К 30-летию кафедры психологии развития личности МПГУ и 25-летию журнала «Развитие личности»
Валерия Мухина, Виктор Басюк, Сергей Мелков
О ВСЕРОССИЙСКОЙ ЮБИЛЕЙНОЙ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ
С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ»
В 2018 году исполнилось 30 лет кафедре психологии развития личности (ранее, с 1988 по 1998 г. - кафедра педагогической психологии; с 1998 по 2017 г. - кафедра психологии развития) факультета педагогики и психологии МПГУ и 25 лет журналу «Развитие личности» (входит в перечень ВАК).
Кафедра и журнал основаны и сущностно развиваются под руководством академика РАО, доктора психологических наук, профессора Валерии Сергеевны Мухиной в контексте основанной ею научной школы «Феноменология развития и бытия личности».
19-21 ноября 2018 года в честь юбилеев кафедры психологии развития личности и журнала «Развитие личности» в МПГУ состоялась Всероссийская юбилейная научно-практическая конференция с международным участием «Феноменология развития и бытия личности».
Цель конференции - аккумуляция достижений и активизация теоретического и практического потенциала научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» для координации деятельности, обмена научными идеями и практическими разработками, ориентированными на развитие психологической науки и практики в
контексте единой методологической позиции постижения феномена личности.
Задачи конференции:
1 - отчет о внедрении идей научной школы в образовательные курсы и психологическую практику;
2 - обсуждение основополагающих идей концепции «Феноменология развития и бытия личности»;
3 - обобщение и актуализация научных достижений учеников В.С. Мухиной;
4 - обсуждение стратегий и корректировка исследовательских программ научной школы;
5 - презентация научной школы и выстраивание диалогов с профессиональным научным сообществом.
Основные направления научной школы:
• исходные методологические основания;
• акмеология научного творчества;
• самосознание, его структура;
• развитие личности на всех этапах жизненного пути;
• личность в экстремальных условиях и в условиях депривации;
• личности и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации;
• личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций в XXI в.;
• условия воспитания и развития личности;
• развитие внутренней позиции личности.
Дата и место проведения:
19 ноября 2018 г., Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, стр. 1, Главный корпус МПГУ.
20-21 ноября 2018 г., Москва, Малый Сухаревский переулок, дом 6, факультет педагогики и психологии МПГУ.
В МПГУ 19-21 ноября 2018 г. прошла Всероссийская юбилейная научно-практическая конференция с международным участием «Феноменология развития и бытия личности», посвященная 30-летию кафедры психологии развития личности МПГУ и 25-летию журнала «Развитие личности»
В работе конференции приняли участие более 700 человек из многих регионов России и мира. 11 городов России: Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Киров, Москва, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Сергиев Посад, Улан-Удэ, Южно-Сахалинск, Ярославль. 10 зарубежных стран: Ангола (Луанда), Армения (Ереван), Болгария (София), Вьетнам (Дананг),
* Интернализация (от лат. interior — внутренний) — процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом выработанных в обществе (общности) норм, ценностей, верований, установок, представлений и т.д.
Донецкая Народная Республика (Горловка), Китай (Пекин, Харбин), Республика Беларусь (Брест), Сирия (Дамаск), США (Нью-Йорк, Сан-Франциско), Эстония (Таллин).
Торжественное открытие конференции состоялось 19 ноября 2018 г. в Ленинской аудитории Главного корпуса МПГУ, начавшись с приветственных поздравлений ученых, представителей научных и образовательных организаций.
Юрий Петрович Зинченко, президент РАО, декан психологического факультета МГУ, президент РПО, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, в своем выступлении говорил о том, что оба юбилея — это не только праздник кафедры психологии развития личности МПГУ, журнала «Развитие личности» и их основателя Валерии Сергеевны Мухиной, заслуженного деятеля науки РФ, академика РАО, доктора психологических наук, профессора, научного руководителя кафедры психологии развития личности МПГУ, почетного профессора МПГУ. Это праздник для всей отечественной психологии. Ученые признают грандиозный вклад научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» в психологическую теорию и практику.
Ю.П. Зинченко передал В.С. Мухиной Благодарность за заслуги в развитии науки и многолетнюю добросовестную работу от Президента РФ В.В. Путина.
Альберт Анатольевич Лиханов, президент Всероссийского детского фонда, академик РАО, писатель, отметил неоценимый вклад В.С. Мухиной в оказание психологической помощи детям, пострадавшим от землетрясения в Спитаке, пережившим теракт в Беслане и др.
A.А. Лиханов назвал Валерию Сергеевну чудотворницей и вручил Орден святого благоверного царевича Димитрия Угличского и Московского от патриарха московского и всея Руси Кирилла и от Всероссийского детского фонда. Эта награда Русской православной церкви за выдающиеся заслуги в деле попечения и защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Виктор Павлович Дронов, первый проректор МПГУ, академик РАО, доктор географических наук, профессор, от лица ректора университета Алексея Владимировича Лубкова, члена-корреспондента РАО, доктора исторических наук, профессора, и от себя лично поздравил кафедру, журнал «Развитие личности» и В.С. Мухину с юбилеями, отметив значение вклада кафедры и журнала в развитие университета и в решение важнейших общегосударственных задач.
Ирина Владимировна Дубровина, главный научный сотрудник Лаборатории научных основ детской практической психологии, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, от себя и от имени Виталия Владимировича Рубцова, ректора МГППУ, директора Психологического института РАО, академика РАО, доктора психологических наук, профессора, поздравила кафедру, журнал «Развитие личности» и
B.С. Мухину лично, наградив ее Дипломом и Почетным знаком «Золотая Психея» за заслуги в развитии отечественной психологии и образования.
И.В. Дубровина отметила уникальность, теоретическую и практическую ценность научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности», которая «охватывает проблему личности во всей ее полноте, чего сегодня в современной психологии практически не встретишь».
Вадим Артурович Петровский, профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, поздравил кафедру, журнал «Развитие личности» и лично В.С. Мухину. Выступающий указал на исключительную роль В.С. Мухиной в развитии отечественной психологии и ее острую сензитивность к наиболее значимым проблемам современного общества и личности — проблемам, требующим огромного мужества для их формулирования и провидения путей решения. В.А. Петровский сравнил В.С. Мухину с формулой Альберта Эйнштейна Е=МС2, где Е — это энергия, М — это Мухина, а С — это скорость превращения ее замыслов в реальные воплощения психологической науки и практики. Докладчик, шутя, предложил тему для новой докторской диссертации: «Валерия Сергеевна Мухина — такое бывает?» В.А. Петровский пошутил: «Решив, что объять необъятное нельзя, я решил физически обнять саму Валерию Сергеевну!» Что он тут же и сделал.
Виталий Константинович Шабельников, заведующий кафедрой методологии и психологии образования Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, доктор психологических наук, профессор, поздравил кафедру, журнал «Развитие личности» и лично В.С. Мухину.
В.К. Шабельников обратил внимание на «удивительность и уникальность» теории личности и научной школы «Феноменология развития и бытия личности». Эта школа сопоставима с масштабным направлением психологии, осуществляющим колоссальный прорыв в развитии психологической науки и практики уже многие десятилетия. Школа имеет учеников-единомышленников в России и в странах Европы, Азии, США, Южной Америки и Африки.
Шон Ле Куанг, PhD, проректор Данангского университета образования (Дананг, Вьетнам), поздравил кафедру, журнал «Развитие личности» и лично В.С. Мухину. Он отметил высокую значимость идей своего учителя В.С. Мухиной для развития психологии во Вьетнаме. Эти идеи входят в сознание молодежи Вьетнама через курсы лекций, через учебники и монографии, через учеников. Один из учеников — сам ученый Шон Ле Куанг. Он выразил надежду на международное сотрудничество кафедры психологии развития личности МПГУ и Данангского университета образования.
Георгий Александрович Маджаров, PhD, профессор кафедры психологии философского факультета Великотырновского университета (София, Болгария), поздравил кафедру, журнал «Развитие личности» и лично В.С. Мухину. Г.А. Маджаров отметил масштабность идей научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» и высокую значимость этих идей для развития психологии в Болгарии. Г.А. Маджаров выразил личную признательность и благодарность В.С. Мухиной за неоценимый вклад в его профессиональное становление и развитие.
Ирина Владиленовна Ярославцева, заведующая базовой кафедрой «Медицинская психология» Иркутского государственного университета, доктор психологических наук, профессор, от имени и по поручению ректора Игоря Вячеславовича Бычкова, академика РАН, доктора технических наук, профессора, факультета психологии, а также от себя лично поздравила кафедру, журнал «Развитие личности» и лично Валерию Сергеевну Мухину и Виктора Стефановича Басюка, заведующего кафедрой психологии развития личности МПГУ, заместителя президента РАО, доктора психологических наук, профессора РАО. И.В. Ярославцева указала на серьезную репутацию кафедры в профессиональном научном сообществе, ее значение как центра подготовки высококлассных специалистов и ученых в области психологии для всех регионов России и для многих стран мира.
Михаил Георгиевич Дебольский, заведующий кафедрой пенитенциарной психологии факультета юридической психологии МГППУ, ведущий научный сотрудник НИИ ФСИН, полковник внутренней службы в отставке, кандидат психологических наук, профессор, поздравил кафедру, журнал «Развитие личности» и лично В.С. Мухину.
М.Г. Дебольский указал на неоценимый вклад в организацию психологической работы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России с осужденными и в развитие пенитенциарной психологии в целом: эксперименты по совместному проживанию матери и ребенка в условиях заключения, психологическое сопровождение делинквентных подростков в условиях заключения и под домашним арестом, многолетняя психологическая работа с осужденными пожизненно. М.Г. Дебольский выразил глубокую благодарность В.С. Мухиной за огромный вклад в подготовку психологов, работающих в системе ФСИН, и передал личную благодарность от подготовленных ею учеников.
Олег Евгеньевич Хухлаев, заведующий кафедрой «Этнопсихология и психологические проблемы поликультурного образования» МГППУ, кандидат психологических наук, доцент, поздравил кафедру, журнал «Развитие личности» и лично В.С. Мухину. О.Е. Хухлаев отметил опережающею роль кафедры в развитии отечественной психологии и уникальное чувство трендов, основных тенденций в развитии науки В.С. Мухиной, ее профессиональную смелость во всех начинаниях, в том числе и в организуемых ею этнопсихологических исследованиях.
Елена Александровна Азарова, заместитель директора по общественным проектам Академии психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», поздравила кафедру, журнал «Развитие личности» и лично В.С. Мухину и В.С. Басюка от лица Владимира Александровича Кирика, директора Академии психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», кандидата социологических наук, который отметил ведущую роль кафедры в развитии научной и практической психологии, а также эффективное сочетание психологической теории и практики в мировом масштабе.
В.А. Кирик обратил внимание на значимость научного журнала «Развитие личности» в решении проблем развития личности в психологии и
смежных областях знаний, его высокую репутацию и известность в профессиональном научном сообществе.
От себя лично Е.А. Азарова выразила глубочайшую признательность В.С. Мухиной за созвездие ученых, ею воспитанных, за фундаментальные учебники по возрастной психологии, по которым учится вся страна (учебник вышел 16 изданиями, тиражом более 200 тысяч экземпляров, готовится 17-е издание), за уникальную монографию «Личность: Мифы и Реальность», которая вышла в пяти изданиях (готовится к печати шестое издание).
Борис Сергеевич Братусь, профессор кафедры общей психологии МГУ, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, поздравил кафедру, журнал «Развитие личности» и лично В.С. Мухину от имени коллектива факультета психологии МГУ и от себя лично. Б.С. Бра-тусь указал на ответственность кафедры за свои идеи в психологической науке и за решение важнейших проблем в развитии и бытии личности.
Алексей Михайлович Кушнир, главный редактор журнала «Народное образование», кандидат психологических наук, поздравил своего учителя Валерию Сергеевну Мухину с юбилеями кафедры и журнала «Развитие личности». А.М. Кушнир выразил глубокую благодарность В.С. Мухиной за огромный вклад в развитие отечественной психологии и в его личностное и профессиональное развитие.
Игорь Анатольевич Михеев, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства просвещения РФ, направил В.С. Мухиной приветственный адрес, поздравляя с юбилеями кафедру и журнал «Развитие личности». И.А. Михеев указал на ведущую роль кафедры в научно-исследовательской и учебно-методической работе в нашей стране, на огромное значение идей научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности», которые закладываются в основу программ и проектов по воспитанию и развитию детей и молодежи России, по формированию их осознанной внутренней позиции гражданина Отечества.
Сергей Игоревич Богданов, ректор РГПУ им. А.И. Герцена, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор, направил поздравление Валерии Сергеевне Мухиной с юбилеями кафедры и журнала «Развитие личности», указав на лидирующие позиции научного творчества В.С. Мухиной в отечественной психологии и научной школы «Феноменология развития и бытия личности» в подготовке высококлассных специалистов.
С.И. Богданов высказал свое мнение о том, что журнал «Развитие личности» является авторитетным научно-методическим центром дискуссий и продуцирования передовой психологической мысли в нашей стране.
После приветственных поздравлений ученых, представителей научных и образовательных организаций начались выступления докладчиков — учеников, научных соратников и членов кафедры.
Валерия Сергеевна Мухина открыла эту часть торжества докладом «Рефлексия на общественную, научную и преподавательскую деятельность в контексте работы кафедры психологии развития лич-
ности», в котором она подвела итоги работы кафедры за 30 лет и поделилась некоторыми мыслями по поводу значений и смыслов понятия «научная школа».
С презентацией «История кафедры психологии развития личности» выступила Елена Геннадьевна Уманская, кандидат психологических наук, заместитель заведующего кафедрой психологии развития личности МПГУ по учебной работе. Докладчик предприняла попытку обобщить опыт работы кафедры в сфере программ обучения и воспитания обучающихся и представила обзор профессиональных и гражданских достижений в работе кафедры на протяжении 30 лет. Е.Г. Уманская поставила перед собой задачу представить масштабность и разнонаправ-ленность деятельности кафедры в научной, образовательной, практической и профессиональной деятельности.
Сергей Викторович Мелков, кандидат психологических наук, заместитель заведующего кафедрой психологии развития личности МПГУ по научной работе, представил выступление «История журнала "Развитие личности" В.С. Мухиной», в котором рассказал о предыстории и истории создания журнала, его концепции, значении его логотипа, символики обложки, пиктографических образах разделов и рубрик, логики структуры журнала, о требованиях к статьям, оформлении маргиналий в тексте статей и пр. С.В. Мелков показал, что определяет уникальность журнала среди других научных периодических изданий.
Гордость журнала — его авторы, среди которых как маститые ученые, так и молодежь. Кроме психологов, в круг авторов журнала входят известные философы, писатели, драматурги, актеры, режиссеры, деятели искусств, политики и военные. Весьма достойно представлены ведущие ученые в сфере психологии личности и смежных научных областей. Большое число иностранных аспирантов и докторантов В.С. Мухиной публиковали в журнале «Развитие личности» результаты своих этнопсихологических исследований. В числе авторов, помимо начинающих молодых ученых (аспирантов), были студенты и подопечные авторов журнала — подростки с личностными проблемами. Многие годы авторами писем и эссе были пожизненно осужденные...
Далее начались научные доклады первого дня конференции членов научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» и ее единомышленников.
I. Концептуальная позиция и практика ее воплощения
Валерия Сергеевна Мухина, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, научный руководитель кафедры психологии развития личности МПГУ, сделала доклад на тему «Сущностно значимые идеи для понимания проблем развития и бытия личности», представив основные концептуальные позиции авторской теории феноменологии личности, являющиеся методологической основой для теоретических и практических разработок членов ее научной школы.
Виктор Стефанович Басюк, заведующий кафедрой психологии развития личности МПГУ, заместитель президента РАО, доктор психологических наук, профессор РАО, в своем докладе «Опыт преодоления архетипа делинквентности у подростков, оставшихся без попечения родителей» говорил о высокой эффективности идей и практической реализации этих идей В.С. Мухиной в программе психологического сопровождения делинквентных подростков. Докладчик подчеркивал особое значение для преодоления архетипа делинквентности и развития самой личности подростка осознанной, самостоятельно выстроенной внутренней позиции в отношении к самому себе как личности, к своему месту в этом мире, к своему настоящему и будущему.
Алла Владимировна Торопова, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии развития личности МПГУ, сделала доклад на тему «Феномен интонирования на пересечении четырех внешних реалий бытия и развития личности», в котором показала эвристическую ценность концептуальных положений теории личности В.С. Мухиной в исследовании интонирующей сущности человеческой психики. Опираясь на методологические позиции научной школы «Феноменология развития и бытия личности», докладчик представила подходы к изучению и пониманию: 1 — интонирующей функции языкового сознания в доречевых и невербальных формах; 2 — сущностного взаимодействия и обмена опытом переживаний между людьми, этносами и поколениями через интонационные знаки и символы; 3 — самого феномена музыки как интонированной идентичности на пересечении четырех внешних реальностей бытия и развития личности.
II. Этнопсихологические исследования
Цунъин Лю (Харбин, Китай), доктор психологических наук, профессор кафедры социальной работы Института правительственного управления Хэйлуцзянского университета, поздравила кафедру и журнал с юбилеями, отметив высокое значение идей В.С. Мухиной для развития психологии в Китае, и представила доклад «Понимание и отношение к жизни и смерти в менталитете китайских мыслителей». В своем выступлении китайский психолог показала применение идей научной школы «Феноменология развития и бытия личности» при анализе особенностей китайского менталитета. Докладчик представила: 1 — представления о смерти в китайской традиции; 2 — ценностные ориентации на смерть в традиционной китайской культуре; 3 — особенности отношения к смерти современных китайских пожилых людей.
Туяна Цыреновна Дугарова, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии развития личности МПГУ, сделала доклад на тему «Феномены языковых реалий этнического самосознания в контексте концепции феноменологии развития и бытия личности (на материале изучения ментальности бурят)». Ученый показала значение идей В.С. Мухиной в контексте анализа факторов, определяющих ментальную сущность этноса, и представила феномены языковых реалий этнического самосознания бурят (концепты культуры,
метафоры, паремии, фразеологизмы, экстралингвистические феномены) в контексте условий развития и бытия личности, выделенных В.С. Мухиной: 1 — предметного мира, 2 — природного мира, 3 — реалий образно-знаковых систем, 4 — реалий социально-нормативного пространства.
III. Личность в условиях экстремальной ситуации и в условиях обыденной жизни
Андреева Ирина Анатольевна (Горловка, Донецкая Народная Республика), кандидат психологических наук, доцент, декан гуманитарного факультета ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», сделала значимый для нашего времени доклад на тему «Психологическая составляющая жизнеобеспечения личности в экстремальных условиях: Специфика вооруженного конфликта на Донбассе». В докладе И.А. Андреева использовала опыт практической работы В.С. Мухиной в экстремальных ситуациях природных и социальных катастроф при оказании помощи гражданскому населению Горловки в ситуации долговременной гражданской войны. Докладчик обсудила особенности жизнеобеспечения людей, проживающих в условиях военного конфликта на Донбассе, и представила алгоритм социально-психологических мероприятий по нормализации психологического состояния людей*.
Ярулов Александр Анатольевич, кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой МПГУ, в докладе «Инте-гративное управление средой образования личности» показал методологическую ценность идей В.С. Мухиной для организации условий развития личности в образовательном процессе. В качестве одной из ключевых проблем современного школьного образования докладчик выделил то, что развитие личности рассматривается как «вторичный», фоновый продукт, вследствие чего наблюдаются явления школьной депривации, связанные с лишением, обеднением процессов, образующих личностные качества. А.А. Ярулов указал на особую значимость развития внутренней личностной позиции обучающегося в образовательной среде.
Первый день конференции завершился подведением итогов. В.С. Мухина отметила ценность развития самостоятельных научных исследований ее учениками в контексте научной школы «Феноменология развития и бытия личности».
Во второй день, 20 ноября 2018 г., конференция продолжила свою работу на факультете педагогики и психологии МПГУ, где базируется кафедра психологии развития личности. Конференция началась с приветствий учеников В.С. Мухиной, зарубежных гостей и руководителей структурных подразделений факультета.
* В.С. Мухина предложила И.А. Андреевой поступить к ней в докторантуру на кафедру психологии развития личности МПГУ, чтобы в последующем содействовать руководству ДНР в работе с последствиями военного конфликта.
С юбилеями кафедру, журнал «Развитие личности» и лично В.С. Мухину поздравили: Жозе Канжунгу Ожвалду (Луанда, Ангола), доктор психологических наук, заместитель декана по учебной работе, куратор психологических программ Университета Лусиады Анголы; Жанна Сул-тангалиева (Нью-Йорк, США), PhD; Мария Разбаш (Сан-Франциско, США), психолог, ведущий тренер Центра позитивной психологии А. Сви-яша; Софья Ткаченко (Таллин, Эстония), кандидат психологических наук; Светлана Евгеньевна Сапожникова (Екатеринбург), кандидат психологических наук, редактор в ООО «Рама Паблишинг».
Особую благодарность В.С. Мухиной выразили психологи Донецкой Народной Республики из фронтового города Горловка, работающие в ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», — Ирина Анатольевна Андреева, декан гуманитарного факультета, кандидат психологических наук, доцент, и Ольга Николаевна Скляренко, старший преподаватель кафедры психологии, — за ценные идеи по организации психологического сопровождения и помощи населению в ситуации военного конфликта и за готовность к сотрудничеству.
Ученики В.С. Мухиной из УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» (Брест, Республика Беларусь) Ирина Евгеньевна Валитова, профессор кафедры психологии развития, кандидат психологических наук, доцент, и Любовь Алексеевна Цыбаева, доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук, доцент, поздравили лично Учителя с юбилеями кафедры и журнала, отметив высокий авторитет научной школы «Феноменология развития и бытия личности» среди научного сообщества Республики Беларусь.
Татьяна Николаевна Сахарова, декан факультета педагогики и психологии МПГУ, кандидат психологических наук, доцент, отметила особое значение кафедры психологии развития личности в жизни факультета и выразила глубокую благодарность своему Учителю В.С. Мухиной за неоценимый вклад в свое профессиональное и личностное развитие.
Кафедру, журнал «Развитие личности» и лично В.С. Мухину поздравили: Тамара Ивановна Березина, заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина, доктор педагогических наук, профессор; Светлана Николаевна Морозюк, заведующая кафедрой психологии, доктор психологических наук, профессор; Елена Александровна Леванова, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор; Майя Николаевна Швецова, заместитель заведующей кафедрой психологии образования по учебной работе, кандидат психологических наук, доцент; Елена Борисовна Пучкова, заведующая кафедрой психологии труда и психологического консультирования, кандидат психологических наук, доцент. Коллеги указали на значимость и авторитет научной школы «Феноменология развития и бытия личности» в профессиональном сообществе.
Наталья Антоновна Мурашова, министр образования Сахалинской области, направила памятный адрес В.С. Мухиной, поздравляя с юбилеями кафедры и журнала «Развитие личности», высоко оценивая деятельность в развитии психологического образования в России и в мире
и выражая благодарность и признательность за концептуальную разработку и практическую реализацию программы исследования самосознания жителей восточной окраины России.
Михаил Вадимович Груздев, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, доктор педагогических наук, доцент, направил поздравительный адрес на имя В.С. Басюка. М.В. Груздев отметил лидирующие позиции кафедры в психолого-педагогических исследованиях развития личности, научный авторитет и значимость научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» и возглавляемого ею журнала «Развитие личности» в России и за рубежом. М.В. Груздев выразил заинтересованность в установлении и развитии научного и практического сотрудничества с кафедрой психологии развития личности МПГУ.
Кафедру, журнал «Развитие личности» и лично В.С. Мухину поздравили студенты факультета педагогики и психологии МПГУ, выразив огромную благодарность за неоценимые вклады в их профессиональное и личностное развитие. Студенты подарили кафедре торт в виде двух пирамидок белого и черного цвета из известного эксперимента В.С. Мухиной в культовом научно-популярном фильме режиссера Феликса Соболева «Я и другие» (1971).
Студенты поблагодарили В.С. Мухину за то, что она и ее работы научили их сохранять и выстраивать внутреннюю позицию личности. Шутя, студенты заявили, что они с уверенностью могут сказать, что пирамидки не «обе белые», а разные!
Затем собравшиеся перешли к обсуждению научных докладов.
I. Внутренняя позиция личности
Нина Аркадьевна Низовских (Киров), доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии Вятского государственного университета, выступила с докладом «Феномен внутренней позиции личности в контексте саморазвития». Докладчик обосновала эвристический потенциал введенного в психологию В.С. Мухиной понятия «внутренняя позиция личности» и показала его возможности для построения теории и практики личностного саморазвития человека.
Анна Викторовна Черная (Ростов-на-Дону), доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии развития Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, сделала доклад на тему «Внутренняя позиция личности в пространстве игровой культуры в контексте концепции феноменологии развития и бытия личности». Докладчик показала методологические подходы в рамках концептуальных идей В.С. Мухиной к пониманию пространства игровой культуры как особых социальных условий, в которых выстраивается внутренняя позиция личности.
II. Развитие личности на разных этапах онтогенеза
Татьяна Николаевна Сахарова, кандидат психологических наук,
доцент, декан факультета педагогики и психологии МПГУ, сделала
доклад на тему «Особенности бытия и развития личности на поздних этапах онтогенеза в контексте идей В.С. Мухиной». Т.Н. Сахарова рассмотрела психологические особенности самосознания людей «серебряного» возраста через призму содержательного наполнения структурных звеньев самосознания, выделенных В.С. Мухиной: 1 — идентификация с именем, телесной и духовной сущностью человека; 2 — притязания на признание; 3 — половая идентификация; 4 — психологическое время личности; 5 — психологическое пространство личности. В качестве особого преимущества людей «серебряного» возраста Т.Н. Сахарова обозначила относительную свободу от социальных ожиданий общества и выделила особое значение активной внутренней личностной позиции.
Ирина Евгеньевна Валитова (Брест, Республика Беларусь), кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии развития Брестского госуниверситета, выступила с докладом на тему «Особенности самосознания матери ребенка с ограниченными возможностями здоровья». И.Е. Валитова, опираясь на идеи В.С. Мухиной о структурных звеньях самосознания как методологическую основу для понимания особенностей самосознания женщины, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, раскрыла содержательное наполнение пяти звеньев структуры самосознания обсуждаемой выборки. Докладчик раскрыла специфику материнства как реализацию функций матери и становление материнской идентичности при переживании кризисной ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями.
III. Проблемы развития и бытия личности в психологическом консультировании
Наталья Афанасьевна Цветкова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития личности МПГУ, сделала доклад на тему «Применение идей концепции феноменологии развития и бытия личности в психологическом консультировании». Докладчик обсуждала продуктивность использования концептуальных идей и практических разработок В.С. Мухиной в практике психолога-консультанта. Н.А. Цветкова представила: 1 — подходы к консультативной работе с семейными парами с учетом влияния механизмов идентификации и обособления на разных стадиях развития семьи как системы; 2 — типичные проблемы, связанные с нарушениями у клиента в одном или нескольких звеньях самосознания, которые должен решать психолог-консультант.
Анна Игоревна Троянская (Ижевск), кандидат психологических наук, доцент кафедры «Экономика и управление организацией» Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова, выступила с докладом на тему «Рефлексия студента в условиях обучения по различным профилям профессиональной подготовки». Докладчик представила опыт развития рефлексивной позиции личности студента с опорой на концептуальные идеи теории личности В.С. Мухиной. А.И. Троянская представила выявленные с помощью рефлексивного теста-самоотчета «Кто я?» В.С. Мухиной особенности
стилей рефлексии студентов, обучающихся по различным профилям профессиональной подготовки: психологическому, экономическому и техническому.
IV. Этнопсихология личности
Заграт Идрисовна Айгумова, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии образования МПГУ, сделала доклад на тему «Этническое самосознание молодежи в условиях возрождения традиционных ценностей и религии». Докладчик представила анализ особенностей этнического самосознания народностей Дагестана в контексте идей научной школы В.С. Мухиной. З.И. Айгумова подчеркнула особое значение ислама в развитии внутренней личностной позиции дагестанской молодежи.
Иосиф Петрович Хабаров (Республика Саха (Якутия)), кандидат психологических наук, заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Момская СОШ», сделал доклад на тему «Развитие детей и подростков в контексте гендерной социализации в современных условиях нивелирования традиционных отношений мужчин и женщин». Обращаясь к концептуальным идеям теории личности В.С. Мухиной, докладчик представил специфику гендерного развития якутов в условиях современных реалий нивелирования ценностей традиционных культур. И.П. Хабаров выразил мнение, что основной причиной деформации самосознания современной якутской молодежи является невключенность в традиционные виды деятельности.
Микаел Артаваздович Варданян (Ереван, Армения), кандидат психологических наук, этнопсихолог, выступил с докладом на тему «Этническое самосознание армянской молодежи в условиях диаспоры и титульного этноса». С опорой на методологические позиции научной школы В.С. Мухиной докладчик описал особенности этнического самосознания молодежи в ситуации «бархатной революции» в Армении.
Евгения Михайловна Трофимова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии и психологии труда Рос-НОУ, сделала доклад на тему «Психосемантический анализ авто- и гетеростереотипов малых народов Монголии». Докладчик рассмотрела этнические стереотипы жителей Монголии с опорой на концептуальные идеи теории личности В.С. Мухиной.
V. Личность в условиях депривации
Елена Александровна Байер (Азов), доктор педагогических наук, директор ГКУСО РО «Азовский центр помощи детям», сделала доклад на тему «Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот в условиях Азовского центра помощи детям». Докладчик представила личный опыт организации работы с детьми-сиротами Азовского центра помощи детям с учетом концептуальных идей и практических разработок научной школы В.С. Мухиной.
Ольга Николаевна Скляренко (Горловка, Донецкая Народная Республика), старший преподаватель кафедры психологии Горловского
института иностранных языков, сделала доклад на тему «Психологическое содержание жизнедеятельности личности в экстремальных условиях». Докладчик представила анализ особенностей экстремальных условий, в которых пребывают жители Донбасса, находящиеся в ситуации гражданской войны. О.Н. Скляренко описала динамику внутренних переживаний у разных категорий населения на протяжении четырех лет, сопоставляя показатели «экстремальности» и «нормативности» условий жизнедеятельности в субъективной картине мира жителя Донецкого региона.
Леонид Михайлович Проценко, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития личности МПГУ, выступил с докладом на тему «Социализация подростков в условиях внешних реалий: анализ проблем в контексте концепции феноменологии развития и бытия личности». Докладчик представил опыт реализации практических технологий научной школы В.С. Мухиной в работе с подростками в условиях временных объединений. Особый акцент Л.М. Проценко сделал на обсуждении идеи В.С. Мухиной о принципиальном значении влияния внешних реалий на развитие психических функций и личностных качеств поколений людей. Докладчик рассмотрел позитивные и негативные воздействия внешних реалий на развитие личностных качеств подростков.
Филипп Романович Устюжанин, аспирант кафедры психологии развития личности МПГУ, сделал доклад на тему «Психологические портреты девочек-подростков, лишенных родительского попечительства». Докладчик описал психологические особенности делинквент-ных подростков с опорой на методологические позиции научной школы В.С. Мухиной. Ф.Р. Устюжаниным были показаны особенности высших психических функций, эмоциональной сферы, типичные особенности наполнения структурных звеньев самосознания и поведенческие проявления девочек-подростков в социальной ситуации пребывания в условиях ВДЦ «Орлёнок».
Второй день конференции завершился принятием резолюции, в которой участниками конференции отмечалась исключительная актуальность и значимость идей научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» для развития психологического и психолого-педагогического образования, науки и практики в стране в соответствии с приоритетами развития личности и общества, общечеловеческими и национальными ценностями, актуальными проблемами современности. Были намечены стратегии развития кафедры психологии развития личности МПГУ и журнала «Развитие личности» в рамках научной школы В.С. Мухиной.
Третий день конференции, 21 ноября 2018 г., был посвящен неформальному общению членов научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» в стенах факультета педагогики и психологии МПГУ и за его пределами с целью обмена накопленным опытом, установления новых профессиональных связей, координации взаимодей-
ствия и планирования значимых научных и практических проектов в едином методологическом поле научной школы.
Прибавление 1
НАУЧНАЯ ШКОЛА В.С. МУХИНОЙ «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ»
Валерия Сергеевна Мухина, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный профессор МПГУ, является основоположником и руководителем научной школы «Феноменология развития и бытия личности». В основу концепции научной школы легли теоретические позиции автора о развитии и бытии личности, представляющие собой уникальное направление в отечественной и мировой науке по своей эвристической ценности и практической применимости, сопоставимое с классическими психологическими теориями личности.
Концепция развития и бытия личности представляет собой мировоззренческую позицию, которая определяет понимание сущности феномена самосознания в его развитии на всех этапах онтогенеза в разных социокультурных условиях, в различных условиях обыденной жизни и во всех возможных экстремальных ситуациях (природных, техногенных и социальных катастроф). Разработанная концепция оснащена принципиально новым научным тезаурусом. Концептуальные идеи теории личности В.С. Мухиной представлены в многочисленных публикациях в академических журналах, входящих в перечень ВАК; в монографии «Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты)». — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Национальный книжный центр, 2017. — 1088 с. — Режим доступа: http://elib.mpgu.info/view. php?fDocumentId=8969. В мае 2019 г. выходит 6-е издание этой монографии, исправленное и значительно дополненное. В то же время выходит 17-е издание учебника «Возрастная психология. Феноменология развития». — М.: Академия, 2019 (общий тираж более 200 000 экз.).
Научная и практическая значимость школы В.С. Мухиной обусловлена новизной концептуального видения феноменологии развития и бытия личности как в плане исторического анализа становления в человеке двух его ипостасей: Социальной Единицы и Уникальной Личности, так и в плане перспектив развития личности в культурно-исторических условиях (титульные и малочисленные этносы в историческом взаимодействии в сопряженном проживании).
К числу основных направлений научной школы «Феноменология развития и бытия личности» относятся: «Самосознание личности, ее структура»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы (идентификация-обособление) формирования и развития человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Лич-