References
1. Vengerov A.B. Theory of State and Law: a textbook for law schools. 3rd ed. M.: Jurisprudence, 2000. 528 p.
2. Theory of State and Law: a textbook for law schools and faculties / under the general editorship of the professor S.S. Alekseeva. M.: Norma, 2005. P. 128.
3. State-legal Impact on Public Relations: Theory, Methodology, Technology: a collection of scientific articles. Vladimir: VUI FSIN of Russia, 2011. 207 p.
4. Dementiev E.A. Means of State-legal Influence on Relations in the Sphere of Sport: author's abstract. dis. ... cand. law. Science. N. Novgorod, 2009. 32 p.
5. Shmatkova E.M. State-legal Impact on the Economy in the Russian Federation / Socio-economic phenomena and processes. 2011. № 5-6 (27-28). P. 260-264.
6. Kolesnikov E.V. Neno Nenovski. Unity and Interaction of the State and Law. Sofia: «Science and Art», 1980, 114 p.: review // Jurisprudence. 1981. № 3. P. 117-119.
7. Khazhipov R.X. Constitutional and Legal State: Dialectics of Interrelationship // The Rule of Law: Theory and Practice. 2011. № 4 (26). P. 23-29.
8. Theory of State and Law: a textbook / under the general editorship of N.I. Matuzova, A.V. Malko. 2nd ed., revised. and additional. M.: Lawyer, 2004. 512 p.
9. Legal Mentality of an Effective State / otv. ed. V.Yu. Kolmakov. Krasnoyarsk: Litera-print, 2010. 200 p.
УДК 340.12
Е.К. Щербакова
О ПРОБЛЕМЕ СООТНОШЕНИЯ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Введение: в статье рассматривается проблема соотношения категорий правового воздействия и правового регулирования. Актуальность выбранной темы обусловливается дискуссионностью вопроса о соотношении правового воздействия и правового регулирования в науке теории государства и права. Цель: провести анализ соотношения категорий правового воздействия и правового регулирования. Методологическая основа: правовой и семантический анализ, сравнительный метод. Результаты: представлен детальный анализ различий между правовым воздействием и правовым регулированием по возможным параметрам (цель, временные границы осуществления, субъекты, объекты, средства, механизм и т.д.). Выводы: основываясь на проведенном исследовании, автор соотносит две исследуемых категории по содержанию и объему, из чего делает вывод о том, что два данных правовых явления являются смежными, а сами категории — близкими по смыслу (правовому и семантическому).
Ключевые слова: право, правовое воздействие, правовое регулирование, механизм правового воздействия, механизм правового регулирования.
© Щербакова Елена Константиновна, 2018
Аспирант кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Scherbakova Elena Konstantinovna, 2018 74 Postgraduate, theory of state and law department (Saratov State Law Academy)
E.K. Scherbakova
ON THE PROBLEM OF CORRELATION BETWEEN LEGAL IMPACT AND LEGAL REGULATION
Background: the article deals with the problem of correlation between categories of legal impact and legal regulation. The importance of this problem is determined by the fact that there is a great variety of different points of view upon the problem of correlation between legal impact and legal regulation in the theory of state and the law. Objective: the author of the article supposes to analyze the correlation between legal impact and legal regulation. Methodology: in doing the research comparative method, legal and semantic analysis of the category of legal impact was used. Results: in the research the detailed analyses of differences between legal impact and legal regulation according to certain criteria (aim, time limits of realization, subjects, objects, instruments, mechanism, etc.)is carried out. Conclusions: on the basis of the carried out research the author compares the examined categories according to their substance and extent and comes to the conclusion: concepts of legal impact and legal regulation are allied and similar both in the semantic and legal meaning.
Key-words: law, legal impact, legal regulation, legal instruments, mechanism of legal impact, mechanism of legal regulation.
Человеческое общество нуждается в упорядочении отношений между людьми. Для этого создается власть, представляющая людей и направляющая их поведение через особые процессы воздействия. Само воздействие осуществляется через различные социальные нормы, которые оценивают и прогнозируют поведение людей с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости. В формировании таких норм участвует как само общество (на основе саморегулирования), так и власть, обеспечивающая от имени общества повседневное оперативное управление и регулирование общественными процессами.
Одним из наиболее важных социальных регуляторов является право. Его возникновение и последующее формирование связано с потребностью охватить общим правилом повторяющиеся акты производства и распределения на основе учета интересов как общества в целом, так и отдельных его членов. Никакой другой социальный регулятор не способен на основе формального юридического равенства обеспечить баланс интересов людей.
Государство, являясь единственным официальным представителем всего общества, наделяется монопольным правом на правотворчество, именно государство непосредственно формирует право путем принятия юридических актов. Однако ввиду того, что государственная власть не свободна от ошибок и различных проявлений субъективизма, население страны, воплощая в своей детальности принцип народного суверенитета, оставляет за собой право определять содержание и перспективы правового развития общества. Государственная власть, несмотря на свое монопольное положение, выступает лишь одним из участников формирования права. Ведь в содержание права входит не только система действующих нормативно-правовых актов. Право — это исторически сложившееся и динамично развивающееся явление, отражающее самобытность народа, его менталитет, национальную и религиозную специфику, особенности обычаев и традиций. Такое своеобразие обусловливается влиянием иных право-
вых систем и воплощается в системе основополагающих принципов, обеспечивающих связь действующего права с исторически сложившимися в данном государстве правовыми институтами и традициями. Существующая власть в своей повседневной деятельности при регулировании общественных отношений не может игнорировать эти принципы и правовое мировоззрение общества, определяющие смысловое содержание права, его системные свойства, которые оказывают воздействие на каждого члена общества.
Право — неотъемлемая часть социальной действительности, именно через эти принципы, через сложившиеся правовые традиции, взгляды и идеи в обществе, через правовое мировоззрение оно во все времена оказывало и продолжает оказывать воздействие на общество и на процессы, протекающие в нем. Воздействуя на социальную среду, право формирует всю правовую систему: правовые нормы, правоотношения, правовую культуру. Воздействуя на социум и взаимодействуя с ним, оно формирует особый вид реальности — правовую реальность, которая служит неотъемлемой частью реальности социальной.
Одним из дискуссионных в науке теории государства и права в целом, а также в сфере взаимодействия права и общества в частности является вопрос соотношения правового воздействия и правового регулирования. Это обусловливается, прежде всего, тем, что оба этих явления лежат в одной сфере — сфере влияния права на человека, границах и возможностях такого влияния. Еще одна причина актуальности этого вопроса состоит в том, что правовое воздействие и правовое регулирование — явления смежные, близкие по смыслу (семантическому и правовому), но не совпадающие по форме и содержанию категории.
Для проведения детального анализа различий правового воздействия и правового регулирования сначала необходимо дать определение каждому из рассматриваемых явлений.
Слово «воздействие» в большинстве словарей определяется как оказание влияния на что-либо с целью добиться конкретного результата [1, с. 92]. Хотя воздействие и подразумевает определенную нацеленность на результат, на оказание воздействие на объект, не всегда такая цель достигается. Ввиду наличия некоторых факторов и в силу конкретных причин воздействие либо оказывается не в том объеме, который был задуман субъектом воздействия или не в отношении того объекта, на который изначально планировалось оказать воздействие.
Термин «регулирование» произошел от латинского «regulo», что означает «правило». Регулирование представляет собой процесс упорядочения, налаживания чего-либо в первом значении, а во втором — «направление развития, движения чего-нибудь с целью привести в порядок, в систему» [2, с. 657].
Таким образом, воздействие есть процесс наиболее общего влияния на что-либо для достижения как тактических, так и стратегических целей и результатов, в то время как регулирование представляет собой организованное детализированное влияние на что-либо для упорядочения объекта влияния и достижения конкретного результата.
В отношении категории правового воздействия в науке теории государства не существует единой точки зрения на понимание и содержание этого явления. Некоторые ученые-правоведы вообще не выделяли правовое воздействие в отдельную категорию, многие отождествляли ее с правовым регулированием [3,
с. 10; 4, с. 21], но в последнее время складывается тенденция к расширительному толкованию данной категории права [5, с. 413; 6, с. 292-294].
Нам близка точка зрения расширительного толкования правового воздействия, где данное явление представляет собой более широкую категорию, чем правовое регулирование, и не определяется непосредственно через понятие «правовое регулирование» (что будет подтверждено дальнейшим анализом различий этих двух правовых явлений). В соответствии с указанной точкой зрения правовое воздействие можно определить как наиболее общее влияние права на сознание и поведение людей, производимое как системой специальных юридических средств (субъективных прав и обязанностей, норм права, юридических фактов, актов применения и реализации права, правоотношений), так и общесоциальными явлениями, отраженными в сфере права (информационно-психологическими, воспитательными, организационными, а также такими правовыми явлениями, как правосознание, правовая культура, правовые принципы и т.д.) и определяющими особенности сознания, интересов и мотивов поведения человека в социально значимых ситуациях.
Правовое регулирование в юридической литературе определялось по-разному, но суть его всегда сводилась к упорядочению социальных отношений при помощи специфических юридических средств, таких как нормы права, акты реализации права и др. Под правовым регулированием следует понимать специфическое, осуществляемое через юридические права и обязанности субъектов права, действие права с целью упорядочения общественных отношений [7, с. 312].
Далее мы рассмотрим подробно каждое отличие правового воздействия от правового регулирования и проанализируем объем и содержание этих двух п
—I
смежных категорий. к
Одним из главных отличий рассматриваемых явлений является цель. Право- р
а
вое воздействие направлено на правовое воспитание человека, повышение уров- °
п
ня его правовой культуры и правосознания, формирование у него с помощью |
определенных средств, способов и методов воздействия желаемых правовых У
установок, а также на упорядочение общественных отношений через форми- п
рование у человека определенной модели поведения. Таким образом, правовое н
воздействие осуществляется как на сознание человека, так и на его поведение. I
Правовое регулирование имеет более узкую цель: упорядочение и урегулирова- и
д
ние общественных отношений, т.е. право оказывает влияние на сугубо внеш- е нюю сторону общественных отношений, выраженную в поведении участников |
этих отношений. Регулирование в данном случае устанавливает определенные |
д
рамки и правила человеческого поведения и взаимоотношений, в то время как и воздействие, влияя на сознание индивида, способствует формированию у него * определенной линии поведения, которая является результатом воздействия (
права на процесс правового воспитания, правовой социализации, становления )
правосознания и правовых установок личности. 0
Отличаются правовое воздействие и правовое регулирование также по вре- 8 менным границам их осуществления. Правовое воздействие начинается со становления и формирования права как явления общественной жизни и заканчивается только тогда, когда человек выходит из сферы правового регулирования. Правовое воздействие всегда начинается раньше регулирования. Например,
законодатель, обсуждая законопроект, сам находится под влиянием прошлого 77
и действующего законодателя и оказывает через СМИ воздействие на человека и общество в целом, формируя определенную правовую позицию у участников обсуждения. Таким образом, воздействие права начинается до принятия нормы права и продолжает свое действие после реализации нормы права и после утраты этой нормой юридической силы. В качестве примера можно привести утратившие свою юридическую силу нормы и постулаты римского права. И хотя они больше не действуют в качестве системы норм права, продолжают оказывать колоссальное влияние на целые правовые системы государств, как правило, в виде рецепции тех или иных норм или в виде перенятия идей определенных постулатов. В частности, национальная правовая система России складывалась под существенным влиянием римского права. Правовое регулирование ограничено определенными временными рамками. Оно устанавливается законодателем и по времени всегда совпадет со сроком действия нормы права. Регулирование общественных отношений начинается с момента вступления правовой нормы в законную силу и оканчивается в момент, когда данная норма прекращает свое действие. Для человека правовое регулирование завершается удовлетворением его интересов, достижением определенных результатов.
Еще одно важное отличие заключается в субъектах, которые способны осуществлять соответственно воздействие и регулирование. Если правовое воздействие может оказывать любой субъект в правовой сфере, то субъектами правового регулирования выступают компетентные органы государственной власти. Так, правовое воздействие на ребенка, в первую очередь, оказывается через его воспитание в семье, обучение в школьных учреждениях (например, на это вы-3 деляются специальные часы в такой дисциплине, как «обществознание», и в ~ специальных классных часах, где объясняются основы правовой грамотности). В ~ юношеском возрасте на молодых граждан все большее влияние оказывают СМИ 2 и Интернет; в более зрелом возрасте право оказывает на людей влияние в самых | различных сферах и самыми разными субъектами (органами власти, коллега-| ми по работе, СМИ и др.). Правовое же регулирование может осуществляться | исключительно по юридическим каналам и специально уполномоченными на I то органами государственной власти (регулирование общественных отношений I исполнительными, судебными, законодательными органами власти). ® Не совпадают эти категории и по объекту воздействия или регулирования.
§ Если влияние правового воздействия, прежде всего, направлено на внутренний | мир человека, его сознание и мышление, что впоследствии определяет модель | поведения человека, то правовое регулирование охватывает только внешнюю | сторону общественных отношений. Правовое регулирование всегда связано с | процессом регламентации действий участников общественных отношений, с | установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, правовое воздей-^ ствие — не всегда, спектр возможностей его влияния на человека шире, чем про-й сто регламентация общественных отношений. Посредством усвоения человеком ш правовой информации, формирования у него конкретных правовых установок и становления определенного уровня правосознания определяется модель поведения человека в той или иной ситуации.
Существует различие и в способах правового воздействия и регулирования. Как и само воздействие не ограничивается исключительно регулированием по-78 ведения людей (оно также оказывает информационное, воспитательное, иное воз-
действие на личность), так и способы воздействия и регулирования не совпадают по объему своего содержания. Среди способов правового воздействия выделяют следующие: убеждение (основывается, прежде всего, на правовом воспитании и применении различных льгот), принуждение (юридическая ответственность и возможность применения различного рода санкций), а также стимулирование (правовое побуждение к законопослушному поведению) и ограничение (правовое сдерживание противозаконного деяния) [8, с. 95-96]. Способы правового регулирования включают в себя сугубо регулятивные предписания (дозволение, обязывание, запрещение и принуждение). Способы правового воздействия абстрактнее способов правового регулирования, они оказывают свое воздействие преимущественно на формирование правосознания и правовой культуры человека, а также на мотивы человеческого поведения. Способ регулирования от способа воздействия отличает также и то, что способ регулирования основывается на конкретных правовых предписаниях с использованием определенных юридических средств, а также на четком определении содержания взаимоотношений участников отношений и модели их поведения. Способы воздействия права впоследствии детализируются в отдельных способах правового регулирования.
Разница кроется в средствах, которые применяются при осуществлении правового воздействия и правового регулирования. Правовое воздействие охватывает широкий спектр средств оказания влияния. Оно использует как специальные юридические (нормы права, правоотношения, акты правоприменения и реализации права) и иные правовые средства (правосознание, правовую культуру, правовые принципы и т.д.), так и общесоциальные средства воздействия (информационно-психологические, воспитательные, организационные). Правовое с
—I
регулирование в отличие от правового воздействия ограничено в выборе средств к влияния. Оно осуществляется при помощи сугубо юридических каналов влияния р
а
(специальных юридических механизмов, процедур) и определенных юридических с
средств (норм права, правоотношений, актов применения права и т.д.). |
Различаются правовое воздействие и правовое регулирование также и по У
динамике своего действия. Правовое воздействие более статично, чем право- с
вое регулирование, поскольку содержит в себе наиболее общие положения и е
постулаты права и незначительные изменения в общественных отношениях |
(которые впоследствии трансформируются в изменения в правовых нормах) не |
находят моментального отражения в средствах и способах правового воздействия. е
Правовое регулирование отличается более высокой динамикой в сравнении с |
воздействием права, поскольку находится и действует исключительно в рамках а
правовых норм, претерпевающих постоянные изменения. Субъекты правового М
регулирования вынуждены подстраиваться под эти изменения, применяя в от- и
ношении объектов соответствующие методы и способы регулирования. (
Еще одно отличие заключается в характере действия двух данных явлений. )
Зачастую правовое воздействие может влиять на общественные отношения, 0
не только напрямую вмешиваясь в них, но и опосредованно: через правовые 8 идеи, ориентиры, оказывая порой не совпадающее по времени с нормой права воздействие на общественную жизнь. Таким образом, правовое воздействие не всегда подразумевает целенаправленное воздействие права, оно также может быть и опосредованным. Правовое регулирование, наоборот, всегда напрямую
регулирует тот или иной вид общественных отношений в рамках конкретных уд
правовых предписании через определенные юридические средства и не может влиять на них опосредованно.
Последним отличием, разграничивающим правовое воздействие и правовое регулирование, служит механизм действия этих явлений.
Механизм правового воздействия представляет собой более сложное в плане структуры и содержания явление:
1) этап воздействия на человека в его раннем возрасте действующих, а также утративших свою силу правовых актов, принципов права, правовых обычаев и религиозных трактатов, признанных государством в качестве общеобязательных. При этом конкретного представления о действующей системе права и правовой системе человек еще не имеет. Право на этом этапе воспринимается им как одно из явлений социальной действительности;
2) этап формирования у человека правосознания и правовой культуры личности и общества в целом, в рамках которого происходит активный процесс правовой социализации личности, формирование правовых установок, правосознания и правовой культуры личности, а также принципов права, выполняющих роль своеобразного связующего звена между социальной природой человека и законодателем;
3) этап формирования действующего права через непосредственное и санкционированное правотворчество, на котором человек и общество уже оказывают непосредственное влияние на становление и развитие права и правовой системы в целом;
4) этап становления типов правового регулирования, методов, средств и способов регулирования, в рамках которого происходит воздействие отдельных форм права на человека: правового обычая, правового прецедента, нормативного договора, нормативного правового акта;
5) этап правового регулирования деятельности человека, на котором право воздействует на человека уже не как простое явление окружающей действительности, а в виде конкретных нормативных предписаний, регулирующих различные виды общественных отношений;
6) этап воздействия на человека и общества юридической практики — завершающий этап механизма правового воздействия, на котором право продолжает оказывать свое влияние на человека и после того, как норма или нормативно-правовой акт утрачивают свою юридическую силу.
Механизм правового регулирования включает в себя следующие этапы:
1) этап регламентации общественных отношений конкретным нормативным предписанием;
2) этап возникновения прав и обязанностей, связанный с конкретными юридическими фактами, а также последующая конкретизация и индивидуализация прав и обязанностей в виде воплощения их в определенных жизненных ситуациях;
3) этап оформления правоотношения (т.е. установление правовой связи между конкретными субъектами общественных отношений);
4) этап реализации прав и обязанностей и удовлетворения интересов (закрепленная в норме, прошедшая индивидуализацию и конкретизацию модель поведения воплощается в фактическом поведении субъектов — актах реализации
права; посредством этих актов достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы субъектов.
Акты реализации права являются своеобразным итогом влияния права на человека в рамках конкретного отношения) [9, с. 57-63].
Подводя итог анализу механизмов рассматриваемых явлений, можно прийти к выводу о том, что фактически правовое регулирование является одним из этапов в действии механизма правового воздействия. Таким образом, следует еще раз подчеркнуть, что нельзя отождествлять категории правового воздействия и правового регулирования, которые, хотя и являются близкими, но совершенно различаются по цели, объему, субъектам, объектам, времени, характеру и этапам действия.
Библиографический список
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. 944 с.
2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо, 2009. 944 с.
3. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М.: Юридическая литература, 1973. 344 с.
4. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. M.: Юридическая литература, 1972. 258 с.
5. Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник. 7-е изд. СПб.: Питер, 2006. 510 с.
6. Марченко М.Н. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права: учебник / под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало-М, 2011. 516 с.
7. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебное пособие. М.: Российская академия адвокатуры, 2001. 416 с.
8. Кулапов В.Л., Хохлова И.С. Способ правового регулирования. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. 176 с.
9. Шундиков К.В. Механизм правового регулирования: учебное пособие / под ред. А.В. Малько. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2001. 104 с.
References
1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Y. Thesaurus of Russian Language: 80 0000 words and phrases / Russian Academy of Sciences. Vinogradov Institute of Russian Language. 4tth edition, updated. M.: Publishing house "ITI Technologies", 2003. 944 p.
2. Krysin L.P. Thesaurus of Foreign Words. M.: Publishing house "Eksmo", 2009. 944 p.
3. Lukasheva E.А. Social Legal Awareness. M.: Legal literature, 1973. 344 p.
4. Gorshenev V.M. Ways and Organizational Forms of Legal Regulation in Socialistic Society. M.: Legal literature, 1972. 258 p.
5. Komarov S.А. General Theory of State and Law: Textbook. 7th edition. Saint-Petersburg: Publishing house "Piter", 2006. 510 p.
6. Marchenko M.N. Theory of State and Law. Part two. Theory of Law : Textbook / Under the edition of M.N. Marchenko. M.: Publishing house "Zertsalo-M", 2011. 516 p.
7. Radko T.N. Theory of State and Law: Tutorial. M.: Russian Academy of the Bar, 2001. 416 p.
8. Kulapov V.L., Khokhlova I.S. The Way of Legal Regulation. Saratov: Publishing house "GOU VPO " Saratov State Law Academy", 2010. 176 p.
9. Shundikov K.V. Mechanism of Legal Regulation: Tutorial / Edited by d octor of law, professor A.V. Malko. Saratov: Publishing house "GOU VPO " Saratov State Law Academy", 2001. 104 p.
УДК 343.8
М.В. Баранова
ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ
КАК ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО
ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА
Введение: опережающее правотворчество обладает целым рядом специфических технико-юридических средств, адекватно либо неудачно отображающих его сущность и регулятивные возможности. Проблема правовых исключений в сфере опережающего правотворчества не только не подвергнута в теории государства и права анализу, но даже надлежащим образом не поставлена. Цель: представить варианты и рассмотреть логико-гносеологические и технико-юридические возможности исключений в области опережающего законотворчества, предложить некоторые пути совершенствования их применения в опережающей правотворческой практике. Методологическая основа: диалектика правотворческого процесса, догма права и формально-юридический метод анализа результатов правотворчества, общее и частное, универсальное и конкретное в действующем законодательстве, методы правового прогнозирования и моделирования. Результаты: раскрыта ценность применения исключений в сфере опережающего правотворчества, выявлены типичные дефекты использования законодателем исключений при формулировании опережающих юридических норм, обозначены технико-юридические средства повышения качества использования исключений в опережающем правотворчестве. Выводы: правовые исключения — необходимое и при определенных обстоятельствах эффективное технико-юридическое средство, обеспечивающее оперативность, динамизм и прогностичность опережающего правотворчества. Опережающее правотворчество должно доминировать в процессе совершенствования юридической регламентации и при помощи исключений результативно модифицировать законное отклонение от унифицированных стандартов поведения. Исключения из правил выступают высокоценным технико-юридическим инструментом опережающего правотворчества, позволяющим оптимально учитывать многообразие общественных отношений и основные тенденции их развития.
Ключевые слова: право, опережающее правотворчество, законодательное исключение, исключительный случай, законодательная оговорка, опережающая правовая регламентация внедрения достижений биомедицины.
© Баранова Марина Владимировна, 2018
Студентка третьего курса юридического факультета (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского); e-mail: [email protected] © Baranova Marina Vladimirovna, 2018
Third year student, law faculty of the Federal State Autonomous Institution of Higher Education (National 82 rRsearch Nizhny Novgorod State University named after N. I.Lobachevsky)