УДК 334.7
ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
С. В. Кесаева
В статье рассматривается проблема малого бизнеса на современном этапе развития. Проанализировано положение малого предпринимательства по Республике Северная Осетия-Алания и предложен комплекс мероприятий по поддержке и развитию предпринимательской деятельности на территории республики в течение 2009-2012 гг.
Ключевые слова: факторы, динамика развития
В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.
В российской истории развития малого бизнеса можно выделить ряд этапов.
Для первого этапа (1985 - 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-
психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.
Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается;
предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов,
направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу
Кесаева Светлана Валерьевна - СКГМИ, ассистент, соискатель, Е-шаД: [email protected]
для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию
предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития
предпринимательства.
Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового
потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
Заложенные основы рыночных
отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда
предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной
экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.
Развитие малого бизнеса было тесно связано с реализацией политики его налогообложения. В 1992 году была введена принципиально новая система
налогообложения.
За последние 15 лет можно выделить несколько заметных событий, произошедших в сфере налогообложения малого
предпринимательства. С 1991 года в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» малые предприятия,
занимающиеся приоритетными видами
деятельности, были освобождены на первые 2 года своей деятельности от уплаты налога на прибыль, а в третий и четвертый год уплачивали его не в полном размере. С 1994 года малые предприятия были освобождены от ежемесячных авансовых выплат налога на прибыль и НДС. Учитывая характерный для того времени уровень инфляции, это была весьма существенная преференция. С 1995 года малый бизнес получает ряд льгот в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В 1998 году был принят Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим на современном этапе сферу налогообложения является Налоговый кодекс РФ. В соответствии с действующим законодательством РФ существуют три подхода к налогообложению субъектов малого бизнеса:
обычная система налогообложения. В этом случае предприятия ведут бухгалтерский и налоговый учет и платят все налоги (в зависимости от сферы деятельности), в том числе: НДС, налог на прибыль, налог на имущество, ЕСН;
упрощенная система налогообложения учета и отчетности;
система налогообложения вмененного дохода.
При общей системе налогообложения, субъекты малого бизнеса, осуществляя
предпринимательскую деятельность и получая прибыль, уплачивают налог на прибыль. Налог на прибыль организаций действует на всей территории России и взимается с 1 января 2002 года в
соответствии с главой 25 НКРФ. Плательщиками налога на прибыль организаций являются предприятия, в том числе и малые, независимо от сфер деятельности и формы собственности.
Введение главы 25 НКРФ привело к
существенному реформированию системы налогообложения прибыли организаций, в первую очередь посредством установления открытых перечней доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы.
С 1 января 2005 года перечисление средств по налогу на прибыль (доход) осуществляется организациями только в федеральный и региональные бюджеты в размере 6,5 и 17,5 % соответственно.
Достаточно обременительным с точки зрения веса в совокупном объеме налоговых отчислений субъекта малого бизнеса, работающего по общепринятой системе налогообложения, является налог на добавленную стоимость. НДС относится к федеральным налогам, которые
устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Кроме того, НДС относится к косвенным налогам, так как конечным плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг). Как косвенный налог НДС влияет на процесс ценообразования и структуру потребления. При исчислении и уплате НДС каждый налогоплательщик ведет налоговый учет по этому налогу, который заключается в необходимости оформления Книги покупок, Книги продаж, журналов учета полученных и выданных счетов фактур, а также самих счетов фактур. После реформирования системы исчисления и взимания НДС, проведенного в конце 2003 года, применяются три основные ставки налогообложения им, а именно 0, 10 и 18%.
С 1 января 2004 года вступила в силу глава 30 НКРФ, в соответствии с которой малые предприятия обязаны исчислять и уплачивать налог на имущество организации. Устанавливают данный налог законодательные органы субъектов РФ, которые определяют налоговую ставку (не более 2,2%), порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по нему. В
настоящее время объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств за исключением земельных участков и иных объектов природопользования.
В Налоговый кодекс Российской Федерации глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» была введена Федеральным законом от 24 июля 2002 г. №104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса российской федерации и некоторые другие акты законодательства российской федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства российской федерации о налогах и сборах.»
Применение упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности
организациями, попадающими под действие настоящего Федерального закона № 104-ФЗ от 24.07.2002г., предусматривает замену уплаты совокупности установленных
законодательством Российской Федерации
федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
В соответствии с новой редакцией п.2 статьи 346.11 НК РФ с 1 января 2009 года организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, помимо единого налога обязаны уплачивать в ряде случаев и налог на прибыль.
Установлено пять случаев, когда организация, уплачивающая единый налог,
является также плательщиком налога на прибыль с исполнением всех обязанностей налогоплательщика в соответствии с главой 25 НК РФ (эти случаи предусмотрены пп.3 и 4 статьи 284 НК РФ). С 1 января 2009 года льгота, касающаяся освобождения от уплаты налога на прибыль организаций, применяющих
упрощенную систему налогообложения, не
касается доходов этих организаций, полученных в виде дивидендов и процентов по ценным бумагам. Организации, применяющие
упрощенную систему налогообложения, не
признаются плательщиками налога на
добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Добровольность перехода - это решение, которое организацией и индивидуальным
предпринимателем принимается самостоятельно
на основе критериев, которые определены статьей 346.12 НК РФ.
Условием перехода на упрощенную систему является соответствие требованиям ФЗ от 07.07.2003г №117-ФЗ, а именно, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ не превысил 15 млн. рублей (без НДС) с учетом коэффициента-дифлятора (Закон № 357 от 22.10.2007г. С помощью этого коэффициента производится учет инфляции. Теперь величина предельного размера доходов организации, в соответствии с которой имеет право перейти на УСНО, подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дифлятор, который устанавливается на каждый следующий календарный год и учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) РФ за предыдущий календарный год. Например, на 2007г. установлен коэффициент-дифлятор, необходимый для индексации величины предельного размера дохода равный 1,241 (Приказ Минэкономразвития России от 3 ноября 2006г. № 360). Величина
коэффициента-дифлятора в 2008 году составляла 1,34 (Приказ Минэкономразвития России от 22.10.2007г. №357)
Не попадают под действие упрощенной системы организации, производящие подакцизную продукцию; организации, имеющие филиалы или представительства; организации, занимающиеся игорным
бизнесом; кредитные организации; страховщики; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведения
бухгалтерского учета и отчетности; а также некоммерческие организации.
Объектом налогообложения
организаций в упрощенной системе признаются доходы, полученный за отчетный период, или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, который затем не может изменить объект в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы,
налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов, а если доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговая ставка составит 15 процентов.
В соответствии с пунктом 5 ст. 346.18 НКРФ при определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода, т. е. полученные доходы и осуществленные расходы в текущем квартале суммируются с доходами и расходами за предыдущие кварталы.
Особенностью налогообложения
организаций и индивидуальных
предпринимателей, перешедших на УСНО, является обязанность уплаты при определенных обстоятельствах минимального налога.
В соответствии с пунктом 6 ст. 346.18, НКРФ налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 процента от налоговой базы, которой являются доходы. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного
минимального налога. При этом оговорено, что налогоплательщик имеет право в следующие налоговые (но не отчетные) периоды включить разницу между суммой уплаченного
минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положением пункта 7 ст. 346.18 НКРФ.
Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных
действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации.
На основании главы 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененных доход для отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями)
- это система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей,
которая является специальным налоговым режимом, применяемом
налогоплательщиками в обязательном
порядке со дня введения его на территории субъектов РФ законами субъектов РФ. Эта система налогообложения применяется наряду с иными системами налогообложения (общим режимом налогообложения),
предусмотренной Министерством РФ по налогам и сборам, упрощенной системой налогообложения и системой
налогообложения индивидуальных
предпринимателей налогом на доходы физических лиц.
Законодательным органам власти
субъектов РФ предоставлено право определять порядок введения ЕНВД на территории соответствующего субъекта РФ, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится данный налог (в пределах перечня, установленного п.2 ст.346.26 НК РФ).
Согласно статьи 346.26 НК РФ субъекты РФ своими законами определяют:
порядок введения единого налога на вмененный доход на территории субъекта РФ;
виды предпринимательской
деятельности, в отношении которых вводится единый налог на вмененный доход в пределах перечня, установленного п.2 ст. 346.26;
Малое и среднее предпринимательство является стратегическим сектором экономики Республики Северная Осетия-Алания, субъекты которого занимают с учетом деятельности индивидуальных предпринимателей более 67% от общего числа учтенных в Статистическом регистре Росстата хозяйствующих субъектов республики.
На территории РСО-Алания в 2005 году функционировало 1915, в 2006 году - 1647, а в 2007 - 2038 малых предприятий.
Распределение отраслевой структуры по количеству малых предприятий отражено в табл. 1.
Число малых предприятий по видам экономической деятельности
(на конец года)
2005 2006 2007
Единиц В процентах к итогу Единиц В процентах к итогу Единиц В процентах к итогу
Всего 1915 100 1647 100 2038 100
из них:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 144 7,5 181 11,0 222 10,9
рыболовство 3 0,2 2 0,1 3 0,1
добыча полезных ископаемых 24 1,3 15 0,9 17 0,8
обрабатывающие производства 441 23,0 376 22,8 374 18,4
производство и распределение электроэнергии,газа и воды 12 0,6 8 0,5 11 0,5
строительство 208 10,9 88 5,3 231 11,3
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 697 36,4 611 37,1 724 35,5
гостиницы и рестораны 55 2,9 50 3,0 112 5,5
транспорт и связь 60 3,1 60 3,6 71 3,5
финансовая деятельность 28 1,5 21 1,3 24 1,2
операции с недвижимым имуществом, аре нда и предоставление услуг 163 8,5 151 9,2 169 8,3
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 1 0,0
образование 7 0,4 6 0,4 9 0,4
здравоохранение и предоставление социальных услуг 18 0,9 18 1,1 24 1,2
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 54 2,8 60 3,6 47 2,3
Данные таблицы показывают, что субъекты малого предпринимательства охватывают практически все основные виды экономической деятельности, при этом наибольший удельный вес от их числа приходится на сферу оптовой и розничной торговли, обрабатывающих производств и строительстве
Приоритетной формой собственности является частная, ее доля в общем количестве малых предприятий составляет почти 100 %.
По состоянию на конец 2005 на малых предприятиях РСО-Алания работало- 14547 человек, из них на постоянной основе - 13751, численность внешних совместителей составляла 373 человек, работников, выполнявших работы по договорам - 423 человек. На конец 2006 и на конец 2007 года численность была следующей: 10011 и 10335 человек соответственно, из них на постоянной основе работало 9555 и 9826
человек, число внешних совместителей составляло
- 331 и 355 человек, сотрудников, выполнявших работы по договорам - 125 и 154 человека.
Среднесписочная численность работников на малых предприятиях отдельных видов деятельности за 2007 год представлена на рисунке.
4500
4000
3500
3000
2500
2000
1500
1000
500
0
1 Ь
п\=>
□ среднесписочная численность работников(без внешних совместителей)
■ средняя численность внешних совместители работников, выполнявших
Строите
ЛЬСТВО
Транспорт и Операции с связь недвижимым имуществом
Среднесписочная численность работников на малых предприятиях отдельных видов деятельности в 2007 г.
Как видно из рис. наибольшее число работников малых предприятий в 2007 году было занято на обрабатывающих производствах - 4402 человека, из них на постоянной основе работало 4271 человек, в строительной отрасли работало 1834 человека, на постоянной основе - 1731; в сфере торговли - 1500 и 1438 соответственно; транспорт и связь - 306 человек, на постоянной основе 281; операции с недвижимым имуществом - 1148 человек, на постоянной основе - 1061. Приблизительно такая же численность кадров по отраслям наблюдается в 2005 и в 2006 годах. По итогам мониторинга, проведенного в 2008 году, среднесписочная численность работающих в сфере малого и среднего предпринимательства республики составляла около 37 тыс. человек, или 12,7% от численности занятого населения республики.
Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности за рассматриваемый период отображен в табл 2
Динамика изменений была следующей: 2006 год по отношению к 2005 - увеличение составило 7607717 тысяч рублей, в 2007 к 2005 - 2581,1 млн. рублей; но в 2007 по отношению к 2006 произошло уменьшение на 5026,7 млн. рублей.
В 2005 году наибольший оборот приходился на обрабатывающие производства - 43,7 % от всего оборота за данный год (3247916 тысяч рублей); на втором месте находится оптовая и розничная торговля - 34,8 % (2586998 тысяч рублей); на 3-ем месте - строительная отрасль - 7,4% от общего оборота (547716 тысяч рублей). Остальные имели незначительные значения.
В 2006 году распределение по сферам деятельности несколько изменилось. На
лидирующее место вышла оптовая и розничная торговля (63,1%) более половины от общего оборота за год. Увеличение по отношению к 2005 году произошло в 3,66 раза. По итогам года это отрасль внесла наибольший вклад в экономику республики. На втором месте обрабатывающие производства (28,2%), на третьем месте, как и в предыдущем году, строительная отрасль (5,1%). В 2007 году, снова, как и в 2005 году наибольший оборот приходится на сферу обрабатывающих производств(52,6%). Ведущими остаются те же самые направления: оптовая и розничная
торговля (25,7%) и строительство (11,3%). Удельный вес оборота малых
предприятий (без микропредприятий) в 2008 году в общем объеме оборота организаций по всем отраслям экономики Республики Северная Осетия-Алания равен 18,0%
Объем использованных инвестиций малых предприятий в 2007 по сравнению с 2005 возрос более чем в 3 раза и составил 284,6 млн.руб. В основном инвестиции направляются на обновление основных средств в торговле,
обрабатывающем производстве и строительстве.
Удельный вес прибыльный малых предприятий в 2007 году составил 74,8%, что на 4,2% больше чем в 2006. В 2007 году прибыль малых предприятий составила 120,4 млн. рублей.
В 2008 году на налоговом учете состояло 1686 малых предприятий, а в
2007 - 2038, но зато возросло на 1500 число индивидуальных
предпринимателей, которых в 2008 насчитывается в республике 18500, налоговая отдача в 2008 составила 1 миллиард 255 миллионов рублей или 19,9% от суммы налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания.
Динамика развития сферы малого и среднего предпринимательства, по данным статистической отчетности за 2006-2008 годы, характеризуется устойчивыми темпами роста основных экономических показателей
Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности
2GG5 2GG6 2GG7
Тыс. руб. В процентах к итогу Тыс. руб. В процентах к итогу Тыс. руб. В процентах к итогу
Всего 7424,4 iGG i5G32,2 iGG iGGG5,5 iGG
из них:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство i5S,3 2,i SS,G G,6 i2i,S i,2
рыболовство - - - - G,2 G,G
добыча полезных ископаемых 6S,i G,9 i73,4 i,i i97,6 2,G
обрабатывающие производства 3247,9 43,7 4237,5 2S,2 526G,G 52,6
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 26,3 G,4 64,2 G,4 26,9 G,3
строительство 547,76 7,4 763, i 5,i ii32,3 ii,3
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 25S6,9 34,S 94SG,i 63,i 2569,S 25,7
гостиницы и рестораны 4i,i G,i S,7 G,i 2G,5 G,2
транспорт и связь 4S4,4 6,5 ii4,G G,7 72,6 G,7
финансовая деятельность - - - -
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 274,3 3,7 56,9 G,4 5ii,6 5,i
образование G,4 G,G i,2 G,G i,7 G,G
здравоохранение и предоставление социальных услуг 6,3 G,i 6,2 G,G 74,i G,7
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг i9,7 G,3 3S,9 G,3 i6,4 G,2
Таблица 3
Динамика основных показателей деятельности малых предприятий Республики Северная Осетия-Алания за 2006-2008гг.
№ п.п Наименование показателей деятельности малых предприятий Темп роста в % к предыдущему году
2GG6 г. 2GG7 г. 2GGS г. (прогноз)
І. Оборот организации по малым предприятиям І І 6,5 i4G,S i29,S
2. Среднесписочная численность работников списочного состава iGG,9 iG4,i i3S,3
3. Рентабельность малых предприятий i,3 2, І 2,3
Индекс прироста объема производства по различным сферам деятельности в 2008 г. к 2007 г.
Виды деятельности 2008, В % к 2007 по Российской Федерации 2008 в % к 2007
Индекс промышленного производства 104,7 102,1
Строительство, млн. рублей 11399,4 100,3 112,8
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей 16348,3 96,2 109,1
Продукция сельского хозяйства, млн. рублей 13108,8 120,5 110,8
Грузооборот автомобильного транспорта, тыс.т-км 17800,6 81,9 104,7
Оборот розничной торговли, млн. рублей 37411,1 114,5 113,0
Реальные располагаемые денежные доходы 112,4 120,7
Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, рублей 9342,6 123,1 125,2
Численность официально зарегистрированных безработных на конец периода, тыс.человек 11,0 58,4 98,0
Индекс потребительских цен на товары и услуги 114,9 114,1
В сфере обрабатывающих производств индекс производства в 2008 году составил 103% в результате увеличения выпуска колбасных изделий на 11,4%, цельномолочной продукции -на 48,8%, минеральных вод - в 5,5 раза, постельного белья - на 34,4%. Одновременно сократилось производство спирта в 4,1 раза, кондитерских изделий - в 3,2 раза, мяса - на 23,7%, бетонной смеси - на 33,5%. Индекс производства по добыче полезных ископаемых в 2008 году составил 126,4% за счет увеличения добычи нерудных строительных материалов.
В республике за 2008 год на развитие экономики и социальной сферы предприятиями и организациями всех форм собственности использовано инвестиций в основной капитал в действующих ценах 16348,3 млн. рублей, что в сопоставимой оценке на 3,8% ниже уровня 2007 года.
В 2008 году введены в действие 2154 квартиры общей площадью 196,9 тыс.кв. метров, что превысило уровень 2007 на 12,1%.
Сбор зерна составил 520,4 тыс.тонн зерна (в весе после доработки, включая кукурузу), что составляет 173,8% к уровню 2007 года. В хозяйствах всех категорий произведено 55,9 тыс. тонн мяса (в живом весе), что составляет 104,7%, 186,2 тыс. тонн молока (112,7%), 111,7 млн. штук яиц (102,4%).
За 2008 год перевезено 166,8 тыс. тонн грузов, что на 37,4% меньше, чем в
2007 году. Грузооборот снизился на 18,1%.
Оборот оптовой и розничной торговли за 2008 год составил 37411,1 млн. рублей, увеличение к 2007 году составило в сопоставимых ценах 14,5%. Оборот индивидуальных
предпринимателей и торгующих организаций составил 17276,3 млн. рублей, что превышает 2007 год на 30,6%. Доля торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей в
2008 году в обороте оптовой и розничной торговли составила 46,2% (40,5% - 2007 год).
Однако уровень развития
предпринимательской деятельности на территории муниципальных образований значительно отличается от достигнутого республиканского уровня экономических показателей субъектов малого
предпринимательства. Так, итоги мониторинга числа зарегистрированных и фактически действующих в 2008 году субъектов малого и среднего предпринимательства свидетельствуют, что 57,7% из них зарегистрировано на территории городского округа г. Владикавказ, 12,4% - на территории
Моздокского района, число зарегистрированных на территории других муниципальных образований субъектов малого и среднего предпринимательства не достигает и 10%.
Аналогичная структура территориального размещения и по количеству фактически действующих субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таблица 5
Итоги мониторинга числа зарегистрированных и фактически действующих на территории Республики Северная Осетия-Алания субъектов малого и среднего предпринимательства за 2008 ____________________________________________год.____________________________________________
№ п.п. Наименование муниципальных образований Удельный вес в общей численности зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства Удельный вес в общем числе фактически действующих субъектов малого и среднего предпринимательства
% %
1. Алагирский район 4,0 3,3
2. Ардонский район 3,9 4,3
3. Дигорский район 2,0 1,9
4. Ирафский район 2,0 2,0
5. Кировский район 2,3 3,0
6. Моздокский район 12,4 15,4
7. Правобережный район 6,6 8,1
8. Пригородный район 9,1 9,5
9. Городской округ г. Владикавказ 57,7 52,5
ИТОГО: 100 100
Неравномерное территориальное размещение субъектов малого и среднего предпринимательства негативно сказывается на формировании налогооблагаемой базы муниципальных
образований. До 77,9 % суммы налоговых выплат субъектов малого и среднего предпринимательства в 2008 году получено по городскому округу г. Владикавказ; 6,6% по Моздокскому району; по семи другим муниципальным образованиям республики удельный вес налоговых выплат в общей сумме налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства составляет всего 15,5%.
Таким образом, одной из основных проблем развития предпринимательской деятельности в Республике Северная Осетия-Алания является структурная неравномерность по
территориальному и отраслевому признакам.
Действующая в республике система поддержки малого и среднего
предпринимательства включает финансовоимущественную поддержку, размещение
государственных и муниципальных заказов на малых и средних предприятиях, льготное кредитование крестьянско-фермерских и личных
подсобных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, консалтинговую и информационную поддержку, содействие развитию межрегионального и
международного сотрудничества и др.
По итогам 2008 года на субсидирование части затрат на уплату процентов по коммерческим кредитам, полученным субъектами малого и среднего предпринимательства, из республиканского бюджета выделено 17,9 млн. руб. что на 4,5% выше объема субсидирования в 2007 году.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд» в 2008 году доля участия субъектов малого и среднего предпринимательства республики в общем объеме произведенных работ и оказанных услуг для государственных нужд составила 77,6%.
Вместе с тем, перечисленные меры государственной поддержки в республике не соответствуют темпам и потребностям развития предпринимательской деятельности. Действующие механизмы финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ориентированы на стабильно работающие предприятия, в то время как наиболее актуальны вопросы обеспечения стартовых возможностей и механизмов организации деятельности вновь созданных предприятий.
В настоящее время, как свидетельствуют приведенные выше итоги развития малого и среднего предпринимательства,
предпринимательская деятельность сосредоточена преимущественно на территории городского округа г. Владикавказ в области торговли и оказания услуг (бытовых, транспорта и связи). Поэтому наиболее актуальны проблемы создания рабочих мест, обеспечения занятости
трудоспособного населения с учетом природноклиматической специфики и социально-
экономического потенциала муниципальных районов республики, в частности, горных территорий.
В этих целях на 2009-2012 гг. разработана Республиканская программа «Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания на 2009-2012 годы» в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Законом Республики Северная Осетия-Алания от 30 декабря 2008 года №63-РЗ «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания». Главной целью которой является обеспечение устойчивого развития сферы малого и среднего предпринимательства на основе выравнивания темпов и уровня развития предпринимательской деятельности на территории муниципальных образований республики,
оптимизации ее отраслевой структуры.
Для этого предлагается решение следующих задач:
создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие системы поддержки малого и среднего предпринимательства в республике;
совершенствование действующих и создание новых механизмов финансово-кредитной, имущественной, информационной, кадровой поддержки предпринимательской деятельности, поддержка внешнеэкономической деятельности;
развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;
привлечение инвестиционных
ресурсов и стимулирование
инвестиционной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства;
преодоление негативных последствий мирового финансового кризиса
Текущую координацию за
выполнение мероприятий Программы в установленные сроки осуществляет
основной разработчик - Комитет Республики Северная Осетия-Алания по развитию предпринимательства и сопровождению инвестиционных
проектов. Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Правительство Республики Северная Осетия-Алания.
Прогнозируемым конечным
результатом Программы является
повышение уровня развития
предпринимательской деятельности и расширение налогооблагаемой базы муниципальных районов республики,
приоритетное развитие сферы
производства в целях изменения отраслевой структуры малого и среднего предпринимательства. Планируется
ежегодный прирост от 50 до 100 малых и средних производств. Развитие
производственной сферы позволит увеличить долю малого и среднего
предпринимательства в формировании ВРП до 18 %.
Внедрение новых финансово-
кредитных механизмов расширит доступ предпринимателей к кредитным ресурсам и ускорит процессы организации и развития предпринимательских структур, что, в свою очередь, увеличит среднесписочную численность занятых в сфере малого и среднего
предпринимательства по отношению к общему числу занятых в экономике Республики Северная Осетия-Алания до 25%.
Бюджетные расходы и привлеченные внебюджетные средства позволят увеличить долю налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общей сумме налоговых доходов республики на 10%.
Литература
1. Упрощенка по-новому. Комментарий к главе 26,2 НК РФ М. Л. Пятов к.э.н. СПГУ
2. Статистическая отчетность по малым предприятиям РСО-Алания, 2007
3. Блинов А. О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. - М.: "Ось-89", 2001. - 336 с.
4. Федеральный закон от 24.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов российской Федерации о налогах и сборах.
5. Социально-экономическое положение Республики Северная Осетия - Алания за 2008 год// Северная Осетия - 2009 № 28
6. У бизнеса будет своя опытная площадка // Северная Осетия 2009 № 51
7. Республиканская программа «Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания на 2009-2012 годы»
Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
THE MEANING OF SMALL-SCALE BUSINESS FOR REPUBLIC OF NORTH OSETIA
S.V. Kesaeva
The article is devoted to the problem of small-scale business. Its meaning is analyzed for Republic of North Ossetia particularly. New supporting arrangements are offered for applying during 2009-2012 years
Key words: factors, dynamic of development