СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ SPECIAL TAX REGIMES IN DEVELOPMENT
SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA
Арсаева Индира Лечиевна Ст.преподаватель кафедры «Налоги и налогообложение», Чеченский государственный университет
[email protected] Аннотация
Малый и средний бизнес всегда являлись весомыми критериями поднятия экономики на более достойный уровень, как в России, так и в зарубежных странах. И имеют неоценимую роль в оздоровлении экономики в период экономических кризисов.
Но, к сожалению, на сегодняшний день в виду более эффективных и гибких программ стимулирования малый бизнес вносит заведомо большой вклад в экономики зарубежных стран по сравнению с Россией.
Экономическая политика России берет направленность на создание более благоприятных условий для малых предприятий, применяя при этом инструменты налогового администрирования. В числе, которых определенную роль играют специальные налоговые режимы, рассмотренные в данной статье.
Abstract
Small and medium businesses have always been important criteria for lifting the economy to a more adequate level, both in Russia and abroad. And have a valuable role in improving the economy during the economic crisis.
Unfortunately, to date, due to a more efficient and flexible programs to stimulate small business certainly makes a major contribution to the economy of foreign countries in comparison with Russia.
The economic policy of Russia is taking to create a more favorable environment for small businesses, applying the tools of tax administration. Among which a particular role played by special tax regimes, discussed in this article.
Ключевые слова: Предпринимательство, специальные налоговые режимы, малый и средний бизнес.
Keywords: Entrepreneurship, special tax regimes, small and medium businesses
Малое предпринимательство играет значительную роль в экономике и социальной сфере любого государства по целому ряду причин. Занятость населения, гибкость производства - это факторы, определяемые уровнем развития малых форм предпринимательства, без которых немыслимо внедрение передовых технологий, способствующих дальнейшему развитию экономики государства. Роль малого бизнеса в экономике зарубежных стран на голову выше, чем в экономике Российской Федерации. По числу малых предприятий РФ отстает от США в 93 раза, от Японии - в 7,7 раза, от Италии - в 4,7 раза; по доле вклада малых предприятий в ВВП РФ отстает от Франции в 5,6 раза, от США - в 4,7 раза; по доле занятых в малом бизнесе РФ отстает от Японии в 8,1 раза, от Италии - в 7,6 раза, от США и Франции - в 5,6 раза.
Дальнейшее развитие и модернизация малого бизнеса является одной из первостепенных задач экономической политики Российской Федерации.
В нашей стране на федеральном и региональном уровнях созданы и функционируют всевозможные программы, используемые в качестве стимулирования малого предпринимательства (например, льготное кредитование).
1 Мусаева Х. М., Иманшапиева М. М. Системы налогообложения субъектов малого бизнеса: опыт индустриальных стран и возможности его использования в условиях Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2011. № 8.
Однако, серьезное и зачастую определяющее значение для развития предпринимательской деятельности, как отмечают сами предприниматели, имеют налоговая нагрузка на предпринимательскую деятельность и сложность налогового администрирования. Поэтому изучение вопросов, связанных с регулированием малого предпринимательства, на сегодняшний день достаточно актуально. А регулирование данного вида предпринимательства, как было уже отмечено неоднократно, осуществляется посредством применения специальных налоговых режимов. Изучение специальных налоговых режимов обусловлено необходимостью оценки эффективности мер стимулирования малого бизнеса и выявления нереализованных возможностей.
Одной из главных причин повышения качества применения специальных налоговых режимов является также привлечение сбережений экономических активного населения в малый бизнес.
Вопросы налогообложения малого бизнеса необходимо рассматривать во взаимосвязи с остальными вопросами экономической политики государства. Однако, на деле складывается совсем иная ситуация. Например, в качестве критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству установлены - выручка от реализации или остаточная стоимость основных средств, а также численность работников за конкретный период времени и доля участия в первоначальном капитале.2 Однако в самом Законе № 209-ФЗ в качестве основных прописаны только два критерия: средняя численность работников и суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц и иностранных граждан, общественных и религиозных организаций и некоторых других. Конкретные значения выручки или балансовой стоимости в соответствии с Законом № 209-ФЗ определяются Правительством РФ.
2 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Следует отметить, что специальные налоговые режимы могут применяться не только субъектами малого бизнеса.
НКРФ установлены 5 видов специальных налоговых режимов:
1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН) -режим, которым пользуются производители сельскохозяйственной продукции.
2. Упрощенная система налогообложения (УСН) — режим направленный на понижение налоговой нагрузки субъектов малого предпринимательства.
3. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — специальный налоговый режим, при котором заранее устанавливается определенный предполагаемый доход налогоплательщика.
4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — система налогообложения которая выгодна как инвестору, так и государству. В первом случае имеются условия для вклада средств в поиск, разведку, а также добычу полезных ископаемых, а во втором государство приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности.3
5. Патентная система налогообложения. Вид специального режима, которым могут пользоваться только индивидуальные предприниматели. В данном случае индивидуальные предприниматели имеют право получить патент на осуществление какой-либо деятельности, тем самым освобождаясь от уплаты некоторых налогов.
Таким образом, есть два пути налогового стимулирования малого бизнеса: в рамках действующей системы налогов; посредством льгот и создания специальных налоговых режимов с особым порядком исчисления налогов, налогового учета и налогового администрирования. Оба этих пути имеют как свои достоинства, так и недостатки. В условиях РФ вполне
3 Налоговое право (серия «Краткий курс»), стр.183. Викторова Н. Г., Харченко Г. П. Санкт-Петербург, издательство «Питер», 2008
оправдано применение второго пути. Суть проблемы заключается в том, что если в рамках общего режима налогообложения налоговые льготы, которые призваны стимулировать экономические процессы, не предусмотрены налоговым законодательством, то они должны быть определены в законодательном порядке в специальных налоговых режимах. Поэтому данный момент нельзя упускать из виду.
Важное значение в решении любой проблемы, безусловно, играет наличие статистических данных в той или иной сфере экономики. Именно отсутствие хорошей статистической базы для исследования влияния применения специальных режимов на развитие малого бизнеса, является еще одной проблемой, связанной с этим вопросом. В виду того, что налоговыми органами не формируются сведения о налоговых платежах от организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере малого бизнеса необходимо воспользоваться структурой поступления налогов по видам экономической деятельности.
На основании данных ФНС России за 2012, 2013 гг. и 01.01.2015г. объем поступления налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, составил около 3 % от общего объема поступлений, администрируемых ФНС России.
Таблица 1
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (без микропредприятий)4 в 2014 году
Число предприятий, тысяч Численность работников списочного состава (без внешних совместителей), тыс.человек Оборот, млн.рублей Инвестиции в основной капитал, млн.рублей
Российская Федерация 235,6 6358,4 16664693,0 427702,0
Северо-Кавказский федеральный округ 5,4 170,4 363783,3 23360,3
Республика Дагестан 0,6 19,8 55376,0 5184,7
4 Малое и среднее предпринимательство в России 2014г. Статистический сборник. HttR://www.gks.ru
5
Республика Ингушетия 0,1 1,7 9027,4 939,6
Кабардино-Балкарская Республика 0,5 11,0 23680,9 452,4
Карачаево-Черкесская Республика 0,3 7,0 14783,8 243,3
Республика Северная Осетия -Алания 0,5 12,3 17587,9 469,0
Чеченская Республика 0,1 1,4 4130,8 9560,0
Ставропольский край 3,4 117,3 239196,5 6511,4
Ключевой проблемой налогового регулирования развития малого предпринимательства является выработка четких критериев, по которым можно было бы определить статус субъекта малого предпринимательства.5 При наличии четкого понимания в дальнейшем можно было бы реализовывать конкретные задачи развития малого предпринимательства по отдельным видам деятельности или видам экономической активности (например, инвестиционная деятельность) в рамках специальных режимов.
В настоящее время целевая направленность упрощенной системы налогообложения на стимулирование малого бизнеса, особенно в сфере промышленного производства, прослеживается недостаточно четко. Причем в стратегическом плане необходимо предусмотреть полный отказ от специальных налоговых режимов, заменив их системой льгот для малого бизнеса. Актуальность выработки подобных критериев к этому моменту многократно возрастет. Кроме того, важным представляется постепенное введение налоговых льгот инвестиционного характера при налогообложении прибыли для средних предприятий и аналогичных льгот в рамках специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства.
Проблема ограничения круга субъектов, имеющих право применять специальные налоговые режимы, стоит особо остро в РФ потому, что законодательные нормы, устанавливающие критерии субъектов малого предпринимательства, размыты, что требует дальнейшего
5 В.И. Насырова. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового регулирования малого предпринимательства 13 // Финансы и кредит. 13(493)
6
совершенствования этих норм.6 В качестве основных критериев целесообразно определить: выручку; стоимость активов; среднюю численность работников (причем необходимо сделать значения этих критериев универсальными как для целей налогообложения, так и для целей экономического стимулирования развития малого предпринимательства).
Подводя итог, можно сказать, что задачи, стоящие на современном этапе перед экономикой РФ, не могут быть решены в полной мере без дальнейшего совершенствования налогового регулирования, одним из аспектов которого являются специальные налоговые режимы.
Список литературы
1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
2. Мусаева Х. М., Иманшапиева М. М. Системы налогообложения субъектов малого бизнеса: опыт индустриальных стран и возможности его использования в условиях Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2011. № 8.
3. Налоговое право (серия «Краткий курс»), стр.183. Викторова Н. Г., Харченко Г. П. Санкт-Петербург, издательство «Питер», 2008
4. В.И. Насырова. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового регулирования малого предпринимательства 13 // Финансы и кредит. 13(493)
5. HttR://www.gks.ru Малое и среднее предпринимательство в России 2014г. Статистический сборник. (Дата обращения 26.07.2015)
References
6 В.И. Насырова. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового регулирования малого предпринимательства 13 // Финансы и кредит. 13(493)
7
1. Federal Law of 24.07.2007 № 209-FL "About the development of small and medium enterprises in the Russian Federation"
2. Musayev Kh. M., Imanshapieva M.M. Taxation of small business: the experience of industrialized countries and the possibility of its use in the Russian Federation // Tax. 2011. № 8.
3. Tax law (series "Short Course"), p.183. Viktorov N.G., Kharchenko G.P. St. Petersburg publishing house "Piter", 2008
4. V.I. Nasyrov. Special tax regimes as a tool of tax regulation of small businesses 13 // Finances and Credit. 13 (493)
5. HttP://www.gks.ru Small and medium business in Russia 2014. Statistical Yearbook. (Last Accessed 26/07/2015)