БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АУДИТ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
https://doi.org/10.31279/2782-6414-2024-4-2 Исследовательская статья
УДК 338:347.719
Значение и особенности инвентаризации нефинансовых активов в системе обеспечения экономической безопасности учреждений правоохранительных органов
Феськова Марина Викторовна н
Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь, Россия
https://orcid.org/0000-0002-5913-2070 E-mail: [email protected]
Бузова Дарья Валерьевна
Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь, Россия
https://orcid.org/0009-0008-1853-7224 E-mail: [email protected]
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Феськова М. В., Бузова Д. В. Значение и особенности инвентаризации нефинансовых активов в системе обеспечения экономической безопасности учреждений правоохранительных органов // Исследование проблем экономики и финансов. 2024. № 4. Ст. 2. https://doi.org/10.31279/2782-6414-2024-4-2
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ:
авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
ПОСТУПИЛА: 01.10.2024 ПРИНЯТА: 06.12.2024 ОПУБЛИКОВАНА: 30.12.2024
COPYRIGHT: ©2024 Феськова М. В., БузоваД. В.
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ. В обеспечении экономической безопасности учреждений правоохранительных органов важное место занимает учетная система, эффективность которой во многом определяется используемыми методами бухгалтерского учета. Одним из таких методов выступает инвентаризация, совершенствование механизма проведения которой требует дополнительных исследований и выработки конкретных практических рекомендаций.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - изучение особенностей порядка проведения и оценки системы бухгалтерского учета результатов инвентаризации нефинансовых активов, анализ полученных данных и разработка рекомендаций по совершенствованию учетно-контрольной системы в учреждениях правоохранительных органов.
МЕТОДЫ. Для проведения исследования использованы методы анализа, синтеза, обобщения и систематизации информации, основанные на практическом опыте учета в правоохранительных органах и нормативных документах Министерства финансов Российской Федерации.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Ключевыми результатами исследования являются: 1) описание порядка проведения инвентаризации нефинансовых активов; 2) определение отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета в зависимости от причин выявленных отклонений; 3) выявление ошибок при инвентаризации как источников угроз экономической безопасности; 4) установление направлений совершенствования инвентаризации на основе цифровизации отдельных процессов.
ВЫВОДЫ. Инвентаризация является важным инструментом для обеспечения экономической безопасности правоохранительных органов, а внедрение цифровых технологий повышает контроль и безопасность имущества учреждения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: правоохранительные органы, инвентаризация, экономическая безопасность, излишки, недостачи, цифровизация
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2024)
ACCOUNTING, AUDITING AND ECONOMIC STATISTICS
https://doi.org/10.31279/2782-6414-2024-4-2 Research article
UDC 338:347.719
The Importance and Peculiarities of Inventorying Non-Financial Assets in the System of Ensuring Economic Security of Law Enforcement Agencies
Marina V. Feskova 13
Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia
https://orcid.org/0000-0002-5913-2070
E-mail: [email protected]
Darya V. Buzova
Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia
https://orcid.org/0009-0008-1853-7224
E-mail: [email protected]
ABSTRACT
INTRODUCTION. In ensuring the economic security of law enforcement agencies, an important place is occupied by the accounting system, the effectiveness of which is largely determined by the accounting methods used. One of such methods is inventory, the improvement of the mechanism of which requires additional research and development of specific practical recommendations.
THE AIM of the research is to study the peculiarities of the procedure for conducting and evaluating the accounting system of inventory of non-financial assets, to analyze the obtained data and to develop recommendations for improving the accounting and control system in law enforcement agencies.
METHODS. The study is based on analysis, synthesis, generalization and systematization methods. The initial information involves the practical experience of accounting in law enforcement agencies and regulatory documents in the Ministry of Finance of the Russian Federation.
RESULTS. The key results of the study are: 1) description of the procedure of inventory of non-financial assets; 2) determination of the reflection of the inventory results on the accounting accounts depending on the reasons for the identified deviations; 3) identification of errors as sources of threats to economic security; 4) establishment of directions for improving the inventory on the basis of digitalization of individual processes.
CONCLUSIONS. Inventory is an important tool to ensure economic security of law enforcement agencies. Besides, inventory digitalization constitutes an important tool to ensure economic security of law enforcement agencies.
TO CITE:
Feskova M. V., Buzova D. V. The Importance and Peculiarities of Inventorying Non-Financial Assets in the System of Ensuring Economic Security of Law Enforcement Agencies // Research in Economic and Financ ial Problems. 2024. № 4. Art. 2. https://doi.org/10.31279/2782-6414-2024-4-2
DECLARATION OF COMPETING INTEREST: none declared.
RECEIVED: 01.10.2024 ACCEPTED: 06.12.2024 PUBLISHED: 30.12.2024
COPYRIGHT: ©2024 Feskova M. V., Buzova D. V.
KEY WORDS: law enforcement agencies, inventory, economic security, surpluses, shortages, digitalization
RESEARCH IN ECONOMIC AND FINANC IAL PROBLEMS | № 4 (2024)
ВВЕДЕНИЕ
Важным аспектом в деятельности правоохранительных органов является обеспечение экономической безопасности внутри самого учреждения. Экономическая безопасность включает в себя другие виды безопасности: финансовая, информационная, продовольственная, социальная и др., и как следствие влияет на все учреждение в целом, что говорит о важности изучения данного вопроса. Основными составляющими обеспечения экономической безопасности учреждения являются учет и контроль. Учет представляет собой элемент управления экономическими процессами и объектами, сущность которого состоит в фиксации их состояния и параметров, сборе и накоплении сведений об экономических объектах и процессах, отражении этих сведений в учетных ведомостях (регистрах). Контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта. Место учета и контроля в системе экономической безопасности можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 1.
Рисунок 1
Местоучетои коннрюля в системе экономической безопасности
Ссточникзсоставлени авточами
Важоо отметить все учет с квнтроль-это двв состив-ляющие ндного процоннв. Неоозможно вринятн и ^тиу флоты хозяйстввкоой жиитк тне иоетуялм ткн те уревив есчиикнттенит, дттyмeУfпaлееогoсфoвмонния. Юонтроов влюбоьсистеме yпуовлeнря явлостст фземойиСратьой свопн, пoУледcивомеотосoй суНъект получает информант з ранее иринирын pсшeноех, тодтие зз н^(В^нГ^^ктьо-ныо методов бухгилтурскопн уоетв для осиществления фтктичлcкогo фтчансмвогн к—кролв является инвивс тсA0зоция. Иивel-ФРЯИтнлеявыcтyтном икквредстводо-ттижeниятcинсмрчнcкcс безoпacс-cти п^ен ногютрев-уенио сКнк^и х даноыз с даимыми ^згалте^кого ми^^с^, что сьсоoляeтчнтсс—енио эффситивно впыесoсет трнвмтмyщeлтссм, енижтиыpяcеи еAзнpи зни птрчи ат-иивос, o—нcпот11вaтьп—озруткнтнеучета.
ЕК научнойлитератчстСолншое иннмание тделчется но-еятию и виднм изceтч~стосуоии, ocpбeнестссмeо фтн Веднимт Т Дc0yмnв0тльнnыу ИфлpMЛУИИЮpTTеЫBMеT-B
т-ялEДOСAHИE ПPlT0ЛTН нтoнoмl/lриуфлн1\с-pо | №4 рот4)
[1-6]. Исходя из мнений различных авторов, можно сделать обобщенный вывод и сказать, что инвентаризация - это процесс проверки фактического наличия имущества и обязательств организации и сопоставления полученных данных с учетными данными на определенную дату. Другими словами, это сверка того, что должно быть по документам, с тем, что есть на самом деле. В своей работе Р. Р. Ахметов отмечает взаимосвязь между контролем и ревизией в обеспечении экономической безопасности, рассматривая отдельно виды внутреннего и внешнего контроля, а также внутренней и внешней ревизии, но стоит отметить, что ревизия и инвентаризация не являются тождественными понятиями и имеют отличия [7]. К. В. Лоскутова рассматривает инвентаризацию как превентивный метод экономических преступлений, которые, в свою очередь, не включают другие виды экономической безопасности, что не совсем полно раскрывает изучаемый вопрос [8].
Отдельного рассмотрения при проведении инвентаризации нефинансовых активов в учреждениях правоохранительных органов заслуживают вопросы выявления допускаемых со стороны сотрудников ошибок, их рассмотрение как угроз экономической безопасности учреждения, а также поиск путей устранения таких ошибок.
Целью исследования является изучение особенностей порядка проведения и оценка системы бухгалтерского учета результатов инвelсгосивации нефинансовых активов, анализ полученных данных и разработка рекомендаций по совер-шунсозтоео ию учетно-контрольной системы в учрежде-нмяхтнвооохранительных органов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Инзиедочечие основано на практическом опыте учета и травотуранительных органах, а также на норматив-зо-с|систвеlx документах, регулирующих их деятельность. Основным документом, который устанавливает поридки ефоведения инвентаризации, является Приказ МовфонаеФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010) «Об ^верходенми Методических указаний по инвентаризации имущскнву и финансовых обязательств». Результаты ин-зентариуоции оформляют по формам, приведенным в при-лооенимх к Приказу Минфина от 30.03.2015 № 52н (ред. зт 1T.ЫC.2020) «Об утверждении форм первичных учетных до^меотоо и регистров бухгалтерского учета, применяемых отганам и государственной власти (государственными opеыимжв),oрганами местного самоуправления, органами управлвнзм государственными внебюджетными фонда-мс, гопуодественными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».
Методологическая база исследования включает в себя работы российских ученых, изучавших процесс инвентаризации нефинансовых активов в правоохранительных учреждениях. Для проведения исследования применялись методы анализа, синтеза, обобщения и систематизации информации. Этапы исследования включают: описание порядка проведения инвентаризации в учреждениях правоохранительных органов, рассмотрение документального оформления инвентаризации в учреждениях правоохранительных органов, изучение синтетического и аналитического учета результатов инвентаризации нефинансовых активов в учреждениях правоохранительных органов, выявление ошибок, допускаемых в ходе проведения инвентаризации в учреждениях правоохранительных органов и поиск путей их устранения.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Сроки и порядок проведения инвентаризации в учреждениях правоохранительных органов
Сроки, порядок и условия проведения инвентаризации активов и имущества определяются при формировании учетной политики субъекта учета и утверждаются актами субъекта учета. Инвентаризация должна проводиться учреждением независимо от его желания в следующих случаях, которые представлены на рисунке 2 1.
Рисунок; 2
Обязательные услов ия проведения инвентаризации
* Составлено авторами
Также в учетной политике организации должны быть определены дополнительные основания для проведения инвентаризации. По решению руководителя учреждения могут проводиться внеплановые инвентаризации нефинансовых активов [9]. Инвентаризация нефинансовых активов проводится по их месту нахождения и ответственному лицу, на хранении у которого эти ценности находятся. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера [10]. При вводе в эксплуатацию каждому нефинансовому активу присваивается инвентарный номер, согласно которому проводится инвентаризация.
Документальное оформление инвентаризации в учреждениях правоохранительных органов
Перед началом инвентаризации издается приказ, утверждающий состав инвентаризационной комиссии и порядок проведения инвентаризации. Инвентаризационная комиссия должна обеспечивать полноту и точность внесения данных в описи. За внесение в описи заведомо ложных данных, которые скрывают недостачи или излишки, члены комиссии подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке. В приказе необходимо указать:
- сроки проведения инвентаризации;
- причины ее проведения;
- перечень проверяемого имущества и обязательств [11].
Приказ визируется руководителем и членами комиссии, а затем регистрируется в журнале учета приказов об инвентаризации. Затем материально ответственное лицо передает в бухгалтерию приходные и расходные документы на нефинансовые активы, что подтверждает принятие к учету поступивших нефинансовых активов и списание выбывших нефинансовых активов, а также оформляет расписку [12]. Если материально ответственное лицо уходит в отпуск, то необходимо передать имущество, которое числится на нем. Для этого в учреждении материально ответственное лицо пишет рапорт на имя начальника, в котором указывают причину передачи имущества, период и перечень материальных
1 Об о вьрждении Методических указанийпо инвентаризации имуелства а финансовыхобтзательств : приказ Минфина России 13.06.1995 №а9(0Н.11.2010 №14йе). ИИ_: https://www.cыэsultкntrт/Лолumнnt/cаnsтЛьc_LAWс71ЗЗ/ (дата обращения: 18.11.2024).
ИССЛНДОХАНИЕ ПВЬЛСЛЬЛКОНОМИСИ И аеНАНСОВ I ЫТ ь (2024)
ценностей. Затем подписанный рапорт отписывается начальнику финансово-экономического отдела, а затем бухгалтеру. При проведении инвентаризации не всегда все члены комиссии могут присутствовать из-за отпуска или командировок. В таких случаях формируется приказ о переносе инвентаризации на другой период, но не противоречащий законодательству.
После утвержденного приказа о проведении инвентаризации бухгалтер должен подготовить инвентаризационные описи не менее двух экземпляров. На основании инвентаризационных описей и сличительных ведомостей комиссия составляет акт о результатах инвентаризации, который визируется всеми участниками комиссии. Акт представляют на рассмотрение и утверждение руководителю. По результатам инвентаризации могут быть выявлены расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерско го учета [13]. Это могут Нх ггьуулишки или кедоскачи.
Весь пртцессх торядок п°эхндения эноентакозт°на можноттразики в виде схемы (рисунок 3).
Синтетический и аналитический учет результатов инвентаризации нефинансовых активов в учреждениях правоохранительных органов
Нефинансовые активы представляют собой внеоборотные активы, срок полезной эксплуатации которых превышает 12 месяцев, и материально-производственные запасы. Синтетический и аналитический учет нефинансовых активов в правоохранительных органах ведется в соответствии с Приказом Минфина России № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учрта и Юнспутнцои зо тго применению» и положением бнптоой полутвти одгоктзации с применением следу-ющун счбыов:
• 01 ОХ 00Н0П«(бухоусые средства»
• 010200000 «Нематериальные активы»
• кх 0ТбеС^°^б «Ниаркнввзденные активы»
• 010400000 «Амортизация»
• 010500000
кик ойббхбэомбино Дбнмонуюнио наббсой груссы; бз°анбмoй°ой зиту сотохв нбмоииоо и сикозом; манйнотoв°б бнзйнинзй°°ый окца снтэбиназосюн наисоину; • снбЗйнсюнис о°зй°нан°ый карточки, саисхина к коыт Эбнумтоны
ОснйЭй0й°ий ДаннисйинбУб °тoисис имущйинва, ибиназoй°ий и°зй°нанизациб°°бT бсиии
• уназызатнис сниси°а изoишнбз кок отэбинас;
• сбэсииызаюн зит усаин°ини нбмиииии
Сбиназoй°ий анна х нйзуoвнанау и°зй°нанизации, Диниацис зысзoй°°ыу Даннхз наиУбжэй°иT з ^домоств наиУбжэй°иT
• з осою эаооыт кз бсиийт;
• сбэсииызаюн зит усаин°ини снбЗйЭй°°бT и°зй°нанизации
Пниооний нйшй°ис о сбнсэнй нйУуoинбза°ис тезокнет иазокц
• ибиназoсйнис снбНбHбo заийэаоио унзйнжэайн нунбЗбэинйoв уснйжэй°ис
бннажйоий нйзуoвнанбз и°зй°нанизации з бууутoнйнинбм устте
• бннажй°ий изoишнбз;
• бннажйоий °йэбинас
Рисунок 3
Порядок проведения инвентаризации
* Составлено авторами
«Материальные запасы»
• 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»
• 010700000 «Нефинансовые активы в пути»
• 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны»
• 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»
• 011000000 «Затраты на биотрансформацию»
• 011100000 «Права пользования активами»
• 011300000 «Биологические активы»
• 011400000 «Обесценение нефинансовых активов»
По результатам инвентаризации нефинансовых активов могут быть выявлены излишки или недостачи. Рассмотрим подробно на примере учет излишков.
В результате проведенной инвентаризации нефинансовых активов были выявлены неучтенные активы:
иовйонанизацибообт кбмиииии, нбнбныт
ИССЛ ЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ И ФИНАНСОВ | №4 [202А)
Унзйнжэй°ий сикоза о снб3йэй°ии и°зй°нанизации
- ноутбук, который был принят к учету в качестве основного средства в сумме 27 300,00 руб.;
- предметы мягкого инвентаря, стоимость 4 100,00 руб.;
- нематериальный актив, который был принят к учету в качестве основного средства в сумме 11 000,00 руб.
Операции по учету излишков приведены в таблице 1.
Таблица 1
Отражение в учете операций по оприходованию излишков
Содержание операции Сумма, руб. Дебет Кредит
Отражено основное средство -принтер в качестве излишка 27 300,00 101.34 401.10
Принят к учету неучтенный мягкий инвентарь 4 100,00 105.35 401.10
Принят к учету неучтенный нематериальный актив 11 000,00 102Ж 401.10
По результатам инвентаризации могут быть обнаружены недостачи, и для их отражения в учете необходимо установить: недостача образовалась за счет норм естественной убыли или за счет виновных лиц.
Стоимость материальных ценностей в пределах норм естественной убыли относится на расходы текущего финансового года. Недостача сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц [14].
Для учета расчетов по суммам выявленных недостач используется синтетический счет 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».
Посредством бухгалтерских записей отразим учет недостач в условном примере в таблице 2.
Таблица 2
Отражение в учете операций по учету недостач вследствие негодности, в пределах и сверх норм естественной убыли
Содержание операции Сумма, руб. Дебет Кредит
Учреждение списало вследствие негодности мягкий инвентарь на основании оправдательных документов 40 000,00 401.10 105.35
Учреждение списало горюче-смазочные материалы в пределах норм естественной убыли 20 000,00 401.20 105.38
Учреждение списало горюче-смазочные материалы сверх норм естественной убыли 10 000,00 401.10 105.38
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2024)
Предположим, что при инвентаризации серверного центра была выявлена недостача копировального аппарата. Балансовая стоимость - 19 836,80 руб. Амортизация, начисленная на момент проведения инвентаризации, составляет 14 439,15 руб., а его остаточная стоимость - 4 452,65 руб., рыночная стоимость -11 000 руб. В ходе инвентаризации было выявлено виновное лицо. Сумма недостачи была компенсирована и внесена в кассу. Все факты хозяйственной жизни отражены в таблице 3.
Таблица 3
Отражение в учете операций по списанию недостач
Содержание операции Сумма, руб. Дебет Кредит
Начислены доходы в связи с недостачей аппарата, отнесенной за счет виновного лица, по рыночной стоимости 11 000,00 209.71 401.10
Списана стоимость аппарата в сумме начисленной амортизации 14 439,15 104.36 101.36
Списана остаточная стоимость аппарата 4 452,65 401.10 101.36
Поступили наличные средства от виновного лица в возмещение недостачи в кассу учреждения 11 000,00 201.34 209.71
Поскольку инвентаризация нефинансовых активов в правоохранительных органах проводится вручную, иногда возникают сложности с поиском инвентарного номера, который зачастую вписан от руки, а также, учитывая человеческий фактор, могут возникать различные ошибки:
• опечатки и описки при заполнении инвентарного номера, первичных документов;
• незаполненные или пропущенные строки, что влечет за собой злоумышленное добавление ложной информации;
• составление описи в одном экземпляре.
Все ошибки замедляют процесс инвентаризации и снижают ее эффективность [15]. Кроме того, ошибки при проведении инвентаризации могут являться источником угроз в системе экономической безопасности учреждений правоохранительных органов. Особое значение имеют ошибки, допущенные сотрудниками учреждений, так как причинами таких ошибок могут являться как простая случайность, невнимательность, некомпетентность сотрудников, так и злонамеренные, противоправные действия сотрудников. Для предотвращения угроз экономической безопасности учреждений правоохранительных органов, совершенствования учета
нефинансовых активов возможно применение инструментов цифровизации учетных процессов, например, использование технологии штрихкодирования. Штрих-код - это напечатанное изображение по определенным правилам комбинаций элементов установленной формы, размера и цвета [16]. Автоматизация процесса инвентаризации состоит из нескольких этапов:
- во-первых, сначала необходимо сформировать базу данных, затем напечатать на специальном принтере штрих-коды и в конце первого этапа нанести штрих-коды в виде наклеек на объект учета. Если организация только начинает процесс автоматизации инвентаризации, то этот этап будет самым продолжительным;
- во-вторых, члены инвентаризационной комиссии с помощью специального сканера штрих-кодов считывают информацию об объекте учета и автоматически сканер передает ее в программу на компьютер [17];
- в-третьих, на заключительном этапе сравнивается полученная информация в ходе инвентаризации с данными бухгалтерского учета и автоматически формируются необходимая отчетная документация.
Таблица 4
Сравнительный анализ видов инвентаризаций
• выявление неправильного отражения данных бухгалтерского учета;
• обработка и проведение анализа дополнительных данных об имуществе.
Тем самым автоматизация процесса инвентаризации должна сократить временные затраты и при этом улучшить качественные характеристики внутреннего контроля в отличие от стандартной процедуры проведения инвентаризации. Сравнительный анализ этих двух видов поможет определить наиболее подходящий формат проведения инвентаризации (таблица 4).
Как видно из таблицы 4 в большинстве случаев автоматизированная инвентаризация является более эффективным и точным решением, чем ручная инвентаризация. Она позволяет сократить трудозатраты, повысить точность данных и обеспечить более эффективное управление имуществом. Однако, для небольших учреждений, где количество активов ограничено, ручная инвентаризация может быть более доступным и приемлемым вариантом. Выбор метода инвентаризации должен зависеть от конкретных потребностей и ресурсов предприятия.
Критерий сравнения Стандартная инвентаризация Автоматизированная инвентаризация
Влияние человеческого фактора, точность Высокий риск ошибок: человеческий фактор может привести к ошибкам при подсчете и маркировке активов Повышенная точность: минимизирует возможность человеческих ошибок при подсчете и идентификации активов
Скорость и эффективность Процесс может быть трудоемким и длительным, особенно для крупных учреждений Значительно ускоряет процесс инвентаризации, особенно для учреждений с большим количеством нефинансовых активов, сокращает потребность в ручном труде, освобождая сотрудников для других задач
Удобство использования Большое количество печатных документов, которые заполняются от руки Автоматизированные системы предоставляют удобные интерфейсы для сбора данных и анализа результатов
Прозрачность данных Низкая прозрачность: отсутствует единая база данных, что затрудняет контроль за процессом инвентаризации Повышенная прозрачность: обеспечивает доступ к данным инвентаризации в реальном времени, что повышает прозрачность и контроль
Стоимость Не требует дополнительных затрат на оборудование и программные продукты Необходимо понести дополнительные затраты для приобретения программного продукта, его настройки
Автоматизация процесса инвентаризации имеет определенные положительные стороны:
• минимизация трудозатрат и экономия времени при проведении инвентаризации;
• своевременное выявление окончания срока эксплуатации имущества;
• повышение уровня оперативного контроля перемещения основных средств и товарно-материальных ценностей;
• выявление прямых злоупотреблений материально ответственных лиц;
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2024)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило выявить особенности порядка проведения и учета результатов инвентаризации в правоохранительных органах. Инвентаризация является элементом обеспечения экономической безопасности учреждения. По результатам проведения инвентаризации формируется пакет документов, в который входят: приказ об утверждении инвентаризационной комиссии и проведении инвентаризации, инвентаризаци-
онная опись сличительная ведомость, акт о результатах инвентаризации; при наличии расхождений - протокол заседания инвентаризационной комиссии. В ходе исследования были описаны операции по учету излишков, недостач и их отражения в учете, выявлены допускаемые ошибки в ходе проведения инвентаризации в учреждениях правоохранительных органов. Возможные ошибки при проведении инвентаризации были рассмотрены как источники угроз в системе экономической безопасности учреждений правоохранительных органов. Предложены меры по их предупреждению. Предлагаемая технология кодирования и сбора данных с использованием штрих-кодов окажет положительное влияние на деятельность организации, снизит трудозатраты и сэконо-
мит время при проведении инвентаризации, будет способствовать повышению уровня оперативного контроля за операциями с основными средствами и запасами, выявит нецелевое использование нефинансовых активов материально ответственными лицами и неправильное отражение данных бухгалтерского учета.
Вклад авторов
Феськова М. В. - администрирование проекта, методология, просмотр и редактирование рукописи.
Бузова Д. В. - проведение исследования, анализ данных, создание черновика рукописи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аудит и финансовый анализ : монография / И. Ю. Скляров, М. Г. Лещева, Т. Ю. Бездольная [и др.]. Ставрополь : СтГАУ, 2022. 188 с.
2. Фетисова Т. А. Подготовка к отчетности: инвентаризация и не только // Бюджетный учет. 2021. № 11(203). С. 6-9.
3. Багрин В. П. Размышления об инвентаризации: проблемы и решение // Бюджетный учет. 2021. № 11(203). С. 66-71.
4. Филистеев В. В., Головинский В. В. Понятие, сущность и виды инвентаризации // Поиск. 2023. № 1(14). С. 169-172.
5. Карпова В. А. Роль инвентаризации в предотвращении экономических правонарушений // Интеграция науки и практики: взгляд молодых ученых : сборник научных трудов VI научно-практической конференции магистрантов и аспирантов, Саратов, 29 октября 2019 года / Редколлегия: Л. Ф. Попова [и др.]. Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», 2020. С. 61-63.
6. Егорова Е. В. Инвентаризация как инструмент внутреннего контроля и ее роль в обнаружении признаков экономических преступлений // Вестник экономической безопасности. 2021. № 6. С. 249-257. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-6-249-257
7. Ахметов Р. Р., Хабибуллина Л. Р. Роль и значение контроля и ревизии в обеспечении экономической безопасности предприятия // Теория и практика современной науки. 2024. № 12(102). С. 30-34.
8. Лоскутова К. В. Роль инвентаризации в предотвращении экономических преступлений // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 108-6. С. 11-15. https://doi.org/10.18411/tmio-04-2024-297
9. Кумпан А. С. Инвентаризация как метод внутреннего контроля материальных запасов в бюджетных учреждениях // Актуальные вопросы современной экономики. 2024. № 3. С. 269-274. https://doi.org/10.34755/IR0K.2024.50.75.016
10. Горятнина Е. А. Инвентаризация: порядок проведения и её результаты в организации // Мировая наука. 2021. № 11(56). С. 46-49.
11. Макаренко С. А., Беляева Д. А. Инвентаризация: практические аспекты проведения // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 2 (22). С. 2.
12. Батырмурзаева З. М., Ашурбекова А. Б. Документальное оформление процесса и результатов инвентаризации // Актуальные вопросы современной экономики. 2023. № 3. С. 292-296.
13. Качура М. А. Значение инвентаризации в бюджетных учреждениях и отражение в учете ее результатов // Проблемы и перспективы развития учетно-аналитического, финансового и контрольного обеспечения деятельности экономических субъектов : материалы национальной (Всероссийской) научно-практической и методической конференции, Воронеж, 22 декабря 2021 года. Воронеж : ВоронежГАУ им. Императора Петра I, 2021. С. 179-182.
14. Черткова Т. В., Чертков В. А. Базовые особенности проведения инвентаризации в учреждениях бюджетной сферы // Экономика, бизнес, инновации: актуальные вопросы теории и практики : сборник статей III Международной научно-практической конференции, Пенза, 5 мая 2024 года. Пенза : Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2024. С. 25-29.
15. Игонина Е. С., Горбачева А. В. Инвентаризация нефинансовых активов как неотъемлемая составляющая проверки бюджетной отчетности в правоохранительных органах // Исследование проблем экономики и финансов. 2021. № 2. https://doi.org/10.31279/2782-6414-2021-2-3-1-11
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2024)
16. Свинцов А. Н. Автоматизация процесса инвентаризации запасов материальных ресурсов // Молодой ученый. 2019. № 38 (276). С. 123-125.
17. Волкова О. И., Огородникова А. И. Инвентаризация нефинансовых активов в правоохранительных органах // Бухгалтерский учет, анализ, аудит и статистика: информационные инструменты достижения целей устойчивого развития экономики : Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Учетно-экономического факультета, Ростов-на-Дону, 23 ноября 2023 года. Ростов-на-Дону: АзовПринт, 2023. С. 29-33.
REFERENCES
1. Audit and financial analysis : monograph / I. Yu. Sklyarov, M. G. Leshcheva, T. Y. Bezdolnaya [et al.]. Stavropol : StGAU, 2022. 188 p.
2. Fetisova T.A. Preparation for reporting: inventory and not only // Budget accounting. 2021. No 11(203). P. 6-9.
3. Bagrin V. P. Reflections on inventory: problems and solutions // Budget accounting. 2021. No 11(203). p. 66-71.
4. Filisteev V. V., Golovinsky V. V. The concept, essence and types of inventory // Search. 2023. No 1(14). P. 169-172.
5. Karpova V. A. The role of inventory in the prevention of economic offenses // Integration of Science and practice: the view of young scientists : A collection of scientific papers of the VI Scientific and Practical Conference of Undergraduates and Postgraduates, Saratov, October 29, 2019 / Editorial Board: L. F. Popova [et al.]. Saratov : Saratov Socio-Economic Institute (branch) of the Plekhanov Russian University of Economics, 2020. P. 61-63.
6. Egorova E. V. Inventory as an internal control tool and its role in detecting signs of economic crimes // Bulletin of economic security. 2021. No 6. P. 249-57. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-6-249-257
7. Akhmetov R. R., Khabibullina L. R. The role and importance of control and audit in ensuring the economic security of the enterprise // Theory and practice of modern science. 2024. No 12(102). P. 30-34.
8. Loskutova K. V. The role of inventory in the prevention of economic crimes // Trends in the development of science and education. 2024. No 108-6. P. 11-15. https://doi.org/10.18411/trnio-04-2024-297
9. Kumpan A. S. Inventory as a method of internal control of material reserves in budgetary institutions // Actual Issues of the Modern Economics. 2024. No 3. P. 269-274. https://doi.org/10.34755/IR0K.2024.50.75.016
10. Goryatnina E. A. Inventory: procedure and its results in the organization // World science. 2021. No 11(56). P. 46-49.
11. Makarenko S. A., Belyaeva D. A. Inventory: practical aspects of the implementation // Business and design review. 2021. No 2 (22). P. 2.
12. Batyrmurzayeva Z. M., Ashurbekova A. B. Documentation of inventory results in accounting // Actual Issues of the Modern Economics. 2023. No 3. P. 292-296.
13. Kachura M. A. The importance of inventory in budgetary institutions and the reflection of its results in accounting // Problems and prospects for the development of accounting, analytical, financial and control support for the activities of economic entities : materials of the national (All-Russian) scientific, practical and methodological conference, Voronezh, December 22, 2021. Voronezh : VoronezhGAU named by Emperor Peter I, 2021. P. 179-182.
14. Chertkova T. V., Chertkov V. A. Basic features of the inventory in public sector institutions // Economics, business, innovation: topical issues of theory and practice : collection of articles of the III International Scientific and Practical Conference, Penza, May 5, 2024. Penza : Science and Education (IP Gulyaev G.Yu.), 2024. P. 25-29.
15. Igonina E. S., Gorbacheva A. V. Inventory of non-financial assets as an integral part of the audit of budget reports of law enforcement agencies // Research in Economic and Financial Problems. 2021. No 2. https://doi.org/10.31279/2782-6414-2021-2-3-1-11
16. Svintsov A. N. Automation of the inventory process of stocks of material resources // Young scientist. 2019. No 38 (276). P. 123-125.
17. Volkova O. I., Ogorodnikova A. I. Inventory of non-financial assets in law enforcement agencies // Accounting, analysis, audit and statistics: information tools for achieving sustainable economic development goals : Materials of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 70th anniversary of the Faculty of Accounting and Economics, Rostov-on-Don, November 23, 2023. Rostov-on-Don : AzovPrint, 2023. P. 29-33.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 4 (2024)