Библиографический список
1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 55 с.
2. ПакН.И. О нелинейных технологиях обучения. // Информатика и образование, 1997, №5, с.11-14.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998, 256 с.
4. Сластенин В.А., Руденко Н.Г. О современных подходах к подготовке учителя// Педагог, 1996, № 1.
References
1. Baydenko V.I. Identifying competencies of college graduates as a necessary stage of designing a new generation of SES of HPE: Toolkit. M.: Research Center of quality problems of training, 2006. 55 p.
2. PakN.I. Non-linear learning technology. / / Computers & Education, 1997, № 5, p.11-14.
3. Seleucus G.K. Modern educational technology. M.: Education, 1998, 256 p.
4. Slastenin V.A., Rudenko N.G. On the modern approaches to the training of the teacher / / Educator, 1996, № 1.
УДК 373. S. 016 : 62
UDC 373. S. 016 : 62
А.А. КАЛЕКИН
доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, зав. кафедрой технологии и предпринимательства Орловского государственного университета
E-mail: [email protected]
A.A. KALEKIN
candidat tehnichesky Sciences, Professor, head of technology and entrepreneurship, of Orel State University E-mail: [email protected]
ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА ШКОЛЫ
ENGINEERING PEDAGOGY SCHOOL
Обосновывается использование инженерной педагогики при подготовке бакалавров педагогического образования для работы в профильных школах с индустриально-технологическим направлением профилизации старшеклассников в выборе профессий и специальностей сферы современного материального производства.
Ключевые слова: профильная школа, бакалавр технологии, инженерная педагогика школы, общеинженерная компетенция бакалавра технологии.
The article justifies the use of engineering pedagogy in the preparation of bachelors pedagogical education to work in specialized schools with industrial-technological direction specialisation high school students in the choice of professions and specialties spheres of modern material production.
Keywords: profile school, bachelor of technology, engineering pedagogy of the school, its competence bachelor of technology.
Технологическая революция ХХ1 века, связанная с интенсивным развитием и использованием нанотех-нологий, робототехники, биотехнологий и других перспективных технологий требует формирования в нашей стране, начиная с общешкольного образования, научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития.
Под технологической деятельностью человека понимается активное отношение к окружающему миру и последовательность использования приёмов при целесообразном преобразовании материалов, энергии и информации для создания материальных и духовных ценностей в интересах людей.
Происходящие в нашей стране изменения в системе производственных отношений приводит, в конечном счёте, к возникновению принципиально но-
вых форм трудовой технологической деятельности. Отсюда следует: человека надо со школьной скамьи целенаправленно готовить к деятельности в условиях новых общественных, производственных и нравственных отношений. В практику общеобразовательной и профессиональной подготовки молодёжи вводится принципиально новая идея профильного обучения, что в перспективе приведёт к сближению и в определённом смысле объединению общеобразовательной и начальной профессиональной школы.
Следует заметить, что общее (школьное) образование обслуживает, в основном, приобщение растущего человека к культуре и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Продолжается отчуждение школьников от содержания образования, которое не даёт
© A.A. Калекин © A.A. Kalekin
адекватной мировоззренческой картины, не позволяет составить предоставления обо всём пространстве труда людей, не даёт необходимой информации для построения обоснованных жизненных и профессиональных планов [4].
Под профильным обучением в общеобразовательной школе понимается специальная образовательная система, отличительными признаками которой являются:
• формирование классов, начиная с 9-го, определенного профиля согласно интересам школьника и его родителей, материалов тестирования, в которых ведущие учебные предметы имеют достаточно четкую профессиональную направленность;
• включение в учебный план профильных классов элективных курсов, спецкурсов и факультативов, раскрывающих содержание конкретного направления будущей профессиональной деятельности школьника;
• заменой трудовой подготовки школьника курсом профессиональной подготовки по соответствующему профилю;
• профессиональная (предпрофильная и профильная) подготовка школьников-старшеклассников организуется и ведется педагогами (бакалаврами, магистрами), получившими в вузе общеинженерную отраслевую технологическую подготовку, а также под патронажем кафедр (факультетов) вузов или других образовательных учреждений (НПО и СПО), которые несут наряду со школой ответственность за материальную базу, качество и результативность подготовки школьников при выборе профессий и специальностей после окончания школы в сфере современного материального производства.
Необходимость профильного обучения в старших классах школы диктуется следующими факторами [9].
Во-первых, профильное обучение берет на себя компенсаторную функцию коррекции содержания общего среднего образования, которое отстаёт от задач приближения его к требованиям рационального профессионального выбора молодыми людьми и сохраняет некоторую академическую заданность, выраженную в преподавании, «основ наук». Есть острая необходимость преодоления отчуждения школьников от содержания образования, которое не дает адекватной мировоззренческой картины, не позволяет составить представлений обо всем пространстве труда людей, не дает необходимой информации для построения обоснованных жизненных и профессиональных планов.
Во-вторых, у значительной части выпускников школы, вступающих в современный рынок труда, формируется запрос на новый тип образования, интегрирующий традиционное для нашей школы гимназическое образование с реальным, то есть позволяющим если не получить профессию, то составить четкое представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.
В-третьих, профильное обучение должно реализовать принципы вариативности и дифференциации содержания общего среднего образования в пределах единого образовательного пространства для формиро-
вания и удовлетворения индивидуальных образовательных запросов.
В-четвертых, профильное обучение развивает техническое мышление учащихся, творческие способности и нравственные стороны личности.
В-пятых, профильное обучение формирует систему знаний об основах конкретной отрасли производства и её специальностей.
Методологические основы профильного обучения развивают и конкретизируют идею трудовой школы в соответствии с новыми условиями и возможностями нашего общества. В рамках этой идеологии в систему общего школьного образования вводится принципиально новая составляющая, а именно целенаправленная подготовка молодёжи к выполнению в общественном производстве определённых видов трудовой деятельности.
Вузами совместно со школами разрабатываются специальные программы этой подготовки с учётом трудовых запросов данного региона, а также интересов и склонностей учащихся. Расширяется само представление о содержании подготовки школьников к производительному труду. Если в настоящее время в общеобразовательной школе его нередко соотносят с трудом производственно-физическим, то в системе профильного обучения возрастает роль труда интел-лектуализированного. Такой труд становится особенно актуальным в современных социально-экономических условиях, когда высокоинтеллектуальные технологии проникают во все сферы жизни, когда возрастает роль совмещения, взаимозаменяемости профессий, когда рабочий и менеджер должны в относительно короткий срок адаптироваться к новым производственным условиям [4].
С целью решения этих социально значимых задач в общеобразовательных школах, начиная с 8-го класса, создаются профильные классы с учётом трудовых запросов региона, интересов и склонностей учащихся.
Заслуживает внимания опыт Липецкого государственного технического университета, где профильная подготовка учащихся осуществляется на основе договора между школой и вузом. Учебный план составляется школой и соответствующим факультетом ЛГТУ утверждается педагогическим советом школы и ученым советом факультета [3].
Разрабатывается учебный план, как правило, с позиции единого организационно-методологического документа на период обучения с 8-го по 11 классы. Этот план профильного обучения обязательно доводится до сведения учащихся и их родителей при комплектовании 8-го класса. Каждый конкретный учебный план профильного класса содержит инвариантную и вариативную части. В вариативной части планируется углубленное изучение предметов избранного профиля, а также часы профессиональной подготовки. При обучении общеобразовательным предметам углубленного курса школа может использовать наряду с государственными авторские программы, которые утверждаются научно-методическим советом школы по предваритель-
ному согласию с институтом усовершенствования учителей и учёным советом факультета.
Таким образом, дальнейшее совершенствование общего образования будет развиваться в том достаточно значимом для государства плане, что значительная часть выпускников школы получит не только общее среднее образование, но и жизненно значимую профессиональную ориентацию на получение после окончания школы соответствующей профессии и специальности.
Демократично решаются системой профильного обучения и проблемы развития способностей и талантов учащейся молодёжи. Обеспечивается это, прежде всего, путём целенаправленного углубленного изучения отдельных учебных предметов и введением специальных предметов профессиональной подготовки. Именно этот, практически значимый и экономически эффективный путь, даёт возможность лучше готовить подрастающее поколение к жизни в современных социально-экономических условиях, к тому, чтобы работать и действовать в жёсткой конкурентной среде.
По этому пути идёт и Департамент образования г. Москвы. В частности, в 2013-2014 учебном году в г. Москве стартует пилотный проект по организации профильного обучения старшеклассников в вузах. При вузах будут сформированы классы, в которых школьники смогут не только получить предусмотренный законом объём знаний, но и подготовиться к поступлению в конкретное высшее учебное заведение. Подобные классы появятся в Высшей школе экономики, Московском госуниверситете путей сообщения, МИФИ и РГГУ, в них будет учиться 671 старшеклассник. В дальнейшем перечень вузов, участвующих в проекте, будет увеличиваться [7].
Цели профильного образования будут достигнуты, если старшеклассники будут иметь возможность в процессе освоения учебного материала испытать себя выполнением нескольких проб, которые включают освоение информации, трудовых операций технологических процессов и главное - оценочных отношений к планируемым и достигнутым результатам трудовой деятельности.
Анализ опыта профильного обучения показывает, что его нельзя свести только к проблеме подготовки школьников к трудовой деятельности. Педагогические средства профильного обучения предоставляют достаточно широкие возможности для взаимного обогащения содержания научно-методической и учебно-методической деятельности школы и вуза. В этом плане довузовская подготовка становится важным технологическим звеном, обеспечивающим непрерывность различных образовательных траекторий при переходе от общего среднего образования к заключительным этапам высшего профессионального.
Если считать, что основным практико-ориенти-рованным школьным предметом является « Технология», то ведущим педагогом в технологическом образовании и профессиональном самоопределении старшеклассников при выборе будущих профессий и специальностей, особенно в сфере современного материального про-
изводства, стоит учитель технологии (ныне бакалавр педагогического образования согласно ФГОС ВПО направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» профиля « Технология»).
Среди профилей в школе особое место занимает индустриально-технологическое направление, которое в большей степени, чем другие направления про-филизации, ориентирует старшеклассников на выбор профессий и специальностей в сфере современного материального производства.
Основная особенность индустриально-технологического профильного обучения образования заключается в его гибкости при условии общего старта всех школьников, избравших профиль, но различных финишей:
а) целевая интенсивная подготовка к поступлению в технические учебные заведения разного профиля и сложности;
б) целевая интенсивная подготовка к приобретению наукоемких и сложных исполнительских профессий;
в) подготовка к приобретению как рабочих, так и других профессий средней сложности.
Активная профориентация, тестирование, интервьюирование, рейтинговые оценки успешности, расширение вариативной части индустриально-технологического профиля и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса развития личности позволяют создать режим максимального благоприятствования для достижения высоких результатов целевого интенсивного продвижения учащегося вперед по линиям предпрофессионального и профессионального самоопределения.
В перспективе профильное обучение в школе, по замыслу, стремится переродиться в индивидуальные планы воспитательно-образовательного процесса развития личности, подготовки к выбору жизненного пути, плана непрерывного образования и деловой карьеры каждым учащимся. Это и следует считать одним из показателей социальной зрелости выпускника школы.
Успешность профильного обучения сегодняшних школьников, очевидно, определяет место России в современной и завтрашней цивилизации, положение страны в мировом разделении труда, создает предпосылки для возрождения новых производительных сил и производственных отношений.
В основе нового направления педагогического процесса лежит не только развитие потенциала каждого ученика, но и постоянное саморазвитие педагога.
По словам руководителя группы разработчиков стандартов второго поколения общеобразовательной школы А. М. Кондакова, «когда мы говорим о современном учителе и его конкурентоспособности, то мы, конечно, должны видеть в нем не только блестящего предметника, но и педагога - личность, человека, ко -торый должен чувствовать себя конкурентоспособным, спокойно общаться с представителями любой семьи, конфессии, культурной группы, он должен быть абсолютно конкурентоспособен по отношению к современным технологиям, Интернету, компьютерам и так далее.
Это очень сложная задача - подготовка такого учителя. На сегодняшний день система педагогического образования, за очень редким исключением, обеспечить подготовку такого учителя нам не может. Если мы говорим о стандарте второго поколения, то без решения ключевой проблемы - подготовки современного, конкурентоспособного учителя, который уважаем в обществе, - нам ничего не сделать» [1].
На первый план выходит личностный потенциал педагога, его установки и направленность его личности, готовность к проектированию своего профессионального развития.
Проблема совершенствования профессиональной подготовки бакалавра технологии имеет определенную специфику особенно при работе в профильных школах. Эта специфика предопределена тем, что в пределах одного класса учитель должен быть готов к профориентации школьников по различным индустриально-технологическим направлениям.
Чтобы готовить школьников к выбору будущих профессий, бакалавр технологии должен сам быть профессионально подготовленным, особенно в сфере современного материального производства.
Отсюда существенно возрастают требования к подготовке будущих бакалавров технологии. Бакалавру технологии предстоит в рамках одного и того же технологического профиля осуществлять подготовку старшеклассников по самым различным направлениям. Соответственно, требуется пересмотр содержания предметной подготовки будущих бакалавров технологии [8].
Однако практически осуществить подготовку будущих бакалавров технологии одновременно по нескольким индустриально- технологическим направлениям, на наш взгляд, невозможно. С одной стороны, подготовка будущих бакалавров технологии ограничена определенными временными рамками, а с другой - слишком широк и разнообразен круг формируемых технологических знаний и умений.
Поэтому встает вопрос о качестве образованности бакалавра технологии, его профессиональной компетенции, которая бы позволила бы ему осуществлять свою деятельность наиболее эффективным образом.
Отсюда, исследования по формированию в вузе профессионально компетентностных будущих бакалавров технологии для успешной работы в профильных школах, способствующих своими действиями профессиональной ориентации учащихся на продолжение обучения в средне специальных и высших профессиональных учебных заведениях и на трудовую деятельность в сфере современного материального производства, являются актуальными и перспективными в педагогической науке.
Сегодняшний образовательный стандарт высшего профессионального образования дает будущему бакалавру технологии только общетехническую ориентацию в сфере современного материального производства, не увязывая их с конкретной отраслью производства.
Подобная профессиональная подготовка будущего бакалавра технологии ограничивает его осведомлен-
ность о профессиях и специальностях современного производства, что не позволяет грамотно ориентировать школьников на выбор будущих профессий.
Общеинженерная деятельность занимает центральное место в структуре трудовой производственной деятельности человека. Следовательно, одной из главных функций бакалавра технологии является передача школьникам опыта осуществления этой деятельности. Именно поэтому формирование готовности бакалавра технологии к осуществлению общеинженерной деятельности признается нами в качестве приоритетной цели.
На наш взгляд, сегодняшний бакалавр технологии должен обладать общеинженерной подготовкой [8].
Что из себя представляет общеинженерная подготовка будущего бакалавра технологии и чем она отличается от общетехнической (заложенной в требованиях сегодняшнего государственного образовательного стандарта)?
Общеинженерная подготовка будущего бакалавра технологии по сравнению с общетехнической заключается в том, что здесь знания, умения, навыки и компетенции бакалавра «увязываются» с определенной отраслью материального производства. Поэтому не случайно при выявлении ценностных ориентаций городских и сельских школьников просматривается следующее: наиболее значимыми ценностями являются для них - это счастливая семейная жизнь, любовь, здоровье, свобода, независимость в действиях и поступках. Одновременно важнейшие социально-значимые ценности - такие как творчество, активная деятельная жизнь, интересная работа по созданию материальных ценностей и познание через обучение, отвергаются большинством подростков. Вот почему сегодняшние выпускники школ в основном идут на получение гуманитарных специальностей, а не технологических. Это еще раз подчеркивает важность технологической подготовки учащихся, формирование у них трудовой мотивации и подготовки к дальнейшей социальной адаптации в современных условиях развития общества.
Профессиональная компетентность будущего бакалавра технологии для работы в профильной школе в значительной степени определяется его уровнем общеинженерной подготовки, т. е. общеинженерной компетенцией.
Исходя из этого основной комплексной задачей подготовки будущего бакалавра технологии для работы в профильной школе является формирование у него общеинженерной компетенции, являющейся главной составляющей его профессиональной компетентности.
Общеинженерная компетенция бакалавра технологии профильной школы - способность применять инженерные знания отраслей современного материального производства, умения и личностные качества для формирования у школьников (особенно, у юношей) на уроках технологии в период предпрофильной подготовки и профильного обучения трудовой мотивации, стимулирование интереса к получению специальностей по профильным направлениям, востребованным в данном
регионе.
Подготовку будущих бакалавров технологии с общеинженерной компетенцией можно достичь за счет введения в их учебный план «практичных» специализаций, позволяющих им успешно работать в профильных школах, в которых учащиеся объединены по образовательно-профессиональным интересам, связанным с продолжением образования и со сферой их будущей трудовой деятельности.
В Орловском государственном университете для подготовки будущих учителей технологии к работе в профильных школах еще на стадии организации факультета технологии, предпринимательства и сервиса (1997 г.) в учебный план специальности «Технология и предпринимательство» (по нашей инициативе и решению УМО по педагогическому образованию Министерства образования и науки Российской Федерации) были введены две специализации, определяющие важные отрасли материального производства.
1. «Строительство и ремонт индивидуального жилья»;
2. «Крестьянская усадьба и семья (крестьянское хозяйство)».
Указанные специализации в настоящее время при подготовке бакалавров технологии в ОГУ трансформировались в учебном плане в отдельные технологические дисциплины (технология строительного производства и технология сельскохозяйственного производства) в виде прикладного бакалавриата, позволяя будущему педагогу обстоятельно получить знания в таких важных отраслях для нашего региона - Орловской области, как строительство и сельское хозяйство [9].
Для подготовки бакалавров технологии к работе профильных школах, реализующих свои знания по профессиональному самоопределению школьников в сфере современного материального производства, необходима особая педагогика, взаимодействующая с техническими науками. Такая педагогика имеется для технических вузов, осуществляющих подготовку высококвалифицированных специалистов с высшим техническим образованием и она называется инженерной педагогикой [5,6].
Бакалавр технологии не готовит из школьников технических специалистов, его главная задача - трудовое воспитание, а не обучение, т. е. способствовать старшеклассникам в самоопределении выбора будущей профессии и специальности в сфере современного материального производства. Поэтому для подготовки бакалавра технологии нужна не инженерная педагогика, а какая-то другая, использующая, по-видимому, базу инженерной педагогики, но выполняющая другую, то есть школьную задачу. Такую педагогику мы условно называем инженерной педагогикой школы [8,9].
В чем общее и в чем различие в понятиях «инженерная педагогика» и нами предлагаемой - «инженерная педагогика школы»?
В широком смысле слова если в словосочетании «инженерная» и «педагогика» имеется в виду использование педагогической науки для подготовки спе-
циалистов с высшим техническим образованием, то в словосочетании «инженерная педагогика школы» имеется в виду использование педагогической науки для подготовки в вузе бакалавров технологии с общеинженерными знаниями и умениями для их дальнейшей реализации в профильной школе при оказании помощи школьникам в их профессиональном самоопределении в сфере современного материального производства путем выбора профиля обучения.
Методология инженерной педагогики школы - это учение о наиболее общих закономерностях, принципах, методах жизненного и профессионального получения будущим бакалавром технологии в вузе инженерных знаний для их последующей реализации в школе при подготовке учащихся к обоснованному профессиональному самоопределению в сфере современного материального производства путем выбора профиля обучения в старших классах.
Вопрос о предмете инженерной педагогики школы - фундаментальная методологическая проблема. Категория «предмет науки» имеет онтологические и гносеологические измерения. Это означает, что она выражает объективную и субъективную стороны познания, а также изменение и развитие изучаемой действительности. Вот почему в историческом процессе изменяются взгляды на предмет всякой науки, в том числе и на предмет педагогики. При этом современная тенденция к дифференциации и интеграции наук изменяет и установившуюся систему педагогических наук. В этой области появилось много новых, пограничных с общей педагогикой направлений. Общая педагогика при этом остается базовой в системе педагогических наук.
Определяя предмет инженерной педагогики школы как науки, мы должны отделить его от предмета остальных наук - педагогических и непедагогических, для которых объектом изучения является обучение как дидактическая система.
Главное отличие инженерной педагогики школы от общей педагогики состоит в том, что в ней выдвигаются иные цели и утверждаются новые ценности формирования профессиональной компетентности бакалавра технологии с общеинженерной подготовкой. Ими становятся знания, умения, навыки, способности, необходимые бакалавру технологии профильной школы. Ее предметом являются педагогические системы подготовки учительских кадров (цель, закономерности, принципы, содержание образования, методы, формы организации и средства обучения), а также педагогические аспекты профессиональной деятельности бакалавра технологии профильной школы, способствующей на старшей ступени общего образования профессиональному самоопределению школьников (особенно юношей) в сфере современного материального производства.
Инженерная педагогика школы еще недостаточно представлена в науке как самостоятельная отрасль и не получила необходимого методологического обоснования как система педагогических категорий. Не были предметом специального исследования основные термины инженерной педагогики школы, их методологические
и регулятивные функции. Вместе с тем изучение опыта и теоретические изыскания позволяют сформулировать следующие определения объекта, предмета и задач исследования инженерной педагогики школы.
Объектом инженерной педагогики школы является педагогическая система высшего профессионального образования подготовки педагогических кадров - бакалавров технологии с общеинженерной компетенцией для работы в профильных школах с индустриально-технологическим направлением профилизации старшеклассников в сферу современного материального производства.
Предметом инженерной педагогики школы является проектирование и реализация содержания педагогической системы формирования общеинженерной компетенции будущего бакалавра технологии, способствующая профессиональному самоопределению школьников (особенно, юношей) на старшей ступени профильной школы в сфере современного материального производства.
Задачи исследования в инженерной педагогике школы:
1. разработка методологии и технологий проектирования педагогических систем подготовки учителей (бакалавров, магистров) технологии к работе в профильных школах;
2. изучение закономерностей, принципов функционирования и развития инновационного процесса подготовки бакалавра технологии к работе в профильных школах;
3. изучение процесса формирования бакалавра как личности и профессионала в условиях инновационной образовательной, научно-исследовательской и учебной деятельности;
4. изучение содержания и процесса (технологий) профессионального самоопределения учащихся в сфере современного материального производства.
Инженерная педагогика школы - самостоятельное направление в педагогике высшей школы, которая, взаимодействуя с техническими науками, технологиями и техникой, изучает теоретические проблемы подготовки бакалавров технологии профильных школ, классов с индустриально-технологическим направлением.
Инженерная педагогика школы базируется на педагогике высшей школы, инженерной педагогике и педагогике школы (раздел: жизненное и профессиональное самоопределение школьников).
Исходя из вышесказанного, проблема подготовки в вузе бакалавров технологии с общеинженерной компетенцией к работе в профильных школах, базирующая на инженерной педагогике школы, помогает школьникам через подготовленного педагога в профессиональ-
ном самоопределении осознанного выбора будущей трудовой деятельности в сфере современного материального производства, является актуальной для российской системы образования.
Вывод. 1. Анализ современного состояния подготовки в вузе будущих бакалавров технологии и реализуемая сегодня государственная политика в области общего образования - переход на профильное обучение в школах - показал необходимость и целесообразность введения в педагогическую науку нового понятия -«инженерная педагогика школы».
2. Дано понятийно-терминологическое определение инженерной педагогики школы и общеинженерной компетенции бакалавра технологии профильной школы.
Инженерная педагогика школы - самостоятельное направление в общей педагогике, базирующее на педагогике высшей школы, инженерной педагогике и педагогике школы (раздел: жизненное и профессиональное самоопределение школьников), которое взаимодействуя с приоритетными направлениями развития технических наук, технологиями и техникой, изучает теоретические и практические проблемы подготовки бакалавров технологии для работы в профильных классах (школах) с индустриально-технологическим направлением профи-лизации старшеклассников.
Общеинженерная компетенция бакалавра технологии профильной школы - способность применять в профильной школе инженерные знания, умения и личностные качества для формирования у школьников (особенно у юношей) на уроках технологии трудовой мотивации профессионального самоопределения в сфере современного материального производства.
3. Не все выдвигаемые положения бесспорны и однозначны, в частности в предлагаемой автором понятийно-терминологической трактовке «инженерной педагогики школы» и «общеинженерной компетенции бакалавра технологии профильной школы». Видимо, прав академик РАО В. В. Краевский, утверждая, что педагогика как наука единственна, но может быть приложена к различному контингенту воспитанников и обучающихся, поэтому и возникают новые трактовки к термину «педагогика» [2].
Такова ситуация в современной педагогике, как и в науке вообще. Тем не менее, автор, опираясь на многолетний опыт подготовки учителей (ныне бакалавров) технологии (как в должности декана, так и заведующего кафедрой технологии и предпринимательства Орловского государственного университета), обозначает свою позицию в контексте собственной целостной концепции системы высшего профессионального образования.
Библиографический список
1. Кондаков А.М. Стандарты второго поколения: преемственность и инновационность. // Учительская газета. 2008. № 41.
2. Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Изд. центр «Академия», 2006.
3. Куприянов М.П. Профильное обучение: теоретические основы, технологии, опыт внедрения / М. П. Куприянов, Т.А. Герасименко, О.П. Околелов, Н.З. Поповичева // Инновации в высшей технической школе России: Вып. 2. Современные технологии в инженерном образовании: Сб. ст. М.: МАДИ (ГТУ), 2002.
4. Лернер П. С. Проблемы проектирования профильного образования старших школьников. / Инновации в высшей техни-
ческой школе России: Вып. 2. Современные технологии в инженерном образовании: Сб. ст. - М.:МАДИ (ГТУ), 2002.
5. Методология инженерной педагогики / А. А. Кирсанов, В. М. Жураковский, В. М. Приходько, И. В. Федоров. М.: МАДИ (ГТУ); Казань: КГТУ, 2007
6. Основы инженерной педагогики / А. А. Кирсанов, В. М. Жураковский, В. М. Приходько, И. В. Федоров. М.: МАДИ (ГТУ); Казань: КГТУ, 2007.
7. Правительство Москвы //Поиск. 2013. №36.
8. Калекин А.А. Теоретико-методологические основы системы отраслевой подготовки бакалавра педагогического образования к работе в профильной школе (с индустриально-технологическим направлением профилизации старшеклассников): Монография /А.А. Калекин.-Орёл: Изд-во ОГУ, 2012.
9. Калекин А.А. Система технологической подготовки бакалавра педагогического образования к работе в профильной школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (общетехнические дисциплины и трудовое обучение). М., 2012.
References
1. Kondakov AM Standards Second Generation : Continuity and innovation / A.M . Kondaks / / Teacher newspaper . 2008 . Number 41.
2. Kraevsky V. General Principles of Pedagogy / V. Krajewski . / M. Ed. Center «The Academy «, 2006.
3. Kupriyanov M.P. Profile Education : Theoretical foundations , technology, experience in implementing / MP Kupriyanov , TA Gerasimenko , OP Okolelov , NZ Popovicheva / / Innovations in Higher Technical School Russia : MY . 2 . Modern Technologies in Engineering Education : Sat Art. - Moscow: MADI (STU), 2002.
4. Lerner P.S. Design Problems professional education of senior School / PS Lerner . / Innovation in Higher Technical School Russia :MY . 2 . Modern Technologies in Engineering Education : Sat Art. - Moscow:MADI (STU ), 2002.
5. Metodologiya Engineering Education / AA Kirsanov, VM Zhurakovsky, Prikhodko V.M., I.V. Fedorov. Moscow: MADI ( STU); Kazan: Kazan State Technical University , 2007.
6. Osnovy Engineering Education / AA Kirsanov Zhurakovsky VM , VM Prikhodko, IV Fedorov . - Moscow: MADI (STU) ; Kazan: Kazan State Technical University , 2007.
7. Pravit lstvo Moscow / / Search is 2013 . - № 36.
8. Kalekin A.A. Theoretical and methodological foundations of the industry Bachelor of Teacher Education to work in a profile school (with the industrial- technological direction of profiling high school students) : Monograph / AA Kalekin. - Eagle Publishing House of the OSU, 2012.
9. KalekinA.A. System Technology Bachelor of teacher education to work in the specialized school : Author. dis. Dr. ped. Science. Specialty 13.00.02 - Theory and a training and education (technical disciplines and employment training). - M., 2012.