3. Силантьева, Л. На Алтае будет свой балет // Алтайская правда. - 1963. - 24 авг.
4. Огнева, Е. Барнаульская Эсмеральда // Культура Барнаула. - 2017. - № 3. - С. 42-44.
5. Эльяш, Н. Еще один шаг // Театральная жизнь. -1978. - № 4. - С. 22-23.
6. Паклина, О. Рыцарь Терпсихоры // Молодежь Алтая. - 1986. - 8 февр. - С. 10-11 : портр.
7. Медведева, И. О чем размышляют в оперетте // Алтайская правда. - 1983. - 18 мая.
8. Шахова, З. Сказки нужны всем // Алтайская правда. - 1974. - 30 нояб.
9. Йост, И. «Кошкин дом» // Алтайская правда. - 1980. - 25 февр.
10.ГМИЛИКА. - СИФ 5-5-5. [Громов, Н. З. Из дневников].
Galina V. Burtseva, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
burtseva-1957@mail.ru
NIKOLAI GROMOV'S ROLE IN EVOLUTION OF CLASSICAL DANCE SCHOOL IN ALTAI
Abstract. The article outlines the creative biography events of Nikolai Zakharovich Gromov (1925-1994), professional ballet dancer, ballet-master, who was working in Altai State Musical Comedy Theatre (Barnaul, Russia) from the 1960s till the 1990s. For the first time in Russian provincial ballet historiography, the details of the first ballet show in Barnaul performed on stage of the Altai State Musical Comedy Theatre (1964; ballet master is Nikolai Gromov) are highlightened. The author traces an evolution of expressive means of classic choreography that are representative of professional theatrical troupes and amateur choreographic ensembles of the Altai territory of the second half of the past century. In the author's opinion, it related with strong influence of Nikolai Gromov's taste for art on the whole process, he leaved a notable trace in history of choreography in Altai.
Keywords: Nikolai Zakharovich Gromov, Altai State Musical Comedy Theatre, the first professional ballet performance in Barnaul, becoming of the professional classic dance school in Altai region, the first ballet dance studio in Altai.
УДК 792.8:378.1:008(571.150)
О. Н. Вернигора, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
vernigora_olga@mail.ru
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ -ФЕСТИВАЛЬ-КОНКУРС БАЛЕТМЕЙСТЕРСКИХ РАБОТ СОВРЕМЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТАНЦА «ОБРАЗ» КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И ПРОДВИЖЕНИЯ НАЧИНАЮЩИХ БАЛЕТМЕЙСТЕРОВ, ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. Изложены результаты предварительного анализа работы ежегодного фестиваля-конкурса балетмейстерских работ современных направлений танца «Образ», организуемого с 2015 г. по инициативе кафедры хореографии Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул, Россия). Мероприятие нацелено на выявление современных одаренных постановщиков танца, всестороннее содействие их профессиональному росту, успешным карьерным поискам талантливых хореографов. Фестиваль за время своего существования, по мнению организаторов, «вырос» до уровня педагогической площадки, на которой коллективными усилиями конкурсантов и мастеров танцевальной сцены ведётся продуктивный поиск и апробация инновационных педагогических технологий подготовки творчески состоятельных специалистов в области современного хореографического искусства. Доказавшие свою эффективность образовательные технологии находят своё место в системе образовательной программы по профилю подготовки «Танец и современная пластическая культура».
Ключевые слова: современный танец, хореографические коллективы, балетмейстерская работа, молодые хореографы, мастерство хореографа, композиция и постановка танца в современной хореографии.
Раздел 5. Актуальные проблемы и перспективы развития художественного образования в условиях глобализации...
Современный танец, стремительно ворвавшийся в нашу страну в начале 90-х годов XX века, уверенно занимает свои позиции в хореографическом пространстве. За неполных тридцать лет своего существования современная хореография развивается не только в самодеятельных хореографических коллективах, но активно включается в образовательные стандарты, создаются кафедры современного танца в институтах культуры, университетах в разных городах России. Появились профессиональные труппы современного танца, в которых могут работать выпускники профессиональных учебных заведений. Актуальным становится вопрос подготовки квалифицированных кадров для работы в области современной хореографии не только в качестве исполнителя, но и в области постановки современных направлений танца.
В Алтайском государственном институте культуры с 2000 года развивалось отделение современного танца, в котором осуществлялась подготовка специалистов современных направлений танца. Выпускники разъезжались в разные регионы страны и работали в основном в детских хореографических коллективах, обогащая их новым, современным хореографическим языком.
До перехода на систему новых образовательных стандартов отделением современного танца было выпущено более ста выпускников. Несмотря на это, при исследовании развития современного танца в хореографических коллективах Алтайского края, Новосибирской, Томской и Кемеровской областях была выявлена нехватка профессионалов-хореографов в области постановки современных направлений танца. Для повышения художественного уровня балетмейстерской деятельности руководителей хореографических коллективов, выявления талантливой молодежи в области постановки современного танца, для создания мотивации хореографов в постановке новых хореографических образов, с целью открытия новых имен постановщиков современного танца кафедрой хореографии Алтайского государственного института культуры был организован фестиваль-конкурс балетмейстерских работ современных направлений танца «Образ».
Педагоги кафедры уверены, что мир хореографической образности диктует свои законы отображения действительности, основанные не на буквальном соответствии жизненного и художественного материала, а на степени верности метафорическому, поэтическому отражению жизни. Танец, лишенный образности, сводится к голой технике, бессмысленным комбинациям движений. В образном танце техника одухотворяется, становится выразительным средством, помогает раскрытию образа и содержания. Наш первозданный Образ - это наша вечная природа, наше вечное предназначение, действуя в соответствии с которым мы по максимуму раскрываем свою индивидуальность. Современный танец, впитывая в себя все лучшее из разных танцевальных направлений, обладает возможностью раскрытия ярких хореографических образов, способных вдохновлять сердца и умы людей задаваться жизненно важными вопросами и жить осознанно. Поэтому первоочередными задачами конкурса стали выявление и творческая поддержка молодых постановщиков и балетмейстеров; повышение уровня эстетического воспитания, культурного сознания, личностного развития молодых постановщиков и балетмейстеров, формирование социально-активной личности; создание условий для реализации творческих проектов молодых хореографов; повышение профессионального мастерства молодых постановщиков и балетмейстеров, совершенствование хореографического мастерства; обмен творческим опытом, укрепление связей между хореографическими коллективами Сибирского региона и Российской Федерации; объединение усилий государственных органов и общественных организаций для поддержки творчества молодежи, развития современной хореографии; профессиональный разбор представленных работ для повышения качества и совершенствования учебного процесса профиля «Танец и современная пластическая культура».
Фестиваль-конкурс проводится с 2015 года и дополняется новыми формами: «Образ - Чистый жанр» (конкурс исполнительского мастерства в классической, народной и бальной хореографии), «Образ - Дети» (конкурс детского танца 4-9 лет).
За четыре года проведения конкурса многие студенты, выпускники и молодые хореографы получили «путевку в жизнь». Можно смело утверждать, что участие и получение дипломов Лауреата позволило многим поделиться своим творчеством в хореографических коллективах: Результаты I Всероссийского конкурса балетмейстерских работ современных направлений танца «Образ» - Шушакова Ирина приглашена на постоянное место работы в школу танца «Карамель» г. Барнаула.
Результаты II Всероссийского (с международным участием) конкурса балетмейстерских работ современных направлений танца «Образ» - Емельянова Татьяна приглашена для постановок
к хореографический коллектив «Созвездие», г. Новосибирск, Пучков Александр в ансамбль «Вереск» АГИК, Рыжкина Анна на постоянное место работы постановщиком и педагогом в образцовый театр танца «Юла», г. Новоалтайск, Смаилов Дамир в хореографический ансамбль «Вдохновение», г. Барнаул, Чикириди Юлия в ансамбль «Ланце», г. Новоалтайск, Андрей Бейч и Смаилов Дамир приглашены как исполнители в труппу Дениса Бородицкого, г. Москва (Андрей Бейч принял участие в спектакле, выдвинутом на театральную премию «Золотая маска»).
Результаты IV Международного конкурса балетмейстерских работ современных направлений танца «Образ» - Байдукова Анастасия приглашена для постановки номера в коллектив «Феерия», (г. Барнаул), Голубев Дмитрий приглашен в хореографические коллективы «Калейдоскоп» (г. Рубцовск) и барнаульскую «Овацию», Кузьмина Наталья - в «Натали» (г. Барнаул), Леденёва Ирина - в «Серпантин» (г. Томск), Макеев Семён - в коллектив «Улыбка» (г. Бердск), Рыжкина Анна - в коллектив «Экспромт» (г. Бердск), Стешенко Ксения - в коллектив «Поколение» (г. Барнаул).
Анализируя работы, представленные на конкурсах «Образ», преподаватели кафедры хореографии выявили такие традиционные приемы, используемые некоторыми постановщиками в композиции, как преобладание «квадратного» построения рисунка, использование эстрадных песен с эстрадной манерой подачи лексического материала, малое количество интересных идей и нестандартных решений в реализации хореографических образов, однообразная хореографическая лексика. Анализируя результаты нескольких проведенных фестивалей-конкурсов балетмейстерских работ современных направлений танца, можно сказать, что проблемы развития современной хореографии в России характерны и для региона Алтайского края и Сибири. Высказывание известного теоретика и практика танцтерапии А. Гиршона о состоянии развития современного танца можно отнести к большинству работ хореографов конкурса «Образ»: «Если считать, что танец -это язык (текст), то большая часть того, что происходит на современной танцевальной сцене... это попытка говорить на чужом языке, когда тебя очаровывает само звучание доселе незнакомых звуков, но соединяешь их ты по законам известного тебе языка. Многие группы современного танца используют лексику contemporary, модерна, контактного партнеринга, но используют практически в готовом виде» [2].
Поиск своего собственного хореографического языка в современном танце - потребность номер один для балетмейстера-постановщика сегодня. Такой поиск должен начинаться, по мнению автора, с иного подхода к обучению студентов на дисциплинах «Мастерство хореографа», «Композиция и постановка танца в современной хореографии». Включение импровизации для поиска индивидуальной пластической выразительности, упражнения в партнеринге, нестандартное использование пространства, ассиметричные рисунки, более широкий анализ музыкального материала, выбор тем и идей хореографических работ - все эти и другие задачи необходимо ставить и решать на дисциплинах, формирующих специалистов-постановщиков современного танца.
Цитируя кандидата педагогических наук, доцента Г. В. Бурцеву можно утверждать: «. инновационное художественно-педагогическое знание необходимо формировать не только на уровне предметно-практических действий специалистов, но и на уровне общей теории современного хореографического обучения (законов, принципов, понятий). .инновационное обучение ориентируется на готовность субъектов к быстро наступающим переменам в хореографической практике, переоценке профессиональных ценностей»[1]. Поэтому открытие нового направления подготовки «Искусства и гуманитарные науки» с профилем «Танец и современная пластическая культура», предусматривает не только углубленное изучение различных видов современного танца, но и дисциплины, формирующие информированность и широту знаний в таких областях как визуальные искусства, драматический театр, история и теория музыки, современная литература, мультимедийные технологии в хореографии у будущих специалистов в области современных направлений танца.
Проведение фестиваля-конкурса балетмейстерских работ современных направлений танца «Образ», в рамках которого проходят мастер классы членов жюри, вечер современной хореографии (члены жюри - постановщики и исполнители), позволяют выпускникам, молодым хореографам и руководителям коллективов познакомится с новыми тенденциями в современном танце, узнать новые приемы в композиции, увидеть собственные недочеты и понять пути дальнейшего развития. Практическое применение техники различных направлений современного танца
Раздел 5. Актуальные проблемы и перспективы развития художественного образования в условиях глобализации...
в образовательном процессе повышает качество исполнительского мастерства по дисциплинам «Современный танец», «Контактная импровизация», «Современные направления в хореографии».
Таким образом, организация и проведение конкурса балетмейстерских работ является, несомненно, положительным фактом в образовательном процессе на хореографическом факультете. Позволяет раскрывать новые имена, усиливает профессиональные связи между институтом и коллективами, позволяет вносить изменения в программное обучение по дисциплинам современных направлений танца, что делает процесс живым и постоянно совершенствующимся.
Список литературы
1. Бурцева, Г. В. Технология профессионального обучения педагога-хореографа в контексте инновационной деятельности. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2006. - 315 с.
2. Гиршон, А. Современный танец как вид искусства [Электронный ресурс] / «Жить, танцуя», Центр интегрального танца. - Электрон. дан. - Москва, 2018. - Режим доступа : http://girshon.ru/article/ sovremennyj-tanets-kak-intehektualnyj-vid-iskusstva/ (дата обращения: 15.02.2018 г.).
3. Никитин, В. Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца : учеб. пособие. -Москва : Один из лучших, 2006. - 253 с.
4. Панферов, В. И. Пластика современного танца : учеб. пособие. - Челябинск : Изд-во Челябинского гос. ин-та искусств и культуры,1996. - 138 с.
Olga N. Vernigora, доцент Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) vernigora_olga@mail.ru
"IMAGE", BALLET MASTERS' WORKS IN CONTEMPORARY DANCE FESTIVAL AND CONTEST IS CREATIVE PROJECT OF THE CHOREOGRAPHY FACULTY OF ALTAI STATE INSTITUTE OF CULTURE TO SUPPORT AND PROMOTE ASPIRING CHOREOGRAPHERS, TO IMPROVE EDUCATIONAL PROCESS QUALITY
Abstract. The paper outlines some results of preliminary review of activities of "Image", annual festival and contest of ballet masters' works in contemporary dance, which has been organized since 2015 upon the initiative of the Choreography Faculty of Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia). The event aims at searching gifted ballet masters and every assistance to their professional and career growth. On the managers' opinion, festival became a real pedagogical platform on which competitioners and dance stage masters seek and probate innovative pedagogical technologies for training specialists in art of contemporary dance. Guaranteedly effective pedagogical technologies find its place in the system of educational program for training direction called "Dance and Contemporary Plastic Culture of a Human Body".
Keywords: contemporary dance, choreographic ensembles, ballet master work, young choreographers, a choreographer's mastership, composition of a dance in contemporary choreography.
УДК 373.2:379.8-053.4
Н. В. Константинова, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
konst40@rambler.ru
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИВАЮЩИХ ШКОЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье охарактеризована профильная деятельность современных школ российского дополнительного художественного образования по формированию устойчивого познавательного интереса дошкольников к высокохудожественным музыкальным произведениям, по формированию развитых коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста через музыкально-исполнительскую деятельность, по формированию осмысленного эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, по содействию процессам этнической самоидентификации личности дошкольника.