Научно-технические разработки
УДК 614.8
В.Д. Легошин (отряд «Центроспас»), А.И. Запорожец к.т.н. (ФГУ ВНИИГОЧС(ФЦ))
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА И ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ МЧС РОССИИ
В статье рассмотрены вопросы профессионального отбора и подготовки спасателей МЧС России. Представлены профессиональные требования предъявляемые к спасателям МЧС России. Сформулированы пути совершенствования таких качеств как работоспособность, профессиональная бдительность, личная готовность, психологическая устойчивость. Представлены характеристики тренажерных комплексов применяемых в системе подготовки МЧС России
В.Д. Легошин
А.И. Запорожец
В МЧС России создана система подготовки спасателей, которая предполагает их многоуровневое обучение в различных формах; соответствующее повышение квалификации и аттестацию (спасатель просто аттестован, аттестован на 3-й класс, 2-й класс, 1-й класс или международный класс). Каждый уровень подготовки требует совершенного владения спасателями определенного набора навыков, знаний и умений, а также освоения на каждом уровне определенного набора специальностей (альпинист, такелажник, водитель автотранспорта, сварщик, водолаз и т.д.). Надо отметить, что этот набор во многом определяется спецификой зоны ответственности каждого конкретного ПСФ, где работает каждый конкретный спасатель. Система обеспечивает квалифицированную подготовку спасателей на каждом уровне по программам, принятыми в МЧС России соответствующими нормативными документами. При этом обеспечивается контроль подготовленности спасателей с помощью нормативных критериев оценки.
Наряду с нормативно определенными знаниями и умениями, спасатель должен обладать специфическими, присущими только этой профессии, следующими основными физиологическими и морально-психологическими качествами, которые следует рассматривать как профессиональные требования:
• длительное время выполнять однообразные движения, в условиях больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах;
• быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях, а также в реальной и потенциальной опасности;
• самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с темпом работы других спасателей, с темпом работы техники и оборудования;
• согласовывать свою деятельность с работой других спасателей;
• адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность;
• оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов;
• оценивать и различать скорость и направление перемещения предметов;
• определять расстояние между предметами;
• одновременно наблюдать за несколькими предметами или их частями;
• воспринимать, дифференцировать и выделять из общего шума полезную звуковую информацию;
• переносить значительные кратковременные и длительные физические и нервно-эмоциональные перегрузки, быстро переключать внимание, быть готовым воспринимать новые нагрузки, ощущения, впечатления;
• уверенно и безошибочно узнавать предметы по их форме и очертаниям;
• соизмерять свои силы с предстоящей работой;
• переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напряжения;
• самостоятельно вносить адекватные изменения в работу и быстро принимать решения при изменении ситуации;
• быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных реакций под влиянием экстремальных факторов, в условиях дефицита времени;
• подавлять усталость, сонливость, эффективно работать в разное время суток;
• обладать смелостью, чувством долга, выдержкой, самообладанием, ответственностью и коллективизмом;
• накапливать опыт, извлекать ошибки и уметь осознавать степень риска;
• быть готовым к взаимопониманию, состраданию.
Эти требования используются при отборе желающих быть спасателями; на основе требований разрабатываются соответствующие тесты вопросники и методики, основанные на результатах экспертных оценок.
Для успешного проведения аварийно-спасательных работ (АСР) помимо выполнения указанных требований спасатели должны обладать рядом обобщенных качеств, к основным из которых относятся следующие:
— скоростное мышление — умение в сжатое время оценить сложившуюся ситуацию, поставленную задачу и принять оптимальное решение. Например, за ограниченное время (порядка 30 с) выполнить следующее задание: определить крутизну склона скального участка, необходимое количество веревок для его преодоления командой, места организации страховки или перечислить возможные места организации навесной переправы на ограниченном участке и дать им оценку. При этом целесообразно учитывать не время ответа каждого, а полноту и четкость ответа в заранее заданное время;
— реакция — быстрое правильное действие спасателя при неожиданно меняющейся обстановке. Проверкой реакции могут быть, например, действия страхующего при внезапном срыве идущего (с обязательным обеспечением безопасности);
— скоростная выносливость — способность спасателя с предельной скоростью преодолевать значительные по длине участки сложного рельефа, переправ, скальных участков. При этом фиксируется время прохождения и может оцениваться как групповое, так и индивидуальное выполнение;
— общефизическая подготовленность — способность спасателем выдерживать большие и предельные нагрузки при проведении спасательных работ и на тренировках. Этот параметр в значительной мере поддается совершенствованию при регулярных тренировках;
— техническая подготовленность — умение спасателя в кратчайший срок преодолевать сложные участки с применением специального снаряжения (или без него при условии обеспечения безопасности), владение различными техническими приемами, владение навыками эффективного использования всех аварийно-спасательных средств;
— тактическая подготовленность — умение спасателя выбирать правильную последовательность движения и выполнения приемов с использованием снаряжения при прохождении или выполнении этапов АСР. К тактической подготовленности относятся: выбор оптимального пути движения, согласованность действий участников, взаимозаменяемость, правильный подбор и использование снаряжения, правильная оценка различных участков и способов их прохождения, оценка времени на прохождение отдельных участков;
-морально-психологическая устойчивость — способность показывать во время проведения АСР максимально возможные для себя результаты. Отсутствие эмоциональных срывов, устойчивость к внешним воздействиям, возможность положительно влиять на товарищей по команде.
Особые требования возникают во время комплектования группы, отряда, команды. Желательно, чтобы все члены группы обладали комплексом перечисленных свойств. Но универсалов не бывает, поэтому к участникам и к начальнику (капитану, командиру) приходится предъявлять дифференцированные требования. Начальник (капитан) должен быть фактическим лидером, способным разработать тактику, трезво оценить ситуацию и мгновенно принять решение.
При этом рекомендуется иметь в отряде, службе или в команде специалистов, владеющих углубленными навыками в отдельных видах АСР: ситуационных лидеров по техногенным ЧС, по подводным работам, связку для движения по металлоконструкциям или по скалам, включающую лидера — скалолаза; специалиста по оборудованию навесной переправы; специалиста по спасательным работам на воде; хорошего ориентировщика; участника, хорошо знающего приемы оказания доврачебной помощи и др. Желательно, чтобы командир (капитан или один из участников) был «заводным», умеющим приободрить команду. Нельзя, однако, чтобы вся команда состояла из лидеров, так как при этом будут непрерывно возникать конфликтные ситуации. Лидер должен быть один.
Все перечисленные свойства членов команды выявляются во время тренировок и учебных занятий.
Команда по сути дела — замкнутая структура, в которой создается свой микроклимат (микроколлектив). Значительная роль в этом принадлежит капитану (командиру), который должен быть авторитарным или демократичным лидером. Желательно, чтобы он советовался с командой. Во время выполнения АСР сам принимал правильные решения с учетом мнения команды (как говорили выше в команде есть «узкие» специалисты, опыт которых в отдельных видах работ значительно превосходит опыт командира).
Если лидер всегда командует, это отучает участников от самостоятельных решений, если же он всегда советуется, получается «базар».
К основным направлениям работ по повышению работоспособности спасателей при проведении АСР можно отнести следующее:
1. Изучение психологических нагрузок и особенностей деятельности в условиях типовых ЧС.
2. Организация и проведение учений и тренировок с имитацией элементов типовых ЧС.
3. Проведение ролевых, деловых, творческих и организационно-деятельных игр по ключевым вопросам выполнения поисково-спасательных работ.
4. Обучение навыкам самоанализа психологических особенностей и самостоятельной работы по их коррекции.
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
5. Обучение навыкам аутогенной тренировки (психической саморегуляции).
6. Проведение психодиагностического тестирования в целях коррекции подготовки к выполнению поисково-спасательных работ.
7. Обучение спасателей эффективным способам запоминания информации для спасателей.
8. Формирование профессионального мышления посредством решения тестовых и ситуационных задач, связанных с использованием противоречивой, ложной информации, с прогнозированием по неявным признакам.
9. Формирование навыков быстрой оценки обстановки по внешним проявлениям.
10. Проведение идеомоторных тренировок.
11. Проведение тренировок, направленных на выработку антиципации (предвидения).
12. Проведение занятий и тренировок, направленных на развитие выносливости, координации движений, силовых и скоростных качеств.
13. Использование при выполнении спасателями поисково-спасательных работ фармакологических средств, стимулирующих активную умственную и физическую.
14. Проведение сеансов оздоровительного массажа и упражнений по восстановлению работоспособности мышц.
15. Обучение комплексам релаксирующих упражнений.
16. Организация активного отдыха спасателей.
17. Проведение мероприятий первичной профилактики возможных заболеваний, вызываемых влиянием ЧС и условий деятельности.
18. Подготовка спасателей на более высокий класс с использованием специальных тренажеров, автоматизированных обучающих систем, видео компьютерных средств.
19. Установление оптимального порядка чередования смен в течение суток и на все время выполнения поисково-спасательных работ.
20. Формирование у спасателей навыков социальной адаптации к условиям ЧС.
21. Формирование у спасателей навыков межличностного общения, взаимопонимания и быстрого реагирования.
Успешное решение этих задач дает наибольший эффект, если обучение проводится в условиях, максимально приближенных к действительности. При этом личный состав должен многократно пережить многие из тех интеллектуальных, эмоциональных и волевых трудностей и проблем, с которыми он может встретиться в условиях обстановки, характерной для чрезвычайной ситуации. Всякие условности при этом максимально должны быть исключены из учебы. В ходе организации занятий по психологической подготовке необходимо предусматривать проведение комплексных учений на местности, напоминающей условия, в которых наиболее вероятно предстоит действовать в реальности. В результате проводимой подготовки каждый специалист должен до мелочей знать, что, как,
в какой последовательности и почему надо делать при выполнении указанных видов работ, чтобы успешно решить задачу и исключить возможность травматизма.
Для формирования у спасателей психологической подготовленности к действиям в чрезвычайных ситуациях огромное значение имеет создание отчетливого представления картины служебно-боевых действий во всех деталях и воспитание уверенности в используемых технических средствах и средствах зашиты, стоящих на оснащении.
Развитие профессиональной бдительности, готовности действовать решительно и смело в любой момент достигается следующими способами и приемами:
• воспроизведением условий неожиданного возникновения сложной обстановки, требующей немедленного реагирования;
• введением в упражнения элементов внезапности, новизны;
• созданием ситуаций, когда нет времени на тщательную подготовку, но необходимы немедленные действия;
• введением на фоне длительно спокойных учебных условий внезапных для обучаемых резких усложнений;
• длительным поддержанием темпа действий, близкого к реальному;
• требованием к обучаемым действовать в переменном, «рваном», быстро меняющемся темпе.
Для развития находчивости и привычек к новому, неожиданному используются следующие приемы:
• постоянное разнообразие условий выполнения профессиональных действий на занятиях;
• создание на занятиях обстановки с элементами неясности, неизвестности, непредвиденности, запутанности, противоречивости; проведение внезапных тревог и выездов; смена мест и условий занятий;
• создание трудностей, делающих невозможным применение привычных способов решения задач;
• постановка необычных задач и их комбинирование;
• самостоятельное обучение, без подсказок и предварительная отработка навыков находить правильные решения в совершенно новых обстоятельствах.
Формирование внутренней (психологической) уверенности в технических средствах и надежности индивидуальных средств защиты достигается:
• высоким качеством занятий по изучению техники, средств защиты и хорошим знанием их личным составом;
• умелым показом возможностей технических средств и средств защиты;
• систематическими тренировками с использованием технических средств при длительном пребывании в средствах защиты.
При проведении занятий на местности их целесообразно дополнять:
• ознакомлением обучаемых с фотографиями различных служебно-боевых ситуаций;
• просмотром документальных видео- и кинокадров;
• прослушиванием фонограмм с записью звуков, характерных для предстоящих действий;
• имитацией элементов реальной обстановки (с помощью муляжей, макетов погибших, неприятных запахов и др.).
В процессе морально-психологической подготовки спасателей целесообразно также изучать и оценивать социально-психологический климат аварийноспасательных формирований, включающий в себя общественное мнение, коллективное настроение, сплоченность, характер взаимоотношений, силу и устойчивость служебных традиций, господствующие моральные нормы поведения, уровень зрелости правосознания коллектива, авторитет командиров и начальников, лидеров коллектива и их влияние на других спасателей.
Особую роль в подготовке спасателей играют тренажеры.
Применение тренажеров позволяет сформировать у спасателей необходимые для их работы умения и навыки, повысить мастерство, сократить сроки подготовки. Оптимальные результаты обучения достигаются при использовании не отдельных тренажеров, а специализированных полигоннотренажерных комплексов.
Полигонно-тренажерный комплекс практического обучения спасателей МЧС России должен включать в себя специализированные учебные площадки и тренажеры, предназначенные для решения следующих задач:
• адаптации человека к работе в различных ЧС;
• формирования навыков перемещения и преодоления препятствий;
• обучения работе в стесненных условиях и замкнутых пространствах;
• формирования навыков выполнения газоэлектросварочных, такелажных, погрузочно-разгрузочных и других работ;
• формирования навыков работы в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных, эпидемиологических, социальных ЧС;
• формирования навыков эксплуатации инструментов, приспособлений, машин, механизмов, приборов, средств защиты;
• формирования навыков взаимодействия при групповых работах;
• формирования навыков выполнения пиротехнических работ;
• обучения работе на действующих предприятиях;
• обучения работе на воде, под водой, под землей;
• формирования навыков работы в условиях выбросов (проливов) и воздействия радиоактивного излучения, вредных веществ;
• формирования навыков поиска пострадавших, их деблокирования, извлечения, определения состояния степени травмирования, оказания первой медицинской помощи, транспортировки;
• формирования навыков ориентирования на местности и выживания в различных условиях;
• обучения работе в условиях пожаров;
• формирования навыков работы в изменяющихся условиях (ночь, день, ветер, осадки, экстремальные факторы, повторяющиеся подземные толчки);
• отработки аэромобильных технологий спасения.
В Российском центре подготовки спасателей
(РЦПС) создан и используется ряд эффективных тренажеров (завалы, ДТП, вертолет, вагон, самолет и др.). Следует остановиться на двух наиболее интересных:
1. Тренажер для обучения спасателей работе в условиях горного рельефа (скалодром)( рис. 1).
2. Тренажер для обучения спасателей работе в тоннелях (рис. 2). Скалодром оборудован безопасной верхней площадкой, на которой обеспечен хороший обзор практически со всех точек, что позволяет инструкторам или операторам, проводящим тренировку или видеосъемку, располагаться в наиболее выгодной позиции.
Впервые в практике возведения подобных сооружении были использованы железобетонные тюбинги туннелей метрополитена с вмонтированными в них опорами из естественного камня. В сочетании с фактурой бетона, технологическими щелями, закладными элементами, стальными проушинами это дает возможность использовать тренажер, как для обучения спасателей, так и для тренировок альпинистов-скалолазов, организации обучения промышленных альпинистов и монтажников-высотников.
К железобетонным конструкциям тренажера примыкает фрагмент естественного скального рельефа, смонтированный из глыб гранита и диорита. Высота и расположение элементов естественного участка позволяют обучать на нем приемам передвижения на крутых склонах и, особенно, трудоемким операциям на скальном траверсе, движению с переменной страховкой и моделированию ситуаций оказания помощи попавшим в трещину или расщелину.
На скалодроме также отрабатываются приемы передвижения по крутым осыпям, по простым скалам с гимнастической страховкой, лазание по простым и сверхсложным скалам в связках с организацией страховки.
Способы организации страховки, самостраховки на сложном рельефе отрабатываются с применением скальных и шлямбурных крючьев, закладных элементов, сооружением искусственных опор, применением механизированных средств удержания на рельефе. При этом используются карабины с оттяжками, штурмовые лесенки и площадки.
Достаточная высота и надежность конструкции, безопасность людей, находящихся на верхней площадке, позволяют ввести в программу обучения такой жизненно необходимый элемент, как обучение правильному удержанию при срыве с использованием различных типов страхующих приспособлений: карабинов, фрикционных устройств, амортизаторов, зажимов, кулачков. К разряду общедоступных элементов обучения относятся подъемы и спуски по свободно висящим веревкам, передвижение по перильной веревке, организация
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
Рис. 1. Тренажер для обучения спасателей работе в условиях горного рельефа
бивуаков и ночлега на стене.
Спасатели на скалодроме имеют возможность освоить способы подъема и спуска пострадавших с применением различных типов альпинистского снаряжения и оборудования. При этом изучаются и применяются на практике тактика спасательных работ, различные варианты и способы создания то-
чек закрепления веревки и пунктов приема пострадавших, организации навесных дорог и переправ.
Скалодром позволяет осваивать многочисленные приемы работы спасателей на промышленных зданиях и сооружениях, а также обучать специалистов технологии и приемам безопасного проведения работ на высотных зданиях и сооружениях в городах с применением альпинистского снаряжения.
В зимнее время на скалодроме можно отрабатывать приемы передвижения по обледенелым склонам с применением ледорубов, «айс-фифи», ледовых крючьев и «кошек». Работа на скалодроме включена в программу обучения спасателей всех классов.
В настоящее время на скалодроме отработана операция снятия пострадавшего, оказавшегося на труднодоступном участке скального рельефа, с помощью вертолета.
Скалодром позволяет проводить соревнования по скалолазанию любого ранга, включая международные. Одновременно на тренажере может заниматься группа из 10 человек. Высота искусственной скалы 16 метров, ширина 10 м.
Характерной особенностью работы спасателей в горах и в прилегающей местности является проведение поисково-спасательных работ в тоннелях. Чрезвычайные ситуации в тоннелях могут возникнуть во время землетрясений, схода лавин, селей, аварий, террористических актов, военных действий. Для формирования практических навыков проведения поисково-спасательных работ в тоннелях на территории Российского центра подготовки спасателей сооружен специальный тренажер горная выработка
Тренажер для обучения спасателей работе в тоннелях представляет собой уникальное сооружение из фундаментных блоков и железобетонных тюбингов тоннелей метрополитена. На тренажере имеются как закрытые участки, так и открытые, что дает возможность приблизить тренировочные занятия к реальным условиям. Тренажер оборудован с обеих сторон воротами, что создает закрытое пространство и обеспечивает возможность отрабатывать приемы оказания помощи пострадавшим в условиях задымленности, загазованности, в полной темноте.
Кроме того, на участке тоннеля имеются вентиляционные люки и боковые отводы (штольни), через которые спасатели проникают в тоннель, используя при этом альпинистское снаряжение и дыхательные аппараты, а также производят эвакуацию пострадавших. Тренажер оборудован системой, с помощью которой происходит имитация затопления тоннеля. Вода собирается в колодцы, из которых спасатели должны производить ее откачку,
Рис. 2. Тренажер для обучения спасателей работе в тоннелях
применяя для этого мотопомпы и пожарные рукава. В тоннеле проложены кабельные линии, установлены плафоны освещения. Они используются при отработке приемов оказания помощи в случае поражения электротоком, а также подачи аварийного освещения на участки тоннеля. Общая длина тренажера
— 60 м. Длина тоннеля — 25 м. Высота тоннеля — 4,5 м. Ширина — 9,8 м (рис. 2). Одновременно на тренажере может заниматься группа из 10 спасателей.
Необходимость создания тренажера для обучения спасателей работе в тоннелях вызвана большим числом чрезвычайных ситуаций и жертв в тоннелях, специфическими условиями проведения поисковоспасательных работ. Например, в 1944 году недалеко от города Салерно (Италия) в тоннеле, остановился железнодорожный состав с военнослужащими итальянской армии; в паровозном дыму задохнулось 526 человек. В 1982 году в тоннеле Саланг (Афганистан)
взорвался бензовоз. От удушья погибло 2700 человек.
Интересными и перспективными являются такие тренажеры как «Мобильный полигон» для тренировки пожарных и спасателей ПТС «Грот».
Тренажерный комплекс для обучения и подготовки спасателей и пожарных, разработанный фирмой «Спрут» предназначен для обучения и подготовки спасателей, пожарных и лиц других профессий, по роду своей деятельности связанных с необходимостью выполнения работ в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Большое количество разнообразных тренажеров используется для контроля уровня подготовленности спасателей на чемпионатах по пятиборью спасателей, в т.ч. тренажеров, создаваемых участниками чемпионатов. Так в 2005 г на XI Чемпионате отмечены «Тренажер ДТП», «Манекен Малай», «Накопитель энергии».
Кроме тренажеров профессиональной подготовки и ее контроля имеется огромное разнообразие общефизических тренажеров, упражнения на которых широко используются при подготовке спасателей, поскольку они дают возможность избирательного и эффективного воздействия на многие мышечные группы с целью улучшения их функционального состояния, развития силы и силовой выносливости, придания им тонуса. Это достигается возможностью фиксации целесообразных исходных положений и строгой выверенностью движений по направлению, амплитуде, весу отягощения, что обеспечивается устройством тренажеров.
Научно-технические разработки