8. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ, МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1. ЗНАЧЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ: правовые и практические аспекты
Мальцев А. А., ассистент кафедры уголовного права ДВГУ Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Преступность несовершеннолетних всегда находилась под пристальным вниманием криминологов всех стран, не ослабевает оно и в наши дни. Подростковый возраст - наиболее неустойчивый период психофизиологического развития человека. Вот почему система наказаний для несовершеннолетних требует все большего внимания.
Уголовная политика Кореи представляет интерес для российского исследователя прежде всего в следствие ее эффективности в предотвращении преступности несовершеннолетних. В Корее имеется широкая система некарательных (защитных) мер, назначаемых несовершеннолетним делинквентам. Одной из таких мер является пробация. Вместе в приказом о долгосрочной или краткосрочной пробации может быть издан приказ об общественных работах. Такие работы назначаются подросткам старше 16 лет. Общественные работы - разновидность принудительного труда, они могут отбываться в различных сферах общественной жизни. Данный вид дискреционных мер часто используется корейскими судами. Его применение демонстрирует высокую эффективность в предотвращении рецидива.
Уголовный кодекс России содержит практически аналогичные правовые инструменты для использования принудительного труда в борьбе с подростковой преступностью. К сожалению, применение данных правовых норм встречается нечасто в судебной практике. При таких обстоятельствах, зарубежный опыт может быть весьма полезным для улучшения системы борьбы с преступностью несовершеннолетних в нашей стране.
В системе воздействия на преступность в Республике Корея широко востребован институт пробации. История этого института в Корее берет свое начало в 1942 г., когда в стране были созданы органы судебной защиты. В современном виде пробация применяется с 1 июля 1989 г.: именно в этот день по всей стране были открыты 12 офисов и шесть филиалов службы пробации. Характер применения пробации, правовое наполнение данного института заимствованы, прежде всего, из правой системы США и Англии. На протяжении более чем пятидесяти лет система улучшалась и в настоящее время пробация является одной из наиболее развитых систем реализации уголовной политики не только в отношении несовершеннолетних, но и взрослых преступников. Причем, законодательный опыт других стран, имеющих пробацию в арсенале
правоприменителей, настолько трансформировался в корейских условиях, что сейчас данный институт можно считать достижением корейцев, а не просто рецепцией зарубежного опыта.
Под пробацией в качестве меры контроля над преступностью несовершеннолетних следует понимать комплекс мер государственного принуждения, включающий в себя систему образовательных, трудовых и иных мероприятий, ограничивающих права и свободы несовершеннолетнего лица, нарушившего закон или совершившего преступление. Данный комплекс мер реализуется в целях специальной превенции: корректировки неправомерного поведения несовершеннолетнего, защиты общества от такого поведения, а также воспрепятствования повторному совершению правонарушений. Сверхзадачей пробации является взаимное «примирение» подростка и общества, достижение такого состояния, когда несовершеннолетний не воспринимает общество как чужеродную и враждебную среду, а общество не воспринимает подростка как социально опасный элемент, не стигматизирует его как преступника.
Корейский институт пробации близок российскому институту условного осуждения, но отличается от последнего, прежде всего, тем, что пробация, при ее применении к несовершеннолетним, не является мерой наказания. По своей правовой природе она относится к мерам исправления и безопасности и отличается специфическими целями, отличными от наказания. Необходимо отметить, что корейский законодатель именует пробацию, а также ряд других мер некарательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним «мерами защиты». Объектом защиты в данном случае является сам несовершеннолетний. В корейском законодательстве к несовершеннолетнему правонарушителю возможно применение семи видов «мер защиты»1.
В последние годы все чаще одновременно с приказом о пробации суды применяют дополнительные меры воспитательного воздействия (условия пробации). К таким мерам, согласно ч.3 ст. 32 Закона о несовершеннолетних2, относятся общественные работы и посещение лекций. Условия пробации не являются мерами защиты согласно Закону о несовершеннолетних, а назначаются в дополнение к ним. По сути, условия пробации выступают в качестве дополнительных вос-
1 К таким мерам относят 1) помещение несовершеннолет-
него на попечение покровителя; 2) краткосрочную пробацию (помещение под надзор на срок до шести месяцев);
3) пробацию (помещение под надзор на срок до двух лет);
4) помещение несовершеннолетнего на попечение специализированного социального учреждения для детей;
5) помещение в специальное лечебное учреждение;
6) помещение в исправительное учреждение для несовершеннолетних на срок до шести месяцев; 7) помещение в исправительное учреждение для несовершеннолетних.
2 Закон о несовершеннолетних [Электронный ресурс] = Juvenile act : [принят 31 декабря 1988 г., с изм. и доп. законом от 5 января 1995 г.] : неофиц. перевод / Statutes of the Republic of Korea - Электрон. дан. - [Республика Корея, Сеул] : Korea legal research and training institute, [200-] - . - Режим доступа: http://elaw.klri.re.kr/indexE.jsp. - Загл. с экрана. - Яз. англ., кор.
Бизнес в законе
3'2008
питательных мер, призванных усилить эффективность мер защиты .
В отличие, например, от уголовного законодательства США (федерального), предусматривающего открытый перечень дискреционных условий пробации, фактически предоставляющего судьям право по своему усмотрению назначать дополнительные условия про-бации3, в Корее данный перечень является исчерпывающим.
Общественные работы и посещение лекций назначаются на срок до 50 часов при краткосрочной пробации и до 200 часов при общей пробации. Исполнение дополнительных мер прекращается одновременно с исполнением мер защиты. Применение дополнительных мер возможно только к несовершеннолетним, достигшим 16-летнего возраста. Чтобы исключить вредоносное воздействие на подростков, посещение лекций и общественные работы осуществляются изолированно от взрослых правонарушителей.
Включение общественных работ в качестве правового последствия уголовно противоправного деяния в правовую систему является достаточно эффективной мерой.
Во-первых, для населения страны общественные работы кажутся более мягкой мерой борьбы с преступностью, тем более что в период повышения уровня преступности требуется применение эффективных мер, не связанных с лишением свободы, с целью сокращения численности тюремного населения.
Во-вторых, общественные работы носят явный компенсационный характер, их применение возмещает ущерб, причиненный обществу правонарушением.
В-третьих, общественные работы способствуют достижению баланса между общей превенцией и реабилитацией преступников.
Лучшим результатом общественных работ становится примирение преступника с сообществом, в котором он находится. Не это ли является основной целью пенитенциарной системы?
Добросовестный труд играет важную роль в устранении ярлыка "преступник" и способствует возвращению осужденного в общество. Действенность общественных работ в качестве воспитательной меры была оценена корейским законодателем, и с 1994 г. этот институт стал применяться к взрослым преступникам в соответствии с Законом о наказании за половые преступления и защите жертв половых преступлений. Впоследствии общественные работы были введены и в Уголовный кодекс Кореи4 в качестве дополнительной меры при досрочном освобождении.
Назначению общественных работ предшествует проведение расследования с предоставлением соответствующего доклада судье. По запросу суда офицер службы пробации проводит расследование обстановки, окружающей подсудимого, а также выясняет причины, ставшие поводом для совершения преступления. Основной функцией такого расследования является сбор рекомендательной информации для выбора наиболее подходящей продолжительности общественных работ, а также их вида. В задачи расследования входит сбор сведений о предыдущей деятельности подсудимого, обстановке в семье, сведений об образовании, трудовом стаже, финансовом
3 Уголовное право зарубежных государств. Общая часть / Под. ред. и с предисл. И.Д. Козочкина. - М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 2001. С. 236.
4 Закон о внесении изменений принят в 1995 году.
благополучии, физическом и психическом состоянии, мотивов преступления, а также отношений с жертвой. Все эти данные выясняются путем интервьюирования, психологических тестов и сопоставления фактической информации5. Несмотря на широкое распространение общественных работ в качестве дополнительного условия пробации, их назначение подчиняется определенным правилам, установленным законом, и не может назначаться лишь по усмотрению суда.
Общественные работы могут быть назначены в сфере охраны окружающей среды (например, уборка мусора); могут осуществляться в ботанических садах (поливание клумб, уход за цветами); в библиотеках (расстановка книг); в правоприменительных органах или исправительной системе (управление дорожным движением, помощь в патрулировании улиц); в учреждениях для физически или умственно неполноценных, пожилых людей; на рисовых полях. Для реализации данной меры ответственности, а также координации деятельности общественных организации в сфере реализации общественных работ в 2000 г. создано шесть центров общественных работ в Сеуле, Инчоне, Кванджу, Чанвоне и на острове Чеджу.
Под руководством офицера службы пробации центры рассматривают и обобщают заявки на осуществление общественных работ и направляют несовершеннолетнего правонарушителя на работы в соответствии с судебным приказом. Кроме того, центры координируют деятельность волонтеров службы пробации, а также выступают посредником с бенефициариями общественных работ (организациями, в чью пользу общественные работы осуществляются)6.
Офицер службы пробации может остановить процесс исполнения общественных работ, если лицо, находящееся под надзором, нарушает условия приказа об общественных работах, либо если у офицера имеются разумные основания полагать, что несовершеннолетний может нарушить эти условия, не имеет постоянного места проживания, не является по вызову, совершает побег или собирается его совершить. Впоследствии суд может выдать предупреждение, ордер на арест, заключение под стражу, отмену приостановленного наказания или защитной меры или продлить срок защитной меры. До отмены отсрочки отбывания наказания или защитной меры суд может назначить расследование причин нарушения условий отбывания рассматриваемой меры и выписать предупреждение нарушителю.
Практика издания предупреждений достаточно распространена. В 2001 г., например, вынесено 2356 предупреждений (77% от всех случаев рассмотрения ходатайств о нарушении приказа), из которых 545 случаев (23% предупреждений) - при осуществлении общественных работ, назначенных в соответствии с Уголовным кодексом, остальные - дополнительные к краткосрочной или общей пробации. Арест применяется обычно именно при отбывании пробации - 170 случаев (5,6%). Немногим чаще применяется тюремное заключение - 6,4%, и чуть реже - замена одной защитной меры на другую - 5% от всех дел о нарушении приказа.
5 Chung Woo-Sik, The community service order in Korea / 121st International training course visiting experts' papers. Resource material series. No. 61, p.215.
6 Служба пробации Республики Корея [Электронный ресурс]. - [Республика Корея, Сеул]. [200-] - . - Режим доступа: http://seoul.probation.go.kr. - Яз. англ., кор.
Мальцев А.А.
ЗНАЧЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА
По сравнению с общим уровнем рецидива среди несовершеннолетних преступников (около 40%), уровень рецидива среди подростков, осуществляющих общественные работы низок7: 5,9% в 2002 г. и при среднем значении 5,1% за 1989-2002 гг. Опрос, проведенный среди несовершеннолетних делинквентов, говорит о достаточной эффективности дополнительных воспитательных мер8. Высокая эффективность существенным образом влияет на динамику применения таких мер. Если в 1990 г. общественные работы назначались в 2107 случаях или при вынесении 22,9 % всех приказов о пробации, то в 2005 г. 5325 и 40% соответ-ственно9. Таким образом, в арсенале корейского правоприменителя имеется достаточно эффективное (и что немаловажно, не требующее больших затрат) средство для предотвращения рецидивной преступности несовершеннолетних и ресоциализации подрост-ков-правонарушителей.
Что касается российского законодательства, то использование безвозмездного труда в системе воздействия на преступность несовершеннолетних предусмотрено нормами о назначении и исполнении наказания в виде обязательных работ. Законодательные предписания о данном виде наказания можно назвать вполне традиционными не только для российской правовой системы. В частности, во многом они схожи с корейскими правовыми нормами об общественных работах. Тем не менее, до настоящего времени в практике российских судов применение иных видов наказания, чем лишение свободы (реже - штраф), встречается крайне редко. Наказание в виде лишение свободы, как правило, назначаемое условно, по нашему мнению, не является достаточно эффективным в силу того, что работа уголовно-исполнительных инспекций зачастую сводится к банальному контролю за их регулярной явкой для отчета. Данное обстоятельство приводит к ощущению безнаказанности у подростка. В то же время введение в действие положений УК РФ о наказании в виде обязательных работ с 2005 г. предоставило российским судам возможность применения эффективного (как показывает практика зарубежных стран) механизма в борьбе с преступностью несовершеннолетних. С учетом изложенного, считаем целесообразным при разработке механизма практического исполнения данного вида наказания использовать и зарубежный опыт, в том числе корейский.
Рецензия
Представленная статья посвящена исследованию актуальной темы, имеющей несомненное практическое значение.
В российской науке работ, посвященных корейской практике исполнения наказаний и иных мер уголовноправового воздействия на несовершеннолетних преступников, мер законодательного регулирования данных аспектов, до настоящего времени не было. В статье обобщен обширный нормативный материал, а также приводится анализ практики применения законодательных предписаний о мерах ответственности несовершеннолетних преступников и правонарушителей в Республике Корея.
Настоящая работа является самостоятельным творческим исследованием избранной автором темы, соответствует теме диссертационного исследования, выполняемого Мальцевым А.А. на кафедре уголовного права Дальневосточного государственного университета.
Исходя из изложенного, статья рекомендуется к опубликованию в журнале.
Рецензент
Зав. кафедрой уголовного права ДВГУ
Заслуженный деятель науки РФ,
Д.ю.н., профессор
А. И. Коробеев
7 Chung Woo-Sik, The community service order in Korea / 121st International training course visiting experts' papers. Resource material series. No. 61, p.222.
8 Kim H. Juvenile delinquency in Korea [Электронный ресурс]. [2003] - . - Режим доступа: http://www.iap.nl.com. - Яз. англ.
9 Peom-chwi baek-so 2006 / Peom-mu yeon-su-weon. Tae Han
Min Guk, Seoul, 2006. (Белая книга преступности [Текст] /
Научно-исследовательский юридический институт. - Республика Корея, Сеул., 2006.С. 312. (на кор. яз.).