УДК 37.034:796.015.865-057.875
ББК 4448.051.4+4511.3 ГСНТИ 77.03.07 Код ВАК 13.00.04
Биктуганова Марина Юрьевна,
главный специалист по связям с общественностью отдела организационной, правовой работы, государственной службы и кадров Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области; 620004, г- Екатеринбург, ул. Малышева, 101, каб. 385; e-mail: ifk@uspu.ru.
ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИЗИЧЕСКОМ СОВЕРШЕНСТВЕ ЛИЧНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: символ; физическое совершенство; физическое воспитание; здоровый образ жизни.
АННОТАЦИЯ. Данная статья посвящена феномену физического совершенства личности. Автор рассматривает становление данного понятия в контексте развития отечественной системы физического воспитания в XX в., анализирует символическую природу данного явления, определяет перспективы его использования в процессе пропаганды здорового образа жизни.
Biktuganova Marina Yurievna,
Chief Public Relations Specialist, Department of Organization, Jurisdiction, Civil Service and Staff, Ministry of Physical Culture, Sports and Youth Policy of Sverdlovsk Region, Ekaterinburg, Russia.
THE IMPORTANCE OF SYMBOLS IN FORMATION OF THE IMAGE OF PERSONAL PHYSICAL PERFECTION
KEYWORDS: SYMBOL; PHYSICAL PERFECTION; PHYSICAL EDUCATION; HEALTHY LIFESTYLE.
ABSTRACT. The article deals with the phenomenon of physical perfection of a person. The author considers the formation of the given concept in the context of development of the national system of physical education in the XX century, analyzes its symbolic nature and defines the perspectives for its application in the process of propagating healthy lifestyle.
Современное общество переживает период, связанный с активной популяризацией регулярных занятий физической культурой и здорового образа жизни. Этот процесс оказывает огромное влияние как на различные социальные сферы жизнедеятельности человека, так и на внутреннюю систему ценностей каждой отдельной личности, в том числе через формирование символов, которые оказывают влияние на формирование образов, особенно связанных с представлениями о физическом совершенстве.
Авторы отечественных монографий, учебников, партийно-правительственных постановлений 1917-1960 гг. при освещении различных проблем физической культуры и физического воспитания не упоминают такое понятие, как «физическое совершенство». В упомянутых текстах основной целью физического воспитания провозглашается готовность к защите Родины от нападения извне, к труду, немаловажными задачами являются и всестороннее физическое развитие и общее оздоровление нации. При этом следование идеалам Коммунистической партии и верность им было высшим морально-нравственным требованием.
XXII съезд КПСС был посвящен новому этапу в строительстве коммунизма. Было провозглашено, что «поколение советских людей будет жить при коммунизме». Одним из пунктов «Морального кодекса строителя коммунизма» была забота о вос-
питании детей, воспитании человека, в котором гармонично сочетаются моральная чистота, духовное богатство и физическое совершенство. Этот кодекс воспринимался не просто как идеал, а как конкретное партийное задание, поэтому понятие «физическое совершенство», как и идеал всестороннего гармоничного физического развития человека, в эти годы приобретает реальные, связанные с жизнью очертания, а перед теоретиками физического воспитания ставится важнейшая задача - разработка критериев физического совершенства человека.
Обратившись к энциклопедиям, словарям, монографиям, учебникам и другим документам 6о-8о-х гг. XX в., можно наблюдать, как трансформируется понятие «физическое совершенство». В 1963 г. в «Энциклопедическом словаре по физической культуре и спорту» появляется сам термин, но еще нет соответствующей статьи. В 19671970-х гг. идеал физического совершенства связывается с трудовой и военной деятельностью. В 1967 г. в учебнике для вузов «Теория и методика физического воспитания» отражен идеальный характер рассматриваемого понятия, оно также связано с трудовой и иными сферами человеческой жизни. В 1977 г. выходит 27-й том «Большой советской энциклопедии» (третье издание), в котором термин «физическое совершенство» приобретает реальные формы, характеризуется как «высшая степень гармонического физического развития и всесторон-
© Биктуганова М. Ю., 2015
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
110
ней физической подготовленности человека, оптимально соответствующая требованиям трудовой и иных сфер деятельности». Еще больше конкретизируется изучаемое понятие в 1980-х гг., что отражено в нормативах комплекса «Готов к труду и обороне» и Единой всероссийской спортивной классификации.
В настоящее время коммунистические идеалы сменяются идеалами гуманистическими, отраженными в основах мировых религий - христианстве, мусульманстве, иудаизме. Потребность в физическом развитии и совершенствовании является теперь индивидуальной, связанной с необходимостью человека поддерживать свое здоровье, развивать физические и высоконравственные качества. Образ физического совершенства становится индивидуальным, реализация мотива физкультурной деятельности личности зависит от сознания отдельного индивида и является различной у разных людей -спортсменов, инвалидов, просто здоровых людей. Для каждого человека символ образа физического воспитания проявляется в его конкретной деятельности.
Существуют различные подходы к философскому пониманию символа. Единого толкования термина «символ» нет, так как оно определяется мировоззренческими взглядами и кругом исследуемых мыслителем проблем.
Большое влияние на развитие идей о значении символов и процессе символизации человеком окружающего мира оказала философия символических форм Э. Касси-рера. В своей теории Э. Кассирер рассматривает человека обособленно от других живых существ, обращая внимание на специфические особенности его мировосприятия.
Эрнст Кассирер - представитель Мар-бургской школы неокантианства. Являясь последователем Э. Канта и его теории критики чистого разума, Э. Кассирер рассматривает мировосприятие человека как «критику культуры». С точки зрения предложенной им теории, человека нельзя рассматривать только с позиций разума. Э. Кассирер считал, что в основе познания мира человеком в равной мере лежат как рациональные, так и иррациональные формы восприятия. Определение человека только как существа разумного не совсем корректно, так как наше познание окружающего мира осуществляется посредством не только рационального восприятия, но и символической деятельности.
В работах философа феномен культуры объясняется с учетом недостаточности биологических данных человека для того, чтобы в полной мере объяснить закономерности его существования. Э. Кассирер, обращаясь к
работам биолога Икскюля, стремится подтвердить положение о том, что бытие человека протекает через символические формы. Так, у Икскюля есть понятие «функциональный круг животного», которое заключается в том, что каждый организм выдает ответную реакцию на полученный из внешнего мира сигнал или стимул, образуя некую единую цепь взаимодействий.
Э. Кассирер обособляет человека, указывая на то, что в отличие от животных, рецепторы и эффекторы которых связаны напрямую, человек обладает особым промежуточным звеном, специфическим символическим способом познания мира (так называемой «символической системой»), которая позволяет ему расширить и качественно усовершенствовать круг выполняемых функций. За счет этого особого звена человек получает возможность проявлять и закреплять различные стандарты поведения. Помимо «физической реальности», основанной на биологических процессах, человек существует в реальности символической, включающей в себя такие виды духовно-культурной деятельности, как язык, миф, религия, искусство, наука, а также различные виды практической деятельности.
В своих исследованиях Кассирер предлагает новое определение человека: «animal symbolicum» - «животное символическое», т. е. способное производить, распознавать и использовать символы.
Кассирер представляет символ как понятие, объединяющее различные подходы к исследованию человека и человеческой культуры. По его мнению, культура может быть определена как сеть, созданная человеком из символов и знаков, своеобразная символическая реальность, а бытие человека происходит в мире, опосредованном мифами, языком, символами религиозного, научного характера, образами искусства. Немаловажным является тот факт, что мир символов отражает не реальность как таковую, а представление человека о собственной особой роли, о возможности определять условия своего существования. Сознание человека может конструировать реальность, смысл бытия раскрывается человеку через его деятельность, направленную на миропонимание. Особенностью процесса познания и понимания мира человеком является то, что любое познание, согласно Кассире-ру, начинается с семиотики, знак рождается каждый раз заново при его восприятии индивидуальным сознанием. Символы не статичны, они развиваются и изменяются, тем самым обогащая и аккумулируя исторический опыт человечества.
Производство и воспроизводство символических форм является не целью суще-
ствования человека и его культуры, а лишь способом. Безусловно, нельзя говорить о том, что человек существует и действует основываясь только на собственных символических представлениях о мире, есть и природные факторы, обусловливающие деятельность человека и объединяющие его с животным миром. Но все же, как уже говорилось, по Кассиреру, в деятельности человека есть особое звено, отличающее его от животных и позволяющее выделять особую сферу жизни человека - культуру, сферу, присущую только ему и проявляющую два противоречивых свойства. Первое из них раскрывает культуру как способ выживания человека, основанный на принципе целесообразности, второе - способность свободного субъекта выходить за рамки утилитарных потребностей и отказываться от постановки и достижения целей согласно практической необходимости.
Кассирер в своих работах рассматривает символы и вопросы символизма в философской интерпретации. Он понимает под символами все явления, в которых смысл в той или иной форме проявляется через чувственное, иррациональное начало. Философ подразумевает, что символ проявляется через две составляющих - форму (физический, материальный носитель) и содержание (идеальная внутренняя сторона - значение, смысл), которые неразрывно между собой связаны. Он рассуждает о символах как о «предмете познания» - «орудии формирования значений».
Э. Кассирер говорит о том, что сущест-
вует несколько функций, выполняемых символами: конструктивная (или формативная), коммуникативная, репрезентативная, первая из которых обеспечивает процесс конструирования и структурирования опыта человека. Философ называет символы «символическими формами», подчеркивая важность данной функции. С точки зрения Кассирера, символическая форма не статична, она подразумевает присутствие творческих актов в деятельности человека, которые имеют сходные черты в религии, создании мифов, науке, искусстве, языке. И именно проявление через символические формы творческой составляющей в культуре отличает человеческое общество от социальных форм жизни животных.
Э. Кассирер считает, что способность к созданию и интерпретации символов присуща человеку в любом контексте, в котором человек воспринимает мир. Эту идею Э. Кассирера можно перенести и на сферу физического воспитания и процесс создания образа физического совершенства.
Как мы видели из истории, представление о понятии физического совершенства менялось с течением времени, что свидетельствует о трансформации данного понятия и его образа в сознании человека. Можно сделать вывод о том, что формирование ценностных установок личности напрямую связано с символической деятельностью и в формировании физической культуры личности большое значение имеет формирование художественных символов физического совершенства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Избранное. Опыт о человеке. М., 1988.
2. Мурзпна И. Я., Мурзпн А. Э. Духовно-нравственное развитие, патриотическое воспитание и ГТО: к постановке проблемы // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2014. С. 80-84.
3. Теория и методика физического воспитания. М.: ФиС, 1976-
Статью рекомендует канд. пед. наук, проф. А. В. Гришин.