Научная статья на тему ' значение этической составляющей в формировании личности будущего врача'

значение этической составляющей в формировании личности будущего врача Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Этика / биоэтика / педагогика / медицина / студент / образование / выпускник / врач. / Ethics / bioethics / pedagogy / medicine / student / education / graduate / doctor.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насонова Н. А., Ильичева В. Н., Соколов Д. А., Соломатин Д. А.

В данной статье авторами рассматривается важный элемент формирования личности врача, в частности этическая сторона профессиональной составляющей выпускника медицинского вуза. Раскрывается важность преподавания биоэтики студентам младших курсов медицинского вуза, так как морально-нравственные качества врача играют ведущую роль в дальнейшей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насонова Н. А., Ильичева В. Н., Соколов Д. А., Соломатин Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article, the authors consider an important element in the formation of a physician’s personality, in particular, the ethical side of the professional component of a medical university graduate. The importance of teaching bioethics to undergraduate medical students is revealed, since the moral and moral qualities of the doctor play a leading role in the future professional activity.

Текст научной работы на тему « значение этической составляющей в формировании личности будущего врача»

44 PEDAGOGICAL SCHNC1S / «Ш11ШетУМ-ШУГМА1>>#3(Ш7)),2©1]9

УДК: 378.147.34

Насонова Н.А., Ильичева В.Н., Соколов Д.А., Соломатин Д.А.

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко», г. Воронеж, Россия

ЗНАЧЕНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО

ВРАЧА

Nasonova N.A., Ilicheva V.N., Sokolov D.A., Solomatin D.A.

Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko, Voronezh, Russia

THE IMPORTANCE OF THE ETHICAL COMPONENT IN THE FORMATION OF THE PERSONALITY OF THE FUTURE DOCTOR

Аннотация

В данной статье авторами рассматривается важный элемент формирования личности врача, в частности этическая сторона профессиональной составляющей выпускника медицинского вуза. Раскрывается важность преподавания биоэтики студентам младших курсов медицинского вуза, так как морально-нравственные качества врача играют ведущую роль в дальнейшей профессиональной деятельности.

Abstract

In this article, the authors consider an important element in the formation of a physician's personality, in particular, the ethical side of the professional component of a medical university graduate. The importance of teaching bioethics to undergraduate medical students is revealed, since the moral and moral qualities of the doctor play a leading role in the future professional activity.

Ключевые слова

Этика, биоэтика, педагогика, медицина, студент, образование, выпускник, врач.

Keywords

Ethics, bioethics, pedagogy, medicine, student, education, graduate, doctor.

Последние десятилетия медицинское сообщество уделяет особенное внимание вопросу формирования этического компонента в профессии врача. Современная медицина не представляет возможным работу специалиста, не обладающего комплексом общечеловеческих качеств, таких как человеколюбие, доброта, милосердие, сочувствие, уважение, гуманное отношение к пациенту, его родственникам, умение хранить врачебную тайну [1, с. 222]. Без сомнения, этическая составляющая в данной профессии играет существенную роль. Студенты младших курсов медицинских вузов должны начинать изучение биоэтики в составе базовых дисциплин [12, с. 477].

Биоэтика представляет собой учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии, включает в себя широкий спектр этических проблем взаимоотношений врача и пациента. Термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и правовых проблем, которые напрямую касаются человека и его взаимоотношений [6, с. 56]. В этом смысле биоэтика имеет философскую направлен-

ность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом [3, с. 157].

Умение общаться с пациентом и его родственниками является основополагающим навыком в медицинской профессии. Коммуникативный барьер между врачом и пациентом очень часто приводит к затруднениям диагностического поиска и длительному подбору необходимой терапии. Сбор анамнеза представляет собой важное диагностическое мероприятие, требующее повышенного внимания и развитых коммуникаций [11, с. 106]. Умение общаться — это один из необходимых практических навыков, которым студент медицинского вуза должен овладеть за время обучения [5, с. 68; 8, с. 228].

Пациент должен чувствовать заинтересованность своей проблемой, только тогда у него будет уверенность в благоприятном исходе заболевания. Научив студента высшей медицинской школы быть человеком сострадающим, понимающим и сочувствующим, педагог сможет воспитать настоящего врача-профессионала [9, с. 18]. Выпускник медицинского вуза должен обладать мощными теоретическими знаниями, обязан уметь применять на

«C©yL©qyiym=J©yrMaL»#3i27),2©19 / PEDAGOGICAL SCENC

практике все умения и навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности [2, с. 18; 10, с. 90]. Однако самым важным качеством выпускника - будущего врача - является умение сострадать, сопереживать, уважать и понимать пациента и его родственников.

Терпение — вот ещё один важный компонент из необходимого врачу комплекса общечеловеческих качеств. Нетерпеливый врач, специалист, который торопит пациента в принятие верного решения, не сможет полностью расположить к себе больного человека. Иногда очень важно дать пациенту время, драгоценные минуты на то, чтобы осмыслить информацию, сделать выбор, возможно решающий в жизни. Терпение и умение наладить коммуникативные связи с пациентом - важные морально-нравственные компоненты личности врача, которые способны вызвать расположение и уважение со стороны больного [4, с. 20; 7, с. 81].

Человеческие взаимоотношения между врачом и пациентом очень часто играют решающую роль в дальнейшем развитии заболевания, улучшают прогноз и течение патологического состояния, а также мотивируют больного к выздоровлению.

Список литературы:

15. Алексеева Н. Т. Морально-нравственное становление личности студентов младших курсов медицинского вуза / Н. Т. Алексеева, А. М. Каран-деева, А. Г. Кварацхелия, Ж. А. Анохина // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: матер. Республиканской научно-практической конференции с международным участием. Витебск. 2016. С. 221-224.

16. Анохина Ж. А. Совместные научно-практические конференции студентов как способ актуализации клинического мышления / Ж. А. Анохина, А. М. Карандеева, Н. А. Насонова // Морфология. 2016. Т. 149. № 3. С. 18-19.

17. Ильичева В. Н. Роль куратора в период адаптации студентов I курса / В. Н. Ильичева, Д. А. Соколов, Н. Н. Писарев [и др.] // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2018: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ИД «Среда», 2018. - С. 157-159.

18. Карандеева А. М. Морально-нравственные качества врача как фактор развития практического здравоохранения / А. М. Карандеева, А. Г. Ква-рацхелия, Н. В. Маслов, О. П. Гундарова // Colloquium-journal. 2018. № 12-3 (23). С. 20-21.

19. Карандеева А. М. Ситуационные задачи как способ развития клинического мышления у студентов младших курсов медицинского вуза /

45

А. М. Карандеева, А. Г. Кварацхелия // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2012.№ 9-10. С. 68-69.

20. Карандеева А. М. Модель психолого-педагогической компетентности будущего врача как основа формирования клинического мышления /

A. М. Карандеева, М. Ю. Соболева, Ж. А. Анохина,

B. Н. Ильичева, Н. А. Насонова // Интеграция наук. 2018. № 6 (21). С. 54-56.

21. Кварацхелия А. Г. Роль научно-исследовательской работы в профессиональной деятельности научно-педагогических работников высшей медицинской школы / А. Г. Кварацхелия, С. В. Клоч-кова, Н. Т. Алексеева // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2015. № 2. С. 81.

22. Кварацхелия А. Г. Формирование мотиваций профессиональной деятельности и компетент-ностный подход при работе со студентами медицинского вуза / А. Г. Кварацхелия, Д. Б. Никитюк,

C. В. Клочкова, Н. Т. Алексеева // Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. 2016. Т. 6. № 3. С. 237-239.

23. Насонова Н. А. Преподаватель - ключевая фигура в процессе формирования успешной модели специалиста / Н. А. Насонова, А. М. Карандеева, М. Ю. Соболева // Colloquium-journal. 2018. № 12-3 (23). С. 17-18.

24. Рябинина Е. И. Начальные этапы формирования конкурентоспособности выпускника вуза / Е. И. Рябинина, Е. Е. Зотова, Н. И. Пономарева, Г. И. Шведов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2014.№ 3. С. 87-91.

25. Соколов Д. А. Повышение уровня знаний по анатомии человека / Д. А. Соколов, А. Г. Ква-рацхелия, Ж. А. Анохина // Морфология. 2017. Т. 151. № 3. С. 106-106a.

26. Фетисов С. О. Проблемы формирования профессиональных компетенций в процессе самостоятельной работе студентов, обучающихся на иностранном языке / С. О. Фетисов, А. М. Каранде-ева, М. Ю. Соболева // Медицинское образование XXI века: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования: матер. республиканской научно-практ. конф. с междунар. участием. ВГМУ. 2017. С. 477-479.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.