МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
К. А. Бекяшев*, Д. К. Бекяшев**
Вклад Российской Федерации в развитие современного международного права
Аннотация. В статье освещена роль международного права в регулировании современных международных отношений. Отмечено, что международное право является важнейшим инструментом управления деятельностью участников международных отношений. Особое внимание уделено роли России в современном международном праве. Проанализирована роль Российской Федерации в прогрессивном развитии международного права. Приведены примеры деятельности нашей страны по разработке проектов международно-правовых актов на современном этапе, а также выдвинутые Россией предложения по необходимости правовой регламентации наиболее значимых для международных отношений глобальных проблем современности. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что Российская Федерация в настоящее время является одним из гарантов международного права.
Ключевые слова: Российская Федерация, международное право, международные отношения, международные договоры, совершенствование международно-правовых норм.
001: 10.17803/1994-1471.2019.104.7.106-114
Как справедливо отмечает К. Алтер (США), изучение международного права необходимо для ученых, служащих правительств, фирм, неправительственных организаций, а также судей и журналистов для четкого понимания того, какое поведение субъектов международного права может расцениваться как правомерное. Однако заголовки средств массовой
© Бекяшев К. А., Бекяшев Д. К., 2019
информации и заявления политических лидеров о нарушениях международного права в сочетании с тенденцией человека делать акцент на негативном, а не на позитивном, способствуют неправильному пониманию того, что международное право часто или в основном оспаривается и нарушается. С этим трудно согласиться. Известный американский специалист по меж-
* Бекяшев Камиль Абдулович, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ, член Постоянной палаты третейского суда, арбитр Международного арбитража ООН по морскому праву, доктор юридических наук, профессор рrоfbеk@mаil.ru
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
** Бекяшев Дамир Камильевич, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры международного права Московского государственного института международных отношений (университета) МИД Российской Федерации (МГИМО МИД России) dаmbеk@уаndех.ru
119454, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, д. 76
дународному праву Л. Генкин указал на то, что никто не оспаривает того, что «почти все страны соблюдают почти все принципы международного права и почти все свои обязательства почти все время»1.
В настоящее время ситуация в мире крайне напряженная, появляются новые и усугубляются старые проблемы. В этой ситуации возрастает значение и роль международного права — важнейшего инструмента управления деятельностью акторов в международной жизни. На Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 16 февраля 2019 г. министр иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавров дал следующую характеристику последним событиям в мире: «После окончания холодной войны выбор был сделан в пользу "натоцен-тричности" и логики "ведущий — ведомый". Нелегитимные бомбардировки Югославии, ее расчленение и одностороннее признание независимости Косово, впервые после Второй мировой войны изменившие государственные границы на континенте, поддержка нелегитимного вооруженного переворота в Киеве, безоглядное расширение НАТО и размещение сил противоракетной обороны США в Европе, отказ Евросоюза принять уже согласованное Москвой и Брюсселем решение о возможном отказе от визового режима, дискриминация российских депутатов в ПАСЕ — звенья одной цепи. Добавлю также, что между Россией и Евросоюзом существовали официально одобренные "дорожные карты" по формированию четырех общих пространств от экономики и правосудия до науки и образования. Они сейчас практически забыты, никто о них даже не вспоминает, не говоря уже о том, чтобы работать по этим направлениям. То же самое можно сказать и про обязательство не укреплять свою безопасность за счет других, которое было одобрено на высшем уровне в документах ОБСЕ и Совета Россия — НАТО. Оно сейчас не просто забыто, а грубо попирается»2.
В заключение С. В. Лавров призвал к отказу от рецидивов колониального мышления, от философии «железных занавесов» и «санитарных кордонов».
Международное право призвано осуществить управление поведением всех акторов, участвующих в международных отношениях. Первое определение международного права в XVII в. разработал один из его основателей — голландский ученый и дипломат Гуго Гроций: «Международное право есть то, что по воле всех или многих народов получило обязательную силу». В XVII—XIX вв. сторонники естественного права считали международное право совокупностью правил взаимных отношений народов. Международники-позитивисты подразумевали под международным правом совокупность положительных договорных или законодательных норм, касающихся международных и вообще внешних сношений государств. Интернационалисты-юристы определяли его как совокупность правовых норм, регулирующих взаимные отношения, взаимные права и обязанности государств и их поданных в сфере организованного международного общения3.
В международно-правовой литературе предложены более 100 определений международного права. Некоторые даже отрицают существование такого права (например, англичанин Дж. Остин)4.
Основная функция международного права сводится к поддержанию международного мира, разрешению возникших конфликтов и обеспечению сотрудничества государств.
Российская Федерация стремится создавать такую стратегическую линию, которая в конечном итоге, пусть и через продолжительный исторический период, обеспечит нашей стране устойчивость и независимость.
Как справедливо отметил С. В. Лавров, «мы хотим, чтобы вокруг нас было безопасно, чтобы в мире существовал порядок, который опирает-
1 См.: Alter K. The Future of International Law // The New Global Agenda. A. Shenker (ed.). Northwestern Public Law Research Paper № 17—18. August 2017. P. 25—26.
2 Информационный бюллетень МИД России. 2019. 15—17 февраля.
3 См.: Ульяницкий В. А. Международное право. М., 2010. С. 30.
4 См.: Weston В., Fаlk R., D'Amato A. International Law and World Order. N. Y., 1990. Pp. 25—26.
ся на международное право, потому что это — гарантия предсказуемости». Далее министр иностранных дел Российской Федерации заявил о следующем: «А нам нужна предсказуемость в наших планах, чтобы никто не пытался переиначить Устав ООН и существующие правила. Для развития нашего бизнеса, наших экономических связей с зарубежными странами, для инвестиций нам нужна предсказуемость и международно-правовой порядок»5.
Президент Российской Федерации В. В. Путин на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2015 г. предложил создать по-настоящему глобальный, универсальный фронт борьбы с терроризмом. «На основе международного права, — заявил он, — необходимо объединить усилия для решения стоящих перед нами новых проблем и создать по-настоящему широкую международную антитеррористическую коалицию»6. Эта проблема остается сегодня весьма актуальной. Однако США и ЕС избегают диалога с Россией по данному вопросу.
Россия проводит самостоятельный и независимый курс, который продиктован ее национальными интересами и основой которого является безусловное уважение международного права (п. 21 Концепции внешней политики Российской Федерации 2016 г.7).
Ключевым условием достижения стабильности в международных отношениях является верховенство права. Как отмечает министр иностранных дел РФ С. В. Лавров, отход от этого принципа, какими бы благовидными предлогами он ни обставлялся, будет разрушать фундамент, на котором зиждется вся система международных отношений8.
Как отмечается в п. 26 Концепции внешней политики Российской Федерации 2016 г., наша страна намерена: а) поддерживать коллектив-
ные усилия по укреплению правовых основ в межгосударственных отношениях; б) противодействовать попыткам отдельных государств или групп государств подвергать ревизии общепризнанные нормы международного права, отраженные в Уставе ООН 1945 г., Декларации о принципах международного права 1970 г., Заключительном акте Хельсинки 1975 г.; в) содействовать кодификации и прогрессивному развитию международного права, прежде всего осуществляемым под эгидой ООН, достижению универсального участия в международных договорах, их единообразному толкованию и применению; г) продолжать усилия по совершенствованию санкционного инструментария ООН, вести дело на коллегиальной основе после всесторонней проработки, прежде всего с учетом их эффективности для решения задач поддержания международного мира и безопасности и ненанесения ущерба гуманитарной ситуации; д) вести дело к завершению международно-правового оформления Государственной границы Российской Федерации, а также границ морского пространства, в отношении которого она осуществляет суверенные права и юрисдикцию, при безусловном обеспечении национальных интересов России.
Североатлантический блок (НАТО), будучи военно-политическим союзом США, Канады и западноевропейских стран, стремительно наращивает военные объекты вблизи границ Российской Федерации. Он имеет военные базы в Грузии, Румынии и на территории прибалтийских стран. Войска НАТО вводятся в арктические районы. В своей предвыборной программе Президент США Д. Трамп говорил о том, что Североатлантический блок устарел и должен быть распущен. Однако в дальнейшем он свое мнение изменил. На 70-й сессии Генеральной
Информационный бюллетень МИД России. 2019. 3 апреля.
70-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Владимир Путин принял участие в пленарном заседании юбилейной, 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/50385 (дата обращения: 12.04.2019).
Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6886.
Лавров С. В. Международные отношения в зоне турбулентности — где точки опоры? // МИД России. Информационный бюллетень. 2011. 20 дек. С. 4.
5
6
7
8
Ассамблеи ООН В. В. Путин обратил внимание на неправомерность расширения НАТО на Восток. «Однако блоковое мышление времен холодной войны и стремление к освоению новых геополитических пространств у некоторых наших коллег все еще, к сожалению, доминируют. Сначала продолжена линия на расширение НАТО, — отметил В. В. Путин. — Спрашивается: ради чего, если Варшавский блок прекратил свое существование, Советский Союз распался? А тем не менее НАТО не только остается, она еще и расширяется, так же как ее военные инфраструктуры»9.
Военная активность США и НАТО в Грузии является основной угрозой для региональной безопасности. Вызывающий характер носят регулярно проводимые на грузинской территории учения государств-членов и партнеров Североатлантического блока.
Создание НАТО военных баз у границ России и тем самым угроза силой является нарушением норм международного права, что противоречит п. 4 ст. 2 Устава ООН. Вопрос расширения НАТО на Восток — одна из наиболее болезненных тем для нашей страны. При этом данные НАТО и лидерами ее государств-членов обещания по недопустимости этого так и остались пустыми словами. Мы согласны с точкой зрения Президента России В. В. Путина в том, что отсутствие закрепления на бумаге гарантий нерасширения НАТО на Восток — ошибка Президента СССР М. С. Горбачева. Как справедливо отмечает В. В. Путин, «при решении вопроса об объединении Германии и последующем выводе Советских войск из Восточной Европы официальные лица в США и руководство альянса, в частности генсек НАТО 1988—1994 гг. Манфред Вернер, заверяли СССР в том, что восточная граница НАТО не будет отодвинута дальше, чем тогдашняя восточная граница ГДР. Это не было зафиксировано на бумаге. Это ошибка, но уже со стороны Горбачева. В политике нужно вещи фиксировать. Даже фиксированные вещи часто нарушают.
Он просто поговорил и решил, что все на этом закончено. Это не так»10.
В 1995 г. международное сообщество создало Всемирную торговую организацию (ВТО), в которой участвуют более 160 государств, в том числе Российская Федерация. Она предназначена для того, чтобы обеспечить применение объективных рыночных законов. Согласно принципам ВТО все государства должны действовать на основе прозрачных, совместно выработанных правил. Эти правила подразумевают свободу торговли, инвестиций, открытую конкуренцию. Однако вместо этого США и ЕС применяют односторонние санкции, цель которых — устранить конкурентов на рынке.
По своей правовой природе санкции являются односторонними принудительными мерами, они противоречат основополагающим принципам международного права: суверенное равенство государств, сотрудничество и равноправие государств. Эти принципы закреплены в Уставе ООН и являются высшими, императивными.
Несмотря на серьезные усилия государств по защите природной среды, проблемы экологии с каждым годом все более обостряются. В особенности это касается выбросов вредных веществ в атмосферу. Как заявил на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН В. В. Путин: «Да, устанавливая квоты на вредные выбросы, используя другие по своему характеру тактические меры, мы, может быть, на какой-то срок и снимем остроту проблемы, но, безусловно, кардинально ее не решим. Нам нужны качественно иные подходы. Речь должна идти о внедрении принципиально новых природоподобных технологий, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в гармонии и позволят восстановить нарушенный человеком баланс между биосферой и техносферой. Это действительно вызов планетарного масштаба»11.
Нами неоднократно было высказано мнение о необходимости разработки всеобъемлющей конвенции по окружающей среде, в которой
9 Лавров С. В. Указ. соч.
10 Путин рассказал об ошибке Горбачева, связанной с НАТО // URL: https://ria.ru/20170613/1496354319.html (дата обращения: 12.04.2019).
11 Путин рассказал об ошибке Горбачева, связанной с НАТО.
должны быть кодифицированы основополагающие принципы и нормы международного права окружающей среды. Считаем, что актуальность этого предложения в последнее время значительно возросла.
В настоящее время Конференция ООН по разоружению остается единственной площадкой для обмена мнениями по ключевым вопросам контроля над вооружением, разоружением и нераспространением оружия и многостороннего диалога в области глобальной безопасности и стабильности. В рамках этой Конференции Россия предложила разработать многосторонний юридически обязывающий инструмент по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве.
Россия и Китай внесли на Конференцию по разоружению проект договора о предотвращении размещения вооружения в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов. Угроза вывода оружия в космическое пространство приобретает вполне реальный характер.
В настоящее время эффективная борьба с распространением оружия массового уничтожения приобретает особое значение для поддержания глобальной и региональной стабильности, для надежного обеспечения безопасности всех без исключения государств. Эта проблема, безусловно, считается ключевой в современном мире12. На заседании Совета Безопасности ООН 26 сентября 2018 г. министр иностранных дел РФ С. В. Лавров по этому поводу заявил следующее: «Как и пятьдесят лет назад, когда был открыт к подписанию Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), наша страна остается приверженной достижению цели избавления мира от ядерной угрозы. При этом необходим безусловный учет всех факторов, влияющих на стратегическую стабильность, а в процессе переговоров должны принимать участие все страны, обладающие
военно-ядерным потенциалом. Устремления ряда стран к запрещению ядерного оружия в отрыве от основополагающих принципов ДНЯО не смогут увенчаться успехом и лишь создают двусмысленность в дальнейших подходах к нераспространению оружия массового уничтожения»13.
Принимая во внимание возрастающие угрозы применения террористами химических веществ и биологических агентов в качестве оружия, в 2016 г. Российская Федерация выступила с инициативой по разработке на Конференции по разоружению проекта международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма. Такая конвенция устранит имеющиеся в международном праве проблемы в контексте противодействия оружия массового уничтожения терроризму.
В XXI в. наиболее актуальной является борьба с международным терроризмом в различных его проявлениях. По мнению некоторых авторов, сформировалась отрасль международного права — международное антитеррористическое право14. Заключено более 15 универсальных международных договоров.
Российская Федерация находится в авангарде борьбы с этим очень серьезным преступлением. События в Сирии являются убедительным подтверждением этому. Антитеррористическая политика России заключается в необходимости объедения усилий всех городов в борьбе с терроризмом и распространением теридеологии на основе международного права, Устава ООН, согласованных международных антитеррористических стандартов. Россия выступает против размывания основ международного контртерроризма проблематикой «противодействия насильственному экстремизму».
Другой актуальнейшей проблемой являются преступления в сфере информационных технологий. Российская Федерация является одним из наиболее активных инициаторов и действу-
12 Подробнее об этом см.: Бекяшев К. А. Международное публичное право : учебник. М. : Проспект, 2019. С. 516—518.
13 Информационный бюллетень МИД России. 2018. 26-30 сент. С. 24.
14 В частности, см.: Международное публичное право : учебник / отв. ред. К. А. Бекяшев. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2008. С. 883—904.
ющих лиц в сотрудничестве по борьбе с этим негативным явлением. В частности, 17 декабря 2018 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 73/187 по противодействию использования информационно-коммуникационных технологий в преступных целях, проект которой был подготовлен Российской Федерацией. Согласно документу Генеральная Ассамблея ООН обеспокоена увеличением числа и видов преступлений в цифровом мире и их влиянием на стабильность критической инфраструктуры государств, предприятий и физических лиц, в связи с чем просит Генерального секретаря ООН запросить у государств-членов данные о проблемах, с которыми они сталкиваются в области противодействия использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях, и на основе этой информации представить Генеральной Ассамблее ООН доклад на 74-й сессии. Министр иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавров на 73-й сессии данного органа ООН в сентябре 2018 г. заявил, что «Россия считает необходимым разработать конвенцию по борьбе с киберпреступностью и выработать под эгидой ООН глобальные правила ответственного поведения государств в информационном пространстве»15.
В последние годы усилия США направлены на расшатывание международного права, подмену его принципов и норм угодными им правилами. Так, в настоящее время они стремятся свергнуть в Венесуэле президента этой страны Н. Мадуро и установить там угодный им режим. Лидеры США открыто заявляют, что следующими на очереди являются Никарагуа, Куба и другие государства с неугодными для США политическими режимами.
В начале 2019 г. США в одностороннем порядке вышли из Договора о ракетах средней
и меньшей дальности 1987 г. Причем выдвинули надуманные обвинения в адрес России для своего одностороннего выхода из Договора, что является нарушением международного права. Предмет этого Договора затрагивает жизненные интересы не только россиян и американцев, а население всей нашей планеты. Поэтому односторонние действия США противоречат общему международному праву.
Для нас, как специалистов, очевидно, что США чрезвычайно часто нарушают международное право.
В подтверждение приведем несколько примеров. Например, в резолюции Генеральной Ассамблеи 38/7 от 2 ноября 1983 г. военная операция США в Гренаде в октябре 1983 г. была однозначно квалифицирована как «грубое нарушение международного права». Аналогичным образом Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 41/138 от 20 ноября 1986 г. осудила военное нападение США на Ливию в 1986 г., квалифицировав его как «нарушение Устава ООН и международного права». Объясняя кровавую и разрушительную операцию против Союзной Республики Югославии с 24 марта по 10 июня 1999 г., Президент США Б. Клинтон говорил о необходимости «восстановления мира», «ограничения военного потенциала»16 и т.п. Незаконное изъятие российской государственной собственности в г. Сан-Франциско и г. Нью-Йорке — это также нарушение международного права17.
КНР в настоящее время создает систему «Один пояс — один путь»18. Многие государства понимают, что она является конкурентом тому, что сейчас происходит в мире. Эта система является глобальной. Она не ограничивается Евразийским материком, а входит в Юго-Восточную Азию, Африку и Латинскую Америку. Разумеется, эта система окажет заметное влия-
15 Комитет Генассамблеи ООН одобрил российскую резолюцию по борьбе с киберпреступностью // URL: https://tass.ru/politika/5789739 (дата обращения: 15.04.2019).
16 О нарушениях США международного права см.: Информационный бюллетень МИД России. 2019. 11— 13 января.
17 Подробнее об этом см.: Антонов рассказал, что осмотрел здание заблокированного генконсульства РФ в Сан-Франциско // URL: https://tass.ru/politika/5673460 (дата обращения: 15.04.2019).
18 Подробнее см.: Стратегия экономического развития «Один пояс — один путь» // URL: https://ria. ru/20170514/1494097368.html (дата обращения: 15.04.2019).
ние на развитие международного права. Будут модернизированы существующие отрасли и, вероятно, созданы новые (например, международное транзитное право). В ближайшее время значительно укрепится право ЕАЭС. Международные технические регламенты, являющиеся наднациональными по юридической основе, будут регулировать все производственные и экономические вопросы.
Настало время совершенствования Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь. В соответствии с Приоритетными направлениями и первоочередными задачами развития Союзного государства на 2018—2022 годы перед Россией и Белоруссией стоит задача по выравниванию условий для экономического сотрудничества на основе международного права.
В последние годы обострились проблемы освоения ресурсов и пространств Арктики. Налицо ряд фактов, предопределяющих необходимость углубления в регионе международного общения. Утвержденная Президентом России Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года способствует еще более масштабному вовлечению Арктической зоны Российской Федерации в международное сотрудничество19. С. В. Лавров на V Международном арктическом форуме «Арктика — территория диалога» 9 апреля 2019 г. обратил внимание на следующее: Россия, имеющая самую большую арктическую зону, неизменно рассматривает Арктику как территорию мира, конструктивного взаимодействия и добрососедства. «Последовательно продвигаем позитивную, объединительную арктическую повестку дня во имя эффективного решения проблем, с которыми сталкивается наш регион, располагающий уникальной, но крайне уязвимой экологической системой. Его устойчивое развитие возможно только при от-
ветственном и бережном подходе, при безусловном отказе от архаичных геополитических игр с "нулевой суммой"»20.
Международное право должно, образно говоря, привести в движение Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Она принята на саммите ООН в 2015 г. и одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 г. Повестка дня — это план действий для людей, планеты и процветания. Она также направлена на укрепление всеобщего мира в условиях большой свободы.
Этот план будет осуществляться всеми странами и всеми заинтересованными сторонами. Государства, говорится в преамбуле упомянутой выше резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, преисполнены решимости избавить человечество от тирании, нищеты и нужды и исцелить и обезопасить нашу планету. Государства полны решимости предпринять смелые реформаторские шаги, которые настоятельно необходимы для того, чтобы вывести мир на траекторию устойчивого и жизнестойкого развития.
В Повестке дня содержатся 17 целей в области устойчивого развития и 169 задач. Они предусматривают продолжение работы, начатой в период действия целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Они носят комплексный и неделимый характер и обеспечивают сбалансированность всех трех компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического.
Все 17 целей могут быть реально осуществлены, если будут обеспечены международно-правовыми нормами.
В своем Послании Федеральному Собранию 20 февраля 2019 г. Президент России В. В. Путин следующим образом оценил роль нашей страны в международных делах сегодня и в будущем. «Россия была и будет суверенным, независимым государством. Это просто аксиома. Она будет либо такой, либо вообще ее не
19 Арктика. Предложения к дорожной карте международного сотрудничества / А. В. Загорский, Д. К. Бекяшев, А. И. Глубоков, П. В. Саваськов, Е. Н. Хмелева ; гл. ред. И. С. Иванов. М. : Спецкнига, 2012. С. 13.
20 На Арктическом форуме в Петербурге Лавров заявил о совместном развитии региона // URL: politexpert. net/region/spb/147955-na-arkticheskom-forume-v-peterburge-lavrov-zayavil-o-sovmestnom-razvitii-regiona (дата обращения: 15.04.2019).
будет. Для всех нас это должно быть понятно, мы должны это понимать и осознавать. Россия не может быть государством, если она не будет суверенной. Некоторые страны могут. Россия — нет. Выстраивать отношения с нами — значит находить совместные развязки, причем самых сложных вопросов, а не пытаться диктовать условия. Приоритеты нашей внешней политики абсолютно открыты: это укрепление доверия, борьба с общими для всего мира угрозами, расширение сотрудничества в экономике, торговле, образовании, культуре, науке и технологиях, снятие барьеров для общения между людьми. Именно на этой основе мы ведем работу в ООН, а также в Содружестве Независимых Государств,
на площадках "Группы двадцати", БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества»21.
Такая оценка роли России в международных отношениях сегодня и в будущем абсолютно справедлива. Российская Федерация в настоящее время является одним из гарантов международного права.
Мы в полной мере согласны с К. Алтер в том, что, поскольку международное право опирается на веру людей в верховенство права, а альтернативы справедливому глобальному порядку действительно не существует, международное право будет уважаться законными правительствами и использоваться для оспаривания сомнительной политики государства22.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. 70-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Владимир Путин принял участие в пленарном заседании юбилейной, 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке // URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/50385 (дата обращения: 12.04.2019).
2. Антонов рассказал, что осмотрел здание заблокированного генконсульства РФ в Сан-Франциско // URL: https://tass.ru/politika/5673460 (дата обращения: 15.04.2019).
3. Арктика. Предложения к дорожной карте международного сотрудничества / А. В. Загорский, Д. К. Бекяшев, А. И. Глубоков, П. В. Саваськов, Е. Н. Хмелева ; гл. ред. И. С. Иванов. — М. : Спецкнига, 2012. — 40 с.
4. Бекяшев К. А. Международное публичное право : учебник. — М. : Проспект, 2019. — 1048 с.
5. Комитет Генассамблеи ООН одобрил российскую резолюцию по борьбе с киберпреступностью // URL: https://tass.ru/politika/5789739 (дата обращения: 15.04.2019).
6. Лавров С. В. Международные отношения в зоне турбулентности — где точки опоры? // МИД России. Информационный бюллетень. — 2011. — 20 дек.
7. Международное публичное право : учебник / отв. ред. К. А. Бекяшев. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2008. — 1008 с.
8. На Арктическом форуме в Петербурге Лавров заявил о совместном развитии региона // URL: politexpert. net/region/spb/147955-na-arkticheskom-forume-v-peterburge-lavrov-zayavil-o-sovmestnom-razvitii-regiona (дата обращения: 15.04.2019).
9. Путин рассказал об ошибке Горбачева, связанной с НАТО // URL: https://ria.ru/20170613/1496354319. html (дата обращения: 12.04.2019).
10. Ульяницкий В. А. Международное право. — М., 2010. — 269 с.
11. Alter K. The Future of International Law // The New Global Agenda / A. Shenker (ed.). — Northwestern Public Law Research Paper № 17—18. —August 2017. — Pp. 25—42.
12. Weston В., Fаlk R., D'Amato A. International Law and World Order. — N. Y., 1990. — 775 p.
Материал поступил в редакцию 20 апреля 2019 г.
21 Послание Президента Федеральному Собранию // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/59863 (дата обращения: 14.04.2019).
22 Alter K. Op. cit. P. 42.
CONTRIBUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION TO THE DEVELOPMENT OF MODERN INTERNATIONAL LAW
BEKYASHEV Kamil Abdulovich, Honored Scientist of the Russian Federation, Honored Lawyer of the Russian Federation, Member of the Permanent Court of Arbitration, Arbitrator of the International Tribunal for the Law of the Sea, Doctor of Law, Professor profbek@mail.ru
125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9
BEKYASHEV Damir Kamilevich, Doctor of Law, Docent, Professor of the International Law Department of Moscow State Institute of International Relations (MGIMO) dambek@yandex.ru
119454, Russia, Moscow, prospect Vernadskogo, d. 76
Abstract. The paper highlights the role of international law in the regulation of modern international relations. It is noted that international law is an essential tool for managing the activities of participants in international relations. Particular attention is given to the role of Russia in modern international law. The role of the Russian Federation in the progressive development of international law is analyzed. The authors give examples of the activities in the drafting of international legal acts at the present stage, as well as proposals put forward by Russia on the need for legal regulation of the most significant global problems of modernity for international relations. The conducted analysis suggests that the Russian Federation is currently one of the guarantors of international law.
Keywords: Russian Federation, international law, international relations, international treaties, improvement of international legal norms.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. 70-ya sessiya General'noj Assamblei OON. Vladimir Putin prinyal uchastie v plenarnom zasedanii yubilejnoj, 70-j sessii General'noj Assamblei OON v N'yu-Jorke // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/50385 (data obrashcheniya: 12.04.2019).
2. Antonov rasskazal, chto osmotrel zdanie zablokirovannogo genkonsul'stva RF v San-Francisko // URL: https:// tass.ru/politika/5673460 (data obrashcheniya: 15.04.2019).
3. Arktika. Predlozheniya k dorozhnoj karte mezhdunarodnogo sotrudnichestva / A. V. Zagorskij, D. K. Bekyashev, A. I. Glubokov, P. V. Savas'kov, E. N. Hmeleva ; gl. red. I. S. Ivanov. — M. : Speckniga, 2012. — 40 s.
4. Bekyashev K. A. Mezhdunarodnoe publichnoe pravo : uchebnik. — M. : Prospekt, 2019. — 1048 s.
5. Komitet Genassamblei OON odobril rossijskuyu rezolyuciyu po bor'be s kiberprestupnost'yu // URL: https:// tass.ru/politika/5789739 (data obrashcheniya: 15.04.2019).
6. Lavrov S. V. Mezhdunarodnye otnosheniya v zone turbulentnosti — gde tochki opory? // MID Rossii. Informacionnyj byulleten'. — 2011. — 20 dek.
7. Mezhdunarodnoe publichnoe pravo : uchebnik / otv. red. K. A. Bekyashev. — 5-e izd., pererab. i dop. — M. : Prospekt, 2008. — 1008 s.
8. Na Arkticheskom forume v Peterburge Lavrov zayavil o sovmestnom razvitii regiona // URL: politexpert.net/ region/spb/147955-na-arkticheskom-forume-v-peterburge-lavrov-zayavil-o-sovmestnom-razvitii-regiona (data obrashcheniya: 15.04.2019).
9. Putin rasskazal ob oshibke Gorbacheva, svyazannoj s NATO // URL: https://ria.ru/20170613/1496354319. html (data obrashcheniya: 12.04.2019).
10. Ul'yanickij V. A. Mezhdunarodnoe pravo. — M., 2010. — 269 s.