Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ УЗБЕКИСТАНА'

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / информационное общество / цифровые технологии / электронное правительство. / digital economy / information society / digital technologies / e government.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Эргашев Г. У.

В данной статье описывается понятие цифровой экономики, перспективы развития цифровой экономики в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECONOMY AS A STRATEGIC VECTOR FOR UZBEKISTAN'S FUTURE DEVELOPMENT

This article describes the concept of the digital economy, the prospects for the development of the digital economy in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ УЗБЕКИСТАНА»

Эргашев Г.У. ассистент

Каршинский инженерно-экономический институт

Узбекистан

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ УЗБЕКИСТАНА

Аннотация. В данной статье описывается понятие цифровой экономики, перспективы развития цифровой экономики в Узбекистане.

Ключевые слова: цифровая экономика, информационное общество, цифровые технологии, электронное правительство.

Ergashev G.

Assistant

Karshi Engineering Economics Institute

Uzbekistan

DIGITAL ECONOMY AS A STRATEGIC VECTOR FOR UZBEKISTAN'S FUTURE DEVELOPMENT

Annotation. This article describes the concept of the digital economy, the prospects for the development of the digital economy in Uzbekistan.

Keywords: digital economy, information society, digital technologies, e-government.

Введение. Экономика, предполагающая широкое внедрение электронных и информационно-коммуникационных технологий в процессы производства, распределения и потребления общественных благ, является цифровой экономикой. Инновационная идея цифровой экономики была озвучена Всемирным банком в докладе «Доклад о мировом развитии за 2016 год - 2016: Digital Dividends». Процесс управления в цифровой экономике представляет собой компьютеризированную систему управления взаимодействием, которая осуществляет масштабную работу по активному использованию электронной информации для удовлетворения растущих потребностей человечества. Признаками цифровой экономики являются высокая степень автоматизации, электронный документооборот, электронная интеграция систем учета и управления, электронные базы данных, наличие СРМ (системы взаимодействия с клиентами), корпоративных сетей. В цифровой экономике снижаются затраты на платежи (например, экономится стоимость проезда в банк и другие ресурсы), получается все больше и быстрее информации о товарах и услугах, в цифровом мире открываются большие возможности для выхода товаров и услуг на мировой рынок, товары и услуги

быстро совершенствуются за счет быстрой обратной связи (мнения потребителей).

Первоначально, в 90-е годы XXI века, термин «Цифровая экономика» ввел в практику американский программист Николас Негропонте. Сегодня этот термин используют политики, экономисты, журналисты, бизнесмены -практически все - во всем мире. В связи с этим впервые в 2016 году Всемирный банк опубликовал доклад о состоянии цифровой экономики в мире. Цифровая экономика существенно повышает уровень жизни людей, что является ее основным преимуществом.

Термин цифровая экономика был определен академиком С.С. Гуломовым, одним из наших узбекских экономистов, как «Цифровой бизнес -это появление новых бизнес-моделей, объединяющих физический и цифровой миры».[5]

Развитие цифровой экономики в Узбекистане в условиях, когда экономика стремительно развивается в мире, возможности ее использования в отраслях экономики будут определяться путем изучения региональных особенностей цифровой экономики в нашей республике средствами экономического анализа. методы сравнения и группировки. Сравнение достигнутых результатов в отраслях экономики с зарубежным опытом позволит выбрать пути расширения возможностей развития цифровой экономики в будущем.

Хотя цифровые данные являются ценным экономическим ресурсом, они полезны только тогда, когда преобразуются в цифровое мышление. С появлением цифровой экономики возникает проблема создания цифровых платформ и монетизации быстро растущих цифровых данных. Важно определить пути создания стоимости и средства устранения препятствий в этих процессах. Он обеспечивает понимание потенциала создания и распределения стоимости, обновления стоимости, управления стоимостью и получения прибыли. В перспективе современного развития технологии работы с большими данными (Big Data), искусственный интеллект, нейротехнологии, квантовые технологии, Интернет вещей, робототехника и сенсоры, цифровые электронные платформы, решающее значение приобретают цифровые технологии, такие как облачные и мобильные технологии, технологии виртуальной и дополненной реальности, краудсорсинг, технологии блокчейна, криптовалюты, SD-технологии.

Согласно статистическим данным, предоставленным Президентом Ш.М.Мирзиёевым на мероприятии, посвященном развитию информационных технологий 13 февраля 2020 года, доля цифровой экономики в валовом внутреннем продукте в США составляет 10,9 процента, в Китае - 10,9 процента. составляет 10 процентов, а в Индии — 5,5 процента. В Узбекистане этот показатель не превышает 2 процентов [2].

В условиях столь стремительных изменений и усиления конкуренции в мировом сообществе фактом является то, что мы не сможем устойчиво развивать экономику нашей страны и обеспечивать ее конкурентоспособность

в ближайшем и отдаленном будущем без широкого внедрения инноваций и цифровых технологий. , что, в свою очередь, требует усиления научных и практических усилий. В этой связи в рамках комплексных реформ по коренной модернизации нашей национальной экономики за последние годы принят ряд мер по внедрению цифровых технологий в социально-экономическую жизнь и систему государственного управления нашей страны. В частности, важным шагом в развитии цифровой экономики стало принятие Постановления Президента Республики Узбекистан от 3 июля 2018 года № PQ-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан». и определены важнейшие задачи дальнейшего развития цифровой экономики в нашей стране. Также внедрение системы «Электронное правительство» в нашей стране является неотъемлемой составляющей развития цифровой экономики, и ее основная цель - упростить переход от административных процедур и процедур, повысить качество жизни населения. и улучшить инвестиционную и деловую среду.

В нашей стране принимаются последовательные меры по модернизации и развитию электронного правительства, в том числе системы предоставления государственных услуг, направленные на упрощение перехода от административных процедур, повышение качества жизни населения, улучшение инвестиционной и деловой среды. 21 ноября 2018 года принято Постановление Президента Республики Узбекистан № Указ-4022 «О мерах по дальнейшей модернизации цифровой инфраструктуры в целях развития цифровой экономики». В решении были определены основные задачи по созданию условий для ускоренного развития цифровой экономики, дальнейшему совершенствованию системы государственного управления, расширению возможностей ее использования, использованию современной инфраструктуры.[4]

18 мая 2019 года объявлено Постановление Президента Республики Узбекистан № Указ-4321 «О мерах по дальнейшему совершенствованию инфраструктуры цифровой экономики и системы «электронное правительство»». В решении определены важные задачи последовательной реализации основных направлений реформ в сфере совершенствования цифровой экономики и системы «Электронное правительство». [3]

Реализация данного пункта обеспечена Указом Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030» и мер по ее эффективной реализации» № ПФ-6079, принятого 5 октября 2020 года. В основном были утверждены стратегия «Цифровой Узбекистан - 2030» и «дорожная карта» по ее реализации, а также программы цифровой трансформации регионов и сетей на 2020-2022 годы.

В 2020-2022 годах в рамках цифровой трансформации регионов и сетей уровень подключения к Интернету населенных пунктов нашей страны, включая порты широкополосного подключения, будет увеличен до 2,5 млн, а за счет строительства 20 тыс. км. объем волоконно-оптических линий связи и развитие сетей мобильной связи планируется довести с 78 до 95 процентов.

Внедрено более 400 информационных систем, электронных сервисов и других программных продуктов в различных сферах социально-экономического развития регионов. В частности, одной из широких возможностей для молодежи является организация обучения программированию с охватом 587 тысяч человек, в том числе 500 тысяч молодых людей в рамках проекта «Один миллион программистов». На данном этапе повышению эффективности послужит внедрение более 280 информационных систем и программных продуктов для автоматизации управленческих, производственных и логистических процессов на предприятиях реального сектора экономики.

В связи с реальностью мы видим, что в странах с развитой цифровой экономикой высоки как объем ВВП, так и доля ВВП на душу населения. С этой точки зрения внимание к этому вопросу в нашей стране имеет единую цель, которая заключается в улучшении условий жизни населения, увеличении реальных доходов населения, а также развитии предпринимательства и экономики нашей страны. Цифровые технологии не только повышают качество продуктов и услуг, но и сокращают лишние затраты. В то же время это также эффективный инструмент искоренения худшего зла коррупции. Цифровизация важна не только потому, что обеспечивает экономию и эффективность в секторах экономики, но и как эффективный инструмент борьбы с коррупцией.

В заключение отметим, что развитие цифровой экономики уникально тем, что это один из основных инструментов, служащих построению экономически, социально, политически сильного, демократического государства, в котором в полной мере применимы законы рыночной экономики, а также Важно улучшить деловую среду в стране, создать широкий спектр удобств для предпринимательства и упростить его управление, а также реализовать новые инновационные идеи.

В современном периоде развития человечества и в ближайшем будущем качественное развитие отраслей экономики, социальной сферы, системы государственного управления напрямую связано с широким внедрением цифровых технологий. Перспектива развития нашей страны также зависит от развития цифровой экономики и уровня охвата цифровыми технологиями. Для достижения этой цели целесообразно реализовать основные условия и приоритеты развития цифровой экономики, такие как создание институциональной среды и цифровой инфраструктуры, широкое внедрение цифровых технологий.

Использованные источники:

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2020 года № ПФ-6079 «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030» и мер по ее эффективной реализации» // www.lex.uz

2. Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев. Выступление Мирзиёева на мероприятии, посвященном развитию информационных технологий 13 февраля 2020 года // www.lex.uz

3. Постановление Президента Республики Узбекистан № pq-4321 от 18 мая 2019 года «о мерах по дальнейшему совершенствованию инфраструктуры цифровой экономики и системы «электронное правительство» // www.lex.uz

4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 21 ноября 2018 года «О мерах по дальнейшей модернизации цифровой инфраструктуры в целях развития цифровой экономики» // www.lex.uz

5. Гулямов С.С. и другие. Блокчейн-технологии в цифровой экономике.

- Т.: «Экономика-Финансы», 2019.

6. Shodmonovna F. S., Negmatovich Y N. THE ROLE OF LIVESTOCK REFORM IN THE DEVELOPMENT OF THE COUNTRY'S ECONOMY ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal [Электронный ресурс].

7. Эргашев Р. Х., Курбонов А. Б., Файзиева Ш. Ш. Совершенствование государственной поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане //Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней. Бизнес, инновации, информационные технологии, моделирование. - 2019. -С. 544-554.

8. Fayziyeva S., Samiyiva G., Yuldosheve S. Ensuring food safety in Uzbekistan and its forecasting //BIO Web of Conferences. - EDP Sciences, 2023. -Т. 71. - С. 01072.

9. zx SHODMONOVNA F. S. Impact of affordable housing construction and housing and communal services on the welfare of the population by typical projects //The journal of contemporary issues in business and government. - 2021. - Т. 27.

- №. 2. - С. 4069-4073.

10. Юлдошева Ш. А. ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА //Экономика и социум. - 2022. - №. 10-1 (101). - С. 794-800.

11. Юлдошева Ш. А. САНОАТ КОРХОНАЛАРИ САМАРАЛИЛИГИНИ ОШИРИШ БУЙИЧА ИШЛАБ ЧИКДРИШ ЙУНАЛИШЛАРИ //Экономика и социум. - 2023. - №. 11 (114)-1. - С. 1168-1172.

12. Юлдошева Ш. А. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ //Экономика и социум. - 2022. - №. 12-1 (103). - С. 11581165

13. Дустова М. К., Шомуротова С. Роль иностранных инвестиций в развитии экономики //Научный прогресс. - 2022. - Т. 3. - №. 2. - С. 1021-1025.

14. Dustova M. X., Shomurotova S. O. TIJORAT BANKLARIDA KREDIT RISKLARINI SAMARALI BOSHQARISH //Conferencea. - 2022. - С. 119-121.

15. Khudayberdievna D. M. Improving the Mechanism of Financial Lending to Agricultural Enterprises. - 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.