ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
www.pmedu.ru
2012, №1, 111-113
ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ М.Н. СКАТКИНА ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
SIGNIFICANCE OF M.N. SKATKIN’S SCIENTIFIC HERITAGE FOR MODERN EDUCATION
Осмоловская И.М.
Заведующая лабораторией дидактики Института теории и истории педагогики РАО, доктор педагогических наук E-mail: [email protected]
Osmolovskaya I.M.
Head of the laboratory of didactics of the Institute of theory and history of pedagogic (Russian Academy of Education),
Doctor of science (Education)
30 января 2012 года на заседании Ученого Совета Института теории и истории педагогики РАО состоялась передача (дарение) Институту мемориальных материалов М.Н. Скаткина его детьми Е.М. Скаткиной и В.М. Скаткиным. Этому событию было посвящено обсуждение роли научного наследия М.Н. Скаткина для современного образования, дальнейшего развития дидактики.
On the 30th of January 2012 transfer of memorial materials of Skatkin M.N. by his children Skatkina E.M. and Skatkin V.M. took place at the meeting of The Scientific Council of the Institute of the theory and history of pedagogy of the Russian Academy of Education. The discussion of the role of Skatkin’s scientific legacy for modern education, further development of didactics was devoted to this event.
30 января 2012 года на заседании Ученого Совета Института теории и истории педагогики РАО состоялась передача (дарение) Институту мемориальных материалов М.Н. Скаткина его детьми Е.М. Скаткиной и В.М. Скаткиным. В состав мемориальных материалов входят личные документы М.Н. Скаткина (грамоты, рукописные и машинописные материалы, фотографии, газетные публикации и др.), 1127 книг, 5 упаковок магнитофонных записей, личная картотека публикаций М.Н. Скаткина.
Открыла заседание Ученого Совета директор Института доктор философских наук С.В. Иванова. В своем выступлении она отметила значимость этого события для дальнейшего развития педагогики, для Института в целом. С.В. Иванова отметила, что в одной из работ М.Н. Скаткин так представил цель своей деятельности: «видеть впереди цельную картину будущей школы, что позволит двигаться вперед». Высказывание М.Н. Скаткина актуально и сегодня: если наука будет регистрировать практику сегодняшнего дня, она отстанет от происходящих событий. Наука должна разрабатывать теорию, которая указывает путь практике. Мы надеемся, подчеркнула С.В. Иванова,
что получение мемориальных материалов М.Н. Скаткина будет стимулом для дальнейшей работы научной школы, основателем которой он является.
Заведующая лабораторией дидактики доктор педагогических наук И.М. Осмоловская выступила с докладом «О роли научного наследия Михаила Николаевича Скаткина для современного образования». Напомнив собравшимся основные этапы научно-педагогической деятельности М.Н. Скаткина, она сосредоточилась на его вкладе в науку, который позволяет считать Михаила Николаевича основоположником научной школы «Дидактика общего образования». Вместе с И.Я. Лернером, В.В. Краевским, И.К. Журавлевым, Л.Я. Зориной, В.С. Цетлин М.Н. Скаткин разрабатывал культурологическую теорию содержания образования, которая включает представления о социальном опыте человечества как источнике содержания образования; уровнях формирования содержания; структурных элементах содержания образования. Он принимал участие в разработке теории учебного предмета, который является средством реализации содержания образования с помощью педагогического инструментария. В ходе разработки концепции учебника были определены функции учебника, структура, содержательное оформление, способы отбора и представления материала, требования к изложению текста, содержанию, логическим связям внутри параграфов и учебника в целом, аппарату усвоения.
М.Н. Скаткин вместе с И.Я. Лернером разрабатывал теорию методов обучения, методов и средств активизации познавательной деятельности школьников, развития их творческого потенциала.
На праздновании своего 90-летия М.Н. Скаткин озвучил нерешенные проблемы дидактики, которые будущим ученым предстоит решить. Назвал он их своим «научным завещанием». Это - проблема превращения ученика из объекта в субъект педагогического процесса; выявление роли жизнедеятельности детей в развитии личности; отбор базисного содержания образования; подготовка педагогов, которые должны превратиться из передатчиков знаний в организаторов жизнедеятельности детей; совершенствование системы управления народным образованием.
И мы видим, что это именно те проблемы, которые и сегодня стоят перед дидактикой. Таким образом, проявилась способность М.Н. Скаткина заглядывать вперед, в будущее школы, педагогической науки.
В выступлении заведующего лабораторией истории педагогики члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора М.В. Богуславского были освещены результаты социальнопедагогического проектирования М.Н. Скаткина - его представления о школе будущего, которые позволили увидеть смелость его научной мысли, глубину и всесторонность научного анализа. В конце 70-х годов прошлого столетия была создана группа по прогностике, которая должна была определить прогноз развития школы, педагогической науки до 2000 года. Руководителем группы был М.Н. Скаткин. Из его предсказаний сбылось внимание школы к индивидуализации и дифференциации, необходимость использования компьютера в школе. М.Н. Скаткин также предполагал, что содержание образования будет пронизано достижениями науки, техники - усилится политехническая направленность образования. М.Н. Скаткин считал, что школа будет интегрирована с обществом, но этого не произошло.
М.В. Богуславский отметил значимость происходящего события: «Замечательной инициативой семьи М.Н. Скаткина нам задан импульс создания Мемориального центра при нашей библиотеке, в котором могут сохраняться материалы выдающихся ученых, которые у нас работали».
«До конца своей жизни он оставался оптимистом. Такие люди уходят, чтобы остаться навсегда», - такими словами М.В. Богуславский завершил свое выступление.
В ходе следующего выступления - главного научного сотрудника Института теории и истории педагогики, доктора педагогических наук, профессора Ю.Б. Алиева, «заговорил» сам М.Н. Скат-кин: собравшиеся с большим интересом прослушали советы Михаила Николаевича, как собирать, систематизировать и хранить научный архив. Тот самый архив, который как раз и передается Институту в дар.
С воспоминаниями о М.Н. Скаткине выступили преподаватель Московского института открытого образования, доктор педагогических наук, профессор Л.М. Перминова, кандидат педагогиче-
ских наук, доцент Ф.Б. Сушкова, главный научный сотрудник Института теории и истории педагогики, доктор педагогических наук, профессор Я.С. Турбовской, ведущий научный сотрудник Института теории и истории педагогики, кандидат педагогических наук И.П. Товпинец. Все они работали с Михаилом Николаевичем, и все отметили его научную честность, глубину проникновения в проблемы, интеллигентность, твердость в отстаивании своих позиций.
О становлении М.Н. Скаткина как ученого-педагога и перспективах развития его идей сделал доклад С.З. Занаев, который свое диссертационное исследование посвятил научному наследию М.Н. Скаткина.
Дочь М.Н. Скаткина Елена Михайловна, сын Валентин Михайлович и внучка Олеся Дмитриевна поделились воспоминаниями о делах семейных, которые раскрыли личность великого ученого в повседневной жизни.
Завершился Ученый Совет подписанием договора о передаче мемориальных материалов М.Н. Скаткина его детьми в дар Институту теории и истории педагогики РАО.
Интернет-журнал «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
2012, №1