А. Л. Ефимов
ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Работа представлена кафедрой почвоведения и прикладной биологии Орловского государственного университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. Н. Правдюк
В статье показана взаимосвязь лаборатории «Образовательные и педагогические технологии для сельской школы», которая является структурным подразделением Орловского филиала ИСМО РАО, с сельскими школами. Обращается внимание на значение лаборатории. Приведен пример предпрофильной подготовки учащихся в сельской школе.
The article is devoted to the activity of the «Educational and Pedagogical Technologies for the rural school» laboratory which is a subdivision of the Oryol branch of the Education Institute of the Russian Academy of Education and which has the job of improving pedagogical conditions in rural teacher’s training. Important principles of development and education of village pupils in village schools and their professional orientation have been obtained from the laboratory’s scientific research. The examples of effective courses for pupils’ professional training in a village school are being suggested.
Сельская школа России по праву шает широкий спектр задач: образова-
занимает ведущее место в отечествен- тельные, воспитательные, связанные с
ной образовательной системе. Она ре- восстановлением и возрождением сел, с
развитием их социально-экономического и культурного уровня, а также школа является основным источником кадров на селе. Серьезно начать улучшение крестьянского хозяйства, по убеждению К. А. Тимирязева, можно только с одного края - со школы. Специфика работы сельской школы определяется целым рядом объективных факторов, оказывающих свое влияние на процесс и результаты обучения и воспитания школьников: малокомплектность, удаленность от крупных научно-методических и культурных центров, большая территориальная разобщенность населенных пунктов.
Изменение социальных и экономических условий на селе, например создание индивидуальных и коллективных фермерских хозяйств, требует подготовки грамотного и предприимчивого крестьянина, умеющего рационально и высокоэффективно использовать земельные угодья. Он должен иметь глубокие и разносторонние знания в области сельскохозяйственного производства, личный практический опыт работы, способность принимать самостоятельные решения с учетом разнообразных природных и экономических условий. Все это побуждает сельские школы ставить принципиально новые образовательно-воспитательные задачи, направленные на формирование у учащихся комплекса знаний, умений и навыков не только по основам сельскохозяйственного производства, но и по математике, естественнонаучным дисциплинам, в том числе химии и физике, со всесторонним развитием культуры и др., с целью воспитания у сельских ребят лучших качеств «хозяина земли», связанных с важными чертами его характера: потребностью учиться у природы, развивая чувство любви к земле, к родному краю, бережного отношения к ее дарам, следовательно, быть защитником окру-
жающей среды и природы, ценить труд земледельца и совершенствовать его.
В ОГУ ведется планомерная работа по совершенствованию педагогических условий для подготовки учителя сельской школы. Профессиональнопедагогическая подготовка будущего учителя сельской школы - это научно обоснованный системный процесс теоретического и практического обучения студентов в вузе, осуществляемый на основе межпредметных связей и направленный на формирование личностных качеств будущего учителя, необходимых ему для выполнения учебно-педагогических задач в соответствии с общеобразовательными программами в условиях сельской школы. Она определяется как процесс и результат профессиональной подготовки, в которых в интегрированном единстве сочетаются: мотивационная, содержательно-процессуальная и профессионально-личностная готовность к формированию знаний, умений и навыков школьников, которые способствуют расширению и углублению кругозора у учащихся и правильному выбору будущей профессии.
Для укрепления научно-педагогических связей с сельской школой в ОГУ действует лаборатория «Образовательные и педагогические технологии для сельской школы», которая является структурным подразделением Орловского филиала ИСМО РАО. Она осуществляет свою деятельность в соответствии с научными и учебными планами университета и Института содержания и методов обучения Российской академии образования.
В результате совместной научной деятельности ученых-педагогов лаборатории с сельскими школами укрепились творческие связи, направленные на осуществление единой образовательной политики университета в области профессионально-педагогического образо-
вания, в том числе ориентированного на подготовку учителя для сельской школы. В результате совместной работы создаются условия информационной среды для развития образовательной, творческой и исследовательской работы учителей и школьников.
На базе сельских школ действуют площадки по изучению научного творчества школьников в ученических школьных бригадах. Научная лаборатория используется в качестве консультативно-методического центра пропаганды новых технологий в образовании. Научно-методическая работа лаборатории и исследования выполняются также преподавателями кафедры почвоведения и прикладной биологии с помощью студентов и аспирантов по разделам сельского хозяйства: растениеводства и животноводства.
Так, например, в Рыжковской средней школе Сосковского района Орловской области совместно с преподавателями кафедры почвоведения и прикладной биологии проводится целенаправленная подготовка сельских школьников к осознанному выбору будущей профессии. С этой целью в школе введены элективные курсы по предпро-фильной подготовке. Эти курсы проводятся по выбору школьников. Их можно использовать на факультативных занятиях. Занятия проводятся за счет школьного компонента. Они включают в себя лекции и практические занятия.
Элективный курс «Химия в сельском хозяйстве», 9-11 класс. Курс рассчитан на 24 часа. Он разработан для учащихся, желающих связать свою будущую профессию с сельским хозяйством (фермерство, коллективное хозяйство или приусадебное). Учащиеся проводят анализ почвы, ставят опыты с удобрениями, составляют севообороты, осваивают биологические методы защиты сельскохозяйственных культур про-
тив вредителей и болезней. Эти знания необходимы для будущего специалиста АПК.
Элективный курс «Овощеводство» предназначен для учащихся, увлеченных овощеводством, которым интересно заниматься исследовательской работой в этой области: вести наблюдения, экспериментировать с овощными растениями. Он позволяет учителю сделать интересной работу учащихся на пришкольном участке. Программа курса направлена на формирование практических навыков профессии мастера-овощевода. Курс рассчитан на 31 час.
Элективный курс «Юный лаборант» рассчитан на учащихся 9-11 классов, которым интересна химия как наука. Содержание программы данного курса значительно углубляет знания и расширяет кругозор по различным разделам неорганической, органической и аналитической химии, лабораторному практикуму, технике безопасности в химической лаборатории. Курс рассчитан на 31 час.
Элективный курс: «Цветоводство», 8-10 класс. Созданием уюта и красоты на приусадебных, производственных и других участках с помощью це-точно-декоративных растений занимаются специалисты цветоводы- декораторы. Программа данного курса предназначена для тех, кто желает выбрать профессию цветовода. Цель: привить любовь к природе, родному краю; познакомить с профессией цветовода-де-коратора, научить применять полученные знания на практике, научить составлять план-схему участка и клумбы миксбордера и др., уметь вести наблюдения, пользоваться различными приемами и агротехникой. Курс рассчитан на 21 час.
Элективный курс «Плодоводство». Плодоводство более чем какая -либо другая отрасль сельского хозяйст-
ва улучшает ландшафт, преобразует местность. Учащиеся, видя благотворное влияние на окружающую природу, глубже проникаются любовью и привязанностью к родной земле. Данная программа рассчитана на 34 часа.
Изучение плодоводства позволяет учащимся не только приобрести специальные трудовые навыки, но и воспитать высокую нравственность, эстетическое восприятие природы, экологическую грамотность. Нетрадиционные приемы, применяемые в современных интенсивных садах, значительно расширят познавательные способности школьников и побудят их к творческой опытнической работе.
Программы элективных курсов разработаны на основе межпредметных
связей с общеобразовательными дисциплинами. Элективные курсы позволяют учителям внедрять инновационные технологии с использованием компьютерной техники и ТСО, что расширяет интерес школьников, привлекает их внимание к изучению предмета.
Однако, как показывает опыт работы учителей Орловской области, приоритетным в предпрофильной подготовке является не только ориентация на сельское хозяйство, большое внимание уделяется экологическому, природоохранному воспитанию, формируются краеведческие и экономические знания, в чем большую помощь также оказывает лаборатория «Образовательные и педагогические технологии для сельской школы» ОГУ.