УДК 34 ББК 67
ЗНАЧИМОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МВД РОССИИ
ВА СИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БЫКАДОРОВ,
заместитель начальника Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, генерал-лейтенант полиции
ФЕДОР ПЕТРОВИЧ ВА СИЛЬЕВ, доцент кафедры УДСООП, доктор юридических наук, доцент, полковник полиции, член Российской академии юридических наук (РАЮН) E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Современные вопросы обеспечения правопорядка той или иной службой безопасности МВД России и его территориальных органов следует решать в соответствии с международными стандартами, а также с учетом проводимой социальной политики страны. Территориальные органы МВД России в процессе осуществления своих государственных функций и предоставления госуслуг физическим и юридическим лицам должны также руководствоваться соответствующими техническими регламентами. В условиях наличия угрозы терактов данные нормативные правовые акты выступают как обязательные нормы в деятельности не только контролирующих органов, но и собственников (участников правоотношения).
Ключевые слова: административный, безопасность, закон, МВД, ОВД, органы, РФ, регулирование, регламент, территория, технический, требования, ТОВД, полиция, правопорядок, правонарушение, правила, субъекты, указ.
Annotation. current issues of law enforcement, the security service of the Russian Ministry of Internal Affairs and its territorial bodies should be carried out in accordance with international standards, and also in view of the social policy of the country. Territorial bodies of the Ministry of internal affairs in the implementation of their public functions and the provision of public services to physical and legal persons should also be guided by the relevant technical regulations. Indeed, in view of the threat of terrorist attacks these regulations serve as binding norms in activities not only regulators but owners (members relationships). In connection with the chosen theme authors will be in demand by readers at different levels.
Keywords: administrative, security, the law, the Ministry of Internal Affairs, Internal Affairs bodies, the Russian Federation, regulation, rules the territory, technical requirements, TOVD, police, rule of law, tort, rules, subjects, the Decree.
Надо отметить, что ныне невозможно гарантировать обеспечение той или иной безопасности без знаний требований норм соответствующих технических регламентов. Основным субъектом их разработки является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, ее полномочия определены в Указе Президента России от 16 августа 2004 г. № 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю»1 (в ред. от 21 декабря 2013 г.).
Особую роль технические регламенты играют в деятельности МВД России и его территориальных органов, других подразделений и уч-
реждений играют в области обеспечения безопасности страны, граждан — всех участников правоотношения, в том числе безопасности самих сотрудников ОАД (подразделений — внутренняя безопасность).
В настоящее время технические регламенты следует классифицировать следующим образом: технические регламенты, установленные федеральными законами; технические регламенты, установленные Правительством России; технические регламенты, установленные соответствующими субъектами управления (федеральным органом исполнительной власти); техни-
ческие регламенты, установленные Таможенным союзом2.
Подобное разделение способствует точному пониманию и толкованию регламентов в правовом государстве, а также качественному профессиональному образованию. При этом вышеназванные виды технических регламентов дополнительно следует рассматривать также и с адресной точки зрения. Например, выделяют технические регламенты, регулирующие: оборот (процессы производства, эксплуатации, обеспечение и сбыт) транспортных средств и лифтов; оборот (процессы хранения, сбыта) топливо-энергетических, горюче-смазочных материалов; оборот (процессы производства, хранения, переработки, перевозки и сбыта) пищевых продуктов (масложировые, соки, молоко и др.).
Важность технических регламентов определяется в результате урегулирования таких вопросов, как: регистрация транспортных средств юридических и физических лиц (владение, пользование, распоряжения ими, их оборот); обеспечение пожарной безопасности; эксплуатация и использование зданий и сооружений; исполнение должностных обязанностей сотрудниками и их ответственность за нарушения требований технических регламентов (стандартов) и др.
В связи с этим следует отметить, что для обеспечения реализации конкретных регламентных требований руководителям (ответственным лицам территориальных ОВД) надо знать порядок: исполнения государственных функции в определенной области; осуществления административных (должностных) процедур в рамках требований соответствующих технических или административных регламентов и нормативных правовых актов (далее — НПА), имеющих непосредственное отношение к техническому регламенту; исполнения госфункций в отношении специальных субъектов.
В настоящее время задачами правоохранительных органов, в частности ФСИН и ОВД, являются: совершенствование организации и обеспечения деятельности собственного ведомства; профессиональный подход к вопросам обеспечения правопорядка на автодорожном, железнодорожном, водном, воздушном и речном транспорте (объектах); специфические особенности обеспечения безопасности в специальных учреждениях (в местах, исполняю-
щих наказания, связанные с лишением свободы и не связанные с лишением свободы); качественная организация работы нарядов сопровождения (конвоирования); совершенствование обязанностей нарядов сопровождения поезда (например, внутренние войска МВД России); разрешение вопросов порядка взаимодействия работников транспортных организаций с нарядом конвоирования; своевременный контроль за работой учреждения, транспорта и т.п., имеющихся на территории конкретного учреждения, организации, которые требуют осуществления комплексного характера эксплуатации и контроля.
Анализ различных НПА, направленных на техническое регулирование, в том числе изучение административных и технических регламентов, позволит: во-первых, повысить профессиональное мастерство должностных лиц; во-вторых, усовершенствовать выполнение полномочий территориальными органами; в-третьих, обеспечить устойчивое состояние безопасности; в-четвертых, развить нормотворческую деятельность в ведомствах3; в-пятых изучение технических регламентов (стандартов) в процессе служебной деятельности (самообразование) и в образовательных организациях МВД России способствуют качественному разрешению вопросов обеспечения безопасности.
Сегодня, в условиях наличия угрозы терроризма, все ведомственные образовательные учреждения обязаны уделять внимание вопросам технического регулирования, т.е. техническим регламентам. Они выражаются в профессиональной подготовке (профессионально-правовая грамотность) всех категорий должностных лиц (граждан), которые имеют непосредственное отношение к вопросам: обеспечения той или иной безопасности (регулирования); эксплуатации (обороту) объектов повышенной опасности; осуществления государственного контроля и надзора; осуществления управленческих функций и др.
Вместе с тем, в системе правоохранительных органов, учитывая их основную задачу — обеспечение внутренней безопасности страны, имеется своя специфика. Так, в их ведении находятся: воинские подразделения, части ВВ МВД России, различные производственно-образовательные (жилищные, социально-производственные и хозяйственные комплексы, строения) учреждения, а также территори-
альные органы с соответствующими административными зданиями (гаражи, тиры, полигоны, склады различного предназначения и т.д.) и сооружениями, в процессе эксплуатации (оборота) которых руководителям и отдельным категориям сотрудников в целях обеспечения собственной, т.е. внутренней, безопасности (жизнедеятельность специального или иного учреждения) следует непосредственно руководствоваться именно конкретными техническими регламентами. Например, в образовательных учреждениях ответственным лицам необходимо знать: о пожарной безопасности, об эксплуатации лифтов и определенных зданий и сооружений, образовательные стандарты, правила потребления электроэнергии (силовой кабель, электрощитовые, допуск и т.д.).
В существующих ныне стандартах ведомственного образования отсутствуют требования, согласно которым выпускники вузов обязаны знать технические регламенты. В связи с этим и в соответствующих учебных дисциплинах нет специальных разделов, посвященных техническим регламентам.
Между тем административные и технические регламенты выступают как виды требований в управленческой деятельности, и они регулируют общественные отношения в России. Регламентные требования направлены на обеспечение внутренней и внешней безопасности страны (участников правоотношения), а также индивидуальной безопасности юридических и физических лиц. Однако, административно-технические регламенты могут присутствовать в науке и на практике (профессиональной деятельности) только при условии, если им будет уделяться всестороннее внимание.
Сегодня каждое направление деятельности правоохранительных и иных государственных (контролирующих) органов, особенно в области обеспечения безопасности и профилактической работы, нацелено на недопущение чрезвычайных происшествий и ситуаций, в связи с чем требуется конкретизация не только внутренней, но и внешней деятельности любого субъекта, обеспечивающего ту или иную безопасность. Именно поэтому в целях развития ведомственной и иной науки и образования в настоящее время существует настоятельная необходимость в научной разработке вопросов безопасности (наличие прямой террористической и иной
угрозы) и соответствующем учебно-методическом обеспечении подготовки сотрудников тех или иных служб и подразделений правоохранительных органов (ФСБ, МЧС, МВД, ФСИН России и др.). Одним из таких направлений является введение дополнительных образовательных дисциплин (предметов) с учетом норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Рос. газ. 2012, 31 дек.).
Одновременно вопросы обеспечения реализации соответствующих технических регламентов должны проходить через учебные программы во всех образовательных учреждениях Минюста и МВД России в виде спецкурса, в том числе проведение научно-исследовательских работ по соответствующим темам. Кроме того, необходима организация проведения занятий в рамках служебной подготовки по изучению требований технических регламентов4.
В настоящее время не только руководителям всех уровней, следователям, дознавателям, среднему, старшему и высшему начсоставу органов внутренних дел следует знать общеустановленные определения (термины), соответствующие НПА в области технического регулирования, которых следует употреблять в процессе служебной деятельности, оформлении (расследовании) соответствующих служебных документов. В том числе при расследовании уголовных (ОРМ) и административных дел, когда связанно с нарушениями требований технических регламентов (стандартов). В частности, в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»5 закреплено единое толкование (они учитываются в технических регламентах), а именно:
ф безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации —
состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
ф ветеринарно-санитарные и фитосанитар-ные меры — обязательные для исполнения
требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба;
ф декларирование соответствия — форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; ф декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;
ф заявитель — физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия; ф знак обращения на рынке — обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; ф знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту;
ф идентификация продукции — установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам; ф контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов — проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем тре-
бований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки;
ф международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией;
ф национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;
ф орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации;
ф оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;
подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
продукция — результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях; риск — вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда; сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
^ сертификат соответствия — документ, ф удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом; ф стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, ф требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;
стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг; ф
ф техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), произ- ф водства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое ф регулирование отношений в области оценки соответствия;
технический регламент — документ, который принят международным договором РФ, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента России, или постановлением Правительства России, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации); форма подтверждения соответствия — определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
схема подтверждения соответствия — перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям;
свод правил — документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов;
региональная организация по стандартизации — организация, членами (участниками) которой являются национальные органы (орга-
низации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции;
стандарт иностранного государства — стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства;
региональный стандарт — стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации;
свод правил иностранного государства — свод правил, принятый компетентным органом иностранного государства;
региональный свод правил — свод правил, принятый региональной организацией по стандартизации;
предварительный национальный стандарт — документ в области стандартизации, который утвержден национальным органом Российской Федерации по стандартизации и срок действия которого ограничен;
впервые выпускаемая в обращение продукция — продукция, которая ранее не находилась в обращении на территории Российской Федерации либо которая ранее выпускалась в обращение и свойства или характеристики которой были впоследствии изменены. Значимость учитывания этих определений заключается также в том, что сотрудники полиции непосредственно участвуют в проведении обследования различных объектов или же осуществляют государственные функции по охране отдельных объектов повышенной опасности или же участвуют в составе различных комиссий по установке определенных специальных технических средств. Кроме того, авторы также считают, что руководителям образовательных организаций (центров) следует параллельно учитывать и Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»6. Данный Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению го-
сударственной поддержки инновационной деятельности'.
Безусловно, введение спецкурса или предмета Техническое регламентирование и обеспечение безопасности» должно идти по двум направлениям: первое — во всех образовательных учреждениях (средних, высших и курсах повышения квалификации, независимо от формы обучения (очная, заочная, дистанционная); второе — подготовка руководящих кадров Минюста и МВД России (ведомственные образовательные, научно-исследовательские и иные образовательные учреждения, обладающие правом подготовки, обучения среднего и старшего начсостава).
Помимо этого, при преподавании спецкурса (предмета) о технических регламентах необходимо учитывать следующие моменты:
правовое положение и роль России в области обеспечения безопасности;
задачи и функции субъектов технического регулирования (надзорных и контрольных), а также права и обязанности должностных лиц, контролирующих органов, установленные международными (соглашениями) и федеральными нормами;
механизмы обеспечения (практики) безопасности, защиты прав и свобод человека, а также законных интересов участников правоотношения; ■ф исследованные вопросы исполнения международных функций и обеспечение безопасности; ■Ф вопросы порядка взаимодействия России с зарубежными странами; V- особенности взаимодействия ФОИВ (правоохранительных, местных, муниципальных) с государственными органами в рамках президентских и правительственных требований по обеспечению безопасности и техническому регулированию и др.
В заключение заметим, что точка зрения авторов по этому вопросу не является бесспорной. Между тем, принимая во внимание роль, которую играют технические регламенты в управленческой деятельности, и ту цель, которую они преследуют, — обеспечение внутренней и внешней безопасности, можно полагать, что изучение технических регламентов в ведомственных вузах даст положительные результаты.
Притом, по мнению авторов (Ф. Васильев) возникают ряд достаточно серьезных вопросов, которые касаются именно субъектов управления, которые обеспечивают те или иные виды безопасности. Например, как следует понимать, когда полиция8 осуществляет именно вопросы обеспечения внутренней безопасности страны, обследует и инспектирует объекты повышенной опасности (терроризм), проводит ОРМ, расследует (принимает участие) уголовные дела, связанные не соблюдением тех или иных технических стандартов, требований и т.д. но при этом нет отдельных спецкурсов в вузах МВД России (в том числе в центрах подготовки кадров), а также и методических рекомендаций в области изучения и реализации требований технических регламентов и др.
Кроме того, эти же рекомендации и суждения должны учитываться и Следственным комитетом России и его территориальными и образовательными организациями. Тем более, ни для кого не секрет, что зачастую в процессе расследования тех или иных технических аварий (катастроф) следователи в начале должны изучить все технические регламенты. По мнению авторов (Ф. Васильева), например, если мы сегодня видим Минтранс России имея в собственном подчинении Ространснадзор не всегда сможет представить истинную причинность тех или иных транспортных аварий, катастроф (скажем, за последние годы участились случаи аварий на железных дорогах. При этом ни Росжелдор, ни следственные органы, ни Ространсадзор не дали ни одного обзора о качественности строительно-монтажных работ на железнодорожных линиях (крепление фундамента, глубины и ширины закладки и трамбовки почвы, применение тех ли строительных материалов, конструкций и процессы обслуживания и т.д.). Тем более Росжелдор ежегодно датируется из средств федерального бюджета, но при этом ни разу не опубликовали свои отчеты об использовании (затраты) каждого рубля, когда Правительство официально публикует постановления о выделении наших налогов.
На основе этих других правовых аспектов технические регламенты (стандарты) должны быть учтены в процессе повседневной деятельности не только ОВД РФ и образовательными организациями, но и всеми субъектами управления (контроля и
надзора), которые обеспечивают непосредственно ту или иную безопасность.
1 СЗ РФ. 2004. № 34, ст. 3541.
2 Дополнительно см.: Васильев Ф.П. Административное регламентирование деятельности МВД России: учеб. пособие: в 7 ч. М., 2012. Ч. 6: Обеспечение безопасности на транспорте. С. 180).
3 См.: Миронов А.Н. Административные процедуры технологии подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти / под общ. ред. А.С. Дуген-ца; предисл. д-ра юрид. наук Ф.П. Васильева. Владимир, 2012. 252 с.
4 С учетом важности технических регламентов в области обеспечения ряда видов безопасности, а также значимости в деятельности ОВД РФ по личной инициативе авторов разработаны различные научные статьи (см. на Интернет сайтах), в том числе Быкадаров В.А., Васильев Ф.П., Казюлин В.А. Техническое регулирование и обеспечение безопасности. Учебное пособие. Под ред. доктора юр. наук. Ф.П. Васильева. Предисловие доктора технических наук, профессора В.С. Артамонова и доктора экономических наук, профессора Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2014. 640 с.
5 В ред. от 23июня 2014 г. с изм. и доп., вступ. в силу с 22 декабря 2014 г. Изменения, внесенные Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 160-ФЗ, вступают в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 24 июня 2014 г.), за исключением изменений, внесенных в ст. 2, 25, 26, 31 и 31.1, которые вступили в силу с 1 июля 2014 г. СЗ РФ 30 декабря 2002 г. № 52 (ч. 1), ст. 5140.
6 В ред. от 2 ноября 2013 г. с изм. и доп., вступившими в силу с 1 января 2014 г. СЗ РФ 26 августа 1996 г., № 35, ст. 4137. Изменения, внесенные Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ в части дополнения ст. 6.4, вступили в силу с 1 января 2014 г. Остальные изменения, внесенные указанным Законом, вступили в силу с 1 сентября 2013 г.
7 В целом Закон регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами госвласти и потребителями научной и научно-технической продукции. Научная деятельность определяется как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Установлен правовой статус научных работников и научных организаций. Так, научным работником является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-кон-структорские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность. Определяется также статус российских Академий наук (РАН).
8 Дополнительно см. гл. 2 и 8 — Анохина СЮ., Бережко-ва Н.Ф. (всего авторов 7) Правовое положение полиции МВД России. Учебник. под ред. доктора юридических наук Ф.П. Васильева. Предисловие д-ра эконом. наук, канд. юрид. наук, профессора Н. Эриашвили. М.: изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2014, 816 с.