию полученных знаний в соответствии с потребностями российского общества и государства.
Список литературы
1. Петров А.В. Роль классического университета в подготовке кадров для правоприменительных органов // Юридическая наука, образование и практика: актуальные проблемы. Сборник научных статей. Выпуск 3. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2009. С. 5—11.
2. Надыгина Е.В. Влияние информационных технологий на правосознание студентов-юристов // Юридическое образование, наука и практика: актуальные проблемы. Сборник научных статей.
Выпуск 1. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2007. С. 92-94.
3. Петров А.В., Горбатова М.К. Проблемы многоуровневой подготовки юристов // Качество образования. Проблемы и перспективы. Сборник статей. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. С. 24-29.
4. Синюков В.Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 31-44.
5. Рекомендации повышения качества юридического образования в России: пора от слов переходить к делу / Материалы работы Всероссийской конференции ассоциации юристов России, министерства образования и науки Российской Федерации, министерства юстиции Российской Федерации на тему «О первоочередных мерах повышения качества высшего юридического образования» // Юридический мир. 2009. № 5.
6. Подшибякин А.С. О проблемах юридического образования (мнимых и реальных) // Юридическое образование и наука. 2008. № 4. С. 38.
7. Петров А.В., Горбатова М.К. Основные тенденции развития высшего юридического образования в современной России. Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. С. 71.
8. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. М.: КНОРУС, 2009. С. 34.
9. Мамитова Н.В. Юридическое образование в РФ: проблемы и перспективы // Юридическое образование и наука. 2005. № 2. С. 6-7.
10. Горбатова М.К. Высшее юридическое образование в современной России: теоретико-правовые аспекты развития: дис... канд. юрид. наук: 12.00.01. Нижний Новгород, 2007. С. 81-106.
11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. // «Российская газета». Федеральный выпуск № 5038 (214) от 13 ноября 2009 г.
SOME PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL LEGAL CONSCIOUSNESS AT THE STAGE OF HIGHER EDUCATION IN LAW
A.V. Petrov, M.K. Gorbatova, A. V. Domnina
The authors analyze some current problems concerning the development of professional legal consciousness of law students in Russia.
Keywords: legal consciousness, higher education in law, legal culture.