Внешний аудит бюджетных учреждений и его проблемы External audit of budget institutions and its problems
Шанаурина В.А.
Студентка 3 курса, Экономический факультет, Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления,
РФ, г. Новосибирск e-mail: nika-shanaurina@mail. ru
Shanaurina V.A.
3-year student, faculty of Economics, Novosibirsk State University of Economics and Management,
Russian Federation, Novosibirsk e-mail: nika-shanaurina@mail. ru
Научный руководитель
Дмитриева Е.Н.
Кандидат экономических наук, доцент Кафедра общественных финансов Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления,
РФ, г. Новосибирск e-mail: ulagan-alena@mail. ru
Scientific adviser Dmitrieva E.N.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Chair of Public Finance Novosibirsk State University of Economics and Management,
Russian Federation, Novosibirsk e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье рассматриваются порядок проведения внешних аудиторских проверок в бюджетных учреждениях и их проблемы. Рассмотрены основные направления проведения аудита в этих организациях. Выделены основные аспекты аудиторской проверки, являющиеся специфическими именно в бюджетном учреждении. Сформулированы основные принципы и правила составления аудиторского заключения о проверке в данных учреждениях. Определены проблемы внешнего аудита бюджетного учреждения и предложены возможные решения.
Annotation.
This article examines the procedure for conducting external audits in budget institutions and their problems. The main directions of audit in these organizations are considered. The main aspects of the audit are identified, which are specific to the budget institution. The main principles and rules for drafting an audit report on the audit in these institutions are formulated. The problems of external audit of a budgetary institution are defined and possible solutions are proposed.
Ключевые слова: внешний аудит, аудиторская проверка, бюджетное учреждение, аудиторское заключение.
Keywords: external audit, audit, budget institution, audit report.
Такая проблема как контроль за хозяйственной деятельностью бюджетных учреждений не теряет своей актуальности со времен, собственно, создания данных государственных институтов. Данная статья посвящена такому виду внешнего контроля за деятельностью бюджетных учреждений как аудит.
Целью данного исследования является рассмотрение порядка проведения внешнего аудита в бюджетных учреждениях и выявление проблем, связанных с ним. В соответствии с этим можно выделить следующие задачи: рассмотрение основных направлений проведения аудиторской проверки в бюджетном учреждении; определение документации бухгалтерского учета, на которую следует обратить особое внимание при проведении аудита бюджетного учреждения; формулировка основных правил и принципов при составлении аудиторского заключения; выявление проблем при проведении аудита данных организаций и предложение путей их разрешения.
Для начала определимся с понятиями «бюджетное учреждение» и «аудит». Бюджетное учреждение - это
«некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах» [1].
Аудит - «независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности» [2]. В данной же статье нами рассмотрен внешний аудит бюджетных учреждений, поэтому подробнее рассмотрим классификацию аудита по субъекту, его осуществляющему. По этому признаку выделяют:
1. Внешний аудит. Он проводится независимой аудиторской компанией. В случае проведения проверки бюджетного учреждения это могут быть также органы казначейства.
2. Внутренний аудит. Он проводится силами бухгалтерской, ревизионной или других служб [4].
Объектами аудиторской проверки в бюджетных организациях являются: доходы и расходы бюджета;
источники финансирования соответствующего бюджета; хозяйственные операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, а также сметы доходов и расходов данных государственных институтов [7].
Аудит бюджетных учреждений может проводиться по таким направлениям как:
— финансово-хозяйственная деятельность данных учреждений;
— ведение бюджетного учета и составление бухгалтерской отчетности в соответствии с Планом счетов для бюджетных учреждений;
— целевое использование бюджетных средств;
— выполнение специальных государственных заданий;
— налогообложение [5].
Перед, непосредственно, проведением аудиторской проверки необходимо составить программу аудита, которая содержит в себе основные хозяйственные операции, подлежащие проверке. Данный этап при подготовке необходим для того, чтобы четко структурировать задачи, которые необходимо решить при проведении проверки. Например, программа аудита может состоять из следующих блоков:
1. операции с бюджетными средствами,
2. учет денежных средств,
3. учет расчетов с персоналом по оплате труда,
4. учет расчетов с подотчетными лицами,
5. учет расчетов с дебиторами,
6. учет нефинансовых активов (основных средств),
7. операции, отражающиеся на забалансовых счетах,
8. бухгалтерская (финансовая) отчетность бюджетного учреждения [5].
Программу аудиторской проверки обязательно следует согласовать с руководством данного государственного учреждения либо с главным распорядителем бюджетных средств, если внешняя проверка проводится по его указанию.
Обычно при выполнении каждого пункта программы аудита следует придерживаться следующего порядка:
1. Проверка первичных учетных документов. Аудитор должен проверить полноту и правильность заполнения обязательных реквизитов, а также рассмотреть содержание хозяйственных операций, отраженных в данном первичном документе.
2. Проверка регистров бюджетного учета. В данных учетных документах должны быть отражены все факты хозяйственной жизни учреждения, подтвержденные первичными документами. Аудитор также должен
проверить правильность хронологической последовательности отражения операций в учетных регистрах, проставления корреспонденций, а также обобщения сумм оборотов на счетах.
3. Проверка правильности записей на счетах бюджетного учета. При выполнении данного этапа аудитору следует руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденным Минфином РФ от 16 декабря 2010 года [3].
4. Обобщение результатов аудита [7].
При проведении аудита в бюджетном учреждении большое внимание, как правило, уделяется проверке сметы расходов и доходов. Для этого эксперт составляет специальный реестр, в котором он отражает данные о фактическом использовании бюджетных средств учреждением. В данном аудиторском документе указывается также экономическое состояние этих средств (излишки, расход или перерасход) и ошибки, которые были выявлены при их проверке, а также отражаются основные предложения аудитора по устранению выявленных несоответствий
[5].
В процессе аудиторской проверки бюджетных смет специалисту следует обратить внимание на следующие немаловажные аспекты:
— бюджетная смета должна быть составлена правильно и расчеты по определенным направлениям доходов и расходов обоснованы;
— должны быть отражены все доходы данной организации, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности;
— сметы доходов и расходов предоставляются в четко установленные сроки на утверждение главным распорядителям бюджетных средств;
— показатели бюджетной сметы должны соответствовать установленным лимитам бюджетных обязательств;
— отчетность бюджетного учреждения по исполнению сметы доходов и расходов должна быть составлена достоверно [5].
На этапе завершения проверки аудитор обязан оценить надежность системы бухгалтерского учета в данном бюджетном учреждении, которая может быть высокой, средней или низкой.
По окончании внешней аудиторской проверки составляется аудиторское заключение, к которому прикладываются нормативно - правовые документы и письмо руководству бюджетного учреждения о результатах проверки. К аудиторскому заключению должен быть приложен отчет специалиста, в котором он дает экспертную оценку бухгалтерского учета в данном бюджетном учреждении, указывает все ошибки и замечания, выявленные в ходе проверки и дает рекомендации по устранению этих несоответствий [5].
При составлении аудиторского заключения вне зависимости от организационно-правовой формы аудируемой организации специалисту следует соблюдать основные принципы отражения информации в рабочих документах аудитора, чтобы его заключение было корректным. Данные принципы представлены в таблице 1 [с. 40, 7].
Таблица 1. Основные принципы отражения информации в рабочих документах аудитора
Принципы отражения информации в аудиторском заключении Раскрытие сущности принципов документирования информации
1. Уместность Информация должна быть полезной для принятия эффективных решений
2. Своевременность Информация должна предоставляться оперативно, в короткие сроки, чтобы вовремя принимать соответствующие решения
3. Адресность Доказательства должны предоставляться конкретным пользователям для принятия определенных решений
4. Необходимость Информации должно быть достаточно для принятия того или иного решения, при этом она не должна быть избыточной и чрезмерной
5. Аналитичность Информация должна содержать данные текущего анализа, на основе которого можно будет провести последующий анализ
6. Ясность Информация должна быть понятна для всех категорий пользователей
7. Подлинность Доказательства должны содержать достоверную, проверенную информацию, в ней не должны быть ошибки и неточности
8. Сравнимость Информация должна быть сопоставима, чтобы пользователи могли отследить динамику показателей
Аудитор несет полную ответственность за высказанное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого бюджетного учреждения. Мнение специалиста о системе бухгалтерского учета организации должно помочь пользователю сделать определенные выводы о результатах хозяйственной деятельности аудируемой организации, а также о целевом использовании бюджетных средств и принять обоснованные управленческие и экономические решения.
По действующему российскому законодательству бюджетные учреждения не подлежат обязательному аудиту, однако в настоящее время в экономических кругах все чаще высказываются мнения по поводу того, что следовало бы сделать обязательными аудиторские проверки для бюджетных учреждений [5]. Ведь в большинстве случаев проводимые со стороны контролирующих государственных органов проверки данных организаций сводятся лишь к тому, чтобы выявить факты нецелевого расходования средств. Проблемы же эффективности использования бюджетных средств остаются в стороне.
Как правило, на практике бюджетные учреждения очень редко прибегают к аудиторским проверкам. Это обусловлено тем, что оплата услуг независимой аудиторской организации должна производиться за счет внебюджетных средств учреждения. Вследствие этого многие бюджетные учреждения считают данные затраты нецелесообразными. К тому же тот факт, что данное учреждение прошло аудиторскую проверку, не отменяет проведение контроля достоверности бухгалтерской отчетности, осуществляемого уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления [6].
В результате очень частого пересмотра законодательства о бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях, внесения поправок в Единый план счетов для государственных учреждений и многих других подобных частых нововведений и изменений возникает проблема возникновения ошибок в процессе бухгалтерского учета в данных организациях. В следствие этого становится более затруднительным для аудиторов выявление подобного рода несоответствий.
На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что независимая внешняя аудиторская проверка бюджетного учреждения является необходимым звеном в контроле за эффективностью расходования бюджетных средств и достоверностью отражения информации об этом. По мнению автора, следует на законодательном уровне обозначить обязанность бюджетных учреждений проходить внешние аудиторские проверки в целях обеспечения высокого уровня контроля за хозяйственной деятельностью учреждения. Также целесообразным является уменьшение частоты поправок в законодательстве о бюджетном учтете, следует более детально проработать методику ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, чтобы впоследствии не возникало необходимости частого изменения законодательства в данной сфере.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Федоренко И.В. Аудит: расширяем границы науки (теория и методология) / И.В. Федоренко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 100 с.
5. Кучеров А.В., Курылева М.А., Романова Д.А. Аудиторская проверка бюджетных учреждений // Молодой учёный. № 6 (53). - 2013. - С. 357-359.
6. Лебедева А.А. Аудит деятельности бюджетных учреждений // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита. Материалы VIII Международной молодежной научно-практической конференции: в 2-х томах. -2016. - С.459-462 .
7. Остаев Г.Я Некоторые аспекты аудита в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. №8. - 2016. - С. 37-41.