Научная статья на тему 'Значение аварийно-спасательной и физической подготовки в профессиональной подготовке курсантов и студентов учебных заведений Министерства по чрезвычайным ситуациям'

Значение аварийно-спасательной и физической подготовки в профессиональной подготовке курсантов и студентов учебных заведений Министерства по чрезвычайным ситуациям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение аварийно-спасательной и физической подготовки в профессиональной подготовке курсантов и студентов учебных заведений Министерства по чрезвычайным ситуациям»

университета им. Г.В. Плеханова: электронный научный журнал, № 1. - 2011.

2. Вейнберг Р.Р. Моделирование бизнес-процессов с помощью инструментальных методов // Логистика, № 05. - 2011.

ЗНАЧЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

А.А. Жарский, преподаватель, Н.Л. Сторта, слушатель, Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь,

г. Гомель

Аварийно-спасательная и физическая подготовка является составной частью профессиональной подготовки будущих специалистов МЧС. Как учебная дисциплина, она осуществляется кафедрой физической подготовки с использованием разнообразных форм урочных и внеурочных занятий на протяжении всего периода обучения.

Физическая культура является одной из учебных дисциплин профессионального образования курсантов и студентов - будущих специалистов МЧС. Она направлена на обеспечение физической готовности к овладению избранной профессией и дальнейшей успешной служебной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо в процессе занятий физическими упражнениями решить ряд задач, связанных с развитием двигательных способностей занимающихся, формированием у них знаний, умений и навыков в области физической культуры.

В свою очередь дисциплина «Аварийно-спасательная подготовка» изучается во взаимодействии с такими дисциплинами как «Психология и педагогика», «Физическая подготовка», «Пожарная и промышленная безопасность», «Аварийно-спасательная техника и связь», в содержании которых рассматривается конструкция, тактико-технические данные, особенности эксплуатации и обслуживания пожарной техники и снаряжения, вопросы организации подготовки и использования сил и средств на различных этапах боевых действий на пожарах, оформления оперативных и учебно-методических материалов.

Аварийно-спасательная подготовка призвана решать такие задачи:

1. Вооружить учащихся прикладными знаниями о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций, для высокоэффективного труда.

2. Сформировать у учащихся двигательные умения и навыки, которые будут способствовать производительному труду будущих специалистов.

3. Воспитать у них физические и психические качества, необходимые в

будущей трудовой деятельности.

4. Способствовать лучшему освоению трудовых операций, ускоренному обучению профессии.

5. Научить использовать средства активного отдыха для борьбы с производственным утомлением, для быстрого и полного восстановления сил.

6. Предупредить и снизить производственный травматизм за счет увеличения силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости при выполнении трудовых операций, в процессе жизнедеятельности [1].

В результате изучения учебной дисциплины «Аварийно-спасательная подготовка» курсанты должны иметь представление о порядке организации и проведения аварийно-спасательной подготовки с начальствующим составом пожарной части; о правильности составления оперативных и учебно-методических документов и оформления схем тушения пожаров; о принципах использования сил и средств подразделений в период организации спасательных работ на аэродромах и воздушных судах. Знать: приемы работы с пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением и оборудованием; мероприятия по обеспечению физической готовности личного состава и подготовке расчетов к боевой работе на пожарах; принципы рационального и тактически грамотного использования сил и средств на различных этапах боевых действий; методы проведения учений, занятий, тренировок с личным составом и взаимодействующими подразделениями; методы воспитания у личного состава психологической устойчивости, дисциплинированности и взаимопомощи при выполнении задач службы. Уметь: укладывать и надевать боевую одежду и снаряжение; работать со спасательной верёвкой и пожарной лестницей; работать с пожарными стволами, рукавами, рукавной арматурой и принадлежностями; устанавливать пожарный автомобиль на водоисточник; организовать боевое развёртывание по тушению пожаров [2].

Для изучения влияния аварийно-спасательной и физической подготовки на жизнь человека и его профессиональную деятельность необходимо учитывать как постоянно существующие факторы, которые не менялись на протяжении многих лет, так и веяния новых времен, которые ставят перед человеком задачу все больше и больше совершенствоваться и развиваться, в том числе и совершенствовать свое физическое состояние и здоровье.

Как мы знаем, большинство передвижений спасатели вынуждены совершать в довольно высоком темпе, в условиях задымленности или различных видов загазованности в респираторах, часто по завалам, крутым лестницам, уклонам и скатам. Поисково-спасательные работы при этом могут проходить и в местах, где невозможен проезд машин и применение какой-либо техники. В таких ситуациях спасатели совершают пешие переходы с рюкзаками и необходимым аварийно-спасательным оборудованием. Вес снаряжений и время проведения спасательной работы во многом зависят от характера чрезвычайной ситуации, их масштабности и т.д. В связи с этим спасательные работы могут длиться от нескольких минут до нескольких часов или дней. Это свидетельствует о том, что одним из основных требований к спасателям

является высокий уровень развития общей и силовой выносливости динамического характера, а также скоростных способностей [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что аварийно-спасательная подготовка помогает выработать у будущих спасателей специфические качества:

- способность длительное время выполнять однообразные движения, при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах;

- способность быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях, а также при наличии реальной и потенциальной опасности;

- способность оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов;

- способность адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность;

- способность переносить значительные кратковременные физические и нервно-эмоциональные перегрузки, быстро переключать внимание, готовностью воспринимать новые нагрузки;

- способность переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напряжения;

- способность быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных реакций под влиянием экстремальных факторов, в условиях дефицита времени;

- умение безопасно выполнять работу;

- способность к взаимопониманию, состраданию [4, 5].

Не вызывает сомнений, что каждая профессия имеет свою двигательную специфику, отличающуюся условиями труда, психофизиологическими характеристиками и предъявляющая различные требования к уровню развития физических качеств, психофизиологических функций и психических свойств и качеств личности. Курс общей физической подготовки создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, адаптации к условиям труда, а вот аварийно-спасательная подготовка направлена непосредственно на выработку специальных навыков и умений, которые в дальнейшем станут основой для успешной профессиональной деятельности курсантов - будущих специалистов структуры МЧС.

Список использованной литературы

1. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: Учеб. пособ. - М.: Высш. шк., 1985.

2. Физическое воспитание в профессиональной подготовке спасателей // Медицина, физкультура, здравоохранение // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.studsell.com/view/191426/ - Дата доступа: 07.09.2015.

3. Физическое воспитание в профессиональной подготовке спасателей //[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bestreferat.ru /referat-204739.html- Дата доступа: 08.09.2015.

4. Воробьёв Ю.Л. Учебник спасателя / Ю.Л. Воробьёв, С.К. Шойгу, М.И. Фалеев, Г.Н. Кириллов и др.; Под общ. ред. Ю.Л. Воробьёва. - 2-е изд., перераб. и доп. - Краснодар: Сов. Кубань, 2002. - 528 с.

5. Туманян Г.С. Научные основы планирования подготовки спасателей. - М, 2006. - 289 с.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А.В. Звягинцева, доцент, к.т.н., доцент, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж Ю.Н. Шалимов, главный технолог отдела, д.т.н., профессор,

ОАО «НКТБ «Феррит», г. Воронеж Г.А. Квашнина, доцент, к.т.н., доцент, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Интерес к водородной энергетике в настоящее время проявляют: система производства энергии, автомобилестроение и аэрокосмический комплекс, а также атомная и химическая промышленность, и все транспорта - водный, железнодорожный, авиационный. В решении проблемы создания и производства портативных источников питания заинтересованы: производители мобильных телефонов, компьютеров, бытовой техники и другие области промышленности [1-7]. Одним из перспективных направлений безопасного хранения водорода являются гидриды водорода, что особенно актуально в связи с прогнозируемым ростом в 2015-2025 г.г. производства водородных автомобилей на водородном топливе.

Россия имеет уникальные достижения в области альтернативной энергетики, но пока не использует свои возможности в достаточной мере. В частности, нет разработок эффективных аккумуляторов водорода на основе гидридов металлов для систем водородной энергетики. Основные причины, препятствующие таким работам в России, связаны с отсутствием национальной программы по разработке и производству нового поколения перспективных устройств альтернативной энергетики.

Одной из важнейших проблем использования водорода в энергетике и в системах питания является его безопасное хранение и возможность использования при относительно малых затратах энергии. Разрабатываемый способ гидридного хранения отвечает всем этим требованиям, поэтому актуальность выбранной тематики несомненна. Химическое соединение водорода в форме металлических гидридов представляет привлекательную альтернативу традиционным способам хранения (криогенный и балонный),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.