УДК 930
Маслова Е.А., кандидат политических наук, старший преподаватель, Московский" государственный" институт международных отношении" (Университет) МИД, Россия
Шебалин Д.Д., магистр международных отношений, Московским государственный институт международных отношении" (Университет) МИД, Россия
Шебалина Е.О., магистр международных отношений, Московским государственный институт международных отношении" (Университет) МИД, Россия
РОССИЙСКО-ВАТИКАНСКИЙ ДИАЛОГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ДИНАМИКА
История отношений между Россией и Святым Престолом насчитывает более тысячелетия, всё это время российско-ватиканский диалог развивался. Можно говорить о том, что в настоящее время как взаимодействие Российской Федерации и Святого Престола, так и РПЦ с Римско-католической церковью вышли на качественно новый уровень. Свидетельство тому - межгосударственные и межцерковные контакты, которые стали носить регулярный характер. Настоящая статья посвящена анализу динамики российско-ватиканского диалога, особое внимание уделено современному состоянию отношений.
Ключевые слова: Ватикан, Святой Престол, дипломатия Ватикана, "Ostpolitik".
Несмотря на периодические контакты глав государств и их представителей, попытки установить полноценные двусторонние отношения между Ватиканом и Россией (СССР) до 1990 г. не были реализованы. В первую очередь, это было связано с политикой прозелитизма и «идеологической экспансии» со стороны Святого Престола, а также с советской идеей атеизма и позицией Русской Православной церкви.
В рамках данной тенденции отношения двух государств складывались на протяжении XX века, вплоть до восшествия на папский престол Иоанна XXIII, который ввел в оборот дипломатии Ватикана концепцию "Ostpolitik" и открыл Второй Ватиканский собор. Восточная политика способствовала мягкому выстраиванию отношений со странами коммунистического лагеря на основе взаимоуважения и исключительно в рамках культурных и гуманитарных инициатив. Второй Ватиканский собор, в свою очередь, стал переломным моментом в отношениях Римско-католической церкви и православия, что привело к постепенному налаживанию межцерковного диалога. Это, следовательно, способствовало смягчению позиции советского руководства по отношению к Ватикану. Наконец, участие Святого Престола в Хельсинкской конференции и последующие переговоры ватиканских дипломатов с МИД СССР, а также присоединение Ватикана к ДНЯО в Москве в 1971 г. качественно повысили уровень отношений, которые официально были установлены в 1990 г. В этот же период Ватикан становится активным участником международных отношений: расширяются
права официального представителя Святого Престола при ООН с сохранением статуса наблюдателя, сотрудничество дипломатов Ватикана с большинством государств мира, усиливается активность Ватикана и в других международных организациях.
Развитие отношений с новой Россией характеризуется относительной стабильностью. В 2009 г. официальный статус отношений был поднят до уровня дипломатических.
С приходом к власти Папы Франциска обострились отношения Святого Престола с США, оказывавшими определенное влияние на политику Ватикана и формирование состава Римской курии. Франциск привнес новое видение внешнеполитической концепции Святого Престола, отвечающее в большей степени интересам Российской Федерации. Это способствовало расширению и интенсификации двусторонних контактов, которые устойчиво развиваются: президент РФ В.В.Путин за недолгий период понтификата Франциска дважды встречался с Папой Римским (в 2013 и 2015 гг.), регулярно проводятся консультации на уровне министров и их заместителей, а также на межправительственном уровне. Ранее существовавший период идеологической конфронтации и затем нейтралитета в отношениях перешел в стадию интенсивного диалога, появились новые сферы для сотрудничества.
Межцерковный диалог, фактически отсутствовавший между двумя ветвями христианства до средины XX века, претерпевал постепенное развитие, с сохранением определенной дистанционности в отношениях. С восшествием
на Патриарший Престол митрополита Калининградского Кирилла, отвечавшего ранее за внешние связи РПЦ, произошел видимый сдвиг в пользу интенсификации диалога по линии ОВЦС МП и Папским советом по содействию христианскому единству, шла усиленная подготовка к встрече Папы и Патриарха. Историческая встреча двух иерархов стала мощным импульсом, поставившим межцерковные отношения на абсолютно новую стадию развития. Совместный документ, принятый главами церквей, закладывает прочный фундамент дальнейшего перспективного сотрудничества (получившего свою актуальность в связи общими угрозами
Изложенные принципы реализуются Российской Федерацией и Святым Престолом на
для церквей, в частности, процессом усиливающейся секуляризации).
Сравнение и анализ Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным от 30 ноября 2016 г. [1] и основных положений внешней политики Святого Престола, выраженных Папой Римским или его дипломатами в контексте российско-ватиканского диалога позволяют говорить о том, что позиции Святого Престола созвучны основным стратегическим и региональным приоритетам Российской Федерации.
практике. Россия нашла поддержку Святого Престола в большинстве спорных ситуаций на различных международных площадках. В 2013 г.
Российская Федерация Святой Престол
п. 5: обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнем благосостояния государств, .. ..конкуренция приобретает форму соперничества ценностных ориентиров. .... Это выводит в разряд приоритетных задач предотвращение межцивилизационных разломов, формирование партнерства между культурами, религиями, цивилизациями... П. Паролин на 69-й ГА ООН: «.теория столкновения цивилизаций - подход, который порождает ксенофобию, из-за него недооценивается наличие давних добрых связей между культурами и религиями - фундамента мира и добрососедства» [3].
п. 6: повышается роль фактора силы в международных отношениях. что подрывает стратегическую стабильность, создает угрозу глобальной безопасности «Вооруженное насилие никогда не приведет к разрешению конфликтов между народами, так как любое насилие порождает насилие» [2, с.7].
п. 19: необходимо формирование ценностных основ совместных действий с опорой на общий духовно-нравственный потенциал основных мировых религий, а также такие принципы и понятия, как стремление к миру и справедливости, достоинство, свобода, ответственность, честность, милосердие и трудолюбие Святой Престол - государство на мировой арене, выступающее за то, чтобы юридически зафиксировать принципы морали, справедливости и этики в международном праве.
п. 23: проведение внешней политики, направленной на создание стабильной устойчивой системы МО на основе общепризнанных норм международного права Любые действия государств-участников мирового сообщества должны проводиться исключительно в соответствии с принципами международного права
п. 24: центром регулирования должна оставаться ООН, которая доказала свою безальтернативность и наделена международной легитимностью Святой Престол твердо выступает за поддержание и усиление роли ООН как «незаменимого средства построения подлинной семьи народов» [3].
п. 25: обеспечение устойчивости мирового развития Святой Престол неустанно повторяет на всех переговорных площадках о необходимости устойчивости мирового развития
п. 33: борьба с международным терроризмом - важнейшая государственная задача П.Паролин на 69-й сессии ГА ООН: первостепенная угроза для мирового сообщества - «неотерроризм - явление, связанное с глобализацией и представляющее угрозу для государств» [3].
п. 37: регулирование вопросов миграции, создание оптимальных форм миграции, недопустимость использования миграционных процессов в политических целях Папа Франциск - убежденный сторонник активного решения миграционных вопросов с целью интеграции мигрантов в общество. Концепция основывается на понимании «всех людей - сынами Божьими», вне зависимости от их политической и религиозной принадлежности.
п. 41: международное сотрудничество в целях обеспечения экологической безопасности Папа Франциск в выступлении на 70-й ГА ООН привлек внимание международного сообщества к проблемам экологии, призвал всех активно включить в эту работу [6].
Понтифик открыто поддержал российскую позицию о недопустимости бомбардировки Сирийской Арабской Республики, обратившись к странам-членам G20 [4]. В 2014 г., после воссоединение Крыма с Российской Федерацией Святой Престол стал единственным на европейском континенте государством, который де-факто признал республику территорией РФ, зарегистрировав по российскому законодательству свои католические приходы в Крыму.
В то же время наблюдается тенденция к расхождению политики Святого Престола и американской администрации. Если ранее Вашингтон являлся возможным союзником Ватикана в международных делах и даже оказывал существенное влияние на Римскую курию, то теперь Святой Престол ориентируется на другие центры силы, в числе которых Россия. Кроме того, по мнению многих европейских католиков, политика, проводимая Президентом В.В. Путиным - единственная в Европе, обеспечивающая защиту традиционных христианских ценностей [7]. Это, несомненно, находит положительную реакцию у Ватикана.
В свою очередь Россия, действуя в соответствии с собственными интересами, неоднократно выступает с поддержкой инициатив Святого Престола на международной арене: в ООН относительно борьбы с расширениями прав лиц нетрадиционной ориентации, в понимании семьи как первичной ячейки общества, поддерживая важность сохранения и поддержания христианских традиций. Важную роль играет Русская Православная Церковь, взявшая курс на плодотворное сотрудничество с Ватиканом - совместными усилиями (при поддержке на государственном уровне) в штаб-квартире ООН в Женеве была проведена конференция по защите христиан, реализуются проекты по содействию социальным программам, культурные обмены.
Кроме того, главным региональным приоритетом России, зафиксированным в Концепции, является сотрудничество со странами СНГ. Для Святого Престола СНГ, не являясь основным направлением деятельности, занимает важное место в политической и религиозной повестке: за последние два года Римский первоие-рарх или его Госсекретарь посетили все страны Закавказья, а также Украину и Белоруссию.
20-24 августа 2017 года состоялся офици-
альный визит государственного секретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина в Россию. Государственный секретарь - второе лицо в иерархии Святого Престола и, по существу, именно он выполняет функции главы «правительства» страны. Нынешний госсекретарь -карьерный дипломат, специализирующийся на отношениях с Китаем, был назначен на пост Папой Франциском, не имея кардинальского сана. Пурпурную мантию он получил лишь после вступления в должность, что уже является большой редкостью для бюрократической системы Ватикана. Кроме того, госсекретарь обладает большим опыт работы на дипломатическом поприще и можно предполагать, что Папа, четко осознавая приоритетные тенденции в международных отношениях, не случайно назначил своей правой рукой китаиста.
Первый визит госсекретаря Ватикана в нашу страну состоялся в 1988 г. Совершил его кардинал Агостино Казароли - опытный дипломат, последовательно проводивший курс, получивший название "Ostpolitik" - укрепление позиций Святого Престола в Восточной Европе и налаживание диалога со странами коммунистического лагеря.
Затем, в 1999 г. Москву посетил госсекретарь кардинал Анджело Содано. Он прибыл для торжественной церемонии освящения главного католического храма Москвы - Кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской улице, после чего провел встречи с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и тогдашним главой российского правительства В.В. Путиным. В то время российско-ватиканские отношения только начинали двигаться по нарастающей.
С восшествием на Патриарший Престол митрополита Калининградского Кирилла смягчилось жесткое отношение Русской православной церкви к Ватикану. Одной из главных задач патриаршества Алексия была консолидация российских верующих и духовенства, упрочение позиций церкви в обществе. Поэтому контакты с католическим духовенством казались преждевременными, так как могли вызвать определенные разногласия и привести к дестабилизации еще не укрепившего свой авторитет церкви. В свою очередь Патриарх Кирилл, еще в бытность руководителем Отдела внешних церковных связей Московского Пат-
* Один из главных атрибутов кардинальского сана.
риархата, встречался с Папой Римским и способствовал развитию экуменического диалога. Отчасти схожая ситуация сложилась и в Ватикане: новый Понтифик Франциск, занявший Апостольский Престол в 2013 г., давно проявлял особое внимание к православной церкви. Будучи архиепископом Буэнос-Айреса, будущий Папа посещал православные богослужения и интересовался восточным обрядом Римско-католической церкви. Потепление в отношениях между двумя церквями увенчалось исторической встречей Патриарха и Папы на Кубе в феврале 2016 г. - два первоиерарха подписали совместную декларацию, придя к первым официальным договоренностям по волнующим церкви вопросам.
Визит Пьетро Паролина состоялся в фарватере данной тенденции на сближение. Что примечательно, кардинал пошел по стопам обоих своих предшественников: в Москве он отслужил торжественную мессу в Кафедральном соборе на Малой Грузинской, а затем встретился с В.В. Путиным в Сочи, активно претворяя в жизнь курс восточной политики Ватикана, однако уже гораздо более усовершенствованной по сравнению с первоначальной "Ostpolitik".
Если перед А. Казароли стояла задача «пробить лед» между Святым Престолом и Восточной Европой и тем более СССР, перед А. Содано - построить прочный фундамент для сотрудничества на голой вымороженной почве, то П. Паролину досталась задача поднять уровень потеплевших отношений до дружественных.
"Ostpolitik" в ее новой редакции занимает важное место в повестке дня Святого Престола. В 2015 г. П. Паролин посетил Белоруссию, в 2016 г. - Украину и, наконец, в 2017 г. прибыл в Москву. Очевидно, что данные визиты состоялись не без личного участия Папы Франциска. В силу некоторых факторов Понтифик не мог посетить лично ни Украину (слишком нестабильна ситуация в стране и велика опасность спровоцировать негативно настроенные силы), ни Россию (отношения с РПЦ хоть и вышли на абсолютно новый уровень, но пока еще не подготовлены к данному шагу, который вполне вероятен в перспективе). Однако Папа направил своего первого дипломата - руководителя госапарата Ватикана. Примечательно, что во время своего визита на Украину, П. Паролин, выразил личное желание посетить Киево-Печерскую лавру и встретиться с православным духовенством Москов-
ского Патриархата. Уже прибыв в Москву, госсекретарь обладал взвешенным представлением о ситуации на Донбассе и Луганске, осуждая любые формы насилия.
Учитывая данную позицию, выраженную госсекретарем, важно отметить, что она является продолжением политики «активного нейтралитета» Святого Престола, заключающейся в невмешательстве в дела государств, но опосредованном участии в налаживании противоречий между ними. Поэтому сам визит П. Паролина и состоявшиеся встречи на высоком уровне актуальны в том числе и в контексте осложнившихся отношений между Россией и США. Папа Франциск неоднократно выражал свою обеспокоенность «диким капитализмом» США, стремительно распространяющимся в мире, осуждая стремление к обогащению через попрание христианских ценностей. Возможно, вследствие этого внешне напряженно прошла встреча Понтифика с президентом США Д. Трампом: уважительно, солидно, однако довольно холодно. С президентом В.В. Путиным, с которым Франциск встречался дважды и регулярно поддерживает личный контакт, Понтифику, кажется, проще найти общий язык. Защита традиционных христианских ценностей, борьба с гонением на христиан, неприятие неолиберальной морали -то, что разделяют оба лидера. Данный визит госсекретаря расценивается многими экспертами как возможность будущего посредничества Святого Престола в отношениях России и Западом.
П. Паролин подчеркнул в общении с российским президентом, который принял последнего в своей летней резиденции «Бочаров Ручей» (Сочи), что Россия «с учетом ее географического положения, истории, культуры, прошлого и настоящего обладает значимой ролью в международном сообществе и мире» [5]. Именно поэтому, по словам кардинала, «на нее возложена особая ответственность в деле миротворчества». В свою очередь, президент с удовлетворением сообщил, что «соглашения, достигнутые во время (его) встреч с Франциском, постоянно соблюдаются».
Пусть менее ярко, но не менее перспективно состоялись контакты по линии межцерковного диалога: в рамках визита П. Паролин встретился с Патриархом Кириллом. В ходе общения стороны отметили колоссальный интерес паломников к привезенным мощам Николая Чудотворца из Бари в Москву, «грандиозное событие», как его охарактеризовал Патриарх, ко-
торое стало возможно благодаря тесному и плодотворному сотрудничеству двух церквей.
Четырехдневный визит кардинала П. Па-ролина стал важным событием как для российско-ватиканских отношениях, так и для межцерковного диалога - последовательным результатом дружественных связей России и Святого Престола, в подготовке которого большую роль сыграла Апостольская нунциатура в России, взявшая курс на положительную активизацию своей деятельности под руководством нового руководителя дипмиссии архиепископа Челе-стино Мильоре.
Представленные факты и тенденции явно
свидетельствуют о том, что российско-ватиканские отношения из нейтрально-негативных (какими их можно охарактеризовать в истории) переросли в активную форму сотрудничества. Несмотря на то, что Святой Престол открыто не заявляет о приоритетах и развитии своих двусторонних контактов (что является отличительной особенностью этого государства, выражением политики «активного нейтралитета»), можно смело утверждать, что на сегодняшний день он претендует на роль важного и перспективного партнера Российской Федерации на международной арене.
Список литературы
1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 30.11.2016 g. №640. Ob utverzhdenii Koncepcii vnesh-nej politiki Rossijskoj Federacii. Prezident Rossii. [Decree of the President of the Russian Federation from 11/30/2016 of No. 640. About the approval of the Concept of foreign policy of the Russian Federation. President of Russia]. Retrieved 20 August, 2017 from http://kremlin.ru/acts/bank/41451
2. Carletti A. Il contributo della diplomazia pontificia alla costruzione di una nuova società internazionale. Centro Mariapoli di Castelgandolfo. Режим доступа: http://www.social-one.org/it/convegni/seminario-2011/92-carletti-anna/file.html [дата обращения - 20.08.2017]
3. Intervento del segretario di stato Cardinale Pietro Parolin. La Santa Sede. Режим доступа: http://www.vatican.va/roman_curia/secretariat_state/parolin/2014/documents/rc_seg-st_20140929_69th-un-general-assembly_it.html [дата обращения - 20.08.2017]
4. Lettera del santo Padre Francesco al Presidente della Federazione Russa, s.e. il Sig. Vladimir Putin, in occasione del Vertice del G20 di San Pietroburgo. La Santa Sede. Режим доступа: https://w2.vatican.va/content/francesco/it/letters/2013/documents/papa-francesco_20130904_putin-g20.html [дата обращения - 20.08.2017]
5. Parolin incontra Putin: clima positivo, di rispetto e ascolto reciproco. 24.08.2017.Radio Vaticana. Режим доступа: http://it.radiovaticana.va/news/2017/08/24/card_parolin_incontra_putin_rispetto_e_ ascolto_reciproco/1332410 [дата обращения - 20.08.2017]
6. Saluto del santo padre francesco all'apertura dei lavori della 70ma Assemblea generale della con-ferenza episcopale italiana (C.E.I.). La Santa Sede. Режим доступа: https://w2.vatican.va/ content/francesco/it/speeches/2017/may/documents/papa-francesco_20170522_70assemblea-cei.html [дата обращения - 20.08.2017]
7. Clément O.A cura di Riccardi A. Umanesimo spirituale Dialoghi tra Oriente e Occidente. Milano: San Paolo Edizioni, 2013. 672 p.
RUSSIAN-VATICAN DIALOGUE AT MODERN STAGE: MAIN TRENDS AND DYNAMICS
Russia-Holy See relations are rooted deep in history and count more than a thousand years. Throughout history political changes have definitely influenced a lot the dialogue between Russia and the Holy See. Nowadays it undergoes substantially new changes that help in contributing to peaceful coexistence and neutral collaboration within the international community. It can be stated that nowadays both ties between the Russian Federation and the Holy See and the Russian Orthodox Church and the Roman Catholic Church have entered a new phase, which is proved by interstate and interchurch contacts becoming regular. The paper analyses the dynamics of the Russia-Holy See dialogue with particular attention paid to the current state of bilateral relations. Keywords: Vatican, Holy See, Vatican's diplomacy, "Ostpolitik"
References
1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 30.11.2016 g. №640. Ob utverzhdenii Koncepcii vneshnej politiki Rossijskoj Federacii. Prezident Rossii. [Decree of the President of the Russian Federation from 11/30/2016 of No. 640. About the approval of the Concept of foreign policy of the Russian Federation. President of Russia]. Retrieved 20 August, 2017 from http://kremlin.ru/acts/bank/41451
2. Carletti A. Il contributo della diplomazia pontificia alla costruzione di una nuova società internazionale. Centro Mariapoli di Castelgandolfo. Retrieved 20 August, 2017 from http://www.social-one.org/it/convegni/seminario-2011/92-carletti-anna/file.html
3. Intervento del segretario di stato Cardinale Pietro Parolin. La Santa Sede. Retrieved 20 August, 2017 from http://www.vatican.va/roman_curia/secretariat_state/parolin/2014/documents/rc_seg-st_ 20140929_69th-un-general-assembly_it.html
4. Lettera del santo Padre Francesco al Presidente della Federazione Russa, s.e. il Sig. Vladimir Putin, in occasione del Vertice del G20 di San Pietroburgo. La Santa Sede. Retrieved 20 August, 2017 from https://w2.vatican.va/content/francesco/it/letters/2013/documents/papa-francesco_20130904_putin-g20.html
5. Parolin incontra Putin: clima positivo, di rispetto e ascolto reciproco. 24.08.2017.Radio Vaticana. Retrieved 20 August, 2017 from http://it.radiovaticana.va/news/2017/08/24/card_parolin_incontra_putin_ ri spetto_e_ascolto_reciproco/1332410
6. Saluto del santo padre francesco all'apertura dei lavori della 70ma Assemblea generale della confer-enza episcopale italiana (C.E.I.). La Santa Sede. Retrieved 20 August, 2017 from https://w2.vatican.va/con-tent/francesco/it/speeches/2017/may/documents/papa-francesco_20170522_70assemblea-cei .html
7. Clément O.A cura di Riccardi A. Umanesimo spirituale Dialoghi tra Oriente e Occidente. Milano: San Paolo Edizioni, 2013. 672 p.
Об авторах
Маслова Елена Александровна - кандидат политических наук, старший преподаватель, кафедра интеграционных процессов, Московским государственный институт международных отношении" (Университет) МИД, Россия, E-mail: elena.maslova21@gmail.com
Шебалин Дмитрий Дмитриевич - магистр международных отношений, Московскии" государственный институт международных отношении" (Университет) МИД, Россия, E-mail: dmitry. shebalin@gmail. com
Шебалина Екатерина Олеговна - магистр международных отношений, помощник проректора по кадровой политике, Московским государственный институт международных отношении (Университет) МИД, Россия, E-mail: shebalina.e.o@my.mgimo.ru
Maslova Elena Aleksandrovna - candidate of political sciences, senior lecturer, department of integration processes, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA, Russia, E-mail: elena.maslova21@gmail.com
Shebalin Dmitry Dmitrievich - master of the international relations, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA, Russia, E-mail: dmitry.shebalin@gmail.com
Shebalina Ekaterina Olegovna - master of the international relations, assistant to the vice rector for personnel policy, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA, Russia, E-mail: shebalina.e.o@my.mgimo.ru