Саидмирова Савринисо Мирзоевна ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ...
УДК 378
ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА АБДУРАХМАНА ДЖАМИ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
© 2017
Саидмирова Савринисо Мирзоевна, аспирант общеуниверситетской кафедры педагогики
Таджикский национальный университет (734025, Республика Таджикистан, Душанбе, проспект Рудаки 17, e-mail: faridun61@mail.ru)
Аннотация. Наследие классиков таджикско-персидской литературы в течение многих веков служило в качестве основного источника формирования мировоззрения подрастающего поколения, подготовки его к жизни и трудовой деятельности. В этом отношении особый интерес вызывает наследие педагога-гуманиста, поэта, наставника и учителя учителей всех времен, одного из наиболее ярких представителей таджикско-персидской педагогической мысли Абдурахмана Джами, который внес большой вклад в развитие и обогащение духовной культуры народов Востока, а его произведения включены в сокровищницу общечеловеческих духовных ценностей. В статье проведен научно-педагогический анализ творчества Абдурахмана Джами, в котором особое внимание уделено освоению знаний, изучению наук и целесообразному их применению в жизни. Автором определена направленность педагогических воззрений и наставлений поэта, а также определено их непреходящее значение в формировании мировоззрения подрастающего поколения. В основании творчества Абдурахмана Джами лежат идеи свободолюбия, социальной справедливости и человеколюбия. При этом во главу угла поэт ставит освоение знаний и считает приоритетным изучение наук, образованность людей и развитие на этой основе человека и общества в целом. Поэт и просветитель во всех своих произведениях развивает идею просвещенного, образованного человека, имеющего определенный багаж знаний, который применяет в жизни. Именно эта идея является непреходящей, связующей нитью педагогических воззрений Абдурахмана Джами с современностью.
Ключевые слова: научное мировоззрение, педагогические воззрения, наставления, овладение знаниями, изучение наук, воспитание, подрастающее поколение.
VALUE OF ABDURRAHMAN DZHAMI'S WORKS FOR CREATIVE SCIENTIFIC OUTLOOK OF YOUNGER GENERATION
© 2017
Saidmirova Savriniso Mirzoyevna, graduate student of all-university department of pedagogics
Tajik National University (734025, Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue 17, e-mail: faridun61@mail.ru)
Abstract. The heritage of classics of the Tajik-Persian literature through many centuries served as the main source of outlook's creative of younger generation, preparation it to life and work. In this regard particular interest is attracted by heritage of the teacher humanist, poet, mentor and teacher of teachers of all times, one of the brightest representatives of the Tajik-Persian pedagogical thought Abdurrahman Dzhami who made a big contribution to development and enrichment of spiritual culture of the people of the East, and his works are included in a treasury of universal cultural wealth. In article the scientific and pedagogical analysis of creativity of Abdurrahman Dzhami in which special attention is paid to development of knowledge, studying of sciences and their expedient application in life is carried out. The author defined an orientation of pedagogical views and manuals of the poet, and also their enduring value in formation of outlook of younger generation is defined. In the basis of creativity of Abdurrahman Dzhami the ideas of love of freedom, social justice and philanthropy life. At the same time the poet regards development of knowledge as of paramount importance and considers priority studying of sciences, education of people and development on this basis of the person and society in general. The poet and the educator in all the works develops the idea of the educated, educated person having a certain knowledge base which applies in life. This idea is enduring, binding thread of pedagogical views of Abdurrahman Dzhami with the present.
Keywords: scientific outlook, pedagogical views, manuals, mastering knowledge, studying of sciences, education, younger generation.
В условиях прогрессирующего обновления всех сторон духовной и материальной жизни человека и общества, кардиальных экономических социальных, политических и культурных преобразований последних двух десятилетий, реформы системы образования на основе принятых Правительством Республики Таджикистан нормативно-правовых и программно-методических актов, наметились тенденции возрождения и применения духовного наследия прошлого в воспитании, обучении и социализации подрастающего поколения.
Духовное и культурное возрождение и развитие Таджикистана невозможно представить без национальных и общечеловеческих ценностей, изучения и творческого применения накопленного богатого педагогического опыта таджикско-персидских мыслителей и просветителей, к числу которых мы по праву относим и А. Джами. Сегодня особое значение приобретает изучение и анализ педагогического наследия классиков таджик-ско-персидской литературы, так как оно служит теоретической основой воспитания молодого поколения и одновременно оказывает практическую помощь в воспитательной деятельности образовательных учреждений. Наследие классиков таджикско-персидской литературы в течение многих веков служило в качестве основного источника в изучении основ науки, формирования мировоззрения учащихся, подготовки их к жизни и трудовой деятельности. В этом отношении особый интерес вызы-
вает наследие педагога-гуманиста, философа, ученого-энциклопедиста, мыслителя, политика, поэта, художника, наставника и учителя учителей всех времен, одного из наиболее ярких представителей таджикско-персид-ской педагогической мысли Абдурахмана Джами. Он внес большой вклад не только в развитие и обогащение духовной культуры народов Востока, его произведения включены в сокровищницу общечеловеческих духовных ценностей.
Художественно-педагогическое наследие
Абдурахмана Джами, которое создано в средневековый период развития таджикского народа, оказало влияние на жизнь и творчество его последователей и учеников.
На современном этапе развития общества совершенствование учебно-воспитательной работы в рамках формирования научного мировоззрения молодого поколения является мощным средством воздействия на его сознание, чувства и поведение.
Ученые Таджикистана, исследовавшие творчество средневековых поэтов, писателей, ученых и мыслителей (Джалолидин Руми, Фаридудин Аттор, Саади, Джами, Камолиддин Бинои, Санои и другие) отмечают, что «приобретение знаний и образованность человека в суфизме обсуждались значительно раньше, чем в других течениях средневекового Востока. В этой связи особое значение для масс (омма) имела доступная образовательная (адабная) литература суфизма. На самом деле
Саидмирова Савринисо Мирзоевна ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ...
мировоззренческое значение этой литературы определяет ее массовая аудитория.... Приобретение знаний и образованность в суфизме нашло свое торжествующее воплощение. В контексте «адаб» («мораль») и «илм» («знания») мораль в дидактических трактатах суфизма обладает большей привлекательностью» [1 с. 163].
Несомненно, творчество Абдурахмана Джами имело большую популярность среди религиозных деятелей и представителей науки, в литературных кругах и в народе. Оно пронизано гуманными педагогическими воззрениями и занимает особое место в общепедагогической теории и практике таджикского народа. Именно, воззрения о значимости овладения знаниями и изучения наук сделали Абдурахмана Джами учителем учителей Востока на все времена развития культуры и общества.
На наш взгляд, привлекательность педагогических воззрений Абдурахмана Джами о приоритетности изучения наук заключается в том, что он подчеркивает неотделимость знания, науки и ремесла от практической жизнедеятельности, отражающей поведение и мировоззрение человека, которое формируется родителями в семье, учителями в школе и самим индивидом в процессе самовоспитания.
Как было сказано выше, на формирование мировоззрения самого Абдурахмана Джами значительное влияние оказало время, в которое он жил и творил. Это время непрерывных междоусобных кровопролитий и борьбы Темуридов за престол, время обострения религиозных тенденций (между суннитами и шиитами), в результате чего в стране сильно ухудшилось положение земледельцев, ремесленников и других неимущих слоев населения. Поэтому в такой ситуации пропаганда справедливости в творчестве великого гуманиста заняла особое место. Как патриот и свободолюбивый человек, защищающий интересы трудового народа, он во всех своих произведениях отстаивает идеи социальной справедливости, побуждает чувства благородства и человеколюбия, призывает к освоению знаний и считает приоритетным изучение наук, образованность людей и развитие человека и общества в целом.
Одним из важнейших нравственных качеств личности является соблюдение этикета и культуры общения. А. Джами в одном из рассказов в своем произведении «Бахористон», обращаясь к невоспитанным людям, пишет: «Всякий, кто со своими подчиненными изберет способ общения на кулаках, тот и умрет, растоптанный своими подчиненными».
Послушай, сердце, мудрые слова, Которые нам предки завещали: «Кто меч вражды народам нес всегда И сам погибнет от враждебной стали [2, с. 446]. Поучения Абдурахмана Джами, обращенные к правителям в средние века, имеют актуальность и в наше время. Некоторым руководителям, забывшим высокие гражданские обязанности, необходимо прочитать эти строки, так как эти поучения из уст авторитетного духовного наставника должны оказать на них значительное влияние. Изучая лирические стихи Абдурахмана Джами, можно глубже понять и оценить свои действия и поступки, изменить мироощущение и позитивно перестроить чувства и поведение.
Таджикский востоковед Абдулгани Мирзоев отмечает, что «тема воспитания детей является одним из приоритетных и жизненных вопросов, она занимает особое место в творчестве Абдурахмана Джами.» [3, с. 10].
Абдурахман Джами впервые написал свои наставления в 886 году (1481 г.) в поэме «Тухфат-ул-ахрор» («Дар благородным»), когда его сыну Зияудинну Юсуфи было всего четыре года. Далее он продолжил сочинение наставлений к сыну и в других поэмах [3, с. 10]. Как показывает анализ поэмы поэта, он в соответствии с возрастом своего сына призывает его к соблюдению правил поведения, посещению школы, освоению правописания, целесообразному проведению времени, и особо отме-
чает значение изучения науки. Далее, в других своих наставлениях поэт призывает сына к овладению ремеслом, уважению своего наставника (устода), освоению каллиграфии, соблюдению правил поведения и этикета (джавонмарди - мужественности, футувват - рыцарства), применению полученных знаний в жизни, дружбе и преданности, раскрывает значение книг в жизни человека, осуждает вымогательство и высокомерие.
Когда поэт был уже в преклонном возрасте, чувствуя свое состояние, он в поэме «Хирадномаи Искандари» («Книга мудрости Искандера») призывал сына к заботе о старших, к оказанию помощи нуждающимся, к жизни в согласии со своими недругами. В конце свой жизни он написал особое произведение, посвященное наставлениям сыну Зияуддину Юсуфу, которому было 10 лет.
«Бахористон» («Весенний сад») А. Джами до сих пор остается самым востребованным произведением воспитательного характера. Оно переведено на многие языки мира и вошло в сокровищницу мировой культуры. Оно не утеряло своей ценности среди огромного наследия классиков таджикско-персидской литературы.
Напомним, что дети у поэта появились в преклонном возрасте, из четырех выжил третий Зияуддин Юсуф, который прожил долгую жизнь и который был смыслом жизни поэта. Он очень переживал из-за потери сыновей и в своей поэме «Саламан и Абсаль» поэт считает детей самым дорогим подарком в жизни и продолжателями рода [3, с. 21].
Необходимо отметить, что во всех этических поэмах его герои - Салман, Лейли, Меджнун, в особенности Искандер (Александр Македонский), с малых лет проходили обучение. Исходя из этого, можно сделать вывод, что поэт считает приоритетным изучение наук с детства.
Анализируя наставления Абдурахмана Джами, исследователь таджикской литературы А.Афсахзод группирует их следующим образом:
наставления, направленные царям; наставления своему сыну, в которых особое место занимает призыв к освоению наук, профессий и ремесел;
высшие наставления, имеющие общечеловеческое значение, призывающие к единению [2, с. 25-32].
Как было выше упомянуто, особое место в наставлениях Джами занимают призывы отца к сыну к овладению знаниями, изучению науки и освоению ремесла. А. Джами считает, что знание освещает человеку путь в жизни, помогает преодолевать трудности и препятствия, способствует изучению науки. Наука - совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для освоения ремесла. Ремесло (промысел, профессия) - основной вид деятельности, необходимый для жизни и существования человека (духового и материального) и общества. Обучение знаниям, наукам и ремеслу - это передача практических и духовных ценностей, накопленных человечеством и необходимых для дальнейшей жизни человека.
В истории человечества знание всегда было силой, способствующей развитию общества в целом и человека в частности. Знание всегда было одной из духовных ценностей, которое раскрывало не только духовный мир человека, но его интеллектуальное развитие. Джами, критикуя людей, которые недооценивают силу знания, пишет:
Кто силу знания отверг, тот обделен умом, Он счел, что сущее кругом - обманчивый фантом. Но если зримый мир - воображенья плод, Как с вечной истиною быть, вне нас живущей в нем? [2, с. 19].
В педагогических взглядах классиков таджикской литературы также особо подчеркивается значение обучения знаниям, изучения наук и освоения ремесла с молодых лет (Рудаки, Фирдавси, Саади Низоми и другие). Джами в своем творчестве развивает педагогические воззрения своих предшественников, классиков таджикской литературы (Рудаки, Фирдавси, Саади Низоми
Саидмирова Савринисо Мирзоевна педагогические
ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ... науки
и др.) о необходимости овладения знаниями, изучения наук и ремесла ещё в молодости, так как в этот период человек способен усвоить все быстро и прочно. Он сравнивает молодые годы с молодым деревом, которое приносит здоровые и полезные плоды [4, с. 86].
Убежденность в истинности и целесообразности овладения знаниями, по нашему мнению, необходимо формировать еще с раннего возраста, со школьной скамьи. Знание является основным фактором умственного развития детей, поэтому оно постепенно должно переходить в убеждение, так как убеждение руководит действием человека. Правильно избранный путь к усвоению знаний является предпосылкой умственного развития.
Знания, являясь составной частью мировоззрения учащихся, в большей мере определяют их отношение к окружающей действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты характера. Они служат одним из источников склонностей и интересов, которые необходимы для развития способностей, креативности и выбора профессии. Для современного молодого поколения знания имеют воспитательную, развивающую и формирующую силу.
Воззрения Абдурахмана Джами о приоритетности изучения наук и овладении знаниями отличаются от воззрений его предшественников. Во-первых, Джами в отличие от Рудаки и Саади считал источником знаний книгу. Во-вторых, он призывал молодежь овладевать не только разрозненными знаниями, но и обобщенным опытом людей, получившим свое отражение в книгах. В-третьих, Джами рассматривает книгу как посредника между мудростью старшего поколения и неопытностью молодого поколения. В-четвертых, он стремился воспитать интерес, любовь и уважение к книге, что и отражал в своих стихах:
Милее книги в мире друга нет
В этой обители скорбей нашего времени утешителя нет.
Каждый миг от нее в уеденном углу Сто наслаждений, а обиды от нее никогда нет [4, с. 85].
Следует отметить, что с древних времен у таджикского народа всегда была тяга к книге, освоению знаниями и основ науки. Об этом свидетельствует жизнь и творчество великих ученых, мудрецов, поэтов и писателей классической литературы. Например, ученый энциклопедист Абу Али Ибн-Сино, известный в средневековой Европе под именем Авиценна, в пятилетнем возрасте учился в мусульманской школе г. Бухары, в десятилетнем возрасте учился у частных учителей, обучавших его светским наукам, а с шестнадцати лет начал самостоятельно изучать разные науки. В семнадцать лет он приобрел известность и полное признание среди врачей города. Он вылечил тяжело заболевшего правителя Бухары Нуха ибн Мансура, за что получил разрешение пользоваться богатейшей библиотекой эмира [5, с. 1518].
Джами считал, что человек должен постоянно совершенствовать свои знания. Для прочного усвоения знаний, совершенствования профессии необходимо постоянно прилагать усилия и много трудиться. В своей поэме «Сухбат-ул-аброр» («Золотая цепь») об этом он пишет следующее:
Погаснет огонек, не став огнем, Когда не позаботился о нем, Рождает искру железо, камень Частицу жизни искры обретут, Когда поддержит их горенье труд, А если топливо туда подложишь, Добыть большой огонь тогда ты сможешь, Увидишь: это пламя таково, Что трудно будет потушить его, Так в сердце огонек, мерцая, дремлет, Но если он всего тебя объемлет, Раздуй его, чтоб ярко запылал, -138
Тогда он вспыхнет, как бы ни был мал [4, с. 89]. Абдурахман Джами как гуманист и просветитель считал, что мир с начала создания имеет яркий свет, радость и человек своим умом не всегда и не все его радости в состоянии познать. Эти свои мысли он изложил в следующем стихотворении:
Мир наш светом наполнен во все времена, Человеку в нем радость прозренья дана, Но его жадный разум постигнет лишь малость, Только отблеск над бездной без края и дна [2, с. 196]. По утверждению Джами, улучшение общества и просвещенности людей можно добиться путем нравственного совершенствования. Воспевая труд ремесленника и земледельца, он считает, что труд является величайшим достоинством человека:
Ремесленник, который трудом делает грубой свою ладонь,
Работает напильником для сглаживания неровностей загрубевшей души.
Он также ставил труд выше происхождения, богатства и говорил:
Мудрость, заключенная в труде тела - очищение твоих разума и души.
А устремление проповедника - терзание .[2, с. 192] Получая знания и осваивая ремесло, человек, по совету Абдурахмана Джами, не должен останавливаться на достигнутом, наоборот, ему необходимо всегда стремиться к достижению новых успехов: Когда вступаешь ты в путь науки, Всегда трудись на совесть - не за страх, Иначе скорчишься как червь от скуки И прослывешь... в ученых дураках [2, с. 188]. Как и его предшественники, многие свои педагогические воззрения А. Джами выразил в философской форме. При этом А. Джами старался свои передовые взгляды и воззрения о силе и значении знаний, подчинить требованиям философии суфизма и суфийской морали. Он пишет:
Кто силу знания отверг, тот обделен умом,-Он счел, что сущее кругом - обманчивый фантом, Но если это зримый мир - воображенья плод, Как с вечной истиною быть, вне нас живущей в нем? [2, с. 196]
Изучение и анализ педагогических воззрений Абдурахмана Джами о приоритетности изучения наук показывает, что поэтом целенаправленно и своеобразно используется жанр фольклора - пословицы, поговорки, притчи, остроумные словосочетания, способствующие развитию мышления и умственных способностей (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключение, абстракция и т.д.).
Наиболее важным в творчестве А. Джами является то, что поэт и мыслитель призывает к применению полученных знаний в практической деятельности, так как неиспользованное знание в жизни подобно яду, который нельзя принимать [3, с. 16].
Мы считаем, что здесь Джами представляет овладение знаниями в единстве с овладением ремесла. Он считает, что все знания и умения должны быть направлены на подготовку молодого поколения к жизни, труду, полезному служению людям и обществу.
Эти воззрения Джами соответствуют современным требованиям педагогической науки. Деятельность всех образовательных учреждений должна быть направлена на обучение основам современных наук, формирование умений применять знания в жизни, закрепление полученных знаний и умений и приобретение новых, с учетом развития науки и технологии.
Особо отметим, что концепция формирования «совершенного человека» занимает особое место в педагогических воззрениях классиков таджикской литературы. «Совершенный человек» - это универсальное, более широкое явление и суммарное представление, выражающее общую задачу воспитательно-образовательного АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)
Саидмирова Савринисо Мирзоевна ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ...
процесса, направленного на формирование личности. Исследователь Г.Н. Волков отмечает, что «формирование совершенного человека - лейтмотив народного воспитания. Само совершенство претерпевало историческую эволюцию вместе с прогрессом человечества. Если судить по народным традициям, то самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное творение, которое постоянно стремится к совершенству» [6, с. 231].
В концепции Абдурахмана Джами идея «совершенного человека» - это утверждение необходимости освоения знаний, приоритетность науки, наличие высоких нравственных качеств, получение профессии и служение народу. Человек силен именно знанием:
Свободно ты живёшь иль раб, прими совет один:
Без знаний ты как муха слаб, со знаньем - властелин! [3, с. 21].
Поэтом ценятся ум, знание, наука, честность, правдивость, доброта, великодушие, храбрость, скромность, любовь к Родине, трудолюбие и другие нравственные человеческие качества, которые ставятся в противовес высокомерию, зазнайству, чванливости и другим отрицательным качествам.
Стремление человека к совершенству естественно. Само это стремление - внутренний стимул к проявлению добра, щедрости и гуманизму.
Для достижения совершенства современному молодому поколению необходима не только морально-этическая красота, которая включает в себя доброту, щедрость, благодеяние, мужество, справедливость, искренность, но и знания, умения, которые служат народу и приносят пользу людям, стране и всему человечеству.
Таким образом, подводя итоги можно констатировать, что педагогические воззрения Абдурахмана Джами о приоритете науки и знания имеет историческую значимость и практическое значение. Поэт и просветитель во всех своих произведениях развивает идею просвещенного, образованного человека, имеющего определенный багаж знаний и науки. Именно эта идея является непреходящей, связующей нитью воззрений поэта с современностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кодиров К.Б. Педагогические и дидактические идеи суфизма: социальные и идейные истоки формирования и развития: дисс. ... д.п.н., 13.00.01. Душанбе, 2002. 281 с.
2. Джами А. Лирика. Поэмы. Весенний сад /Составители А.Афсашзод, С.Ховари. Душанбе: Адиб, 1989. 624 с.
3. Мирзоев А. Абдурахман Джами о воспитании детей // Садои шарк. -Душанбе, 1964. - №4. - С. 9-28.
4. Арипов (Орифи) М. Из истории педагогической мысли таджикского народа: в 2 ч. Ч. 2. Душанбе: Ирфон, 1975. 191с.
5. Рахимов С.Р. Ибн Сина. Психолого-педагогические взгляды Абу Али Ибн Сина. Ташкент: Уки-тувчи, 1979. 168 с.
6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1974. 376 с.
Статья поступила в редакцию 29.04.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.