DOI: 10.12731/2218-7405-2014-6-22 УДК 070
ЖУРНАЛИСТСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭРОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОТЕЧЕСВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ
Петропавловский А.Е.
Статья ставит перед собой следующие цели:
- анализ положения профессиональной компетенции российских журналистов в области эротизма;
- установление факторов, влияющих на развитие профессионализма в освещении эротической тематики в российской журналистике;
- формулирование критериев, которым должен соответствовать современный журналист при освещении эротической тематики.
Новизна данной работы заключается в том, что значение эротической тематики в современной журналистике до сих пор остаётся мало изученной научной проблемой.
В статье обосновываются следующие выводы.
Важность компетентности журналиста по вопросам эротизма в освещении эротической сферы представляется научной проблемой.
Вопрос о повышении уровня профессиональной подготовки журналистов в учебных заведениях с учётом узкой специализации очень актуален в современной России.
Освещать и анализировать эротическую культуру современной России должны только высокопрофессиональные, компетентные работники СМИ.
В современной России журналистика часто обращается к эротической тематике только ради экономической выгоды. Профессиональный, компетентный
журналист сможет найти компромисс между финансовой стороной и объективным, глубоким освещением проблемы.
Ключевые слова: СМИ; журналистика; профессионализм; компетентность; специализация; эротизм.
JOURNALISTIC COMPETENCE AS A CONDITION OF FORMATION EROTIC CULTURE IN NATIONAL JOURNALISM
Petropavlovsky A.E.
Purpose of the article:
- analysis of the professional competence of Russian journalists in the erotic industry;
- a comparison of the factors affecting the development of professionalism in the erotic themes in Russian journalism;
- formulation of the criteria to be met by a modern journalist while covering an erotic theme.
The novelty of this work lies in the fact that the value of erotic themes in modern journalism is a problem little studied by science.
In the article the following conclusions.
The importance of competence journalist on erotic themes in coverage erotic sphere is a scientific problem.
The question of raising the level of training of journalists in educational institutions in view of specialization is very relevant in Russia.
Covering and analysis erotic culture of modern Russia should only highly competent media professionals.
In modern Russia journalism often refers to the erotic category just for economic gain. Professional and competent journalist can find a compromise between the financial side and the quality coverage of the problem.
Keywords: media; journalism; professionalism; competence; specialization;
erotic.
Потребность в профессиональных журналистах, специализирующихся по узкому профилю и способных к решению творческих задач высокого уровня, возрастает. Однако практика показывает, что интеллектуальная, культурная и творческая подготовка современных журналистов сегодня не во всём отвечает требованиям современного дня.
Проблемы профессионального журналистского творчества нашли отражение в ряде научных работ. Р. Г. Бухарцев [1], С.М. Виноградова [2], В. М. Горохов [3], С. М. Гуревич [4], С. Г. Корконосенко [5], Е. П. Прохоров [6], Л. Г. Свитич [7], [8], А. А. Тертычный [9], И. П. Щеблыкин [10] и многие другие рассматривали общеметодологические основы журналистского мастерства, интересовались психологическими основами журналистики, уделяли внимание индивидуальным и коллективным началам журналистского труда, занимались изучением технологических приёмов в СМИ.
Развитие рыночной экономики значительно повлияло на современные СМИ, которые превратились в товар массового потребления. Экономические основы деятельности СМИ требуют от современных журналистов новых форм взаимодействия с аудиторией. Прибыль изданий теперь зависит от удовлетворения интересов аудитории или спонсоров, что нередко приводит к противоречию со свободным творчеством.
В современной российской журналистике наметилась тенденция, когда информирование заменяет анализ, сенсация - социально значимую информацию, художественные вымыслы - реальные факты. При этом разнообразие новых тем в «послеперестроечный» период значительно расширилось. Значительное место в современных СМИ заняла эротическая тематика, и было бы неправильно недооценивать её роль, так как она связана не только с досуговой сферой общества, но и с его культурной стороной.
Часто информация эротического содержания подаётся непрофессиональными журналистами, некомпетентными в теории эротизма и нежелающими углубляться в проблемы основательно. При этом многие журналисты недооценивают серьёзность эротической тематики, считая, что осветить интимную сферу очень легко. Однако во многих случаях мы имеем дело с обыденным взглядом на эротизм в произведениях журналистского творчества. Такой подход нередко приводит к искажению объективных смыслов, к формированию в общественном сознании стереотипов в области эротизма.
Кроме того, в значительной степени имеет место отсутствие творческой свободы у журналистов. Отечественные журналисты в конце 90-х годов стали более зависимыми от финансирования и политического влияния, чем в эпоху «перестройки». Влияют на свободу слова также и консервативные моральные установки общества. Однако необходимо помнить, что истинная свобода слова предполагает постоянную работу по повышению публицистического мастерства. Такая работа без внешней цензуры направляет журналистов на творческий поиск форм и способов совершенствования слова и идеи в соответствии с требованиями времени.
Современным журналистам не хватает профессиональных качеств и навыков в освещении эротической сферы, конкретных знаний в этой области. Поэтому появилась необходимость в совершенствовании системы профессиональной подготовки журналистов. Повышение качества журналистского образования должно способствовать становлению личности журналиста, обладающей высокой степенью культуры творческой деятельности в целом и в конкретных областях, в том числе в освещении эротизма.
Профессионализм в журналистике предполагает достижение такого уровня деятельности журналиста, когда его информация становится активным катализатором положительных преобразований в обществе. Но такого уровня можно достигнуть, лишь получив значительный практический опыт. Начальная профессиональная подготовка даётся в учебном заведении. Знакомство с про-
фессией, приобретение первоначальных навыков, подготовка профессионалов -всё это входит в обязанности образовательных учреждений разных уровней во всём мире. Они должны готовить журналистов, которые владеют основными теоретическими знаниями и обладают практическими навыками.
Однако журналист должен обладать не только литературными и индивидуально-психологическими способностями, но и специальными знаниями в той области, которую он освещает. Так считает, например, известный исследователь журналистского творчества А. А. Тертычный: «журналист-аналитик должен обладать и специальными знаниями в той области, к которой относится предмет его журналистского выступления. Поэтому ему желательно иметь не только журналистское, но и специальное образование» [9; с. 9]. Поэтому профессиональному журналисту нужно сделать акцент на изучение конкретной области, которая важна непосредственно для его профессиональной специализации. Традиционно такими сферами считаются экономика, политика, социальная жизнь, культура и искусство, спорт, наука и образование. Но потребности качественной информации предполагают обращение к более узким областям.
По словам В. М. Горохова, «индивидуальность журналиста выявляется в профессиональной специализации» [3; с. 16]. Профессиональное образование должно помочь начинающему журналисту найти интересующую его информационную область, отвечающую его склонностям, задаткам, особенностям характера, и приобрести знания в данной области, без которых невозможно достичь настоящего профессионализма. Это может быть, например, эротическая тематика.
Вероятно, будет правильным предоставить освещение эротизма опытным специалистам в этой области: сексологам, сексопатологам, а также историкам, культурологам, психологам, социологам и представителям других областей знаний, которые занимаются исследованиями, связанными непосредственно с эротической культурой. Эта практика иногда встречается в СМИ. Такие специалисты ведут рубрики в периодических изданиях и передачи на радио или теле-
видении, посвящённые вопросам эротической сферы. Они не профессиональные журналисты, но компетентные исследователи той сферы, о которой информируют аудиторию, поэтому могут дать вполне объективный комментарий.
Нередко на страницах периодических изданий имеют место психологические тесты эротического характера. Но составляются они подчас некомпетентными работниками издания. Предполагается, что такие тесты должны восприниматься как игровые материалы для проведения досуга. Однако многие читатели могут воспринимать игровые результаты очень серьёзно, что может в дальнейшем негативно сказаться на их психике или в поведении. У других наиболее грамотных читателей, которые воспринимают эти тесты как лёгкую игру, может сформироваться представление об эротизме, как о несерьёзной сфере. Однако настоящий психологический тест - это серьезное практическое исследование, хотя его результаты всё же, в значительной степени, условны. Такие тесты могут быть размещены на страницах изданий специалистами по эротизму или компетентными журналистами.
Кроме литературных способностей, специальных навыков и знаний в конкретной сфере, профессионализм в журналистском творчестве предполагает наличие у автора общемировоззренческих позиций. Они имеют огромное значение в жизни любого человека, а в журналистской деятельности играют особенно важную роль. Общемировоззренческие позиции нередко связаны с моральными принципами. От них зависит, что журналист будет считать важным в жизни, что достойным описания, анализа, доказательства или опровержения, критики или одобрения и т.д. Особенно очень важно это при освещении вопросов, связанных с эротикой, сексом. Многие моменты эротической сферы (коммерциализация секса, сексуальная ориентация, гендерные роли, институт брака, сексуальные практики и др.) оцениваются разными людьми не одинаково, а потому порождают в обществе идеологические конфликты. Обращаясь к эротической теме, журналистика обязана акцентировать своё внимание на существующих проблемах, конфликтах и предложить рациональные пути их разрешения.
Исходя из общемировоззренческих позиций, журналист может в своей практике глубоко затронуть актуальные вопросы, стремясь разрешить их наиболее важные стороны, или же, напротив, коснуться проблемы поверхностно, эпатажно. Поверхностное информирование или эпатаж обычно выбирает непрофессиональный журналист. Но в «желтизну» уходят и многие сильные профессионалы, считая такую журналистику более выгодной в финансовом плане.
Ценности журналиста могут быть разными, но, как считает С. Г. Корко-носенко, «журналистика есть дело сначала общественное, а затем уже производственное или личное. Не осознав себя человеком, у которого в руках находится мощное средство воздействия на современников и потомков, их объединения или, наоборот, разъединения, не ощутив полноту ответственности перед обществом и людьми, сотрудник редакции не может считать себя зрелым профессионалом» [5; с. 44].
Для профессионального журналиста важно рационально мыслить, доказывая аудитории правильность своих выводов. Поэтому ему необходимо владеть ещё и основами логики - науки о правильном мышлении, применять в своём творчестве общелогические методы познания (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование). Важна для него и способность рассматривать явления в многообразии их связей, взаимодействий, противоположных сил, тенденций, в изменении и развитии, иначе говоря, диалектически. Именно диалектический подход к анализу эротической культуры позволит избежать стереотипов в вопросах эротизма.
Поскольку внешние (социально-экономические) условия для развития творческого потенциала журналистов не всегда благоприятны, стоит попробовать изменить ситуацию изнутри, опираясь на личность журналиста, на его индивидуальные особенности. Поэтому верным шагом в области просвещения через СМИ представляется повышение уровня профессионализма среди журналистов. Современным СМИ часто не хватает аналитики, которую могут дать лишь
профессиональные журналисты. Увеличение аналитических материалов расширит площадку для конструктивного диалога и поиска выхода из сложных ситуаций. Кроме того, плохой специалист может превратить интереснейшую новость в посредственный текст.
Самым важным шагом подготовки журналистов эротической тематики видится внедрение в учебную программу спецкурсов по освещению в СМИ актуальных проблем науки, культуры и искусства, так как эротизм тесно связан именно с этими областями.
СМИ, посвящённые культуре, искусству и науке, в идеале должны сочетать в себе сразу несколько функций: информационную, аналитическую, образовательную, воспитательную, эстетическую, развлекательную. Е.П. Прохоров считает, что «о высоком профессиональном уровне журналиста свидетельствует выполнение по возможности ряда этих функций одновременно в одном произведении, хотя, разумеется, возможны и иные решения" [6; с. 77]. В современном мире продуктом профессионального журналистского образования должен стать специалист, обладающий творческой индивидуальностью, способный к самообразованию, оперативному поиску методов своей деятельности, умеющий работать с аудиторией и с собой не по шаблону, а с учётом меняющихся обстановки, условий и требований. Ведь для журналиста «профессиональная культура - это не только хранилище стандартов, стереотипов, «памяти» журналистского сообщества, но и творческое своеобразие, индивидуальность мастера, умение ломать привычные нормы и создавать новое» [2].
Профессионально развитый журналист вряд ли будет чувствовать себя только производителем товара на заказ. Он будет понимать свою ценность, общественную значимость своего дела, роль своей профессии. А главное, настоящий специалист сможет найти компромисс между творческой и финансовой составляющими своей профессии. Журналистика эротической тематики неизбежно будет сосуществовать вместе с рекламной сферой. Как справедливо отметил И. П. Щеблыкин, «индустрия развлечений смыкается (и не может не
смыкаться) с рекламой... Но всему должно быть своё место, на крайний случай - мера и такт» [10; с. 13]. Именно мерой и тактом должны владеть профессиональные журналисты, особенно, когда речь идёт об интимной сфере.
Стоит учитывать, что высокий уровень профессиональной компетенции может быть достигнут только при условии самообразования журналиста. Постоянно обращаясь к опыту различных научных сфер, журналист будет иметь полное моральное право обнародовать, как чужие, так и свои собственные выводы, в том числе по вопросам эротизма.
Список литературы
1. Бухарцев Р. Г. Вопросы профессиональной этики журналиста. Свердловск: изд-во Уральского ун-та, 1971. 42с.
2. Виноградова С. М. Слагаемые журналистской профессии // Основы творческой деятельности журналиста / Ред. - сост. Корконосенко С. Г. [Электронный ресурс]. URL: http://evartist.narod.ru/text5/60.htm (дата обращения: 01.08.2014).
3. Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 135 с.
4. Гуревич С. М. Организация индивидуального труда журналиста: учебное пособие / С. М. Гуревич. М.: Изд-во МГУ, 1986. 56 с.
5. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб , 1995. 600 с.
6. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика». М.: «Аспект Пресс», 2003. 368 с.
7. Свитич Л. Г. Профессия: журналист. Учебное пособие / Л. Г. Свитич. М.: «Аспект Пресс», 2003. 255 с.
8. Свитич Л. Г. Журналистское образование: взгляд социолога / Л. Г. Сви-тич, A. А. Ширяева. М.: Издательство «Жар», 1997. 240 с.
9. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М.: «Гендальф», 1998. 312 с.
10. Щеблыкин И. П. О печати нашей и не только нашей. // Публицистика разных лет. Пенза, 2010. 202 с.
References
1. Buhartsev R. G. Voprosy professional'noj jetiki zhurnalista [Questions of professional ethics of journalist]. Sverdlovsk: Publishing Ural University Press, 1971. 42 p.
2. Vinogradova S. M. Slagaemye zhurnalistskoj professii [The terms of the journalistic profession]. Osnovy tvorcheskoj dejatel'nosti zhurnalista [Fundamentals of creative activity of a journalist] / Ed. Korkonosenko S. G. URL: http://evartist.narod.ru/text5/60.htm (date accessed: 01.08.2014).
3. Gorokhov V. M. Osnovy zhurnalistskogo masterstva [Basis of journalistic skills]. M.: Publishing Moscow University, 1989. 135 p.
4. Gurevich S. M. Organizacija individual'nogo truda zhurnalista [Organization of individual labor journalist: textbook] / S. M. Gurevich. M.: MSU, 1986. 56 p.
5. Korkonosenko S. G. Osnovy teorii zhurnalistiki [Fundamentals of the theory of journalism]. St. Petersburg, 1995. 600 p.
6. Prohorov E. P. Vvedenie v teoriju zhurnalistiki. Uchebnik dlja studentov vuzov, obuchajushhihsjapo special'nosti «Zhurnalistika» [Introduction to Journalism. Textbook for undergraduate students majoring in "Journalism"]. M.: "Aspect Press", 2003. 368 p.
7. Svitich L. G. Professija: zhurnalist [Profession: Journalist. Textbook] / L. G. Svitich. M.: "Aspect Press" 2003. 255 p.
8. Svitich L. G. Zhurnalistskoe obrazovanie: vzgljad sociologa [Journalism education: view of the sociologist] / L. G. Svitich, A. A. Shiryaeva. M.: Publisher "Zhar", 1997. 240 p.
9. Tertychny A. A. Analiticheskaja zhurnalistika: poznavatel'no-psihologicheskij podhod [Analytical journalism: cognitive-psychological approach]. M.: "Gandalf", 1998. 312 p.
10. S^eblykin I. P. Shheblykin I. P. O pechati nashej i ne tol'ko nashej [About our print and not just ours]. Publicistika raznyh let [Novels of different years]. Penza, 2010. 202 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Петропавловский Андрей Евгеньевич, аспирант
Пензенский государственный университет ул. Красная, 40, г. Пенза, 440026, Россия vivih@yandex. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Petropavlovsky Andrey Evgenevich, graduate student
Penza State University
40, Krasnaya str., Penza, 440026, Russia
vivih@yandex. ru
Рецензент:
Щеблыкин И.П., заведующий кафедрой журналистики, доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Пензенский педагогический институт имени В. Г. Белинского ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»