Из выше сказанного можно сделать вывод, что для художников важно, своим творчеством обратить внимание молодого поколения на проблемы истории. Сделать так, чтобы поколения «других» как можно больше узнали о исторических деятелях, научить молодежь думать, анализировать, критически подходить к рассмотрению определенных фактов истории. Без этого не сможет развиваться здоровое общество современности.
Список литературы /References
1. Александр Аполлонов — Ходить с прямой спиной. / И.И. Ващенко. [Электронный ресурс]. URL: http://ludiuga.ru/aleksandr-apollonov-khodit-s-pryamoj-spinoj/ (дата обращения: 07.06.2018).
2. Личный художник времени. [Электронный ресурс]. URL: https://kubnews.ru/kultura/2017/02/14/lichnyy-khudozhnik-vremeni/ (дата обращения: 07.06.2018).
3. Alexander Apollo-Walk with a straight back. / I.I. Vashchenko. [Electronic resource.] URL: http://ludiuga.ru/aleksandr-apollonov-khodit-s-pryamoj-spinoj (date of access: 07.06.2018).
4. Personal time artist. [Electronic resource.]. URL: https://kubnews.ru/kultura/2017/02/14/lichnyy-khudozhnik-vremeni/ (date of access: 07.06.2018).
«ЗВУЧАЩАЯ ПОЭЗИЯ»: О СИНКРЕТИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ЖАНРА АВТОРСКОЙ ПЕСНИ Рябенко М.А. Email: Ryabenko642@scientifictext.ru
Рябенко Мария Александровна — студент магистратуры, кафедры музыкального искусства Институт культуры и искусств Московский городской педагогический университет, г. Москва
Аннотация: настоящая статья рассматривает авторскую песню как синтетический жанр, объединяющий литературный, музыкальный и исполнительский компоненты. Освещается вопрос о значимости текста и мелодии для понимания общего смысла «звучащей поэзии» и усиления ее эстетического воздействия на слушателей. Рассматривается критерий, при соблюдении которого художественный текст и мелодический рисунок могут стать почти равноправными компонентами. Приводятся основные характеристики «звучащей поэзии», затронута тема исполнительского компонента у А. Галича и В. Высоцкого. Ключевые слова: синкретизм, метажанр, авторская песня, звучащая поэзия
"GUITAR POETRY": ON SYNCRETISM OF RUSSIAN BARDS'
SONGS Ryabenko M.A.
Ryabenko Maria Aleksandrovna - Student in the Master's Program, DEPARTMENT OF MUSICAL ART, INSTITUTE OF CULTURE AND ART, MOSCOW CITY UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: the article investigates Russian bards' songs as a specific phenomenon, a synthetic genre combining poetry, music and performance components. It deals with the pending issue regarding the priority of either the poetic text or melody that is crucial for getting into the depth of guitar poetry and increasing its aesthetic impact on the audience. The article specifies the criteria which compliance will result in almost similar significance of the poetic text and the melodic pattern in a song and provides key features of guitar poetry. It also touches upon the performance component taking A. Galich and V. Vysotsky personalities as an example.
Keywords: syncretism, meta-genre, Russian bards' song, guitar poetry.
УДК 82-192
Авторская песня — уникальное явление в контексте русской культурной традиции. Это особый вид синкретического искусства, в рамках которого происходит органическое слияние музыкального и поэтического жанров, иными словами поэтическое слово принимает звуковой облик и становится речью человеческого сердца. Самобытность авторской песни также обусловлена наличием явно выраженного театрального компонента. Он формируется за счет манеры исполнения и включает такие частные элементы, как интонация, жест, движение, выражение лица, зрительный контакт и физическая близость. Данные элементы углубляют значение авторского текста и делают его более понятным для слушателя. Музыкальный аккомпанемент представляет собой связующее звено между исполнителем и адресатом, художественно обрамляет поэтическое высказывание и нагружает его дополнительными смыслами. Таким образом, авторская песня в нашем понимании есть некий метажанр, в рамках которого автор литературного текста одновременно выступает в качестве композитора, музыканта и певца. Мы также считаем, что термин «звучащая поэзия», предложенный профессором из Оксфорда Джерри Смитом (Gerald S. Smith) в своей монографии по истории авторской песни, наиболее точно характеризует данное явление.
С момента оформления «звучащей поэзии» в отдельное направление в среде авторов-исполнителей и исследователей периодически возникал вопрос о доминирующем характере слов или музыки. Б. Окуджава, А. Галич, М. Анчаров, А. Городницкий, Ю. Ким, В. Высоцкий, Ю. Визбор говорили о приоритете поэтического компонента. Их точку зрения разделяют в частности И. А. Соколова и И. Б. Ничипоров. Последний в своей научной работе отмечает, что «авторская песня в своих вершинных художественных проявлениях была в первую очередь искусством слова, литературным феноменом». [4, с. 4] Некоторые авторы-исполнители (Н. Матвеева, А. Дольский, А. Суханов) доказывали важную роль музыкального рисунка при восприятии их произведений. Они вступали в дискуссии на тему задач гитарного сопровождения в своем творчестве. Если вспомнить, Е. Клячкин был первым, кто занялся аккомпанементом всерьез. Уже потом появилась изощренность А. Дольского, самобытная манера Е. Бачурина, сложная мелодия А. Розенбаума. Благодаря усложнению исполнительской манеры в авторской песне наметилась тенденция сближения с эстрадой.
На наш взгляд художественный текст и мелодический рисунок могут стать почти равноправными компонентами в том случае, если музыка абсолютно адекватна тексту по внутреннему напряжению и развивает заложенную в нем мысль. Ведь по законам пропорции между текстом и музыкой, чем сложнее музыка, тем меньше значимость текста, тем меньше возможности подтолкнуть аудиторию к раздумьям о его проблематике.
Здесь следует сделать одну оговорку: существуют определенные ритмические и интонационные взаимоотношения между стихом и музыкой, то есть существуют стихи, которые совершенно нельзя спеть. «Звучащая поэзия» должна обладать формальными признаками песенности: наличие характерной строфики, повторов,
совпадение песенных, ритмических и синтаксических граней, присутствие типично песенных поэтических размеров. Важнейшей чертой является также «внутренняя музыка», заключенная в тексте мелодичность. Например, у Д. Сухарева: «Альма-матер, альма-матер, легкая ладья. // Белой скатертью дорога в ясные края. // Альма-матер, альма-матер - молодая прыть. // Оглянись, народ лохматый - нам далеко плыть». [5] Надо сказать, что такие тексты также характеризует некая упрощенность и приземленность языка, а ведущими типологическими чертами являются предельная искренность и ярко выраженный диалогизм.
Стремление к предельной искренности, лирической исповеди и поиску правды позволяет говорить о том, что в текстах авторской песни присутствует интонация гражданской и публицистической поэзии по линии Маяковского и Некрасова. Музыкальные же корни уходят в песенный фольклор и музыку городского быта: бытовой и «интимный» салонный романс, марши, купеческая и кабацкая музыка. Ср.: «Старательский вальсок», «Петербургский романс», «Плясовая» у А. Галича; «Сентиментальный марш», «Чудесный вальс», «Старый романс» у Б. Окуджавы; «Марш студентов-физиков», «Белый вальс» у В. Высоцкого; «Цыганский романс», «Адвокатский вальс» у Ю. Кима и др.
Мы придерживаемся мнения о том, что обновление и воскрешение литературных и музыкальных жанров в рамках авторской песни невозможно без удержания равновесия между поэтическим текстом и музыкой. В некоторых случаях стихи могут выполнять служебную функцию. Примером служат песни А. Дольского, который является прежде всего гитаристом, и, следовательно, для него важнее мелодическая структура песен, а текст уходит на второй план. Если не говорить о необходимости баланса в диаде «текст-музыка», как в таком случае относиться к авторам, которые пишут только стихи (Д. Сухарев, поздний А. Дулов), или к творчеству В. Берковского, С. Никитина, С. Труханова, создающих прекрасную музыку? По-видимому, нельзя упускать из виду театральный компонент, включающий форму подачи «звучащей поэзии» и исполнительское мастерство.
Феномен поэтического театра наиболее ярко реализован в художественном слове Галича и Высоцкого, которые успешно пользовались опытом в области драматургии, а также применяли навыки, выработанные благодаря профессиональной актерской подготовке. Индивидуальная неповторимая манера исполнения позволяет выйти на непосредственный контакт со слушателем и усилить впечатление, передаваемое посредством художественного текста и выразительной мелодии, с помощью интонации, тембра голоса и сценического жеста. Такой «телесный код» [2, с. 3] является добавочным компонентом, поскольку произведение может существовать в виде звукозаписи. Данный факт не скажется на общей семантике, но может стать причиной пропуска слушателем дополнительных «закодированных» смыслов.
Все вышеперечисленное позволяет говорить об авторской песне, как об особом синкретическом феномене, объединяющем музыкальный, поэтический и театральный компоненты. Три элемента призваны усилить выразительность обращения «звучащей поэзии» к аудитории и открывают дополнительные возможности для различных интерпретаций на смысловом уровне.
Список литературы /References
1. Кулагин А.В. Барды и филологи: Авторская песня в зеркале литературоведения.
Коломна: Моск. гос. обл. соц.-гум. ин-т, 2011.
2. Мирзаян А.З. В начале была песня // АП APT. 1996. №1. с. 2-4.
3. Новиков В.И. Авторская песня как литературный факт // Авторская песня. М.:
Олимп, 1997.
4. Ничипоров И.Б. Авторская песня 1950-1970-х гг. в русской поэтической традиции: творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи: автореф. дис. д-ра филол. наук. — Екатеринбург, 2008.
5. Соколова И.А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2002.
6. Gerald Stanton Smith. Songs to Seven Strings: Russian Guitar Poetry and Soviet "Mass Song". Indiana University Press, 1984.