Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В БУДУЩЕМ УЗБЕКИСТАНА'

ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В БУДУЩЕМ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / современные информационно-коммуникационные технологии / информационное общество / экономика / цифровая экономика / валовой внутренний продукт / доля / интернет / терминология / электронные базы данных. / information technology / modern information and communication technologies / information society / economics / digital economy / electronics / gross domestic product / share / internet / terminology / electronic databases.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Сидиков Х. Т.

В данной статье наиболее актуальной темой современности является цифровая экономика. Также в качестве примеров стран приведены признаки, индикаторы и их оценка цифровой экономики и ее доли в ВВП. Описаны перспективы развития цифровой экономики в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE DIGITAL ECONOMY IN THE FUTURE OF UZBEKISTAN

This article is about the digital economy, which is the most hot topic today. The signs, indicators and assessment of the digital economy, as well as its share in GDP are also cited. The prospects for the development of the digital economy in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В БУДУЩЕМ УЗБЕКИСТАНА»

Сидиков Х. Т. ассистент

Каршинский инженерно-экономический институт

Узбекистан

ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В БУДУЩЕМ

УЗБЕКИСТАНА

Аннотация. В данной статье наиболее актуальной темой современности является цифровая экономика. Также в качестве примеров стран приведены признаки, индикаторы и их оценка цифровой экономики и ее доли в ВВП. Описаны перспективы развития цифровой экономики в Узбекистане.

Ключевые слова. информационные технологии, современные информационно-коммуникационные технологии, информационное общество, экономика, цифровая экономика, валовой внутренний продукт, доля, интернет, терминология, электронные базы данных.

Sidikov H.T.

Assistant

Karshi Engineering Economics Institute

Uzbekistan

THE IMPORTANCE OF THE DIGITAL ECONOMY IN THE FUTURE OF

UZBEKISTAN

Annotation. This article is about the digital economy, which is the most hot topic today. The signs, indicators and assessment of the digital economy, as well as its share in GDP are also cited. The prospects for the development of the digital economy in Uzbekistan.

Keywords. information technology, modern information and communication technologies, information society, economics, digital economy, electronics, gross domestic product, share, internet, terminology, electronic databases.

Введение. Известно, что цифровая экономика вызывает неизмеримые изменения более чем в половине существующих отраслей. Например, по оценкам экспертов Всемирного банка, 10-процентное увеличение числа пользователей высокоскоростного Интернета позволяет увеличивать валовой объем национальных экономик в среднем на 0,4-1,4% ежегодно. Темпы роста цифровой экономики в мире составляют почти 20 процентов в год. В развитых странах доля цифровой экономики в валовом внутреннем продукте достигла 7 процентов. Они уже получают большую выгоду от внедрения цифровой экономики. В частности, США экспортируют более 400 миллиардов долларов цифровых услуг в год. Более 5 процентов валового внутреннего продукта

страны напрямую связано с Интернетом и информационно -телекоммуникационными технологиями. К 2025 году США сэкономят еще 20 триллионов долларов за счет цифровизации промышленности. ожидается доход в долларах. Отмечается, что такая экономическая эффективность особенно высока в производстве потребительских товаров ($10,3 трлн), автомобильной промышленности ($3,8 трлн) и логистике ($3,9 трлн)[3]

По результатам различных исследований вес цифровой экономики в мировой экономике колеблется от 4,5 до 15,5 процента. На долю США и Китайской Народной Республики приходится почти 40 процентов добавленной стоимости в мировом секторе информационных и коммуникационных технологий и 75 процентов патентов, связанных с технологиями блокчейна.

Развитие цифровой экономики в Узбекистане, возможности ее использования в отраслях экономики будут определяться путем изучения региональных особенностей цифровой экономики в нашей республике с помощью методов экономического анализа, сравнения и группировки. Сравнение достигнутых в этом процессе результатов с зарубежным опытом является выбором путей расширения возможностей развития цифровой экономики в будущем.

Оглядываясь на историю, в 90-х годах XXI века американский программист Николас Негропонте ввел в практику термин «Цифровая экономика». Сегодня этот термин используют политики, экономисты, журналисты, бизнесмены - практически все - во всем мире. В связи с этим впервые в 2016 году Всемирный банк опубликовал доклад о состоянии цифровой экономики в мире. Цифровая экономика существенно повышает уровень жизни людей, что является ее основным преимуществом.

Термин «цифровая экономика» определили наши отечественные экономисты, в том числе академик С.С. Гуломов, согласно которому «Цифровой бизнес — это появление новых бизнес-моделей, объединяющих физический и цифровой миры» [4]

Цифровая экономика - это система реализации экономических, социальных и культурных отношений, основанная на использовании цифровых технологий. Иногда ее называют интернет-экономикой, новой экономикой или веб-экономикой.

В 1995 году американский программист Николас Негропонте ввёл термин «цифровая экономика». В настоящее время этот термин используют политики, экономисты, журналисты, бизнесмены - практически все. В 2016 году Всемирный банк впервые опубликовал доклад о состоянии цифровой экономики в мире на тему «Цифровые дивиденды».

Чтобы оценить растущую важность и влияние цифровизации, достаточно взглянуть на долю глобальной рыночной капитализации нескольких крупных технологических компаний и цифровых платформ за последнее десятилетие. В частности, по данным Конференции ООН по

торговле и развитию, в 2009 году этот показатель составлял 16 процентов, а к концу 2018 года достиг 56 процентов.

18 декабря 2018 года объявлен Указ Президента Республики Узбекистан №5598 «О дополнительных мерах по внедрению цифровой экономики, электронного правительства и информационных систем в государственное управление Республики Узбекистан». [2] В нормативных документах отражены задачи, направленные на развитие цифровой экономики, обеспечение внедрения системы «Электронное правительство», создание дополнительных условий для эффективного взаимодействия населения, бизнеса и государства. В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017 -2021 годы, Указом предусмотрено определение целевого значения электронного правительства как единой национальной системы обеспечения эффективного сотрудничества государства, населения и бизнеса, а также интеграция в цифровое пространство мира. Путем создания единого национального дистрибьютора проектов будет установлен единый процесс (разработка, проектирование, согласование, закупка товаров, работ, услуг, а также единая система их ввода в эксплуатацию). В результате система предоставления государственных услуг в нашей стране постоянно совершенствуется, улучшается инвестиционный климат и рабочая среда.

18 декабря 2018 года объявлен Указ Президента Республики Узбекистан №5598 «О дополнительных мерах по внедрению цифровой экономики, электронного правительства и информационных систем в государственное управление Республики Узбекистан». [2] В целях развития цифровой экономики, обеспечения внедрения системы «Электронное правительство», создания дополнительных условий для эффективного взаимодействия населения, бизнеса и государства, а также в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы, Указом предусмотрено определение целевого значения электронного правительства как единой национальной системы обеспечения эффективного сотрудничества государства, население и бизнес, а также интеграция в цифровое пространство мира. Путем создания единого национального дистрибьютора проектов будет установлен единый процесс (разработка, проектирование, согласование, закупка товаров, работ, услуг, а также единая система их ввода в эксплуатацию). В результате система предоставления государственных услуг в нашей стране постоянно совершенствуется, улучшается инвестиционный климат и рабочая среда.

В частности, реализация более 220 приоритетных проектов, направленных на совершенствование системы электронного правительства, дальнейшее развитие местного рынка программных продуктов и информационных технологий, создание ИТ-парков во всех регионах республики, а также началось обеспечение отрасли квалифицированными кадрами. Кроме того, реализуется комплексная программа «Цифровой

Ташкент», которая предусматривает запуск геопортала, интегрированного с более чем 40 информационными системами, создание информационной системы управления общественным транспортом и коммунальной инфраструктурой, цифровизацию социальной сферы. и последующее внедрение этого опыта в другие регионы.

Стратегия «Цифровой Узбекистан-2030», утвержденная Указом Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2020 года «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030» и мер по ее эффективной реализации» № ПФ-6079 определяет стратегические цели, приоритеты и задачи на средне- и долгосрочную перспективу, а также служит основой для более широкого внедрения цифровых технологий на основе приоритетов, установленных в Целях устойчивого развития ООН и Рейтинге развития электронного правительства. [1] Цифровая инфраструктура, электронное правительство, цифровая экономика, национальный рынок цифровых технологий, а также образование и подготовка кадров в сфере информационных технологий были определены в качестве стратегических целей и приоритетов цифрового развития в стратегии «Цифровой Узбекистан-2030».

В заключение было уделено внимание дальнейшему развитию науки в нашей стране, воспитанию нашей молодежи с глубокими знаниями, высокой духовностью и культурой, интенсивному продолжению начатой работы по формированию конкурентоспособной экономики. С этой целью в Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 24 января 2020 года предложение назвать 2020 год «Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики» буквально подтвердило начало периода исторического поворота в жизни Узбекистана в гармонии с мировым развитием. Также реформы, проводимые президентом нашей страны по широкому внедрению цифровой экономики, направлены на дальнейшее улучшение развития нашей страны, нашей экономики и уровня жизни населения, Министерство экономики, финансов, информационных технологий, Министерство юстиции и ряд других государственных структур выполняют конкретные обязанности и задачи по развитию цифровой экономики, что также послужит развитию цифровой экономики в Узбекистане.

Использованные источники:

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2020 года № ПФ-6079 «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030» и мер по ее эффективной реализации» // www.lex.uz

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 18 декабря 2018 года №5598 «О дополнительных мерах по внедрению цифровой экономики, электронного правительства и информационных систем в государственное управление Республики Узбекистан» // www.lex.uz

3. Клаус Шваб. Четвертая промышленная революция. - М., Эксмо. 2016. С.30

4. Гулямов С.С. и другие. Блокчейн-технологии в цифровой экономике. - Т.: «Экономика-Финансы», 2019.

5. Стратегия «Цифровой Узбекистан - 2030» // www.lex.uz

6. Aminov F. B. O'ZBEKISTONDA QULAY INVESTITSION MUHITNI SHAKLLANTIRISH BO'YICHA XORIJ TAJRIDASI //Экономика и социум. -2024. - №. 4-2 (119). - С. 45-51.

7. Aminov F. B. Living Standard of Population in Uzbekistan //International Journal of Scientific Trends. - 2023. - Т. 2. - №. 10. - С. 40-46.

8. Aminov F. B. STATE REGULATION OF BUSINESS ACTIVITIES //Экономика и социум. - 2023. - №. 10 (113)-2. - С. 34-40.

9. Номазов Б. Б. Меры по совершенствованию концептуальной основы модернизации налоговой системы //Экономика и социум. - 2024. - №. 2-1 (117). - С. 1242-1245.

10. Номазов Б. Б. Приоритетные задачи исследования по модернизации налоговой системы //Экономика и социум. - 2024. - №2. 3-2 (118). - С. 741-748.

11. Номазов Б. Б. ВАЖНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ УЗБЕКИСТАНА) //Экономика и социум. - 2024.

- №. 5-1 (120). - С. 1504-1510.

12. Ochilova N. A. Farming Management and their Economic Efficiency //Innovation in the Modern Education System. - 2023. - Т. 3. - №. 28. - С. 177184.

13. Ochilova N. A. Economic performance of dehkan farms in kashkadarya region //GWALIOR MANAGEMENT ACADEMY. - 2022. - Т. 117.

14. Akramovna O. N. SCIENTIFIC ON INCREASING THE EFFICIENCY OF CROP PRODUCTION ON FARMS AND PEOPLE'S HOMESTEADS RECOMMENDATION ANALYSIS //" ONLINE-CONFERENCES" PLATFORM. - 2022. - С. 300-303.

15. Samiyeva G. Ijtimoiy sohada maqsadli jamg 'armalar va ijtimoiy fondlar faoliyatini takomillashtirishning xorij tajribasi //THE INNOVATION ECONOMY.

- 2024. - Т. 2. - №. 02.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.