УДК 377.1
Хыбыртов Рустам Борисович Вув1ат НиЪиНоь
Ушенин Андрей Иванович Лпйтву ивНетп
ЗНАЧЕНИЕ РУКОПАШНОГО БОЯ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СОТРУДНИКОВ ОВД
THE VALUE OF HAND-TO-HAND FOR THE IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS OF LAW-ENFORCEMENT OFFICERS
Показана роль рукопашного боя в повышении профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел. Поставлена проблема дискуссии специалистов о терминах и понятиях «рукопашный бой», «боевые приемы борьбы». Обоснована реализация научных теорий и концепций в процессе занятий по рукопашному бою
Ключевые слова: рукопашный бой, боевые приемы борьбы, научные теории и концепции в процессе занятий по рукопашному бою
The role of increasing of hand-to-hand fight in skills of officers’ low-enforcement system is shown in the article. The problem of terms and concepts of «hand-to-hand fight» «fighting receptions of struggle» is discussed by the author. Realization of scientific theories and concepts in lessons of fighting was substantiated in this article
Key words: hand-to-hand fight, fighting receptions of struggle, scientific theories and concepts, professional skill
Рукопашный бой представляет вид служебно-боевой деятельности сотрудников ОВД в ближнем бою с преступниками. Следовательно, рукопашный бой — это разновидность ближнего боя с применением противниками личного огнестрельного и холодного оружия, а также подручных средств и приемов единоборства без оружия. Занятия по рукопашному бою проводятся с целью формирования навыков самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан, воспитания смелости, решительности, инициативы и находчивости.
В системе физической подготовки сотрудников ОВД этот раздел принято называть «боевые приемы борьбы». Анализ
литературных источников, нормативноправовых актов показал, что в теории физической подготовки нет определения понятия «боевые приемы борьбы». Следовательно, исходя из того, что содержательный компонент этих двух понятий одинаков, мы считаем, что под боевыми приемами борьбы следует понимать приемы рукопашного боя, которые применяют сотрудники при задержании преступников или вступив с ними в рукопашную схватку.
В мирных условиях при сложившейся криминогенной обстановке рукопашный бой может возникать:
— при уничтожении террористических диверсионных групп противника;
— при защите российских посольств, консульств и учреждений в случаях обост-
рения конфликтов между государствами;
— при пресечении сотрудниками противоправных действий в процессе несения патрульно-постовой службы;
— при задержании вооруженных преступников на улице, в населенном пункте, в подземных коммуникациях, на транспорте (поезда, воздушные, речные и морские суда), на местности (в лесу, горах, на равнине);
— при передвижении преступников на автомобиле и в других случаях.
Таким образом, заблаговременная подготовка сотрудников ОВД к ведению рукопашного боя в настоящее время имеет актуальное значение. Следовательно, в процессе обучения в полной мере осуществляется служебно-прикладная, психологическая и физическая подготовка, а также обеспечивается нравственно-этическое воспитание сотрудников.
На занятиях по рукопашному бою решаются следующие задачи:
— обучение приемам рукопашного боя, тренировка и их совершенствование;
— обучение умелым действиям в средствах индивидуальной бронезащиты, применения наручников и использование подручных средств в рукопашной схватке;
— развитие силы, выносливости, ловкости, быстроты, смелости, решительности, инициативы и находчивости;
— воспитание уверенности в своих силах, стремление сблизиться с противником и обезвредить его.
Дисциплина «Рукопашный бой» использует положения военной педагогики, в частности, дидактики, на принципах и методах которой осуществляется обучение, воспитание и развитие курсантов, слушателей и сотрудников ОВД. В процессе преподавания рукопашного боя используются теоретические и организационные положения, система понятий, разработанная теорией и организацией физической подготовки.
Цикл биологических дисциплин на основании учения о высшей нервной деятельности, с одной стороны, определяет материалистическое понимание процессов нервной и психологической деятельности
сотрудников в рукопашном бою и при подготовке их к нему, с другой — дает знания об уязвимых местах человеческого тела (анатомия) и методические рекомендации для разработки рациональных способов и приемов эффективно воздействовать на противника (биомеханика).
Поскольку основной структурной частью рукопашного боя является единоборство, то многие приемы, двигательные действия, методические и тактические положения и понятия заимствуются из практики спортивных единоборств ( борьбы, бокса, фехтования). В «Рукопашном бою» они получили широкую трактовку и боевое применение.
Выявление и развитие физических качеств в процессе занятий по рукопашному бою способствуют быстрому и совершенному усвоению приемов и действий. Этому также способствуют все практические разделы физической и тактико-специальной подготовки.
«Рукопашный бой» располагает большим количеством разнообразных приемов, действий и тактикой их применения. Это дает возможность совершенствовать все основные системы и функции человека, физические, морально-волевые качества, прикладные навыки для успешных и сноровистых действий при выполнении оперативно-служебных задач.
Обучение сотрудников рукопашному бою непосредственно и прямо направлено на решение принципа «Учить сотрудников ОВД тому, что необходимо в процессе оперативно-служебной деятельности». Таким образом, при преподавании рукопашного боя в полном объеме используются:
— положения диалектического материализма;
— учение о высшей нервной деятельности (труды И.П. Павлова, И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина и др.), отличительной чертой которых является материалистическое понимание процессов нервной и психической деятельности;
— принципы и положения системного подхода;
— теория дидактики, на основе принципов которой осуществляется обучение, развитие и воспитание;
— положения и требования специальной тактики;
— теория и организация физической подготовки сотрудников ОВД;
— анатомия, биомеханика и др.
Сочетание положений и выводов данных наук в едином методологическом понимании обеспечивают «Рукопашному бою» идейно-теоретическую, научную и методическую базу, а также придают стройность и практическую эффективность при обучении.
Служебно-специальная дисциплина «Рукопашный бой» в учебном процессе оперирует определенными специфическими понятиями, классификацией содержания и терминологией.
Через понятия происходит понимание сущности рукопашного боя. При классификации содержания рукопашного боя осуществляется распределение множества приемов и действий на группы, согласно их отличительным признакам.
Для наглядности классификации составляются в виде таблиц, схем. Терминология и понятия составляют знания и язык дисциплины, выполняющие три основные функции:
1) фиксацию накопленного опыта;
2) взаимодействие между руководителем и обучаемыми, в ходе которого формируются знания, навыки и умения;
3) саморегуляцию как практической, так и интеллектуальной деятельности обучаемых.
Указанные функции координируют индивидуальные действия каждого сотрудника в составе коллектива и создают условия для одинакового понимания ими смысла педагогической деятельности руководителя занятий.
Составными частями рукопашного боя являются рукопашные схватки и единоборства с противником.
Рукопашные схватки — это групповые боевые действия, возникающие в местах упорного сопротивления противника
при непосредственном соприкосновении: при атаке опорного пункта, несении патрульно-постовой службы и в других случаях.
Рукопашное единоборство заключается в борьбе одного против другого или одного с несколькими противниками, которые, как правило, в определенной последовательности проводят действия друг против друга (атаки — защиты — ответные атаки).
Действия в рукопашном бою — это двигательные акты бойцов, подчиненные решению конкретных задач ( атаковать противника, обезоружить) и направленные на достижение цели (победить противника) . В них рационально применяются средства рукопашного боя, которые целесообразно сочетаются в конкретно сложившейся обстановке. Действия в процессе подготовки должны стать для сотрудников индивидуальными и привычными.
Боевыми средствами рукопашного боя являются способы применения личного оружия, предметов снаряжения, подручных средств, борьбы без оружия, выполняемые в виде соответствующих приемов.
Приемы рукопашного боя — это специально организованные движения, сливающиеся в единый акт, в котором нет перерывов между отдельными составляющими его частями. Они выработаны в боевой практике с учетом анатомии человека и биомеханике его движений. Приемы составляют технику единоборств и являются предметом обучения сотрудников в их подготовке к рукопашному бою.
Нападение на противника представляет собой способ действий, направленных на уничтожение и пленение противника. Оно подготавливается скрытно и проводится внезапно, как правило, по заранее разработанному плану.
Оборона от нападения противника
— это способ действий, направленных на отражение нападения, чтобы в дальнейшем перейти к ответным действиям и одержать победу.
В методическом плане действия представляют собой основы тактики рукопашного боя и состоят из подготавливающих действий, действий нападения и обороны.
Подготавливающие действия предназначены для создания условий успешного проведения нападения и обороны.
Действия нападения обеспечивают победу над противником. Структурными компонентами их являются атаки, контратаки и групповое нападение.
Действия обороны применяются для отражения нападения (атак) противника в сочетании с ответными нападениями на него.
Приемы обеспечения предназначены для создания благоприятных условий применения приемов и проведения действий в рукопашном бою.
Приемы боя с оружием предназначены для уничтожения противника в рукопашном бою, а также для обороны от его нападения.
Приемы боя без оружия предназначены для травмирования противника, его задержания для последующего конвоирования, освобождения от захватов и обезоруживания, а также его уничтожения или выведения из строя при помощи ударов и удушений.
Методологической базой решения проблем обучения рукопашному бою являются универсальные закономерности диалектики, что достаточно четко отражено в первом дидактическом принципе военной педагогики — принципе научности. Этот принцип требует также единства процессов обучения и воспитания, воспитывающего обучения, что необходимо для решения вопросов морально-психилогической подготовки.
При рассмотрении частных методик подготовки к рукопашному бою мы ориентируемся на ассоциативно-рефлекторную теорию, теорию поэтапного формирования умственных действий, программированное обучение, проблемное обучение, а также некоторые направления алгоритмизации обучения.
В основах ассоциативно-рефлекторной теории лежат концепции о закономерностях высшей нервной деятельности, сформулированные в работах И. М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина и др., в частности, учения о синтезе и анализе условных рефлексов ( ассоциаций) , о сис-
темном подходе в изучении механизмов нервно-психических явлений. В соответствии с положениями этой теории в процессе обучения осуществляется накопление знаний в виде широкого ассоциативного фонда, который укладывается в определенную системность понятий, заключений, выводов, предопределяющих, в свою очередь, дальнейшие обобщения на более высоком уровне по сходству и ассоциациям.
Обучение рукопашному бою представляет накопление необходимых знаний, формирование соответствующих навыков, приемов и действии, умений, развитие физических качеств путем создания различных систем ассоциаций, начиная от простых и заканчивая сложными. Процесс образования ассоциативных систем включает чувственное восприятие необходимой информации, ее осмысливание, запоминание, закрепление путем упражнений (целенаправленного, многократного осмысленного повторения приемов и действий) и применение на практике. Это укладывается в положения известного классического тезиса «...от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него — к практике. Таков диалектический путь познания истины».
Важным фактором при этом является подача материала в необходимой системности и формирование активного отношения к его усвоению. Проведение подготовки к рукопашному бою на основе ассоциативно-рефлекторной теории предполагает прочную опору на общие дидактические принципы ( сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности в обучении, прочности знаний, навыков, умений и др.) и принципы военной дидактики ( в частности, «учить сотрудника тому, что необходимо в процессе оперативно-служебной деятельности»).
Теория поэтапного формирования умственных действий находит применение в обучении рукопашному бою с представлениями об интериоризации (т.е. перехода внешней информации во внутренний мир человека).
Согласно рассматриваемой теории, действия, выполняемые человеком некоторое количество раз, с какой-либо определенной внешней формой, постепенно вербализуются, т.е. переходят во внутреннюю структуру сознания. Можно полагать, что многократное выполнение какого-то действия по рукопашному бою с ориентировкой в начале на его внешнюю форму, сочетаемое также с внешнеречевым выражением этого действия, способствует более его усвоению и прочному закреплению как в двигательной, так и в мыслительной сфере. При этом осуществляется постепенный переход данного действия во внутренний план психики и психомоторики обучаемого. Использование положений теорий поэтапного формирования умственных действий предполагает ( на первом этапе обучения любому приему) построение некоторой ориентировочной основы: усвоение сущности этого приема; выбор ориентиров, т.е. создание представлений о том, как, в каком порядке необходимо выполнять действия, составляющие данный прием ( иногда это записывается на специальных карточках). Ориентировочная основа должна определять оптимальный путь достижения поставленной учебной цели. Подобным же образом могут разучиваться комбинации из отдельных, усвоенных ранее приемов и действий.
Каждый из разученных действий может оцениваться по нескольким параметрам: полноте выполнения, степени их обобщенности, степени автоматизированности и др. Однако данную теорию целесообразно применять лишь в комплексе с другими теориями обучения, так как сама по себе она не в полной мере способствует высокой активизации интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов, опускает вопросы воспитывающего обучении и др. По сущности к ней близка теория программированного обучения.
Программированное обучение в подготовке к рукопашному бою применяется достаточно эффективно. Сущность его составляют несколько положений:
— оптимизация учебного материала,
т.е. тщательный отбор приемов и способов обучения, избавление от ненужных повторов;
— разделение программного материала на определенные части и разработка оптимальной последовательности их усвоения в соответствии с внутренней логикой данного материала, сочетанием действий нападения, защиты и защитно-ответных действий (это положение завершается составлением соответствующей «обучающей программы», которая включает ряд «методических алгоритмов», определяющих ход учебных действий, обеспеченных постоянным четким управлением с контролем и самоконтролем);
— акцентирование внимания на наличие четкой обратной связи в системе обучающей программы (с постоянным контролем и самоконтролем за усвоением соответствующих приемов рукопашного боя в необходимой последовательности и сочетаниях);
— повышение самостоятельности обучаемых, более высокая индивидуализация их обучения за счет быстрого продвижения более способных, увеличение плотности занятий;
— широкое использование современных технических средств обучения, программных учебных пособий ( содержащих инструкции о порядке прохождения учебного материала и методические советы) , применение кино, видеотехники и др.
Программированное обучение рукопашному бою предполагает:
— начинать его с четкой постановки задач как конечных, так и промежуточных;
— переходить к освоению нового программного материала только после твердого усвоения предшествующего ( так как последующий строится на его основе);
— акцентировать внимание на наиболее оптимальных способах усвоения учебного материала и активизировать активность в обучении и тренировке.
Алгоритмизация обучения тесно связана с его программированием. Речь идет о предписании руководителю точных последовательных действий по решению избранных дидактических задач. Это науч-
ное обоснование определенной системы учебных операций и процедур, обеспечивающих более быстрое и прочное усвоение учебного материала.
В последнее время кроме достаточно жестких алгоритмических предписаний применяются предписания полуалгорит-мические и полуэвристические, позволяю -щие более самостоятельное варьирование дидактическими средствами в решении поставленных учебных задач, с учетом индивидуальных особенностей обучаемых и ситуационных факторов. В полуэвристи-ческих предписаниях ориентировка дается лишь на определенные этапные промежуточные критерии, но в связи с субъективным опытом обучающего и индивидуальными особенностями обучаемых. При обучении рукопашному бою они применимы в основном на тренировочном этапе и при подготовке к единоборствам с малоизвестным противником, где рекомендации даются лишь в самом общем виде с расчетом на самостоятельный поиск оптимальных дидактических решений (где построение четкого методического алгоритма затруднено).
Проблемное обучение также включается в подготовку к рукопашному бою. Его цель — развитие логичности, критичности, самостоятельности мышления, активности в решении задач при лимите времени и необходимой информации, что важно и в учебных, и в боевых реальных схватках. Это развивающее обучение, основанное на оптимальном сочетании репродуктивной и продуктивной учебной деятельности.
Выделяется ряд видов проблемного обучения:
— проблемное изложение заданий;
— предъявление учебных задач, частично решаемых поисковым методом;
— создание проблемных ситуаций, требующих самостоятельного поиска решения при наличии противоречивых доводов;
— постановка проблем, решение которых возможно лишь путем применения исследовательских методов.
Создавая проблемную ситуацию, руководитель может менять порядок подачи учебного материала ( переконструировать,
изымать часть информации, не делать окончательных заключений, оставляя их обучаемым), вводить объективные, но противоречивые сведения, ставить новые задачи и т.д.
В подготовке к рукопашному бою возможностей для проблемного обучения достаточно. Каждый вольный бой (единоборство) является широким комплексом проблемных ситуаций. Учитывая быстро меняющуюся информацию о намерениях и действиях противника, нужно принимать решения или на защитное (защитно-ответное) действие, или на атаку. Однако в таких проблемных ситуациях обучаемый должен иметь и ряд строго алгоритмизированных
о т~» о о о
решений. В той или иной стандартной ситуации следует действовать строго определенным образом. В обучении рукопашному бою применение проблемного метода должно сочетаться с программированным обучением и приемами алгоритмизации.
Таким образом, частные методики обучения атакующим и защитным действиям в рукопашном бою, достижение соответствующей физической, тактической и психологической готовности обучаемых должно строиться на основных закономерностях педагогической науки, ее принципах обучения и воспитания, с учетом дидактических требований к ее методам.
Из анализа литературных источников видно, что состояние индивидуальной боевой готовности сотрудников обеспечивается развитием и способностью к комплексному проявлению следующих компонентов: физической подготовленности к преодолению препятствий, рукопашному бою и совершению марш-бросков; силовой подготовленности к ведению рукопашного боя; специальной работоспособности к поиску преступника, его преследованию, пленению и конвоированию как в реальных, так и в экстремальных ситуациях, а на выходе мы получаем профессионально-подготовленного сотрудника ОВД (В.И. Лавров, 2008).
На основании этих данных мы определили место рукопашного боя в индивидуальной боевой готовности сотрудников ОВД.
Из сказанного следует, что, рукопашный бой является важным средством физической подготовки сотрудников ОВД, способным наиболее комплексно решать
целый ряд задач физической и психологической закалки, целенаправленно способствовать повышению их профессионального мастерства.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». — М.: «Российская газета». — Федеральный выпуск № 4539 от 8 декабря 2007 г.
2. Приказ МВД России от 29 июля 1996 г. № 412 «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел».
3. Приказ МВД России от 15 мая 2001 года № 510 «О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное приказом МВД России от 29 июля 1996 г, № 412».
4. Приказ МВД России от 29 июня 2009 года № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
5. Кудин В.В., Торопов В.А, Ушенин А.И., Куликов М.Л. и др. Физическая подготовка: учебник. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010. — 312 с.
6. Торопов В.А. Физическая подготовка: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД Россия, 2008. — 311 с.
Коротко об авторах
Briefly about the authors
Хыбыртов Р.Б., преподаватель кафедры физической культуры и прикладных единоборств, капитан полиции, Санкт-Петербургский университет МВД России Служ. тел.: 730-2309
Научные интересы: физическая подготовка, рукопашный бой
R. Huburtov, senior teacher, physical training and applied single combats department, the captain of police, St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Scientific interests: physical training, hand-to-hand fight
Ушенин А. И., начальник кафедры физической культуры и прикладных единоборств, канд. пед. наук, доцент, полковник полиции, Санкт-Петербургский университет МВД России Служ. тел.: 730-2309
Научные интересы: физическая подготовка, рукопашный бой
A. Ushenin, the head of physical training and applied single combats department, Candidate of Pedagogical Sciences, the colonel of police, St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Scientific interests: physical training, hand-to-hand fight