УДК 070.482 ББК И602.53
Елена Владимировна Пономарёва,
доктор филологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), (Челябинск, Россия), e-mail: [email protected]
Татьяна Фёдоровна Семьян,
доктор филологических наук, доцент Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет) (Челябинск, Россия), e-mail: [email protected]
Медиапроект «Сноб» в современном информационном пространстве
В статье охарактеризован известный современный мультиформатный проект «Сноб», деятельность которого представляет актуальные тенденции современного информационного пространства; описана стратегия сайта «Сноб», его интерактивные возможности. Проект «Сноб» активизирует взаимодействие с читателем всеми возможными способами и подаёт информацию не только визуально, но и аудиально. Специальное внимание уделяется анализу журнала «Сноб», ориентированного на создание и сохранение гуманитарной среды в современном обществе. Значимым моментом исследования является анализ визуальной составляющей креативной концепции сайта и журнала «Сноб», визуальный облик которых демонстрирует стратегическую перемену вектора современной культуры от вербального к визуальному, от слова к яркому иконическому образу. Внешний облик интернет-страницы сайта «Сноб» и пространство страницы одноимённого журнала очень сегментирован, содержит много разделов, подразделов и отсылок, что отражает клиповую модель современного типа сознания. В современном информационном пространстве оформились определённые модели, визуальный облик которых напрямую связан с ментальностью эпохи.
Ключевые слова: медиапроект, сайт, журнал, интерактивность, визуальность, иконический образ.
Elena Vladimirovna Ponomareva,
Doctor of Philology, Associate Professor, South Ural State University (National Research University) (Chelyabinsk, Russia), e-mail: [email protected]
Tatyana Fedorovna Sem’yan,
Doctor of Philology, Associate Professor, South Ural State University (National Research University) (Chelyabinsk, Russia), e-mail: [email protected]
Media Project Snob in Modern Information Environment
The paper describes a famous multimedia project Snob whose work represents the current trends of modern information space, describes the strategy of Snob website, its interactive capabilities. The Snob project intensifies interaction with the reader in every possible way and provides information not only visually, but also verbally. Special attention is paid to the analysis of the magazine Snob based on the creation and preservation of humanitarian environment in today's society. A significant aspect of research is the analysis of the visual component in creative concept of Snob magazine, which shows the visual appearance of strategic variable vector of contemporary culture from verbal to visual, from the word to the bright iconic image. The external appearance of Snob web page and space of the magazine pages is much segmented and contains a lot of sections, subsections and references, reflecting the model of modern video clip type of consciousness. In today's information space a certain model is crystallized, the visual appearance of which is directly connected with the mentality of the era.
Keywords: mediaproject, website, magazine, interactivity, visuality, iconic image.
В современном медиапространстве проект «Сноб» представляет собой уникальное явление современной культуры, выражаю-
щее актуальные тенденции информационного поля. Проект имеет международный охват деятельности, но ориентирован, пре-
© Е. В. Пономарёва, Т. Ф. Семьян, 2013
205
жде всего, на русскоязычную аудиторию, проживающую не только в России, но и по всему миру. Проект основан в 2008 году, включает в себя ежедневные материалы и активные дискуссии на сайте, а также бумажную и электронную версии журнала и клубы «Сноб» в Москве, Лондоне и Нью-Йорке. Членами клуба «Сноб» являются такие медийные персоны, как Владимир Сорокин, Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), Илья Лагутенко, Игорь Вдовин, главный редактор российского Vogue Алена Долецкая, художник Андрей Бартенев, режиссеры Павел Лунгин и Кирилл Серебренников и многие другие.
Проект «Сноб» декларирует, что его целевая аудитория - это большая социальная группа высокоуспешных профессионалов, это интеллектуалы, которые зарабатывают своими профессиональными знаниями и креативными способностями. Это люди самых разных профессий: бизнесмены, писатели, банкиры, режиссёры, художники, учёные, музыканты, артисты, политики. Их объединяет профессиональный успех, образованность, либерализм взглядов. Одна из характерных черт этих людей заключается в их географической независимости. Они много путешествуют, ездят по миру, часто работают не только в России, но и в Соединённых Штатах, Европе.
Деятельность проекта активна и много-аспекта. Участники проекта получают возможность посещать все мероприятия: лекции, вечеринки,дегустации, дискуссии, превью выставок, генеральные репетиции, а также пользоваться всеми возможностями сайта Snob.ru: вести собственный блог, участвовать в дискуссиях, задавать вопросы в открытых интервью, общаться с другими участниками.
Создатели проекта хотят уйти от устаревшей модели СМИ, где в отличие от блогов право голоса имеют только журналисты. Члены клуба - это представители целевой аудитории, которые участвуют в создании контента проекта. В этом смысле редакция проекта работает, создавая возможность для участников проекта выразить свои взгляды и идеи. В отличие от обычной редакции на сайте «Сноба» каждому члену клуба предоставлено множество жанровых возможностей, медийных способов донести любую информацию до всего мира.
Сайт «Сноб» имеет очень разветвлённую тематику разделов и размещает материалы о культурной, политической, научной жизни общества, информирует об актуальных событиях, в частности о музыкальных премиях года, например, о главном событии в английской музыкальной индустрии -вручении наград Brit Awards.
Внешний облик интернет-страницы сайта «Сноб» очень сегментирован, содержит много разделов, подразделов и ссылок, имеет выход во все основные социальные сети: Facebook, Twitter, LinkedIn, ВКонтакте; разработано приложение для iPad. Таким образом, информация сайта активна и интерактивна. Например, можно проголосовать за понравившийся материал: по просьбам посетителей сайта создали внутреннюю систему рейтинга, под каждым материалом можно найти большую красную кнопку «Поддержать».
Все части проекта «Сноб» взаимосвязаны и взаимоинтегрированы. На странице проекта в социальных сетях размещены основные новости проекта «Сноб», ссылка на свежий номер журнала, ведутся активные дискуссии.
Стратегия проекта «Сноб» отличается активностью в работе с аудиторией. Формы взаимодействия с аудиторией различны: например, сайт «Сноб» предлагает прямую трансляцию самой известной научно-популярной конференции TED, которая организована в Москве с 26 февраля по 1 марта 2013 года. TED - это частный некоммерческий американский фонд, который ежегодно проводит конференции в Лонг-Бич. Именно на конференциях TED Стив Джобс показал свой первый Macintosh. Большинство лекций TED выкладываются на официальный сайт. Их можно увидеть бесплатно на необходимом языке: в рамках TED более восьми тысяч волонтёров по всему миру переводят выступления на десятки языков.
«Сноб» был первым изданием в России, начавшим публиковать русские переводы лекций TED. В этом году конференция состоит из более чем 70 выступлений, разбитых на 12 сессий по различным тематикам: наука, искусство, дизайн, политика, культура, бизнес, глобальные проблемы, технологии, развлечения. В списке выступающих -знаменитые предприниматели, писатели,
учёные, музыканты, политические деятели и нобелевские лауреаты, в том числе и российские.
Интерактивные материалы представлены и в разделе блогов, в том числе таких известных персон, как Андрей Макаревич и Григорий Чхартишвили, в рубрике «Реплика дня» участники проекта могут оставить свои мнения и комментарии по взволновавшей их теме: в последних обновлениях наибольшее количество реплик получила тема, связанная с падением метеорита в Челябинске.
В постоянно обновляющейся и пополняющейся рубрике «Только что» также можно прочитать реплики по самым разным актуальным проблемам. Каждая реплика датирована и снабжена активной ссылкой. Участница проекта российская актриса Дина Корзун 19 февраля 2013 года в 15.38 разместила приглашение на выставку детского рисунка «Видимо-невидимо». Это сообщение носит рекламный характер (указано, где и когда будет проходить мероприятие) и снабжено комментариями об идее выставки, характеристикой участников, в том числе содержит иллюстративный материал - рисунки детей.
В проекте «Сноб» так же, как и в других современных средствах массовой информации, активизирована визуальная составляющая контента. Философы и культурологи высказывают мнение, что визуальная реальность, автоматизмы визуального восприятия в повседневной жизни предстают как культурный конструкт, подлежащий раскодировке и интерпретации. Сегодня представляется возможным вывод о существовании определённых визуальных стандартов, зависящих от общего менталитета эпохи, психоэмоционального состояния общества. Современные технологии развивают визуальные способы воздействия на человека, многие сферы общественной жизни и культуры имеют акцентированные, визуально яркие особенности воплощения. Это касается рекламы, спецэффектов кинематографической продукции, дизайна интернет-сайтов, видеоигр и пр. Стратегии не только глянцевых журналов (ELLE, VOGUE и других), но и общественно-политических, таких как «Русский репортёр», направлены на визуально активное взаимодействие с читателем.
Первым «манком» для читателя является обложка. Запоминающийся визуальный знак представляли собой обложки журналов Х1Х-ХХ века, известных советских «толстых» журналов, которые чаще всего были монохромными: по скромной голубоватой обложке с синим шрифтом узнаётся легендарный журнал «Новый мир», по зеленоватой с красной надписью - журнал «Знамя». Современные журналы предпочитают размещать на обложке фото-медийные лица, известного актёра или спортсмена. Такое визуальное решение, очевидно, связано с ролью, которую в современном обществе играют персоны, являющиеся эталоном и культурным мерилом для определённой части социума.
Визуальный облик средств массовой информации формируют не только икониче-ские формы в виде изображений, но и возможности полиграфического компонента, в частности шрифт и его расположение на воспринимаемом пространстве.
Безусловно, особое значение для журнальной части проекта «Сноб» имеет искусство полиграфии. Журнал «Сноб» активно использует приём шрифтовой акциденции, прежде всего, в заглавиях рассказов, играя разновидностями декоративных шрифтов, цветом, размещая белый шрифт на чёрном сплошном фоне и так далее. Очевидно, что слова, выделенные шрифтом, имеют особое композиционное значение и являются средством художественной и эмоциональной выразительности. Любое изменение шрифта - это сознательное преодоление нормы, отступление, выразительное именно по отношению к ней, на фоне «обычного» шрифта; это форма отстранения слова на фоне графически нейтрального контекста. Визуальный облик журнала «Сноб» формируется в соединении таких же внешних характеристик, какие определяют визуальные особенности любого текста, в том числе и художественного, это - шрифтовая акциденция, расположение текстового материала на пространстве страницы, рисунки, фото, иллюстрации, т. е. интеграция вербального и иконического компонентов.
Именно журнал поясняет необычное, в известном смысле с негативной коннотацией название «Сноб». Название проекта поясняется в эпиграфе, размещённом на обложке журнала, где заглавие вписано в
текст эпиграфа и является частью текста. Это цитата из книги английского писателя XIX века Уильяма Теккерея «Книга снобов, написанная одним из них»: «Никто не может быть уверен в том, что он не сноб. Такая высокомерная уверенность сама по себе -уже снобизм». Создатели и руководители проекта считают, что современный интеллектуал должен обладать таким качеством, как самоирония, которая прочитывается и в названии книги Теккерея, и в приведённой цитате.
Литературная ориентированность «Сноба», манифестированная в эпиграфе, продолжена контентом журнала проекта.
Журнал «Сноб» является частью муль-тиформатного проекта и ориентирован на культурно просвещённого читателя, гуманитария, для которого чтение всё ещё сохраняет приоритетные позиции. Основными жанрами журнала «Сноб» являются репортажи, интервью, авторские фотоистории, эссе, рассказы. С журналом сотрудничают ведущие писатели современности - Владимир Сорокин, Людмила Петрушевская, Борис Акунин, Александр Кабаков, Ольга Славникова, Захар Прилепин, Александр Иличевский, Андрей Геласимов и многие другие.
Значение визуальной составляющей в креативной концепции журнала «Сноб» манифестируется уже в необычном заглавии, где первая буква развёрнута по оси на 180 градусов, а после заглавия в нарушение пунктуационных норм поставлена точка. Журнал также имеет свой логотип, что популярно в современных масс-медиа, это также развёрнутая на 180 градусов буква С с точкой.
Каждый выпуск журнала «Сноб» тема-тизирован: и вербальный, и иллюстративный материалы посвящены определённой истории, выпуски имеют название, например, за июль 2011 - «Всё о Еве». Поэтому логично рассматривать каждый номер журнала как единый текст, целостное физическое пространство, компоненты которого эстетически и идейно связаны, репрезентируют общий замысел и для воспринимающего представляют единое символическое пространство, подобно тому, как это происходит при чтении художественного произведения, иллюстрации в котором стимулируют воображение читателя.
В концепции журнала «Сноб» заявлено, что журнал иллюстрированный. Действительно, иллюстративная, невербальная составляющая в визуальном облике журнала акцентирована за счёт большого количества фотографий, рисунков, а также рекламных вставок.
Проект «Сноб» активизирует взаимодействие с читателем всеми возможными способами и подаёт информацию не только визуально, но и аудиально. На сайте проекта www.snob.ru можно послушать аудиозаписи музыки («Вальс цветов» П. Чайковского), впечатление от которой описывает на одной из последних страниц номера за декабрь 2012 - январь 2013 режиссёр Андрей Кончаловский, рядом с описанием дана ссылка на сайт. Такая интерактивность значительно расширяет как поле влияния проекта «Сноб», так и культурное поле читателей.
Интерактивность в общении с читателем выражается в таком прикладном элементе, как закладка, которая вложена в журнал «Сноб». На ней размещены адреса сайта проекта, адрес интернет-страницы, где можно узнать подробности об участии в проекте «Сноб», а также логотип.
Перформативные качества журнала явлены в фотогалереях, или иначе фотоновеллах, талантливо представленных в каждом выпуске: в начале номера авторы опубликованных рассказов визуально, фотографически представлены таким образом, чтобы иллюстрировать общую тему. В номере за декабрь 2010 - январь 2011, который назывался «Снежный номер: всё о моём отце», на разворотах рядом с фотографиями авторов выпуска размещены фотографии их отцов. Это придаёт изданию неповторимую атмосферу, в данном случае атмосферу теплоты семейного уюта, доверительности, преемственности поколений. Фотографии оживляют опубликованные истории о попытке примирения с отцом, возобновлении отношений, попытке прощения, в этих историях много мудрости и доброты, человечности, они также своего рода психологическая поддержка для читателя, которому эта тема близка либо биографически, либо эмоционально. Тема отцов и детей, как известно, восходит к самым древним мифам и в современном мире получила статус архетипической. Фотографии
непосредственных участников историй, описанных в рассказах и эссе, впускают читателя в мир глубоко интимных переживаний, в сокровенные семейные тайны, не просто позволяя быть наблюдателем и судьёй, но, заставляя через сопереживание (а это невозможно не делать, посмотрев в глаза людям на фото), понять проблемы собственной жизни.
В «Литературном номере: Рождественская песня» (декабрь 2012 - январь 2013) проделан эксклюзивный эксперимент: фотографии авторов материалов помещены в рамки эпохи Чарльза Диккенса. Выяснилось, что Диккенс ассоциируется у большинства авторов номера с детскими годами. Создатели выпуска задались вопросом, как бы смотрелись юные лица известных современных писателей (Ильдар Абузяров, Юрий Мамлеев, Эдуард Лимонов и другие) в викторианскую эпоху. Детские фотографии в рамках размещены в окружении стилизованных под эпоху XIX века драгоценностей, часов, шкатулок и прочих предметов роскоши и интерьера, которым в то же время сделана реклама, так как названы фирмы изготовители и прочие реквизиты.
Начитанный читатель должен знать, что номер назван по одноимённой сказочной повести Чарльза Диккенса «Рождественская песня в прозе». Это история-притча о перерождении скряги и человеконенавист-
ника Скруджа, в которой писатель с помощью фантастических образов святочных Духов показывает своему герою единственный путь к спасению - делать добро людям. В 2009 году режиссёр Робберт Земекис снял по этой сказке мультфильм, чем ещё более связал восприятие произведения с темой детства. Таким образом, на разворотах журнала «Сноб» предложена история детства, рассказанная с помощью различных средств, вербальных и иллюстративных. Эта концептуальная двойственность подачи информации генерирует эстетическое единство проекта. Визуальное оформление журнала воплощает одну из ключевых идейных позиций журнала «Сноб», направленную на воспитание и поддержание культурного вектора современного общества. Главный редактор журнала Сергей Николаевич во вступительной статье мечтает, что «Сноб», может быть, подвигнет кого-то заново перечитать давно забытые романы.
В современном информационном пространстве оформились определённые модели, визуальный облик которых напрямую связан с ментальностью эпохи. Визуальное воплощение проекта «Сноб» отражает клиповую модель современного типа сознания, демонстрирует состояние человека в быстроизменяющемся информационном пространстве, и в то же время формирует культурную среду общества.
Статья поступила в редакцию 21.02.2013