актов для придания законодательному массиву в этой области упорядоченного, четко структурированного характера. Только в этом случае систематизация законодательства, регламентированная методическими рекомендациями, повысит уровень законности в деятельности государственных и правоприменительных органов, послужит росту правовой грамотности и правосознания населения и будет способствовать повышению действенности законодательства.
Список использованной литературы
1. Дралов В.В. Правовое обеспечение федеральных органов государственной власти: Понятие и сущностная характеристика // Чиновник. 2004. - № 2 (30). - С. 17.
2. Киселев Б. Чтобы в любой ситуации - по закону... // Рос. газ. 2000. 4 авг. - № 14. - С. 12.
3. Ларин М.В. Управление документацией в организациях. М., 2002. - С. 45.
4. Маковский А.Л. [и др.] Концепция системы классификации правовых актов. М., 2009. - С. 4-78
К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
М.Ю. Спичкин, преподаватель Н.П. Заряева, доцент, к.ю.н.
Воронежский институт ГПС МЧС России, г.Воронеж
Правовое регулирование должно практически распространяться на все виды деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций (независимо от форм собственности) и граждан.
Именно поэтому законодательство в области пожарной безопасности представляет собой многоуровневую разноплоскостную структуру, основанную на Конституции Российской Федерации. По вертикали оно построено по классическому принципу в зависимости от правовой силы актов, издаваемых нормотворческими органами.
Перечислим основные из них:
1. Федеральные законы:
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
- Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».
2. Указы Президента Российской Федерации:
- Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
- Указ Президента РФ от 9 ноября 2001 г. №1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности».
3. Постановления Правительства Российской Федерации:
- Постановление Правительства РФ от 20 июня 2005 г. №385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы»;
- Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. №290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»;
- Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390 «О противопожарном режиме».
Помимо перечисленных нормативно-правовых актов, к документам в области пожарной безопасности можно отнести также ведомственные нормативные правовые акты МЧС России, в том числе издаваемые совместно с другими органами исполнительной власти, а также приказы других федеральных органов исполнительной власти, касающиеся вопросов пожарной безопасности; законы и подзаконные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Безусловно, основополагающим нормативно-правовым актом в области пожарной безопасности является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Данный Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В ст. 20 данного Федерального закона указано, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых
актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности [1].
События лета 2010 г. в нашей стране обратили особое внимание на необходимость развития добровольного начала в системе обеспечения пожарной безопасности. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что наиболее рациональным средством противопожарной защиты является организация добровольной пожарной охраны. При этом ранее в Советском Союзе добровольными формированиями ликвидировалось до 15% всех происходящих пожаров.
Следует отметить, что и до принятия в 2011 г. Федерального закона № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» в России существовала правовая база для деятельности добровольной пожарной охраны, как одного из видов пожарной охраны.
Однако заложенный в ранее действующем законодательстве механизм участия в добровольной пожарной охране не привел к массовому участию добровольцев в деле обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. В этой связи МЧС России был разработан и принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Федеральный закон «О добровольной пожарной охране» [2], который позволяет сформировать заинтересованность добровольцев в участии в тушении пожаров путем введения соответствующих льгот, гарантий и компенсаций, что наиболее актуально для сельской местности.
Большое внимание в МЧС России уделяется и вопросам совершенствования нормативного обустройства деятельности федеральной противопожарной службы.
В целях повышения ответственности за несоблюдение противопожарного законодательства внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральным законом от 01.12.2012 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» дополнена статья 20.4 КоАП РФ частью 6.1 «Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток» [3].
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что роль правового регулирования в области пожарной безопасности состоит в том, чтобы государство и право выступали в качестве гаранта установленной обществом приемлемой для себя степени защищенности от пожаров с учетом всей совокупности политических, экономических и социальных условий.
Список использованной литературы
1. О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21.12.1994 (ред. от 12.03.2014) // СЗ РФ. 1994. - №35. - Ст. 3649.
2. О добровольной пожарной охране: Федеральный закон от 06.05.2011 (ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. 2011. - №19. - Ст. 2717.
3. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 01.12.2012 // СЗ РФ. 2012. - № 49. - Ст. 6757.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОРМАТИВОВ (НА ПРИМЕРЕ НОРМАТИВА ДЛЯ РОБИНГА КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПЕРВОГО ТИПА)
В.М. Стрелец, старший научный сотрудник, к.т.н., доцент
А.А. Шведков, курсант Национальный университет гражданской защиты Украины,
г.Харьков
М.В. Васильев, начальник сектора ГУ ГСЧСУ в Харьковской области
В подразделениях гражданской защиты отсутствуют нормативы (под ними понимается [1] сопоставительная норма, которая в своей основе имеет сравнение людей, принадлежащих к одной и той же совокупности) для оценки робинга комплекса средств индивидуальной защиты первого типа (КСИЗ 1), которые могут использоваться в процессе ликвидации аварий с выбросами опасных химических веществ.
В [2] было показано, что в качестве нормативов для оценки уровня подготовленности для выполнения робинга КСИЗ первого типа (КСИЗ 1)целесообразно использовать следующие нормативы:
t5 = 180 с, t4 = 240 с и t3 = 300 с. Для оценки эффективности использования предложенных нормативов они были озвучены в ходе первоначальной подготовки спасателей.
По результатам выполнения робинга КСИЗ 1 в четвертой попытке [3], было проверено, значимо ли различаются средние значения, полученные по двум независимым выборкам робинга КСИЗ 1 (без использования разработанного норматива tробинг д0 и с его использованием
tробинг после), используя t-критерий Стьюдента.
Это позволило проверить, значимо ли различаются средние значения, полученные по двум независимым выборкам робинга КСИЗ (без