УДК 796.412.2 ЗНАЧЕНИЕ СИММЕТРИЧНОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Анастасия Андреевна Чивиль, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Симметричность является одним из существенных элементов эстетики движений, что непосредственно влияет на качество исполнения соревновательной композиции в технико-эстетических видах спорта. Необходимость симметричного развития физических качеств в художественной гимнастике доказана на основании анализа правил соревнований, видеоанализа выступлений лучших гимнасток, связи уровня развития гибкости на «неведущую» ногу с качеством выполнения соревновательных элементов и профессиональной успешностью гимнасток. У представительниц художественной гимнастики при помощи тестовых упражнений проведено изучение асимметрии развития гибкости, силы и координации. Установлено, что исполнение элементов повышенной сложности требует не только максимального, но и симметричного развития гибкости, как в сагиттальной, так и во фронтальной плоскости. У наиболее профессионально успешных гимнасток отмечается снижение асимметрии нижних конечностей по уровню гибкости и координации.
Ключевые слова: симметрия-асимметрия, гибкость, сила, координация, гимнастика.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p169-173 IMPORTANCE OF SYMMETRIC DEVELOPMENT OF THE PHYSICAL QUALITIES
IN RHYTHMIC GYMNASTICS
Anastasia Andreyevna Chivil, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
Symmetry is one of the essential elements of the movement aesthetic that directly affects the quality of the competitive composition in the technical and aesthetic kinds of sport. The need in the symmetrical development of physical qualities in the rhythmic gymnastics has been proved on the basis of the analysis of the contest rules, video analysis of the best gymnasts, connection of the level of flexibility for the "not leading foot" with the quality of the performance and competitive success of the professional gymnasts. It has been found that the performance of the elements of high complexity requires not only the maximum, but also the symmetrical development of flexibility in both the sagittal and frontal plane. Among the most successful professional gymnasts the decreasing asymmetry of the lower extremities by the level of flexibility and coordination has been observed.
Keywords: symmetry, asymmetry, flexibility, strength, coordination, gymnastics.
Исследования роли функциональной асимметрии в спорте показали, что этот признак является важным дополнительным резервом для повышения эффективности тренировочного процесса, так как в определенной степени асимметрией можно целенаправленно управлять, повышая ее или сглаживая в зависимости от потребностей избранного вида спорта [3]. Моторная асимметрия в конкретном виде спорта зависит от симметричности или асимметричности технических действий [2].
В последние годы при изучении проблемы функциональной асимметрии в художественной гимнастике основной акцент делался на выявление различий в развитии верхних конечностей, имеющих первостепенное значение при работе с предметами [4], однако недостаточное внимание уделялось изучению асимметрии нижних конечностей и туловища при исполнении базовых элементов, что и определило актуальность нашего исследования. Суть проблемы заключается в противоречии между необходимостью повышения качества подготовки гимнасток и недостаточностью исследований моторной
асимметрии, которая в ряде случаев сдерживает рост спортивного мастерства.
Цель исследования - изучение роли симметричного развития физических качеств у спортсменок в художественной гимнастике. Всего было обследовано 84 гимнастки специализации художественная гимнастика. Все спортсменки имели высокую спортивную квалификацию (КМС, МС, МСМК). Средний возраст гимнасток 16,9±0,15 лет.
Экспертная оценка выполнения 7 соревновательных элементов, требующих симметричного развития гибкости в тазобедренных суставах, проведена у 20 высококвалифицированных гимнасток (КМС, МС) учащихся ДЮСШ и студенток НГУ им. П.Ф.Лесгафта.
Тестирование выраженности функциональной асимметрии проведено у 42 ведущих гимнасток (КМС, МС, МСМК, ЗМС) и 30 гимнасток ДЮСШ Санкт-Петербурга и студенток НГУ им. П. Ф. Лесгафта (КМС, МС).
Асимметрию гибкости в тазобедренном суставе определяли в тесте «шпагат» с правой и левой ноги - определялась высота подъема впереди лежащей ноги («шпагат с опоры»).
Асимметрию статической силы мышц бедра правой и левой ноги определяли в тесте «боковое». Гимнастки удерживали ногу под углом 90 градусов. Параллельно проводилось определение морфологической асимметрии - измерение обхвата бедра.
Асимметрию координационных действий определяли по способности сохранять равновесие в тесте «пассе» с правой и левой ноги на полной стопе до первого движения.
Асимметрию координационных и точностных действий у гимнасток определяли по количеству правильно выполненных оборотов в тесте «фуэте» с правой и левой ноги.
Асимметрию координационных и точностных действий верхних конечностей определяли в тесте «высокий бросок - ловля мяча» (количество раз) до первой ошибки.
Величина неравенств парных показателей вычислялась по коэффициенту асим-F - F
метрии (Ка): K =—----- х100% где F1 - значение большего из симметричных показа-
телей, F2 - значение меньшего из симметричных показателей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В правилах соревнований по художественной гимнастике 2009-2012 гг. содержится 432 элемента, из которых 117 прыжков, 104 равновесий, 131 поворот и 80 элементов на гибкость. При этом обозначены элементы, выполнение которых невозможно без максимального развития гибкости тазобедренных суставов, как в сагиттальной (в основном структурная группа прыжков), так и во фронтальной плоскости (структурные группы гибкости, равновесий и поворотов). Больше всего элементов высокой стоимости (0,6^1 балл), требующих симметричного развития физических качеств в структурной группе прыжков - 22,2% от общего количества. В структурной группе равновесий, поворотов и гибкости таких элементов меньше - 3,8%.
Для выявления степени использования в соревновательных композициях гимнасток элементов выполняемых на «неведущую» конечность изучены видеозаписи выступления гимнасток, занявших на этапе Гран-при и соревнованиях ДЮСШ Санкт-Петербурга по художественной гимнастике 1-10 места. На соревнованиях высокого уровня максимальное количество элементов тела, выполняемых на «неведущую» конечность установлено у гимнастки, занявшей 1 место на Гран-при - 25%. У гимнастки, занявшей 2 место, этот показатель ниже и составляет 18%. В программе гимнасток, занявших 3-4 места он равен 12%, а гимнастки, занявшие с 5 по 10 места в своих программах элементы, на «неведущую» конечность используют только в 2,8% случаев.
Видеоанализ соревнований ДЮСШ СПб показал, меньшую зависимость распределения призовых мест от включения элементов на «неведущую» ногу. Так гимнастка, занявшая 1 место, таких элементов вообще не исполнила, а их максимальное количество
было продемонстрировано гимнасткой занявшей лишь 4 место - 16,7%, что может быть объяснено недостаточной технической подготовленностью гимнасток рассматриваемого уровня. При этом на соревнованиях ДЮСШ элементы на «неведущую» ногу присутствовали в композиции у 3 гимнасток первой и только у 1 гимнастки второй пятерки, что показывает приоритет гимнасток, обладающих симметричным развитием физических качеств над несимметрично работающими гимнастками.
Для определения влияния асимметрии в развитии гибкости правой и левой нижней конечности на выполнение соревновательных элементов повышенной сложности, требующих симметричного развития физических качеств нами проведена экспертная оценка выполнения 7 элементов:
- прыжок со сменой ног в кольцо (П1);
- три прыжка шагом подряд (П2);
- шпагат с помощью + круг ногой с помощью (Р1);
- шпагат без помощи + круг с помощью (Р2);
- турлян на 180° + круг ногой без помощи (Г1);
- круг ногой во время турляна без помощи на 360° (Г2);
- горизонтальное положение ноги вперед и выход во вращение в заднем шпагате
(П).
После каждого элемента спортсменкам выставлялась оценка за технику исполнения (табл. 1).
Таблица 1
Влияние асимметрии гибкости в тазобедренных суставах на качество исполнения
элементов, требующих симметричного развития гибкости (в баллах)
Группа Прыжки Равновесия Гибкость Поворот Ср. балл
П 1 П 2 Р 1 Р 2 Г 1 Г 2
1 гр. КА>49% 0,49±0,05 0,44±0,03 0,36±0,02 0,33±0,01 0,33±0,01 0,31±0,02 0,79±0,02 0,42±0,01
2 гр. КА<49% 0,65±0,04 0,55±0,05 0,5±0,06 0,35±0,01 0,43±0,02 0,4±0,02 0,75±0,04 0,51±0,03
Р 1-2 № <0,05 (2,45) >0,05 (1,89) <0,05 (2,21) >0,05 (1,41) <0,001 (4,48) <0,01 (3,18) >0,05 (0,89) <0,05 (2,67)
Все гимнастки (1 гр+2 гр) 0,57±0,03 0,50±0,03 0,43±0,03 0,34±0,01 0,38±0,01 0,36±0,02 0,77±0,02 0,46±0,02
Для проведения анализа связи экспертной оценки с выраженностью асимметрии в тазобедренных суставах все гимнастки в зависимости от КА были распределены в группы по 10 человек. Выяснилось, что наибольшее значение асимметрия гибкости в тазобедренных суставах оказала на возможность качественного исполнения элемента «круг ногой во время турляна без помощи» на 180 и 360°; шпагат с помощью + круг ногой с помощью; прыжок со сменой ног в кольцо. Причем в ряде случаев более сложные (П 2, Р 2, Г 2) из пар рассмотренных элементы в меньшей степени зависели от КА в тазобедренных суставах (табл. 1), что связано с влиянием на их исполнение не только симметричного развития гибкости, но и силы.
Для подтверждения влияния КА гибкости в тазобедренном суставе на исполнение сложных элементов, требующих симметричного развития гибкости проведен расчет коэффициентов корреляции Пирсона. Оказалось, что КА гибкости в тазобедренных суставах действительно имеет наиболее выраженную отрицательную корреляцию с качеством исполнения элементов на гибкость (круг ногой во время турляна без помощи» на 180 и 360°) - г=-0,71, при р<0,001. Несколько менее выраженная, но статистически достоверная отрицательная корреляция установлена с качеством исполнения прыжков: прыжок со сменой ног в кольцо и 3 прыжка шагом подряд (г=-0,5, при р<0,05).
При анализе результатов каждой гимнастки, полученных за исполнение семи элементов (от 0,37 до 0,69 баллов при максимальном 1,0), выяснилось, что самой распространенной ошибкой исполнения было отсутствие формы и недостаточная амплитуда.
Изучение выраженности моторной асимметрии у гимнасток с разным уровнем спортивных достижений представлено в таблице 2
Таблица 2
Показатели моторной асимметрии на основании изучения пассивной гибкости, _________________________равновесия, силы ног и вращений____________________________
Показатель Высокие достижения (n=44) ДЮСШ Санкт-Петербу рга (n=20)
Ведущая пога Неведущая пога КА Ведущая пога Неведущая пога КА
Шпагат, см 69,7±1,22 47,3±1,26 31,1±2,0 58,6±1,22 33,9±1,26 42,4±1,8***
Пассе, сек 63,7±4,5 77,7±3,5 29,4±1,7 30,3±4,2 34,1±3,57 40,5±3,68**
Боковое, сек 66,0±3,26 43,7±2,66 37,7±2,3 39,2±2,63 21,1±3,0 46,0±3,5*
Фуэте, раз 21,2±0,74 25,9±1,14 33,6±1,7 8,0±0,58 5,5±0,4 33,1±2,28
Примечание: различия относительно спортсменок Сборной России статистически достоверны * -р<0,05; ** - р<0,001
Данная ситуация обусловлена тем, что при поворотах вокруг вертикальной оси совместное напряжение мышц опорной ноги и связанной с ней половины туловища приводит к смещению оси вращения из симметричного положения в сторону более напряженной части тела, т.е. к опорной ноге, что облегчает поворот на ней. При этом поворот вокруг неопорной ноги оказывается затрудненным из-за необходимости предварительного смещения к ней центра тяжести тела, а также из-за сложности образования "напряженной мышечной вертикали", проходящей через неопорную ногу.
Таким образом, современные требования в художественной гимнастике обуславливают необходимость проявления симметрично развитой гибкости, силы и координации в вертикальной плоскости при выполнении структурной группы прыжков и гибкости во фронтальной плоскости при выполнении технически сложных элементов из групп поворотов, равновесий и гибкости. Высокий показатель асимметрии не дает спортсменкам выполнять соревновательные элементы высокой стоимости на должном уровне и включать их в свою программу, тем самым лишая ее зрелищности, разнообразия и высокой «технической» стоимости. Сравнительный анализ, проведенный в группах ведущих гимнасток и гимнасток СПб показал, что у лучших гимнасток на фоне высокоразвитой гибкости в тазобедренных суставах, хороших координационных качеств (равновесия, вращения) и выраженной силе мышц бедра (без увеличения диаметра мышечных волокон) отмечается менее выраженная асимметрия нижних конечностей по гибкости в тазобедренных суставах и способности удерживать равновесие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бердичевская, Е.М. Функциональные асимметрии при выполнении отдельных элементов спортивной гимнастики у юных спортсменок / Е. М. Бердичевская, М.В. Ма-лука // Материалы междунар. конф., посвящ. 65-летию Института возрастной физиологии РАО «Физиология развития человека». - М. : [б. и.], 2009. - С. 95-96.
2. Сологуб, Е. Б. Спортивная генетика : учеб. пособие для вузов физ. культуры / Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 127 с. : ил.
3. Таймазов, В. А. Значение функциональной асимметрии как генетического маркера спортивных способностей / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22. - С. 74-82.
4. Шевчук, Н. А. Методика начальной технической подготовки юных гимнасток на основе обучения двигательным взаимодействиям в групповых упражнениях : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Шевчук Н.А. - Волгоград, 2005. - 186 с.
REFERENCE
1. Berdichevsky, E.M. and Maluka, M.V. (2009), “Functional asymmetries when per-
forming separate elements of gymnastics at young sportswomen”, Materials of the International conference devoted to the 65 anniversary of Institute of Age Physiology of Russian Academy of Education "Physiology of development of the person", Moscow, pp. 95-96.
2. Sologoub, E.B. and Taymazov, V.A. (2000), Sports genetics, publishing house “Terra-Sport”, Moscow, Russian Federation.
3. Taymazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2006), “Value of functional asymmetry as genetic marker of sports abilities”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 22, pp. 74-82.
4. Shevchuk, N.A. (2005), Technique of initial technical training of young gymnasts on the basis of training in motive interactions in group exercises, dissertation, Volgograd.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.06.2013.
УДК 796.87
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ-ШПАЖИСТОВ
Геннадий Борисович Шустиков, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный тренер России,
Всеволод Андреевич Охапкин, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Фехтование развивается и становится все более популярным на различных континентах. Во всех видах оружия наблюдается высокая конкуренция среди спортсменов из разных стран, расширилась география медалей, побеждать становится все сложней. Необходим поиск новых средств, методов подготовки высококвалифицированных фехтовальщиков. Актуальным в данном виде спорта являются вопросы, связанные с формированием эмоциональной устойчивости (ЭУ) спортсменов. Данная статья посвящена исследованию зависимости между эмоциональной устойчивостью фехтовальщиков шпажистов 15-16 лет и результативностью их выступлений на соревнованиях различного уровня, начиная от боевых практик до турниров Европейского кадетского цикла и первенств Европы и мира.
Ключевые слова: фехтование, эмоциональная устойчивость, шпага, кадеты.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p173-177
PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE INTERRELATION OF INDICATORS BETWEEN PRODUCTIVITY AND EMOTIONAL STABILITY LEVEL OF THE EPEE
FENCERS
Gennady Borisovich Shustikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
deserved coach of Russia,
Vsevolod Andreevich Okhapkin, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
Fencing is developing and becoming more and more popular around the different continents. There is the high competition among the athletes from the different countries in all weapons, the geography of medals has been extended; it has become more difficult to win. The necessity is observed in searching for the new means, methods of preparation for the highly skilled fencers. This sport puts the questions connected with development of the emotional stability (ES) of athletes on the actual level. This article has