Научная статья на тему 'Храмы Смоленского кладбища в XVIII — начале XX вв.'

Храмы Смоленского кладбища в XVIII — начале XX вв. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Православная Церковь / Санкт-Петербург / Смоленское кладбище / церковь Смоленской иконы Божией Матери / Ксения Блаженная / церковная благотворительность / Russian Orthodox Church / St. Petersburg / Smolensk Cemetery / Church of Our Lady’s Smolensk Icon / Xenia the Blessed / Church charity

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михаил Витальевич Шкаровский

Статья представляет собой расширенный текст доклада, прочитанного на III Научно-практической конференции «Империя и Церковь», проходившей 14–15 апреля 2022 г. в С.‑ Петербургской Духовной Академии. В статье дается краткий обзор истории храмов Смоленского кладбища в дореволюционный период (XVIII — начале XX вв.). Это кладбище, являясь одним из самых больших и старейших в городе, было его важным духовным центром. Его святыни традиционно играли значительную роль в церковной жизни петербуржцев. Особенным почитанием пользовалось захоронение св. Ксении Блаженной. К 1917 г. на Смоленском кладбище существовали три церкви и шесть часовен, оно также было важным центром церковной благотворительности. Делаются выводы об уникальной исторической судьбе храмов кладбища в XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Churches of the Smolensk Cemetery in the 18th — early 20th Centuries

The article is an expanded text of the report read at the 3rd Scientific and Practical Conference “Empire and the Church”, held on April 14–15, 2022 at the St. Petersburg Theological Academy. The article gives a brief overview of the history of the churches of the Smolensk cemetery in the pre–revolutionary period (18th — early 20th centuries). This cemetery, being one of the largest and oldest in the city, was its important spiritual center. Its shrines have traditionally played a significant role in the Church life of St. Petersburg residents. The burial of Saint Xenia the Blessed enjoyed special veneration. By 1917 the Smolensk cemetery had three churches and six chapels, it was also an important center of ecclesiastical charity. Conclusions are drawn about the unique historical fate of the churches of the cemetery in the 20th century.

Текст научной работы на тему «Храмы Смоленского кладбища в XVIII — начале XX вв.»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 4 (16) 2023

М. В. Шкаровский

Храмы Смоленского кладбища в XVIII — начале XX вв.

УДК 271.2-523.4(470.23-25)-9 DOI 10.47132/2587-8425_2023_4_71 EDN HCKFGA

Аннотация: Статья представляет собой расширенный текст доклада, прочитанного на III Научно-практической конференции «Империя и Церковь», проходившей 14-15 апреля 2022 г. в С.-Петербургской Духовной Академии. В статье дается краткий обзор истории храмов Смоленского кладбища в дореволюционный период (XVIII — начале XX вв.). Это кладбище, являясь одним из самых больших и старейших в городе, было его важным духовным центром. Его святыни традиционно играли значительную роль в церковной жизни петербуржцев. Особенным почитанием пользовалось захоронение св. Ксении Блаженной. К 1917 г. на Смоленском кладбище существовали три церкви и шесть часовен, оно также было важным центром церковной благотворительности. Делаются выводы об уникальной исторической судьбе храмов кладбища в XX в.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Санкт-Петербург, Смоленское кладбище, церковь Смоленской иконы Божией Матери, Ксения Блаженная, церковная благотворительность.

Об авторе: Михаил Витальевич Шкаровский

Доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры церковной истории, Санкт-

Петербургская Духовная Академия, главный архивист, Центральный государственный архив

Санкт-Петербурга.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1918-5319

Для цитирования: Шкаровский М. В. Храмы Смоленского кладбища в XVIII — начале XX вв. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. №4 (16). С. 71-80.

* Фотографии взяты из открытых источников. Отечественная история

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal No. 4 (16) 2023

Mikhail V. Shkarovsky

Churches of the Smolensk Cemetery in the 18th - early 20th Centuries

UDC 271.2-523.4(470.23-25)-9 DOI 10.47132/2587-8425_2023_4_71 EDN HCKFGA

Abstract: The article is an expanded text of the report read at the 3rd Scientific and Practical Conference "Empire and the Church", held on April 14-15, 2022 at the St. Petersburg Theological Academy. The article gives a brief overview of the history of the churches of the Smolensk cemetery in the pre-revolutionary period (18th — early 20th centuries). This cemetery, being one of the largest and oldest in the city, was its important spiritual center. Its shrines have traditionally played a significant role in the Church life of St. Petersburg residents. The burial of Saint Xenia the Blessed enjoyed special veneration. By 1917 the Smolensk cemetery had three churches and six chapels, it was also an important center of ecclesiastical charity. Conclusions are drawn about the unique historical fate of the churches of the cemetery in the 20th century.

Keywords: Russian Orthodox Church, St. Petersburg, Smolensk Cemetery, Church of Our Lady's Smolensk Icon, Xenia the Blessed, Church charity.

About the author: Mikhail Vitalievich Shkarovsky

Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor of the Department of Church History at the St. Petersburg Theological Academy, Chief Archivist at the St. Petersburg Central State Archive. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1918-5319

For citation: Shkarovsky M.V. Churches of the Smolensk Cemetery in the 18th — early 20th Centuries. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 4 (16), pp. 71-80.

* Photos are taken from open sources.

Важным духовным центром Петербурга с XVIII в. было Смоленское кладбище. Его святыни традиционно играли важную роль в церковной жизни петербуржцев. Кладбище являлось одним из самых больших и старейших в городе и получило свое название в связи с тем, что в первые годы строительства Петербурга здесь хоронили строителей новой столицы — выходцев из Смоленской губернии. Над их прахом земляки устроили небольшую часовню, в которой поставили написанную в то время или привезенную ими с родины Смоленскую икону Божией Матери.

Довольно долго Смоленское кладбище не имело официального статуса. Только указом Синода от 23 октября 1738 г. было официально отведено место для погребений «на Васильевском острове, у Черной речки, между 18 и 23 линиями». Первое время своего кладбищенского храма не полагалось, отпевание совершалось в приходских церквах города1.

Судя по плану Петербурга 1753 г., кладбище еще не имело в то время четких границ. После освящения в 1760 г. первой деревянной церкви левобережная часть нового кладбища стала именоваться Смоленским православным кладбищем. Значительный ущерб ему нанесло наводнение 1777 г. При этом пострадал деревянный храм, и оказались размыты многие могилы. В 1783 г. территория кладбища была расширена и вплотную приблизилась к реке Смоленке. 18 августа 1807 г. на Смоленское кладбище были перенесены с Каменного острова останки мальтийских рыцарей, кавалеров ордена Иоанна Иерусалимского2.

К 1820-м гг. число погребений возросло до четырех с лишним тысяч ежегодно. Территория кладбища постепенно увеличивалась, составив к 1832 г. около 11 гектаров. При новом расширении в 1848 и 1858 гг. отдельные места были отведены 1-му и 2-му кадетскому корпусам, Павловскому военному училищу, Морскому кадетскому корпусу и Горному институту. Площадь Смоленского кладбища к этому времени составляла около 40 гектаров. Последняя крупная прирезка территории произошла в конце XIX в. К середине XIX в. кладбище считалось крупнейшим в городе. За весь дореволюционный период существования кладбища число погребенных составило 700-800 тысяч3. Служилось множество заказных литургий, поминовений на могилах, в связи с чем причт кладбища был самым многочисленным в Петербурге4.

К началу XX в. Смоленское кладбище стало одним из самых знаменитых в столице, настоящим пантеоном русской науки и культуры. Здесь были похоронены многие выдающиеся деятели России: живописцы А. И. Куинджи, Г. И. Угрюмов, И. Н. Крамской, И. И. Шишкин, В. Л. Боровиковский, В. Е. Маковский, А. Е. Егоров, К. Д. Флавицкий,

B. К. Шебуев, скульпторы И. П. Мартос, М. И. Козловский, Ф. И. Шубин, Б. И. Орловский,

C. С. и Н. С. Пименовы, В. И. Демут-Малиновский, П. П. Соколов, Ф. Ф. Щедрин, архитектор А. Д. Захаров, композиторы Д. С. Бортнянский и К. Н. Лядов, поэты В. Г. Бенедиктов, А. С. Хвостов, поэтесса Е. Кульман, драматург Я. Б. Княжнин, баснописец А. Е. Измайлов, географ и путешественник П. П. Семенов-Тянь-Шанский, артисты В. Н. Асенкова, Е. И. Колосова, А. Е. Мартынов, В. А. Каратыгин, известные государственные деятели, военачальники, мореплаватели, актеры, ученые, инженеры и т.д.

В северной части кладбища была устроена братская могила солдат лейб-гвардии Финляндского полка, погибших 5 февраля 1880 г. при взрыве народовольцем С. И. Халтуриным столовой Зимнего дворца. В 1904 г. появились братская могила 24 моряков, погибших на миноносце «Дельфин» во время испытаний парового котла.

1 Пирожков Г.В., Кобак А.В., Пирютко Ю.М. Смоленское православное кладбище // Исторические кладбища Петербурга. СПб., 1993. С. 235; Большакова С.Е. Под покровом Смоленской иконы Божией Матери. Церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Храмы Смоленского кладбища. Часовня святой Блаженной Ксении Петербургской. СПб., 2009. С. 7, 115.

2 Пирожков Г.В., Кобак А.В., Пирютко Ю.М. Смоленское православное кладбище... С.236-237; Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (далее — ЦГИА СПб). Ф. 19. Оп. 9. Д. 260. Л. 10.

3 Пирожков Г.В., Кобак А.В., Пирютко Ю.М. Смоленское православное кладбище. С. 238-239.

4 Смоленское православное кладбище в С.-Петербурге. СПб., 1906. С. 8.

К 1917 г. на Смоленском кладбище действовали три православные церкви и шесть часовен. Первая деревянная церковь на кладбище была возведена по указу императрицы Елизаветы Петровны и Св. Синода 1756 г., и после двух лет постройки, 30 сентября 1760 г., освящена во имя Смоленской иконы Божией Матери. В 1772 г. церковь была отремонтирована, и к ней пристроен освященный 6 ноября того же года придел св. Архангела Михаила. Здесь отпевали детей, умиравших от оспы, почему и церковь иногда называли «оспенной».

19 июня 1783 г. в Смоленскую церковь был назначен молодой энергичный священник Георгий Петров, прослуживший в ней 42 года. Назначая его, митрополит Петербургский Гавриил (Петров) устно благословил священника на постройку новой каменной церкви. В церковной кассе числилось всего 285 рублей, но это не смутило о. Георгия. Консистория выдала ему книгу для сбора пожертвований, и в 1784 г. он произвел капитальный ремонт деревянного храма. Это укрепило авторитет пастыря, и, хотя в Смоленской церкви служил более опытный священник Иоанн Клитин, 11 августа 1785 г. первенство было предоставлено о. Георгию5.

Митрополит Гавриил (Петров), прибывший 2 июня 1786 г. на кладбище, лично указал место для возведения новой церкви. 19 июля того же года был официально заложен, а через четыре года окончен новый каменный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Он строился в стиле раннего классицизма по проекту А. А. Иванова. В сооружении храма принимала участие знаменитая юродивая Ксения Блаженная. По преданию, она ночью тайно помогала рабочим, и, пока они спали, носила на строительные леса и стены возводимой церкви необходимые для ее строительства кирпичи. 26 сентября 1790 г. первым в храме был освящен с северной стороны придел св. ап. Иоанна Богослова. 1 октября того же года был освящен главный престол Смоленской иконы Божией Матери. Иконостас для него вырезали охтинские мастера во главе с Я. Дунаевым. Местные образа Спасителя и Божией Матери были написаны и пожертвованы в храм академиком И. А. Акимовым. Иконы пророков Иезекииля и Даниила написал академик Г. И. Козлов6.

В течение этого времени о. Георгий не прекращал строительной деятельности. Он, прежде всего, возводил церковные дома, в том числе для благотворительных целей. В 1792 г. о. Георгий подал прошение митрополиту Гавриилу о строительстве трех каменных домов, в которых предполагалось поместить просвирню и предоставить жилье для священников, диаконов и церковных сторожей. Благословение митрополита было получено в сентябре 1792 г., и с 1793 по 1804 гг. настоятель возвел на церковной земле два двухэтажных дома7.

В 1808г.о. Георгий убедил купца Г. И. Паского-Шарапова пожертвовать 8000 рублей на устройство при кладбище часовни и богадельни для вдов и сирот духовного звания. На эти средства придворный архитектор Луиджи Руска в 1808-1810 гг. построил в стиле классицизма монументальные кладбищенские ворота (Святые врата), соединяющие два каменных одноэтажных здания богадельни. В правом здании была устроена полукруглая со сводом часовня8.

Возможность вернуться к отделке Смоленской церкви появляется у о. Георгия только в 1807 г. В марте этого года он подал прошение в Синод о ремонте, росписи и надстройке галереями храма. В 1809 г. по проекту архитектора А. Д. Захарова перестроили северный придел св. ап. Иоанна Богослова. Новую роспись церковных стен и купола выполнил художник С. А. Бессонов в 1813-1815 гг., когда храм был сделан теплым9. В дни Отечественной войны 1812 г. духовенство и прихожане Смоленской церкви принимали деятельное участие в сборе пожертвований на военные нужды.

5 Большакова С.Е. Под покровом Смоленской иконы... С. 8-9.

6 ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 2. Д. 1733. Л. 1; Д. 1832. Л. 1-2; Оп. 119. Д. 284. Л. 1-2; Д. 290. Л. 1-3.

7 Там же. Оп. 1. Д. 17267. Л. 1.

8 Там же. Ф. 457. Оп. 1. Д. 11. Л. 96.

9 Там же. Оп. 17. Д. 677. Л. 13.

Церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери

7 ноября 1824 г. произошло самое большое в истории Петербурга наводнение, которое нанесло значительный ущерб Смоленскому кладбищу. При этом была частично разрушена церковь св. Архангела Михаила и повреждены дома священнослужителей. Сильные повреждения получила и Смоленская церковь. Все это требовало проведения капитального ремонта10.

Общий ущерб, причиненный кладбищу, оценивался в 76250 рублей. 11 ноября Смоленскую церковь посетил император Александр I. Он утешал обитательниц богадельни, распорядился снабдить их теплой одеждой и доставлять им пищу в течение трех месяцев. Согласно воле Александра I, указом духовной консистории от 24 ноября территория кладбища была увеличена почти в полтора раза за счет прирезки нового участка, где похоронили жертв наводнения11.

Протоиерей Георгий Петров скончался 8 июля 1825 г. и был погребен под алтарем придела св. ап. Иоанна Богослова. Капитальный ремонт Смоленской церкви осуществил служивший с 1825 по 1832 гг. настоятелем храма профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Иоаким Кочетов12. В 1830 г. архитектором В.Т. Куль-ченковым была составлена смета. После ее утверждения на средства церковного старосты купца первой гильдии И. И. Антонова в 1831-1833 гг. был пристроен с южной стороны придел св. прор. Илии, освященный 24 июня 1833 г. Тогда же на колокольне возвели еще один ярус и изготовили новую паперть. Самый тяжелый колокол, весом 251 пуд, был отлит в 1831 г., другой — в полтора раза легче, пожертвован старостой И. Антоновым в 1830 г. (всего на колокольне висело 12 колоколов). Окончательно

10 Большакова С.Е. Под покровом Смоленской иконы. С. 21-22.

11 ЦГИА СПб. Ф. 457. Оп. 1. Д. 11. Л. 76 об.-78.

12 Там же. Ф. 11. Оп. 1. Д. 3712.

строительные работы завершили в 1833 г. при следующем настоятеле протоиерее Александре Рождественском13.

В интерьере церкви появились два новых позолоченных иконостаса (в Смоленском и Ильинском приделах), а также были устроены резные киоты для больших икон. 16 образов для иконостаса обязался написать В. Дружинин14. С 22 ноября 1845 г. настоятелем Смоленской церкви служил протоиерей Василий Лавров, не покидавший кладбища до своей смерти 8 ноября 1864 г. Он обновил ризницу, устроил новый иконостас, написание местного образа Смоленской иконы Божией Матери и новую роспись купола в церкви15.

Так в 1858 г. подкупольная часть храма была расписана в византийском стиле академиком В.В. Васильевым. В 1864-1869 гг. настоятелем Смоленской церкви служил протоиерей Алексий Максимов. С 7 октября 1870 г. около девяти лет новым настоятелем был протоиерей Иоанн Исполатов, много сделавший для благоустройства кладбища. После кончины пастырь был похоронен на нем. Современниками о. Иоанн характеризовался как деятельный пастырь и ревностный проповедник16. В 1880-е гг. настоятелем Смоленской церкви служил протоиерей Георгий Полторацкий, которого сменил протоиерей Павел Матвеевский, известный как духовный писатель. О. Павел скончался 9 декабря 1900 г. и был погребен на Смоленском кладбище. В 1898 г. настоятелем Смоленской церкви был назначен протоиерей Алексий Сперанский, также известный как духовный писатель. В том же 1898 г.о. Алексия назначили членом комитета Александро-Невского дома призрения бедных духовного звания17.

При отцах Павле и Алексии в Смоленской церкви были проведены новые строительные работы. В 1891 г. в ней был освящен устроенный по проекту академика архитектора К. Н. Вербицкого правый (южный) придел св. Василия Исповедника, год спустя — поновлены храм и колокольня. В северной пристройке, возведенной также по проекту Вербицкого, 10 октября 1892 г. был освящен придел во имя свв. Иоанна Предтечи, архидиакона Стефана и мученицы Евлампии, в память И. С. Семенова-Шипинского. Новый придел украсил иконостас с образами в византийском стиле кисти М. М. Васильева. В 1903 г. под наблюдением архитектора В. А. Косякова был произведен капитальный ремонт храма, во время которого заново оформили приделы свв. ап. Иоанна Богослова и прор. Илии18. Эти работы по украшению Смоленской церкви были последними перед революционными потрясениями 1917 г.

Всего на 1917 г. в Смоленском храме было пять приделов. Среди святынь храма особым почитанием пользовались украшенный в 1848 г. драгоценной ризой с бриллиантами местночтимый образ Смоленской иконы Божией Матери работы академика И. А. Акимова, а также образ свт. Николая Чудотворца, которым свт. Иннокентий Иркутский благословил сибирского купца Филатова. В центральном приделе храма помещался образ Успения Божией Матери, пожертвованный Киевским митрополитом Филаретом (Амфитеатровым). Кроме того, имелся деревянный резной аналогий с серебряной вызолоченной доской и выпуклостью в виде яйца с короной вверху. В доске имелось десять прорезей с частицами вложенных мощей многих святых.

13 Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 2010. С.386; Шульц С.С. Храмы Санкт-Петербурга (история и современность). СПб., 1994. С. 208-209.

14 Большакова С.Е. Под покровом Смоленской иконы... С. 23-24.

15 Опатович С. И. Церковь во имя Смоленской Иконы Божией Матери на кладбище // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Bbin.IV.4. II. СПб., 1875. С. 123-124.

16 Протоиерей Иоанн Иоаннович Исполатов. (Некролог) // Прибавления к Церковным ведомостям. 1890. № 11. С. 372-373.

17 Памяти основателя Дома трудолюбия в честь рабы Божией Ксении и первого председателя распорядительного комитета оного, настоятеля Смоленского кладбища протоиерея Алексия Иоанновича Сперанского. СПб., 1906. С. 1-8.

18 Большакова С.Е. Под покровом Смоленской иконы. С. 25-27.

В престольный праздник служилась вселенская панихида, и из храма по кладбищу шел крестный ход. В праздник Происхождения честных древ 1 августа совершался крестный ход на реку Смоленку для водосвятного молебна. Смоленский храм также являлся усыпальницей: под ним соорудили склеп, где были погребены несколько десятков человек: настоятель церкви протоиерей Иоаким Кочетов, граф С. С. Ланской, профессора Санкт-Петербургского университета К. А. Неволин, Н. И. Надеждин и др. На северной стене храма были помещены памятные доски в честь строителя и настоятеля Смоленской церкви протоиерея Георгия Петрова, похороненного под алтарем придела св. ап. Иоанна Богослова и настоятеля Петропавловского собора протоиерея Стахия Колосова19.

Когда на кладбище был построен каменный храм Смоленской иконы Божией Матери, настоятель протоиерей Георгий Петров решил перестроить первую деревянную церковь заново. В январе 1792 г. он представил в духовную консисторию план на перестройку здания, вскоре получил разрешение, и к осени строительство было окончено. 8 ноября 1792 г. церковь освятили как «оспенную» во имя св. Архангела Михаила. В 1818 г. ее отремонтировали, но наводнение 1824 г., от которого эта часть острова пострадала особенно сильно, нанесло храму ощутимый ущерб. Живописец В. Л. Боровиковский, написавший в следующем году храмовый образ, хотел на свои деньги возобновить пострадавшую церковь, но смерть в апреле 1825 г. помешала ему сделать это. Боровиковский также написал несколько образов для иконостаса храма (в настоящее время они находятся в Государственном Русском музее)20.

Полуразрушенный Михайловский храм был разобран в 1829 г. Его иконостас передали для домовой церкви проживавшей тогда в С.-Петербурге имеретинской царицы Марии. 18 сентября 1829 г. при настоятеле протоиерее Иоакиме Кочето-ве была составлена смета на постройку нового каменного здания церкви21. В том же месяце было заложен, а 20 декабря 1831 г. освящен во имя Пресвятой Троицы главный придел нового двухэтажного храма, возведенного по проекту архитектора В. Т. Кульченкова. В нем 13 февраля 1832 г. на хорах освятили придел св. Архангела Михаила, куда перенесли убранство из старого храма. 21 февраля на нижнем этаже освятили придел свв. мчч. Сергия и Вакха.

Купол храма был расписан художником М. Я. Ширяевым. Этот же художник начал писать иконы в иконостас нижнего придела, но неожиданно умер. В результате все иконы в этого иконостаса были завершены Павловым. В верхнем приделе св. Архангела Михаила находился иконостас, написанный В. Л. Боровиковским. В 1848 г. был выполнен ремонт Троицкой церкви22.

Придел свв. мчч. Сергия и Вакха был капитально переделан на средства бывшего церковного старосты А. А. Баринова и 7 октября 1892 г. заново освящен23. В 1903 г. церковь подвергли значительному ремонту. В 1904-1905 гг. с разрешения Св. Синода была проведена разборка храма до основания ввиду ветхости и его полная перестройка в «русском стиле» по проекту архитекторов М. Т. Преображенского и И. И. Яковлева24.

Освящение главного Троицкого придела обновленного храма совершил 21 июня 1905 г. епископ Нарвский Антонин (Грановский). Роспись стен в церкви исполнил

19 Попов И.В. Церковь Божией Матери Одигитрии Смоленской на Смоленском кладбище // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1991. № 5; Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. С. 386.

20 ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 15473; Оп. 17. Д. 1066. Л. 1-2; Большакова С.Е. Под покровом Смоленской иконы. С. 35-38.

21 ЦГИА СПб. Ф. 2022. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-6; Ф. 19. Оп. 17. Д. 1081. Л. 94.

22 Большакова С.Е. Под покровом Смоленской иконы. С. 41-42.

23 Санкт-Петербургский листок. 1892. № 271.

24 Российский государственный исторический архив (далее — РГИА). Ф. 796. Оп. 185. Д. 1437. Л. 1-4; Ф. 799. Оп. 25. Д. 1389. Л. 1-27.

художник С. И. Садиков, образа в иконостасах принадлежали кисти А. Н. Новосколь-цева и Ф. Р. Райляна. Перестройка стоила около 100 тыс. рублей; в цокольный этаж был перенесен придел св. Архангела Михаила и свв. мчч. Сергия и Вакха, здесь же разместились усыпальницы25.

Третий храм Воскресения Христова на Смоленском кладбище появился в начале XX в. Когда в 1857 г. кладбищу отвели у Малого пр. новый участок, на нем было решено выстроить каменную церковь во имя Успения Божией Матери. Первоначальный проект разработал архитектор А. М. Горностаев, но он принят не был. Новый проект церкви в византийском стиле в 1862 г. составил архитектор Д. И. Гримм. Хотя в следующем году этот проект переработал архитектор А. Т. Жуковский, в 1864 г. все-таки утвердили несколько измененный проект Гримма26.

Однако средств на постройку храма собрать не удалось. Только через 30 с лишним лет настоятель Смоленской церкви протоиерей Алексий Сперанский поручил архитектору В. А. Демяновскому создать новый проект церкви и построить ее неподалеку от главного входа на кладбище. Демяновский предложил возвести храм в уникальном для Петербурга стиле нарышкинского барокко XVII — начала XVIII вв.27

1 мая 1901 г. начались подготовительные работы. Через полтора месяца, 16 июня трехпридельный храм по проекту В. А. Демяновского был заложен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским). Чин освящения правого придела во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» совершил епископ Гдовский Константин 16 июля 1903 г., через две недели — 30 июля епископом Нарвским Антонином (Грановским) был освящен левый придел во имя Всех святых. 2 мая 1904 г. митрополит Антоний (Вадковский) освятил отделенный от них перегородками главный престол Воскресения Христова. В подвале были сделаны склепы для захоронений на 176 мест, на одном из которых в 1911 г. похоронили историка М. М. Стасюлевича28.

Самым почитаемым местом на Смоленском кладбище была могила Ксении Блаженной. Уже вскоре после кончины в начале XIX в. знаменитой петербургской юродивой Ксении Петровой ее могила стала привлекать множество верующих. Уже в 1820-х гг. могила блаженной посещалась многими тысячами богомольцев. Они брали с собой и уносили в горстях землю с места погребения блаженной, когда же над могилой была установлена плита, люди отбивали от нее по кусочку и таким образом всю разнесли по домам. То же случилось и со второй плитой. Забирая эти кусочки, богомольцы оставляли на могиле свои посильные денежные пожертвования. На собранные таким образом деньги сначала была сделана ограда вокруг захоронения блаженной.

Над этой могилой в 1830-е гг. на добровольные пожертвования была построена из известняка небольшая часовня по проекту архитектора В. Т. Кульченкова. В 1894 г. к часовне пристроили деревянную застекленную галерею. Осенью 1901 г. по проекту архитектора А. А. Всеславина началась постройка в русском стиле нового каменного здания часовни, освященного после окончания работ 12 октября 1902 г.29 В конце XIX в. почитание Ксении Петербургской распространилось по всей России. 24 января тысячи богомольцев приходили в часовню почтить память блаженной.

В 1808-1809 гг. по проекту архитектора Л. Руска была устроена небольшая часовня в каменном здании богадельни у кладбищенских ворот. Еще одна, деревянная часовня появилась в начале XX века над могилой умершей 1 июля 1853 г. юродивой

25 Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. С. 386-387.

26 РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 944. Л. 1-80.

27 ЦГИА СПб. Ф. 2022. Оп. 1. Д. 155.

28 Белоножкин А. Церковь Воскресения Христова на Смоленском кладбище // Православный летописец Санкт-Петербурга. 2001. № 8. С. 101-103; РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 944; Ф. 797. Оп. 32. Д. 8; Ф. 799. Оп. 25. Д. 842.

29 ЦГИА СПб. Ф. 569. Оп. 15. Д. 1200.

Смоленское кладбище в С.-Петербурге

Анны Лашкиной (Лукашёвой)30. В 1900 г. напротив храма Пресвятой Троицы построили деревянную часовню для отпевания заразных покойников. Кроме того, имелись шатровая железная часовня у церкви Смоленской иконы Божией Матери и стоявшая неподалеку деревянная часовня.

При Смоленском кладбище существовала богадельня для вдов и сирот умершего духовенства Петербургской епархии на 25 семейств, при которой помещалась часовня; вдовий дом для вдов, сирот и заштатных священно- и церковнослужителей Смоленского кладбища на 14 семейств и дом трудолюбия в память рабы Божией Ксении для бедных женщин духовного звания на 12 человек. При доме трудолюбия были устроены две швейные мастерские, в которых работали его обитательницы. При кладбище действовали также церковно-приходская школа на 50 учащихся и епархиальный приют для детей воинов, погибших в русско-японскую войну 1904-1905 гг.31

Всего в начале XX в. в храмах служило семь священников (седьмая священническая вакансия была открыта 13 июня 1915 г.), в помощь которым приглашались заштатные священнослужители, проживавшие в местной богадельне. Кроме того, в состав причта входили два штатных диакона и четыре нештатных, а также два штатных псаломщика. Последним перед революцией настоятелем с 27 января 1906 г., после смерти протоиерея Алексия Сперанского, был протоиерей Николай Триодин.

Таким образом, к 1917 г. на Смоленском кладбище существовали три церкви и особо почитаемая верующими часовня над могилой блаженной Ксении Петербургской. В ходе антирелигиозных гонений в начале 1930-х гг. были закрыты Воскресенская и Троицкая церкви. Храм Смоленской иконы Божией Матери и часовня Ксении Блаженной оказались закрыты одними из последних в городе — в сентябре

30 Рахманин Е. Раба Божия Анна, почивающая на православном Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. СПб., 1914.

31 ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 106. Д. 13. Л. 325-326.

1940 г., накануне начала Великой Отечественной войны, но уже вскоре после ее окончания — в начале 1947 г. верующие добились их открытия32. В дальнейшем часовня Ксении Блаженной пережила закрытие в 1962 г., во времена хрущевских гонений, и новое возвращение прихожанам в 1983 г. Таким образом, в XX в. храмы Смоленского кладбища имели уникальную историческую судьбу, являясь центром противостояния верующих жителей «северной столицы» и советских властей.

Источники и литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 2010.

2. Белоножкин А. Церковь Воскресения Христова на Смоленском кладбище // Православный летописец Санкт-Петербурга. 2001. №8. С. 101-105.

3. Большакова С. Е. Под покровом Смоленской иконы Божией Матери. Церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Храмы Смоленского кладбища. Часовня святой Блаженной Ксении Петербургской. СПб., 2009.

4. Опатович С. И. Церковь во имя Смоленской Иконы Божией Матери на кладбище // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. ВыпЛУ. Ч.П. СПб., 1875. С. 76-151.

5. Памяти основателя Дома трудолюбия в честь рабы Божией Ксении и первого председателя распорядительного комитета оного, настоятеля Смоленского кладбища протоиерея Алексия Иоанновича Сперанского. СПб., 1906.

6. Пирожков Г. В., Кобак А. В., Пирютко Ю. М. Смоленское православное кладбище // Исторические кладбища Петербурга. СПб., 1993. С. 221-247.

7. Попов И.В. Церковь Божией Матери Одигитрии Смоленской на Смоленском кладбище // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1991. № 5. С. 23-26.

8. Протоиерей Иоанн Иоаннович Исполатов. (Некролог) // Прибавления к Церковным ведомостям. 1890. №11. С. 372-373.

9. Рахманин Е. Раба Божия Анна, почивающая на православном Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. СПб., 1914.

10. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 218. Оп. 4. Д. 944; Ф. 796. Оп. 185. Д. 1437; Ф. 797. Оп. 32. Д. 8; Ф. 799. Оп. 25. Д. 842; Д. 1389.

11. Санкт-Петербургский листок. 1892. №271.

12. Смоленское православное кладбище в С.-Петербурге. СПб., 1906.

13. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 9324. Оп. 2. Д. 10. Л. 11-13.

14. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 11. Оп. 1. Д. 3712; Ф. 19. Оп. 1. Д. 15473; Д. 17267; Оп. 2. Д. 1733; Д. 1832; Оп. 9. Д. 260; Оп. 17. Д. 1066; Д. 1081; Оп. 106. Д. 13; Оп. 119. Д. 284; Д. 290; Ф. 457. Оп. 1. Д. 11; Оп. 17. Д. 677; Ф. 569. Оп. 15. Д. 1200; Ф. 2022. Оп. 1. Д. 2; Д. 155.

15. Шульц С. С. Храмы Санкт-Петербурга (история и современность). СПб., 1994.

32 Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 9324. Оп. 2. Д. 10. Л. 11-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.