Научная статья на тему 'Значение экономической безопасности и ее влияние на экономическую устойчивость холдинга «РЖД» и других транспортных компаний'

Значение экономической безопасности и ее влияние на экономическую устойчивость холдинга «РЖД» и других транспортных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1004
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ECONOMIC STABILITY / ECONOMIC SECURITY / CONTROLS / ECONOMIC SUSTAINABILITY AND COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грудинина К. А.

Экономическая устойчивость любой транспортной компании напрямую связана с ее экономической безопасностью, и имеет весомое значение для обеспечения ее успешной и стабильной работы. Правильно расставленные приоритеты в этой области станут залогом минимизации негативных влияний внешних факторов и обеспечат устойчивое и безопасное ее функционирование и развитие. В условиях преобразования структуры управления на железнодорожном транспорте проблема определения путей формирования экономической устойчивости приобретает особое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF ECONOMIC SECURITY AND ITS IMPACT ON THE ECONOMIC STABILITY OF THE HOLDING COMPANY RUSSIAN RAILWAYS AND OTHER TRANSPORT COMPANIES

Economic sustainability of any transport company is directly related to its economic security, and has a significant importance for ensuring its successful and stable work. Correctly placed priorities in this area will be the key to minimize negative influences of external factors and ensure the sustainable and safe functioning and development. In the conditions of transformation of the structure of management on rail transport, the problem of determination of ways of formation of economic stability is of particular importance.

Текст научной работы на тему «Значение экономической безопасности и ее влияние на экономическую устойчивость холдинга «РЖД» и других транспортных компаний»

ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ХОЛДИНГА «РЖД» И ДРУГИХ

ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ

Грудинина К.А., к.э.н., заместитель начальника отдела методологии формирования тарифов Департамента тарифной политики перевозочных видов деятельности ОАО «РЖД», г. Москва, e-mail: [email protected]

Экономическая устойчивость любой транспортной компании напрямую связана с ее экономической безопасностью, и имеет весомое значение для обеспечения ее успешной и стабильной работы. Правильно расставленные приоритеты в этой области станут залогом минимизации негативных влияний внешних факторов и обеспечат устойчивое и безопасное ее функционирование и развитие. В условиях преобразования структуры управления на железнодорожном транспорте проблема определения путей формирования экономической устойчивости приобретает особое значение.

Ключевые слова: экономическая устойчивость; экономическая безопасность, элементы управления экономической устойчивостью, конкурентоспособность.

THE IMPORTANCE OF ECONOMIC SECURITY AND ITS IMPACT ON THE ECONOMIC STABILITY OF THE HOLDING COMPANY RUSSIAN RAILWAYS AND

OTHER TRANSPORT COMPANIES

Grudinina K., Ph.D., Deputy head of Department methodology of tariff formation Department the tariff policy of the transportation types of

activities of «Russian Railways», Moscow

Economic sustainability of any transport company is directly related to its economic security, and has a significant importance for ensuring its successful and stable work. Correctly placed priorities in this area will be the key to minimize negative influences of external factors and ensure the sustainable and safe functioning and development. In the conditions of transformation of the structure of management on rail transport, the problem of determination of ways offormation of economic stability is ofparticular importance.

Keywords: economic stability; economic security, controls, economic sustainability and competitiveness.

На протяжении всего периода реформирования и особенно в периоды преодоления негативных последствий кризисных явлений конца 90-х годов, мирового финансового кризиса 2008 - 2009 годов, железнодорожный транспорт являлся стабилизирующим звеном в экономике страны. Как и тогда, сегодня он составляет основу транспортного комплекса Российской Федерации и имеет большое экономическое, оборонное, социальное и политическое значение [1].

Развитие железнодорожной отрасли и ее гарантированное эффективное функционирование напрямую связано с обеспечением экономической устойчивости транспортных компаний, влияющей непосредственным образом на национальную экономическую безопасность.

Разработка концептуальных вопросов экономической безопасности была начата еще в 1993 году. Заинтересованность в позитивном решении назревших в экономике проблем, в выправлении курса экономических реформ определила необходимость оценки проводимых в стране преобразований с позиций защиты национальных интересов. В результате, 22 апреля 1996 года был принят Указ Президента Российской Федерации № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основных положениях)», в котором были сформулированы национальные интересы.

В обобщенном виде оценка экономической безопасности определяется эффективностью использования всех видов ресурсов предприятий [2], включая:

ресурс капитала - акционерный капитал в сочетании с заемными и привлекаемыми финансовыми средствами;

технико-технологический ресурс - качество и конкурентоспособность продукции, технология производства, имущественный потенциал, оцениваемый наличием, структурой и технологическим уровнем основных производственных фондов;

интеллектуально-кадровый ресурс - рациональное использование кадрового потенциала, высокий уровень производительности труда, обеспечивающий достижение целей бизнеса;

информационный ресурс - информация, касающаяся всех сторон деятельности предприятия, включая оценку состояния рынков, сведения финансово-экономического, научно-технического, технологического, социального характера;

нововведения в методах организации и управления бизнесом, позволяющие предприятию адекватно реагировать на изменения внешней среды, эффективно планировать и осуществлять хозяйственную деятельность;

правовой ресурс, включая нормативно-правовое обеспечение функционирования предприятия, а также права на использование патентов, лицензий, квот, в том числе экспортных, что увеличивает нематериальные активы предприятия и позволяет расширить необщедоступные возможности развития бизнеса.

Необходимость обеспечения экономической безопасности напрямую связана с формированием такой системы оценки устойчивого состояния функционирующих в этой сфере компаний, при которой будет обеспечен комплексный подход, учитывающий жизненно важные составляющие и сферы их деятельности. Соответственно для достижения устойчивого развития транспортного холдинга, отдельных транспортных компаний и отрасли в целом представляется необходимым и целесообразным использование индикаторов экономической безопасности при планировании и анализе производственно-хозяйственной деятельности грузовых коммерческих компаний, непосредственно влияющих на эффективное функционирование железнодорожной отрасли [3].

С целью нейтрализации угроз экономической безопасности транспортные компании, работающие на рынке грузовых перевозок, должны проводить планомерную работу по повышению эффективности основных направлений своей деятельности, в структуру функциональных составляющих которых в увязке с их ресурсами входят существенно отличающихся друг от друга по своему содержанию элементы управления их экономической устойчивостью, включающие следующие основные составляющие: акционерно-рыночную; финансовую; маркетинговую; производственную; инновационную; информационно-аналитическую; технико-технологическую; кадровую (социальную); управленческую.

Совокупность данных функциональных составляющих определяет экономическую устойчивость предприятия, а их комплексный анализ позволяет дать оценку состояния экономической безопасности и определить меры по нейтрализации возможных угроз.

Акционерно-рыночная составляющая экономической безопасности направлена на выявление рисков и угроз экономической устойчивости транспортной компании в виде отсутствия или недостатка прибыли для выплаты дивидендов акционерам, сниже-

ния котировок акций и ухудшения рыночных позиций, недооценки стоимости акций при первичном их размещении.

Финансовая составляющая экономической безопасности

характеризует финансовую устойчивость транспортной компании, определяемую состоянием ее счетов и гарантирующую ее постоянную платежеспособность. Платежеспособность можно определить как способность предприятия немедленно погасить срочные обязательства имеющимися в активе ресурсами и не допустить нарушения сроков расчета по последующим обязательствам. Оценка финансовой устойчивости компании является важнейшим из направлений в системе оценки ее экономической безопасности, и в части финансовой устойчивости и рентабельной работы является основным элементом, который должен базироваться на постоянном мониторинге коэффициентов рентабельности, определяемых как показатели эффективности использования всех ресурсов компании

[4].

В этой связи усиливается значение маркетинговой составляющей экономической безопасности предприятия, определяющей его роль и устойчивое положение на рынке. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом в сфере качества выпускаемой продукции (предоставления услуг), которое, как экономическая категория, характеризуется общественной оценкой, определяющей степень удовлетворения потребностей потребителей по совокупности свойств, явно выраженных или потенциально заложенных в товаре (услуге). Эти свойства выявляются в их сравнении с параметрами аналогичных или эталонных образцов и оптимизируются по основным признакам: назначение (функциональная величина полезного эффекта от эксплуатации изделия, например, производительность), надежность (безотказность, долговечность, ремонтопригодность и др.), стандартизация, унификация (уровень насыщенности продукции стандартными, унифицированными элементами), транспортабельность (возможность транспортировки изделия без нарушения его свойств), экологичность (степень влияния вредных воздействий на окружающую среду при потреблении, эксплуатации, хранении продукции) и т.д.

В условиях рыночной конкуренции удовлетворенность конкретного покупателя предлагаемыми ему свойствами товара находит свое подтверждение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств товара и требований покупателя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, определяет конкурентоспособность продукции. Таким образом, конкурентоспособный товар и конкурентоспособная услуга должны обладать не только набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям реализации (цена, сроки поставок, сервис, реклама и т.д.) и, как показывает практика, реализуются на рынке с наименьшими затратами. При этом товар (услуга) с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно увеличена за счет придания ему новых свойств, не затребованных потребителями.

Качественный уровень продукции, ее конкурентоспособность и стоимостные издержки в решающей степени зависят от технического и технологического уровня производства, что определяет значение технико-технологической составляющей экономической безопасности предприятия. Эта составляющая оценивается, прежде всего, уровнем технического совершенствования средств труда и технологии производства. При этом выявляются структура и состав парка технологического оборудования, его производительность, степень механизации и автоматизации, экстенсивное и интенсивное использование и т.д.

Наконец, необходимое условие обеспечения технико-технологической составляющей экономической безопасности предприятия в условиях циклического развития систем управления - его инновационная деятельность. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получившей воплощение в виде нового продукта, внедренного на рынок, или прогрессивных технических и технологических решений, используемых в производстве. При этом основным объектом его оценки на уровне предприятия будет являться его инновационный потенциал, который представляет собой совокупность финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных и других ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности, а также научно-технические заделы и развитая опытно-экспериментальная база.

Поскольку важнейшим фактором, обеспечивающим эконо-

мическую безопасность предприятия, становятся его трудовые ресурсы, представляется целесообразным выделение кадровой составляющей и проведение отдельной оценки по этому направлению. Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование и высокий уровень производительности труда имеют опосредствованное влияние на уровень и нейтрализацию угроз экономической безопасности, а значит и устойчивости. В частности, от организации трудового процесса, выбора оптимальной системы оплаты труда, создания отношений социального партнерства зависят своевременность и качество выполнения работ, эффективность использования оборудования, и как результат, увеличение объема производства продукции, снижение ее себестоимости, рост прибыли, стабилизация финансового состояния предприятия - все то, что и определяет его экономическую безопасность. Наиболее важными направлениями кадровой политики признаются [5]:

удовлетворение потребности в трудовых ресурсах с учетом состояния рынка труда (структура работающих, возрастной состав, текучесть кадров, региональные особенности набора нужных специалистов и т.д.);

повышение квалификации персонала;

эффективность системы мотивации роста производительности труда.

Повышение эффективности и устойчивости работы транспортной компании, ее конкурентоспособности и экономико-технического потенциала обусловливают необходимость в новых подходах к методологии и организации управления экономическими процессами. Важная роль при этом отводится поддержанию должного уровня экономической безопасности как обязательного условия достижения экономического роста и реализации стратегических целей, способствующих, в том числе, стабилизации и уверенному развитию национальной экономики в целом.

Экономически безопасным состоянием можно считать такое, при котором обеспечивается защита корпоративных интересов, достаточный конкурентный потенциал и социальная защищенность работников даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Вот почему данные вопросы необходимо рассматривать в рамках формирования холдинга «РЖД» как структуры, являющейся лидером российского транспортного рынка и одной из крупнейших групп компаний в мировом транспортном секторе.

Состояние железнодорожного транспорта, отвечающее требованиям экономической безопасности, должно характеризоваться набором определенных ключевых ресурсных и результирующих показателей-индикаторов стабильности системы, за пределами пороговых значений которых система теряет возможность воспроизводства, а затраты на поддержание ее в работоспособном состоянии возрастают. Без значительных финансовых затрат система становится экономически неэффективной и неспособной к самосохранению.

Оценка уровня угроз экономической безопасности предполагает сопоставление фактических или прогнозных значений индикаторов с пороговыми величинами, выход за пределы которых дестабилизирует устойчивую работу отрасли.

Система экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопасности -оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.

Необходимо отметить, что для экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень экономической безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ пороговых значений.

Процесс формирования и использования пороговых значений показателей-индикаторов экономической безопасности включает в себя:

определение реально достижимых в рассматриваемый период параметров прогноза социально-экономического развития;

проведение анализа соответствия этих параметров пороговым значениям и оптимальным критериям экономической безопасности;

ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №2 2014 | 151

выявление наиболее глубоких и опасных с позиций экономической безопасности диспропорций (отклонений) между планируемыми показателями, пороговыми значениями и оптимальными критериями, а также проявившихся или начинающих проявляться тенденций, ведущих к возникновению и углублению таких диспропорций.

Последовательно выполненные процедуры оценки общей экономической ситуации, выявление угроз экономической безопасности, выбор индикаторов и их пороговых значений определяют содержание мониторинга как завершающего элемента отраслевого механизма управления экономической безопасностью.

По результатам мониторинга следует разрабатывать предложения по макроэкономической транспортной политике и меры по нейтрализации угроз экономической безопасности, которые надо учитывать при принятии стратегических решений, связанных с развитием железнодорожного транспорта, в том числе сценарием его реформирования.

Литература:

1. Экономика железнодорожного транспорта [Текст] : учебник для вузов железнодорожный транспорт / под редакцией Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидус, М.Ф. Трихункова. - М.: УМК МПС России, 2001. - 600 с.

2. Макконнел, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика [Текст]: в 2 т./ пер. с англ. 11-е изд. Т.2. - Москва: Республика, 1992. С. 94-95.

3. Коришева, О.В., Элементы системы управления экономической устойчивостью грузовых железнодорожных транспортных компаний [Текст] / О.В. Коришева // Транспортное дело России. - 2014. - № 1. - С. 218-221.

4. Балабанов, И.Т. Риск-менеджмент [Текст] / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2006.

5. Лапуста, М.Г., Шаршукова, Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности [Текст] / М.Г. Лапуста, Л.Г. Шаршукова. - М.: Финансы и статистика, 2007.

6. Суглобов, А.Е., Хмелев, С.А., Орлова, Е.А. Экономическая безопасность предприятия [Текст]: учебное пособие / А.Е. Суглобов, С.А. Хмелев, Е.А. Орлова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 271 с.

УДК 336.648:728.1

ВАК: 08.00.05

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ЖИЛЬЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ

Локтева Т.В., к.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте»,

e-mail: [email protected]

Статья посвящена развитию региональных рынков жилья и совершенствованию жилищной политики. Автор проводит сравнение теоретических источников по данной теме, анализирует эмпирический материал. Также рассматриваются конкретные практические мероприятия, реализация которых должна повысить уровень жилищной обеспеченности и доступности жилья.

Ключевые слова: рынок жилья, жилищная политика, региональная экономика.

DEVELOPMENT OF THE REGIONAL MARKETS OF HOUSING AND IMPROVEMENT OF HOUSING POLICY

Lokteva T., the senior lecturer of the Management and marketing chair of Moscow Witte University

Article is devoted to development of the regional markets of housing and improvement of housing policy. The author carries out comparison of theoretical sources on this subject, analyzes an empirical material. Also the concrete practical actions which realization has to raise level of housing security and availability of housing are considered.

Keywords: housing market, housing policy, regional economy.

В современных социально-экономических условиях решение жилищной проблемы в России осуществляется на основе рыночного механизма. В результате последних преобразований созданы рынки жилья и капитальных вложений, существенным образом изменилась структура форм собственности жилищного фонда. То есть, работающие жители страны должны иметь собственные доходы для оплаты покупки или строительства жилья и его содержания. Однако,нельзя сказать, что государство полностью устраняется из жилищной сферы. Право каждого на жилище закреплено в Конституции Российской Федерации - «Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище» (п. 2 ст. 40). Более того, государство берет на себя обязательства по обеспечению жильем граждан, которые частично или полностью нетрудоспособны, а также военнослужащих и некоторых других лиц. Жилищная политика как система регулирования жилищных отношений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях включает в себя ряд сегментов: жилищное строительство и его организационные формы, рынок жилья, нормативно-правовая и законодательная база в жилищной сфере, социальное жилье, инвестиционные программы и ипотечное кредитование, прогнозные оценки, механизмы регулирования отношений в ЖКХ.В современных условиях формирования жилищного рынка основной задачей региональной жилищной политики является разработка и реализация методов и механизмов по улучшению показателей доступности жилья для различных категорий граждан страны.

Государственная стратегия в этой области строится на удовлетворении потребности населения в жилье путем повышения

его доступности на рынке жилья для большинства граждан страны, предоставлении жилья отдельным категориям граждан, развитии и совершенствовании механизмов функционирования жилищного рынка и форм участия в нем государства. Действенным инструментом реализации государственной политики в данной сфере выступает федеральная целевая программа «Жилище», которая легла в основу приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и является организационно-финансовым механизмом его реализации.

Как отмечает С.В. Алахвердиева, несмотря на определенные усилия государства по реформированию жилищной сферы, его результаты нельзя назвать удовлетворительными. Пока все еще слабо обозначается положительное влияние институциональных изменений в экономике на формирование рыночных отношений в жилищной сфере и строительном комплексе. Отрицательную роль сыграли криминализация рынков жилья и капитальных вложений, а также монополизация строительного производства. Основной причиной, сдерживающей продвижение жилищной реформы, включая и реформу жилищно-коммунального хозяйства, является низкий платежеспособный спрос населения на жилье и коммунальные услуги. Цены на жилье достигли мировых, а доходы населения на порядок ниже, чем в западных странах. Именно, низкий уровень жизни населения и высокая доля бедных является одним из основных препятствий общественной стабильности, модернизации и роста экономики. Несмотря на многочисленные заявления представителей власти об улучшениях показателей развития социальной сферы в РФ, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, по-прежнему, составляет не меньше 16 млн. человек, а основная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.