Болотин Александр Эдуардович
доктор педагогических наук, профессор,
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Дзюба Александр Святославович
кандидат педагогических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России
Ворожейкин Антон Владимирович
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
(e-mail: a_bolotin@inbox.ru)
Требования, предъявляемые к педагогической деятельности инструкторов по рукопашному бою силовых структур
Проведенный анализ содержания подготовки инструкторов по рукопашному бою к педагогической деятельности свидетельствует о высоких требованиях, предъявляемых к ним. Инструкторы по рукопашному бою должны овладеть передовыми технологиями в сфере обучения, приемами рукопашного боя с оружием и без оружия, с одним и несколькими противниками, тактикой ведения рукопашной схватки в условиях плохой видимости, замкнутом пространстве, техникой применения специальных действий при задержании, досмотре, конвоировании и задержании на транспорте.
Ключевые слова: требования, инструктор, рукопашный бой, силовые структуры, специальные действия, программа подготовки.
A.E. Bolotin, Doctor of Pedagogics, Professor, St. Petersburg Polytechnical University of Peter the Great;
A.S. Dzyuba, Candidate of Pedagogics, Assistant Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia;
A.V. Vorozheykin, St. Petersburg Polytechnical University of Peter the Great; e-mail: a_bolotin@inbox.ru
Requirements imposed to pedagogical activity of instructors on hand-to-hand fight of law enforcement agencies
In article the carried-out analysis of content of training of instructors on hand-to-hand fight for pedagogical activity confirms great demands placed on them. Hand-to-hand fight instructors have to seize advanced technologies in the sphere of training, methods of hand-to-hand fight with weapon and without weapon, with one and several opponents, tactics of conducting a hand-to-hand fight in the conditions of poor visibility, the closed space, technology of application of special actions during detention, examination, a convoy and detention on transport.
Key words: requirements, instructor, hand-to-hand fight, law enforcement agencies, special actions, program of preparation.
В настоящее время все педагогические исследования в сфере подготовки инструкторов по рукопашному бою направлены на повышение уровня их методической подготовленности к обучению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации или сотрудников других силовых структур [1].
Подготовка инструкторов по рукопашному бою силовых структур должна опираться на новейшие достижения науки в области различных единоборств [1]. При изучении процесса формирования навыков педагогической деятельности у инструкторов по рукопашному бою силовых структур следует применять теоретические положения педагогики и психологии.
179
Педагогическая деятельность инструкторов по обучению приемам рукопашного боя сотрудников силовых структур предъявляет особые требования к уровню их методической подготовленности. Для выполнения этих требований необходимо овладеть методами обучения приемам рукопашного боя, уметь ими пользоваться на практике [1].
Подготовка инструкторов по рукопашному бою силовых структур в условиях вуза является наиболее эффективной формой обучения. В современных условиях необходимо обращать особое внимание на развитие способностей к педагогической деятельности. Это возможно только на основе изучения их индивидуально-психологических особенностей [2; 3].
Программа изучения индивидуально-психологических особенностей инструкторов по рукопашному бою силовых структур может быть реализована с помощью подобранных специальных методов и средств.
Существует еще достаточно много способов изучения способностей к педагогической деятельности [4; 5]. Основные положения педагогики показывают направленность на совершенствование системы подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с целью развития индивидуальных педагогических способностей у каждого. Способности к педагогической деятельности у инструкторов по рукопашному бою развиваются в процессе их подготовки в условиях вуза под непосредственным контролем преподавателя [5].
Основные функции педагогической деятельности по обучению инструкторов являются в то же время и основными функциями их будущей профессиональной деятельности по обучению сотрудников силовых структур приемам рукопашного боя. Наши исследования показали, что инструкторы имеют разные способности к педагогической деятельности. Это необходимо учитывать при организации занятий с ними. Следует обращать внимание и на развитие мо-тивационной сферы инструкторов по рукопашному бою силовых структур.
Для оценки готовности инструкторов по рукопашному бою силовых структур к педагогической деятельности важно знать их отношение к ней [5]. В процессе наблюдения необходимо оценивать реакции инструкторов на трудности, возникающие при их обучении в вузе. Это также влияет на эффективность их будущей педагогической деятельности. Предварительная информация об инструкторах является основанием для оценки их готовности к будущей педагогической деятельности [5].
В процессе наблюдения следует использовать разностороннюю информацию об инструкторах по рукопашному бою силовых структур. Эта информация позволит более глубоко оценить их готовность к педагогической деятельности. Очень важно установить планы на перспективу и настроенность на будущую педагогическую деятельность.
В процессе обобщения независимых характеристик следует всесторонне изучить индивидуально-психологические особенности инструкторов по рукопашному бою и определить степень их готовности к будущей педагогической деятельности [5].
Под готовностью к эффективной педагогической деятельности по обучению приемам рукопашного боя понимается особое психофизиологическое состояние, характеризующееся мобилизованностью всех необходимых внутренних ресурсов для поиска новых и эффективных решений педагогических задач.
Необходимость формирования готовности к педагогической деятельности у инструкторов по рукопашному бою силовых структур обусловлена низким уровнем развития у них методических навыков. Формирование методических навыков педагогической деятельности происходит постепенно путем сознательной, целенаправленной, управляемой деятельности, осуществляемой преподавателями вуза. Пристальное изучение этой проблемы показывает, что готовность к педагогической деятельности у инструкторов по рукопашному бою силовых структур предполагает постоянное их взаимодействие с преподавателями вуза.
Между знаниями о педагогической деятельности и самой деятельностью существуют определенные противоречия. Для эффективного формирования навыков педагогической деятельности у инструкторов необходима определенная модель их развития. Эта модель включает приобретение знаний о педагогической деятельности и на основе этих знаний овладение навыками. Это сложный процесс, который позволяет выйти на новый уровень владения навыками педагогической деятельности. Данная модель должна включать цель и задачи обучения инструкторов рукопашного боя, планируемые результаты обучения, а также средства, методы и формы их подготовки.
Цель обучения представляет собой качественное изменение профессиональных компетенций инструкторов: формирование и совершенствование знаний, умений и двигательных навыков, необходимых для организации ме-
180
роприятий физической подготовки по разделу «Рукопашный бой» [6; 7]. Задачи обучения:
сформировать необходимый перечень теоретических знаний по разделу «Рукопашный бой» в соответствии с передовыми научными достижениями в этой области и требованиями нормативных ведомственных актов;
усовершенствовать методические навыки в организации учебно-тренировочных и контрольно-проверочных занятий, судействе соревнований, обучении приемам и специальным действиям рукопашного боя;
сформировать и усовершенствовать практические навыки выполнения приемов рукопашного боя (защита от нападения противника с оружием и без, одного и нескольких; ведение рукопашной схватки в условиях плохой видимости, в замкнутом пространстве; использование специальных средств при задержании, досмотр, обыск и конвоирование, задержание на транспорте ).
К формируемыем компетенциям относится способность самостоятельно применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, достижения должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности [6; 7]; способность переносить длительные физические нагрузки и психологическое напряжение, применять на практике приемы рукопашного боя и самообороны.
В результате обучения инструкторы по рукопашному бою силовых структур должны знать: основные требования нормативных правовых актов по организации физической подготовки, обязанности инструктора по рукопашному бою;
требования по предупреждению травматизма в процессе мероприятий физической подготовки, основы первой медицинской помощи при ушибах, переломах, растяжениях;
методику формирования военно-прикладных двигательных навыков, современные подходы в организации мероприятий физической подготовки по разделу «Рукопашный бой»;
методику организации соревнований по рукопашному бою, правила соревнований в соответствии с требованиями Общероссийской федерации рукопашного боя.
В результате обучения инструкторы по рукопашному бою силовых структур должны уметь: организовывать учебно-тренировочные занятия с сотрудниками, членами сборных ко-
манд по рукопашному бою, проводить обучение различных категорий военнослужащих в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов, оценивать уровень подготовленности по выполнению приемов рукопашного боя;
применять инновационные методы обучения с применением новых информационных технологий (интерактивных тренажеров и мультимедиа обучающих систем);
выполнять упражнения по нормативам и требованиям руководящих документов по физической подготовке, сохранять работоспособность в условиях сильного физического утомления и длительного психического напряжения [6; 7];
эффективно управлять процессом становления и совершенствования технического мастерства обучающихся в зависимости от степени разработанности системы контроля и диагностики ее состояния [8].
В результате обучения инструкторы по рукопашному бою силовых структур должны владеть:
приемами рукопашного боя с оружием и без оружия, с одним и несколькими противниками;
тактикой ведения рукопашной схватки в условиях плохой видимости, замкнутом пространстве;
техникой применения специальных средств (при задержании, досмотре, конвоировании, задержании на транспорте);
передовыми технологиями в сфере обучения и контроля приемов рукопашного боя, судействе соревнований.
Основными педагогическими задачами преподавателя являются следующие:
организация педагогической деятельности инструкторов по рукопашному бою и управление ею;
развитие у инструкторов по рукопашному бою интереса к педагогической деятельности и других положительных мотивов учения;
формирование у инструкторов по рукопашному бою потребности самостоятельно приобретать знания, умения и навыки единоборств, необходимые для обучения военнослужащих;
проверка подготовленности инструкторов по рукопашному бою, оценка их знаний, умений, навыков.
Таким образом, проведенный анализ содержания подготовки инструкторов по рукопашному бою к педагогической деятельности свидетельствует о высоких требованиях, предъявляемых к ним. Инструкторы по рукопашному бою должны овладеть передовыми технологиями в сфере обучения, а также прие-
181
мами рукопашного боя с оружием и без оружия, с одним и несколькими противниками; тактикой ведения рукопашной схватки в условиях плохой видимости, замкнутом пространстве; техникой применения специальных действий (при задержании, досмотре, конвоировании, задер-
жании на транспорте). Весь спектр приемов и действий, которыми должны овладеть инструкторы по рукопашному бою, требует разработки ситуационных заданий, которые в наибольшей степени соответствовали бы особенностям боевой деятельности.
1. Болотин А.Э., Зюкин А.В., Петренко А.В. Оценка значимости военно-прикладных навыков для решения боевых задач личным составом подразделений специального назначения, внутренних войск МВД России // Научное мнение. 2015. № 4-2. С. 102-108.
2. Болотин А.Э., Васильева В.С. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 6(100). С. 29-32.
3. Болотин А.Э., Бакаев В.В. Факторы, определяющие высокую эффективность стрельбы из лука // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 3(109). С. 33-35.
4. Болотин А.Э., Борисов А.В., Скрипачев С.А. Психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного нормирования тренировочной нагрузки в процессе физической подготовки курсантов вузов ПВО // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 8(114). С. 39-42.
5. Болотин А.Э., Караван А.В. Показатели, определяющие высокую эффективность деятельности преподавательского состава кафедр физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2015. № 9. С. 36-38.
6. Панченко И.А., Волков А.В., Болотин А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений // Теория и практика физической культуры. 2014. № 2. С. 32-34.
7. Bolotin А. Е., Bakayev V.V. Structure and content of the educational technology of managing students' healthy lifestyle // Journal of physical education and sport. 2015. № 15(3). P. 362-364.
8. Витютнев Е.Е. Оптимизация техники выполнения боевых приемов и специальных комплексных действий по защите от нападения правонарушителя и его задержанию // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2017. № 1(35). С. 174-178.
1. Bolotin A.E., Zyukin A.V., Petrenko A.V. Valuing military-applied skills to resolve combat missions by members of the special forces of the Ministry of the Interior of Russia // Scientific opinion. 2015. № 4-2. P. 102-108.
2. Bolotin A.E., Vasilyeva V.S. Requirements for the training of specialists on the protection in emergency situations // Scientific works of University of P.F. Lesgaft. 2013. № 6(100). P. 2932.
3. Bolotin A.E., Bakaev V.V. Determinants of high efficiency archery // Scientific works of University of P.F. Lesgaft. 2014. № 3(109). P. 3335.
4. Bolotin A.E., Borisov A.V, Skripachev S.A. Psycho-pedagogical conditions necessary for the effective regulation of training load during physical cadets training universities PVO // Scientific works of University of P.F. Lesgaft. 2014. № 8(114). P. 39-42.
5. Bolotin A.E., Caravan A.V. Indicators measuring the high effectiveness of the teaching staff of the departments of physical education // Theory and practice of physical culture. 2015. № 9. P. 36-38.
6. Panchenko I.A., Volkov A.V., Bolotin A.E. The pedagogical model of physical readiness personnel rescue units // Theory and practice of physical culture. 2014. № 2. P. 32-34.
7. Bolotin A.E., Bakayev V.V. Structure and content of the educational technology of managing students' healthy lifestyle // Journal of physical education and sport. 2015. № 15(3). P. 362-364.
8. Vitjutnev E.E. Optimization techniques of fighting techniques and special integrated action to protect from attack the offender and his detention // Bull. of Krasnodar University of Russian MIA. 2017. № 1(35). P. 174-178.
182