ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПАТОГЕНЕЗА МУЖСКОЙ ИНФЕРТИЛЬНОСТИ
Шевантаева О.Н.
ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Росздрава», кафедра патологической физиологии, г.Нижний Новгород
Важнейшим стратегическим направлением социальной политики государства является профилактика, сохранение и укрепление здоровья населения, возрастная структура которого стабильно смещается в сторону старения. Это неизменно влечет за собой уменьшение числа детского населения и людей фертильного возраста. Одной из ведущих причин демографического кризиса в России являются болезни репродуктивной системы мужчин. Предметом дискуссий последних лет является вопрос о причинах наблюдающегося у мужчин снижения количества и качества семенной жидкости. Подобные факты были выявлены при отборе доноров для создания банков спермы. При этом сперма только 10-16% привлеченных к донорству мужчин, после их полного обследования, оказалась пригодной для искусственного оплодотворения. Более 85% мужчин имели стойкие изменения показателей семенной жидкости. В этой связи вопросы изучения репродуктивного здоровья мужчин являются актуальными. Охрана репродуктивного здоровья населения России объявлена руководством страны важнейшей государственной задачей и является одной из приоритетных составляющих Национального проекта «Здоровье».
Снижение фертильности у мужчин, по всей вероятности, связано с возрастающим воздействием на организм человека вредных факторов, встречающихся в окружающей природной среде, на производстве и в быту. Кроме того, во всем мире увеличивается число сердечно-сосудистых заболеваний, которые сопровождаются снижением объема перфузии органов и тканей, что сопровождается развитием в них гипоксии. При этом страдают и органы репродуктивной системы.
Трудноразрешимой задачей в клинической практике является разработка вопросов патогенеза, а значит и патогенетически обоснованных методов диагностики и лечения различных форм нарушения репродуктивной функции. Кроме того, в клинике имеются трудности, связанные с отсутствием достоверных анамнестических данных о времени начала заболевания и состояния репродуктивной функции до него, а также этические проблемы, возникающие при исследовании половой сферы у мужчин. Использование экспериментального подхода позволяет успешно решать эти проблемы. Особенностью экспериментальной модели является возможность изучить состояние половых органов на молекулярном, клеточном и тканевом уровнях с использованием широкого арсенала цитологических, гисто- и биохимических методик, а также дать оценку качества половых клеток в процессе естественного оплодотворения вплоть до определения качества появляющегося на свет потомства. Наиболее удобным объектом исследования являются крысы, поскольку обладают высокой плодовитостью, круглогодично размножаются в условиях вивария и характеризуются высокой интенсивностью гаметогенеза.
Подобный экспериментальный подход был, в частности, с успехом использован в исследованиях механизмов формирования бесплодия после перенесенного терминального состояния, связанного с остановкой сердца. Было установлено, что ишемия, связанная с остановкой сердца, и последующая реанимация приводят к выраженным и длительным нарушениям сперматогенеза. Активация свободнорадикального окисления и истощение антиоксидантной защиты, низкая концентрация лактата в ткани семенников на 40 минуте реперфузионного периода явились факторами гибели герминативных клеток, а также клеток Сертоли и клеток Лейдига в наших экспериментах. Вместе с тем, снижение количества клеток Сертоли и клеток Лейдига тормозило восстановление сперматогенеза в более поздние сроки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
17. Электронный сборник
18. Электронный сборник
19. Электронный сборник
20. Электронный сборник
21. Электронный сборник
22. Электронный сборник
23. Электронный сборник
научных трудов «Здоровье и научных трудов «Здоровье и научных трудов «Здоровье и научных трудов «Здоровье и научных трудов «Здоровье и научных трудов «Здоровье и научных трудов «Здоровье и
образование в XXI веке». 2007г. образование в XXI веке». 2006г. образование в XXI веке». 2005г. образование в XXI веке». 2004г. образование в XXI веке». 2003г. образование в XXI веке». 2002г. образование в XXI веке». 2001г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва