ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ТАНЦА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ
Валерия Михайловна МАЙОРОВА,
доцент кафедры народного танца хореографического факультета Московского государственного института культуры, Москва, Россия
e-mail: leramura@yandex.ru
В настоящей статье рассматривается русский народный танец как специфический феномен, основывающийся на традициях русской культуры. Раскрывается необходимость изучения русского танца в процессе обучения студентов хореографических специализаций в учебных заведениях культуры и искусств. Выявляются проблемы, присущие русскому народному танцу на современной сцене. Обозначены возможные векторы развития русского народного танца на сцене в профессиональных и любительских коллективах. Знание богатейшего наследия народного хореографического искусства, традиций русского хореографического фольклора во всём его жанровом многообразии, владение опытом выдающихся мастеров русского сценического танца позволят специалистам - выпускникам высших учебных заведений, искать новые решения при создании современных хореографических произведений.
Ключевые слова: русский народный танец, процесс обучения, студенты хореографических специализаций.
THE VALUE OF RUSSIAN DANCE IN THE PROCESS OF TEACHING STUDENTS DANCE MAJORS
V. M. Mayorova, Associate Professor of the Department of Folk Dance, Faculty of Choreography, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia
e-mail: leramura@yandex.ru
This article is concerned to Russian folk dance as a specific phenomenon, based on the traditions of Russian culture. It reveals the need to study the Russian dance in the process of teaching students dance majors in educational institutions of culture and arts. Problems of studying Russian folk dance on the scene today are identified. Possible future development vectors of Russian folk dance on stage in professional and amateur collectives are made. Knowledge of the rich heritage of folk choreographic art, folklore traditions of Russian Ballet in all its genre diversity, ownership experience outstanding masters of Russian character dance will allow specialists-graduates of educational institutions to carry out the search for new solutions to create modern dance works.
Key words: Russian folk dance, the learning process, students dance majors.
Народное хореографическое искусство представляет собой специфический феномен, основывающийся на традициях русской культуры. Восприятие народной хореографической культуры оказывает прямое влияние
на культурный и нравственный уровень молодого поколения. Именно через культуру и искусство раскрывается духовность общества.
Основной задачей вузов культуры и искусств является подготовка высококвалифицированных кадров, способных успешно действовать в профессиональной сфере. Необходимо обеспечить такой уровень профессионального образования, который позволит воспитать компетентных специалистов в области любительского и профессионального хореографического искусства, готовых искать решения профессиональных проблем и задач, стоящих перед современным искусством, понимать, сохранять, развивать и пропагандировать национальную культуру.
На настоящий момент необходимость разработки новых педагогических технологий, реформирования программ и методик обучения специалистов в области хореографического искусства представляется очень актуальной. При этом вузам культуры и искусств необходимо ориентироваться на общекультурные и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у будущих специалистов в период обучения, а после окончания учебного заведения помогут им стать востребованными на рынке труда.
В современных условиях всё более отчётливо осознаются значимые задачи и потребности культурной идентификации, связанные:
• с потребностью сохранения богатейшего наследия народного искусства, традиций русского фольклора во всём его жанровом многообразии в контексте реальной угрозы тотальной унификации культурного мира, глобализации, культурной экспансии;
• с потребностью сохранения этнокультурного облика России, что осложняет обширность территории, природные различия, многонациональный состав населения;
• с потребностью в освоении фольклора, русского народного танца в контексте системы профессионального хореографического образования.
Незнание подлинной истории, традиций народной хореографии обедняет содержание профессиональной подготовки специалистов в области хореографического искусства, призванной воспитывать и формировать мировоззрение и художественный вкус молодого поколения. Действующая система профессиональной подготовки в сфере хореографического искусства не всегда позволяет в полной мере раскрыть творческий потенциал будущих специалистов.
Так, при просмотре танцевальных коллективов в качестве члена жюри на фестивалях и конкурсах, при проведении конференций, мастер-классов, «круглых столов» автором были выявлены следующие недостатки:
1. Слабое знание фольклорных традиций. В конкурсных программах фестивалей в номинациях «Народный танец», а в особенности «Народно-стилизованный танец», много внимания уделяется стилизации материала,
а не традициям исполнения, что в корне неверно. То же самое касается и подбора музыкального материала, и костюмов, и особенно лексики.
2. Теоретически и практически неверное исполнение региональных особенностей русского танца. Несмотря на достаточную разработанность темы в специализированной литературе (Т. А. Устинова, А. А. Климов, Н. И. и Н. А. Заикины, И. И. Веретенников, А. В. Руднева, М. П. Мурашко, М. Д. Яницкая и другие), педагоги и балетмейстеры в своей практике часто демонстрируют незнание региональных особенностей русского танца. Поэтому часто случается, что в ходе проведения фестивальных (конкурсных) программ можно увидеть танцы, в которых используется музыка из одного региона, костюмы из другого, а лексический материал из третьего.
3. Незнание смысла обрядов. Нередко в сценическом исполнении при постановке танца на основе обряда берётся только внешняя сторона обряда, а глубинный смысл либо недостаточно выявлен, либо вовсе искажается. Это особенно обидно, так как обряды складывались в течение многих веков благодаря нашим предкам.
4. Недостаточное владение лексикой и техникой русского танца. Наблюдается процесс засорения лексики русского танца чужеродными элементами, несвойственными характеру русского танца. Например, мужчины и женщины нередко исполняют движения в одном характере, несмотря на физиологические и эмоциональные различия. В результате искажается образ скромной русской девушки и удалого русского парня.
5. Недостаточное знание особенностей преподавания русского народного танца в различных хореографических учебных заведениях. Нередко педагоги, выучившись по одной системе, не имеют представления о других системах преподавания, даже теоретически. Поэтому они, как правило, не знают:
• репертуар профессиональных коллективов русского танца;
• образцы творчества выдающихся балетмейстеров русского танца;
• балетмейстерские стили русского танца.
На наш взгляд, необходимо следовать рекомендациям и традициям, выработанным за многие годы и выдающимися мастерами, и учебными заведениями. Опыт мастеров русского танца зафиксирован в специализированной литературе: А. А. Лопухов, А. А. Бочаров, А. Ширяев, Т. С. Тка-ченко, Г. П. Гусев, И. А. Моисеев, Т. А. Устинова, А. А. Климов, А. А. Борзов, М. П. Мурашко и другие.
К сожалению, не во всех учебных заведениях изучается репертуар, балетмейстерские стили и лучшие образцы творчества выдающихся мастеров русского танца. Это наследие хранят государственные ансамбли танца и танцевальные группы государственных русских народных хоров. Педагогам и учащимся хореографических специализаций следует регу-
лярно посещать концерты и смотреть видеозаписи хореографических коллективов.
Высококлассному специалисту для успешной профессиональной деятельности необходимо знать, владеть и уметь эффективно применять на практике:
• фольклорные традиции;
• региональные особенности русского танца;
• обряды;
• лексику и технику русского танца;
• особенности преподавания русского народного танца в хореографических учебных заведениях;
• репертуар профессиональных коллективов русского танца;
• балетмейстерские стили русского танца;
• образцы творчества выдающихся балетмейстеров русского танца.
В настоящее время в Московском государственном институте культуры разработан и преподаётся комплекс дисциплин, направленный на изучение русского народного танца.
В результате изучения дисциплин «Русский танец», «Региональные особенности русского танца», «Методика преподавания русского танца», «Композиция русского танца», «Танцевальный фольклор» возможно достичь необходимого уровня профессионального образования, если будут:
• раскрыты значение и сущность русского танца и методика его преподавания в процессе профессиональной подготовки студентов хореографических специализаций;
• выстроена структура профессионально-специализированной компетентности в области русского народного танца с точки зрения знаний, навыков и умений в профессиональной работе в качестве балетмейстера, педагога, исполнителя-репетитора;
• обоснована дифференцированная методика профессиональной подготовки студентов хореографических специализаций средствами русского танца, которая включает в себя: компонент знаний; педагогико-методи-ческий компонент; рефлексивный компонент; художественно-творческое мышление; практико-ориентированный (исполнительский) компонент.
Дисциплины «Русский танец», «Региональные особенности русского танца», «Методика преподавания русского танца», «Композиция русского танца» необходимо изучать в комплексе.
Целями освоения дисциплин «Русский танец», «Региональные особенности русского танца», «Методика преподавания русского танца», «Композиция русского танца» являются:
• овладение знаниями и навыками в технике, стиле и манере русского танца;
• расширение творческого диапазона бакалавров хореографического искусства, получение базовых знаний и навыков в области русского танца, способствование интеграции дисциплин народно-сценического танца в системе профессиональной подготовки выпускников;
• формирование профессиональных навыков и умений в освоении стилистических особенностей, лексического материала и исполнительского мастерства в русском танце;
• развитие творческого мышления и творческого потенциала будущих педагогов через освоение лучших образцов, методик и техник различных направлений русского танца.
• освоение пластической манеры, стиля и техники русского танца, методики его преподавания и создания современных хореографических произведений в этой танцевальной манере.
В результате освоения дисциплин «Русский танец», «Региональные особенности русского танца», «Методика преподавания русского танца», «Композиция русского танца» обучающийся должен знать: задачи, программное содержание и методы обучения хореографии; принципы развития художественно-творческих способностей, личностных качеств и черт характера; методы проведения занятий; закономерности формирования профессиональных способностей, средства и способы развития выразительности; правила исполнения и преподавания движений и комбинаций; концепцию определяющей роли собственной деятельности в развитии личности применительно к процессу хореографического обучения; принципы построения урока хореографии; формы контроля успеваемости; методическую литературу по преподаваемому предмету; уметь сочинять различные танцевальные комбинации и развёрнутые этюды на материале русского танца; владеть основными техническими принципами исполнения русского танца и воплощения их в практической работе.
Знание богатейшего наследия народного искусства, традиций русского хореографического фольклора во всём его жанровом многообразии, владение опытом выдающихся мастеров русского сценического танца позволят специалистам - выпускникам учебных заведений, находить новые решения при создании современных хореографических произведений.
Литература
1. Богданов Г. Ф. Традиционная русская народная хореография : жанры, формы, композиции (от истоков до начала XX века) : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 071500 «Народная художественная культура» (квалификация : «бакалавр»). - Москва : МГУКИ, 2014. - 442 с.
2. Борзов А. А. Танцы народов мира. - Москва : Ун-т Натальи Нестеровой, 2006. - 494 с.
3. Гусев Г П. Народный танец : методика преподавания : учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. - Москва : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 608 с.
4. Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца : учебное пособие для студентов вузов искусств и культуры. - Орел, 1999. - 552 с.
5. Калыгина А. А. Педагогический потенциал русского народного танца и его реализация в воспитании подрастающего поколения // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 2 (70).
- С.177-181.
6. Картавцева М. Т. Эстетическое воспитание детей на материале русского музыкального фольклора // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 3 (71). - С. 243-250.
7. Климов А. А. Основы русского народного танца : [учебник для вузов искусств и культуры]. - [2-е изд., испр. и доп.]. - Москва : Изд-во Московского гос. ин-та культуры, 1994. - 318 с.
8. Лобанов И. В. Новая модель повышения качества образования в российских вузах культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2016. - № 3 (71). - С. 11-18.
9. Майорова В. М. Исполнительская культура студентов хореографических специализаций как предмет теоретического анализа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 2 (70).
- С. 236-240.
10. Мурашко М. П. Классификация русского танца : [монографическое исследование]. - Москва : МГУКИ, 2012. - 550 с.
11. Устинова Т. А. Фольклорные танцы Тверской земли. Записаны Т. А. Устиновой в Тверской губернии в 1938 году. - Тверь : Тверской ОДНТ, 2002.
- 159 с. : ил.