Научная статья на тему 'Журналы «Русская жизнь», «Русский пионер» и «Сноб»: предпосылки к выделению нового типа периодических изданий'

Журналы «Русская жизнь», «Русский пионер» и «Сноб»: предпосылки к выделению нового типа периодических изданий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1119
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП ИЗДАНИЯ / ЖУРНАЛ «РУССКАЯ ЖИЗНЬ» / ЖУРНАЛ «РУССКИЙ ПИОНЕР» / ЖУРНАЛ «СНОБ» / КОНЦЕПЦИЯ ИЗДАНИЯ / РУССКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ / "RUSSKAYA ZHIZN" MAGAZINE / "RUSSKIJ PIONER" MAGAZINE / "SNOB" MAGAZINE / EDITION TYPE / CONCEPTION / RUSSIAN INTELLECTUAL MAGAZINE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Акулиничев Александр Сергеевич

Цель статьи определить те признаки, которые объединяют три современных российских издания («Русская жизнь», «Русский пионер» и «Сноб») в новый тип. Рассматриваются сходства в концепции, жанровом своеобразии, структуре изданий, целевой аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Журналы «Русская жизнь», «Русский пионер» и «Сноб»: предпосылки к выделению нового типа периодических изданий»

© Акулиничев А.С., 2012

УДК 070 ББК 76.125

ЖУРНАЛЫ «РУССКАЯ ЖИЗНЬ», «РУССКИЙ ПИОНЕР» И «СНОБ»: ПРЕДПОСЫЛКИ К ВЫДЕЛЕНИЮ НОВОГО ТИПА ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

А.С. Акулиничев

Цель статьи - определить те признаки, которые объединяют три современных российских издания («Русская жизнь», «Русский пионер» и «Сноб») в новый тип. Рассматриваются сходства в концепции, жанровом своеобразии, структуре изданий, целевой аудитории.

Ключевые слова: тип издания, журнал «Русская жизнь», журнал «Русский пионер», журнал «Сноб», концепция издания, русский интеллектуальный журнал.

В течение 2007-2010 годов на российском медиарынке появилось и заявило о себе несколько периодических изданий, принципиально новых для отечественной журналистики как формально, так и содержательно. К их числу можно отнести такие журналы, как «Русская жизнь» (выходил в 2007-2009 годах каждые две недели), «Русский пионер» (выпускается с февраля 2008 года раз в два месяца) и «Сноб» (существует с октября 2008 года, выходит 10 номеров в год).

Журнал «Русская жизнь» выходил с апреля 2007 года по июнь 2009 года. Объем составлял 112 страниц, тираж - 30 тысяч экземпляров. Учредителем являлся ООО Издательский дом «Ключ-С», председателем редакционного совета - Николай Левичев, представитель руководства партии «Справедливая Россия». Главный редактор - Дмитрий Ольшанский, известный журналист и блоггер. Среди постоянных авторов - писатели Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Михаил Харитонов, публицисты Евгения Долгинова, Аркадий Ипполитов, Олег Кашин, Евгения Пищикова, критики Денис Горелов, Максим Семеляк и другие.

Журнал «Сноб» выходит с октября 2008 года как один из проектов издательской группы «Живи», существующей на средства президента частного инвестиционного фонда «Группа ОНЭКСИМ» Михаила Прохорова. Объем варьируется от 160 до 312 полос. Тираж - 90 тысяч экземпляров, из них 40 тысяч распространяются за рубежом. Авторами концепции журнала на его сайте названы основатель «Коммерсанта» Владимир Яковлев, первый главный редактор русского «Rolling Stone» Сергей Ефременко, автор книги о предпринимателе Евгении Чичваркине Максим Котин, журналист Наталья Геворкян, арт-директор Илья Баранов, арт-директор американского «GQ» Антон Юхновец. Главным редактором на протяжении трех лет существования журнала являлся Владимир Яковлев, однако с 2010 года он выполнял в основном представительские функции и функцию куратора. Непосредственно редакторские обязанности лежат на публицисте Марии Гессен (ответственная за текущие номера и сайт snob.ru) и Сергее Николаевиче (ответственный за литературные номера и публикации). В январе 2012 года руководителем проекта «Сноб» назначен бывший главный редактор журнала «GQ» Николай Ус-ков, должность главного редактора окончательно перешла к Сергею Николаевичу.

Среди авторов «Сноба» - известные публицисты и писатели: Максим Кантор, Алек-

сандр Гаррос, Линор Горалик; свои художественные и художественно-публицистические произведения на страницах издания размещали Даниил Гранин, Борис Стругацкий, Виктор Пелевин, Людмила Петрушевская, Леонид Юзефович, Михаил Шишкин, Александр Кабаков, Сергей Шаргунов, Захар Прилепин, Ольга Славникова, Борис Акунин и многие другие современные отечественные писатели. Кроме того, эксклюзивный материал для «Сноба» предоставляют и именитые зарубежные авторы: Эльфрида Елинек, Тонино Гуэрра, Майкл Каннингем, Альберт Санчес Пинь-оль и другие.

Журнал «Русский пионер» издается с февраля 2008 года, объем 168 страниц, тираж 40 тысяч экземпляров. Издание также входит в медиа-группу «Живи». Главным редактором издания является журналист Андрей Колесников, специальный корреспондент газеты «Коммерсант» и представитель кремлевского пула. Среди постоянных авторов - не только публицисты и писатели, но и актеры, бизнесмены и представители российского бомонда: Евгений Гришковец, Иван Охлобыстин, Тина Канделаки, Михаил Ефремов, Михаил Прохоров.

Три перечисленных издания, несмотря на ряд существенных отличий, имеют и черты сходства, которые представляются нам достаточными для объединения их в один тип.

Важнейшая особенность, объединяющая «Русскую жизнь», «Русского пионера» и «Сноба», заключается в том, что в основе концепций каждого из этих изданий лежит определенный концептуальный паттерн, или миф, который объективируется на их страницах. Публикации в каждом из этих журналов объединяются не общими идеями или политическими воззрениями - напротив, право высказаться получают сторонники подчас полярных взглядов, - а неким дискурсивным гештальтом, который конкретизируется и реконструируется из номера в номер. Можно говорить и о наличии общего вектора идей как в каждом отдельном издании, так и у трех журналов в совокупности.

Концепция «Русского пионера» заключается в создании образа «первопроходца», современный мир рассматривается глазами представителя нынешней российской интел-

лектуальной элиты, какой ее понимает редакция. Эти «первопроходцы», эта элита получает в данном издании право выносить суждения морального характера, расставляя акценты на том, что является правильным или неправильным в сегодняшней России. Стоит отметить, что элита является самоназванной, то есть принадлежность человека к элите на страницах «Русского пионера» определяется степенью известности и «включенности» в определенные круги, а не его заслугами перед обществом. Из-за этого подчас авторам данного издания оказывается нечего сказать, и они лишь «травят байки» о своих приключениях на алкогольном и любовном фронтах, не поднимаясь до уровня какого-либо осмысления действительности. Исключение составляют публикации опытных литераторов, например, Евгения Гришковца, но они выглядят на общем фоне исключением.

Единый вектор всех публикаций в «Русском пионере» - поиск идеи, объединяющей современную российскую элиту в понимании самой этой элиты. Миф о русском человеке как «первопроходце» - центральный паттерн в публикациях данного издания.

«Сноб» исходит из постулата о существовании широкой прослойки «global russians» -людей, говорящих на разных языках и живущих в разных странах, являющихся полноценными членами глобальной культуры, но думающих по-русски. В связи с этим все проблемы, в том числе сугубо российские, помещаются в мировой культурный контекст, а преимущественное внимание на страницах журнала уделяется ценностям, которые являются или могли бы являться общими для этой неоднородной целевой аудитории.

С этим связан и выход тематических номеров: например, номер за декабрь

2010 - январь 2011 года был полностью посвящен проблеме взаимоотношений детей и отцов. На страницах этого литературного выпуска известные писатели и публицисты с разных сторон исследовали данную проблему, использовав как сугубо художественные жанры (рассказ, повесть), так и документальные (воспоминания, очерки).

Сам факт выбора данной проблемы говорит о том, что «Сноб» пытается найти некую общую идею, которая могла бы объеди-

нить «думающих по-русски» в России и за рубежом. Идея отцовства как общечеловеческой ценности представляется редакции одним из возможных вариантов: практически в каждом материале, опубликованном в данном номере, отцы предстают как свидетели мировой истории, и это ложится в основу единения совершенно разных, казалось бы, людей. «Может быть, номер об отцах задумывался как семейный, но отцы, особенно советские, неизбежно представленные здесь, больше связаны с историей, чем с семьей», - отмечает критик Валерия Пустовая [3, с. 86].

Подчеркивая сходства и принципиальное различие между двумя журналами медиа-группы «Живи», Валерия Пустовая также заметила: «Пока отечественные писатели представляют из себя элиту, печатаясь в... “Снобе”, элита представляет себя писателями, печатаясь в “Русском пионере”» [там же, с. 87]. Это замечание имеет большое значение для понимания концепции, лежащей в основе двух изданий. И «Сноб», и «Русский пионер» стремятся к тому, чтобы мыслящие люди, обеспокоенные будущим страны и нации, получили возможность высказаться и реально повлиять на происходящие среди россиян и русских процессы. Но «Сноб» приглашает для этого людей, которые из числа реально принимающих решения исключены, то есть как бы дает им право что-то сказать, заявить о себе, надеясь на то, что качественный журнал с высокоинтеллектуальными текстами будет прочитан и теми, кто влияет на развитие государства. В то же время «Русский пионер» концентрируется на демонстрации точек зрения тех, кто уже участвует в управлении страной, способен благодаря своему богатству или влиянию что-то изменить. Неслучайно хозяин медиа-группы «Живи» Михаил Прохоров на страницах «Сноба» появляется в качестве героя интервью (№ 10, октябрь

2010 года), а в «Русском пионере» - в качестве колумниста (№ 6, декабрь 2010 - январь

2011 года). Более того, в своей колонке он подчеркивает указанную нами особенность концепции журнала «Русский пионер»: «Журнальчик... продолжает советскую посткаэспэшную традицию техническо-инженерной интеллигенции заниматься всем, чем угодно (чтобы слыть культурным человеком), лишь бы не своим профессиональным делом» [2, с. 128].

Таким образом, получается, что «Сноб» и «Русский пионер» дополняют друг друга, показывая две стороны одной медали.

Образ «русской жизни» в одноименном журнале проявляется в рассмотрении всех проблем в историческом контексте: авторы находят параллели современным ситуациям в прошлом и всегда говорят о дне сегодняшнем как о прямом наследнике дня вчерашнего, указывая на гомеоморфность русского бытия, вне зависимости от социального и политического строя. Мир исследуется здесь с архетипичес-кой позиции «маленького человека».

Как и для «Русского пионера» и «Сноба», для «Русской жизни» характерно тяготение к крупной форме и литературности. В этих трех журналах отсутствует прямой отклик на текущие события: они либо переосмысливаются и подаются в связи с какими-то «вечными» реалиями, либо накапливаются и затем предстают в форме обозрения. Для каждого из изданий характерно полное отсутствие информационных жанров и тяготение к эссеи-стике и даже эго-прозе [(псевдо)мемуарным текстам]. «Объединяют и поддерживают друг друга не только мотивы, но и реальный - или имитированный - “автобиографизм” большинства текстов. То, что уже получило в литературоведении терминологическое определение “эго-прозы”», - пишет о «Снобе» критик Наталья Иванова [1, с. 74]. В той же мере ее наблюдения справедливы и по отношению к «Русской жизни».

На страницах «Русской жизни», «Русского пионера» и «Сноба» представлена богатая интертекстуальными элементами, эмоционально насыщенная авторская журналистика.

Другая значительная черта, объединяющая указанные издания, - регулярный выпуск тематических номеров, где все материалы связаны единым мотивом. В «Русской жизни» и «Русском пионере» все номера являются тематическими, в «Снобе» тема прямо обозначается только в отдельных выпусках, но угадывается и в остальных номерах. Тема всегда выбирается предельно широкая: так, выходили тематические номера «Русской жизни» с названиями «Русский бог», «Интеллигенция», «Гражданская война», «Понаехавшие», «Россия и Европа», номера «Русского пионера» под названием «Сказка», «Обида»,

«Игра». Можно отметить также пересечения тем: «Грехи» («РЖ») и «Зависть» («РП»), «Пьянство» (оба издания), «Секс» (оба издания). Тема раскрывается с разных сторон, в разных жанрах, по разным принципам - но сама идея объединения материалов в рамках одного номера является незыблемой для «Русской жизни» и «Русского пионера».

Несколько иначе дело обстоит в «Снобе»: здесь тематическими являются, как правило, литературные номера, выходящие в июле -августе и декабре - январе. Они носили названия «Пляжный номер», «Снежный номер», «Все о моем отце». Однако тот факт, что «классические» номера «Сноба» обычно не являются тематическими, обусловлен тем, что само издание в целом концентрируется лишь на нескольких основных темах (точнее, блоках тем), которые и ведет из номера в номер. То есть, каждый выпуск «Сноба» в большой мере похож на предыдущий - не только по структуре, но и по содержанию. Тематическое единство, присущее каждому отдельному номеру «Русской жизни» и «Русского пионера», в данном издании экстраполируется на все номера. Хотя и среди стандартных выпусков встречаются тематические: например, майский номер 2010 года был полностью посвящен Второй мировой войне, а майский номер 2011 года - теме «1991-й год 20 лет спустя».

«Сноб» и «Русский пионер», помимо непосредственно выпуска журнала, занимаются организацией медийных и культурных мероприятий, активно продвигают сайт в Интернете, причем на сайте доступно гораздо больше материала, чем в бумажной версии. По сути, они тяготеют к кросс-медиа. «Под кросс-медиа понимается процесс единоразового изготовления и редактирования текстов и изображений с последующим размещением в формате того или иного медиа. Посредством же объединения электронных медиа (например, Интернет) с печатными сокращаются затраты на их производство и обработку, и одновременно достигается гармоничность и упорядоченность хранения данных. Данные, становясь легко конвертируемыми, без проблем преодолевают меж-медийные границы. Печатные и электронные СМИ вступают во взаимодействие» [4]. Более того, и «Сноб», и «Русский пионер» представляют собой нечто большее, чем кросс-медиа

в традиционном понимании, они позиционируют себя как закрытый клуб, ориентированный на очень узкую прослойку людей. «Русская жизнь» также предпринимала попытки подать себя таким образом.

Журналы «Русская жизнь», «Сноб» и «Русский пионер» нельзя отнести ни к одному из уже существующих типов изданий. Хотя они и имеют общие черты с мужскими глянцевыми журналами, «журналами историй», познавательно-развлекательными изданиями, интеллектуальными досуговыми изданиями, «толстыми» журналами и научными интеллектуальными издания, с каждым из них имеются принципиальные различия.

Можно выделить ряд основных черт, отличающих рассматриваемые издания от других.

Во-первых, в основе концепции каждого из изданий лежит тот или иной миф, который объективируется на страницах журнала из номера в номер, наполняется новым содержанием и дополняется.

Во-вторых, «Русской жизни», «Снобу» и «Русскому пионеру» свойственно рассмотрение проблем в историческом контексте, неразрывное восприятие истории.

В-третьих, всем жанрам, представленным на страницах данных изданий, свойственна высокая степень эссеизации, многие тексты являются автобиографическими или выдают себя за таковые. Жанр эссе занимает центральное место в каждом издании.

В-четвертых, большинство номеров «Русской жизни», «Русского пионера» и «Сноба» являются тематическими, и тема подчиняет себе все публикации. Тема влияет на структуру издания, выступает в роли стержня.

В-пятых, целевой аудиторией «Русской жизни», «Русского пионера» и «Сноба» являются представители гуманитарной интеллигенции и элиты (самопровозглашенной или реально влияющей на принятие решений на высоком уровне и являющейся авторитетом в широких кругах).

В-шестых, «Русская жизнь», «Русский пионер» и «Сноб» подвержены тенденции превращаться в кросс-медиа, объединяя печатное издание и полностью интерактивный интернет-портал, где представлена информация в разных форматах: аудио, видео, текст. Они позиционируют себя как клубный продукт

закрытого типа, предоставляя вступившим в этот клуб дополнительные возможности.

В-седьмых, информационные жанры на страницах «Русской жизни», «Русского пионера» и «Сноба» сведены к минимуму. Факт всегда является лишь отправной точкой для авторских размышлений и фантазий, он не самодостаточен. Даже наиболее личные, авторские публикации в русских интеллектуальных журналах преследуют цель выйти на уровень обобщений, открыть и раскрыть какую-либо социально-экономическую, политическую или социокультурную проблему.

Представляется возможным выделить «Русскую жизнь», «Русский пионер» и «Сноб» в новый тип изданий, который на настоящий момент только начинает развиваться и находится в процессе становления, то тем не менее уже доказал свою жизнеспособность. Ус-

ловно его можно назвать «русским интеллектуальным журналом».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванова, Н. Дорогое удовольствие / Н. Иванова // Знамя. - 2010. - N° 11. - С. 74-75.

2. Прохоров, М. Нам Сказки строить и жить помогают / М. Прохоров // Русский пионер. - 20102011. - №> 6. - С. 128.

3. Пустовая, В. Снобы скопом («Сноб»: Все о моем отце; «Русский пионер»: Сказки) / В. Пустовая // Октябрь. - 2011. - N° 4. - С. 86-88.

4. Weyler, Kerstin. Online-Journalismus. Ein anderer Journalismus?/ Kerstin Weyler, Robert Ingo Maurer. - Electronic text data. - Mode of access: http:// www.mediasprut.ru/jour/beitraege/d-webjour.shtml#91. -Title from screen.

MAGAZINES “RUSSKAYA ZHIZN”, “RUSSKIJ PIONER” AND “SNOB”: PRESEQUISITES OF OUTPUTTING THE NEW EDITION TYPE

A.S. Akulinichev

The aim of the article is to determine the attributes uniting three contemporary Russian magazines (“Russkaya Zhizn”, “Russkij Pioner”, “Snob”) as a new edition type. The article maintains that this type is “Russian intellectual magazine” and designates the similarities between these magazines in their conception, structure, readership and choice of genres.

Key words: edition type, “Russkaya Zhizn” magazine, “Russkij Pioner” magazine, “Snob” magazine, conception, Russian intellectual magazine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.