Научная статья на тему 'Журналу "Развитие личности / Development of personality" - 25 лет'

Журналу "Развитие личности / Development of personality" - 25 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
477
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Журналу "Развитие личности / Development of personality" - 25 лет»

Сергей Мелков

ЖУРНАЛУ «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / DEVELOPMENT OF PERSONALITY» -25 ЛЕТ*

В 2018 году исполнилось 25 лет со дня основания журнала «Развитие личности». Его основателем и бессменным главным редактором была и остается В.С. Мухина — заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, научный руководитель кафедры психологии развития личности МПГУ, почетный профессор МПГУ.

В.С. Мухина предпослала следующее обращение к читателю: «Для духовной элиты, профессионалов науки и практики.

Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности».

Реально журнал построен на основании идеи интеграции наук, посвященных изучению феноменологии человека как личности, и адресован психологам, философам, педагогам, психотерапевтам, психиатрам, филологам, историкам, социологам, этнологам, культурологам, теологам, правоведам, политологам, медикам, юристам и др.

Журнал заинтересован в публикации: оригинальных теоретических подходов, гипотез и исследований ведущих специалистов; практических разработок; архивных материалов; переводов по проблемам развития, воспитания и бытия личности в различных социальных, культурных и этнических условиях и в других материалах, касающихся проблем феноменологии развития и бытия человека как личности.

В научном мире за журналом «Развитие личности» прочно закрепилась репутация высокопрофессионального издания по проблемам психологии личности.

Изначально журнал был учрежден в рамках Института развития личности РАО и издательства «Прометей». Долгое время журнал издавался силами В.С. Мухиной, заведующей кафедрой психологии развития МПГУ, и редакции общественно-педагогического журнала «Народное образование»; с 2002 года — при участии ректора Чувашского государственного университета имени Ильи Николаевича Ульянова. В 2002 году новыми учредителями журнала выступили МПГУ и В.С. Мухина. С 2011 года учредительство передано МПГУ.

* При подготовке текста использованы материалы прежде опубликованных презентаций журнала: Мухина В.С. Журнал «Развитие личности / Development of personality» // Развитие личности. — 2003. — № 1. — С. 8—10; Мухина В.С. 10 лет журналу «Развитие личности» // Развитие личности. — 2007. — № 4. — С. 8—24.

С начала 2003 года журнал «Развитие личности», являясь одним из ведущих профессиональных периодических изданий России по проблемам бытия и развития личности, входит в Перечень рецензируемых научных изданий, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований по психологическим наукам. С начала 2009 года журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

Журнал выходит четыре раза в год. Объем — 256 страниц. С 1997 до 2002 года его тираж составлял 3000 экз., с момента передачи учредительства МПГУ, к сожалению, печатный тираж значительно сократился, а основным каналом распространения стала интернет-версия журнала.

С момента учреждения и регистрации журнала (1993 г.) до выхода первого номера (1997 г.) В.С. Мухина разрабатывала концепцию, структуру и символику журнала.

Миссия журнала:

• открытое обсуждение феноменологии развития и бытия личности в различных социальных условиях (в сферах государственных установлений, сложившихся культурных и этнических традиций);

• выявление феноменологических особенностей личности и их систематизация, обоснование теоретических и практических методов работы в условиях обыденной жизни и чрезвычайных ситуаций;

• обогащение теоретической и практической базы отечественной и мировой психологии, философии и социологии.

В научном мире за журналом «Развитие личности» прочно закрепилась репутация серьезного, высокопрофессионального издания по проблемам психологии личности.

Логотип журнала — шесть лепестков цветка, асимметрично смещенных от центральной оси, что олицетворяет многогранность личности, а также ее позитивные и негативные характеристики. Асимметрия развития может привести к распаду личности, но может открыть новые уникальные возможности самосозидания на пути к акме, что в конечном счете будет определяться внутренней позицией самой личности, выстраивающей свой жизненный путь.

Еще один символ журнала — три схематические человеческие фигуры, изображенные на обложке журнала в динамике роста и развития, как бы прорастающие из самих себя и выходящие за свои пределы.

Этот образ символизирует открытость миру, стремление к росту и развитию, свободу самовоплощения личности и её восхождение к акме.

В то же время троекратно возрастающее око знаменует собой библейское указание на существенную разницу между «смотреть» и «видеть»: смотрят все зрячие, а видят те, кто дорожит знанием и мудростью.

Достоинством журнала, воплощающим замысел главного редактора на примере работы в его домашней библиотеке и работы над монографией «Таинство детства», претерпевшей три издания, является наличие маргиналий в тексте каждой статьи — вынесением на левые поля основных идей и тезауруса, что должно облегчать читателю работу с текстами статей журнала, а также помогать авторам структурировать текст своих статей. Маргиналии помогают выделять ключевые значения и смыслы обсуждаемых проблем.

Журнал структурирован на разделы и рубрики. Каждая рубрика по замыслу В.С. Мухиной предваряется графической пиктограммой, образно отражающей основные замыслы.

Доминирующие РАЗДЕЛЫ ЖУРНАЛА

НАШИ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Материалы раздела ориентируют читателя в психологических и психолого-педагогических программах, проектах, изданиях и т.д., созданных и реализуемых различными обществами и организациями, близкими редакции журнала по концептуальным позициям. За 25 лет в этом разделе было представлено 90 презентаций:

1. Институту развития личности РАО — 5 лет (1997. № 1).

2. Программа «Будущие лидеры России» — 6 лет (1998. № 2).

3. Специализированному кабинету детского психолога — 10 лет (1998. № 3-4).

4. А-тест - «ВИ.ЗИ.ЭС» (1999. № 1).

5. Социально-психологические инициации подростков. Программа «Будущие лидеры России» — ВДЦ «Орлёнок», август 1999 г. (1999. № 2).

6. Основы воспитания и развития личности подростка в условиях временных объединений (1999. № 3).

7. Кафедра психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ (1999. № 4).

8. Всероссийский детский центр «Орлёнок» (2000. № 1).

9. Первая премия МПГУ в номинации «Гуманитарный цикл». Возрастная психология: феноменология развития. Детство. Отрочество: учебник — 4-е изд., 1999 г.; Возрастная психология: Детство. Отрочество. Юность: хрестоматия. — 1999 г.; Феноменология развития и бытия личности. Избранные психологические труды. Серия: Психологи Отечества — 1999 г. Автор учебника и избранных трудов — В.С. Мухина; авторы концепции хрестоматии и составители — В.С. Мухина и А.А. Хвостов (2000. № 2).

10. На пути построения концепции воспитания подростков в условиях временных объединений (2000. № 3—4).

11. Объединение молодых ученых на кафедре психологии развития МПГУ (2001. № 1);

12. Программа «Этнология» (2001. № 2).

13. «Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника (2001. № 3-4).

14. Диссертационный совет Д 212.154.12 при МПГУ по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук (2002. № 1).

15. Научная школа доктора психологических наук, профессора, академика РАО В.С. Мухиной (2002. № 2).

16. Секция «Развитие личности» Российского психологического общества» (2002. № 3).

17. Гуманно-личностная педагогика, ее классические истоки и современный «момент истины» (2002. № 4).

18. Журнал «Развитие личности / Development of personality» (2003. № 1).

19. Книга В.С. Мухиной «Таинство детства» (2003. № 3).

20. Книга Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на черном» (2004. № 2).

21. Основные направления разработки и развития «Рабочей концепции одаренности» (2004. № 3).

22. Международная программа «Диалог цивилизаций» (2004. № 4).

23. Арт-конституция: заявленные значения и скрытые смыслы (2005. № 1).

24. Выставка «Кабинет детского психолога — игротерапия в экстремальной и повседневной практике» в Художественно-педагогическом музее игрушки РАО, Сергиев Посад (2005. № 1).

25. Книга В.С. Мухиной «Личность: Мифы и Реальность» (2005. № 2).

26. Научно-практическая секция «Психология развития личности» Федерации психологов образования (2005. № 3).

27. "The way people search" (2006. № 3).

28. Великое идеополе общественного сознания (2006. № 4).

29. Новый научный журнал «Методология и история психологии» (2007. № 1).

30. Учебник нового поколения и футурологический тип личности (2007. № 3).

31. Новое книжное издательство "IntelFly" и его первое издание (2007. № 4).

32. Научная школа академика РАО, доктора психологических наук, профессора В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» (2008. № 1).

33. Научная школа академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Виталия Александровича Сластенина «Личностно ориентированное профессиональное образование» (2008. № 2).

34. Презентация монографии А.В. Тороповой «Homo musicus в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии» (2009. № 1).

35. Валерия Мухина. Книга «Отчужденные: Абсолют отчуждения» (2010. № 4).

36. Валерия Мухина. «Феноменология развития и бытия личности» (Научная школа академика РАО, доктора психологических наук, профессора В.С. Мухиной) (2011. № 1).

37. Стив Джобс. Назидания молодежи от Стива Джобса (2011. № 2).

38. Лариса Парамонова. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» и ее современное звучание (2011. № 2).

39. Валерия Мухина. Надежда Николаевна Ладыгина-Котс — выдающийся исследователь психики животных и ребенка, выпускница Высших женских курсов (ныне МПГУ) (2011. № 4).

41. Сергей Устинович Соловьёв — архитектор и новатор конца XIX и начала XX века (2012. № 1).

42. Владимир Борисов. МПГУ — Alma mater отечественной науки. Часть I. МВЖК: 1872-1918 гг. (на материале музея истории МПГУ) (2012. № 2).

43. Ольга Серова. Софья Николаевна Беляева-Экземплярская — выпускница МВЖК (2012. № 2).

44. Владимир Борисов, Наталия Осухова. МПГУ — Alma mater отечественной науки. Часть II. Второй МГУ: 1918—1930 (2012. № 3).

45. Владимир Борисов, Наталия Осухова. МПГУ — Alma mater отечественной науки. Часть III. МПГУ — МГПИ им. В.И. Ленина: 1930— 1941/1941—1990 гг. (2012. № 4).

46. Антонина Ждан. Творчество В.И. Вернадского и теоретические проблемы психологической науки (2013. № 1).

47. Акрамкан Капышев, Сергей Колчигин, Александр Хамидов. Актуальная бесконечность творчества: к 90-летию Анатолия Сергеевича Арсе-ньева (2013. № 2).

48. К юбилею кафедры психологии развития МПГУ: 25 лет со дня основания. Нас поздравляют коллеги и единомышленники (2013. № 3).

49. К юбилею кафедры психологии развития МПГУ: 25 лет со дня основания. Нас поздравляют наши выпускники (2013. № 3).

50. Сергей Мелков, Алексей Обухов, Екатерина Чурилова. История развития научно-исследовательской, преподавательской и общественной деятельности кафедры психологии развития МПГУ (2013. № 3).

51. Валерия Мухина. Миропонимание Николая Александровича Бердяева: примат личности, ее свободы над бытием и философия самопознания (2014. № 1).

52. Николай Александрович Бердяев. Личность (2014. № 1).

53. Николай Александрович Бердяев. Духовное освобождение человека. Победа над страхом и смертью (2014. № 1).

54. Николай Александрович Бердяев. Смерть и бессмертие (2014. № 1).

55. Николай Александрович Бердяев. О самопознании и его пределах. Заключение о себе (2014. № 1).

56. Вадим Петровский. Сын об отце (2014. № 2).

57. Вадим Петровский. Артур Владимирович Петровский: Ипостаси авторства (2014. № 2).

58. Елена Дубицкая. Факультет педагогики и психологии МПГУ: шаги времени (2014. № 3).

59. Преподобный Сергий Радонежский — Ангел Земли Русской (2014. № 4).

60. Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 700-летием рождения святого преподобного Сергия Радонежского (2014. № 4).

61. Валерия Мухина. Ангел Земли Русской — преподобный Сергий (2014. № 4).

62. Валерия Мухина. Иван Петрович Павлов — первый лауреат Нобелевской премии России (2014. № 4).

63. Татьяна Сахарова, Екатерина Чурилова. ВАЛЕРИЯ МУХИНА. Личность. Ученый. Практикующий психолог (2015. № 1).

64. Валерия Мухина. Особенная книга Александра Донцова «Феномен зависти: Homo invidens?» (2015. № 2).

65. Александр Донцов. Феномен зависти: Homo invidens? (предисловие и послесловие) (2015. № 2).

66. Виталий Рубцов. Василий Васильевич Давыдов (1930—1998). Основатель научной школы и директор Психологического института (2015. № 3).

67. Антонина Ждан. Теория развивающегося обучения В.В. Давыдова в контексте культурно-деятельностного подхода (2015. № 3).

68. Валерия Мухина. Уникальный феномен интонирования, присущий человеку, и его воплощение в науках (2015. № 3).

69. Алла Торопова. Феномен интонирования в генезисе музыкально-языкового сознания (по материалам доклада на защите диссертации) (2015. № 3).

70. Вадим Петровский. Рефлексия психолога на диссертацию Аллы Тороповой «Феномен интонирования в генезисе музыкально-языкового сознания» (2015. № 3).

71. Августа Малинковская. Рефлексия искусствоведа на диссертацию Аллы Тороповой «Феномен интонирования в генезисе музыкально-языкового сознания» (2015. № 3).

72. Татьяна Марцинковская. Михаил Григорьевич Ярошевский: Историческая психология исторической личности (2015. № 4).

73. Игорь Семенов. Персонология Михаила Григорьевича Ярошевско-го как историка, теоретика, методолога психологии развития личности и творчества в науке (2015. № 4).

74. Михаил Григорьевич Ярошевский. Пролегомены к теоретико-психологическому исследованию (избранные места) (2015. № 4).

75. Вардан Багдасарян. Когнитивное оружие как средство подавления творческого потенциала государств (2016. № 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

76. Валерия Мухина. Психологическая и социальная помощь в трудных жизненных ситуациях: проблемы, обсуждаемые на Международном научно-практическом симпозиуме 23—24 мая 2016 г. (2016. № 2).

77. Валерия Мухина. Психологическая и социальная помощь в трудных жизненных ситуациях: проблемы, обсуждаемые на Международном научно-практическом симпозиуме 23—24 мая 2016 года (2016. № 3).

78. Решение специалистов-участников Международного симпозиума «Психологическая и социальная помощь в трудных жизненных ситуаци-

ях» относительно психологической и социальной значимости прослушанных и представленных к публикации докладов (2016. № 3).

79. Валерия Мухина. Лев Семенович Выготский во времени истории: социально-исторический прессинг и поиск пути (2016. № 4).

80. Михаил Григорьевич Ярошевский. Лев Семенович Выготский: Трагедия и триумф (2016. № 4).

81. Становление Л.С. Выготского как театрального критика: первые опыты (2016. № 4).

82. Валерия Мухина. Преемственность идей о психических функциях человека в культурно-исторической концепции: Уникальная способность Льва Семеновича Выготского к продуктивному для науки овладению значимыми идеями (2016. № 4).

83. Валерия Мухина. Культура в семиотическом аспекте: Семиосфера Юрия Лотмана (2017. № 1).

84. Юрий Лотман. Внутри мыслящих миров (2017. № 1).

85. Выборы ректора ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (2017. № 2).

86. Валерия Мухина. Надежда Николаевна Ладыгина-Котс — выпускница Высших женских курсов, выдающийся исследователь психики животных и ребенка, основоположник сравнительной и детской психологии (2017. № 3).

87. Виктор Басюк. Личностные результаты освоения основных образовательных программ обучающимися в условиях реализации ФГОС общего образования (2017. № 3).

88. Лариса Неменская. Художнику Борису Михайловичу Неменско-му — девяносто пять! (2017. № 4).

89. Научная деятельность философа А.К. Рычкова (2018. № 2).

90. Ирина Грифцова, Виктор Линьков. К вопросу о связи теории и практики в образовании: Социокультурные факторы и их влияние на образовательный процесс (2018. № 2).

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

В этом разделе представлены материалы, приуроченные к юбилеям референтных для редакции организаций, коллективов, персоналий. Было представлено 34 материала, приуроченных к юбилейным датам:

1. Пять лет журналу «Развитие личности» (2002. № 1).

2. 130 лет МПГУ (2002. № 4).

3. 35 лет Чувашскому государственному университету им. И.Н. Ульянова (2002. № 4).

4. 55 лет Декларации прав человека (2003. № 4).

5. 60 лет Российской академии образования (2003. № 4).

6. 15 лет кафедре психологии развития МПГУ (2004. № 1).

7. 120 лет Московскому психологическому обществу (2005. № 1).

8. 50 лет журналу «Вопросы психологии» (2005. № 1).

9. 100-летие Виктора Франкла (2005. № 2).

10. 100-летие Бориса Федоровича Поршнева (2006. № 2, № 3, № 4.

2007. № 1, № 2, № 3, № 4).

11. 150-летие Зигмунда Фрейда (2006. № 4).

12. 210-летие святителя Иннокентия митрополита Московского

(2007. № 1).

13. 100-летие «Поэмы экстаза» А.Н. Скрябина (2007. № 1).

14. 135 лет Московскому педагогическому государственному университету (2007. № 3).

15. 10 лет журналу «Развитие личности» (2007. № 4).

16. К 125-летию Карла Ясперса (2008. № 3).

17. К 60-летию академика Виктора Леонидовича Матросова (2010. № 2).

18. 300-летие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова — предтечи российской академической мысли (2011. № 3).

19. К юбилею Московского педагогического государственного университета (2011. № 4; 2012. № 1-4).

20. К юбилею Владимира Ивановича Вернадского: 150 лет со дня рождения (2013. № 1).

21. К юбилею Анатолия Сергеевича Арсеньева: российскому философу 90 лет со дня рождения (2013. № 2).

22. К юбилею кафедры психологии развития МПГУ: 25 лет со дня основания (2013. № 3).

23. К юбилею Николая Александровича Бердяева: 140 лет со дня рождения (2014. № 1).

24. К юбилею Артура Владимировича Петровского: российскому психологу 90 лет со дня рождения (2014. № 2).

25. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского: осмысление прошлого во времени истории (2014. № 4).

26. К 165-летию Ивана Петровича Павлова: пример подвига всей жизни (2014. № 4).

27. К 80-летию российского психолога Валерии Сергеевны Мухиной (2015. № 1).

28. К 85-летию со дня рождения Василия Васильевича Давыдова (2015. № 3).

29. К 100-летию со дня рождения Михаила Григорьевича Ярошевско-го (2015. № 4).

30. К 120-летию со дня рождения выдающегося психолога, крупнейшего теоретика и методолога психологической науки Льва Семеновича Выготского (2016. № 4; 2017. № 1).

31. 95 лет со дня рождения Юрия Лотмана — мыслителя, философа, социолога и культуролога (28 февраля 1922 — 28 октября 1993) (2017. № 1).

32. К юбилею Московского педагогического государственного университета (2017. № 3).

33. К 95-летию народного художника РСФСР Бориса Михайловича Неменского (2017. № 4).

34. К 90-летию доктора философских наук, профессора Александра Константиновича Рычкова (2018. № 2).

ТЕОРИИ И ИССЛЕДОВАНИЯ

Данный раздел — центральный по объему и содержанию публикуемых материалов. В разделе обсуждаются теоретические вопросы, дискуссионные проблемы и экспериментальные данные о развитии, воспитании и бытии личности в различных условиях.

В разделе материалы представлены в следующих основных рубриках:

Проблемы развития и бытия личности. В рубрике публикуются материалы, основывающиеся на следующих теоретических позициях: личность по своей феноменологии предполагает развитие; личность и её сознание опосредованы системой общественных отношений, её развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры.

Вместе с тем это опосредование не исключает формирования собственных внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий.

В рубрике также поднимаются предельные, бытийные вопросы жизни человека.

Личность в контексте культуры. В данной рубрике публикуются статьи, рассматривающие вопросы развития и бытия личности в контексте культуры, времени, социального окружения. Ряд материалов рубрики также отражает становление личности конкретных людей в определенных социокультурных условиях, в соотношении с нравами, бытом, традициями разных времен и народов.

Социальное пространство личности. В этой рубрике дается анализ взаимосвязи личности и социального пространства, раскрываются вопросы, связанные с влиянием социального пространства на развитие и бытие личности, а также с отражением социального пространства в самосознании личности; сопоставляются материалы исследований, проводившихся в различных социальных условиях.

Религиозное пространство личности. Публикуются вопросы, касающиеся психологии веры и религиозного сознания представителей различных конфессий. Все мировые религии являются предметом нашего внимания.

Этнопсихология. В рубрике печатаются материалы теоретических и практических исследований, а также имеющие прикладной характер по проблемам межэтнических отношений, аккультурации, особенностей самосознания представителей различных этносов, психологии личности в традиционной культуре и др.

Человек в экстремальной ситуации. Публикуются исследования и практические разработки по проблемам психологии человека в экстремальной ситуации своей профессии, оказания поддержки в экстремальных ситуациях и т.д. Отдельным многолетним проектом в рамках данной рубрики стало исследование В.С. Мухиной, проводимое в условиях пожизненного заключения.

Политическая психология. В рубрике публикуются материалы, отражающие проблемы политических предпочтений и общественного созна-

ния личности, проблемы политического выбора, картины идеологического поля.

История идей. В рубрике представлены материалы, раскрывающие историю основополагающих идей в становлении психологии и гуманитарной мысли. Анализируются научные школы, концепции и теории в Великом идеополе идей общественного самосознания.

Новый взгляд. Данная рубрика предназначена для публикации новых воззрений, подходов, решений, давно известных, но и по сей день не разрешенных вопросов, связанных с проблемами развития и бытия личности.

Журнал динамичен, он развивается, вследствие чего в его пределах появляются новые рубрики, которые также соответствуют исходным концептуальным позициям.

Одна из ключевых идей журнала - его полидисциплинарность, в связи с чем вводятся новые рубрики, затрагивающие проблемы развития и бытия личности на стыке психологии с другими областями знания, такими как Философия и богословие; Практическая социология и психология; Исследования личности в сфере искусства.

В рубрике «Правда и ложь Великого идеополя общественного самосознания» затрагиваются проблемы этики научного исследования, плагиата идей и фальсификаций эмпирических данных, что отражает актуальное состояние тенденций в развитии мирового научного сообщества, в том числе в рамках развития психологии в нашей стране.

Рубрика «Исследования проблем делинквентных подростков» ориентирована на теоретическое осмысление и обобщение опыта практической реализации программ психологического сопровождения трудных подростков, имеющих поведенческие и личностные девиации, вовлеченных в преступную деятельность, подверженных аморализму и пр., что является одной из главных неразрешенных проблем современного российского общества, в том числе на уровне государственной политики.

ПРАКТИКА

В разделе публикуются материалы исследовательского и практического характера, которые предполагают возможность дальнейшего практического применения в деятельности психолога.

Практическая деятельность обычно исходит из теоретических и концептуальных оснований при построении эффективной практической психологической работы.

Помимо рубрик, аналогичных разделу «Теории и исследования», в разделе «Практика» материалы в основном представлены по трем рубрикам:

Опыт создания условий воспитания и развития личности. Данная рубрика является практико-ориентированной, в ней печатаются материалы, отражающие реальный опыт организации процесса и среды воспитания и развития личности. Описывается опыт, реализованный в различных условиях: временных объединений, разнородных образовательных учреждениях и других социальных институтах и т.д.

Преемственность идей воспитания и развития личности. В данной рубрике дается анализ опыта наших предшественников и публикуются архивные материалы, отражающие идеи воспитания и развития личности в различных исторических и культурных условиях, актуальные и в настоящее время.

Психологическое сопровождение личности. В данной рубрике представлены специфические методы психологического консультирования и психотерапии, приводится анализ опыта консультативной и психотерапевтической работы с личностью.

В разделе «Практика» с развитием журнала появляются новые рубрики.

Рубрика «Консультативная работа с семьями» ориентирована на обсуждение проблем оказания психологической помощи семье на всех этапах ее развития, а также проблем развития и бытия личности в семье.

В рубрике «Направления и методы исследования личности» представлены авторские методы исследования личности, проблемы их введения в практику и пр.

Среди других постоянных разделов журнала следует выделить:

ПЕРЕВОДЫ

Публикуются переводы зарубежной научной литературы последних десятилетий, касающиеся современных проблем личности и ранее не издававшиеся на русском языке.

Круг стран, представленных авторами работ, опубликованных в разделе «Переводы» (а также в разделе «Теории и исследования», если это были материалы, представленные иностранными авторами специально для первой публикации в нашем журнале), весьма обширен. Это 24 страны: Австралия, Австрия, Аргентина, Армения, Белоруссия, Болгария, Великобритания, Венесуэла, Вьетнам, Германия, Греция, Испания, Канада, Китай, Колумбия, Куба, Латвия, Намибия, Сан-Томе и Принсипи, США, Франция, Швейцария, Япония.

У опубликованных за четверть века в нашем журнале работ 79 зарубежных автора: Александрова Наталия Христова (Болгария); Амиэль Анри Фредерик (Франция); Берри Джон У. (Канада); Ваки Нобору (Япония); Валлон Анри (Франция); Вальце Майя (Латвия); Варданян Микаэл Артаваздович (Армения); Вебер Макс (Германия); Гессе Герман (Германия); Глен Джонсон (США); Гольжак (де) Винсент (Франция); Данн Клэр (Австралия); Даймонд Милтон (США); Де Сейта Куарешма Анастасию (Сан-Томе и Принсипи); Джиббс Джон, Бэсинджер Карен, Фуллер Дик (Великобритания); Джил Элиана (США); Джобс Стив (США); Дрейфус Адам (США); Зимбардо Филип Джордж (США); Зюнкер Хайнц, Бюлер-Нидербергер Дорис (Германия); Инлунь Цзя (Китай); Калугер Джордж, Кулугер Мериам Ф. (США); Канжунгу Ожвалду Жозе (Ангола); Кант Иммануил (Германия); Капышев Акрамкан Бекпаувич (Казахстан); Келли Катриони (Великобритания); Колчигин Сергей Юрьевич (Казахстан); Конт Огюст (Франция); Кочетов Александр Ильич (Беларусь); Кра-них Эрнст Михаэль (Германия); Крейсберг Сит (США); Лагонда Глеб

(Беларусь); Ле Куанг Шон (Вьетнам); Леви-Строс Клод (Франция); Ли Шэншэн (Китай); Лихи Роберт Л. (США); Лобастова Наталья Генриховна (Австралия); Лэнгле Альфрид (Австрия); Лэф Жозеф (Франция); Лю Цунъин (Китай); Маклахан Маршал (Великобритания); Малейчук Геннадий Иванович (Беларусь); Маринес Манрике Хосе Игнасио (Испания); Маркес Габриэль Гарсиа (Колумбия); Маслач Кристина (США); О'Генри (США); Оллпор Гордон (США); Ота Акио (Япония); Паласио Мигель (Колумбия); Моляко Валентин Алексеевич (Украина); Ройс Джосайя (США); Станибула Степан (Беларусь); Суслова Галина Федоровна (Греция); Ткаченко Софья (Эстония); Томодзо Косугэ (Япония); Тюрин Павел Трофимович (Латвия); Уиндлинг Терри (Англия); Уотерс Лесли, Скоплер Эрик, Лэнсинг Маргарет (США); Ферхэм Андриан, Бочнер Стефен (США); Фрейд Анна (Австрия), Берлингем Дороти (Великобритания); Фрейд Зигмунд (Австрия); Хамидов Александр Александрович (Казахстан); Харухи Содэгаки (Япония); Хобаяси Марико (Япония); Чапарро Хосе Давид (Венесуэла); Шейнов Виктор (Беларусь); Шино Джон Ндемуфайо (Намибия); Шлюмбом Юрген (Германия); Эстербрук Ричард Линн (США); Эстербрук Светлана Анатольевна (США); Юнг Карл Густав (Швейцария).

СКОРБИМ И ПОМНИМ

Этот раздел посвящен референтным для нас выдающим ученым и деятелям культуры, недавно ушедшим из жизни. Раздел содержит 16 некрологов:

1. Памяти Никиты Глебовича Алексеева (2003. № 2).

2. Памяти Майи Вальце (2004. № 1).

3. Памяти Светланы Леонидовны Новоселовой (2005. № 3).

4. Памяти Артура Владимировича Петровского (2007. № 1).

5. Памяти Дмитрия Васильевича Колесова (2007. № 4).

6. Памяти Михаила Михайловича Дунаева (2008. № 4).

7. Памяти Романа Сефа (2009. № 1).

8. Памяти Генриха Хрустова (2010. № 2).

9. Памяти Виталия Александровича Сластенина (2010. № 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Памяти Геннадия Никандровича Волкова (2010. № 4).

11. От редакции: Анатолий Сергеевич Арсеньев (2013. № 2).

12. Александр Мелик-Пашаев. На пути к истине (2013. № 2).

13. Игорь Виноградов. Рыцарь трансцендентальной романтики: памяти Анатолия Сергеевича Арсеньева (2013. № 2).

14. Антонина Ждан. Слово о Владимире Петровиче Зинченко (2013. № 4).

15. Виктор Петренко. Светлой памяти мудрого человека Владимира Петровича Зинченко (2014. № 1).

16. Виктор Леонидович Матросов скончался 19.01.2015 (2015. № 1).

АРХИВ

В разделе публикуются ранее не изданные архивные материалы, а также материалы изданий XIX и начала XX веков, являющиеся актуальными и в настоящее время для понимания особенностей развития и бытия личности.

За 25 лет в журнале было представлено 32 проекта, опубликованных в этом разделе:

1. Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях. О детской лжи. О детском страхе. О лени (1999. № 2); Типы детей в произведениях Достоевского. Из детских типов (1999. № 3).

2. Нечаев А.П. Как возникла первая лаборатория экспериментальной педагогической психологии (2000. № 3—4).

3. Голицын Н.С. (князь) Внутренняя жизнь Пансиона (2001. № 3—4).

4. Без комментариев: статьи из энциклопедий: «Личность» (2002. № 1; 2003. № 3); «Самосознание» (2002. № 2); «Этнография. Этнология. Этническая психология» (2002. № 3; № 4).

5. Шмидт В.Ф. Дневник матери (2002. № 3, № 4; 2003. № 1, № 2, № 3, № 4).

6. Фома Аквинский. О природе слова «интеллект» (2003. № 3).

7. Ошанин М.А. О призрении покинутых детей (2003. № 3, № 4).

8. Трубецкой Е.Н. (князь). Спор о жизненном пути (2003. № 4); Мировой смысл (2004. № 3); Смысл жизни (2018. № 2).

9. Суворов Н.С. Средневековые университеты (публикуется с 2005. № 3 по 2008. № 3).

10. Василий Налимов. Язык науки (2008. № 1).

11. Огюст Конт. Дух позитивной философии (2008. № 1, № 2, № 3, № 4; 2009. № 1, № 2).

12. Михаил Михайлович Бахтин. К методологии гуманитарных наук (2008. № 1).

13. Анри Валлон. Признаки и классификация характера (2009. № 4).

14. Николай Рыбников. Биографический метод в психологии (2010. № 2).

15. Иван Тутышкин. За творческой работой (из переживании одной детской души) (2010. № 3).

16. Иммануил Кант. О самоизобличении, самолюбии, саморазрушении и других рефлексиях и поступках человека по отношению к самому себе (2010. № 4; 2011. № 1).

17. Николай Александрович Рубакин. Всякий желающий может сделать из себя действительно образованного человека (2010. № 4; 2011. №1, № 2).

18. Иван Антонович Ефремов. Библиотека будущего (2011. № 2).

19. Василий Васильевич Розанов. Апокалипсис нашего времени (избранные места) (2011. № 3, № 4).

20. Гордон Олпорт. Гений Курта Левина (2012. № 2).

21. Макс Вебер. Наука как призвание и профессия (2012. № 3, № 4).

22. Владимир Иванович Вернадский. О научном мировоззрении (2013. № 1).

23. Владимир Иванович Вернадский. О научных истинах (2013. № 1).

24. Анатолий Арсеньев. Экологическая проблема. Взгляд философа (2013. № 3).

25. Ирина Волкова. Школа 1937 года глазами историка (по архивным материалам) (2013. № 4).

26. Анри Фредерик Амиэль. Из дневника Амиеля. Предисловие и редакция Л.Н. Толстого. Перевод с фр. М.Л. Толстой (2014. № 3, № 4; 2015. № 1, № 2, № 3, № 4; 2016. № 1, № 2, № 3, № 4).

27. Людмила Громова. Многогранная личность И.П. Павлова: к 65-летию Мемориальной квартиры академика И.П. Павлова в Санкт-Петербурге (2015. № 2).

28. Иван Петрович Павлов. О русском уме (2015. № 2).

29. Михаил Григорьевич Ярошевский. Человек науки как историческая фигура (2016. № 1, № 2, № 3, № 4; 2017. № 1, № 4).

30. Филип Джордж Зимбардо. Стэнфордский тюремный эксперимент: что это было, как это началось и что из этого вышло? (2016. № 3).

31 Кристина Маслач. Взгляд стороннего наблюдателя на оборотную сторону Стэнфордского тюремного эксперимента. (2016. № 3).

32. Сергей Аверинцев. Византия и Русь: два типа духовности. Статья первая. Наследие священной державы (2018. № 1).

РЕФЛЕКСИЯ НА СЕБЯ И ДРУГИХ

В разделе публикуются автобиографические произведения, дневники психологических наблюдений, психологическая проза. Основными рубриками этого раздела являются следующие:

Дневники наблюдений. В рубрике публикуются дневники психологических наблюдений за развитием человека на разных этапах онтогенеза.

Мгновения жизни. В рубрике представлены эссе, отражающие в художественной форме значимые бытийные вопросы жизни человека, его жизненного пути, устремлений и переживаний.

О жизни и о себе. В этой рубрике публикуются интервью, нарративы и рефлексии различных персоналий, размышляющих о своей жизни, смыслах собственной деятельности и творчества.

Другое измерение — новая рубрика раздела «РЕФЛЕКСИЯ НА СЕБЯ И ДРУГИХ», где представлено художественное видение человека как личности, проблем его бытия и развития.

Среди наших 45 респондентов были: Амонашвили Шалва Александрович — академик РАО, доктор психологических наук, профессор; Арсе-ньев Анатолий Сергеевич - доктор психологических наук, профессор; Барнатан МаркосРикардо — писатель (Аргентина); Бильжо Андрей Георгиевич — карикатурист, художник, основатель ресторана-клуба «Петрович», член союзов художников, журналистов и дизайнеров России, врач-психиатр; Буева Людмила Пантелеевна — академик РАО, доктор философских наук, Институт философии РАН; Васильев Юрий Борисович — актер и режиссер, народный артист РФ; Вилькин Александр Михайлович — народный артист РФ, профессор, художественный руководитель Государственного московского театрального центра «Вишнёвый сад»; Воробьев Андрей Иванович — академик РАН и РАМН, директор Гематологического научного центра РАМН; Гилермо Ариас — доктор педагогических наук, зав. кафедрой им. Л.С. Выготского факультета психологии Гаванского университета (Куба); Галазов Руслан — художник, писатель и журналист; Голицын Георгий Сергеевич — академик РАН, доктор физико-

математических наук, директор Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН; Дебольский Михаил Георгиевич — полковник внутренней службы, начальник психологической службы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России, кандидат психологических наук; Ефремов Александр Петрович — кандидат физико-математических наук, проректор Университета Дружбы народов им. П. Лумумбы; Канаев Сергей Валентинович — полковник внутренней службы, начальник участка пожизненного лишения свободы Исправительной колонии № 1 УФСИН по Республике Мордовии; Запесоцкий Александр Сергеевич — академик РАО, заслуженный артист России, доктор культурологических наук, профессор, ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, зав. кафедрой культурологии; Корогодский Зиновий Яковлевич — режиссер, лауреат премии Станиславского; Лейтес Натан Семенович — доктор психологических наук, профессор; Леонтович Татьяна Александровна — доктор медицинских наук, профессор, зав. лабораторией нейронной структуры мозга Института мозга РАМН; Лобастова Наталья Генриховна — переводчик (Австралия); Максимов Андрей Маркович — журналист, театральных режиссер, драматург, писатель, радиоведущий, ведущий телевизионных программ; Маркес Габриэль Гарсиа — писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (Колумбия); Марти Марти-нес Хорхе — посол Кубы в России; Масюк Елена Васильевна — журналист, телеведущая, автор и ведущая программы «Личность» Телекомпании СТРИМ; Миронов Арсений Дмитриевич — инженер-авиатор, доктор технических наук, профессор, лауреат Сталинской премии и Государственной премии СССР; Мудрик Анатолий Викторович — член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор; Найдин Владимир Львович — врач-нейрореабилитолог, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ; Непомнящая Нинель Ионтельевна — доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии факультета клинической психологии Российского государственного медицинского университета; Неупокоев Игорь Анатольевич — актер, режиссер, руководитель «Театра простодушных»; Никандров Николай Дмитриевич — академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; Панков Владимир Александрович — драматург, литератор; Петровский Артур Владимирович — академик РАО, доктор психологических наук, профессор; Петровский Вадим Артурович — член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор; Пономаренко Владимир Александрович — заслуженный деятель науки РФ, академик РАО, советский и российский ученый в области авиационно-космической медицины и психологии, доктор медицинских наук, профессор, генерал-майор медицинской службы; Приставкин Анатолий Игнатьевич — писатель, советник Президента РФ, лауреат Государственной премии; Розовский Марк Григорьевич — театральный режиссер, драматург и сценарист, композитор, прозаик, поэт, народный артист РФ, художественный руководитель театра «У Никитских ворот»; Рулль Жанетта Августовна — кинолог; Сэф Роман Семенович — писатель, драматург, переводчик, член союза писателей России; Табаков Олег Павлович — народный артист России, художественный

руководитель МХТ им. А.П. Чехова; Токмакова Ирина Петровна — детский поэт и прозаик, профессиональный лингвист, переводчик; Трушин Александр Владимирович — протоиерей, настоятель храма Николая Чудотворца в селе Лямцино; Фельдштейн Давид Иосифович — академик РАО, доктор психологических наук, профессор; Хрустов Генрих Федорович — доктор биологических наук, кандидат философских наук, профессор МГИМО МИД России; Шембель Анастасия Георгиевна — логопед-дефек-толог, член Совета ветеранов САО г. Москвы; Шендерович Виктор Анатольевич — советский и российский писатель-сатирик, теле- и радиоведущий, либеральный публицист, правозащитник; Щепенко Михаил Григорьевич — театральный режиссер, актер и педагог; Яновская Генриетта Наумовна — советский и российский театральный режиссер, народная артистка РФ.

НАУЧНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ

Публикуются материалы дискуссий, конференций, защит докторских диссертаций по психологии, в которых обсуждаются с различных точек зрения актуальные вопросы науки.

ИНФОРМАЦИЯ

В разделе дается информация о планирующихся или прошедших конференциях по проблемам развития и бытия личности, дайджест диссертационных исследований.

НАШИ АВТОРЫ

Гордость журнала — это круг его авторов, который уже приближается к 500. В каждом номере в конце журнала представлена подробная информация об авторах журнала — их социальный статус, область профессиональной деятельности, научных интересов, основные публикации.

Среди авторов журнала два лауреата Нобелевской премии по литературе — Маркес Габриэль Гарсиа, Солженицын Александр Исаевич; два лауреата Нобелевской премии в области физиологии и медицины — Мечников Илья Ильич, Павлов Иван Петрович.

В круг авторов журнала входят известные писатели, драматурги, актеры, режиссеры, деятели искусств, политики и военные, ведущие ученые в сфере психологии личности и смежных научных областей, а также пожизненно осужденные.

Среди авторов есть четыре академика РАН: Воробьев Андрей Иванович — доктор медицинских наук; Голицын Георгий Сергеевич — доктор физико-математических наук; Матросов Виктор Леонидович — доктор физико-математических наук; Солженицын Александр Исаевич — писатель; три члена-корреспондента РАН: Запесоцкий Александр Сергеевич — доктор культурологии; Брушлинский Андрей Владимирович — доктор психологических наук; Петренко Виктор Федорович - доктор психологических наук.

Среди авторов 29 действительных членов РАО, представляющих различные науки: Абульханова-Славская Ксения Александровна — доктор

философских наук; Амонашвили Шалва Александрович — доктор психологических наук; Асмолов Александр Григорьевич — доктор психологических наук; Баева Ирина Александровна — доктор психологических наук; Батуев Александр Сергеевич — доктор биологических наук; Бим-Бад Борис Михайлович — доктор педагогических наук; Брушлинский Андрей Владимирович — доктор психологических наук; Буева Людмила Панте-леевна — доктор философских наук; Волков Геннадий Никандрович — доктор педагогических наук; Донцов Александр Иванович — доктор психологических наук; Дубровина Ирина Владимировна - доктор психологических наук; Зинченко Владимир Петрович — доктор психологических наук; Колесов Дмитрий Васильевич — доктор медицинских наук; Кураков Лев Пантелеймонович — доктор экономических наук; Леонтьев Алексей Алексеевич — доктор психологических наук, доктор филологических наук; Лихачев Борис Тимофеевич - доктор педагогических наук; Матросов Виктор Леонидович — доктор физико-математических наук; Михайлов Феликс Трофимович — доктор философских наук; Михалков Сергей Владимирович — поэт, автор гимна страны (СССР, РФ); Мухина Валерия Сергеевна — доктор психологических наук; Никандров Николай Дмитриевич — доктор педагогических наук; Петровский Артур Владимирович — доктор психологических наук; Пономаренко Владимир Александрович — доктор медицинских наук; Реан Артур Александрович — доктор психологических наук; Рубцов Виталий Владимирович — доктор психологических наук; Собкин Владимир Самуилович — доктор психологических наук; Усанов Владимир Евгеньевич — доктор юридических наук; Фель-дштейн Давид Иосифович — доктор психологических наук; Шмидт Сигурд Оттович — доктор исторических наук. А также 13 членов-корреспондентов РАО: Алексеев Никита Глебович — доктор психологических наук; Безрогов Виталий Григорьевич — доктор педагогических наук; Бра-тусь Борис Сергеевич — доктор психологических наук; Ждан Антонина Николаевна — доктор психологических наук; Зуев Дмитрий Дмитриевич — заслуженный учитель России, издатель; Кондратьев Михаил Юрьевич — доктор психологических наук; Котова Изабелла Борисовна — доктор психологических наук; Коротов Виктор Михайлович — доктор педагогических наук; Лубков Алексей Владимирович — доктор исторических наук; Мудрик Анатолий Викторович — доктор педагогических наук; Петровский Вадим Артурович — доктор психологических наук; Савенков Александр Ильич — доктор психологических наук; Слободчиков Виктор Иванович - доктор психологических наук; Ярошевский Михаил Григорьевич — доктор психологических наук, почетный член РАО.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

С 2001 года был сформирован новый состав редакционной коллегии. В настоящее время в состав редколлегии входят 24 известных специалиста из разных областей науки.

I — Психологические науки (19.00.00):

Амонашвили Шалва Александрович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, ректор Академии педагогического искусства и

социализации; Басюк Виктор Стефанович, доктор психологических наук, профессор РАО, заместитель президента РАО; Беловол Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии развития личности МПГУ; Братусь Борис Сергеевич, доктор психологических наук, профессор, член-корр. РАО, заведующий кафедрой общей психологии МГУ; Григоренко Елена Леонидовна, доктор психологических наук, профессор, член Попечительского совета МГППУ, ведущий научный сотрудник Центра ребенка и факультета психологии Йельского университета (США); Донцов Александр Иванович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор факультета МГУ; Петренко Виктор Федорович, доктор психологических наук, профессор, член-корр. РАН, заведующий лабораторией психологии общения МГУ; Петровский Вадим Артурович, доктор психологических наук, профессор, член-корр. РАО, профессор кафедры психологии личности, ординарный профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; Саврасова Лариса Аркадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологии менеджмента и социальной работы» СПбИУП (Санкт-Петербург); Щедрина Екатерина Владимировна, кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Вопросы психологии».

Иностранные члены: Дрейфус Адам, магистр образования, сертифицированный бихевиоральный аналитик, директор Центра по обучению и терапии детей с аутизмом им. С. Дули (шт. Вирджиния, США); Эстер-брук Ричард Линн, доктор педагогических наук, магистр в сфере бизнеса и менеджмента, сертифицирующийся бихевиоральный аналитик, профессор факультета развития личности и специального образования Университета им. Дж. Мейсона (Лос-Анджелес, США); Эстербрук Светлана, кандидат психологических наук, докторант по программе прикладного анализа поведения и по программе аутизма Университета им. Дж. Мей-сона (Лос-Анджелес, США).

II — Социологические науки (22.00.00):

Масалков Игорь Константинович, кандидат философских наук, доцент кафедры методологии социологических исследований социологического факультета МГУ; Рождественская Елена Юрьевна, доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, профессор факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; Семенова Виктория Владимировна, доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии РАН, профессор кафедры методологии и методов ГАУГН; Чудновская Ирина Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры социологии коммуникативных систем социологического факультета МГУ.

Иностранные члены: Гольжак Винсент де, доктор социологии, профессор Университета Париж Дени Дидро, член и основатель Международного Института клинической социологии (Париж, Франция); Наври-дис Климис, доктор социологии, профессор клинической социальной психологии на факультете Университета Афин (Афины, Греция); Новицка Эва, доктор социологии, профессор социальной антропологии Университета Варшавы и университета Collegium Civitas (Варшава, Польша).

III — Философские науки (09.00.00):

Грифцова Ирина Николаевна, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии Института социально-гуманитарного образования МПГУ; Масалков Игорь Константинович, кандидат философских наук, доцент кафедры методологии социологических исследований социологического факультета МГУ; Махлин Виталий Львович, доктор философских наук, профессор кафедры философии Института социально-гуманитарного образования МПГУ; Пружинин Борис Исаевич, доктор философских наук, ведущий сотрудник ИФ РАН, профессор Школы философии факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; Щедрина Татьяна Геннадьевна, доктор философских наук, профессор кафедры философии Института социально-гуманитарного образования МПГУ.

Иностранные члены: Колчигин Сергей Юрьевич, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства науки и образования Республики Казахстан (Республика Казахстан); Хамидов Александр Александрович, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства науки и образования Республики Казахстан (Республика Казахстан).

РЕДАКЦИЮ ЖУРНАЛА со дня основания бессменно возглавляет автор концепции, структуры журнала и его главный редактор В.С. Мухина — академик РАО, заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор, почетный профессор МПГУ, научный руководитель кафедры психологии развития личности МПГУ.

Заместители главного редактора: В.С. Басюк, доктор психологических наук, профессор РАО, зав. кафедрой психологии развития личности МПГУ; Л.М. Проценко, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития личности МПГУ.

Помощник главного редактора — Ф.Р. Устюжанин, аспирант кафедры психологии развития личности МПГУ.

Переводчик — Е.В. Беловол, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии развития личности МПГУ.

ИНТЕРНЕТ-ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ»

Сегодня интернет — виртуальное пространство, которое становится неотъемлемой частью жизни современного человека, облегчая работу с информацией, снимая пространственные границы общения, предоставляя возможность для обмена идеями со всем миром и открывая новые каналы Великого идеополя общественного самосознания.

Следуя духу времени, с 2003 года у журнала существует электронная версия, за которую отвечает Л.М. Проценко.

Карта посетителей сайта журнала rl-online.ru охватывает более 90 стран, что говорит о значимости и востребованности транслируемых журналом идей и публикуемых материалов в большинстве регионов мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.