ОСОБЕННОСТИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ, ПРОВОДИМОЙ ПО ТРЕБОВАНИЮ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
И.А. Колесникова, студент
Кубанский государственный аграрный университет (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24412/2500-1000-2023-3-2-184-187
Аннотация. В статье рассмотрены особенности инвентаризации, проводимой по требованию правоохранительных органов. Обсуждаются актуальные проблемы, связанные с проведением инвентаризации, такие как нехватка ресурсов и несовершенство бухгалтерской системы, которые могут привести к неверным результатам. Также предложены пути решения этих проблем, включая подготовку к проведению инвентаризации, найм дополнительных сотрудников, улучшение бухгалтерской системы и обучение сотрудников правилам и процедурам проведения инвентаризации. Важность готовности к проведению инвентаризации по требованию правоохранительных органов подчеркивается как необходимость минимизировать риски возникновения проблем и ошибок.
Ключевые слова: судебная бухгалтерия, правоохранительные органы, инвентаризация, финансовая отчетность, проверка предприятия, экономические преступления.
Инвентаризация является важной частью бухгалтерского учета и позволяет оценить активы и обязательства компании. Как правило, она проводится ежегодно, но иногда правоохранительные органы могут потребовать проведения дополнительной инвентаризации. В данной статье рассматриваются особенности инвентаризации, проводимой по требованию правоохранительных органов.
Инвентаризация - это процесс проверки физического наличия и соответствия количества товаров, материалов и других активов финансовой отчетности компании на определенную дату. Основные положения об инвентаризации включают в себя:
1. Цель инвентаризации: установление фактического наличия и оценки стоимости имущества компании.
2. Планирование инвентаризации: подготовка списка имущества, установление даты, времени и места проведения инвентаризации, назначение ответственных лиц.
3. Организация инвентаризации: предоставление доступа к имуществу, подготовка инвентарных ведомостей, сбор информации об изменениях в количестве и стоимости имущества, учет недостач и излишков.
4. Анализ результатов инвентаризации: сверка полученных данных с финансовой
отчетностью, учет различий, объяснение причин возникновения недостач и излишков.
5. Составление отчета об инвентаризации: документальное подтверждение результатов инвентаризации, анализ отклонений, выявленных в результате инвентаризации, и рекомендации по улучшению процесса.
6. Контроль за выполнением рекомендаций: принятие мер по улучшению процесса инвентаризации, обеспечение соответствия финансовой отчетности фактическому наличию и стоимости имущества [1].
Успешному проведению инвентаризации способствует соблюдение ряда требований:
1) комиссионности. Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации в приказе, постановлении, распоряжении.
2) внезапности. Проведение инвентаризации должно быть для проверяемых неожиданным.
3) действительности. Все виды товарно-материальных ценностей подлежат обязательному подсчёту, взвешиванию, обмеру.
4) непрерывности. Если инвентаризация товарно-материальных ценностей не может быть закончена в течение одного дня, то в этом случае помещения, где хранятся ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.
В целом, инвентаризация является важным инструментом для обеспечения точности финансовой отчетности и позволяет компаниям управлять своим имуществом более эффективно.
Как отмечает Куемжиева Е.Г., каждой науке, каждой отрасли знаний присуща собственная терминология, которая отражает характерные особенности и свойства предмета познания и регулирования. Важнейшая задача науки криминалистики состоит в том, чтобы всесторонне изучить, а затем выразить в понятии и научном определении те процессы и явления, которые отражаются в объективной действительности при совершении преступлений [2]. Особенно это актуально для преступлений экономической направленности, которые получили особое распространение в связи с переходом российского государства на рыночные экономические механизмы. Одним из главных приёмов криминалистической бухгалтерии, позволяющий раскрывать экономические преступления, является инвентаризация, проводимая по требованию правоохранительных органов.
Существуют определенные особенности инвентаризации, проводимой по требованию правоохранительных органов:
- Во-первых, правоохранительные органы могут потребовать проведения инвентаризации в любое время, что может стать неожиданным для компании. Поэтому необходимо иметь готовый план действий и не откладывать подготовку к проведению инвентаризации на последний момент.
- Во-вторых, правоохранительные органы могут потребовать проведения инвентаризации с участием своих сотрудников. Это может усложнить проведение инвентаризации и потребовать дополнительных ресурсов компании.
- В-третьих, правоохранительные органы могут предъявить дополнительные требования к проведению инвентаризации, такие как проверка конкретных объектов или учета конкретных видов активов. Поэтому необходимо иметь гибкий план инвентаризации, который можно адаптировать к требованиям правоохранительных органов [3].
Кроме того, необходимо учитывать, что инвентаризация, проводимая по требованию правоохранительных органов, может стать поводом для проведения дополнительных проверок компании. Поэтому необходимо готовиться к возможным дополнительным проверкам и иметь четкий учет всех финансовых операций.
Также специфичны причины, по которым правоохранительные органы могут потребовать проведение инвентаризации. Так, инвентаризация по требованию правоохранительных органов может проводиться в случаях:
- о присвоении или растрате чужого имущества, вверенного материально ответственному лицу (ст. 160 УК РФ), либо краже имущества посторонними лицами путем проникновения в хранилище или свободного доступа (ст. 158 УК РФ);
- о фактах обмана потребителей (ст. 200 УК РФ). Путем обмана могут скрываться недостачи, которые пытаются покрыть с помощью указанных действий, или создаваться неучтенные излишки, которые впоследствии похищаются. Кроме того, в сфере торговли могут реализовываться товары, списанные по акту вследствие снижения их потребительских свойств, истечения срока годности;
- об изготовлении неучтенных товаров, завозе неучтенной или фальсифицированной продукции;
- об умышленном уничтожении имущества (ст. 167 УК РФ). Нередко материально ответственные лица пытаются путем инсценировки случайного возгорания или поджога скрыть совершенные ими присвоение и растрату материальных ценностей;
- о наличии информации об умышленной пересортице, документально не оформленных ценностях, приписках и др.
Несмотря на то, что инвентаризация является неотъемлемой частью бухгалтерского учета, проведение инвентаризации по требованию правоохранительных органов может стать серьезной проблемой для компании. Одной из основных проблем может стать нехватка ресурсов, необходимых для проведения инвентаризации, в том числе, нехватка времени и персонала. Кроме того, сотрудники компании могут не знать всех правил и процедур проведения инвентаризации, что может привести к ошибкам и неточностям [4].
Другой проблемой может стать несовершенство бухгалтерской системы, что может привести к трудностям в проведении инвентаризации. Например, неправильно оформленные документы, ошибки в расчетах и неправильно выбранные методы оценки могут привести к неверным результатам инвентаризации.
Одним из путей решения этих проблем может стать более тщательная подготовка к проведению инвентаризации, включая разработку подробного плана и проверку правильности всех документов. Кроме того, компания может нанять дополнительных сотрудников, чтобы обеспечить достаточное количество ресурсов для проведения инвентаризации. Также компания может улучшить бухгалтерскую систему, в том числе, обеспечить правильное оформление документов, провести аудит и реви-
зию системы, а также обучить сотрудников правилам и процедурам проведения инвентаризации.
Важно понимать, что проведение инвентаризации по требованию правоохранительных органов может стать неожиданным и необходимо иметь готовый план действий, который поможет минимизировать риски возникновения проблем и ошибок.
В заключение, проведение инвентаризации по требованию правоохранительных органов может стать серьезной проблемой для компаний, особенно если она не была предвидена и не была достаточно подготовлена. Несовершенство бухгалтерской системы, нехватка ресурсов и недостаточное знание правил и процедур проведения инвентаризации могут привести к неверным результатам и серьезным последствиям для компании. Однако, путем тщательной подготовки, обучения персонала, улучшения бухгалтерской системы и привлечении дополнительных ресурсов можно минимизировать риски возникновения проблем и ошибок при проведении инвентаризации по требованию правоохранительных органов. Важно помнить, что готовность к проведению инвентаризации по требованию правоохранительных органов является необходимой составляющей успешной работы компании в условиях современной экономики.
Библиографический список
1. Гасанова Л.Р., Шахбанов Р.Б. Особенности проведения инвентаризации объектов основных средств // Актуальные вопросы современной экономики. - 2017. - № 5. - С. 115117.
2. Куемжиева, Е. Г. К вопросу о криминалистическом понятии фальсификации единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета / Е. Г. Куемжиева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 6-1. - С. 332-337.
3. Демихов В.Ю., Егорова Е.Ю. Основные аспекты организации и проведения инвентаризации // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2017. -№ 3 (129). - С. 19-20.
4. Алексеева Г.И. Бухгалтерский финансовый учет. Отдельные виды обязательств: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. - М.: Юрайт, 2018. - 268 с.
FEATURES OF THE INVENTORY CARRIED OUT AT THE REQUEST OF LAW
ENFORSMENT AGENCIES
I.A. Kolesnikova, Student Kuban State Agrarian University (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article discusses the features of the inventory carried out at the request of law enforcement agencies. The current problems related to the inventory, such as lack of resources and imperfection of the accounting system, which can lead to incorrect results, are discussed. Solutions to these problems are also proposed, including preparation for inventory, hiring additional employees, improving the accounting system and training employees in the rules and procedures for inventory. The importance of readiness to conduct an inventory at the request of law enforcement agencies is emphasized as the need to minimize the risks of problems and errors.
Keywords: judicial accounting, law enforcement agencies, inventory, financial reporting, enterprise audit, economic crimes.