УДК 378.1
https://doi.org/10.24411/2226-2296-2018-10303
Значение подразделения «Интенсификация образовательного процесса» в подготовке пециалистов на современном этапе
Э.М. МОВСУМЗАДЕ, д.х.н., проф., чл.-корр. РАО, советник ректора
ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: eldarmm@yahoo.com
С.И. ПАХОМОВ, д.х.н., проф., директор Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) (Россия, 115093, Москва, ул. Люсиновская, д. 51).
Рассмотрены вопросы методологии исследовательского планирования, которое помогает студенту разобраться в логике применения имеющейся информации. Представлены основы гуманитаризации технического образования, основанные на требованиях государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Подпрограмма 1 «Развитие профессионального образования». В работе приведены основные математические методы, применяемые в различных курсах нефтяных специальностей. Предложен педагогико-психологический подход, являющий составным и важным компонентом подготовки инженеров, основополагающим в организации подразделения по интенсификации образовательного процесса.
Ключевые слова: гуманитаризация технического образования, гуманитарное моделирование подготовки инженерных кадров, математические методы, естествознание, культурно-гуманистическая парадигма, научная картина мира.
В настоящий момент происходит изменение стандартов технического образования в России, отказ от узко-профильности подготовки инженерных кадров, своеобразный гуманитарный, коммуникационный сдвиг в инженерном образовании. Ключевым аспектом здесь становится формирование инженера как личности, сочетающей в себе все надлежащие профессиональные знания, умения, навыки с качествами, необходимыми для успешной самореализации в современных быстро изменяющихся социокультурных условиях.
Программы подготовки инженерных кадров должны продемонстрировать, что выпускники обладают:
- способностью применять знания математики, науки и техники;
- способностью разрабатывать и проводить эксперименты, а также анализировать и объяснять полученные данные;
- способностью работать в многопрофильных командах;
- способностью идентифицировать, формулировать и решать инженерные проблемы;
- пониманием профессиональной и этической ответственности;
- способностью к эффективной коммуникации;
- достаточно широким образованием, необходимым для понимания влияния результатов инженерной деятельности на общество и мир в целом;
- пониманием необходимости и способностью обучаться в течение всей жизни;
- способностью использовать методы, навыки и современные инженер-
ные инструменты, необходимые для инженерной практики.
Методология исследовательского планирования помогает студенту разобраться в логике применения имеющейся информации, в том, каков потенциал ее углубления, создания ее углубленных вариантов, переосмысления имеющихся данных - особенно теоретического характера. В связи с этим содержание подготовки должно включать алгоритмы научного поиска, преподаваемые в согласовании с раскрытием имеющихся научных сведений, освещать вопросы обнаружения, постановки научных проблем, а также доступных для студентов подходов к созданию теоретических форм научных знаний и экспериментальной работы. Все это существенно обогащает содержание и делает его открытым свободному мышлению студентов, формирует научно-экспертный уровень профессиональной деятельности.
Общая объективно-процессуальная направленность обеспечивается представлением в структуре различных учебных заданий элементов содержания разных наук, с одной стороны, а с другой - включением в предполагаемую деятельность студента по выполнению этих заданий многообразных видов, модальностей его активности. Неплохо, если в случае работы над тем или иным заданием студент обратится к знаниям разной природы, особенно по математике, что имеет основополагающее значение для подготовки современного специалиста.
Важность обращения к математике тем более велика, что современная
математика - весьма развитая научная дисциплина, имеющая множественные разделы и многие знания и действия, которые на первый взгляд не кажутся математическими, но имеют на самом деле математическую природу. При этом важно, если в процессе выполнения заданий студент будет поставлен в условия необходимости привлечь для решения знания, например, по экономике, химии и пр. Также важно, чтобы в ходе этой деятельности студент применял полученные знания о методах научных исследований, мог реализовать общие исследовательские алгоритмы безотносительно того, в рамках какой учебной дисциплины он работает в тот или иной конкретный момент.
В обеспечении методологических обобщений также значима демонстрация путей деятельности, закономерностей осваиваемой деятельности. Они должны входить в содержание подготовки в качестве одного из важнейших компонентов, определяющих понимание деятельности как имеющей свою внутреннюю логику, свои научные основания, ключевые возможности, а не просто как набор отдельных теоретических или алгоритмических знаний. Демонстрация общих закономерностей служит осмыслению источников эффективности осваиваемой деятельности, согласует ее составляющие и представляет их в общих планах в виде определенных структур, а не разрозненных информационных единиц. Закономерности деятельности оказываются связанными с подлинной научностью содержания, его узловыми моментами,
W
История и педагогика естествознания
3■2018
которые переводят содержание в упорядоченное состояние.
Структуры, образующиеся в результате обогащения содержания знаниями об общих закономерностях, по сути, оказываются сетевыми структурами. В них, с одной стороны, присутствуют внутренняя логика и ключевые точки, а с другой - отсутствуют жесткая ориентация на единый центр и жесткая иерархия содержания, что, на наш взгляд, малодостижимо в условиях его реальной разработки и реальной образовательной практики. Сетевые структуры позволяют придерживаться единой линии преподавания, задавая общие ориентиры раскрытия материала, и в то же время оставляют преподавателю определенную свободу в преподавании тех или иных частных вопросов. Сетевые структуры не заставляют в обязательном порядке связывать любой отдельный компонент содержания с общими законами, выводить его из них без явной необходимости и тем самым насаждать искусственность в преподавании.
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Подпрограмма 1 «Развитие профессионального образования» ставит основные требования к подготовке кадров, а именно:
- обеспечение выпускников профессиональными и общекультурными компетенциями;
- формирование креативно мыслящих, готовых к самостоятельной работе инженерно-технологических кадров на уровне бакалавриата с целью дальнейшей эффективной учебы в магистратуре;
- повышение результативности работы преподавателя и самостоятельной учебной деятельности студента;
- создание современного учебно-методического обеспечения профессионального образования.
Приоритетами современного технического образования, гарантирующими его высокое качество, становятся освоение материала учебных дисциплин посредством погружения в деятельность и овладения компетенциями через учебно-профессиональную коммуникацию, а также реализация принципа комплементарности как взаимодополняемости гуманитарной и технической подготовки.
Предполагается формирование у студентов знаний, компетенций и ценно-
стей, касающихся социогуманитарных смыслов их будущей деятельности. У студентов должно быть сформировано понимание того, что их индивидуальная, частная деятельность представляет собой часть общей деятельности коллектива, отрасли, производства и страны в целом. Это обеспечивается созданием и реализацией содержания обучения, отражающего данные аспекты подготовки и актуально согласованного с содержанием профильно-технологических аспектов. Гуманитаризация выражает обращение содержания деятельности инженера к экологическим (в том числе имеется в виду экология человека), эстетическим, социокомму-никативным и т. п. смыслам, усиливая при этом историко-специальные компоненты подготовки и выводя из исторических данных факторы и условия достижения многосторонней эффективности в деятельности современного специалиста техносферы.
Математизация и моделирование инженерно-технического образования предполагает формирование у будущих инженеров действенного математического аппарата решения инженерных задач. Математизация означает приведение содержания дисциплины «Математика» к потребностям инженерных специалистов, а не просто раскрытие математических знаний самих по себе, что в значительной степени снижает их ценность для студентов и усложняет их понимание. Математизация предполагает создание содержания математической подготовки, соединяющего фундаментальные математические знания с типами инженерных задач и раскрывающего возможности их решения. Это существенно усиливает практическую ориентацию математической подготовки и подводит фундаментальную математическую базу под подготовку в рамках собственно инженерной составляющей.
Развитие математического образования в вузе соответствует Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной Распоряжением правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р.
Необходимо обратить внимание на все направления будущего подразделения, которые будут определяющими в подготовке технических специалистов нефтяного профиля, формирование креативно мыслящих и готовых к само-
стоятельной работе инженерно-технологических кадров.
Гуманитаризация высшего инженерно-технического образования обеспечивается лингвистическими и юридическими средствами. Также гуманитарная подготовка студентов высших технических учебных заведений осуществляется в историко-педагогическом и организационно-управленческом аспектах.
В то же время математизация инженерно-технических и естественно-научных направлений является основой естественно-технических предметов обучения будущих специалистов. Вопросы оптимизации, моделирования, инструментализации, расчета и конструирования, автоматизации, экономики производства и управления связаны с математическим языком обучения и интерпретации естественно-технических предметов. Математизация является теоретической основой объяснения естественно-технических процессов и производств, поскольку возможности производственной практики студентов в последние 10-15 лет достаточно осложнены, так как связаны с коммерциализацией производств и предприятий.
Применение теоретических предложений реализации процессов на мониторе компьютеров с изучением процессов и изменением параметров их протекания позволяет ввести будущих специалистов в производство. Информационные технологии современного уровня открывают возможности использования тренажеров для обучения и подготовки специалистов.
И наконец, педагогический, а еще важнее - педагогико-психологический аспект является составным и важным компонентом подготовки инженеров. И это направление педагогической и психологической методики (технологии) преподавания естественно-технических дисциплин является основополагающим в организации подразделения, а именно кафедры инженерной педагогики.
К настоящему времени имеются попытки создания соответствующих подразделений в Российском государственном университете нефти и газа (национальном исследовательском университете) им. И.М. Губкина, Уфимском государственном нефтяном техническом университете, а также Башкирском государственном аграрном университете.
3■2018
История и педагогика естествознания
£5
■
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
10
Филиппов В.М. Место фундаментального естественно-научного образования в новой образовательной парадигме // Вестник РУДН, сер.: Фундаментальное естественно-научное образование. 1995. № 1. C. 5-7.
Черноглазкин С.Ю., Пушина Л.А., Кобраков К.И. и др. Гуманитарно-смысловое моделирование подготовки инженерно-промышленных кадров: ведущие принципы // История и педагогика естествознания. 2016. № 3. C. 16-19.
Черноглазкин С.Ю., Балыхин М.Г., Пушина Л.А., Мовсумзаде Э.М. Содержание подготовки специалистов в области гуманитарной логики: методология моделирования // История и педагогика естествознания. 2015. № 4. C. 13-16.
Черноглазкин С.Ю., Пушина Л.А., Мовсумзаде Э.М., Балыхин М.Г. Гуманитарно-ориентированная подготовка специалистов легкой промышленности: методологическое введение // История и педагогика естествознания. 2016. № 1. C. 9-13.
Бахтизин Р.Н., Шемяков А.О., Керимов В.Ю. и др. Курс «История специальности» как реализация гуманитаризации технического образования // История и педагогика естествознания. 2016. № 4. C. 9-16.
Мамедъяров Э.Э., Мовсумзаде Э.М. Отражение истории зарождения и становления морской добычи нефти на полотнах художников Американского и Европейского континентов // История и педагогика естествознания. 2015. № 4. C. 44-47.
Мовсумзаде Э.М., Колодкина Л.С., Черноглазкин С.Ю., Шавшукова С.Ю. Гуманитаризация нефтяного образования. Ч. I. Этапы освоения
нефтегазовых месторождений Урало-Поволжья: учеб.-метод. пособие. Ижевск: КиноГрад, 2013.
Мовсумзаде Э.М. Гуманитаризация инженерно-технического образования. М.: Современный университет, 2007. 99 с.
Мовсумзаде Э.М., Кобраков К.И., Гусейнова С.Н., Колодкина Л.С. Деятельности технологии в гуманитарно-ориентированной подготовке
специалистов легкой промышленности. М.: Изд-во МГУДт, 2014.
. Мастобаев Б.Н., Шаммазов А.М., Мовсумзаде Э.М. Химические средства и технологии в трубопроводном транспорте нефти. М.: Химия, 2002. 295 с.
THE VALUE OF THE UNITS OF THE "INTENSIFICATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS" IN TRAINING SPECIALISTS AT THE PRESENT STAGE
MOVSUMZADE E.M., Corresponding Member Russian Academy of education, Dr. Sci. (Chem.), Prof., Adviser to the Rector
Ufa State Petroleum Technological University (USPTU) (1, Kosmonavtov St., 450062, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia). E-mail:
eldarmm@yahoo.com.
PAKHOMOV S.I., Dr. Sci. (Chem.), Prof., Director of the Department of Attestation of Scientific and Scientific-Pedagogical Workers Ministry of Education and Science of the Russian Federation (51, Lyusinovskaya St., 115093, Moscow, Russia).
ABSTRACT
The article considers the questions of methodology of research planning, which helps students to understand the logic of the available information. The article presents the basics of humanization of technical education, based on the requirements of the state program of the Russian Federation "development of education for 2013-2020" sub-program 1 "development of vocational education". The paper presents the main mathematical methods used in various courses of oil specialties. The pedagogical-psychological approach which is a component and important component of training of engineers, fundamental in the organization of division on intensification of educational process is offered.
Keywords: humanitarization of technical education, humanitarian modeling of engineering training, mathematical methods, natural science, cultural and humanistic paradigm, scientific picture of the world.
REFERENCES
1. Filippov V.M. The place of fundamental natural science education in the new educational paradigm. Vestnik RUDN, 1995, no. 1, pp. 5-7 (In Russian).
2. Chernoglazkin S.YU., Pushina L.A., Kobrakov K.I., Balykhin M.G., Movsumzade E.M. Humanitarian and semantic modeling of training of engineering and industrial personnel: the leading principles. Istoriya ipedagogikayestestvoznaniya, 2016, no. 3, pp. 16-19 (In Russian). Chernoglazkin S.YU., Balykhin M.G., Pushina L.A., Movsumzade E.M. The content of training specialists in the field of humanitarian logic: the methodology of modeling. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2015, no. 4, pp. 13-16 (In Russian).
Chernoglazkin S.YU., Pushina L.A., Movsumzade E.M., Balykhin M.G. Humanitarian-oriented training of light industry experts: methodological introduction. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya, 2016, no. 1, pp. 9-13 (In Russian).
Bakhtizin R.N., Shemyakov A.O., Kerimov V.Yu. Course "History of the specialty" as the realization of the humanitarization of technical education. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya, 2016, no. 4, pp. 9-16 (In Russian).
Mamed"yarov E.E., Movsumzade E.M. Reflection of the history of the origin and formation of marine oil production on the canvases of artists of the American and European continents. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya, 2015, no. 4, pp. 44-47 (In Russian).
Movsumzade E.M., Kolodkina L.S., Chernoglazkin S.YU., Shavshukova S.YU. Gumanitarizatsiya neftyanogo obrazovaniya. CH.I. Etapy osvoyeniya neft-egazovykh mestorozhdeniy Uralo-Povolzh'ya [Humanitarianization of oil education. P.I. Stages of development of oil and gas fields of the Ural-Volga region]. Izhevsk, KinoGrad Publ., 2013.
8. Movsumzade E.M. Gumanitarizatsiya inzhenerno-tekhnicheskogo obrazovaniya [Humanitarization of engineering education]. Moscow, Sovremennyy universitet Publ., 2007. 99 p.
9. Movsumzade E.M., Kobrakov K.I., Guseynova S.N., Kolodkina L.S. Deyatel'nostnyye tekhnologii vgumanitarno-oriyentirovannoy podgotovke spetsial-istovlegkoy promyshlennosti [Activity technologies in humanitarian-oriented training of light industry experts]. Moscow, MGUDT Publ., 2014.
10. Mastobayev B.N., Shammazov A.M., Movsumzade E.M. Khimicheskiye sredstva i tekhnologii v truboprovodnom transporte nefti [Chemical means and technologies in pipeline oil transportation]. Moscow, Khimiya Publ., 2002. 295 p.
1
2
3
4
5
6
7
История и педагогика естествознания
3■2018