М.В. Шмелева
ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ СУВЕРЕННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ*
В настоящей статье рассматривается значение международно-правовой политики, основанной на нормах международного права, в мировой жизни современного общества. Формулируется вывод, что решать глобальные международные проблемы, в первую очередь проблемы безопасности в мире, можно только усилиями всех государств на основе четко выработанной единой политики.
Ключевые слова: международно-правовая политика, международное право, безопасность, субъекты международных правоотношений, концепция.
M.V. Shmeleva
SOLVING PROBLEMS OF INTERNATIONAL COOPERATION AMONG SOVEREIGN STATES THROUGH THE DEVELOPMENT OF A SINGLE INTERNATIONAL LAW POLICY
The author of this article considers the importance of international-law policy, based on the norms of international law, in the world of modern society. In the result of the research the author comes to the conclusion that to solve global problems, principally, security problems in the world, only by efforts of all States, based on clear and reasonable uniform policy.
Keywords: international law policy, international law, security, the subj ects of international relations, the concept.
Значение международно-правовой политики в мире и в России в частности -факт очевидный. Однако на сегодняшний день нет ни одного теоретического и практического исследования, объясняющего, в чем же заключается ее основное назначение. При этом именно анализ значения международно-правовой политики позволит проникнуть в сущность этого правового явления.
В условиях масштабной глобализации все более очевидно, что международное взаимодействие не способно выстраиваться без основы, которой может стать только единая международно-правовая политика. Такая политика приобрела большое значение для международных отношений с конца ХХ в., когда началось формирование единого взаимозависимого мира, т.е. мира, в котором не только страны третьего мира зависят от развитых стран, но все страны находятся в определенной зависимости друг от друга. Перед человечеством встают все новые и новые сложные проблемы, требующие коллективного решения. Так, с каждым годом увеличивается угроза ядерной катастрофы. Несмотря на действующие в мире международные договоры, сложившееся в мире недоверие между государствами приводит к постоянному накоплению и модернизации ядерного
© Шмелева Марина Владимировна, 2015
Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского и международного частного права, научный сотрудник научно-образовательного центра фундаментальных исследований (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail:tender@sarphil.com
* Работа выполнена при финансовой поддержке Саратовской государственной юридической академии, проект «Проблемы международно-правовой политики и их влияние на национальное законодательство» в рамках задания № 2014/205 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в 246 рамках базовой части государственного задания Миноборнауки России.
оружия. Кроме того, принятый Договор о нераспространении ядерного оружия1 фактически предоставил право иметь ядерное оружие не только крупным, но и небольшим странам и даже некоторым развивающимся.
Так, ст. IV Договора о нераспространении ядерного оружия предусмотрено, что содействие мирному использованию ядерной энергии обеспечивается положением о том, что ничто в данном договоре не может каким-либо образом толковаться как затрагивающее неотъемлемое право всех участников договора на мирное использование атомной энергии. Все это, безусловно, вызывает определенную тревогу, поскольку в руках человека оказалась возможность уничтожить целые страны, континенты и все живое на Земле. Следовательно, дальнейшая жизнь на планете сегодня зависит от отношений, складывающихся между странами.
Война стала величайшим преступлением перед всем человечеством. По мере постоянного совершенствования оружия количество ее жертв растет. Гибнут не только люди, но и плоды их многолетнего труда. В результате гражданской войны на Украине уничтожены более сотни жилых домов, много убитых и раненых. Кроме того, разрушению подверглись даже социальные и промышленные объекты: больницы, школы, предприятия2. Люди, оставшиеся в живых, не имеют жилья и нормального обеспечения, не могут защитить себя, свою семью и имущество от противоправных действий властей в своем государстве.
При этом даже такие губительные последствия войны на Украине не идут ни в какое сравнение с теми последствиями, которые могут иметь место, если возникнет ядерный конфликт между государствами. Военные действия с использованием ядерного оружия приведут не только к гибели миллионов человек, но и к радиоактивному загрязнению окружающей среды.
Ядерные катастрофы подтвердили, что на территории, подвергшейся заражению радиацией, жизнь человека становится просто невозможной. Так, от воздействия атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки к концу 1945 г. в связи с действием радиоактивного заражения и других пост-эффектов взрыва общее количество погибших составило от 90 до 166 тыс. чел.3 По истечении 5 лет общее количество погибших с учётом умерших от рака и других долгосрочных воздействий взрыва могло достичь или даже превысить 200 000 чел.4 Даже дети, рождавшиеся от женщин, подвергшихся радиоактивному заражению, имели серьезные онкологические заболевания и генетические отклонения.
Помимо угрозы ядерной катастрофы, имеет место постоянный рост экологических проблем, поскольку даже самая эффективная природоохранительная деятельность на внутригосударственном уровне не позволяет решить проблемы обеспечения охраны окружающей среды и экономного использования природных ресурсов в мировых масштабах. Вне пределов национальной юрисдикции каждого государства имеются общие природные ресурсы Космоса, Мирового океана и Антарктики, которые ежедневно подвергаются интенсивной эксплуатации.
На заседании Генеральной Ассамблеи ООН было отмечено, что Межправительственная группа Организации Объединенных Наций по изменению климата подтвердила серьезность проблемы и рекомендовала незамедлительно принять необходимые меры, поскольку последствия изменения климата будут опусто-
247
шительными5
Все эти изменения, произошедшие в мире вследствие обозначенных факторов, значительны для человечества и свидетельствуют о проблемах международного взаимодействия. Как предусмотрено в Концепции внешней политики Российской Федерации6, сложность стоящих перед международным сообществом задач требует выработки сбалансированной стратегии их решения, исходящей из взаимосвязанности проблем безопасности, социально-экономического развития и защиты прав человека.
К сожалению, исторические события свидетельствуют о том, что проблемы международного взаимодействия решаются, как правило, за счет использования силовых способов разрешения возникающих конфликтов, в ущерб правовым механизмам. И это, на наш взгляд, во многом обусловлено отсутствием отлаженных правовых механизмов взаимодействия на международном уровне.
Уставом ООН предусмотрено, что только обязательства, вытекающие из договоров и других источников международного права способны избавить грядущие поколения от бедствий войны, содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни населения7.
В связи с тем, что решать обозначенные проблемы можно только усилиями всех государств, возрастающее значение международно-правовой политики, основанной на нормах международного права, в мировой жизни современного общества представляется очевидным.
Современное международное право также переживает большие перемены. В частности, международная правовая система неизмеримо усложнилась, и практически стали стираться границы между международным частным и й международным публичным правом. Наметилась тенденция роста публично-3 правовой составляющей в регулировании отношений между физическими ли-^ цами (семейное, трудовое право), и частноправовой составляющей в публично-| правовых отраслях.
| Указанные обстоятельства также свидетельствуют о необходимости раз-
| работки международно-правовой политики, которая направляла бы развитие ° международного права в нужном мировому сообществу направлении.
0
| В России на сегодняшний день имеется немало интересных работ по вопросам
| политического развития мира. При этом, на наш взгляд, международно-правовая >§ политика не получила должного освещения. Так, в большинстве публикаций | международно-правовая политика рассматривается исключительно в контексте | какого-либо государства, например международно-правовая политика России8 | или международно-правовая политика Соединенных Штатов Америки9, что, '§ безусловно, негативно отражается на регулировании межгосударственных § взаимоотношений.
§ В диссертационной работе И.Г. Сердюкова справедливо отмечается, что «по-
1 нятие «международно-правовая политика» необходимо рассматривать в двух | самостоятельных смысловых контекстах, в зависимости от того, какие субъекты
участвуют в ее формировании: международного и национального права. В этой связи международно-правовую политику можно толковать как искусство управления международным сообществом посредством выработанных современным международным правом институтов, принципов и норм с присущей такому управлению необходимостью соблюдения баланса интересов всего междуна-
248
родного сообщества в целом и каждого государства в отдельности. Примени-
тельно же к национальным правовым системам анализируемое явление следует определить как систему приоритетов государства на международном уровне»10. К сожалению, в указанной работе исследуется только международно-правовая политика Российского государства.
Таким образом, существует потребность в разработке положений такой международно-правовой политики, которую можно было бы толковать как искусство управления международным сообществом и которая могла бы быть разделенной большинством.
На основании вышеизложенного можно заключить, что взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество в условиях быстроизменяющегося и противоречивого мира между всеми субъектами международных отношений требует научно обоснованной и продуманной юридической формы выражения политических целей и интересов мирового сообщества в виде адекватной и последовательной концепции международно-правовой политики.
Под концепцией международно-правовой политики в свою очередь понимается система взглядов на содержание, принципы и основные направления совместной внешнеполитической деятельности государств, центральной идей которой будет выступать создание тесного международно-правового взаимодействия суверенных государств и других субъектов международных отношений. Основу данной концепции должны составлять общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, положения Устава ООН как центральной международной организации, а также документы, разрабатываемые другими основными международными организациями, е
п
регулирующими международные отношения и обладающими универсальной и
к
легитимностью. а
Т5
Кроме того, поскольку, на наш взгляд, международно-правовая политика в
основана на сочетании международного общения и суверенитета, она должна I
базироваться как на нормах международного, так и нормах внутригосударствен- у
ного права. Следовательно, основой международно-правовой политики могут в с
отдельных случаях служить и внутригосударственные акты, содержащие пере- н
довой опыт межгосударственного сотрудничества. В данном случае речь идет I
5
именно о взаимодействии международного и внутригосударственного права: и
д
тем самым исключается верховенство как первого над вторым, так и второго е
с
над первым. I
Резюмируя изложенное, приходим к выводу о том, что концепция международ- I
но-правовой политики должна выступить непосредственным руководством к |
и
действию для всех субъектов международных отношений. Именно в данной №
го
концепции должны быть четко обозначены цели и приоритеты, стоящие перед 1 мировым сообществом на определенном историческом этапе развития нашей ^ планеты. 1
Безусловно, такая международно-правовая политика будет востребованной на практике, поскольку объективно способна отражать интересы всех субъектов международных отношений и позволит направить совместные усилия этих субъектов на решение глобальных мировых проблем.
На наш взгляд, инициатором разработки этой концепции должна выступить Россия, поскольку ее уникальное геополитическое положение позволяет ей иметь 249
доступ ко всем видам сырья и ресурсов, к большинству сухопутных и морских артерий, а также играть ведущую роль в международных отношениях.
1 См.: Договор о нераспространении ядерного оружия. Одобрен резолюцией 2373 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 12 июня 1968 г. Доступ с сайта Конвенции и соглашения ООН. URL:http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/npt.shtml (дата обращения: 30.05.2014).
2 URL: http://www.rg.ru/sujet /5202/index.html (дата обращения: 01.07.2014).
3 URL: http://www.rerf.or.jp/general/qa_e/qa1.html (дата обращения: 20.04.2014).
4 URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 21.04.2014).
5 URL: http://www.un.org/ru/sg/ messages/2007/climatechange07.shtml (дата обращения: 30.05.2014).
6 См.: Концепция внешней политики Российской Федерации: утверждена 12 июля 2008 г. № Пр-1440. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7 См.: Устав Организации Объединенных Наций. Принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8 См., например: Сердюкова И.Г. Международно-правовая политика современной России в сфере осуществления прав и законных интересов человека: общетеоретический аспект: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008; Пряхина Т.М. Международно-правовая политика современной России // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2003. С. 505 и др.
9 См., например: Конышев В.Н. Проблемы мировой политики в концепциях и политической практике американского неореализма: дис. . д-ра полит. наук. Н. Новгород, 2005.
10 Сердюкова И.Г. Указ. раб. С. 27.
РЕЦЕНЗИИ
И.Н. Сенякин, Т.А. Желдыбина РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ:
Власенко Н.А. Разумность и определенность в правовом регулировании. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 157 с.
I.N. Senyakin, T.A. Zheldybina REVIEW OF THE MONOGRAPH:
Vlasenko N.A. Reasonableness and certainty in the legal regulation. - M.: INFRA-M, 2015. - 157 p.
Выход в свет монографии Н.А. Власенко — заметное событие в юридической науке. Главная идея книги - разумность и определенность в правовом регулировании — является новаторской и в таком контексте представлена в юридической науке впервые.
Особую актуальность новой, знаковой в отечественной правовой науке монографии придает то обстоятельство, что в настоящее время разум и определенность не получили должного рассмотрения при всем многообразии и сложности кризисных явлений в праве.
Обзор юридической литературы по рассматриваемой тематике позволяет сделать вывод о том, что рецензируемое издание — одно из первых в современной правовой науке комплексных монографических исследований, охватывающих различные аспекты разумности и определенности в правовом регулировании.
Важно отметить, что издание под названием «Разумность и определенность в правовом регулировании» является продолжением научных изысканий автора1. Не вызывает сомнений тот факт, что рецензируемая монография является результатом длительной работы и глубоких раздумий автора. Знакомство с книгой убеждает нас в том, что в ней ведется поиск ответа на фундаментальный для современного правоведения вопрос - что происходит с правом, куда мы движемся и какие перспективы правового развития ожидают Россию?
Отмечая сильные стороны монографического исследования, прежде всего, необходимо выделить его сильную методологическую сторону. Сочетание си-
© Сенякин Иван Николаевич, 2015
Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Заслуженный юрист Российской Федерации, действительный член Российской Академии естественных наук
© Желдыбина Татьяна Анатольевна, 2015
Кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права, докторант (Саратовская государственная юридическая академия) 251