УДК 528.9: 631.4
ЗОНИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ТЕРРИТОРИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Алексей Викторович Дубровский
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (383)361-01-09, e-mail: [email protected]
Антонина Олеговна Пошивайло
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, техник НИС, студентка Института кадастра и природопользования, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрено решение практической задачи выполнения зонирования городской территории для целей исследования возможностей размещения объектов розничной торговли алкогольной продукцией. Предлагается осуществлять учет ограничений в использовании объектов недвижимого имущества при проведении государственной кадастровой оценки.
Ключевые слова: зонирование городской территории, ГИС, объекты розничной торговли.
URBAN TERRITORY ZONING: FEASIBILITY STUDY OF RETAIL OUTLETS DISTRIBUTION
Alexey V. Dubrovsky
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Assoc. Prof., Department of Cadastre and Territorial Planning, tel. (383)361-01-09, e-mail: [email protected]
Antonina O. Poshivailo
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Student, technician of Research Centre, Instute of Cadastre and Environmental Management, e-mail: [email protected]
The problem of urban territory zoning is considered. It is aimed at feasibility study of alcohol retail outlets distribution. Restrictions for using real- estate units should be taken into account in process of state cadastral valuation.
Key words: urban territory zoning, GIS, retail outlets.
Территория любого населенного пункта делится на зоны, каждая из которых имеет свой особый режим землепользования и обладает определенными, установленными законодательно, ограничениями. Одним из таких ограничений на территории города Новосибирска является запрет на розничную продажу алкогольной продукции вблизи социальных, культурных, медицинских и образовательных учреждений. Основополагающим документом, регулирующим размещение объектов розничной торговли алкогольной продукцией в Новосибир-
ске является Постановление мэрии города Новосибирска от 12.04.2013 № 3615 «Об определении способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» [1]. Это постановление согласуется с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» № 18-ФЗ от 07.01.1999 г. [2]. В Постановлении устанавливается порядок, в соответствии с которым: «.. .Розничная торговля алкогольной продукцией запрещена в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на оптовых и розничных рынках, вокзалах, в аэропортах, иных местах массового скопления граждан, местах нахождения источников повышенной опасности и на прилегающих к ним территориях...»
Данные нормативно-правовые акты накладывают ограничения на возможности использования объектов недвижимого имущества, находящихся в зоне действия запрещающих мер. Это в свою очередь сказывается на рыночной стоимости недвижимости и должно быть учтено при проведении государственной кадастровой оценки [3].
«...Границы зоны действия запрещающих мер определяются по кратчайшему расстоянию по прямой (радиусу) от входа для посетителей в здание (строение, сооружение). При наличии нескольких входов для посетителей - от каждого входа для посетителей по кратчайшему расстоянию по прямой (радиусу). При наличии обособленной территории, прилегающей к зданию, границы определяются от входа на обособленную территорию. Минимальное расстояние от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов до границ прилегающих территорий составляет 50 м...». 26.01.2015 вступили в силу изменения в Постановление [1], которые смягчают лицензионные требования для предприятий общественного питания - для них кратчайшее расстояние (радиус) уменьшен до 25 м при условии оказания услуг общественного питания. Определенные таким образом зоны ограничений должны быть отражены в схеме зонирования городской территории, которая является одним из основных документов территориального планирования. Это документ оперативного характера, он регулирует застройку и порядок землепользования [4, 5, 6, 7].
Авторами были выполнены непосредственно практические работы по определению зон действия запрещающих мер по продаже алкогольной продукции на территории Центрального округа города Новосибирска, в соответствии с требованиями к зонированию городской территории и действующими нормативно-правовыми актами [1, 2]. В настоящее время, законодательно ограничения установлены вблизи 300 объектов. При этом общая площадь зоны ограничения составляет 2,35 км. кв. на территории в 27,24 км. кв. (застроенная территория Центрального городского округа) в дальнейшем ограничения по расположению объектов торговли планируется расширить еще относительно 500 объектами, рис. 1.
Условные обозначения:
Рис. 1. Схема расположения детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта и других учреждений и организаций вблизи которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции на территории Центрального округа города Новосибирска
Все работы были выполнены с использованием геоинформационной системы [8, 9] и включали следующие этапы:
1. Сбор исходного картографического материала. Для работы нами были использованы: генеральный план г. Новосибирска масштаба 1:25 000, дежурные топографические планы масштаба 1:500, цифровой адресный план масштаба 1:1000.
2. Создание цифровой модели объектов и обособленной территории (при ее наличии), попадающих под действие Постановления: образовательные учреждения, медицинские учреждения, объектов спорта и т.д. [1, 10]. Также на этом этапе в виде отдельного точечного условного знака на цифровой модели отмечался вход в учреждение.
3. Построение зон действия запрещающих мер по розничной продаже алкогольной продукции. Для этого использовалась функция построения буферных зон - полигональных слоев, образованных путем расчета и построения эк-видистант, равноудаленных относительно множества точечных, линейных или
полигональных пространственных объектов. Если у здания имеется несколько входов, то буферные зоны были построены для каждого из них.
4. Формирование рабочего набора для хранения и распечатки графического материала в масштабе 1:1000, рис. 2.
Рис. 2. Схема зон ограничения торговли алкогольной продукции в районе дошкольного образовательного учреждения
Полученные результаты позволяют обосновать для земельных участков города Новосибирска реальные дифференцированные кадастровые оценки в соответствии с факторами, влияющими на ценообразование земли в связи с градостроительной ситуацией и правовым обеспечением.
Результаты исследований были использованы Администрацией Центрального округа города Новосибирска, для решения задачи управления городскими процессами и в том числе земельными ресурсами, а также регулирования земельных отношений в их самом широком диапазоне.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Постановление мэрии г. Новосибирска от 12.04.2013 № 3615 (ред. от 26.01.2015) «Об определении способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант плюс. - Загл. с экрана.
2. Федеральный закон от 07.01.1999 № 18-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изменениями от 31 декабря 2014 г. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9036487. - Загл. с экрана.
3. Клюшниченко В. Н., Киселева А. О. Система характеристик объектов государственного кадастра недвижимости // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: СГГА, 2014. Т. 2. - С. 79-84.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: Консультант Плюс. - Загл. с экрана.
5. Постановление мэра города Новосибирска от 15.11.2000 № 2148 «Об утверждении положения «О градостроительном зонировании территории г. Новосибирска» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cntd.ru/document/5406965/ - Загл. с экрана.
6. Ильиных А. Л., Гиниятов И. А., Черноножкина С. А. К вопросу о размещении спортивных объектов при градостроительном зонировании территории города Новосибирска // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: СГГА, 2014. Т. 2. - С. 156-161.
7. Дубровский А. В., Подрядчикова Е. Д., Никитин В. Н. Разработка подхода к зонированию городской территории на основе показателя социальной комфортности населения // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2014. - № 4/c. - С. 134-139.
8. Дубровский А. В., Нечаева А. С. Исследование социально-территориальных взаимосвязей элементов городской среды средствами геоинформационных технологий // ГЕО-Сибирь-2010. VI Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2010 г.). - Новосибирск: СГГА, 2010. Т. 3, ч. 2. - С. 17-22.
9. Байков К. С., Гаврюшина Н. В., Ильиных А. Л. Особенности государственного учета отдельных видов сооружений // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2013. - № 4/с. -С.175-179.
10. Постановление мэрии г. Новосибирска от 04.04.2014 № 2769 «Об определении границ прилегающих к образовательным учреждениям территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в Калининском районе» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cntd.ru/document/5493453/ - Загл. с экрана.
© А.В. Дубровский, А.О. Пошивайло, 2015