Научная статья на тему 'Значение проектной деятельности в подготовке экономистов и управленцев'

Значение проектной деятельности в подготовке экономистов и управленцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОЦЕНКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROJECT ACTIVITIES / DESIGN / PROJECT / MODERN TECHNOLOGIES / CHARACTERISTICS OF PROJECT ACTIVITIES / EVALUATION OF PROJECT ACTIVITIES / THE SCHEME OF IMPLEMENTATION OF PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троянская Мария Александровна, Боброва Виктория Викторовна

Данная статья посвящена применению современных образовательных технологий при подготовке экономистов и управленцев посредством их вовлечения в проектную деятельность. Авторы в статье рассмотрели возможности создания педагогических условий с целью вовлечения обучающихся в проектную деятельность; привели примеры организационных форм обучения, способствующих реализации проектов. Кроме того, в статье представлена последовательность зарождения проектирования; отмечены положительные стороны от участия обучающихся в проектной деятельности; выделены основные элементы и принципы проектной деятельности. Авторы описывают необходимость разработки схемы реализации проектной деятельности, способствующей формированию у обучающихся желания самореализации личного потенциала; выделяют требования к такой схеме, указывают на что, она должна опираться; представляют формы организации проектной деятельности. В заключении авторами сделан вывод о том, что реализация адаптированной схемы участия обучающихся в проектной деятельности позволит лучше усваивать материал, и повысит качество подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF PROJECT ACTIVITIES IN THE TRAINING OF ECONOMISTS AND MANAGERS

This article is devoted to the application of modern educational technologies in the training of economists and managers through their involvement in project activities. The authors of the article considered the possibility of creating pedagogical conditions for the purpose of involving students in project activities; gave examples of organizational forms of training that contribute to the implementation of projects. In addition, the article presents the sequence of the origin of design; marked the positive aspects of the participation of students in the project activities; identified the main elements and principles of project activities. The authors describe the need to develop a scheme for the implementation of project activities that contribute to the formation of students ' desire for self-realization of personal potential; identify the requirements for such a scheme, indicate what it should be based on; represent the forms of organization of project activities. In conclusion, the authors concluded that the implementation of an adapted scheme of participation of students in project activities will allow better assimilate the material and improve the quality of training

Текст научной работы на тему «Значение проектной деятельности в подготовке экономистов и управленцев»

педагогические науки

Троянская Мария Александровна, Боброва Виктория Викторовна ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ ...

УДК 378.147

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0070

ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТОВ И УПРАВЛЕНЦЕВ

© 2019

Троянская Мария Александровна, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Боброва Виктория Викторовна, доктор экономических наук, доцент, директор Института менеджмента Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail: [email protected])

Аннотация. Данная статья посвящена применению современных образовательных технологий при подготовке экономистов и управленцев посредством их вовлечения в проектную деятельность. Авторы в статье рассмотрели возможности создания педагогических условий с целью вовлечения обучающихся в проектную деятельность; привели примеры организационных форм обучения, способствующих реализации проектов. Кроме того, в статье представлена последовательность зарождения проектирования; отмечены положительные стороны от участия обучающихся в проектной деятельности; выделены основные элементы и принципы проектной деятельности. Авторы описывают необходимость разработки схемы реализации проектной деятельности, способствующей формированию у обучающихся желания самореализации личного потенциала; выделяют требования к такой схеме, указывают на что, она должна опираться; представляют формы организации проектной деятельности. В заключении авторами сделан вывод о том, что реализация адаптированной схемы участия обучающихся в проектной деятельности позволит лучше усваивать материал, и повысит качество подготовки.

Ключевые слова: проектная деятельность, проектирование, проект, современные технологии, характеристики проектной деятельности, оценка проектной деятельности, схема реализации проектной деятельности.

THE VALUE OF PROJECT ACTIVITIES IN THE TRAINING OF ECONOMISTS AND MANAGERS

© 2019

Troyanskaya Mariya Alexandrovna, doctor of economic sciences, associate professor, head of the department of state and municipal management Bobrova Viktoria Viktorovna, doctor of economic sciences, associate professor, Director of the Institute of Management Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, PobedyAvenue, 13, e-mail: [email protected])

Abstract. This article is devoted to the application of modern educational technologies in the training of economists and managers through their involvement in project activities. The authors of the article considered the possibility of creating pedagogical conditions for the purpose of involving students in project activities; gave examples of organizational forms of training that contribute to the implementation of projects. In addition, the article presents the sequence of the origin of design; marked the positive aspects of the participation of students in the project activities; identified the main elements and principles of project activities. The authors describe the need to develop a scheme for the implementation of project activities that contribute to the formation of students ' desire for self-realization of personal potential; identify the requirements for such a scheme, indicate what it should be based on; represent the forms of organization of project activities. In conclusion, the authors concluded that the implementation of an adapted scheme of participation of students in project activities will allow better assimilate the material and improve the quality of training

Keywords: project activities, design, project, modern technologies, characteristics of project activities, evaluation of project activities, the scheme of implementation of project activities.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Педагогической наукой в целях формирования и применения креативного и творческого потенциала обучающихся создано значительное количество методов и технологий, которые могут способствовать формированию благоприятной среды. Ученые-педагоги в своих трудах говорят о том, что творческие способности обучающихся могут развиваться в условиях профессионального обучения, при условии создания следующих педагогических условий:

- заинтересованность интересами обучающихся окружающих;

- упор в деятельности на самостоятельные разработки обучающихся, наблюдение, общение и сопоставление;

- помощь в разрешении спорных ситуаций и поощрение самостоятельности и независимости;

- наличие незавершенных и открытых ситуаций и вопросов;

- формирование и развитие инструментария для последующей деятельности (приемы, стратегии, инструменты, предметы);

- формирование благоприятной атмосферы, обеспечивающей общение и коллективную деятельность.

Реализация приведенных условий возможна посредством следующих организационных форм обучения:

а) проведение лекций и лабораторно-практических занятий проблемной направленности;

б) выполнение творческих самостоятельных и научно-исследовательских работ.

Отметим, что именно проектная деятельность это системообразующий подход, интегрирующий указанные педагогические условия и организационные формы.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Идея применения проектирования в процессе обучения появилась еще в начале ХХ в. Основателем метода проектов считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Д. Дьюи, предложивший модель новой школы - «школы активности», «школы труда». Знания и учебные предметы являлись у него средствами развития личности учащегося, а не рассматривались как самоцель. По мнению Д. Дьюи, «опыт и знания обучающийся должен приобретать в ходе исследования проблем, изготовления различных макетов, схем, проведения опытов, нахождения ответов на спорные вопросы» [1].

В широкие педагогические круги проектную деятельность ввел В.Х. Килпатрик, выделив три компонента новой педагогической совокупности: «учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся; целесообразная деятельность; обучение как непрерыв-

Troyanskaya Mariya Alexandrovna, Bobrova Viktoria Viktorovna THE VALUE OF PROJECT ACTIVITIES IN THE TRAINING ..

pedagogical

sciences

ная перестройка жизни и подъем ее на высшие ступени». Обучение преследовало цель вооружения учеников методами поиска, исследования и решения проблем.

Российскими ведущими учеными-педагогами С.Т. Шацким, В.А. Гердом, А.П. Пинкевичем, Б.Е. Райковым, К.П. Ягодовским, В.Н. Шульгиным, М.В. Крупениной, А.С. Макаренко, Г.П. Щедровицким и др. в процессе осуществления своего профессионального дела также применялись проекты. Педагогическое проектирование, как особая категория, исследовалось учеными: Н.Г. Алексеевым [2], Л.И. Гурье [3], М.П. Горчаковой-Сибирской, И.А. Колесниковой [4], В.Е. Радионовым [5], Г.Б. Корнетовым [6], О.В. Черновой, И.Г. Шендриком [7] и др. Важно подчеркнуть, что большинство ученых-педагогов в своих работах уделяют внимание проблемам применения проектной деятельности с позиции организации подготовки в общеобразовательной школе, а вопросы использования проектирования при получении высшего образования остаются освещенными не в достаточной степени. Однако, именно при получении высшего образования обучающиеся должны реализовывать проекты, особенно в эпоху перехода системы высшего образования на стандарты ФГОС 3++, когда у обучающихся должны быть сформированы не только знания, умения и навыки, но и компетенции. А компетенция, в свою очередь, вырабатывается и проявляется только в процессе деятельности по решению практических, жизненно важных задач.

Формирование целей статьи (постановка задания). На основе анализа имеющихся публикаций раскрыть значение проектной деятельности в подготовке экономистов и управленцев и предложить адаптированную для экономических и управленческих направлений схему подготовки современного специалиста к проектной деятельности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. По определению Международной программы по оценке качества образовательных достижений обучающихся PISA, проектная технология это способность учащегося использовать познавательные умения для решения межпредметных реальных проблем.

По утверждению Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, «проектная деятельность способствует успешной адаптации молодежи к современным социально-экономическим условиям, формированию потребности в знаниях, высокой профессиональной мотивации, стремлению к самообразованию». При этом под методом проектов понимается «комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, творчество при выполнении учебных заданий» [8]. А.В. Хуторской отмечает, что сама работа по проекту по своей природе является «исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации» [9].

Н.Ю. Пахомова под проектной учебной деятельностью понимает «деятельность по выявлению и удовлетворению потребностей обучающихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной при консультации преподавателя» [10].

Отметим, что базовыми характеристиками проектной деятельности являются:

- в основе проектной деятельности находится осмысление того, какой предмет должен получиться в результате;

- проектная деятельность тесно связана с цифровыми возможностями в образовании и подразумевает получение эффективных результатов.

- проектная деятельность обращена на анализ того что уже имеется и сделано, а также на совершенствование имеющегося и разработку нового;

- проектная деятельность - это форма непрерывного образования, поскольку в основе лежит принцип саморазвития, когда в конце решения одной задачи или проблемы формируется к исследованию и решению новая задача или проблема;

- проектная деятельность основывается на интересах обучающихся, а участие в этой деятельности должно иметь помимо учебного еще и практическое значение, при этом реализация проекта должна иметь мотивирующее влияние на дальнейшее получение образования.

Проектная деятельность может и должна оказывать значительное влияние в ходе получения высшего образования, поскольку ей присуща возможность по развитию личности обучающегося. Главное базовое противоречие современного образования - репродуктивность учебной деятельности и продуктивность профессиональной деятельности, а проектная деятельность способствует его разрешению.

Для полной характеристики проектной деятельности необходимо обозначить ее основные элементы: цель, объект, предмет и субъект (рисунок 1).

Рисунок 1 - Элементы проектной деятельности

*Источник: составлено авторами

Проектная деятельность в процессе реализации преследует следующие цели: во-первых, разработка обучающимся - участником проекта продукта, который может быть применен на практике; во-вторых, формирование ключевых компетенций у обучающегося в ходе работы над проектом, а именно: способность самостоятельно критически мыслить, уметь работать с информационными данными; способность к размышлению, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, к формулировке обоснованных выводов; умение в принятии самостоятельных аргументированных решений; навыки работы в команде, выполнение разных социальных ролей.

Объект проектирования - это среда или процесс, в поле которого находится предмет. Предметом проектной деятельности является предполагаемый продукт, образ которого на начальном этапе показан в проекте и созданию которого посвящен весь проект. В процессе работы над проектом в связи с трансформацией идей, замыслов участников предмет может изменяться. Предмет в результате может быть в виде модели, печатной продукции, электронного ресурса, статьи, а так же в виде идеи, устных рекомендаций, доклада. Важно, чтобы предмет был субъективно нов для участников проекта, хотя он может быть и объективно нов. С позиции педагогики важен опыт в проектировании, который способствует развитию компетенций, а не объективная новизна.

Обучающийся и преподаватель, который курирует его проект, являются субъектами проектирования. Подчеркнем, что в ходе реализации проекта обучающийся сам создает мир - образует личное понимание, видение мира и собственного места, пути в этом мире (иногда с помощью подсказок преподавателя), а не только получает образование.

Проектная деятельность должна формироваться с учетом следующих принципов:

- преследование конкретной цели реализации проекта;

- детализация и конкретизация структуры проекта;

- детальное определение всех сроков по этапам реализации проекта с планированием и конкретизацией действий по достижению общего и промежуточных ре-

педагогические науки

Троянская Мария Александровна, Боброва Виктория Викторовна ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ ...

зультатов;

- реализация намеченных действий, параллельный анализ и необходимая корректировка;

- получение результата по проекту, сравнение с первоначальным вариантом, анализ причин изменения.

Проектная деятельность заставляет обучающихся мыслить самостоятельно, творчески, обеспечивая свою конкурентоспособность на рынке труда. Однако, успех от такой деятельности зависит от грамотного ее построения. Именно поэтому в настоящее время многие высшие учебные заведения занимаются поиском наиболее адекватной схемы реализации проектной деятельности, которая формировала бы у обучающихся желание самореализации личностного потенциала.

Основными требованиями к такой схеме должны стать:

- принятие во внимание психофизиологических особенностей обучающихся;

- создание предпосылок для внутренних мотивов к изучению дисциплины, потребности в получении новой информации [11];

- соответствие форм проектной деятельности потребностям обучающихся [12];

- формирование у обучающихся умений и навыков самоанализа, самоконтроля, самооценки и самокоррекции [13].

Разрабатываемые схемы реализации проектной деятельности должны учитывать:

а) требования Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования для подготовки экономистов и управленцев, а так же разработанных на их основе учебных планов и рабочих программ;

б) качество выпускных квалификационных работ;

в) особенности использования инноваций в образовательном процессе при подготовке экономистов и управленцев в России и за рубежом;

г) региональные особенности структуры экономики и, в связи с этим, осуществление деятельности экономистами и управленцами;

д) актуальные структурные изменения в трудовой деятельности экономистов и управленцев с учетом квалификационных характеристик, должностных инструкций и практических аспектов реализации экономических и управленческих знаний.

Проектной деятельности необходимо придавать проблемный характер для выработки у обучающихся навыков решения задач нестандартным способом и принятия на себя ответственности за собственную деятельность. Основными принципами в создании условий для развития проектной деятельности являются:

- системность и целостность;

- проблемность и профессиональная направленность;

- междисциплинарная интеграция;

- самостоятельность и самореализация.

Для формирования конструктивного грамотного мышления у обучающихся необходимо комплексное использование разнообразных методов преподавания, таких как: проблемное изложение, исследовательские, частно-поисковые, дедуктивные методы. Данные методы формируют самостоятельность обучающихся как в аудиторных, так и во внеаудиторных условиях.

Совокупность идей, являющаяся фундаментом проектной деятельности, выступает как технология обучения, основанная на сочетании различных видов деятельности.

На рисунке 2 представлена адаптированная для экономических и управленческих направлений схема подготовки современного специалиста к проектной деятельности [14].

Реализация подготовки происходит используя учебно-информационную, профессионально-ориентированную среду, которая обладает своими компонентами,

особенностями, характеристиками. Система оценки качества готовности обучающихся экономических и управленческих профилей подготовки к проектированию должна включать в себя как экспертную оценку, так и самооценку.

Представленная адаптированная для экономических и управленческих профилей обучения схема подготовки к проектной деятельности имеет своей целью сформировать у обучающихся навыки по овладению понятийными знаниями, формированию компонентов системного экономического и управленческого мышления, раскрытию созидательных возможностей.

С учетом ранее проведенного анализа, схема предусматривает несколько форм организации проектной деятельности:

- междисциплинарные проекты;

- пролонгированные задания, выполняемые в течение семестра;

- конкурсы и конференции;

- круглые столы, тренинги с профессионалами;

- проект-студии.

Со стороны высших учебных заведений для успешного вовлечения и интеграции обучающихся и преподавателей в проектную деятельность на современном этапе цифровизации важно провести реорганизацию вузовского информационного пространства, например: провести формирование информационных баз данных, содержащих:

а) сведения о грантовых программах и конкурсах,

б) проекты обучающихся,

в) сведения о потенциально заинтересованных лицах - предприятиях и организациях,

г) информацию о проводимых рг-мероприятиях.

Таким образом, преподаватель должен иметь достаточную подготовку не только в области основ экономической и управленческой деятельности, а также в использовании электронных ресурсов, во взаимодействии в информационно-образовательном пространстве, в частности в целях реализации педагогического сопровождения обучающихся с использованием информационно поисковых, справочных систем, платформ облачных технологий, социальных сетей [15].

Рисунок 2 - Схема подготовки управленцев и экономистов к проектной деятельности *Источник: адаптировано авторами по [14] Одной из важных составляющих педагогического сопровождения является мониторинг проектной деятельности. В качестве показателей плодотвор-

Troyanskaya Mariya Alexandrovna, Bobrova Viktoria Viktorovna THE VALUE OF PROJECT ACTIVITIES IN THE TRAINING .

pedagogical sciences

ности проектной деятельности коллективом авторов (Л.А. Мокрецовой, Е.В. Дудышевой, Л.А. Романовой) предлагается использовать: «анализ результативности проводимых мероприятий; степень удовлетворенности участников, специфика планирования их дальнейших действий; личностно-профессиональные характеристики, определяющиеся понятием общепрофессиональных компетенций, которые отражают ряд положений о том, что конечный адресат инноваций в образовании - обучающийся - не только потребляет образовательные услуги, но и активно осознает себя в роли специалиста, осмысливает значимость изучаемой дисциплины для подготовки к будущей профессии, осуществляя свои профессиональные пробы» [16]. Одним из распространенных показателей оценки проектной деятельности в высших учебных заведениях в настоящее время является представление проектов на молодежных форумах, конкурсах и мероприятиях подобного уровня.

Что касается самооценки проектной деятельности, то удовлетворенность обучающихся проведенной проектной работой или готовность к ней, как правило, выявляется путем анкетирования. Анкета может включать вопросы, оцениваемые по десятибалльной шкале. Образцы вопросов: «Удовлетворенны ли вы итогами своей работы в рамках реализованного проекта?», «Как вы можете оценить собственную роль в командной работе», «Как вы оцениваете условия реализации проекта». Проведенные исследования показывают, что формирование личностно-профессиональных качеств обучающихся, происходит последовательно в ходе проектной деятельности, и они отличаются по стадиям ее реализации (таблица 1).

Таблица 1 - Формирование личностно-профессио-нальных характеристик обучающихся в ходе проектной деятельности

Стадии работы над проектом

Показатели I. Поиск н оформление идеи проекта II. Поиск путей реализации проекта Ш. Реализация проекта IV. Презентация проекта V. Продвижение проекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Активность Аналитическая Поисковая Практическая Речевая Коммуникатнв ная

Свобода в выборе I«. Ресурсов Путей продвижения

Ответствен- работу за презентацнн-

Способносгь к рефлексии (оценка) Актуальность Оптимальность путей реализации Качество Способы ведения Оптимальность

идеи проекта работы презентации продвижения

Саморазвитие Логическое Личностное Практическое Речевое Логическое

*Источник: адаптировано авторами по [16]

Для реализации приведенной схемы необходима подготовка материально-технической базы. Обычно базой проектов выступают площадки высших учебных заведений, однако для воплощения в жизнь отдельных проектов нужно привлечь и материальную базу сторонней организации. Поэтому вуз должен быть готов к такому поиску.

Выводы исследования. Подводя итог, отметим, что проектная деятельность способствует наибольшей эффективности обучения, дает возможность самостоятельного и творческого решения задач. В результате чего учебное заведение формирует грамотного выпускника, готового к осуществлению профессиональной деятельности сразу после выпуска. Реализация приведенной схемы организации проектной деятельности будет способствовать наилучшему усвоению обучающимися экономических и управленческих профилей подготовки материала, а так же повышению качества их подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бим-Бад Б.М. Борьба в буржуазной педагогике вокруг педагогического наследия Д. Дьюи. М., 1976. - 360 с.

2. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов С.А., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся (фрагменты) // Фiзiка: праблемы выкладання. 2006. № 5. С. 3-5.

3. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие. - Казан. гос. технол. ун-т. — Казань, 2004. — 212 с.

4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.

5. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирова-

ние: Учеб. пособие /В.Е. Радионов; С.-Петерб. гос. техн. ун-т. — СПб. : Изд.-полигр. центр СПбГТУ, 1996. - 140 с.

6. Корнетов Г.Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса //Педагогика. Москва. 1999. № 3. С. 43-49.

7. Чернова О.В. Проектирование образовательной среды: учеб. пособие / О.В. Чернова, И.Г. Шендрик. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. 93 с.

8. Полат Е.С., БухаркинаМ.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 368 с.

9. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

10. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2013. - 112с.

11. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.

12. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Малеева М.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 50-53.

13. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Макеева А.В. Технологи организации проектной деятельности студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 204-208.

14. ДворецкийС.И., Пучков Н.П., Муратова Е.И., Таров В.П. Подготовка к проектной деятельности как средство обеспечения профессиональной компетентности выпускника технического вуза // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2002. Т. 8. № 2. С. 351-365.

15. Козлова Н.В., Чекунов А.Ю., Бондарев А.В., Синаров И.А. Студенческий бизнес-инкубатор как самообучающаяся структура университета инновационного типа (обобщение опыта работы) // Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309. № 5. С. 240-245.

16. Мокрецова Л.А., Дудышева Е.В., Романова Л.А. Подготовка студентов к инновационной проектной деятельности в условиях регионального информационного образовательного пространства // Наука и школа. 2015. № 2. С. 7-14.

Статья поступила в редакцию 27.05.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.