УДК 316
Кротов Дмитрий Валерьевич
доктор социологических наук, профессор кафедры экономической теории Ростовского государственного экономического университета (РГЭУ РИНХ) [email protected] Загутин Дмитрий Сергеевич
доктор философских наук, кандидат технических наук
профессор Донского государственного технического университета
ro stov-zd@mail. ru
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор
Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Dmitry V. Krotov
Doctor of Social Sciences, Professor of chair Economic theory of the Rostov state economic university (RINH) [email protected] Dmitry S. Zagutin
candidate of technical sciences, doctor of philosophy, professor of the Don state technical university ro stov-zd@mail .ru Sergey I. Samygin
Doctor of Sociology, Professor of the Rostov state economic university (RINH) [email protected]
Значение сетевых структур и информационных технологий в вопросе формирования социального поведения Digital поколения
Value of the network structures and information technologies in the question of formation of social behavior of Digital generation
Аннотация: в условиях интенсивного развития информационно-коммуникативных технологий, обращение к проблеме социализации молодёжи в обществе приобретает чрезвычайно важное значение на пути формирования высоко культурного, интеллектуального общества. В данной статье исследователи поставили цель выявить и оценить с точки зрения социализации молодёжи ключевые научные подходы в рассмотрении данного вопроса.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, социализация молодёжи, социальные сети, социальный институт.
Summary: Under the circumstances of information communicative technologys intensive development, the appeal to the problem of young people^s socialization in the society gains in a crucial importance on the way of highly
cultured, intelligent society^s formation. The researchers pursue the aim to find out and appreciate from the view of young people^s socialization key scientific approaches while considering this question in the present article.
Keywords: information communicative technology, young people^s socialization, networks, social institute
Как предсказать свойства поколения и социальное поведение, опираясь на сравнительный анализ поколенческих «паттернов»?
Эти вопросы сегодня в большей степени разрабатываются бизнесом, с тем, чтобы определять перспективные предпочтения поколений и формировать соответствующий спрос на товары или услуги. Чем точнее мы можем предсказать поведение аудитории, потребителей, тем точнее мы можем прогнозировать спрос.
Развитие информационно-коммуникативных технологий, внедрение в массы социальных сетей интернета вызывает глубинные сдвиги в развитии культуры молодёжи и её социализации.
Данные тенденции влияют на формирование принципиально новой модели общества, в котором доминируют горизонтальные сетевые коммуникации и появляется множество разнообразных акторов, участвующих в формировании личности молодого человека, движимые собственными мотивами и обладающие для этого соответствующим опытом. При этом, надо понимать, что в социальных сетях чаще приходится наблюдать акторов, выступающих в качестве коллективных субъектов, социальных групп, общностей людей, совершающих действия направленные на других участников [11].
В современную эпоху информационных технологий возрастает роль и значение сетевых структур в вопросе воспитания молодёжи и формирования её культуры и интеллекта.
Сегодня в научной литературе можно выделить большое количество типов контактов людей с новыми технологиями, цифровой средой.
Первый тип контакта с цифровой средой представляет собой поколение людей, которое создавало эти технологии,это поколение придумывало первые протоколы, программы, социальные площадки, компьютерные сети,это поколение людей, чье активное творчество, а точнее инженерное творчество пришлось на 50 - 60 е годы. Тем самым мы выделяем поколение создателей виртуальной реальности
Второе поколение - поколение «цифровых эмигрантов», в полной мере осознающие, что такое реальная и виртуальная действительность, поэтому легко переходят из одного мира в другой, ощущают грань-границу раздела виртуальности от реальности.Поэтому, здесь акцент сделан на «эмигрантах». Это поколение, которое в равной степени владеет концепцией реальности и виртуальности и строго ощущает границу между реальным и виртуальным. Поэтому у данного поколения в большинстве своем существует ощущение игры в виртуальном пространстве. Это мы можем увидеть в сетевых
псевдонимах - МКах, это заметно по тому как отличается поведение людей данной группы в реальной и виртуальной реальности их «АВАТАРов».
И наконец, третье поколение, третий тип - «цифровых аборигенов», «цифровых туземцев». Это поколение подрастающей молодежи, которая не знает реальности без интернета, это поколение, которое выходит в интернет, в виртуальную реальность с помощью мобильных и сверхмобильных устройств. У данного поколения отсутствует граница между реальной и виртуальной реальностью. Их реальность это смешанная реальность, в которой виртуальная и объективная реальность органично дополняют друг друга.
Разбирая приведенные типы поколений можно выделить для каждого типа и свою мораль, ценностные ориентиры.
Насущной потребностью современного общества является выстраивание механизмов социализации молодёжи, направленных на создание такого социального поведения, при котором молодежь будет стремиться к высокой культуре развития и активно стремиться к созиданию новых культурных ценностей в процессах сотворчества и самотворчества. Решающее значение в переходе на более высокую ступень развития человечества имеет культивирование творчески ориентированной личности «синергетийного» типа мышления, способной адекватно оценивать обстановку, взвешивать альтернативные мнения и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации [2].
Данная задача особенно актуальна, так как сегодня наблюдается среди молодёжи эффект культурной дезориентации. Данный эффект усиливается, в том числе, из-за вовлеченности молодёжи в социальные сети и бесконтрольного использования информационных технологий в повседневной и образовательной среде. И здесь важную роль занимают регуляторы социального поведения. Объективно рассматривая роль гаджетов в образовательной среде для молодежи, приходишь к однозначному выводу, что современные информационные технологии формируют в сознании молодого поколения иллюзию знания, формируют иллюзорные компетенции. К сожалению, лишь при наличии в руках смартфона молодой человек может транслировать знания.
Социальное поведение личности может быть сформировано в процессе целенаправленного воспитания при социализации. Проецируя социальное поведение на социальные сети, можно увидеть, что в качестве субъекта поведения выступает личность молодого человека и социальной группы, к которой он себя относит. Результатом социального поведения является развитие взаимодействий и взаимоотношений личности с другими людьми и общностями в интернет пространстве [9].
В социальном поведении молодежи интернет пространства, особое место занимают социальные действия, по отношению к другим участникам, группам, обществам и предметному миру. К сожалению, специфика социальных сетей такова, что эти действия регулируются только на уровне
заявлений, правил, на которые никто не обращает внимание, в силу того, что существует определенная анонимность.
Можно смело говорить о социальных сетях как общественном институте, который оказывает непосредственное влияние на социализацию молодёжи и формирование шаблонов социального поведения. Можно определить виртуальные социальные сети как набор формальных и неформальных правил, норм, установок, регулирующих различные сферы деятельности молодёжи и организующих их в систему ролей и статусов [4].
Тем самым, многие свои потребности молодёжь частично или полностью удовлетворяет через информационно-коммуникативные сети - в виртуальном мире, отрываясь от жизни реальной, настоящей.
Анализ влияния Интернета как принципиально нового средства коммуникации на человека и культуру проводился так же в работах В. П. Гончарова, Н. В. Корытникова, К. Э. Разлогова, Г. Л. Тульчинского, М. Н. Эпштейна, Попова М.Ю., Самыгина С.И., Загутина Д.С. [5].
Также ряд авторов выделяют социально-философские и социально-психологические аспекты социализации и виртуализации общества. Последствия влияния виртуальной реальности на человека и общество исследуют Т. А. Бондаренко, Б. В. Марков, А. Ю. Фимин [6] и др.
Решающая роль, как отмечают ряд авторов, на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механизму социализации, т.е. усвоение норм поведения в семье, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации, а именно информационно-коммуникативные сети, которые состоят из виртуальных социальных групп. И здесь на первый план в вопросе выработки норм социального поведения молодежи выходят сетевые структуры и информационные технологии [3].
Важно отметить, что составными элементами виртуальной социальной сети являются молодые люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные группы, общности, нормы и ценности, в совокупности своей и представляющие из себя digital поколение, не разграничивающие виртуальность и реальность. Каждый из этих элементов находится в более или менее тесной связи с другими и играет специфическую роль в функционировании digital поколениякак целого. Именно благодаря своей структуре digital поколение качественно отличается от предыдущих поколений в вопросе морали, нравственности, ценностных ориентаций. Digital поколение - это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам. Это приводит к росту числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющееся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм,рост преступности среди молодёжи и др.), а также развитие различных форм экстремизма и агрессии в молодёжной среде [2].
В нашем исследовании социального поведения молодёжи, а именно его формирование через интернет пространство и информационные технологии, мы обращаем своё внимание на такие показатели ка мораль, нравственность, этика, проявляющееся в коллективном поведении социальных сетей [1].
Информационные технологии, как главный инструмент глобализации, оказывают неоднозначное влияние на каждое поколение людей. С одной стороны они увеличивают его возможности в плане реализации своих способностей. С другой - происходит трансформация личности в контексте ценностно-мировоззренческих установок: ориентация на принципы гедонизма, потребительства и нравственного релятивизма.
Деструктивными следствиями интернет-пространства также является воздействие на психоэмоциональную сферу человека, углубление чувства страха, возрастание психологической напряженности. Термин «экзистенциальный вакуум», введённый в науку экзистенциалистами, как утрата человеком смыслов, обозначает сегодня новые формы экзистенциального кризиса. «Экзистенциальный эскапизм» обозначает социальную самоизоляцию человека, замещение реального мира виртуальной реальностью, деструкцией личности, превращением ее из субъекта в объект манипуляции.
Социальная изоляция повышает степень манипулятивности человека. Принимая во внимание, что именно молодежь является ее объектом, то есть та часть населения, мировоззрение которой находится в процессе становления, и которая будет определять будущее страны, то ясно, что интернет-пространство и национальная безопасность тесно связаны.
Понижение экзистенциальной безопасности личности используют в информационной войне - войне идей и ценностей. Объектом ее является по преимуществу, не физическое уничтожение человека, на воздействие на его психоэмоциональную и оценочную сферу, создание напряженности в обществе, его атомизацию, разобщение людей по принципу «войны всех против всех».
Информационная война, как реальность ведется на трех уровнях: фактологическом, концептуальном и смысловом. Подача информации, ее интерпретация и осмысление. Информационные «факты» в этом противостоянии нельзя назвать фактами в научном смысле этого слова, как то, что должно обладать объективным содержанием. Это вбросы, «фейковые новости», слухи, рассчитанные на эмоциональную, а не на рациональную сферу восприятия. На втором и третьем уровне происходит замещение ценностей и смыслов одного общества чужими ценностями и смыслами.
Объектом информационной войны, как правило, становятся те ценности и смыслы, которые объединяют общество, сплачивают людей в единое целое, повышают их самооценку, достоинство, а значит и укрепляют государство в целом. Не случайно, что именно Победа в Великой Отечественной войне стала объектом информационной агрессии. Укрепление национальной безопасности государства в информационном пространстве,
во-первых, предполагает возвращение мышления человека в сферу рациональности, то есть формирование каждым самостоятельности мышления, критического отношения к информации в сетевом пространстве, а также меры со стороны общества и государства по ограничению деятельности разрушителей, как внутри, так и извне. Во-вторых, противодействие разрушению нашей идентичности в информационном пространстве на законодательном уровне.
Литература
1. Лубский А.В. Методологические проблемы использования ИКТ в образовательном пространстве высшей школы // Информатика и образование. 2007. № 6. С. 10-14.
2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 181с.
3. Фокин Н.И. Актуальные проблемы формирования образовательной стратегии как ключевого фактора обеспечения национальной безопасности России // Образование.Наука.Инновации: Южное измерение. - 2014. - №4(36).
4. Захараш Т.Б. Теоретические основы формирования индивидуального и коллективного опыта у студентов. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 5. С. 165-172.
6. Лубский А.В. Российская социология на рубеже веков: состояние и тенденции развития //Гуманитарий Юга России. 2012. № 1. С. 59-75.
7. Косинов Н.Ю., Егорова А.Г. Коммуникационные технологии образовательной среды в процессе формирования творческого мышления инженера. Вестник непрерывного образования. 2015. № 3. С. 67-73.
8. Социальная психология для бакалавров: учебник / А.М. Руденко и др.; под ред. А.М. Руденко. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 332с.:ил. - (Высшее образование).
9. Загутин Д.С., Ивченко М.В. Профилактика молодёжного экстремизма и агрессии в социальных сетях на примере молодежной политики в Ростовской области // Вестник непрерывного образования. 2015. № 2. С. 82-89.
10. Lubsky A.V., Lurje A.G., Popov A.V., Serikova I.B. Russia in search of national integration model.Mediterranean Journal of Social Sciences.2015. Т. 6. № 4. С. 209-214.
11. Самыгин С.И., Попов М.Ю. Социальные сети как социальный институт социализации молодёжи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 5. С. 46-49.
Literature
1. Lubsky A.V. Methodological problems of using ICT in the educational space of higher education // Informatics and education. 2007. № 6. With. 10-14.
2. Lerner I. Ya. Didactic bases of teaching methods. M.: Pedagogika, 1981. - 181s.
3. Fokin N.I. Actual problems of the formation of educational strategy as a key factor in ensuring national security of Russia // Education. Science. Innovations: The Southern Dimension. - 2014. - No. 4 (36).
4. Zakharash T.B. Theoretical bases of formation of individual and collective experience at students. // Proceedings of the Southern Federal University. Pedagogical sciences. 2009. № 5. P. 165-172.
6. Lubsky A.V. Russian sociology at the turn of the century: the state and development trends // Humanitarian of the South of Russia. 2012. № 1. P. 59-75.
7. Kosinov N.Yu., Egorova A.G. Communication technologies of the educational environment in the process of forming the creative thinking of an engineer. Bulletin of continuous education. 2015. № 3. P. 67-73.
8. Social Psychology for Bachelors: A Textbook / A.M. Rudenko and others; under red.AM.Rudenko. - Rostov n / a: Phoenix, 2016. - 332s.: Ill. - (Higher education).
9. Zagutin D.S., Ivchenko M.V. Prevention of youth extremism and aggression in social networks on the example of youth policy in the Rostov region // Bulletin of Continuing Education. 2015. № 2. P. 82-89.
10. Lubsky A.V., Lurje A.G., Popov A. V., Serikova I.B. Russia in search of national integration model. Mediterranean Journal of Social Sciences.2015. T. 6. № 4. P. 209-214.
11. Samygin S.I., Popov M.Y. Social networks as a social institution of socialization of youth // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2015. № 5. P. 46-49.