Научная статья на тему 'Эффективность применения средств и приемов коррекции двигательной асимметрии на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике'

Эффективность применения средств и приемов коррекции двигательной асимметрии на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
615
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ / ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СИММЕТРИЯ / ГИМНАСТИКА / СЛОЖНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чивиль Анастасия Андреевна, Степанова Ирина Александровна

Этапу углубленной базовой подготовки в художественной гимнастике соответствует возраст спортсменок 11-13 лет. К данному этапу подходят в основном перспективные и одаренные гимнастки. Цель этапа углубленной подготовки переход гимнасток к исполнению сложных и очень сложных элементов, что как было доказано требует симметричного развития специальных физических способностей и двигательных действий. К сожалению, при недостаточном внимании тренеров к симметричному развитию гимнасток на этапах начальной и специализированной базовой подготовки, часто приходится работать с гимнастками, имеющими выраженную асимметрию, что отрицательно сказывается как на технике, так и на артистичности исполнения. На сегодняшний день отсутствуют экспериментальные данные о том, сколько времени необходимо посвящать упражнению ведущей и сколько «не ведущей» конечности или стороне тела, не разработана методика коррекции до оптимального уровня уже выявленных двигательных асимметрий, что и побудило к разработке методики коррекции двигательной асимметрии, для снижения асимметрии физических способностей и двигательных действий за счет повышения гибкости, силы, выносливости и координации «не ведущей» в конкретном двигательном акте конечности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чивиль Анастасия Андреевна, Степанова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of application of means and methods for the correction of motor asymmetry at the stage of profound preparation in the rhythmic gymnastics

The stage of profound basic preparation in the rhythmic gymnastics corresponds to the age of sportswomen of 11-13 years. Perspective and gifted gymnasts approach to this stage generally. The purpose of the stage of profound preparation transition of the gymnasts to execution of the difficult and very difficult elements that as was proved demands symmetric development of the special physical abilities and motor actions. Unfortunately, the insufficient attention of the trainers to the symmetric development of the gymnasts at stages of the initial and specialized basic preparation results in necessary to work with the gymnasts with expressed asymmetry that has an adverse effect on both technique and on the artistry of execution. Today there are no experimental data upon the fact how much time you need to devote to the exercises with the leader and how much with "not leader" extremity or the body side, the correction technique for equalization to the optimum level of already revealed motor asymmetries has not been developed, it induced to develop the technique of correction of motor asymmetry for decreasing of the asymmetry of physical abilities and motor actions due to increase of flexibility, force, endurance and coordination "not leader" extremity in the concrete motor act.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения средств и приемов коррекции двигательной асимметрии на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике»

foot deformities’, Injuries and Diseases of bones and joints: collection of scientific papers, Moscow, pp. 106-113.

7. Lagoda, O.O. (2001), “New approaches to the diagnosis of functional and structural disorders of the musculoskeletal system in young sportsmen”, Scientific method. journal. "Physical Culture", № 4, pp. 11-14.

8. Melentyeva, L.M. (2007), Physical rehabilitation of young athletes with disorders of the musculoskeletal system: dissertation of the candidate of medical sciences, Saint-Petersburg.

9. Simanova, S.N. (2010), Effectiveness of the treatment of children with diseases of the musculoskeletal system in terms of orthopedic groups of preschool educational institutions: dissertation of the candidate of medical sciences, Moscow.

10. Fernandez, R., Castro, M., Albornoz, C. (2012), “Efectos del tratamiento con kinesio tape en el pie plano”, FisioterapiaEspana, vol. 34, № 1, pp.11-15.

11. Kase K, Hashimoto T, Okane T. (1996) “Kinesio taping perfect manual: amazing taping therapy to eliminate pain and muscle disorders”. Albuquerque, NM: KMS, LLC.

12. Kerkour, K., Meier, J.-L. (2009), “Bandages adhesifs elastiques de couleur : description et application pratique”. Rev Med Suisse, No. 5. pp. 1560-1563.

13. Sijmonsma, J. (2007), Manual taping neuromuscular, Cascais: Aneid Press.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.03.2014.

УДК 796.412.2

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ И ПРИЕМОВ КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Анастасия Андреевна Чивиль, преподаватель,

Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Этапу углубленной базовой подготовки в художественной гимнастике соответствует возраст спортсменок 11-13 лет. К данному этапу подходят в основном перспективные и одаренные гимнастки. Цель этапа углубленной подготовки - переход гимнасток к исполнению сложных и очень сложных элементов, что как было доказано требует симметричного развития специальных физических способностей и двигательных действий. К сожалению, при недостаточном внимании тренеров к симметричному развитию гимнасток на этапах начальной и специализированной базовой подготовки, часто приходится работать с гимнастками, имеющими выраженную асимметрию, что отрицательно сказывается как на технике, так и на артистичности исполнения. На сегодняшний день отсутствуют экспериментальные данные о том, сколько времени необходимо посвящать упражнению ведущей и сколько «не ведущей» конечности или стороне тела, не разработана методика коррекции до оптимального уровня уже выявленных двигательных асимметрий, что и побудило к разработке методики коррекции двигательной асимметрии, для снижения асимметрии физических способностей и двигательных действий за счет повышения гибкости, силы, выносливости и координации «не ведущей» в конкретном двигательном акте конечности.

Ключевые слова. коррекция двигательной асимметрии, физические способности, симметрия, гимнастика, сложность исполнения, предварительный период.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p191-194 EFFICIENCY OF APPLICATION OF MEANS AND METHODS FOR THE CORRECTION OF MOTOR ASYMMETRY AT THE STAGE OF PROFOUND PREPARATION IN THE RHYTHMIC GYMNASTICS

Anastasia Andreevna Chivil, the teacher,

Irina Aleksandrovna Stepanova, the candidate of pedagogical sciences, professor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The stage of profound basic preparation in the rhythmic gymnastics corresponds to the age of sportswomen of 11-13 years. Perspective and gifted gymnasts approach to this stage generally. The purpose of the stage of profound preparation - transition of the gymnasts to execution of the difficult and very difficult elements that as was proved demands symmetric development of the special physical abilities and motor actions. Unfortunately, the insufficient attention of the trainers to the symmetric development of the gymnasts at stages of the initial and specialized basic preparation results in necessary to work with the gymnasts with expressed asymmetry that has an adverse effect on both technique and on the artistry of execution. Today there are no experimental data upon the fact how much time you need to devote to the exercises with the leader and how much with "not leader" extremity or the body side, the correction technique for equalization to the optimum level of already revealed motor asymmetries has not been developed, it induced to develop the technique of correction of motor asymmetry for decreasing of the asymmetry of physical abilities and motor actions due to increase of flexibility, force, endurance and coordination "not leader" extremity in the concrete motor act.

Keywords. correction of motor asymmetry, physical abilities, symmetry, gymnastics, difficulty, execution, preparatory period.

ВВЕДЕНИЕ

«Сглаживание» асимметрии возможно лишь при использовании преимущественных нагрузок на «не ведущую» конечность. Тренировка, направленная на уменьшение величины латерализации, должна проводится еженедельно в течение нескольких лет.

При разработке методики неуклонно соблюдались методические принципы подготовки гимнасток, а именно принцип «опережения», предусматривающий опережающее развитие физических способностей по отношению к технической подготовке, сопряженности - сочетания технической и физической подготовки, соразмерности, учитывающий оптимальное развитие всех физических способностей, и избыточности, подразумевающий применение нагрузок в 2-3 раза превосходящих соревновательные.

При подборе средств учитывались результаты опроса специалистов в области художественной гимнастики, результаты педагогических наблюдений, базовый уровень развития физических способностей гимнасток, режим тренировочной работы, результаты тестирования гимнасток, а также профили асимметрии и выраженность функциональных асимметрии гимнасток при выполнении двигательных действий.

Ведущим методом при разработке экспериментальной методики явился метод сопряженного воздействия [1], при использовании которого удается одновременно развивать и физические способности, и технику соревновательного упражнения. Под техникой исполнения гимнастических упражнений понимается система двигательных действий, осуществляемая посредством проявления определенных физических способностей. Именно взаимосвязь техники исполнения, основ координации соревновательного двигательного действия и физических способностей в одном упражнении даст максимальный эффект при использовании данного упражнения сопряженного характера в СФП.

Основной объем работы, направленной на «сглаживание» асимметрии физического развития и физических способностей должен приходиться на подготовительный период. Это обусловлено тем, что в соревновательном периоде значительные перестройки в структуре технической и физической подготовленности гимнасток нежелательны. В пе-

реходном периоде ставились задачи овладения элементами повышенной трудности, требующих симметричного развития физических способностей.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать средства и приемы коррекции двигательной асимметрии на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В педагогическом эксперименте участвовали 24 спортсменки 1998-1999 гг. рождения. Все гимнастки на момент исследования выполнили норматив кандидата в мастера спорта. По результатам тестирования отобранные гимнастки были разделены на две равнозначные группы - контрольную и экспериментальную по 12 гимнасток в каждой. Спортсменки контрольной группы тренировались по общепринятой программе, принятой в СДЮСШОР №2 Калининграда. Со спортсменками экспериментальной группы проводились занятия по разработанной методике коррекции двигательной асимметрии с учетом показателей латеральных предпочтений.

Было разработано 6 комплексов упражнений:

1, 2 - комплексы, на симметричное развитие пассивной и активной гибкости;

3,4 - комплексы упражнений на сопряженное симметричное развитие гибкости, силовых и скоростно-силовых способностей, включающий элементы различных структурных групп;

5,6 - комплексы упражнений на сопряженное симметричное развитие пассивной и активной гибкости и координационных способностей, включающий в себя элементы акробатики и различных структурных групп тела.

В таблице 1 представлено распределение комплексов в подготовительном периоде.

Таблица 1

Распределение комплексов в подготовительном периоде тренировки гимнасток

Дни недели Общеподготовительный мезоцикл Специально-подготовительный мезоцикл

Втягивающий мезоцикл Базовый мезоцикл Контрольный мезоцикл Шлифовочный мезоцикл

1 микро- цикл 2 микро- цикл 3 микро- цикл 4 микро- цикл 5 микро- цикл 6 микро- цикл 7 микро- цикл 8 микро- цикл

ПН 1 1 1 1 1 3 5 -

ВТ 2 3 3 3 3 5 - 5

СР 1 5 2 5 5 6 6 -

ЧТ 2 2 4 2 2 4 - 6

ПТ 1 4 5 4 4 5 5 -

СБ 2 6 6 6 6 6 6 -

ВС Выходной день

При распределении данных комплексов была учтена структура тренировочного процесса гимнасток. Во втягивающем мезоцикле общеподготовительного периода использовались только комплексы на симметричное развитие пассивной и активной гибкости, что создавало предпосылки для освоения различных трудностей тела в базовом мезоцикле. В контрольном и шлифовочном мезоциклах в основном использовались комплексы (3, 4, 5, 6), включающие в себя использование различных трудностей тела.

В каждом комплексе упражнений указана дозировка, которую допускалось изменять тренерам на 10^30% в зависимости от микроцикла. Особенно это касалось контрольного и шлифовочного мезооцикла, в которых основной задачей является устранение недостатков, совершенствование техники соревновательных элементов и программ, исправление ошибок.

Экспериментальная методика применялась в 2011-2012 учебном году, после чего

были проведены контрольные испытания. Также учитывались результаты соревнований в начале и конце 2011-2012 гг.

Сравнение средних оценок, полученных гимнастками экспериментальной и контрольной групп на соревнованиях, выявило статистически значимые различия в ряде показателей (таблица 2).

Таблица 2

Результаты соревнований гимнасток контрольной и экспериментальной групп до и

после эксперимента (M±m)

Группы Результаты соревнований (оценки в баллах)

До эксперимента После эксперимента

трудность артистизм исполне- ние сумма трудность артистизм исполне- ние сумма

Э(n=12) 7,2±0,13 7,33 ±0,08 8,12±0,88 22,64±0,23 7,55±0,13 * 7,44±0,07 8,44±0,05* 23,37±0,10*

К(n=12) 7,25±0,12 7,32±0,05 8,2±0,06 22,775±0,19 7,291 ±0,15 7,19 ±0,07 8,30 ±0,46* 22,83±0,17

pa р>0,05 р>0,05 р>0,05 р>0,05 р<0,05 p>0,05 р<0,05 р<0,05

Примечания: Э - экспериментальная группа; К - контрольная группа; различия относительно первого обследования статистически достоверны: * - при р<0,05 по критерию Вилкоксона.

Таким образом, реализация разработанных средств и приемов коррекции двигательной асимметрии способствовала большей эффективности усвоения гимнастками сложных элементов соревновательной программы и более высоким спортивным результатам - отмечается положительная динамика оценок за трудность и исполнение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика : учеб. пособие для вузов физ. культуры / Ю. В. Менхин. - М. : Спорт Академ пресс, 2003. - 322 с.

REFERENCES

1. Menkhin, Yu.V. (2003), Physical training: theory, technique, practice: studies for FC higher education institutions, publishing house “Sports Akadem press”, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.03.2014.

УДК 796.322

МИКРОСТРУКТУРА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ПОДГОТОВКИ МУЖСКИХ ГАНДБОЛЬНЫХ КОМАНД

Олег Степанович Шалаев, доцент,

Нина Петровна Филатова, кандидат педагогических наук, доцент,

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),

Омск

Аннотация

Проведен анализ показателей физической подготовленности, физической работоспособности, соревновательной деятельности и тренировочного процесса квалифицированных гандболистов в соревновательном периоде годичного цикла подготовки. Выявлено достоверное снижение показателей общей работоспособности и специальной выносливости спортсменов во второй половине соревновательного периода. В тот же промежуток времени отмечено снижение результативности соревновательной деятельности.

В исследовании разработана микроструктура тренировочного процесса, предусматривающая использование микроблоков с нагрузками, направленными на поддержание и совершенствование аэробно-анаэробных, анаэробных гликолитических и алактатных механизмов энергообеспече-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.