ЗНАЧЕНИЕ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА» И ИНФОРМАЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
И.Ф. Нарижний, Н.М. Лапин
Narizhniy I.F., Lapin N.M. The importance of “human capital” and information in realization of personality creative potential. The present article describes such an actual scientific problem as human capital and creativity in conditions of informational society formation in Russia. Deep analysis of scientific resources allows coming to a conclusion that the Russian economy possessing rich reserves for the developing both natural and human capital is still behind highly developed countries. According to the author, in conditions of globalization and toughening of competition, innovations are considered to be the major vector of the economical development.
Для исследования теории и практики креативной деятельности в новых экономических условиях важен анализ человеческого капитала, существенным компонентом которого является креативность. Современная экономика России является закономерным результатом эволюции ее общетехнического развития, наступления постиндустриального этапа, ведущего к созданию информационного общества. Одной из ее особенностей является приоритет человеческого капитала, преимущественные инвестиции в интеллектуальные формы по сравнению с материальными элементами. Поэтому в экономике XXI в. во все большей степени человек выступает как субъект творческой деятельности, который при этом целостно подчинен тотальному рынку и капиталу и в силу этого обретает форму человеческого капитала.
Исследование процесса развития и реализации творческих возможностей человека приобретает особую актуальность на поворотных этапах истории отдельной страны и всего мира.
Россия, в конце XX - начале XXI в. оказалась в центре сложнейших мировых экономических процессов, связанных, с одной стороны, с переходом от директивной экономики к рыночной, с другой - с глобализацией. В этих условиях проблема интеллектуального потенциала общества, его формирование и реализация имеет важнейшее значение как для успешного социально-экономического развития, так и (в условиях глобализации) для сохранения национальных ценностей страны и (что не менее важно) ее государственной целостности. Данная проблема стала предметом обсуждения на теоретическом семинаре ИМЭМО, где в полемической
форме были рассмотрены важнейшие вопросы формирования и развития человеческого капитала как определяющей силы современного экономического и социального развития человечества [1].
Информационная революция выдвинула на передний план экономического развития проблему накопления знаний и развитие творческого взаимодействия между людьми. В формировании человеческого капитала участвуют: образование, подготовка и переподготовка кадров на производствах, наука, инновационная деятельность, здоровье, экология, физическая общая культура, мобильность [2].
Новый подход в определении человеческого капитала нашел отражение в оценках национального богатства. В этом отношении интересна стоимостная оценка национального богатства, произведенная Всемирным банком в 1997 г. В основе его подхода три ведущих компонента: человеческий капитал, природный капитал, воспроизводимый капитал (основные производственные и непроизводственные фонды, оборотный капитал, домашнее имущество). Анализ экспертов банка построен на доказательстве того, что значительная часть потребительских расходов, таких как текущие затраты семей на питание, одежду, содержание жилища, образование, здравоохранение, культуру, расходы государства на эти цели формируют воспроизводство человеческого капитала и его накопление. Согласно этим расчетам человеческий капитал от общего объема богатства в Северной Америке составляет до 76 %, на Ближнем Востоке - до 43 %. Используя методологию Всемирного банка, С. Валентей и Л. Нестеров провели анализ национального
богатства России. Исследование показало, что в середине 90-х гг. оно составило около четырехсот тысяч долларов США на душу населения [3]. Эти данные объективно свидетельствуют о том, что у России существуют большие резервы для развития капитала, а по природному капитала она одна из самых богатых в мире. Однако конкурентоспособность экономики России крайне низкая по сравнению не только с высокоразвитыми странами, но даже с такими развивающимися странами, как Китай, Индия, Мексика, Бразилия. Причина, по которой Россия в начале XXI в. оказалась отброшенной на обочину мирового развития, связана, по мнению многих ученых, с так называемой «номенклатурной приватизацией». Дело в том, что, как свидетельствует вся история человечества, важнейшими условиями для появления эффективного собственника является создание конкурентного рынка, правового пространства, которое создается правовым государством. Вне этих институтов частная собственность не может реализовать свой позитивный потенциал, а сами отношения собственности приобретают антиобщественный характер.
Ядро теории человеческого капитала, по определению российского ученого В.И. Мар-цинкевича, представляет собой «инвестиционную трактовку затрат на качественное совершенствование человеческого капитала страны, формирование способностей и потребностей ее населения, плюс характеристику вклада этих «невещных» инвестиций в экономический рост, эффективность и конкурентоспособность» [4].
Человеческий потенциал как понятие представляет собой инвестиционный аспект феномена человека, населения страны, имея в виду прежде всего ту его часть, которая участвует в экономическом производственном процессе. Послевоенный опыт развития множества самых различных стран свидетельствует о том, что ресурсные ограничения можно успешно преодолеть с помощью сил, за которыми стоит человеческий потенциал (т. е. экономический расчет и инновационность). В новых условиях глобализации, ужесточения конкуренции, борьбы за качество продукции инновации являются главным вектором экономического развития.
Целью информационной революции является человек, его развитие, совершенствование
мирового сообщества. При этом качественные изменения и рост объемов производства связаны с качеством организации и управления инновационными процессами, характером использования природных ресурсов.
Ориентация экономического развития на человека выразилась в разделении народного хозяйства на две крупные составляющие.
1. Сферы деятельности, которые осуществляют массовое производство продукции и услуг для удовлетворения производственных и текущих личных нужд.
2. Сферы, которые обеспечивают воспроизводство качественных аспектов развития рабочей силы и принципиальные изменения во всех сферах народного хозяйства.
Первая сфера осваивается преимущественно малым и средним бизнесом. Объективным выражением роли человека в этих экономических процессах как в теории, так и на практике становятся пропорции, охватывающие все хозяйство как единство сфер материального и нематериального производства.
Важнейшим объективным критерием оценки качественных изменений в экономике являются затраты на науку и образование как элементов накопления и сбережения.
В последнее десятилетие экономическая наука вновь открыла для себя простую истину, которая заключается в том, что богатство народов зависит, во-первых, от того, что содержится в головах людей, и во-вторых, от того, как они взаимодействуют друг с другом, т. е. от того, как взаимодействуют человеческий и социальный капитал. Само понятие «социальный капитал» ввел в широкое употребление известный американский социолог Дж. Коулмен [5].
В экономических исследованиях это понятие используется для обозначения всей совокупности институтов как формальных, так и неформальных. Социальный капитал отражает качество институциональной системы (уровень душевного ВВП, демократической политики, устройство государства, защита прав собственности, эффективность системы корпоративного управления, уровень политических свобод, образование и свобода прессы, распространение коррупции и пр.). Безусловно, социальный капитал -важное и необходимое понятие, но пользоваться им следует с предельной осторожностью. Главнейшей движущей силой эконо-
мического развития является человеческий капитал. Эволюция человеческого капитала в России в процессе системной трансформации всей экономики привела к его катастрофическому обесцениванию. Это выразилось в массовом снижении уровня образовательного потенциала, повальной «дипломомании», что в конечном итоге привело к снижению производительности труда. Возник разрыв между фактическими и желаемыми запасами человеческого капитала на уровне отдельного человека. Участники возникшего рынка начали предпринимать активные усилия на развитие и пополнение подлинных запасов человеческого капитала.
В пореформенной России, как в любой стране мира с рыночной экономикой, высшее образование является одной из задач увеличения конкурентоспособности работников. Прослеживается закономерность, имеющая, по существу, универсальный характер: чем выше образовательный потенциал человека, тем выше его экономическая активность, большая занятость. Накопление человеческого капитала обеспечивает огромные преимущества, многократно усиливает конкурентные позиции работников на рынке труда. Одной из актуальных проблем является создание преимуществ для качественного образования. Можно утверждать, что на российском рынке труда прослеживаются все основные закономерности, которые характеризуют взаимосвязь человеческого капитала с заработками, экономической активностью, занятостью и безработицей, которые известны из опыта других стран. Высокое образование на российском рынке труда ценится не меньше, чем на рынках труда большинства стран мира.
Характеристикой человеческого капитала является его анализ с точки зрения отраслевого, профессионального и образовательного распространения российской рабочей силы. Если в дореформенной российской экономике в промышленном секторе было сосредоточено 40 % всех занятых, то в переходном периоде доля этого сектора уменьшилась на четверть - до 30 %. В то же время резко возросла доля занятых в сфере услуг. Это означает, что около 60 % всех российских работников трудятся в этой сфере.
Доминирование сферы услуг в российской экономике, где сосредоточено почти две трети
всех занятых, указывает на то, что Россия ориентирована на развитие экономики постиндустриального типа, которая характеризуется наличием наукоемких технологий, предприятий инновационного типа. В то же время оценка роли услуг в экономике России не исключает существования серьезных отраслевых деформаций внутри самой сферы услуг.
Как видим, термин «человеческий капитал» отражает сложные формы реализации человеческих качеств (прежде всего креативного личностного потенциала), связанные с переходом к знаниеинтенсивной экономике. Полемизируя с данной концепцией о роли человека в информационной экономике, М.И. Добрынин, С.А. Дятлов и Е.Д. Церен-кова в работе «Человеческой капитал в транзитивной экономике» доказывают, что в условиях транзитивной (переходной) экономики творческие производительные силы человека актуализируются в большей степени «не в форме человеческого «капитала», а в форме человеческих информационных ресурсов (потребностей, способностей, сил)» [2, с. 308]. Другими словами, информационный продукт -это прежде всего научные знания, накопленные человечеством, постоянно совершенствующиеся и развивающиеся.
Вместе с тем авторы разных оценок признают решающую роль человеческих качеств, прежде всего креативного личностного потенциала, связанного с переходом к знаниеинтенсивной экономике.
Объективной реальностью в настоящее время стало приобретение наукой и всей ее инфраструктурой определяющего значения, которое позволяет идеи превращать в конкурентные достижения. Именно новаторские идеи - основа успешной практической деятельности в любой сфере, и в частности в экономике. В идее как таковой, в ее философском смысле отражено разностороннее знание объекта. К тому же автор идеи вкладывает в ее цель также план изменения исследуемого объекта, направленного на качественные преобразования или открытия. В связи с этим стали бурно развиваться объемы использования высококвалифицированной рабочей силы, воспроизводство которой требует крупных финансовых затрат на образование, здравоохранение и т. п. В этой ситуации весьма перспективным представляется включение в процесс социально-экономи-
ческого развития России качественного изменения профессионального образования, стремление сделать приоритетным развитие навыков и умений творческой деятельности, консультирования, информационного посредничества, аналитики и пр. Важнейшим условием качества подготовки и успеха выпускников является эффективное взаимодействие между высшей школой управления и крупными компаниями. По их мнению, ведущие бизнес-практики должны выступать в качестве преподавателей, создавать мастер-классы, участвовать в проблемных семинарах, дискуссиях, проектно-аналитических сессиях. Эта идея связана с концепцией современного образования, которое должно формировать стратегию развития страны, создавать проекты и программы, готовить людей, способных их реализовать. Не менее важно понимание современной экономики в «узком» смысле. Развитие новой экономики определяет ее информационно-коммуникативный сектор (компьютеры, Интернет, коммуникационные системы, информационные технологии). Они представляют собой сложное сочетание электронной коммерции, фондового рынка, финансов, масс-медиа, а также других сфер. В отличие от природных ресурсов (например, нефти) информационные ресурсы воспроизводственно накопляемы, так как они представляют собой научные знания. В этих новых экономических условиях креативная деятельность становится не только практически целесообразной, но во многом определяющей конкурентоспособность и прибыльность деятельности конкретных высокотехнологичных предприятий и организаций.
Информация - это совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии объекта управления, используемых для оценки ситуации и разработки управленческих решений. Информация является основным элементом коммуникационного процесса в системе управления организации. Информационный компонент является стержнем новой технологии, т. е. важнейшего фактора экономического роста.
Информация - важнейший компонент новшества. Информационная составляющая новации в различных прикладных сферах имеет следующие характеристики: приоритетность, универсальность, коммерциали-зуемость, безопасность [6].
Основой информации являются знания. Понятие «знание» по сути больше тяготеет к категории рационального. Оно допускает количественные и качественные оценки. Обыденная трактовка знания связана со здравым смыслом. В основе научного знания - логическая обоснованность, восприимчивость, познавательный интерес. Его созидательный творческий потенциал связан с таким явлением, как толерантность, т. е. терпимость, которое практически реализуется в заинтересованности взаимодействия между различными областями знания. В этом случае толерантность выступает как форма взаимодействия технических, естественных, математических и гуманитарных областей знания. При этом признается самодостаточность и равноценность всех областей знания.
Не менее важно и то, что в конкурентной борьбе за кошельки потребителей, жесткой и не прекращающейся, совершается прорыв в науке, технике и технологиях, при наличии соответствующих стимулов для изобретателей, творцов и прямой зависимости их доходов от коммерческой ценности создаваемой ими продукции. В условиях знаниеинтенсив-ной экономики появился термин Homo creator, отражающий сложные формы бытия креативного личностного потенциала.
П. Друкер в работе «Задача менеджмента в XXI веке» пишет, что самой быстро растущей во всем мире и наиболее процветающей отраслью последней трети XX в. является индустрия информации. Он называет ее «окном в мир». Знания как экономическая категория приобретают ценность только в конкретных стратегиях их применения: чем больше знаний, тем они дороже и качественнее. Важной особенностью знаний с точки зрения экономики является эффективность их использования, а это, в свою очередь, связано с трактовкой роли информации [7].
Обладателем знаний менеджер становится при условии их контекстного рассмотрения и предельно обоснованной интерпретации. Но даже приобретение передовой технологии не является гарантированным условием создания конкурентного преимущества. Выигрывают те предприятия, которые быстро распознают конкурентные возможности новой технологии, эффективно комбинируя свои материальные и нематериальные активы.
Знания приобретают практическую ценность при условии существования сферы их применения. Наступательная роль знания реализуется креативной деятельностью, которая в конечном итоге обеспечивает доступ на новые рынки и создает барьеры для входа конкурентов.
A.B. Молодчик и М.А. Молодчик в работе «Менеджмент. Стратегия, структура, персонал, знание» исследуют теоретические основы управления знаниями. Они пишут, что управление знаниями - «это стратегия, направленная на управление формальными и неформальными организациями, обеспечение доступа к ним, их аудита и возобновления развития с целью формирования новых компетенций компаний, стимулирования инноваций и повышения ценности потребителя» [8]. При этом целью управления знаниями является создание инфраструктурных предпосылок для организации, в которой знания могут быть использованы, изменены или усовершенствованы.
Таким образом, управление знаниями является основой стратегии организации, ее концепцией и культурой. Поэтому на стратегическом уровне определяются ключевые знания, необходимые конкретной организации для создания условий долгосрочного успеха. Именно на этом уровне креативная деятельность является определяющей. На оперативном уровне реализуется главная задача управления знаниями, так как здесь происходят такие процессы, как идентификация, приобретение, развитие и определение, использование и хранение.
Из рассмотренного следует, что основными характеристиками и специфическими особенностями знаний и информации как нового экономического ресурса является глобальность, неисчерпаемость, нематери-альность, инвариантность к способам применения.
Креативная деятельность является одним из эффективных способов реализации этого экономического ресурса. Поэтому успешность бизнеса во многом зависит от участия креативно ориентированных менеджеров в деятельности каждого подразделения и каждого уровня управления. Деятельность креа-торов следует рассматривать как «капитал организации». Главным критерием их деятельности является производительность тру-
да. Для этого креатор как работник умственного труда должен четко представлять производственную задачу, иметь независимость, возможность управлять собой и отвечать за результаты своей деятельности. Важно также, чтобы креатор мог постоянно совершенствовать свои знания и одновременно учиться у других. Основным результатом его труда является качество предложенной продукции. В конечном итоге оно зависит от знаний креатора. Результатом креативной деятельности является новая прибыльная и конкурентоспособная продукция.
Креативная деятельность предполагает ориентацию не на вчерашний, а на завтрашний день. Вот почему успех креативной деятельности, в частности, предполагает наличие бюджета, отражающего приверженность идее создания будущего. Для успеха креативной деятельности важна стабильность. Как ни странно, она органически связана с переменами. Таковы два полюса сложного инновационного процесса, в котором действует креатор. Поэтому важной задачей менеджера является создание партнерства как фундамента стабильных отношений. Необходимо партнерство между поставщиком и производителем, между производителем и распространителем. Партнерство внутри организации - важное условие деятельности креатора.
1. Иванов Н.П. // Человеческий капитал и Россия: материалы теоретического семинара. М., 2005.
2. Добрынин М.И., Дятлов С.А., Кургинский С.П. Человеческий капитал (методологические аспекты анализа). СПб., 1999.
3. Валентей C., Нестеров Л. // Вопр. экономики. 1999. № 2. С. 101.
4. Марцинкевич В.И. // Человеческий капитал и Россия... М., 2005. С. 25.
5. Коулмен Дж. // Общественные науки и современность. 2001. № 3.
6. Ресурсный потенциал экономического роста / ред. кол. H.A. Комаров, А.Н. Романов, М.М. Максимов и др. М., 2002.
7. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.; СПб.; Киев, 2000.
8. Молодчик A.B., Молодчик М.А. Менеджмент. Стратегия, структура, персонал, знание. М., 2005. С. 230-231.
Поступила в редакцию 19.06.2007 г.