Юань Цюань
Аспирант кафедры теории и истории международных отношений РУДН.
Значение и трудность нормализации отношений между КНР и Ватиканом — Святым Престолом
Во всех европейских странах, Государство-город Ватикан является единственной страной, которая не имеет дипломатических отношений с Китайской Народной Республикой. Но это не значит, что отношения между КНР и Ватиканом не важны. Хотя между КНР и Ватиканом—Святым Престолом есть большие расхождения, обе стороны сейчас стараются нормализовать отношения, поскольку это имеет большое значение для международной политики, так как КНР и Ватикан—Святой Престол являются важными субъектами в международных отношениях.
Китай является главной державой в Восточной Азии, занимает третье место по территории [1] и первое место по населению в мире [2]. Китай также и первая промышленная, сельскохозяйственная держава [3], вторая в сфере услуг [4], самая большая страна экспортер и вторая по импорту. ВВП в 2016 по паритету покупательной способности (ППС) составило 20890 млрд $, занимает первое место в мире. ВВП в 2016 по международному курсу валюты составило 12254 млрд $, занимает второе место в мире [5]. Китай является членом Ядерного клуба, и имеет самый большую сухопутную армию в мире, Народно-освободительная армия Китая (НОАК) насчитывает 2.28 млн. бойцов, включает 1.55 млн. чел. пехоты, 235 тыс. в ВМФ, и 398 тыс. в ВВС [6]. После восстановления членства ООН в 1971г.
КНР стал важным участником международных отношений. Китай занимает место постоянного члена в Совете Безопасности ООН, является важным членом в других многих международных организациях, как ВТО, АТЭС, ШОС, все более активно участвует в мировых делах. Современный Китай считается потенциальной сверхдержавой.
Ватикан находится в центре горда Рима, занимает площадь 0.44 квадратных километров. По территории Ватикан является самым маленьким суверенным государством в мире. Однако Ватикан является местом нахождения Святого Престола. Свя-
!_1 » _
той Престол является центром мирового католицизма, глава Ватикана — Папа Римский, является духовным вождем для 1.254 млрд. христиан-католиков [7], и имеет важное положение и большое влияние на христиан во всем мире, которые насчитывают 32% населения во всем мире. Святой Престол также расширяет свое влияние на мировую политику посредством финансовых сетей, служб информации и культурного католического образования. Святой Престол также является постоянным наблюдателем ООН, и мнение Святого Престола имеет большое значение. По списку самых влиятельных людей в мире Форбс 2014 г. Папа Франциск занял 4 место, после Владимира Путина, Барака Оба-мы, и Си Цзиньпина [8], и в 2015 г. он также занял 4 место [9]. Этот факт показывает высокое положение и большое влияние Святого Престола в мировой политике. Таким образом, Ватикан—Святой Престол в мировой политике является важной политической державой.
Китай и Ватикан—Святой Престол являются важными субъектами мировой политики, и они уже создают стабильные официальные отношения с другими государствами. Стороны активно взаимодействуют в международных делах, но иногда имеют конфликтные ситуации. Поэтому между этими важными державами до сих пор нет прямых стабильных официальных отношений, что само по себе является не нормальной ситуацией. Нормализация отношений между двумя сторонами для международных отношений является необходимостью.
У КНР и Ватикана есть ряд общих интересов, которые нужно реализовать посредством сотрудничества друг с другом.
Китай имеет самое большое население в мире, занимает 1/5 населения в мире. По статистике, 7% населения Китая исповедуют религии [10]. По статистике китайского правительства, в Китае около 5.5 миллиона католиков, что занимает 0.5% населения Китая [11], а по статистике доцента Университета Норт-Дам (США) Лайонела Йенсена, в Китае около 15 миллионов католиков, половина из них относится к "подпольной церкви", верной Святому Престолу, которую не принимает китайское правительство как легальную церковь [12].
Для Ватикана—Святого Престола, Китай является местом самых больших возможностей для евангелизации, для еван-гелизации в Китае есть возможности для расширения. Но в
Китае принимают политику контроля за деятельностью религий, принцип невмешательства в управление делами религий правительства и деятельности религий зарубежных сил, который прописан в конституции Китая. Поэтому без согласия сотрудничества с правительством Китая, Святой Престол не может создавать легальную связь с китайскими церквями, а Святой Престол не может нормально развивать работу еван-гелизации в Китае.
В Китае католики находятся в трудном положении. Хотя в Китае есть легальные организации католицизма—Католическая патриотическая Ассоциация Китая и Конференция епископов католической церкви в Китае (КНР), Святой Престол не принимает их представительство. Из-за этого, в Китае многие католики принадлежат церкви, которую принимает Святой Престол, но не принимает китайское правительство. Их деятельность является тайной - вне управления китайского правительства, что вызывает конфликты между «подпольной церковью» и правительством, усложняя отношения между верующими «подпольной» и официальной церковью.
Без сотрудничества со Святым Престолом, китайскому правительству очень трудно поддерживать связь с верующими «подпольной церкви», поэтому не может эффективно управлять взаимосвязанными делами и гарантировать верность католиков государству. Это большая скрытая угроза государственной безопасности и социальной стабильности Китая. Обе стороны нуждаются друг в друге. Этот факт привел к тому что нормализация отношений между Китаем и Ватиканом—Святым Престолом для обеих сторон стала необходимостью. Сегодняшние лидеры Китая и Ватикана имеют желание улучшить двусторонние отношения как можно быстрее.
15 ноября 2012г. Си Цзиньпин был избран новым генсеком ЦК КПК, 14 марта 2013г. был избран новым председателем КНР. 13 марта 2013г. аргентинец Хорхе Марио Бергольо был избран Римским Папой и принял имя Франциск. В Китае и Ватикане почти одновременно был реализовали процесс передачи власти. Новые лидеры Китая и Ватикана—Святого Престола имеют большую силу и решительность в реформировании своей внешней политики. Улучшение отношений между двумя сторонами - содержание этих реформ.
От лица КНР, МИД Китая впервые в истории поздравил
I >. >!__
Папу Франциска с избранием. 14-го августа 2014 Китай в первый раз открыл воздушное пространство для самолета Папы, во время его визита в Южную Корею. 15-го августа 2014, пресс-секретарь МИД Китая заявил, что Китай искренне надеется на улучшение отношений между Китаем и Ватиканом [12].
Со стороны Ватикана—Святого Престола, Папа Франциск назначил кардинала Пьетро Паролин госсекретарем Святого Престола, который раньше участвовал в переговорах с китайской стороной. Когда случилось землетрясение в провинции Сычуань 2013 году, Папа Франциск молился за погибших, а когда случилось Лудяньское землетрясение в августе 2014 году, он также молился за погибших. В августе 2014 г. и в январе 2015 г., когда самолет Папы два раза перелетал воздушное пространство Китая, он отправил телеграмму председателю КНР Си Цзиньпину и китайскому народу, приветствуя Китай по обряду Святого Престола, а во время китайского Нового года в 2016 г., он еще поздравил китайский народ с китайским Новым годом, показав большое радушие Китаю и китайскому народу [12].
Трудность нормализации отношений между КНР и Ватиканом—Святым Престолом
В отношениях между Китаем и Ватиканом—Святым Престолом много больших трудностей. Эти трудности касаются многих основных принципов внешней и внутренней политики, а также основ установления государства обеих сторон, поэтому эти трудности не способствуют нормализации между двумя сторонами.
Китай является самой большой страной, в которой атеизм является государственной идеологией. Хотя Китай проводит политику свободы вероисповедания, китайское правительство лимитирует деятельность религий и не разрешает любой религии и теизму занимать ведущее положение в моральной жизни народа, чтобы сохранять светский принцип в политической жизни государства и защищать свою легитимность правления.
Ватикан—Святой Престол является лидером самой большой религиозной организацией в мире. Ватикан является самой маленькой страной, не имея другие ресурсы кроме высокого положения в христианском мире, поэтому процесс евангелизации является центральным интересом Ватикана— Святого Престола, одна сторона прочно защищает светский
принцип и лимитирует деятельности религий, другая сторона изо всех сил распространяет влияние католицизма в Китае.
Основные расхождения в целях между двумя сторонами приводит к тому, что прогресс процесса нормализации отношений между двумя сторонами сталкивается с трудностями.
Из-за расхождений в цели, в процессе нормализации между Китаем и Ватиканом—Святым Престолом есть много барьеров, самые важные из них — проблема исторических отношений двух государств, проблема Тайваня и Гонконга, проблема назначения священнослужителей в КНР.
Проблема исторических отношений КНР и Ватикана подразумевает то, какими критериями оценивается деятельность миссионерства и миссионеров католицизма в Новой Истории Китая в особенности, какую роль играли миссионеры и миссионерства в агрессии западных держав против Китая начиная со второй половины 19 века.
В Новой Истории Китая процесс проповеди католицизма сопровождался агрессией западных держав против Китая. В 1840 г. Великобритания спровоцировала Первую опиумную войну и начала процесс агрессии западных стран против Китая. Католическая церковь начинала активно поддерживать агрессию западных стран против Китая и китайского народа. За счет подписание массовых неравноправных договоров, католическая церковь в Китае получила серию политических и экономических привилегий [13]. С этого времени проповеди католицизма быстро развивались в Китае вследствие защиты политэкономических привилегий, которые получали западные державы после агрессии против Китая. Проповедники также активно выступали с агрессией против Китая, чтобы увеличить влияние католицизма и защитить интересы церкви.
Для Китая и китайского народа, проповеди в это время являлись частью агрессии западных держав против Китая, и множество проповедников являлись сообщниками западных агрессоров [14]. Сегодняшнее китайское правительство рассматривает свое достижение в том, что оно позволило китайскому народу освободится от такой истории, что считается важнейшей основой легитимности его правления. А для Ватикана—Святого Престола, это было золотым веком евангелиза-ции в Китае.
Католицизм является важной религией в Китае, касается
4-15 миллионов верующих. Если какая-либо из сторон берет верх в этой проблеме, то для другой - это потеря авторитета. Поэтому эта проблема, по которой сложно вести переговоры.
Проблема Тайваня и Гонконга - тоже большой барьер для процесса нормализации отношений между Китаем и Ватиканом—Святым Престолом.
Проблема Тайваня является историческим итогом народной освободительной войны Китая. В 1949 г., гоминьданов-ская власть отступила на Тайвань, большая часть группы руководства китайской католической церкви тоже переехала на Тайвань. В 1951г. нунций Святого Престола Антонио Рибери был изгнан из китайского континента из-за шпионажа, отношения между Китаем и Ватиканом—Святым Престолом были разорваны, и власть Тайваня ухватила представительное право Китая пред Ватиканом—Святым Престолом. С тех пор "Конференция китайских региональных епископов (Тайвань)" имеет право ведения церкви во всем Китае [14].
После 1972 г. Ричард Никсон посетил Китай, последний начал улучшать отношения с западным миром. Ватикан—Святой Престол послал в Тайвань временного агента вместо нунция, с целью улучшить отношения с Китаем. Но "Конференция китайских региональных епископов (Тайвань)" всегда показывала лояльность к Святому Престолу и переговоры по созданию дипломатических отношений между Китаем и Ватиканом не прошли успешно. Поэтому посольство Ватикана—Святого Престол в Китае до сих пор находится в Тайване.
В 1842 г. после подписания Нанкинского договора, китайское правительство уступило Гонконг Великобритании. С тех пор, Гонконг стал колонией Великобритании, отошел от управления Китая и стал вести независимую систему политики и экономики от Китая. Когда Святой Престол в 1946 г. разделил церковную область в Китае, обозначив, что Гонконгская епархия получала независимость от Китая и стала непосредственно подчиняется Ватикану—Святому Престолу.
В 1997 г. Гонконг вернулся под юрисдикцию Китая, в рамках курса «Одна страна, две системы», в соответствии с которой существует только один Китай, но при этом Гонконг имел бы собственную капиталистическую и политическую систему. Поэтому Гонконгская епархия успешно сохраняет свое положение независимости от китайской церкви.
Факт того, что посольство Святого Престола находится в Тайване и "Конференция китайских региональных епископов (Тайвань)" имеет право ведения церкви во всем Китае, серьезно вредит легальному положению Центрального народного правительства КНР, праву Центрального народного правительства КНР в управлении делами религий в Китае, что приводит к нарушению суверенитета КНР над Тайванем.
Более того, Святой Престол через епископов Тайваня и гонконгскую епархию поддерживает катакомбную церковь в Китае и ведет анти-китайские движения. И священнослужители в Гонконге и Тайване тоже активно возражают Китаю, чтобы сохранить их высокое положение в церкви для Святого Престола [14].
Из-за этих причин, проблема Гонконга и Тайваня тоже представляет большие трудности для процесса нормализации отношений между Китаем и Ватиканом—Святым Престолом.
Проблема назначения священнослужителей является самым серьезным барьером в нормализации отношений между Китаем и Ватиканом—Святым Престолом.
С начала создания КНР, чтобы защищать свободу верования, китайское правительство разрешает деятельности католической церкви в Китае и держать ей связь с Ватиканом—Святым Престолом.
Ватикан—Святой Престол проводил антикоммунистическую политику через католическую церковь в Китае, чтобы свергнуть народное правительство Китая и нарушить движение за сопротивление американской агрессии, за оказание помощи корейскому народу и движение социальных преобразований в Китае. Много китайских верующих и священнослужителей выражали недовольство тому, что западные священнослужители долго монополизировали высших должность в китайской церкви.
По этим причинам, в 1957 г., китайские патриотические католики, которые поддерживали китайское правительство, создали Католическую Патриотическую Ассоциацию Китая и начали самостоятельно избирать священнослужителей, а Ватикан—Святой Престол настаивал, что только Святой Престол имеет право назначать священнослужителей, поэтому он отлучил таких верующих и священнослужителей от церкви. Вместе с этим, Ватикан—Святой Престол продолжает назначать
Л
священнослужителей в Китае, чтобы сохранять контроль над китайской церковью и противостоять китайскому правительству. Из-за этого, китайское правительство запрещает организации религий быть под контролем зарубежных сил и прописывает этот принцип в конституции КНР.
После Второго Ватиканского Собора в 1965 г. и «Реформы и Открытости Китая» в 1978 г., обе стороны регулируют их политики в широких масштабах. Святой Престол начинает условно признавать положение священнослужителей в Китае, который избран самостоятельно, и китайское правительство тоже разрешает священнослужителям искать признание из Ватикана—Святого Престола, обе стороны еще не пришли к согласию относительно о проблеме назначении священнослужителей.
По мнению китайского правительства, назначение священнослужителей католицизма, является правом от суверенитета, и на основании чего, что роль религий в истории агрессий западных стран против Китая в Новой Истории, и угроза госбезопасности и социальной стабильностей от церкви, дела религий не должны быть под контролем зарубежных сил.
Святой Престол, как руководящий аппарат мирового католицизма, конечно имеет право окончательного решения назначения священнослужителей, назначение священнослужителей является внутренним делом церкви католицизма. Китайское правительство, как власть с идеологией атеизма, не имеет право вмешиваться во внутренние дела католицизма. Вмешательство китайского правительства в процесс назначения католических священнослужителей в Китае нарушило работу евангелизации и свободу религий.
И из-за того, что спор о проблеме назначения священнослужителей между Китаем и Ватиканом—Престолом проходил достаточно долго, в КНР и Ватикане формировались группы интересов, которые получают выгоду через использование враждебных отношений между двумя сторонами. Эти люди не хотят улучшение отношений между Китаем и Ватиканом—Святым Престолом, чтобы сохранить их особенные интересы. Это заставляет решение проблемы назначения священнослужителей более трудным [15].
Эти три барьера существуют независимо друг от друга, а иногда вместе действуют в процессе нормализации отношений
между Китаем и Ватиканом—Святым Престолом. Это делает ситуацию отношений между Китаем и Ватиканом—Святым Престолом более сложной.
Прогноз нормализации китайско-ватиканских отношений
Как влиятельные политические державы в международных отношениях, отношения между КНР и Ватиканом-Святым Престолом должны нормализоваться, в настоящее время обе стороны имеют большое желание улучшить двусторонние отношения и уже имеют большие прогрессы в нескольких областях сотрудничества. Но нормализация отношений между КНР и Ватиканом-Святым Престолом имеет множество проблем, касающихся внешней и внутренней политики обеих стран. Поэтому нормализация отношений между КНР и Ватиканом-Святым Престолом видится долгосрочным процессом. И этому процессу нужно больше решимости, усилий и политической мудрости руководящих лиц обеих сторон.
Bibliography
1. China, Encyclopedia Britannica, July 3,2016.
2. World Population Prospects 2015 Revision, Department of Economic and Social Affairs UN, January 22, 2016.
3. UN National Accounts Main Aggregates Database 2010.
4. China today. URL: http://www.chinatoday.com.cn/ctchinese/reports/article/2012-ll/08/ content_498413.htm.
5. The World Factbook, CIA, September 13,2014.
6. IMF data for February 2016.
7. Military and Security Developments Involving the People's Republic of China 2013, US Department of Defense.
8. Annuario Pontificio 2015, Librería Editrice Vaticana 2015.
9. Forbes.URL website: https://www.forbes.eom/sites/carolinehoward/2014/ll/05/ranking-the-worlds-most-powerful-people-2014/#2eb8blb728d0.
10. Jia Zhunguo, How many believers in the world? Newspaper of Chinese nationalities May 26, 2015.
11. Huang Anway, Chinese Catholics: Papa directly in South Korea but in a distant place The New York Times August 19,2014.
12. Pope Francis urges the world not to fear the rise of China, Asia Time (Hong Kong) on February 2,2016.
13. Wei Jinyue The plunder of lands and households in the second half of the 19th century from the churches of Christianity in China, The Economics Study, Beijing No. 8 in 1965.
14. 20 «Canonization» is a serious provocation against the Chinese people, Da Gunbao (Hong Kong) 03.10.2000.
15. Kun Chengyan, Analysis of the Personality of the Holy See in Contemporary International Diplomacy, Zhejiang Zhejiang Periodical Review No. 6,2012.
16. Ivanova T.S., Brik T.A. The Mission of Confessions in the Face of Global Threats: Vatican and Pope Francis in the World Politics // "Interchurch Mission" 2016. № 9 (13). p. 38 - 48.