Научная статья на тему 'Образы советской эпохи в работах художника В. В. Монастырного и скульптора А. А. Аполлонова'

Образы советской эпохи в работах художника В. В. Монастырного и скульптора А. А. Аполлонова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
112
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / КАРТИНА / PAINTING / ПОКОЛЕНИЕ / GENERATION / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шаляхина Любовь Васильевна

В статье рассматриваются самые известные работы кубанских деятелей искусств скульптора А.А. Аполлонова и художника В.В. Монастырного. Автор статьи анализирует произведения, представляющие образы советской эпохи. Раскрывается значение образов, символов и аллегорий в произведениях художников. Отражена важность преемственности поколений для кубанских художников. Главная задача для мастеров изобразительного искусства своим творчеством обратить внимание молодого поколения на проблемы истории, уважительному отношению к памятникам культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образы советской эпохи в работах художника В. В. Монастырного и скульптора А. А. Аполлонова»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ОБРАЗЫ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ В РАБОТАХ ХУДОЖНИКА В.В. МОНАСТЫРНОГО И СКУЛЬПТОРА А.А. АПОЛЛОНОВА Шаляхина Л.В. Email: [email protected]

Шаляхина Любовь Васильевна - магистрант, кафедра истории, культурологии и музееведения, Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматриваются самые известные работы кубанских деятелей искусств — скульптора А.А. Аполлонова и художника В.В. Монастырного. Автор статьи анализирует произведения, представляющие образы советской эпохи. Раскрывается значение образов, символов и аллегорий в произведениях художников. Отражена важность преемственности поколений для кубанских художников. Главная задача для мастеров изобразительного искусства - своим творчеством обратить внимание молодого поколения на проблемы истории, уважительному отношению к памятникам культуры.

Ключевые слова: творчество, картина, поколение, преемственность.

IMAGES OF THE SOVIET ERA IN THE WORKS OF THE ARTIST V.V. MONASTYRNY AND SCULPTOR A.A. APOLLONOV

Shalyakhina L.V.

Shalyakhina Lyubov Vasilevna - Master's Student, DEPARTMENT OF HISTORY, CULTURAL STUDIES AND MUSEUM STUDIES, KRASNODAR STATE INSTITUTE OF CULTURE, KRASNODAR

Abstract: the article considers the most famous works of the Kuban artists-sculptor A.A. Apollonov and artist V. V. Monastyrny. The author analyzes the works representing the images of the Soviet era. The meaning of images, symbols and allegories in the works of artists is revealed. The importance of continuity of generations for the Kuban artists is reflected. The main task for the masters offine arts - their creativity to draw the attention of the younger generation to the problems of history, respect for the monuments of culture. Keywords: creativity, painting, generation, continuity.

УДК 008.009

Проблема преемственности поколений всегда будет актуальна для общества. Особенно чувствительна к отражению положения дел в этом вопросе сфера культуры и искусства.

Эта проблема является одной из ключевых для культуры кубанского региона. В культуре казачества исторически заложено уважительное отношение к памятникам истории и культуры различных эпох.

Ценными для современного поколения остаются произведения знаменитых скульпторов и художников Кубани, которые начинали свой творческий путь при советском строе, и запечатлели в своих произведениях сюжеты и образы конкретных исторических личностей, которые напоминают нам не только об ушедшей эпохе, но и как бы служат в назидание последующим поколениям.

Творения выдающегося скульптора А.А. Аполлонова и художника В.А. Монастырного являются показательными в рамках рассмотрения вопроса преемственности. Сегодня исследованию их творчества посвящено множество статей, биографических книг, в библиотеках города Краснодара можно посмотреть каталоги персональных выставок этих

двух замечательных мастеров. Путешествуя по Краснодарскому краю можно увидеть множество памятников-свидетелей советской эпохи.

А.А. Аполлонов, словно из небытия и исторического беспамятства, вернул нам в монументальных памятниках, скульптурных бюстах и памятных досках - в великолепных пластических образах - наше великое отечественное прошлое. Его произведения рождались в жесткой конкурсной борьбе. Первый отлитый им памятник был установлен в 1988 году в Краснодарском аэропорту и посвящен командиру женского авиационного полка Евдокии Бершанской.

Скульптор посвятил памятник не только ей, а всем юным лётчицам, которых немцы называли «ночными ведьмами». Известно, что летом 1943 года ежедневно в кубанское небо поднималось до тысячи самолётов. Сюда были переброшены лучшие асы люфтваффе, в безжалостных поединках всходила счастливая звезда лётчика-истребителя Александра Покрышкина. Среди рева моторов и снарядных разрывов летали крошечные самолёты, наскоро собранные из реек и перкаля, бомбившие вражеские укрепления.

Монументальный образ маршала Г.К. Жукова, дополненный образом святого Георгия - покровителя российского воинства над ним, стал еще одним символом великой Победы и центром поминальных мероприятий, посвященных памяти трёхсот тысяч кубанцев, не вернувшихся с войны. Авторский коллектив собрал в единый ансамбль, получивший в народе название Жуковский сквер. [1]

Художник В.А. Монастырный тоже создал в живописи целую галерею, повествующую о событиях из жизни в СССР, Картина «Коммунары. Кубанские плавни. 1970» (1980-1981) повествует о Кубани в 70-ходах, когда наступил «медуновский вариант построения коммунизма». Среди плавней выросли рисосовхозы. В этот период художниками организовывались всесоюзные выездные пленеры в совхозы. Наполнены личными переживаниями на тему Великой Отечественной войны еще несколько картин художника, выполненные уже в XXI веке. Эти картины — анализ и констатация реалий современной жизни. В них автор, отчасти выражает взгляд на проблемы жизни современного общества.

Ярчайший пример — картины цикла «Они защищали Родину». Триптих повествует о жизни без прикрас сегодняшних ветеранов и тружеников тыла. Звучание картин — как пощечина. Триптих зритель рассматривает не только с повествовательной стороны, само название картины сразу направляет его сознание в русло размышлений.

Картина «Музкоманда конслагеря (Музкоманда «Танго смерти»)», по словам самого художника, далась ему тяжело в психологическом плане. Однажды он услышал пронзительную мелодию - музыку, написанную специально для проводов на казнь во времена Второй мировой войны. По свидетельствам, подобные мелодии просто невозможно было слушать - эмоции зашкаливали. И вот перед нами уже его картина: еще пока живые заключенные концлагеря в полосатом рубище играют на музыкальных инструментах, провожая своих соплеменников. А завтра, быть может, их самих ждет та же участь... В работе «Музкоманда «Танго смерти» художник использовал потрясающую, почти стереоскопическую светотональную точность изображения. Этим и достигается его знаменитый эффект присутствия.

Картина «Дороги войны» не менее сильна по ощущениям, складывающимся при ее просмотре. Музыка для художника, для его творчества, судя по картинам, имеет большое символическое значение. Тем более, что художник — дитя послевоенного времени, в ушах которого, все равно звучит «музыка смерти».

На картине просматриваются два плана: предельно крупно изображены две солдатки и инвалид на тележке, играющие вслед уходящим эшелонам. Солдаты же -огромная масса людей, шагающих, словно по земному шару. С той войны так и не вернулось полмиллиона кубанцев. «Дороги войны» художник пишет в 80-х. Это время признания для Василия Монастырного. [2]

Из выше сказанного можно сделать вывод, что для художников важно, своим творчеством обратить внимание молодого поколения на проблемы истории. Сделать так, чтобы поколения «других» как можно больше узнали о исторических деятелях, научить молодежь думать, анализировать, критически подходить к рассмотрению определенных фактов истории. Без этого не сможет развиваться здоровое общество современности.

Список литературы /References

1. Александр Аполлонов — Ходить с прямой спиной. / И.И. Ващенко. [Электронный ресурс]. URL: http://ludiuga.ru/aleksandr-apollonov-khodit-s-pryamoj-spinoj/ (дата обращения: 07.06.2018).

2. Личный художник времени. [Электронный ресурс]. URL: https://kubnews.ru/kultura/2017/02/14/lichnyy-khudozhnik-vremeni/ (дата обращения: 07.06.2018).

3. Alexander Apollo-Walk with a straight back. / I.I. Vashchenko. [Electronic resource.] URL: http://ludiuga.ru/aleksandr-apollonov-khodit-s-pryamoj-spinoj (date of access: 07.06.2018).

4. Personal time artist. [Electronic resource.]. URL: https://kubnews.ru/kultura/2017/02/14/lichnyy-khudozhnik-vremeni/ (date of access: 07.06.2018).

«ЗВУЧАЩАЯ ПОЭЗИЯ»: О СИНКРЕТИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ЖАНРА АВТОРСКОЙ ПЕСНИ Рябенко М.А. Email: [email protected]

Рябенко Мария Александровна — студент магистратуры, кафедры музыкального искусства Институт культуры и искусств Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: настоящая статья рассматривает авторскую песню как синтетический жанр, объединяющий литературный, музыкальный и исполнительский компоненты. Освещается вопрос о значимости текста и мелодии для понимания общего смысла «звучащей поэзии» и усиления ее эстетического воздействия на слушателей. Рассматривается критерий, при соблюдении которого художественный текст и мелодический рисунок могут стать почти равноправными компонентами. Приводятся основные характеристики «звучащей поэзии», затронута тема исполнительского компонента у А. Галича и В. Высоцкого. Ключевые слова: синкретизм, метажанр, авторская песня, звучащая поэзия

"GUITAR POETRY": ON SYNCRETISM OF RUSSIAN BARDS'

SONGS Ryabenko M.A.

Ryabenko Maria Aleksandrovna - Student in the Master's Program, DEPARTMENT OF MUSICAL ART, INSTITUTE OF CULTURE AND ART, MOSCOW CITY UNIVERSITY, MOSCOW

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.