Научная статья на тему 'Значение храма святого праведного Иова Многострадального в истории СанктПетербургской епархии'

Значение храма святого праведного Иова Многострадального в истории СанктПетербургской епархии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
храмы С.Петербурга / церковь св. Иова / Волковское кладбище / С.Петербургская епархия / митрополит Исидор (Никольский) / the temples of St. Petersburg / St. Job’s Church / Volkovskoe Cemetery / St. Petersburg Diocese / Metropolitan Isidore (Nikolsky)

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алексей Сергеевич Харчевников

Небольшая кладбищенская церковь, построенная в конце XIX столетия над могилой потомственного почетного купца С.Петербурга, должна была стать на многие десятилетия местом памяти об усопшем и являться Домом Божиим, в котором в определенные дни совершались бы богослужения об упокоении души почившего Иова Крюкова и всех его усопших сродников. Однако в судьбе данного храма нашли отражение страшные события XX столетия, изменившие ход истории нашего Отечества и положение Русской Православной Церкви, в том числе — события блокадного времени. На основании архивных данных автор приводит уникальные сведения из истории храма св. Иова Многострадального, наглядно показывает его духовное значение во времена лихолетия, формирует представление о его месте в истории С.Петербургской епархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The significance of the Church of the Holy Righteous Job the LongSuffering in the history of the St. Petersburg Diocese

A small cemetery church built in the end of the XIX century over the grave of a hereditary honorary merchant from St. Petersburg was supposed to become a place of memory for many decades about the late person and be the House of God, in which on certain days Divine Services would be performed for the repose of the soul of the late Job Kryukov and all his late relatives. However, the terrible events of the XX century not only changed the course of the history of our Fatherland and the position of the Russian Orthodox Church, but were reflected in the fate of the church, that became a thousandth parish for Orthodox people, especially during the siege. Based on the archival data, the author provides unique information from the history of the Church of St. Job the LongSuffering, clearly shows the spiritual significance of his service in the times of trouble and turmoil, thus forming an idea of the indisputable value of the temple in the life of the St. Petersburg diocese, the 280th anniversary of which is celebrated this year.

Текст научной работы на тему «Значение храма святого праведного Иова Многострадального в истории СанктПетербургской епархии»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 2 (14)

2023

А. С. Харчевников

Значение храма святого праведного Иова Многострадального в истории Санкт-Петербургской епархии

УДК 271.2-772(470.23-25)-9

DOI 10.47132/2587-8425_2023_2_136

EDN RQASZR

Аннотация: Небольшая кладбищенская церковь, построенная в конце XIX столетия над могилой потомственного почетного купца С.-Петербурга, должна была стать на многие десятилетия местом памяти об усопшем и являться Домом Божиим, в котором в определенные дни совершались бы богослужения об упокоении души почившего Иова Крюкова и всех его усопших сродников. Однако в судьбе данного храма нашли отражение страшные события XX столетия, изменившие ход истории нашего Отечества и положение Русской Православной Церкви, в том числе — события блокадного времени. На основании архивных данных автор приводит уникальные сведения из истории храма св. Иова Многострадального, наглядно показывает его духовное значение во времена лихолетия, формирует представление о его месте в истории С.-Петербургской епархии.

Ключевые слова: храмы С.-Петербурга, церковь св. Иова, Волковское кладбище, С.-Петербургская епархия, митрополит Исидор (Никольский).

Об авторе: Алексей Сергеевич Харчевников

Аспирант Санкт-Петербургской духовной академии.

E-mail: has2298@уandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8180-0426

Для цитирования: Харчевников А. С. Значение храма святого праведного Иова Многострадального в истории Санкт-Петербургской епархии // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. №2 (14). С. 136-146.

* Фотографии взяты из открытых источников и предоставлены автором.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 2 (14) 2023

Alexey S. Kharchevnikov

The significance of the Church of the Holy Righteous Job the Long-Suffering in the history of the St. Petersburg Diocese

UDC 271.2-772(470.23-25)-9 DOI 10.47132/2587-8425_2023_2_136 EDN RQASZR

Abstract: A small cemetery church built in the end of the XIX century over the grave of a hereditary honorary merchant from St. Petersburg was supposed to become a place of memory for many decades about the late person and be the House of God, in which on certain days Divine Services would be performed for the repose of the soul of the late Job Kryukov and all his late relatives. However, the terrible events of the XX century not only changed the course of the history of our Fatherland and the position of the Russian Orthodox Church, but were reflected in the fate of the church, that became a thousandth parish for Orthodox people, especially during the siege. Based on the archival data, the author provides unique information from the history of the Church of St. Job the Long-Suffering, clearly shows the spiritual significance of his service in the times of trouble and turmoil, thus forming an idea of the indisputable value of the temple in the life of the St. Petersburg diocese, the 280th anniversary of which is celebrated this year.

Keywords: the temples of St. Petersburg, St. Job's Church, Volkovskoe Cemetery, St. Petersburg Diocese, Metropolitan Isidore (Nikolsky).

About the author: Alexey Sergeevich Kharchevnikov

Postgraduate student at the Saint Petersburg Theological Academy.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8180-0426

For citation: Kharchevnikov A.S. The significance of the Church of the Holy Righteous Job the Long-Suffering in the history of the St. Petersburg Diocese. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 2 (14), pp. 136-146.

* Photos are taken from open sources and provided by the author. История Санкт-Петербургской епархии

Храм св. прав. Иова Многострадального был построен на одном из кладбищ С.-Петербурга — Волковском православном кладбище. Само кладбище было устроено и открыто в царствование императрицы Елизаветы Петровны по сенатскому указу от 11 мая 1756 г., в то же самое время, когда были открыты Иоанно-Богословское и Смоленское кладбища. Волковское кладбище разместилось во втором участке Александро-Невской части С.-Петербурга, в конце Расстанной улицы. Захоронения на этом кладбище начали совершать в конце лета 1756 г.

Хотя в сенатском указе говорилось о немедленном открытии часовни на кладбище, Синод отложил исполнение данного предписания и пожелал, чтобы через некоторое время там был построен храм.

К 1759 г. деревянный храм был сооружен и 3 декабря — освящен в честь Спаса Нерукотворного Образа. Ко времени освящения церкви в нее были определены священник, дьячок и пономарь1. Церковь была очень холодная и фактически не приспособленная для служения в зимнее время.

К октябрю 1777 г. была возведена деревянная теплая церковь, которую освятили в память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. В самом начале 1782 г. церковь сгорела, а на ее месте был построен каменный храм. 13 сентября 1785 г. кладбищенскую церковь освятил митрополит Гавриил (Петров), сохранив при этом предыдущее посвящение церкви Обновлению храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Через восемь лет после освящения, в марте 1793 г., в главной церкви кладбища был устроен и освящен придел в честь архангела Гавриила. К этому времени первая Спасская церковь была снесена, а в 1795 г. — выстроена новая, которую также освятил митрополит Гавриил.

В начале XIX в. число погребений на кладбище доходило до 5000, а количество отпеваний доходило иногда до 20 в день2. Люди не могли порой вместиться в сравнительно небольшой Воскресенский храм для прощания с усопшим, поэтому настоятель, священник Николай Воцкий, в 1809 г. обратился к митрополиту Амвросию (Подобедову) с просьбой «дозволить постройку каменного храма с двумя приделами, разрешить сбор, на это дело, доброхотных подаяний»3. Замысел постройки нового храма по проекту В. И. Беретти был одобрен императором Александром I 26 мая 1810 г. Однако, доброхотных жертвователей оказалось довольно мало. Лишь в 1837 г. митрополитом Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским Серафимом (Глаголевским) была совершена закладка нового трехпрестольного храма, проект которого переработал Ф. И. Руска, значительно уменьшив стоимость сооружения. К осени 1842 г. работы были завершены и 15 ноября освящение главного храма Волковского кладбища совершил митрополит Иона (Васильевский), бывший экзарх Грузии, пребывавший на покое в Александро-Невской лавре4.

1 Вишняков Н, прот. Историко-статистическое описание Волковско-православного кладбища. СПб., 1885. С. 2.

2 Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Т. 10. СПб., 1885. С. 40.

3 Там же. С. 60.

4 Аладьин Е.В. Православное Волковское кладбище. СПб., 1847. С. 25.

Храм св. прав. Иова Многострадального. 1930-е гг.

Ко времени постройки большого собора старая Спасская церковь стала совсем ветхой, поэтому на ее месте стараниями первого старосты Волковских церквей П. И. Пономарева был возведен новый храм, который планировалось посвятить Успению Божией Матери. 26 августа 1852 г. храм был достроен и освящен митрополитом Никанором (Клементьев-ским), но не в честь Успения Божией Матери, а в честь Всех Святых, чтобы, как отметил в своей проповеди в день освящения священник Константин Добронравин (будущий епископ Псковский и Порховский Ермоген5), «Ангелы всех усопших призываемы были на месте их погребения»6. Так как в этой церкви была устроена усыпальница родных и близких старосты Пономарева, то церковь часто именовалась Пономаревской.

Итак, к концу XIX в. на кладбище находилось три церкви и был единый причт.

19 мая 1884 г. скончался потомственный почетный гражданин Иов Михайлович Крюков, купец первой гильдии, который при жизни занимался торговлей чаем в Гостином дворе, где имел свои кладовые. Его похоронили на Волковском кладбище, на выкупленных семейных местах. Через несколько месяцев7 вдова Параскева Михайловна и ее сыновья Гавриил, Михаил и Николай обратились к митрополиту Исидору (Никольскому)8 с прошением о разрешении им построить над могилой отца семейства каменный храм во имя св. прав. Иова Многострадального «для совершения в нем неопустительно богослужений по понедельникам, средам и субботам»9.

Митрополит Исидор (Никольский) в своем рапорте, который он составил на основании прошения вдовы чуть позже, отметил, что «все издержки по постройке сего храма они, Крюковы, принимают на себя, на свой счет, ассигнуя для сего 75 тысяч рублей и обязуясь внести в кладбищенскую церковь на содержание и ремонт предполагаемого храма 12500 рублей 4% непрерывно доходными билетами Гос. банка и 12500 рублей таковыми же билетами в пользу священноцерковнослужителей означенной церкви за совершения литургии в новом храме, с тем чтобы как на ремонт храма, так и на вознаграждение причта употреблялись только% с означенных капита-лов»10. Причт церквей Волковского кладбища дал свое согласие совершать богослужения в этом храме за определенное П. М. Крюковой вознаграждение11.

5 Галкин А.К. Ермоген, патр. // Православная энциклопедия. Т. XVIII. М., 2008. С. 633-646.

6 Добронравин К., свящ. Слово на день освящения церкви во имя всех святых, устроенной на Волковском Православном кладбище иждивением Коллежского Советника и Кавалера Про-копия Ивановича Пономарева. СПб., 1853. С. 4.

7 Нам не удалось выяснить, когда П. М. Крюкова обратилась в Духовную консисторию с прошением о возведении храма, так как дело, в котором находились указы Духовной консистории относительно церквей Волковского кладбища за 1885 г. (Центральный государственный исторический архив С.-Петербурга (далее — ЦГИА СПб). Ф. 879. Оп. 1 Д. 317), было уничтожено; см.: ЦГИА СПб. Ф. 897 Оп. 1. Д. 142. Л. 4.

8 Митрополит Исидор (Никольский) был назначен митрополитом Новгородским, С.-Петербургским и Финляндским 1 июля 1860 г.

9 Российский государственный исторический архив (далее — РГИА). Ф. 796 Оп. 166. Д. 1170. Л. 5.

10 Там же.

11 Там же.

Храм св. прав. Иова Многострадального. Современный вид

После разговора с семейством Крюковых митрополит Исидор ознакомился с проектом и поддержал данную инициативу. Далее запрос был отправлен в Духовную консисторию. В октябре 1885 г. министр внутренних дел граф Д. А. Толстой предоставил ходатайство и проект храма на «Высочайшее благоусмотрение Императорского Величества»12. 9 ноября в министерство пришел ответ: 7 ноября император «соизволил изъявленное ходатайство и проект удовлетворить»13.

14 февраля, по указу императора, Св. Синод слушал «предоставление Преосвящен-нейшего митрополита Новгородского и С.-Петербургского, от 10 февраля 1886 года за №539, о разрешении построить по Высочайше одобренному... проекту каменную церковь в честь св. Иова Многострадального на Волковском кладбище»14. Синод вынес положительное решение.

По прошествии немногим более одного года газета «Петербургский листок» писала, что на Волковском кладбище, близ большого собора, оканчивается постройка пятиглавого храма св. Иова в византийско-русском стиле. Сообщалось, что эта церковь «не обширна своими размерами; она рассчитана всего на 200-300 человек и снабжена хорами на сорок. Высота среднего купола с крестом 14,5 саж. Внутри она расположена крестообразно, имеет отдельную высокую колокольню и подвальный этаж, в уровень с землей, сплошь занятый фамильным склепом, предназначенный для погребения членов семьи и родных Крюковых»15.

Постройку храма начал архитектор И.А. Аристархов (1851-1886), он же составил план церкви. Зодчий сам наблюдал за строительством, но, когда здание было возведено лишь вчерне, скончался и был погребен в крипте храма. Достроил храм архитектор А. Н. Немченинов. На постройку храма, по данным газеты «Петербургский листок», было «ассигновано до 220000 рублей, и кроме того, ею

12 РГИА Ф. 1293 Оп. 118 Д. 97. Л. 5.

13 Там же. Л. 6.

14 Там же. Л. 7.

15 Там же.

(Параскевой Михайловной Крюковой. — А. Х.) внесен неприкосновенный капитал на содержание храма и вознаграждение Волковского кладбищенского причта в размере 50000 рублей»16.

28 октября 1887 г. храм был освящен митрополитом Исидором, в сослужении епископа Ладожского Сергия (Серафимова), а также двух архимандритов Александро-Невской лавры17 (в газете «Новое время» упоминается только один архимандрит Никон)18 и кладбищенского причта, при участии хора лаврских певчих19. В 2022 г. храм св. Иова отмечал свое 135-летие со дня освящения.

Волковское кладбище с его храмами в конце XIX в. и первые два десятилетия XX в. являлось значительным духовным центром, в то время ежедневно в храмах кладбища совершалось до 9 литургий. К 1936 г. четыре церкви из пяти (пятая церковь была построена к 1911 г.20) были закрыты. Лишь храм св. Иова, несмотря даже на возникшую в 1932 г. угрозу его сноса21, продолжал действовать.

Сложно переоценить евхаристическое значение храма св. Иова в годы блокады. Несмотря на то, что в то время существовали определенные сложности для совершения таинства Евхаристии (например, недостача муки и вина в городе22), литургическая жизнь в храме не прекращалась. Многие ленинградцы обрели в ту пору вечное упокоение у его стен. После окончания Великой Отечественной войны в праздничные дни в этом небольшом храме, по причине многочисленности верующих, совершалось по три литургии. Храм св. Иова оставался действующим и на протяжении всей дальнейшей своей истории.

Значение храма св. Иова в истории С.-Петербургской епархии связано также с благотворительной деятельностью данного прихода. Во время блокады им была пожертвована крупная денежная сумма в помощь Красной армии. 15 августа 1941 г., после общего собрания «двадцатки», было вынесено постановление, в котором высказывалось пожелание единовременно перечислить 51980 рублей в фонд Красного Креста, а также — ежемесячно отчислять по 10% дохода23. Всего за время блокады храм св. Иова внес в фонд Красного Креста 861167 руб.

В послевоенное время храм св. Иова так или иначе участвовал в жизни других, вновь открывшихся храмов города и даже — Духовной Академии. Например, 20 июня

1950 г. церкви на Смоленском кладбище, которая открылась за несколько лет до этого, из храма св. Иова был передан катафалк с балдахином для плащаницы24. В феврале

1951 г., с разрешения епархиального начальства, в Ленинградскую Духовную Академию была передана фисгармония, которая, по заверению настоятеля храма, ранее не использовалась25.

На протяжении своей истории храм св. Иова регулярно занимался благотворительностью, помогая вдовам священнослужителей, людям с ограниченными возможностями и многим другим нуждающимся, особенно — во время блокады и в послевоенное время.

16 Вновь воздвигаемые церкви в Петербурге // Петербургский листок. 1887. 19 (31) мая. № 133.

17 Освящение вновь построенной церкви на Волковском кладбище. Недельная хроника // Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства и столичной полиции. 1887. 8 ноября. № 258.

18 Вновь воздвигаемые церкви в Петербурге...

19 Освящение вновь построенной церкви на Волковском кладбище.

20 См. подробнее: Харчевников А. С. «Я виноват в том, что поторопился сделать совершенное»: архитектор А. П. Аплаксин и строительство церкви Успения Божией Матери на Волковском кладбище Санкт-Петербурга // Христианское чтение. 2022. № 3. С. 36-47.

21 Центральный государственный архив С.-Петербурга (далее — ЦГА СПб). Ф.1000. Оп.91. Д. 19. Л. 27 об.

22 Харчевников А. С. Подвиг, рождающий веру и вера, способная на подвиг: церковная жизнь блокадного Ленинграда // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 2 (30). С. 38-57.

23 ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 79. Л. 17.

24 Архив С.-Петербургской митрополии (далее — АСПбМ). Ф. 1. Оп. 7. Д. 50. Л. 198.

25 АСПбМ. Ф. 1. Оп. 7. Д. 50. Л. 333.

Храм св. прав. Иова Многострадального. Современный вид

С храмом св. Иова была связана деятельность многих выдающихся священников. Одним из первых в их числе следует назвать протоиерея Николая Вишнякова26, более сорока лет прослужившего в храмах Волковского кладбища, сначала — рядовым священником (с 1863 г.), затем — настоятелем (с 1893 г.). Протоиерей Николай Вишняков приложил немало трудов к историко-статистическому описанию С.-Петербургской епархии, в частности — Волковского кладбища27. Помимо этого о. Николай продолжительное время посвятил изучению библеистики и, по оценке современных исследователей, его экзегетические комментарии Псалтири являются одними из лучших в русской дореволюционной науке28. Он запомнился и как преподаватель еврейского языка в С.-Петербургской духовной семинарии, в которой он занимал эту должность более 25 лет.

Другим видным священнослужителем С.-Петербургской епархии являлся протоиерей Евгений Кондратьев29. В 1905-1918гг. он трудился казначеем и заведующим конторой, книжным складом и типографией Общества религиозно-нравственного просвещения. В период со 2 декабря 1914 по 23 декабря 1917 гг. о. Евгений являлся редактором журналов «Известия по Петроградской епархии» и «Воскресный благовест».

26 ЦГИА СПб. Ф. 879. Оп. 1. Д. 96. Л. 6-7.

27 Вишняков Н, прот. Историко-статистическое описание Волковско-православного кладбища. СПб., 1885.

28 Тихомиров Б.А. Вишняков Николай Петрович, прот. // Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 612-613.

29 Харчевников А.С. Церковно-общественная и проповедническая деятельность протоиерея Евгения Кондратьева (1868-1938) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 1 (6). С. 231-240.

Служение митрополита С.-Петербургского и Ладожского Варсонофия (Судакова) в храме св. прав. Иова. 26 июня 2021 г.

В этот период на страницах журналов появилось множество его собственных публикаций. В 1920-х гг. о. Евгений несколько раз участвовал в публичных диспутах, в том числе — с обновленческим «митрополитом» Александром Введенским.

Некоторые священники кладбища ранее совершали свое служение за пределами России. Например, протоиерей Евтихий Яковлевич Баланович, назначенный в кладбищенский клир 17 декабря 1903 г., до этого несколько лет был строителем и настоятелем домовой церкви во имя свт. Николая Чудотворца в Нью-Йорке30. Протоиерей Николай Писаревский до своего прихода на Волковское кладбище около 15 лет трудился в германских землях, занимаясь миссионерской деятельностью в Веймаре и Дрездене31.

Следует отметить и трагические страницы в биографиях некоторых священнослужителей Волковского кладбища, которые в советское время подверглись ссылке или были расстреляны. Протоиерей Евгений Кондратьев был приговорен к расстрелу в начале марта 1938 г., протоиерей Николай Писаревский скончался в заключении в Сибирском ИТЛ (Сиблаге), протоиерея Николая Пашкевича, являвшегося настоятелем храмов кладбища с 1919 г., выслали в 1935 г. из Ленинграда, а затем в 1937 г. расстреляли. Священники Павел Цветаев, Иоанн Соколов. Имена пострадавших можно перечислять и далее.

После окончания Великой Отечественной войны в храме св. Иова — в 50-летний период его дальнейшей истории — сменилось более сорока настоятелей. В основе этих кадровых перемен лежали разные приходские проблемы, которые пытались решить ленинградские митрополиты.

Например, митрополит Григорий (Чуков) настолько переживал о священнослужителях вверенной ему епархии, что даже в одном из писем к патриарху

30 ЦГИА СПб. Ф. 879. Оп. 1. Д. 96. Л. 74.

31 Писаревский Н. Н. Полтора года в Берлине (Заметки о религиозной и общественной жизни) // Богословский вестник. 1897. Т. I. № 3. С. 508-528.

Служение митрополита С.-Петербургского и Ладожского Варсонофия (Судакова) в храме св. прав. Иова. 26 июня 2021 г.

Алексию (Симанскому), прекрасно знавшему жизнь митрополии, после поздравления со Светлым Праздником Воскресения Христова писал: «К сожалению, в собственно духовной среде не обошлось без печальных выступлений. Прот. Тарасов опять проявил свой заносчивый характер: я уже не говорю, что он не пожелал присутствовать на общем приеме у меня в Светлый Понедельник при встрече со всем городским духовенством; это дело его деликатности. Но он резко обрушился на Исполнительный Орган своей церкви Волкова Кладбища за то, что тот послал приветствие пасхальное о. прот. Е. Лукину, а когда последний телеграфно благодарил за привет пославших, то о. Тарасов возвратил телеграмму о. Лукина со своей "резолюцией": "Прот. Лукину — возвращается, как ошибочная, т. к. Исполнительный Орган не посылал. Председатель Исп. Орг. Тарасов". Что с ним в конце концов делать? Простите, что при общем добром настроении приходится указывать и темные явления, особенно печальные в дни, когда Церковь зовет "простим вся Воскресением и друг друга обымем". Вашего Святейшества усердный слуга и богомолец М. Г. Ленинград. 23 апреля 1952 г.»32.

Конечно, во второй половине XX столетия в храме служило много достойнейших священнослужителей. Можно вспомнить, например, игумена Кирилла (Начиса), архимандрита Климента (Толстихина), некогда возглавлявшего Русскую духовную миссию в Иерусалиме, а также протоиерея Виктора Голубева. Можно вспомнить и ныне здравствующих священников, которые продолжают свои служения в разных храмах С.-Петербурга и других городов и пользуются уважением и любовью своей паствы, в их числе — протоиерей Владимир Сорокин, архимандрит Иринарх (Соловьев), протоиерей Александр Будников, протоиерей Геннадий Зверев, протоиерей Александр Ранне.

32 Александрова-ЧуковаЛ.К. Митрополит Григорий (Чуков). Служение и труды // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2006. № 34. С. 117.

Некоторые архиереи Русской Православной Церкви в молодые годы своего служения также были связаны с храмом св. Иова. Например, епископ Дамаскин (Бодрый), будучи еще иеромонахом, несколько раз направлялся митрополитом Никодимом (Ротовым) в данный храм, как и нынешний митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий (Немцов). Примечательно, что при освящении нижнего храма в честь Спаса Нерукотворного Образа в 1976 г. пел хор студентов Ленинградских Духовных Академии и семинарии под руководством Анатолия Елецкого, будущего митрополита Ионафана, известного ныне здравствующего церковного композитора.

С 2001 г. настоятелем является храма протоиерей Леонид Степанов, который долгие годы трудился вместе с уже упомянутым епископом Дамаскиным (Бодрым) в разных епархиях Русской Церкви.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итог, следует сказать, что храм св. прав. Иова Многострадального имеет важное значение для истории С.-Петербургской епархии. В общей сложности в этом храме на протяжении всей его истории служило более двухсот священнослужителей. И хотя данный храм строился вовсе не для полноценной приходской жизни, он стал и является таковым до сего дня. И вот уже 137 лет за каждым богослужением в нем священнослужители исполняют просьбу строительницы храма, поминая не только ее почившего мужа Иова Крюкова, но и ее саму и всех их сродников.

Источники и литература

Источники

1. Архив С.-Петербургской митрополии (АСПбМ). Ф. 1. Оп. 7. Д. 50 (Церковь св. праведного Иова на Волковском кладбище г. Ленинграда. Т. 1. 1947-1951 гг.).

2. Вновь воздвигаемые церкви в Петербурге // Петербургский листок. 1887. 19 (31) мая. № 133.

3. Освящение вновь построенной церкви на Волковском кладбище. Недельная хроника // Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства и столичной полиции. 1887. 8 ноября. № 258.

4. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.796. Оп.166. Д.1170 (Дело канцелярии Синода о разрешении на постройку каменной церкви св. Иова на Волковском кладбище в Александро-Невской части. 1885 г.).

5. РГИА. Ф. 1293 Оп. 118 Д. 97 (Дело об одобрении проекта постройки каменной церкви св. Иова на могильных местах почетных граждан Крюковых на Волковом кладбище. 1885 г.).

6. Центральный государственный архив С.-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 1000. Оп. 91. Д. 19 (Материалы и переписка по вопросу административного надзора).

7. Центральный государственный исторический архив С.-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 879. Оп. 1. Д. 96 (Клировые ведомости церквей Волковского православного кладбища: Воскресения Христова; Нерукотворного Образа Христа Спасителя; Всех Святых; Св. праведного Иова. 1902-1907 гг.).

8. ЦГИА СПб. Ф. 897. Оп. 1. Д. 142 (Старая опись 1 за 1776-1925 гг.).

Литература

9. Аладьин Е.В. Православное Волковское кладбище. СПб., 1847. 44 с.

10. Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков). Служение и труды // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2006. №34. С. 117.

11. Вишняков Н, прот. Историко-статистическое описание Волковско-православного кладбища. СПб., 1885. 115 с.

12. Галкин А.К. Ермоген, патр. // Православная энциклопедия. Т.XVIII. М., 2008. С. 633-646.

13. Добронравин К., свящ. Слово на день освящения церкви во имя всех святых, устроенной на Волковском Православном. кладбище иждивением Коллежского Советника и Кавалера Прокопия Ивановича Пономарева. СПб., 1853. 12 с.

14. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Т. 10. СПб., 1885. 200 с.

15. Писаревский Н.Н.. Полтора года в Берлине (Заметки о религиозной и общественной жизни) // Богословский вестник. 1897. Т. I. № 3. С. 508-528.

16. Тихомиров Б.А. Вишняков Николай Петрович, прот. // Православная энциклопедия Т. VIII. М., 2004. С. 612-613.

17. Харчевников А. С. Подвиг, рождающий веру и вера, способная на подвиг: церковная жизнь блокадного Ленинграда // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 2 (30). С. 38-57.

18. Харчевников А.С. Церковно-общественная и проповедническая деятельность протоиерея Евгения Кондратьева (1868-1938) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 1 (6). С. 231-240.

19. Харчевников А. С. «Я виноват в том, что поторопился сделать совершенное»: архитектор А. П. Аплаксин и строительство церкви Успения Божией Матери на Волковском кладбище Санкт-Петербурга // Христианское чтение. 2022. № 3. С. 36-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.