«ш^шздим-^оигм&ь^щжщшш / PEDAGOGICAL SCIENCES_27
УДК 378.147.34
Карандеева А.М., Анохина Ж.А., Насонова Н.А., Соболева М.Ю.
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко», г. Воронеж, Россия DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10017 ПРОБЛЕМА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Karandeeva A.M., Anokhina Zh.A, Nasonova N.A., Soboleva M. Yu.
Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko, Voronezh, Russia
THE PROBLEM OF ACTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN HIGH SCHOOL
Аннотация:
Активизация учебной деятельности - это совокупность мер, которые предпринимаются для повышения эффективности учебной деятельности и увеличения процента вовлеченности студенческого общества в образовательный процесс. В настоящее время активизация учебной деятельности является актуальной педагогической проблемой. В статье описывается важная роль преподавателя высшей школы в процессе формирования вовлеченности обучающихся в изучение предмета, что улучшает показатели качества образования.
Abstract:
Activation of educational activities is a set of measures that are taken to improve the efficiency of educational activities and increase the percentage of student community involvement in the educational process. Currently, the revitalization of educational activities is an actual pedagogical problem. The article describes the important role of a higher education teacher in the process offorming students' involvement in studying the subject, which improves the quality indicators of education.
Ключевые слова: активизация учебной деятельности, студент, образование, высшее медицинское образование, преподаватель, педагогика.
Keywords: activation of educational activities, student, education, higher medical education, teacher, pedagogy.
Высшее медицинское образование на сегодняшний день является одним из наиболее престижных направлений, выбираемых выпускниками школ для дальнейшего профессионального становления [8, с. 22а]. Существует колоссальная разница в классическом школьном обучении и педагогических формах преподавания, которые применяются в вузах в процессе обучения. Этот факт приводит к стартовому снижению общей успеваемости и уменьшению процента запоминания текущей информации [1, с. 222]. В итоге студентами усваивается значительно меньше материала, что в дальнейшем приводит к формированию академической задолженности. Поэтому невероятно важным аспектом преподавания является момент активизации учебную деятельность студентов младших курсов медицинских вузов с первых дней обучения. Эта задача стоит перед преподавательским составом и требует акцентуации внимания.
Вопросы активизации учебной деятельности относятся к числу наиболее важных проблем современной педагогической практики. Это достаточно длительный, сложный, многоаспектный процесс целенаправленного усиления познавательных ак-
тов студентов, таких как восприятие, память, мышление, воображение, а также побуждение обучающихся к образовательному процессу [14, с. 90]. Студенты должны научиться прилагать усилия для приобретения новых знаний и умений, преодолевая образовательные трудности.
Активизация учебной деятельности представляет собой совокупность мер, которые предпринимаются с целью повышения эффективности учебной деятельности и увеличения процента вовлеченности студенческого общества в образовательный процесс. Эти мероприятия проводятся по трем основным направлениям: педагогическому, социально-психологическому и социально-экономическому.
Педагогическое направление основано на взаимоотношениях студентов и педагога. В данном случае преподаватель должен повысить внешнюю мотивацию к обучению, а также заинтересовать дисциплиной, что приведёт к улучшению общих показателей обучения. Важно уделять внимание совершенствованию методов и организационных форм учебной деятельности, что обеспечит активную самостоятельную теоретическую и практиче-
28 PEDAGOGICAL S
скую деятельность студентов на всех этапах образовательного процесса [5, с. 238]. Активизацию можно определить как динамично протекающий процесс побуждения студентов к активному, целенаправленному обучению с преодолением пассивной стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе [12, с. 80].
Ведущей целью активизации учебного процесса является формирование активности обучающихся с повышением качества учебно-воспитательного процесса [4, с. 14]. Способы активизации познавательной деятельности представляют собой многообразие методов и средств обучения, а так же выбор различных их сочетаний, стимулирующих активность обучающихся. К ним относятся не только теоретические лекции и практические занятия, но также заседания студенческих научных кружков, межкафедральные конференции, организуемые с целью интеграции смежных дисциплин, активное решение ситуационных задач, проблемное обучение, студенческая научно-исследовательская работа и прочее [15, с. 106].
Повышение интереса студента к изучаемому предмету, несомненно, активизирует его учебную деятельность. Студент, не имеющий заинтересованности в изучении дисциплины, никогда не сможет получить весь спектр необходимых знаний, навыков и умений, необходимых ему в дальнейшей профессиональной медицинской деятельности. Активизация учебного процесса приводит к стремлению понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом их применения, выявить смысл изучаемого содержания, познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях [11, с. 195].
Важной частью активационной деятельности является также самостоятельная внеаудиторная работа студентов, в процессе которой формируется клиническое мышление [3, с.17; 6, с. 22]. Студенты учатся использовать полученную информацию на практике, применять знания для решения конкретных задач, связанных с постановкой диагноза или дифференциации, разработкой схем лечения и прогнозирования исходов заболевания [2, с. 9; 10, с. 94]. Самостоятельная работа должна быть интересной, лишь в этом случае студент получит удовольствие от проделанной работы, что естественно повысит мотивацию к дальнейшему обучению [7, с. 26]. Поэтому темы для самостоятельного изучения педагог должен подбирать внимательно, учитывая интересы и просчитывая возможные перспективы дальнейшего образовательного процесса [9, с. 22].
Активизация учебной деятельности требует от педагога немалых усилий. Первостепенной задачей перед преподавательским составом является достижение полной заинтересованности изучаемым предметом, тогда студенты получат знания в том объеме, которым должен обладать специалист [13, с. 100]. Уровень медицинского образования напрямую зависит от степени вовлеченности обучающихся в педагогический процесс.
_§ / <<с©1шдшум-шугмАи>>#зшз,2Ш9
Список литературы:
1. Алексеева Н. Т. Морально-нравственное становление личности студентов младших курсов медицинского вуза / Н. Т. Алексеева, А. М. Каранде-ева, А. Г. Кварацхелия, Ж. А. Анохина // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: матер. Республиканской научно-практической конференции с международным участием. Витебск. 2016. С. 221-224.
2. Алексеева Н. Т. Способы реализации общепрофессиональных компетенций при преподавании анатомии человека / Н. Т. Алексеева, С. В. Клоч-кова, Д. Б. Никитюк, А. Г. Кварацхелия // Медицина Кыргызстана. 2018. Т. 1. № 2. С. 9-11.
3. Бабичева Т. А. Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности студентов / Т. А. Бабичева // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. № 6. С. 12-17.
4. Гундарова О. П. Система информационного обеспечения при изучении анатомии человека / О. П. Гундарова, А. Г. Кварацхелия // Журнал анатомии и гистопатологии. 2017. № S. С. 14.
5. Кварацхелия А. Г. Формирование мотиваций профессиональной деятельности и компетентност-ный подход при работе со студентами медицинского вуза / А. Г. Кварацхелия, Д. Б. Никитюк, С. В. Клочкова, Н. Т. Алексеева // Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. 2016. Т. 6. № 3. С. 237-239.
6. Кварацхелия А. Г. О способах модернизации системы преподавания анатомии / А. Г. Кварацхе-лия, Д. А. Соколов, О. П. Гундарова, Н. А. Насонова, Н. В. Маслов // Журнал анатомии и гистопатологии. - 2017. - Т. 6. - №S. - С. 22.
7. Кварацхелия А. Г. Педагогические приемы при работе с иностранными студентами в медицинском вузе / А. Г. Кварацхелия, Д. А. Соколов, О. П. Гундарова, Н. В. Сгибнева, Н. А. Насонова // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 3 (27). С. 26-30.
8. Клочкова С. В. Непрерывное медицинское образование в свете современных тенденций / С. В. Клочкова, Н. Т. Алексеева, Д. Б. Никитюк // Журнал анатомии и гистопатологии. 2017. № S. С. 22а.
9. Клочкова С. В. Тенденции медицинского образования в свете современных требований / С. В. Клочкова, Н. Т. Алексеева, Д. Б. Никитюк // Журнал анатомии и гистопатологии. 2017. Т. 6. № 5. С. 22.
10. Куник Р. М. Внеаудиторные занятия как метод активизации позновательного интереса к обучению / Р. М. Куник, И. А. Дюжая // Вологдин-ские чтения. 2009. № 75. С. 94-96.
11. Полежаева Г. Т. Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности студентов / Г. Т. Полежаева, Л. И. Тарарина // В сборнике: Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития материалы международной научно-практической конференции. Ответственные за выпуск: Е. И. Со-рокатая, А. А. Кондрашев. 2015. С. 195-199.
«C©yL©qyiym=J©yrMaL»#3i27),2©19 / PEDAGOGICAL SGQEMgl
29
12. Романова М. М. К вопросу о нравственном воспитании студентов медицинского университета / М. М. Романова, А. А. Зуйкова, О. Н. Красноруц-кая // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2016. № 63. С. 79-84.
13. Романова М. М. О проблемах адапатации студентов / М. М. Романова, А. А. Зуйкова, О. Ю. Ширяев, О. Н. Красноруцкая // Прикладные информационные аспекты медицины. 2016. Т. 19. № 1. С. 99-103.
14. Рябинина Е. И. Начальные этапы формирования конкурентоспособности выпускника вуза / Е. И. Рябинина, Е. Е. Зотова, Н. И. Пономарева, Г. И. Шведов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2014.№ 3. С. 87-91.
15. Соколов Д. А. Повышение уровня знаний по анатомии человека / Д. А. Соколов, А. Г. Ква-рацхелия, Ж. А. Анохина // Морфология. 2017. Т. 151. № 3. С. 106-106а.
УДК:61+378:614.2
Ильичева В.Н., Карандеева А.М., Соболева М.Ю., Соломатин Д.А.
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко», г. Воронеж, Россия
ВАЖНОСТЬ ЗНАНИЙ ВАРИАНТНОЙ АНАТОМИИ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ И СОСУДИСТОЙ СИСТЕМ В СВЯЗИ С ИХ ВАРИАБЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Ilicheva V.N., Karandeeva A.M., Soboleva M. Yu., Solomatin D.A.
Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko, Voronezh, Russia
THE IMPORTANCE OF KNOWLEDGE OF VARIANT ANATOMY OF THE PERIPHERAL NERVOUS AND VASCULAR SYSTEMS IN CONNECTION WITH THEIR VARIABILITY FOR
MEDICAL STUDENTS
Аннотация:
В настоящее время важным и перспективным направлением в нормальной анатомии человека является вариантная анатомия различных систем и органов нашего организма. Знание вариантов ветвления и хода нервных и сосудистых структур необходимо для врача любой специальности, особенно хирургического направления. Изучение этой важной темы начинается уже с первого курса на кафедре нормальной анатомии человека.
Abstract:
Currently, an important and promising direction in the normal human anatomy is the variant anatomy of various systems and organs of our body. Knowledge of branching options and the progress of the nervous and vascular structures is necessary for a doctor of any specialty, especially surgical. The study of this important topic begins with the first course at the department of normal human anatomy.
Ключевые слова: анатомия, студент, обучение, вариант, норма.
Key words: anatomy, student, training, option, norm.
Анатомия человека является сложной наукой для освоения студентами младших курсов [3, с. 183]. Помимо того, что обучающимся приходится запоминать огромный объем незнакомого им ранее материала [4, с. 107], они впервые сталкиваются с анатомической номенклатурой, то есть списком терминов на латинском языке [1, с. 553].
Тем не менее, нормальная анатомия человека является достаточно точной наукой, строение тела человека имеет стандартный набор костных элементов, систем и органов. Но также часто обучающиеся сталкиваются в работе с натуральными материалами с понятием «вариантная анатомия» [9, с. 262].
Вариантная анатомия относится к норме, в отличие от аномалий расположения и развития различных анатомических структур [12, с. 47]. В настоящее время исследование вариантов ветвления и расположения нервных и сосудистых образований является крайне важным и актуальным направлением нормальной анатомии человека. Знание основных вариантов периферической нервной системы и сосудистой системы является крайне важным в работе хирургов различного профиля, так как может привести к разнообразным осложнениям в процессе оперативного вмешательства в любом отделе тела человека.
Варианты строения и расположения могут наблюдаться в самых разных системах и органах