УДК 340.132
Значение юридических фактов в механизме правового регулирования
Хохлова Е.М.
Кандидат юридических наук,
доцент кафедры правовых дисциплин Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева (Саранск)
Белдаев Д.В.
Магистрант юридического факультета Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева (Саранск)
В статье анализируется роль юридических фактов в механизме правового регулирования, которые определяются как основания для действия механизма правового регулирования и направлены на обеспечение его стабильного и надежного функционирования.
Ключевые слова: юридические факты, механизм правового регулирования, воздействие права, структура механизма правового регулирования, акт поведения, правоотношение, эффективность механизма правового регулирования.
Для достижения поставленных законодателем задач по упорядочению общественных отношений используется правовое воздействие, которое осуществляется разными способами, формирующими правовое состояние общества [1, с. 364]. Правовое регулирование является одним из видов воздействия права на отношения, возникающие в обществе с целью их упорядочения, осуществляемое всей системой юридических средств. Отметим, что под регулирующее воздействие попадают не любые обстоятельства реальности, а только те интересы, которые охраняются законом, являются общественно значимыми. Следует также учитывать и то, что государство, осуществляя эффективное правовое регулирование при выполнении поставленных задач должно опираться на объективно существующую реальность, на действительное положение дел, оказывать регулирующее воздействие на поведение людей комплексно.
В данном случае следует говорить о целой системе правовых средств, о механизме правового регулирования. Механизм правового регулирования - это система правовых средств, направленных на
упорядочение, закрепление, развитие и совершенствование общественных отношений с целью реализации интересов общества, государства и граждан [2, с. 19].
Анализируя структурное строение механизма правового регулирования, мы приходим к мнению о том, что нет однозначного единства взглядов ученых по этому поводу [3-7]. Мы придерживаемся позиции, согласно которой структуру механизма правового регулирования образуют следующие элементы: юридические нормы; юридические факты; правоотношения; акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей [2, с. 22].
Юридические нормы как элемент механизма правового регулирования соответствуют первой стадии процесса правового регулирования - нормативно-юридическому регламентированию общественных отношений. Именно здесь определяются правила поведения, которые направлены на удовлетворение интересов и потребностей участников правоотношений. Юридические нормы выполняют роль регламентации общественных отношений.
Считаем важным отметить то, что юридические нормы являются предпосылкой действия механизма правового регулирования общественных отношений, оказывая упорядочивающее воздействие на существующие общественные связи, они не принуждают человека к какой-либо социальной деятельности. Юридические нормы, закрепляя конкретный вариант поведения в обществе, направлены на неограниченный круг лиц [5, с. 389-390].
Юридический факт соответствует второй стадии процесса правового регулирования, где происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие заданных программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным.
Правоотношение представляет собой урегулированное правом и находящееся под охраной государства общественное отношение. Анализируя правоотношение как элемент механизма правового регулирования, можно говорить о его соответствии третьей стадии правового регулирования - выявление конкретной юридической связи с определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных.
Акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей соответствуют четвертой стадии правового регулирования, при которой правовое регулирование достигает своих целей. При помощи актов реализации субъективных прав и юридических обязанностей претворяются в жизнь права и обязанности в конкретном поведении субъектов. Данные акты могут выражаться в трех формах: соблюдение, исполнение и использование.
Безусловно, усложнения в механизме правового регулирования могут выявляться не только в пределах указанных элементов, в механизм могут включаться и дополнительные (факультативные) элементы, например, акты органов государства (в некоторых случаях акты общественных организаций), направленные на властную принудительную реализацию юридических обязанностей.
Указанные элементы механизма правового регулирования можно представить в качестве основных элементов, которые также могут состоять из совершенно разных юридических средств, объединяемых одними, едиными задачами, т.е. они являются своеобразными системами первичного правового инструментария.
Таким образом, структурное строение механизма правового регулирования представляется нам логично организованной системой юридических средств, которые располагаются в последовательном порядке. Такое построение направлено на обеспечение реализации целей правового регулирования. Данная система является подвижной, динамичной, поскольку направлена на постоянное изменение и совершенствование правовых средств.
Возвращаясь к более детальному рассмотрению юридических фактов, следует признать тот факт, что юридические нормы сами по себе не способны порождать правовые отношения, они направлены на установление критериев возможности или допустимости конкретного поведения в обществе и не могут вызывать к жизни субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений. Норма или представляет возможность выбора одного из предложенных вариантов поведения, или налагает запрет на определенный вариант поведения, или предписывает субъекту вести себя тем или иным образом под страхом привлечения к ответственности. Таким образом, фактическое поведение субъектов упорядочивается, приобретает определенные ограничения и пределы.
Поэтому для эффективного правового регулирования необходимо установление оснований для действия механизма правового регулирования. Такими основаниями выступают юридические факты. Это определенные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений.
Формирование многообразия социальных контактов членов общества происходит под воздействием явлений субъективного и объективного характера, а «юридическое значение присваивается лишь тем фактам, которые могут служить признаком или причиной наличности известных интересов, или их изменение и исчезновение» [6, с. 286.]. Безусловно, говорить о деятельности человека как правовой возможно лишь тогда, когда социальные контакты субъектов находятся под нормативным воздействием, потому как не всякая деятельность индивидуума в социуме может быть правовой (многие сферы существования личности остаются за пределами нормативного воздействия). Общественное отношение становится правовым только тогда, когда имеются в наличии предпосылки правового регулирования жизненных обстоятельств. Эти жизненные обстоятельства выступают связующим звеном между нормой объективного права и конкретным правовым отношением и являются юридическими фактами (закрепленные в гипотезе правовой нормы основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений). Поэтому совершенно справедливым является высказывание С.С. Алексеева о том, что если без нормы нет юридического факта, то в равной степени без юридического факта не может наступить никаких юридических последствий [7, с. 153].
Как и большинство ученых, мы придерживаемся позиции, согласно которой юридический факт в большинстве случаев - это акт поведения, приводящий в действие механизм правового регулирования по воле лица либо помимо его воли. Соответственно, именно с юридического факта начинает осуществляться жизнь правовой нормы, которая
реализуется в правоотношении, проверяется ее реальность, действенность. Правовая категория «юридический факт» является многоаспектной вследствие разнообразия жизненных ситуаций. Поэтому определяя юридический факт как правовую категорию, следует говорить о конкретном обстоятельстве реальной действительности, с появлением или отсутствием которой юридические предписания связывают конкретные юридические последствия, в том числе возникновение, прекращение или изменение правоотношений [8].
Юридический факт как любая категория социально-правовой действительности имеет формально-юридическую и материальную стороны. С одной стороны, юридические факты представляют объективную реальность (материальная составляющая), а с другой - это такие жизненные явления, которые имеют способность быть подверженными юридической оценке в процессе действия механизма правового регулирования.
Таким образом, юридический факт представляется нам как обязательный и самостоятельный элемент механизма правового регулирования, который приводит правоотношение в динамическое правовое явление и оказывает на него воздействие на всех этапах его существования.
Однако не все ученые согласны с самостоятельным статусом юридического факта в механизме правового регулирования. Юридическому факту придается, в данном случае, роль обеспечения перехода от одной стадии правового регулирования к другой, это всего лишь предпосылка правового отношения и не больше [9, с. 73].
Мы согласны с С.И. Реутовым в том, что понимание юридического факта только как предпосылки движения правоотношения умаляет его истинное значение важнейшей составной части механизма правового регулирования [10, с. 5].
Самостоятельное значение юридического факта в механизме правового регулирования предопределено тем, что он связан не только с правоотношением, но и с другими составными частями механизма правового регулирования. Так, необходимо в соответствии с установленными правилами закреплять юридические факты в гипотезе юридической нормы при разработке нормативно-правовых актов правотворческими органами. Установление юридических фактов в необходимом полном и достоверном объеме - это предпосылка для применения правовых норм, без которой обойтись не представляется возможным [11, с. 56].
Таким образом, юридические факты, имея значение оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений, направлены на обеспечение стабильного и надежного функционирования механизма правового регулирования посредством обеспечения перехода от общей модели прав и обязанностей к конкретному правоотношению.
Литература:
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб.
- М.: Омега-Л, 2009. - 607 с.
2. Хохлова Е.М. Субъективное право и юридическая обязанность в механизме правового регулирования: монография / Под. ред. Н.И. Матузова.
- Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. - 112 с.
3. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. - М.: Юрид. лит., 1972. - 258 с.
4. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972. - 292 с.
5. Комаров С.А. Механизм правового воздействия // Общая теория государства и права / Под. ред. М.И. Марченко. - М.: Юрайт, 1998. - 416 с.
6. Витченко А.М. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974. - 161 с.
7. Гревцов Ю.Г. Правовые отношения и осуществление права. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987.
- 128 с.
8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция». - М.: Юристъ, 2009. - 540 с.
9. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении.
- М.: Юрид. лит., 1974. - 336 с.
10. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М.: Юрид. лит., 1966. - 187 с.
11. Карташов В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ч. 6. Правовые отношения и связи в юридической практике и правовой системе общества. Текст лекций. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2000. - 72 с.
12. Гревцов Ю.Н. Проблемы теории правового отношения. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. - 83 с.
13.Реутов С.И. Юридические факты в семейном праве: автореф. дис. ... кад. юрид. наук. - М., 1976 - 22 с.
14. Исхаков В.Б. Юридические факты в советском праве. - М.: Юрид. лит., 1984. - 144 с.
The Role of Juridical Facts in the Mechanism of Legal Regulation
E.M. Khokhlova, D.V. Beldayev Department of Law of National Research Ogarev Mordovia State University
The paper dwells upon the role of juridical facts in the mechanism of legal regulation which are defined as the rationale for legal regulation and are aimed at provision of its stable functioning.
Key words: juridical facts, mechanism of legal regulation, legal impact, the structure of legal regulation mechanism, behavioral act, legal relations, efficiency of legal regulation mechanism.