ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ АУДИТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
VALUE AND ROLE OF AUDIT IN THE ACTIVITIES OF ENTERPRISES IN SOCIO-CULTURAL SPHERE
УДК 332.14 DOI: 10.25631/PEJ.2018.2.10
ГОРЕНБУРГОВ Михаил Абрамович
профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского института кино и телевидения, доктор экономических наук, профессор, [email protected]
GORENBURGOV, Michail Abramovich
Professor at the Department of Management in Economic and Social Processes in the Film and Television Industry, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Doctor of Economics, Professor, [email protected]
ХРЯПИНА Светлана Анатольевна
доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петер-бургского института кино и телевидения, кандидат экономических наук, [email protected]
KHRIAPINA, Svetlana Anatolievna
Associate Professor at the Department of Management in Economic and Social Processes in the Film and Television Industry, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, [email protected]
Аннотация.
В связи с возникшей необходимостью создания механизма, регулирующего рыночные отношения в части контроля за обеспечением устойчивого развития объектов социально-культурной сферы, актуальным является анализ специфики учета и аудита на предприятиях, выявление их особенностей, формирование рекомендаций по усовершенствованию работы в данном направлении. Так как аудит является неотъемлемой частью рыночных отношений, защита социальных интересов населения, решение социальных вопросов тесно увязываются с осуществлением эффективного аудита. В статье раскрываются методические подходы к организации внутреннего аудита, получению аудиторских доказательств, анализу и оценке полученной аудиторами информации. С учетом изложенного, даны рекомендации по улучшению организации внутреннего аудита на предприятиях социально-культурной сферы, сформулированы основные цели и задачи аудиторских проверок коммерческих предприятий и бюджетных учреждений.
Ключевые слова: аудит, контроль, хозяйственные операции, эффективность, аудиторская проверка, хозяйственная деятельность.
© Горенбургов М. А., Хряпина С. А., 2018.
Abstract.
In connection with the arisen necessity of creating a mechanism to regulate market relations in terms of monitoring the socio-cultural sector sustainable development, it is relevant to analyze specifics of accounting and audit at the enterprises of socio-cultural sphere, to identify their characteristics, and to develop recommendations on work improvement in this direction. Since auditing is an integral part of market relations, the protection of the social interests of the population and the solution of social issues are closely linked with the implementation of effective auditing. The article reveals the methodological approaches to the organization of internal audit, obtaining audit evidence, analysis and evaluation of information received by auditors. Taking into account the stated above, recommendations on improvement of the internal audit organization at the enterprises of social and cultural sphere are given, the main purposes and tasks of audits of commercial enterprises and budgetary institutions are formulated.
Key words: audit, control, economic transactions contracts, efficiency, audit, economic activity.
В последние годы в методологии бухгалтерского учета РФ произошли кардинальные изменения. Появились новые объекты бухгалтерского учета, изменилась терминология, система налогообложения. Демократизация общества расширила возможности юридических лиц в выборе приемов и способов ведения бухгалтерского учета и фиксации их в учетной политике. Существенные изменения произошли и в отчетности. Ее состав, порядок оценки статей и содержание приблизились к международным стандартам.
Выполнение требований закона является обязательным условием функционирования экономического субъекта в правовом обществе и защиты имущественных интересов как учредителей, акционеров, так и клиентов. В связи с этим на первый план выдвигается необходимость совершенствования качества контроля (аудита) объектов социальной сферы на всех уровнях контроля: государственном, внешнем (в том числе аудит), внутреннем.
Отнесение имущественных объектов организаций к социально-культурной сфере
осуществляется исходя из их фактического использования организацией для ведения соответствующего вида деятельности. Нередко на балансе коммерческих организаций находятся объекты социально-культурной сферы: базы отдыха, дворцы, культуры, детские сады, тренажерные залы, сауны и т. п.
О результатах деятельности таких предприятий можно судить по многим фактам и показателям, среди которых - финансовая отчетность. Достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности зачастую вызывает сомнение у пользователей, даже если бухгалтерский учет в компании ведется на достаточно высоком уровне. Отсутствие обязательных налоговых проверок в последнее время приводит к росту финансовых злоупотреблений и нарушений на предприятиях. В таких случаях собственники и иные заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности обращаются к независимым специалистам - аудиторским компаниям, которые предлагают разнообразный спектр услуг, начиная, как правило, с проверки ведения учета и заканчи-
вая налоговым аудитом, консультационными и иными сопутствующими аудиту услугами.
Аудиторская проверка направлена на исправление возможных ошибок в бухгалтерском учете предприятий социально-культурной сферы. Это достигается с помощью рекомендаций экспертов - аудиторов учета и отчетности.
Современная социально-экономическая ситуация в Российской Федерации характеризуется действием большого количества новых нормативно-правовых актов, что обусловливает большие квалификационные требования к аудиторам. Специалист должен обладать знаниями по организации, технологии и этике аудита, бухгалтерскому учету, налогообложению, финансам, праву, контролю и ревизии хозяйственной дечтельности, экономике, компьютеризации учета и экономических программ, достаточными для практической деятельности в сфере внешнего и внутреннего аудита; владеть методами организации и проведения анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторских проверок и услуг; уметь защищать законные имущественные интересы хозяйствующих субъектов в налоговых и правоохранительных органах.
Исходя из главной цели аудита - подтверждения достоверности финансовой отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, основной аудиторской услугой является проверка учета и отчетности предприятия. Помимо этого, аудиторским компаниям предоставлено право оказывать сопутствующие аудиту услуги, перечень которых приведен в п. 6 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» [1]:
• постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
• налоговое и бухгалтерское консультирование;
• анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
• управленческое консультирование (постановка систем внутреннего контроля), в
том числе связанное с реструктуризацией организаций;
• правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по возникающим спорам;
• автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
• оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
• разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
• проведение маркетинговых исследований;
• проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
• обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
• оказание других аналогичных услуг.
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг. Однако перечень аудиторских услуг открытый, поэтому компания вправе обратиться к аудиторской организации также за оказанием иных услуг. К примеру, предприятие может привлечь аудитора для инвентаризации имущества и материальных ценностей. Данное мероприятие является обязательным при подготовке бухгалтерской отчетности и в других обязательных случаях, установленных п. 2 ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ [2]. Поэтому инвентаризация связана с деятельностью предприятия и может рассматриваться как одна из сопутствующих аудиту услуг.
Одним из перспективных этапов аудита является оценка системы внутреннего контроля. При оценке системы внутреннего контроля аудитор должен, в первую очередь, изучить и оценить организационную структуру предприятия. Целесообразно при этом обобщить эту информацию в виде схемы (см. рисунок). Это позволит аудиторам получить наиболее полное представление об управленческой
структуре предприятия, взаимодействии его подразделений между собой, о подчиненности, распределении ответственности и др.
Значимость системы внутреннего контроля заключается в том, что она позволяет более полно и всесторонне изучить финансовую и хозяйственную деятельность предприятий социально-культурной сферы и их структурных подразделений, определить экономическую эфффективность и правильность отражения в учете хозяйственных операций, а также достоверность бухгалтерской информации.
Существенной особенностью деятельности предприятий социально-культурной сферы
является нацеленность на реализацию социальных задач. Вместе с тем при проведении контроля следует систематически проверять финансовые показатели результатов деятельности, поскольку эффективность работы предприятий социально-культурной сферы является одним из непременных условий их существования, дальнейшего развития и решения социальных задач [3].
Значительный удельный вес на предприятиях социально-культурной сферы занимают различного рода финансово-хозяйственные операции. К источникам получения аудиторских доказательств относятся:
Организационная структура управленческой и бухгалтерской службы предприятия социально-культурной сферы
• бухгалтерская финансовая отчетность;
• оборотно-сальдовые ведомости;
• приказ об учетной политике организации [4];
• инвентаризационные документы;
• накладные и счета-фактуры;
• хозяйственные гражданско-правовые договоры;
• договоры о материальной ответственности и т. д.
При проведении аудита на предприятиях социально-культурной сферы наиболее уместными и целесообразными методами получения аудиторских доказательств являются: проверка документов по существу с позиции установления факта законности и экономической целесообразности операций, проведение встречной проверки документов, направление письменных запросов третьим лицам, проверка фактического наличия активов и достоверности осуществления расчетов с контрагентами.
Важно отметить, что большое значение имеют аналитические процедуры. Они представляют собой анализ и оценку аудитором полученной информации, а также расчет и изучение основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия с целью выявления неправильно отраженных в учете финансово-хозяйственных операций, а также выявление причин допущенных искажений.
В обобщенном виде методику аудита активов предприятия можно представить в виде следующих этапов.
1. Проверки фактического наличия материально-производственных запасов, в основе которой лежит изучение:
• приказов о порядке и сроках проведения инвентаризации;
• приказов о назначении состава постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий;
• инвентаризационных описей, актов инвентаризации, сличительных ведомостей;
• протоколов заседания инвентаризационной комиссии;
• решений руководства по утверждению результатов инвентаризации;
• бухгалтерских регистров аналитического и синтетического учета, в которых отражены результаты проведенной инвентаризации.
2. Проверки правильности оценки активов в учете и бухгалтерской отчетности:
• проверки полноты оприходования материально-производственных запасов на основании договоров;
• проверки правильности оформления первичных документов по поступлению активов;
• проверки правильности списания активов на основании актов инвентаризаций, актов о потерях и недостачах, утвержденных норм естественной убыли, регистров аналитического и синтетического учета;
• проверки полноты отражения в учете операций по отгрузке материально-производственных запасов на сторону путем сопоставления данных об их количестве в отгрузочных документах с данными документов, подтверждающих их фактический вывоз из организации;
• проверки правильности оценки материальных ценностей при отпуске в производство по способу, заявленному в учетной политике (по себестоимости первой поступившей или изготовленной партии, по средней себестоимости, по себестоимости каждой единицы) [5; 6].
Результаты проверки, полученные при проведении аудита, рекомендуется отражать в рабочей документации аудитора с обязательным указанием периода проведения аудиторской процедуры по каждому разделу учета, даты составления и проверки документа.
Практика управления и исследования становления многоукладной экономики свидетельствуют о неотложности организации аудита в деятельности предприятий социально-культурной сферы на основе общих для всех хозяйствующих субъектов правовых регламентов и с учетом особенностей социальной сферы. В составе обстоятельств, обусловивших развитие аудита в социально-культурной сфере, приоритетное значение имеют следующие.
1. Потребность защиты социальных интересов населения (как работающего, так и
не работающего). Преобладающее большинство социальных субъектов реорганизовано и включено в сферу государственной и негосударственной экономики. В этих условиях ведомственный финансовый контроль частично воздействует только на социальные субъекты, находящиеся в государственной собственности. Для остальных субъектов социальной сферы (прежде всего, негосударственного сектора) контроль упразднен. В связи с этим наличие структуры для исполнения контрольной функции в социальной сфере будет способствовать надзору при осуществлении хозяйственных операций, позволит обеспечить сохранность специального имущества и его эффективное использование, правильное исчисление и рациональное распределение доходов от платных социальных услуг, защиту законных интересов широких слоев населения. Самостоятельно хозяйствующие субъекты социальной сферы непосредственно заинтересованы в достоверной бухгалтерской отчетности и реальной оценке финансового состояния организаций социально-культурной сферы, а также своих партнеров, в подтверждении соответствия законам и учредительным документам деятельности органов управления на предприятиях и в объединениях (правлений, советов директоров, координационных советов и др.).
2. Сложность системы законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность предприятий софиальной сферы, обусловливает острую потребность в консультациях и методической помощи по организации учета и отчетности, исчислению дохода и прибыли, пользованию кредитами, защите имущественных интересов собственников. Действующие нормативные акты в области налогообложения, учета, финансирования для предприятий социальной сферы имеют свою специфику.
3. Надежная оценка достоверности бухгалтерской отчетности и финансового состояния хозяйствующих социальных субъектов необходима также для банков и иных кредитных организаций как условие гарантии возврата кредитов.
4. Защита социальных субъектов от неправомерных действий налоговых органов и внебюджетных фондов.
5. Необходимость в регулировании на паритетных началах отношений социальных организаций с юридическими и физическими лицами. Аудиторские проверки применяемых этими предприятиями цен (наценок) и других условий реализации товаров или социальных услуг, проводимые по инициативе региональных органов государственного управления, могут служить основой для принятия эффективных антимонопольных мер.
В процессе реформирования экономических отношений и хозяйственной организации в Российской Федерации система органов контроля кардинально трансформировалась. Резко сократилась сфера деятельности ведомственного контроля социальной сферы и численность занятых в них работников. В сфере хозяйственного управления (на всех его уровнях) контрольные функции осуществляет аудиторская служба, соответствующая предпринимательскому статусу хозяйствующих субъектов и сочетающая независимый финансовый контроль с оказанием услуг в финансовой сфере. Контроль за правильностью составления сметы доходов и расходов бюджетного учреждения осуществляют распорядители и главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся бюджетные учреждения - получатели бюджетных средств. В контрольно-аналитической работе распорядители и главные распорядители бюджетных средств используют такие методы, как анализ и проверка.
Аудит в деятельности предприятий социально-культурной сферы призван оценить финансовую (бухгалтерскую) отчетность с точки зрения достоверности и выполнения социальных условий [7].
В ходе аудиторской проверки решаются следующие задачи:
• сооветствует ли деятельность бюджетного учреждения действующим нормативно-правовым актам и учредительным документам;
• правильно ли составлены бюджетная заявка, смета доходов и расходов, а также обо-
снованы ли расчеты по конкретным видам доходов и расходов;
• соответствуют ли показатели сметы доходов и расходов лимиту бюджетных обязательств и сведениям, содержащимся в уведомлении о бюджетных ассигнованиях;
• своевременно ли предоставляются бюджетным учреждением сметы доходов и расходов на утверждение распорядителем (главным распорядителем) бюджетных средств;
• достоверно ли составлена отчетность бюджетной организации по исполнению сметы доходов и расходов.
В ходе осуществления аудиторских контрольных мероприятий проверяется законность всех совершаемых финансово-хозяйственных операций, устанавливаются полнота и своевременность формирования финансовых ресурсов, их целевой характер и эффективность использования, выявляются нарушения финансовой дисциплины. Целенаправленный финансовый контроль позволяет постоянно следить за движением финансовых ресурсов, в том числе в деятельности бюджетных учреждений в социально-культурной сфере; благодаря ему удается правильно оценивать результаты финансово-хозяйственных операций бюджетных учреждений, выявлять отклонения от действующего законодательства, принимать меры по устранению негативных последствий [8].
Наряду с финансовым ведомственным контролем все более широкое значение приобретает независимый аудиторский контроль. В ходе организации и проведения независимого аудита в деятельности предприятий социально-культурной сферы предлагаются следующие последовательные шаги.
Первое, что делает аудитор при проведении контрольных мероприятий некоммерческих организаций, - знакомится с деятельностью проверяемой организации. Далее специалист проверяет следующие документы: наличие утвержденных смет расходов бюджетной организации в разрезе бюджетов, ее устав, свидетельство о государственной регистрации в органах статистики, налоговой инспекции, внебюджетых фондах, договоры банковских счетов, приказы, распоряжения, внутренние положения и др.
Аудит основан на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статичтической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей. Результаты аудита оформляются аудиторским заключением, имеющим юридическую силу, и письмом руководству о результатах проверки.
Аудитор должен дать полный и обоснованный отчет руководству с описанием конкретных ошибок, сделать ссылку на нормативный акт из правового обеспечения бюджетного процесса, дать предложения по исправлению выявленных недостатков и порекомендовать методику учета.
Проведение налогового аудита по основным налогам, оказывающим набольшее влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятий социально-культурной сферы, позволит избежать некоторых трудностей и случайных ошибок, возникающих в результате часто меняющегося законодательства, противоречий некоторых положений нормативно-правовых актов, влияния условий договора на способы формирования финансовых показателей предприятий.
В налоговом учете налогооблагаемую прибыль уменьшают экономически оправданные, документально подтвержденные расходы, направленные на получение дохода (ст. 252 Налогового кодекса РФ (НК РФ) [9]. Учесть в налоговых расходах можно и сверхнормативно израсходованные материалы (если они связаны с деятельностью, а не вызваны злоупотреблениями на рабочих местах). Для целей налогообложения прибыли нужен документ, который подтвердил бы количество израсходованных материалов (производственный отчет, акт о расходе материалов и т. д.) [10].
Важной особенностью в исчислении НДС в организациях социально-культурной сферы является то, что выручка может облагаться налогом по разным ставкам. Поэтому гостиницам, например, в состав которых входят предприятия общественного питания, рекомендуется вести раздельный учет операций, связанных с реализацией продукции и перепродажей товаров, облагаемых НДС по разным ставкам.
Предприятия социально-культурной сферы также обязаны вести раздельный учет отдельных видов деятельности тех, которые подлежат налогообложению НДС, и тех, которые попадают под обложение единым налогом на вмененный доход при выполнении некоторых условий, предусмотренных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, в результате чего они освобождаются от уплаты НДС.
Кроме того, суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам), внеоборотным активам, используемым для осуществления как облагаемым налогом, так и не подлежащих налогообложению операций, также подлежат раздельному учету.
К основным видам нарушений в ходе аудита предприятий социально-культурной сферы можно отнести следующие:
• отсутствие договоров с сотрудниками организации о материальной ответственности;
• отсутствие документов по инвентаризации;
• несвоевременное оприходование материалов;
• отсутствие норм расхода, боя;
• завышение объема закупок в результате отражения фиктивных расходов по приобретению материально-производственных запасов;
• нарушение принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности и многие другие.
На основе вышеизложенного, в целях улучшения организации внутреннего аудита на предприятиях социально-культурной сферы целесообразно:
• рекомендовать всемерное развитие внутреннего аудита, опережающий режим подготовки кадров аудиторов и повышения
квалификации работников управления по аудиторской деятельности;
• определить состав требований к претендентам на получение специальности аудитора, принципиальные подходы к формам и методам их подготовки, ее объему и продолжительности;
• разработать и внедрить на предприятиях отраслевые нормативные положения и организационные регламенты внутреннего аудита;
• разработать и установить порядок введения стандартов, норм, руководств для деятельности внутренних аудиторов;
• создать профессиональные центры внутренних аудиторов на принципах самоорганизации.
Таким образом, в отношении хозяйствующих субъектов социально-культурной сферы -коммерческих организаций, аудит связан с контролем в части полноты и своевременности налоговых платежей, правильности отражения затрат, формирования и использования доходов от предпринимательской деятельности. Для предприятий бюджетной сферы - это контроль за целевым использованием бюджетных средств, исполнением сметы расходов, проверка соблюдения финансового законодательства в части своевременности и полноты выполнения обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, кредитной системой, а также взаимных расчетов и платежей между предприятиями и организациями. Проведение аудита нацелено на повышение эффективности использования средств, экономическое стимулирование предпринимательской деятельности, рациональное использование имеющихся в распоряжении общества материальных, природных, трудовых и финансовых ресурсов.
Список литературы
1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 (ред. от 31.12.2017) «Об аудиторской деятельности» . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/ (дата обращения: 28.04.2018).
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О бухгалтерском учете» . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 25.04.2018).
3. Игнатов В. Г., Батурин Л. А., Бутов В. И., Мащенко Ю. А., Уварова Г. Г., Хода-рев С. В., Ходарев А. С., Эланский Ю. Г. Экономика социальной сферы: учебное пособие. 2-е изд. М.; Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2005.
4. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: Приказ Минфина России от 06.10.2008. № 106н. (ред. от 28.04.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_81164/ (дата обращения: 18.04.2018).
5. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов: Приказ Минфина России от 28.12.2001 № 119н. (ред. от 24.10.2017. URL: http://www.consultant.ru/popular/buhuchet-materialno-proizvodstv-zapasov/ (дата обращения: 29.04.2018).
6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01: Приказ Минфина России от 09.06.2001 № 44н. (ред. от 16.05.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32619/(дата обращения: 22.04.2018).
7. Иванова В. В., Хряпина С. А., Старикова В. С. Пути повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности организаций сферы культуры // Актуальные проблемы развития медиаиндустрии на современном этапе: материалы V международной научно-практической конференции. СПб.: СПбГИКиТ, 2017. С. 56-60.
8. Иванова В. В., Федорова Л. А., Хряпина С. А. Критерии эффективности деятельности учреждений социально-культурной сферы // Актуальные проблемы развития медиаиндустрии на современном этапе: материалы IV международной научно-практической конференции. СПб.: СПбГИКиТ, 2015. С. 87-94.
9. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 27.04.2018).
10. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 № ЗЗн.-ФЗ (ред. от 06.04.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12508/ (дата обращения: 20.04.2018).