Научная статья на тему 'Значение правового регулирования в области пожарной безопасности в РФ'

Значение правового регулирования в области пожарной безопасности в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
619
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение правового регулирования в области пожарной безопасности в РФ»

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ В РФ

М.Ю. Спичкин,

Воронежский институт ГПС МЧС России г. Воронеж

Законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности представляет собой многоуровневую разноплоскостную структуру, основанную на Конституции Российской Федерации. По вертикали оно построено по классическому принципу в зависимости от правовой силы актов, издаваемых нормотворческими органами.

Перечислим основные из них:

1. Федеральные законы:

- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

- Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- Федеральный закон от 6 мая 2011 г. №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».

2. Указы Президента Российской Федерации:

- Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

- Указ Президента РФ от 9 ноября 2001 г. №1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности».

3. Постановления Правительства Российской Федерации:

- Постановление Правительства РФ от 20 июня 2005 г. №385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы»;

- Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. №290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»;

- Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390 «О противопожарном режиме».

Помимо перечисленных нормативно-правовых актов, к документам в области пожарной безопасности можно отнести также ведомственные нормативные правовые акты МЧС России, в том числе издаваемые совместно с другими органами исполнительной власти, а также приказы других федеральных органов исполнительной власти, касающиеся вопросов пожарной безопасности; законы и подзаконные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Безусловно, основополагающим нормативно-правовым актом в области пожарной безопасности является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Данный Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения

583

между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В ст.20 указанного Федерального закона указано, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности[1].

События лета 2010 г. в нашей стране обратили особое внимание на необходимость развития добровольного начала в системе обеспечения пожарной безопасности. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что наиболее рациональным средством противопожарной защиты является организация добровольной пожарной охраны. При этом ранее в Советском Союзе добровольными формированиями ликвидировалось до 15% всех происходящих пожаров.

Следует отметить, что и до принятия в 2011 г. Федерального закона №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» в России существовала правовая база для деятельности добровольной пожарной охраны, как одного из видов пожарной охраны.

Однако заложенный в ранее действующем законодательстве механизм участия в добровольной пожарной охране не привел к массовому участию добровольцев в деле обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. В этой связи МЧС России был разработан и принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Федеральный закон «О добровольной пожарной охране»[2], который позволяет сформировать заинтересованность добровольцев в участии в тушении пожаров путем введения соответствующих льгот, гарантий и компенсаций, что наиболее актуально для сельской местности.

Большое внимание в МЧС России уделяется и вопросам совершенствования нормативного обустройства деятельности федеральной противопожарной службы.

В целях повышения ответственности за несоблюдение противопожарного законодательства внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральным законом от 28.05.2017 №100 -ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» изменена статья 20.4 КоАП РФ:

«1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч

рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

3 - 5. Утратили силу. - Федеральный закон от 28.05.2017 №100-ФЗ.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Утратил силу. - Федеральный закон от 28.05.2017 №100-ФЗ.

9. Нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет».[3].

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что роль правового регулирования в области пожарной безопасности состоит в том, чтобы

государство и право выступали в качестве гаранта установленной обществом приемлемой для себя степени защищенности от пожаров с учетом всей совокупности политических, экономических и социальных условий.

Список использованной литературы

1. О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21.12.1994 (ред. от 12.03.2014) // СЗ РФ. - 1994. - №35. - Ст. 3649.

2. О добровольной пожарной охране: Федеральный закон от 06.05.2011 (ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. - 2011. - №19. - Ст. 2717.

3. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 01.12.2012 // СЗ РФ. - 2012. - №49. - Ст. 6757.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.